Научная статья на тему 'Процесс реформирования органов политической власти и местного самоуправления РФ и Забайкальского края'

Процесс реформирования органов политической власти и местного самоуправления РФ и Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
576
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / РОССИЯ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / КЛАСТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ / POLITICAL POWER / LOCAL GOVERNMENT / RUSSIA / ZABAIKALSKY KRAY / CLUSTER PROGRAMS / EFFICIENCY OF POWER / GOVERNMENTAL BODIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новикова Анна Владимировна

В рамках комплексного политологического анализа в статье раскрыта и проанализирована практическая деятельность органов политической власти, государственных органов и органов местного самоуправления в процессе реформирования политического управления на федеральном и региональном уровнях. На каждом уровне (федеральном, региональном и местном) у органов исполнительной власти происходит смешение как предметов ведения, так и полномочий. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы систематизировать и увязать воедино все государственные функции, которые реализуются на каждом из этих уровней. В организации конструктивного взаимодействия разноуровневых органов власти более детальной проработки заслуживает проблема согласования и взаимного учета интересов центральных и региональных структур государственного управления. Безусловно, при наличии определенного финансового, материального и иного дефицита для решения экономических и социальных задач между органами власти разных уровней возникали и будут возникать определенные противоречия. Основной формой делегирования государственных полномочий является делегирование по закону. При этом не допускается делегирование полномочий, относящихся к исключительной компетенции законодательного и исполнительного органов государственной власти и изменяющих устав субъекта РФ, а также обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. Существует теоретическая и практическая проблема формирования долгосрочной стратегии построения и функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации, ее структурной организации как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Федерации. С учетом российских политических реалий нами выявлена зависимость создания эффективно функционирующей и целостной системы исполнительной власти в условиях федеративного государства с возможностями органов исполнительной власти выполнять свои функции и осуществлять компетенцию в соответствии с их организационно-правовым статусом, объемом полномочий, местом в государственном и региональном управлении. Без решения данной проблемы невозможна реализация многочисленных программ развития Российской Федерации и ее субъектов во многих сферах общественной жизни и отраслей управления. Специфика реализации управления в субъектах РФ связана с осуществлением системы комплексных программ регионального развития, определяющих организационную структуру и механизм реализации региональной политики, направленной на повышение эффективности использования ресурсов с точки зрения целей социально-экономического развития региона. Фундаментом данной системы программ является программирование социально-экономических процессов в субъектах РФ, предполагающее сценарный прогноз социально-экономического развития с учётом внутренних и внешних факторов. Целесообразно развитие «кластерных программ» в приграничных субъектах Российской Федерации как один из критериев эффективности власти в современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reformation Process of Russian Federal Political Authorities and Zabaikalsky Kray Local Government

Practical activities of political authorities, governmental bodies, and local government in the process of political administration reformation on both federal and regional levels are revealed and analyzed in the article under consideration. As governmental bodies of federal, regional, and local levels of responsibility have to mix both matters of authority and their duties, the main objective is to put in order and bind together all the governmental functions being realized on every level of authority. To provide efficient interactions between governmental bodies of different levels the problem of mutual interests netting and coordination should be elaborated. It goes without saying that definite contradictions emerge between governmental bodies considered in lacking financial, material or any other resources to solve economic and social tasks. The principal way to grant powers is by law. But the powers falling within the exclusive authority of legislative and executive bodies, and rewriting the procedures of the charter of a subject of the Russian Federation and/or providing protection of human rights and freedoms are not granted. There is a problem of long-term strategy developing both theoretical and practical while shaping executive power of the Russian Federation, its functioning and structural organization on both federal and local levels of responsibility. Relationship has been found out between creation of entire executive system functioning efficiently in conditions of federative state and possibility for executive bodies to fulfill their duties and realize competence in accordance with regulatory status, scope of authority, and state and local administration level of responsibility. It is impossible to realize diverse development programs of the Russian Federation and its subject entities in many spheres of social life and management branches in case this problem has not been solved. Specific management realization features in subject entities of the RF are bound with realization of complex region development programs determining organizational structure and realization mechanism of regional policy aimed at resource consumption efficiency raising in accordance with the objectives of socio-economic development of a region, programming of socio-economic processes in subject entities of the RF stipulating scenario prognosis of socio-economic development taking into consideration both internal and external factors being the basis of this programs system. We found it expedient to develop cluster programs in border areas of subject entities of the RF, those being power efficiency criteria in contemporary Russia

