Научная статья на тему 'Специфика подготовки педагогов в условиях информатизации высшего профессионального образования'

Специфика подготовки педагогов в условиях информатизации высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанасян Сергей Левонович

В статье рассматриваются особенности обучения студентов в педагогических вузах в условиях масштабного внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в систему высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки педагогов в условиях информатизации высшего профессионального образования»

С.Л. Атанасян

Специфика подготовки педагогов в условиях информатизации высшего профессионального образования

В статье рассматриваются особенности обучения студентов в педагогических вузах в условиях масштабного внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в систему высшего педагогического образования.

Ключевые слова: информатизация образования; информационная образовательная среда; система подготовки педагогов.

Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. Важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая — в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества [11]. Значимость информатизации подчеркивается появлением ряда целевых программ районного, областного, регионального и всероссийского уровня — таких, как Федеральная целевая программа «Электронная Россия», региональные программы «Электронная Москва», «Территориальная информационная система Московской области (ТИС МО) на 2001-2005 годы» и ряд других.

Очевидно, что информатизация образования, а значит и, опосредованно, информатизация общества, невозможны без наличия соответствующей информационной культуры, знаний и мотивации к применению средств информатизации у педагогов. Отсюда следует необходимость совершенствования систем подготовки студентов педагогических вузов — корректировка соответствующих методических систем обучения и изменение среды обучения и воспитания, сложившейся в системе высшего педагогического образования.

Очевидно, что система и условия подготовки школьных учителей и других педагогов должны совершенствоваться с учетом современных тенденций информатизации образования и общества.

Систематизация средств информатизации образования и создание соответствующей информационной среды в педагогическом вузе, с одной стороны, направлены на повышение эффективности деятельности педагогического вуза и системы подготовки педагогов, а с другой — способствуют подготовке педагогов — полноценных членов информационного общества и обладателей необходимых про фессиональных качеств.

Существующие подходы к подготовке педагогов в педагогических вузах и особенности использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в этом процессе нуждаются в серьезном анализе.

В настоящее время единая система образования, существовавшая в России, расслаивается и становится все более разнообразной. В процессе ее реформирования выделено приоритетное направление: создание многоуровневой системы подготовки специалистов. Ее функционирование стимулируют новые социально-экономические отношения, сложившиеся в современном российском обществе. Необходимыми условиями существования и развития нашего общества на нынешнем этапе становятся максимальное использование индивидуальных способностей личности, предоставление всем членам общества равных возможностей развития и получения образования.

Процесс создания и функционирования системы непрерывного образования включает в себя:

• построение гибкой и разветвленной структуры образовательных учреждений;

• усиление уровней образования и профессиональной подготовки;

• использование новых технологий обучения;

• использование концепции непрерывного образования.

Введение многоуровневой системы образования предполагает существенную перестройку учебного процесса, содержания, форм и методов обучения. Каждый этап образования должен быть относительно завершенным, поэтому появляются особые требования к отбору учебного материала, его концентрации, широте и глубине изучаемых проблем. В результате актуализируется принцип концентричности изложения, при котором материал, изучаемый на предыдущем этапе, становится исходной ступенью его изучения и на следующем уровне, но при этом сам процесс изучения осуществляется с новых позиций. В связи с необходимостью обучения фундаментальным знаниям, которые не устаревают с течением времени и помогают ориентироваться в любой среде, являясь, по существу, универсальными, предпочтение отдается концептуально-аналитическим методам обучения в противовес традиционному изложению материала.

Многоуровневая система высшего образования становится многовариантной и включает в себя завершенные и подкрепленные соответствующими документами образовательные ступени, предоставляя студенту возможность выбрать посильный для него уровень образования и изменить избранный путь при сравнительно малых потерях.

В текущий период в систему высшего педагогического образования активно внедряется многоуровневая система обучения по схеме: «бакалавр -магистр» или «бакалавр - специалист - магистр». На первом уровне, в рамках обучения в бакалавриате, студент получает систему общих знаний по направлению подготовки, на последующих уровнях происходит либо профессиональная, либо научная специализация. Такая организация учебного процесса наиболее соответствует системе обучения в классических уни-

верситетах и автоматически не переносится на высшие педагогические учебные заведения, так как именно в них постановка учебно-воспитательного процесса тесным образом связана с целями и задачами профессиональной подготовки будущего учителя. Опыт показывает, что внедрение такой системы многоуровневой подготовки педагогических кадров требует кропотливой работы и четкой оценки результатов именно в силу того, что в ней превалирует универсальность получаемых знаний, но зачастую теряется профессиональная составляющая процесса подготовки будущего учителя.