Текст научной работы на тему «Процесс реформирования органов политической власти и местного самоуправления РФ и Забайкальского края»

УДК 323

Новикова Анна Владимировна Anna Novikova

ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

REFORMATION PROCESS OF RUSSIAN FEDERAL POLITICAL AUTHORITIES AND ZABAIKALSKY KRAY LOCAL GOVERNMENT

В рамках комплексного политологического анализа в статье раскрыта и проанализирована практическая деятельность органов политической власти, государственных органов и органов местного самоуправления в процессе реформирования политического управления на федеральном и региональном уровнях. На каждом уровне (федеральном, региональном и местном) у органов исполнительной власти происходит смешение как предметов ведения, так и полномочий. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы систематизировать и увязать воедино все государственные функции, которые реализуются на каждом из этих уровней.

В организации конструктивного взаимодействия разноуровневых органов власти более детальной проработки заслуживает проблема согласования и взаимного учета интересов центральных и региональных структур государственного управления. Безусловно, при наличии определенного финансового, материального и иного дефицита для решения экономических и социальных задач между органами власти разных уровней возникали и будут возникать определенные противоречия.

Основной формой делегирования государственных полномочий является делегирование по закону. При этом не допускается делегирование полномочий, относящихся к исключительной компетенции законодательного и исполнительного органов государственной власти и изменяющих устав субъекта РФ, а также обеспечивающих защиту прав и свобод граждан.

Существует теоретическая и практическая проблема формирования долгосрочной стратегии построения и функционирования системы исполнитель-

Practical activities of political authorities, governmental bodies, and local government in the process of political administration reformation on both federal and regional levels are revealed and analyzed in the article under consideration. As governmental bodies of federal, regional, and local levels of responsibility have to mix both matters of authority and their duties, the main objective is to put in order and bind together all the governmental functions being realized on every level of authority.

To provide efficient interactions between governmental bodies of different levels the problem of mutual interests netting and coordination should be elaborated. It goes without saying that definite contradictions emerge between governmental bodies considered in lacking financial, material or any other resources to solve economic and social tasks.

The principal way to grant powers is by law. But the powers falling within the exclusive authority of legislative and executive bodies, and rewriting the procedures of the charter of a subject of the Russian Federation and/or providing protection of human rights and freedoms are not granted.

There is a problem of long-term strategy developing both theoretical and practical while shaping executive power of the Russian Federation, its functioning and structural organization on both federal and local levels of responsibility. Relationship has been found out between creation of entire executive system functioning efficiently in conditions of federative state and possibility for executive bodies to fulfill their duties and realize competence in accordance with regulatory status, scope of authority, and state and local administration level of responsibility. It is impossible to realize diverse

ной власти в Российской Федерации, ее структурной организации как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Федерации. С учетом российских политических реалий нами выявлена зависимость создания эффективно функционирующей и целостной системы исполнительной власти в условиях федеративного государства с возможностями органов исполнительной власти выполнять свои функции и осуществлять компетенцию в соответствии с их организационно-правовым статусом, объемом полномочий, местом в государственном и региональном управлении. Без решения данной проблемы невозможна реализация многочисленных программ развития Российской Федерации и ее субъектов во многих сферах общественной жизни и отраслей управления.

Специфика реализации управления в субъектах РФ связана с осуществлением системы комплексных программ регионального развития, определяющих организационную структуру и механизм реализации региональной политики, направленной на повышение эффективности использования ресурсов с точки зрения целей социально-экономического развития региона. Фундаментом данной системы программ является программирование социально-экономических процессов в субъектах РФ, предполагающее сценарный прогноз социально-экономического развития с учётом внутренних и внешних факторов. Целесообразно развитие «кластерных программ» в приграничных субъектах Российской Федерации как один из критериев эффективности власти в современной России

development programs of the Russian Federation and its subject entities in many spheres of social life and management branches in case this problem has not been solved.

Specific management realization features in subject entities of the RF are bound with realization of complex region development programs determining organizational structure and realization mechanism of regional policy aimed at resource consumption efficiency raising in accordance with the objectives of socio-economic development of a region, programming of socio-economic processes in subject entities of the RF stipulating scenario prognosis of socio-economic development taking into consideration both internal and external factors being the basis of this programs system. We found it expedient to develop cluster programs in border areas of subject entities of the RF, those being power efficiency criteria in contemporary Russia

Ключевые слова: политическая власть, органы власти, органы местного самоуправления, Россия, Забайкальский край, кластерные программы, эффективность власти

Key words: political power, governmental bodies, local government, Russia, Zabaikalsky Kray, cluster programs, efficiency of power

Являясь объектом политологического анализа, сильная централизованная политическая власть призвана способствовать целостности государства. К институтам, или главным акторам политического управления относятся: государства, партии, общественные объединения, гражданское общество, бизнес. Подобная множественность политических институтов привела к тому, что «модернизация в России носит собирательный характер и происходит на базе как собственных, так и западных технологий с тенденцией на демократизацию

общества, власти и расширение степени вовлеченности граждан в социально-политическое развитие» [9; С. 13].

Проблема политической власти неразрывно связана с федеративным устройством Российской Федерации и с единством системы государственной власти. РФ состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и

социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации [6; С. 174-179].

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение — одной из важнейших его функций. Безопасность страны, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. О важности территориальной целостности российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции РФ [1].

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [2]. Очевидно, что любое демократическое государство опирается на принцип разделения властей, открытие которого относится к ХУШ в. Разделение властей — это общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических государствах, основанный на системе сдержек и противовесов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти [7; С. 564].

Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция РФ в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти [8; С. 203].

Единство системы государственной власти — одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации [8].

Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы — президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

«Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации»,— утверждает И.Н. Барциц [4; С. 20].

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства — Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В соответствии с указами президента заместители Председателя Правительства и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей президента в федеральных округах [2].

Следует также отметить, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов.

Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается под-

чинением органов исполнительной власти субъектов решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных конституцией и законами, а также подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов.

Местные органы несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности местных органов государственной власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации, устанавливаются конституциями ( уставами) и законами субъектов [8; С. 206].

Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации, тем самым расширив государственную власть.

Процесс реформирования органов политической власти и местного самоуправления предполагает решение проблемных ситуаций, которые постоянно возникают во взаимодействии центра и регионов. В частности, отсутствие федерального закона о федеральных целевых программах развития регионов позволяет Правительству РФ без согласования с субъектами РФ принимать решения по региональным программам. Например, Брянская область в рамках ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)» включена в перечень субъектов РФ, нуждающихся в государственной поддержке развития объектов социальной инфраструктуры как регион с низким уровнем развития.

Механизмом организации взаимодействия между уровнями власти, заслужи-

вающего самого пристального внимания, является деятельность совещательных, координационных, экспертных и иных как универсальных, так и профильных органов. Опыт работы Государственного Совета РФ, Совета законодателей, ряда Советов при Президенте РФ показывает, что регулярное общение руководителей России и субъектов Федерации и их уполномоченных представителей по вопросам, имеющим общефедеральное значение, весьма конструктивно и полезно.

Что касается процессов реформирования органов местного самоуправления, то это динамическое явление. Местное самоуправление в РФ также представляет сложное общественно-политическое явление, в котором необходимо выделить три основополагающих аспекта: во-первых, это элемент системы управления государством; во-вторых, самостоятельный уровень публичной власти; в-третьих, способ самоорганизации граждан. Как элемент системы управления государством местное самоуправление должно обеспечивать исполнение решений федеральных и региональных органов власти, а органы и должностные лица местного самоуправления должны нести определенную ответственность за это исполнение. Местное самоуправление как способ самоорганизации граждан и как одна из форм проявления гражданского общества предполагает предоставление гражданам возможностей инициативного участия в решении вопросов, относящихся к компетенции местного самоуправления.

Процесс реформирования органов политической власти и местного самоуправления предполагает делегитимизацию власти в результате продолжающегося подрыва доверия к институту выборов. Очевидно, что государственная власть в России имеет тенденцию к усилению ее авторитарности. Нерешенными остаются многие проблемы: демографическая, проблема освоения и развития восточных территорий страны, создания современной инфраструктуры, не говоря уже о модернизации в стратегическом понимании. По свидетельству Т.Е. Бейдиной: «конфликтогенные параметры

управления региональной безопасностью в Забайкальском крае ориентированы на предотвращение и урегулирование социально-политических конфликтов, связанных с низким уровнем социально-экономического развития Забайкальского края, сложностью демографической проблемы и другими угрозами» [5; С. 61]. Уже в среднесрочной перспективе может быть пройдена точка невозврата в деле совершенствования региональной безопасности, когда процессы разложения станут необратимыми, и речь будет идти только об их замедлении тем или иным способом. В случае существенного сокращения государственных доходов резко возрастает опасность развития дезинтег-рационных процессов: экономических, инфраструктурных, социально-политических и региональных.