На наш взгляд, принцип многоуровневой подготовки педагогических кадров следует рассматривать в русле концептуального положения, при котором университетский комплекс включает в себя различные образовательные структуры. Сюда входят общеобразовательные учебные заведения, имеющие педагогическую направленность (педагогические классы, педагогические гимназии и лицеи и т.п.), педагогические колледжи, предоставляющие студентам возможность получить среднее специальное педагогическое образование, педагогический университет как основное научнопедагогическое звено комплекса и системы послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, базирующейся на научно-педагогическом потенциале университета.

В качестве примера можно привести деятельность Московского городского педагогического университета (МГЛУ), показавшую жизнеспособность такого рода комплексов. В настоящее время в его структуру входят несколько педагогических колледжей, имеющих тесные научно-педагогические контакты с факультетами и кафедрами университета. Университет заключил договоры о научно-педагогическом сотрудничестве с более чем ссггней московских школ. Ведется активная работа по созданию педагогических университетских лицеев. Такого рода деятельность требует четкого взаимодействия при постановке учебно-воспитательного процесса, что связано с созданием согласованных сквозных учебных планов и программ, а также решением ряда других организационных и педагогических проблем [1].

В основе системы подготовки учителя лежит тезис о профессиональной направленности учебного процесса. В настоящее время этому аспекту уделяется повышенное внимание ведущих специалистов высшей педагогической школы. Осмыслению этого понятия посвящены работы Н.В. Кузьминой [16, 21], В.А. Сластенина [23] и ряда других авторов. В них дается трактовка термина «профессиональная направленность личности» применительно к личности педагога. Основные свойства личности учителя формируются в общей структуре свойств, отношений и действий личности учителя как субъекта педагогического процесса и представляют собой синтез многообразных способностей, качеств ума, чувств и воли.

В.А. Сластенин выделяет два вида направленности свойств и характеристик личности педагога: познавательную и профессионально-педагогическую. Под познавательной направленностью подразумеваются:

• научная эрудиция,

• духовные, прежде всего познавательные потребности и интересы,

• интеллектуальная активность,

• чувство нового,

• готовность к педагогическому самообразованию.

Профессионально-педагогическая направленность личности педагога

складывается из особых свойств и характеристик. Это интерес к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая наблюдательность, организаторские способности, педагогический такт. К ним относятся также воображение, справедливость, общительность, настойчивость, целеустремленность.

З.Г. Борчугова акцентирует внимание на процессе формирования у студентов профессиональной готовности к педагогической деятельности [6, 7]. Автор приходит к выводу; профессиональные качества будущего учителя формируются у студентов по мере получения профессиональных знаний, умений и навыков при изучении предметов учебного плана. В результате воспитания постоянного интереса к педагогической деятельности возникают желание заниматься ею и склонность воспринимать изучаемый материал с учетом его полезности для будущей профессии и с точки зрения готовности работать по специальности.

Очевидно, что реализация принципа профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса существенно зависит от специфики изучаемой учебной дисциплины. Но, тем не менее, существуют общие закономерности его реализации. В связи с этим сошлёмся на работы

А.Г. Мордковича, который рассматривал вопросы профеосионально-педа-гогической направленности подготовки учителя математики. Примечательно, что многие сделанные им выводы носят общий характер и применимы к организации учебно-воспитательного процесса в целом [19,20].

Под профессионально-педагогической направленностью обучения следует понимать необходимость целенаправленного и непрерывного формирования у студентов основ профессионального мастерства, базирующихся на активных и глубоких знаниях школьного курса, его научных основ и методического обеспечения, приобретаемых на благоприятном эмоциональном фоне положительного отношения и к профессии учителя, и к соответствующему предмету как к научной дисциплине. Профессиональное мастерство представляет собой комплекс качеств личности, педагогических, методических и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного развития, обучения и воспитания школьников в урочное и внеурочное время в школе и за ее пределами. Важна также способность умело использовать указанные умения и навыки адекватно целям и задачам обучения и воспитания в тот или иной конкретный период развития личности обучаемого.

Профессионально-педагогическая направленность обучения характеризуется следующими принципами: фундаментальности, ведущей идеи, бинар-ности, непрерывности в постижении будущей педагогической деятельности. Принцип фундаментальности требует действенных знаний, далеко выходящих за рамки преподаваемого школьного курса, универсальности во владении

предметом. Принцип ведущей идеи связывает курсы учебного плана педагогического вуза с соответствующими школьными дисциплинами. Эти связи обеспечивают преемственность курсов, понимание студентами перспектив их изучения и, тем самым, способствуют осознанности в их усвоении. Принцип бинарности означает объединение в каждом изучаемом курсе научной и методической линий. Курс методики преподавания предмета успешно решает свои задачи на основе двуединства специальной подготовки и методических взглядов (сформированных или формирующихся). Принцип непрерывности постижения будущей педагогической профессии дает возможность на протяжении всего обучения реально участвовать в педагогической деятельности.