На практике требуется формирование принципа ответственности власти, который включает:

а) совершенствование государственных и общественно-гражданских институтов, обеспечивающих контроль и способность добиться от власти выполнения установленных для нее требований;

б) создание комплекса политико-юридических норм, требований, установок, определяющих ответственность субъектов власти за качество политики, принимаемые решения, действия и поведение;

в) развитие духовно-нравственных мотивов, стимулов к добросовестному выполнению долга у субъектов власти;

г) обеспечение способности общества предупреждать и устранять безответственность, произвол и беззаконие из действий и поведения власти;

д) саму ответственную деятельность субъектов власти, обеспечивающую наибольшие результаты на благо общества и граждан.

Ослабление власти сопровождается развитием дезинтеграционных процессов всех типов. В территориальном плане они, прежде всего, коснутся Северного Кавказа и Дальнего Востока. На Северном Кавказе действуют факторы дезинтеграции — коррупция, клановость, национализм. На

Дальнем Востоке проявляются такие де-зинтеграционные факторы, как отсутствие инфраструктуры и депопуляция.

Процесс реформирования органов политической власти и местного самоуправления РФ предполагает решение проблемы разделения власти по вертикали, которая в федеративном государстве не ограничивается исключительно вопросами такого разделения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Логическим продолжением ее являются проблемные вопросы разграничения властных полномочий между региональными органами власти Российской Федерации и находящимися на их территории органами местного самоуправления.

Несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они в любом случае осуществляют публичную власть со всеми присущими власти признаками (свойствами) [1]. Более того, местные органы власти помимо законодательно закрепленных за ними на федеральном уровне субъектов предметов ведения могут наделяться также и отдельными государственными полномочиями [3].

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления — это предоставление органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации принадлежащих им полномочий органам и должностным лицам местного самоуправления. Делегирование органами государственной власти своих полномочий местным органам власти осуществляется на основе следующих принципов:

— законности и целесообразности;

— социально-экономической обоснованности;

— реальности и гласности осуществления делегированных полномочий;

— материально-финансовой обеспеченности делегируемых полномочий;

— подконтрольности осуществления делегируемых полномочий.

Делегирование отдельных государственных полномочий производится в интересах социально-экономического развития муниципального образования и территории субъекта, с учетом возможности и реальности их осуществления органами местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями обусловлено рядом факторов:

1) данные органы власти входят в качестве составного элемента в общую систему публичной власти в государстве, что предполагает их тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти при решении вопросов местного значения;

2) в силу наибольшей приближенности к населению органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия с большей эффективностью, нежели государственные органы.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями:

1) в области регистрации актов гражданского состояния ( регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования);

2) в области социальной защиты населения ( социальная поддержка ветеранов труда, многодетных семей и др.);

3) в области сельского хозяйства (полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на животноводческую продукцию);

4) по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ( органы местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность).

Органы государственной власти при делегировании своих полномочий в полном объеме компенсируют органам местного самоуправления расходы на их осуществление и представляют реальные гарантии материально-финансовой обеспеченности при решении вопроса о такой передаче. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти осуществляется в таких организационно-правовых формах, как:

— делегирование по закону;

— делегирование по закону субъекта федерации;

— делегирование на основе договоров и соглашений между исполнительными органами государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления (при обязательной ратификации всех договоров и соглашений законодательным органом субъекта РФ и представительным органом местного самоуправления).

Существует практика делегирования полномочий на основе договоров, которая применяется в ряде субъектов, хотя она отчасти противоречит федеральному законодательству. Договор в обязательном порядке должен отражать:

— цели, объем и характер делегируемых полномочий;

— порядок их осуществления и срок действия договора;

— взаимные права и обязанности по реализации делегированных полномочий;

— объем и порядок материально-финансового обеспечения делегированных полномочий;

— формы и меры ответственности сторон за нарушение условий договора;

— условия расторжения договора и возможности возврата делегированных полномочий.

Указанный договор подписывается высшим должностным лицом субъекта РФ и главой администрации соответствующего муниципального образования и вступает в силу после его утверждения законом субъекта федерации и решением представительного органа местного самоуправления.

Договор может предусматривать заключение на его основе соглашений между региональными органами исполнительной власти и соответствующего муниципального образования о делегировании и принятии государственных полномочий.

Субъекты Федерации регулируют вопросы, связанные с передачей, финансированием отдельных государственных полномочий и осуществлением контроля за тем, как они осуществляются муниципальными органами власти, принимая в пределах своих полномочий соответствующие законы. Необходимо отметить, что передача государственных полномочий на уровень местного самоуправления является одним из способов укрепления сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления в их взаимодействии по осуществлению государственного и муниципального управления.

Однако вопросы наделения муниципальных органов власти государственными полномочиями, несмотря на их важное место в системе местного самоуправления, остаются до сих пор малоизученными. Существует необходимость принятия федерального закона о порядке и принципах наделения органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями. Это позволит реализовывать собственные полномочия местного самоуправления и создаст прочный механизм соотношения органов местного самоуправления с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Следует выделить следующие направления совершенствования местного самоуправления:

— урегулирование механизмов распределения предметов ведения, полномочий и ответственности между уровнями публичной власти;

— реформирование налоговой системы России в части перераспределения существующих налогов и сборов между уровнями бюджетной системы. Также особое место следует уделить федеральным, региональным, местным целевым программам поддержки местного самоуправления;

— расширение возможностей влияния муниципальных образований на решения, принимаемые государством по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления;

— повышение эффективности методов бюджетного планирования на всех уровнях. Самым перспективным может являться переход к программно-целевым методам планирования деятельности муниципалитетов.

Названные направления совершенствования ориентированы на принятие решений. Выделим исторические и социокультурные факторы, влияющие на принятие решений. По мнению Н.А. Романович: «Социокультурные пласты массового сознания формируют представление о сущности власти и её функциях. Несмотря на провозглашенный принцип разделения властей, российская власть вновь и вновь воспроизводит иерархическую структуру, характерную для ее традиционного образа» [10]. Образ власти является совокупностью представлений населения, связанных с ожиданием выполнения властью тех или иных функций. Базовые аспекты образа власти включают в себя представления о форме власти, её структурных характеристиках. В традиционной российской модели образа власти имеют место такие аспекты, как централизация и иерархичность.

Иерархическая централизованная модель управления на Руси сложилась исторически в силу своей эффективности и социальной востребованности. Также централизация вписана в традиционную модель образа российской власти. Децентрализация — принадлежность современной модели власти западного типа. На Западе доминирует представление о том, что децентрализация ведет к повышению эффективности госуправления. Реальная ситуация противоречит прогнозам научной теории. По мнению российских политологов, децентрализация не создала предпосылок для повышения эффективности общественного сектора. Если представители различных уровней власти начинают конкурировать между собой за экономические ресурсы,

властные полномочия и популярность в глазах избирателей, результатом децентрализации может стать только снижение эффективности общественного сектора. Реформирование предполагает идеологические предпосылки модернизации России. Целый ряд начинаний исполнительной и президентской власти указывает на то, что правоконсервативная доктрина востребована: введение системы федеральных округов, реформирование порядка избрания парламента, перемены в партийном спектре страны, дискуссия по поводу сотрудничества государства и церкви, присоединение Крыма. Рассмотрев изложенный материал, можно сделать следующие выводы.

1. Современная политическая идеология демократического государства должна быть гибкой и мобильной, способной быстро реагировать на вызовы времени и соответствовать представлениям и жизненным установкам абсолютного большинства населения.

2. Возвращение России на путь национальной государственной и политической традиции укрепляет положение государства в современном мире.

3. Консервативная идеология востребована российскими властями как на федеральном, так и на региональном уровнях: она далека от крайностей, а также способна объединить всех российских граждан вокруг традиционных ценностей семьи, государства и веры.