Очевидно, что внедрение информационных технологий во все сферы деятельности педагогического вуза должно проходить на фоне полной или частичной реализации указанных принципов. Профессорско-преподавательский состав педагогического вуза обязан стремиться к реализации профессионально-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим отметим еще одно важнейшее концептуальное положение, профессионально формирующее будущего учителя и лежащее в основе его профессиональной педагогической подготовки — положение о педагогической практике студентов.

Особого внимания заслуживает опыт подготовки педагогов в МГЛУ. Здесь введено существенное дополнение, которое разрушает сложившиеся стереотипы и усиливает профессиональную направленность учебного процесса. Речь идет о так называемой непрерывной педагогической практике на выпускном курсе. Ее наличие и особенности также могут оказать существенное влияние на развитие комплексных процессов информатизации образовательной деятельности.

Суть непрерывной педагогической практики заключается в следующем. Студенты выпускного курса распределяются на работу в качестве учи-телей-предметников, педагогов или психологов в соответствующие образовательные учреждения по специальности с нагрузкой от половины до полной ставки. Преимущества введения такой практики очевидны. Резко повышаются профессиональные умения и навыки выпускников, старшекурснику предоставляется возможность провести полноценный педагогический эксперимент при выполнении дипломной работы. Наконец, выпускник к моменту получения диплома имеет годовой стаж педагогической работы. Опыт показывает, что 75% выпускников остаются работать в тех образовательных учреждениях, в которых проводилась такая практика.

Средства информатизации образования, применяемые в педагогическом вузе, равно как и возможные пути их интеграции в единые среды, нельзя рассматривать в отрыве от существующих педагогических подходов и концепций, реализуемых в настоящее время в рамках подготовки педагогов.

Одно из таких нововведений — личностно ориентированный подход к обучению будущих учителей. Он проявляется в том, что формы, методы и средства обучения студентов педагогических вузов используются таким образом, чтобы они выполняли функцию средств развития личности будущих

педагогов. Концепции личностно ориентированного образования в последние годы достаточно широко представлены в литературе и ряде исследований (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.С. Комраков, А.Г. Чернявская и др.). В личностно ориентированном подходе аккумулированы и интегрированы ведущие идеи в области развивающего образования [15, 22, 25].

В рамках личностно ориентированного подхода студент рассматривается как личность. Осуществляется развитие способности будущего педагога к самоорганизации, к умению самостоятельно находить решение возникающих профессиональных, жизненных задач и внутренних проблем личности. При этом педагогическое образование рассматривается как средство решения этих задач и проблем.

При реализации личностно ориентированного образования преобладает ориентация на потребности, личный опыт и уровень актуального развития личности обучающегося и построение образовательного процесса в зоне его ближайшего развития. Знания перестают играть самодовлеющую роль, выполняя функцию средств в развитии личности. При этом в качестве результата выступает развитие универсальных культурно-исторических способностей личности, прежде всего мыслительных, коммуникативных, творческих, рефлексивных, а также развитие мотивационно-ценностной сферы личности будущего педагога.

В личностно ориентированном образовании происходит субъект-субъектный тип взаимодействия, реализуемый в совместной деятельности. Полномочные педагог и студент имеют собственные мотивы, цели деятельности и соответствующие способности для ее осуществления.

Главным признаком личностно ориентированного подхода является то, что ведущей становится такая учебная деятельность, которая имеет своей целью и результатом уже не столько решенную задачу, сколько овладение обучающимся способами решения задач данного класса, разрешения сходных проблем.

При реализации описываемого подхода к подготовке будущих педагогов образовательный процесс представляет собой цикл, объединяющий проблемную ситуацию, деятельность обучающегося по анализу ситуации и постановке проблемы, решение проблемы, рефлексию способа решения и самосовершенствования. Многократное прохождение студентами такого цикла обеспечивает развитие их способностей и рост уровня самостоятельности.

В личностно ориентированном образовании базовой становится продуктивная, творческая деятельность. При этом репродуктивная деятельность, направленная на отработку системы отдельных умений и навыков, выступает в роли вспомогательной.

Немаловажную роль в процессе подготовки педагогов и в рамках информатизации системы высшего педагогического образования играет развиваемая в настоящее время теория контекстного обучения [8]. По мнению

А.А. Вербицкого, в соответствии с общей психологической теорией деятельности усвоение содержания социального опыта осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной ак-

тивности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы развитием человеческой культуры.

В соответствии с исследованиями А.Н. Леонтьева присвоение социального опыта, развитие психических функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром, другими людьми и с самим собой происходит посредством активной, «пристрастной» деятельности [17]. С этих позиций цель студента — будущего учителя состоит не в усвоении знаний, умений и навыков (они необходимы, но недостаточны), а в овладении целостной профессиональной деятельностью педагога. Общая структура учебной, профессиональной или любой другой деятельности хорошо известна. Она сочетает в себе потребности, мотивы, цели, средства и другие традиционные компоненты.

Система и условия подготовки учителей в педагогических вузах должна опираться на тот факт, что учебная деятельность студентов ни по содержанию, ни по форме не эквивалентна деятельности школьного учителя. Между тем в соответствии с одним из главных положений теории деятельности, для того чтобы овладеть какой-то конкретной деятельностью, нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении, в системах, которые они образуют [17].

Использование информационных технологий в работе педагогического вуза должно быть направлено, в том числе, и на создание условий для динамики деятельности будущего педагога — от учебной к профессиональной. Трансформация этих видов деятельности сопровождается соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предмета и результатов. Для этого достаточно последовательно моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности педагогов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст).

При контекстном обучении теоретическое знание впервые становится для студента осмысленным, превращаясь в ориентировочную основу предстоящей профессиональной деятельности учителя, которая формируется в моделируемых ситуациях компетентного предметного действия и поступка. Все это мотивирует учебную деятельность будущих педагогов, делает ее осмысленной и продуктивной.

Внедрение новых педагогических подходов неразрывно связано с изменением методического и материального обеспечения подготовки учителей в вузах. Все эти тенденции позволяют говорить об инновационном характере современной системы высшего образования. Существует несколько тенденций и особенностей формирования, развития и регулирования инновационной деятельности в сфере подготовки педагогов. В числе таких тенденций можно особо отметить:

• создание ресурсной базы для инновационных образовательных проектов;

• стимулирование инноваций, например, авторских проектов;

• создание правовой базы инновационных процессов;

• формирование инновационной инфраструктуры (создание сообществ преподавателей и пр.);

• регулирование социально-экономической направленности инноваций.

В основе педагогической инновационной деятельности лежит осознание педагогом своей жизненной, профессиональной проблемы и построение способа ее решения. Инновационность в системе высшего педагогического образования необходима как для повышения качества подготовки педагогов в вузах, так и для привития будущим учителям потребности в использовании инноваций в своей последующей профессиональной деятельности.

Хотелось бы подчеркнуть, что в последнее время все чаще употребляется понятие «проектирование», поскольку оно отражает субъектностъ, самостоятельность деятельности педагога в определении средств, способа достижения целей. Основной путь развития педагога состоит в рефлексии средств. Только сам преподаватель может определить, что в конкретных условиях его деятельности является наиболее оптимальным. При этом инновационная деятельность входит в рабочий ритм каждого педагога и становится показателем его личной ответственности за результаты своего педагогического труда.

Инновационность современного педагогического образования неразрывно связана с широкомасштабным внедрением информационных и телекоммуникационных технологий. Действительно, одно из основных направлений инновационной политики в области образования — его информатизация. В информационном обществе происходит постоянный приток несистематизированной информации, что ведет к росту «информационного хаоса», который существенным образом размывает границы научного знания. Это подчеркивалось в ряде фундаментальных исследований (А. Харкевич, П. Сорокин, И. Пригожин и др.). Преодолению подобной проблемы способствуют компьютеризация и информатизация всех сторон жизни общества, в том числе и его сферы образования.

Таким образом, можно утверждать, что информатизация, с одной стороны, и развитие общества, сферы образования, а также иные факторы внешней среды — с другой, приводят к необходимости внедрения информатики, информационных и телекоммуникационных технологий как инструмента инноваций, позволяющих образованию вообще, и высшему педагогическому образованию в частности, соответствовать современному уровню развития общества.

Информатизация высшего педагогического образования тесно связана с информатизацией общества. Попытки систематизации и интеграции различных информационных источников и технологий, рассматриваемых в качестве информационной среды общества, активно предпринимаются и в системе образования. В частности, во многих работах для характеристики профессиональной среды применяется термин «современная информационная среда». Так, М. Мойнов предлагает рассматривать это понятие в двух аспектах: глобальном и локальном. По его мнению, глобальный аспект «современной информационной среды» идентифицируется с информационным обществом, информацион-

ной революцией, информационной промышленностью, информатизацией общества и интеллектуализацией управленческого труда.