Как показало проведенное нами в 2013 г. элитологическое исследование, требуется активная деятельность по совершенствованию кадроведческих технологий на муниципальной службе. Представляется целесообразным более активное использование конкурсной системы отбора кадров на вакантные муниципальные должности. Имеет смысл подумать о возможностях переподготовки муниципальных служащих за счет средств краевого бюджета, расширить действующую программу курсов повышения квалификации муниципальных служащих. Следует взять на вооружение практику привлечения на муниципальную службу на временной (контрактной) осно-

ве экспертов и специалистов, работающих над конкретными, целевыми проектами.

Одним из таких важных проектов является реализация программы «Снижение административных барьеров, оптимизации и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Забайкальском крае, 2011-2013 гг.». Основной разработчик программы — Администрация Губернатора Забайкальского края. Целями программы являются снижение административных барьеров; оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Забайкальском крае. Принятие указанных мер позволит внести определенную стабильность в процесс формирования и реализации федеральных и краевых целевых программ, а также минимизировать необходимость перераспределения средств. Таковы некоторые результаты проведенного исследования, свидетельствующие о поисках регионального позиционирования элит.

В ходе проведенного исследования нами получены следующие результаты.

1. Необходимость выработки обновленных подходов к теоретико-методологическим аспектам властных отношений, оценке методологических характеристик власти — это, с одной стороны, результат модернизации российского общества, с другой — следствие модернизационной внешней политики правительства, продиктованной процессом глобализации и нарастающей открытости суверенных государств.

2. Существует теоретическая и практическая проблема формирования долгосрочной стратегии построения и функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации, ее структурной организации как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Федерации.

/"Ч о о

С учетом российских политических реалий выявлена зависимость создания эффективно функционирующей и целостной системы исполнительной власти в условиях федеративного государства с возможностями орга-

нов исполнительной власти выполнять свои функции и осуществлять компетенцию в соответствии с их организационно-правовым статусом, объемом полномочий, местом в государственном и региональном управлении. Без решения данной проблемы невозможна реализация многочисленных программ развития Российской Федерации и ее субъектов во многих сферах общественной жизни и отраслей управления. В рамках административной реформы была осуществлена модернизация системы федеральных органов исполнительной власти на основе подписанного в 2004 г. Указа Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации», который установил функциональное разделение органов исполнительной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В современных условиях внутренние факторы, влияющие на политическое управление в РФ, более значимы, чем внешние. Это связано с тем, что внешние угрозы интересам России в связи с новой геополитической ситуацией и санкцион-ной активностью Запада менее выражены, чем внутренние факторы риска. К последним следует отнести депрессивный характер экономики и исключительно сырьевую направленность сибирских субъектов РФ; неблагоприятные социально-демографические тренды, связанные с оттоком социально-активного населения с приграничных территорий; слабая развитость социальной, транспортной, инновационной инфраструктур, коррупция.

4. Государственные преобразования 90-х гг. XX в. носят системный характер. Проведенное исследование показало, что политическое управление представляет собой необходимо возникающее явление на нынешнем переходном этапе истории РФ, роль и значение которого будет возрастать по мере формирования и развития демократического, гражданского общества в Российской Федерации. Проблема создания демократического общества, процессы децентрализации и регионализации неизбежно требуют смещения акцентов от административно-государственного управления к политическому.

5. Специфика реализации управления в субъектах РФ связана с осуществлением системы комплексных программ регионального развития, определяющих организационную структуру и механизм реализации региональной политики, направленной на повышение эффективности использования ресурсов с точки зрения целей социально-экономического развития региона. Фундаментом данной системы программ является программирование социально-экономических процессов в субъектах РФ, предполагающее сценарный прогноз социально-экономического развития с учётом внутренних и внешних факторов. Целесообразно развитие «кластерных программ» в приграничных субъектах РФ как один из критериев эффективности власти в современной России.

6. Доминирующим элементом политического управления является государственное управление субъектов РФ. Особенности функционирования государственного управления и власти в Забайкалье связаны с осуществлением постановления Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 383 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Совершенствование государственного управления Забайкальского края». Ответственным исполнителем программы является администрация Губернатора Забайкальского края. Выделены такие подпрограммы, как «Развитие государственной гражданской службы и резерва управленческих кадров Забайкальского края», «Содействие развитию местного самоуправления в Забайкальском крае», «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае», «Противодействие коррупции», «Профилактика правонарушений», «Обеспечивающая подпрограмма», «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Забайкальском крае». Целью программы является повышение качества государственного управления и обеспечение эффективности управленческих процессов на территории Забайкальского края. Общий объем финансирования программы составил 342465,3 тыс. руб. за счет средств

бюджета Забайкальского края. Ожидается, что в результате реализации программы доля жителей Забайкальского края, положительно оценивающих деятельность органов государственного управления Забайкальского края, к 2020 г. составит 45 % от количества опрошенных. Выделены такие задачи, решаемые программой, как разви-

тие потенциала государственной гражданской и муниципальной службы и реализация мероприятий, направленных на подготовку государственных гражданских служащих Забайкальского края, осуществление мероприятий по противодействию коррупции в Забайкальском крае.