Можно считать, что в глобальном смысле «современная информационная среда» совпадает с информационным обществом. Принятие подобного тезиса означает, что вся подготовка современного специалиста, в том числе и педагога, должна быть направлена на нужды и потребности информационного общества. Эта значит, что современного человека необходимо учить работать с информацией. Сделать это возможно только при наличии соответствующей компетенции у педагогов.

Очевидно, что современный педагог должен обладать определенным набором качеств, связанных с умением осуществлять образовательную деятельность с использованием информационных технологий. Во многих научных источниках применительно к членам современного общества, специалистам, и в частности к педагогам, используется термин «информационная культура», который по-разному определяется различными авторами.

В наиболее общем приближении можно признать мнение Ю.А. Шрейдера, согласно которому «информационная культура состоит в выработанной привычке получать знания через ЭВМ — точно так, как сегодня мы получаем их через книги, и записывать их в ЭВМ, как записываем сегодня в тетради или картотеки» [24].

Информатизация системы высшего педагогического образования должна обеспечивать формирование у педагогов информационной культуры специалиста. Следует согласиться с Д.И. Блюменау в том, чш такая культура — «.. .понятие емкое: это и знание специалистом особенностей (закономерностей) документальных потоков в своей области деятельности, возможностей различных систем поиска информации, умение работать с различными источниками, и владение основами аналитико-синтетической переработки информации, и многое другое, поскольку каждый специалист практически не только потребитель информации, но и активный участник информационного процесса в целом — автор, редактор, референт, рецензент, консультант» [3].

Таким образом, применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовании при подготовке педагогов обоснованно, так как соответствует основным тенденциям развития современного общества.

Анализ изменений, происходящих в профессиональной педагогической среде, позволяет сделать следующие выводы:

• современное общество и его сфера образования нуждаются в педагогах нового типа, обладающих высоким уровнем информационной культуры и способных принимать решения и готовить членов общества в условиях формирования и развития информационной среды;

• для реализации этих положений необходимы изменения в системе высшего педагогического образования, касающиеся, в том числе, и процессов информатизации. Без таких изменений педагогические вузы не в состоянии выполнить изменяющийся социальный заказ общества.

Решению данных проблем может способствовать системное внедрение в процесс подготовки педагогов в вузах информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих индивидуализировать обучение, активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, приблизить ее к профессиональной и, тем самым, снять одно из основных противоречий процесса подготовки педагогов.

Среди основных причин, затрудняющих процесс формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях использования информационных и телекоммуникационных технологий, по мнению исследователей, на первый план выдвигаются следующие:

1. Отсутствие теоретически обоснованной системы непрерывной информационной подготовки студентов — будущих педагогов.

2. Опора в процессе подготовки не на модель готовности будущего учителя к профессиональной деятельности, а на положения учебных планов и программ, реализуемых в педагогических вузах.

3. Тенденция к усилению теоретической подготовки в ущерб практической и сведение теоретической подготовки к накоплению информации и информационных источников.

4. Недостаточное использование в процессе изучения специальных и других дисциплин информационных технологий и связанных с ними понятий.

5. Бессистемность в создании и использовании информационных и телекоммуникационных технологий при подготовке педагогов в вузах.

Описание особенностей существующих систем подготовки педагогов в вузах, значимых с точки зрения информатизации, было бы неполным без анализа специфики подготовки учителей в Московском городском педагогическом университете. В этом педагогическом вузе осуществляется подготовка учителей для школ города Москвы, чш обеспечивается всеми основными показателями: учебно-материальной базой, кадровым составом профессоров и преподавателей, качеством учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса, оценкой качества работы выпускников в образовательных учреждениях.

МГПУ строит свою деятельность базируясь на постоянно обновляемой концепции развития университета, которая носит комплексный характер, охватывающий основные направления работы коллектива с учетом особенностей подготовки кадров в столичном мегаполисе. Вопросы информатизации образовательной деятельности в МГПУ также во многом регламентируются подобной концепцией.

За 14 лет своей деятельности Московский городской педагогический университет превратился в один из центров науки, образования и культуры города Москвы с мощной учебно-материальной базой, современными информационными и технологическими возможностями. В настоящее время контингент студентов университета составляет более 17 тысяч человек, из которых 2/3 учатся очно. В составе МГПУ функционируют 6 институтов, 23 факультета и колледж. Подготовка студентов ведется по 43 специальностям и направлениям высшего профессионального образования (23 из которых — педагогические) и по двум специальностям среднего профессионального образования.

Ежегодно МГЛУ выпускает около одной тысячи учителей, более 75% которых распределяются в образовательные учреждения города Москвы. За время своей деятельности университет подготовил для Москвы более 11 тысяч учителей.

Много лет на базе МГЛУ работает университетский научно-образовательный округ, в состав которого входят более 60 учреждений образования (от детского сада до вуза). В рамках округа отрабатывается модель непрерывного педагогического образования, действует сеть педагогических и пред школьных классов в более чем 200 базовых школах, гимназиях и лицеях. Созданы и эффективно работают десятки городских экспериментальных площадок по актуальным проблемам педагогики, психологии, воспитания и дополнительного образования.

Являясь одним из ведущих педагогических вузов России, МГЛУ вносит значительный вклад в развитие системы образования. По итогам рейтингов последних лет, проводимых Министерством образования и науки РФ, университет входит в пятерку лучших педагогических университетов страны.

Важно подчеркнуть, что университет проводит обширную деятельность в области информатизации системы подготовки педагогов, ориентируется на активное применение компьютерной техники в учебной, внеучеб-ной, научной и административной деятельности, что позволяет увеличить эффективность работы вуза. Так, например, в 2007-2008 учебном году свыше 1 400 компьютеров обеспечивали выполнение учебных, научных и административных задач. Из них более тысячи используется непосредственно в учебном процессе: сформированы 39 стационарных и 5 мобильных компьютерных классов. Большинство компьютерных классов оборудованы дополнительными мультимедийными средствами: мультимедиа-проекторами, интерактивными досками и другим оборудованием, что позволяет проводить лекционные и практические занятия с использованием электронных образовательных ресурсов на всех факультетах университета.

МГЛУ является уникальной базой, обладающей всеми необходимыми средствами, ресурсами и технологиями, необходимыми для систематизации средств информатизации образования, задействованных в подготовке педагогов в вузах. Для проведения такой работы необходимо подвергнуть анализу существующие подходы к информатизации отдельных видов образовательной деятельности, характерных для педагогических институтов и университетов.

Информация играет очень важную роль в жизни и деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Появление и совершенствование компьютерной техники обусловлены потребностями общества в быстрой и, что не менее важно, безошибочной переработке информации. Благодаря этому современный специалист может своевременно и адекватно адаптироваться к меняющимся условиям окружающей действительности, принимать более обоснованные решения. Профессиональная среда современного специалиста характеризуется, в первую очередь, нарастающим темпом различных изменений и большими объемами разнообразной информации, которой он вынужден оперировать.

Эти слова во многом можно отнести и к деятельности современных педагогов. Многие положения, касающиеся информатизации высшего образования в целом, целесообразно было бы применить и к системе подготовки студентов педагогических вузов.

Прежде всего, следует отметить, что одной из основных характеристик современного высшего образования (в том числе и высшего педагогического образования) можно считать его стабильно нарастающуюся наукоемкость. Непрерывное расширение научных исследований, проводимых в мире, использование в научных исследованиях все более современной и продуктивной техники и, наконец, увеличение количества научных областей, как правило, незамедлительно находит отражение в учебных планах и программах вузов, отражается на постоянном увеличении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов.

Наиболее продуктивным механизмом решения задачи повышения нау-коемкости современного образования является включение субъектов образовательного процесса всех уровней в научно-исследовательскую деятельность и реализация в этой среде комплексного научного сопровождения [5]. Под термином научное сопровождение понимается система, раскрывающая целостное взаимодействие научно-методического, информационного и организационно-управленческого компонентов образовательной деятельности. При этом ценностно-смысловое назначение и содержание каждого вида научного сопровождения определяют индивидуальные или личностные приоритеты субъектов образования.

Образовательный процесс, безусловно, определяет основной вид деятельности педагогического вуза, равно как и любого другого высшего учебного заведения. Взаимовлияние научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса на современном этапе развития общества все чаще называют информационным. Оно осуществляется в так называемом информационном образовательном пространстве вузов, в которых разрабатываются и применяются современные информационные технологии, обуславливающие ценностно-смысловые и системные характеристики деятельности субъектов образовательного процесса [4]. Следует особо подчеркнуть, что такая точка зрения, высказанная в научных публикациях и выступлениях

В.И. Богословского, В.А. Извозчикова и М.Н. Потемкина и выделяющая особую роль информационного образовательного пространства вузов, является существенной для поиска эффективных путей информатизации высшего педагогического образования.