Литература_

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: сайт. Режим доступа : http : //base. consultant. ru / cons /cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (дата обращения 14.08.2014).

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации» // Консультант Плюс: сайт. — Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/on!ine.cgi?req=doc;base=LA W;n=160097(дата обращения 14.08.2014).

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс: сайт. Режим доступа : http : //base. consultant. ru / cons /cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n= 165978 (дата обращения 22.08.2014).

4. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. 2001. № 9. С. 20.

5. Бейдина Т.Е. О конфликтогенных факторах, препятствующих управлению системой региональной безопасности в Забайкальском крае // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита: ЗабГУ, 2014. № 02 (105). С. 61.

6. Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2005. С. 174-179.

7. Ивин А.А. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2004. С. 564.

8. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Истоки, 2007. С. 203.

_References

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008. No. 6-FCL, from 30.12.2008. No. 7-FCL from 05/02/2014, no. of 2-FCL, from 21.07.2014 № 11-FCL). Consultant Plus: poster. Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (accessed 8/14/2014).

2. Federalny konstitutsionny zakon ot17.12.1997 N 2-FKZ (Federal Constitutional Law dated by 17.12.1997 № 2 FCL) (eds. From 12.03.2014) "On the Government of the Russian Federation". Consultant Plus: poster. Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=160097 (accessed 08/14/2014).

3. Federalny zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (The Federal Law of 06.10.2003 № 131-FZ) (as amended. From 21.07.2014) "On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation". Consultant Plus: poster. Available at : http : //base. consultant. ru/cons/cgi/online . cgi? req=doc ; base=LAW ; n= 165978 ( accessed 22.08.2014).

4. Bartsits I.N. Zakonodatelstvo (Legislation), 2001, no. 9. P. 20.

5. Beydina T.E. Vest. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), Chita: ZabGU, 2014, no. 02 (105). P. 61.

6. Dobrynin N.M. Rossiyskiy federalizm: Stanovlenie, sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Russian Federalism: The rise, current state and prospects]. Novosibirsk: Nauka, 2005, P. 174-179.

7. Ivin A.A. Entsiklopedicheskiy slovar [Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Gardariki, 2004, pp. 564.

8. Karapetyan L.M. Federativnoe ustroystvo Rossiyskogo gosudarstva [The federal structure of the Russian state]. Moscow: Origins, 2007, P. 203.

9. Новикова А.В. К вопросу о внутренней политической модернизации в условиях изменения политического управления в субъектах России // Власть. М., 2014. № 7. С. 13.

10. Романович Н.А. Централизация и иерархичность как базовые аспекты образа власти в России // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы: сайт. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/ book/centrahzacija_i_ijerarkhichnost_kak_bazovyje_ aspekty_obraza_vlasti_v_rossii_2 010-09-21 .htm (Дата обращения 04.11.2013).

Коротко об авторе _

Новикова А.В., канд. полит. наук, доцент каф. «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия anna_novikova2010@maiI.ru

Научные интересы: федеральная и региональная политика, региональная политика субъекта Российской Федерации, управление

О. Novikova A.V. Vlast (Authority). Moscow, 2014, no. 7. P. 13.

10. Romanovich N.A. Tsentralizatsiya i ierarkh-ichnost kak bazovye aspekty obraza vlasti v Rossii [Centralization and hierarchy as the basic aspects of the way of power in Russia]. Network edition for research and analytics of the Fund of historical perspective: the site. Available at: http: //www.perspektivy. info/book/centralizacija_i_ijerarkhichnost_kak_ba-zovyje_aspekty_obraza_vlasti_v_rossii_2010-09-21. htm (accessed 04.11.2013).

_ Briefly about the author

A. Novikova, candidate of political sciences, assistant professor, State and Municipal Management and Politics department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: federal and public policy, regional policy of the Russian Federation, management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.