Согласно указанным научным публикациям информационное образовательное пространство вуза предлагается определять в виде адаптационной модели глобального информационного пространства, складывающегося в обществе. В возможную структуру подобного информационного пространства могут входить:

1) совместная учебная, внеучебная, научная и организационная деятельность, осуществляемая на основе использования средств информатизации образования;

2) совокупность информационных ресурсов, имеющих содержательное наполнение, множеств понятий и их семантических связей;

3) совокупность аппаратных и других технических средств информатизации образования;

4) глобальные, региональные и локальные компьютерные сети, предоставляемые ими ресурсы и сервисы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая указанные элементы структуры информационного образовательного пространства, можно сделать косвенный вывод, что в содержание информационно-педагогической деятельности в рамках образовательного процесса включаются:

• сбор данных о субъектах и объектах информационно-педагогического взаимодействия;

• преобразование собранных данных, их систематизация, анализ, синтез;

• переработка, хранение, воспроизведение и предоставление информации всем участникам образовательного процесса.

Можно использовать подход, согласно которому развитие информационного образовательного пространства вуза будет порождать так называемое информационное сопровождение образовательного процесса, определяемое целью обучения, характером будущей профессиональной деятельности студентов, предметом, средствами и необходимыми результатами обучения. В то же время информационное сопровождение ориентируется на материальные условия, которые уже имеются в вузе (техническое оснащение) и созданы в процессе информационно-педагогической деятельности (научное и учебно-методическое обеспечение).

Информационное сопровождение образовательного процесса включает в себя непрерывный процесс создания условий развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, позволяющей выпускнику активно функционировать в современном информационном обществе.

Организация системы информационного сопровождения в вузе вырабатывает у будущих специалистов:

• общую информационную культуру, адекватное представление об информационном мире, о сути происходящих информационных процессов;

• систему информационных ценностей и феномен индивидуальности в информационной сфере;

• функциональную информационную грамотность;

• способность к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию в информационной сфере;

• навыки информационной деятельности в различных информационных условиях и усвоение знаний, необходимых для этого.

Очевидно, что успешная реализация подобного информационного сопровождения обучения будет способствовать адаптации субъекта образовательной деятельности к современной информационной среде и формирова-

нию у будущего специалиста уровня информационной зрелости, достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности информационного общества.

Развитие информационного образовательного пространства вуза и информационного сопровождения образовательного процесса влечет за собой повышение требований к информационной культуре участников образовательного процесса, к числу которых в полной мере можно отнести как самих студентов, так и обучающих их преподавателей и администрацию вузов.

Исходя из приведенного выше описания информационной культуры, ее уровень должен соответствовать требованиям современного общественного развития и напрямую зависит от полноты знаний о производстве, закономерностях развития и совершенствования информационных процессов и технических средств, их осуществляющих. Вместе с тем, информационная культура участника образовательного процесса требует такой деятельности, которая была бы направлена на создание наиболее благоприятных условий для освоения и применения информации профессионально-педагогического и образовательного характера. Подобную деятельность целесообразно развивать в рамках создания и совершенствования единых систем информатизации высшего образования.

Формирование системы в области информатизации позволяет оптимизировать и повысить эффективность организационно-управленческой деятельности, характерной для педагогических и других вузов. Недостаточное информационное обеспечение работников управления и педагогов приводит к значительному падению профессионализма выпускников и невозможности принятия оптимальных решений на основе знаний основополагающих документов и достижений образования, науки и практики. Системный подход к информатизации вуза, очевидно, может способствовать решению проблемы дефицита информации. Взаимоотношения между различными внутренними и внешними структурами системы, входящими в общее информационное пространство, в этом случае будут более плодотворными, динамичными и предсказуемыми.

При таком подходе управленческие структуры получат возможность эффективно и своевременно решать вопросы развития. Это, в свою очередь, порождает проблему грамотного использования возможностей информационных технологий в управленческой и другой деятельности, характерной для вуза. Информатизация, позволяющая создать систему информационного обеспечения управления образовательным учреждением, использовать методы сбора информации, отвечающие современным требованиям, реализовать системный подход в аналитической деятельности, является основой принятия оптимальных решений, способствующих повышению эффективности подготовки выпускников.

Особенности информатизации образовательной деятельности вузов необходимо рассмотреть более детально. В общих чертах под информатизацией конкретного высшего учебного заведения можно понимать весь комплекс мероприятий по использованию средств информационных технологий в автоматизации всех процессов обработки информации, характерных для всех без исключения видов деятельности вуза.

Вопросы информатизации обучения отдельным вузовским дисциплинам в части использования электронных изданий и ресурсов рассматривались в работах С.И. Макарова [18]. Им решалось несколько проблем:

• логически стройное, корректное и точное определение понятия образовательных электронных изданий;

• позиционирование образовательных электронных изданий в структуре системы обучения конкретному предмету;

• исследование способов и принципов отбора содержания образовательных электронных изданий;

• изучение проблемы структуризации учебной информации, представленной в таких изданиях;

• определение полноты содержания и наиболее оптимальной формы ее представления;

• оценка качества образовательных электронных изданий;

• применение электронных изданий в рамках различных систем обучения отдельным предметам, таким как математика, имеющим хорошо формализованные области знаний.

В работах С.И. Макарова сформулированы понятия электронного учебника, электронного издания и электронного учебного ресурса. Рассмотрен формальный подход к описанию предметной области и структуре электронного учебного средства Данный подход позволил автору методами формальной логики построить классификацию электронных учебных средств и построить систему критериев для их оценки. Кроме этого описаны некоторые технологии разработки электронных учебных средств, рассмотрены технологии многокритериальной визуальной оценки электронных учебных изданий и ресурсов и принципы построения телекоммуникационного тестирования в учебном процессе.

При этом не затрагивались вопросы систематизации средств информационных технологий, применяемых в вузах. Разработка и использование электронных ресурсов рассматривались на примере подготовки студентов экономических вузов, а конкретные разработки электронных ресурсов были проведены в рамках совершенствования систем обучения математике.

Следует учитывать, что информационные и телекоммуникационные технологии — это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. В это определение умышленно не включено слово «использование». Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет говорить о еще одной технологии — технологии использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании и многих других областях деятельности человека, что является частью технологий информатизации [11].

Понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуника-

ционных технологий в сфере образования. Это понятие включает в себя весь комплекс приемов, методов, способов и подходов, обеспечивающих достижение целей информатизации образования. К технологиям информатизации образования в полной мере могут быть отнесены приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, методы обучения педагогов эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В основе средств информационных и телекоммуникационных технологий, используемых в сфере образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств. Возможности компьютера определяются установленным на нем сервисным, прикладным и инструментальным программным обеспечением [11].

Педагогическая литература, посвященная проблемам информатизации образования, свидетельствует, что использование средств информационных технологий в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности учебного заведения и предоставляет следующие возможности:

• совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания высшего профессионального образования;

• введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

• внесение изменений в обучение большинству традиционных дисциплин конкретного вуза, напрямую не связанных с информатикой;

• повышение эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

• организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

• совершенствование механизмов управления системой высшего образования.

Существуют и другие положительные аспекты внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в образование. По мнению Б. С. Гершунского, информационные технологии в целом, и компьютер в частности, следует рассматривать как средство повышения эффективности педагогической деятельности. Оно не только «...способно внести коренные преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные системы — цели, содержания, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития личности в учебных заведениях любого уровня и профиля» [9,10].

Следует, однако, учитывать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений высшего образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий. Большинство вузов испыты-

вают достаточно серьезные трудности в организации управления различными отраслями образовательной деятельности. В числе причин, породивших подобные трудности, дефицит времени, перегрузки в работе управляющего персонала и администрации, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования. К тому же, отсутствует централизованное обеспечение информацией, расширяется номенклатура специальностей, необходимо вести собственную планово-финансовую деятельность, привлекать в учебные заведения специалистов высокой квалификации сложно, переход на многоуровневую кредитную систему подготовки студентов требует больших усилий и т.д.

В условиях информатизации общества информация становится общественным стратегическим ресурсом, обеспечивающим в режиме конкуренции преимущество отдельным субъектам хозяйственной деятельности. Существенно изменяется роль информации и в управлении высшими учебными заведениями, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к разработке и использованию в вузах специализированных информационных и телекоммуникационных технологий. В большинстве вузов применение таких технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности студентов. Дело в том, что процедура управления учебным процессом (планирование, организация, учет выполнения учебной работы, анализ качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, взаимосвязью многих информационных элементов, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.

Информатизация управления вузами в России сталкивается с целым рядом до сих пор не решенных проблем. Многие из них очевидны и общеизвестны. В большинстве вузов отсутствуют специалисты по разработке и эксплуатации информационных систем. Налицо недостаточный опыт и квалификация в области использования информационных технологий у административного персонала. У таких специалистов нет представления о всех возможностях администрирования, которые приобретаются в условиях применения средств информатизации. Существующие в вузах информационные и телекоммуникационные технологии недостаточно сформировании и качественны: они все еще находятся в стадии развития. Существенными остаются и материальные затраты на приобретение и содержание техники. Эти проблемы постоянно приходится решать в процессе управления образовательным учреждением. Вдобавок к отмеченным проблемам следует отнести повсеместное отсутствие интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными средствами информатизации образования, задействованными в разных областях деятельности вузов [12].

При создании и интеграции различных средств информатизации образования важно учитывать тот факт, что повышение эффективности работы управленческих структур вузов связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих осуществлять [2]:

• информационное моделирование деятельности вуза;

• рассмотрение альтернативных исходов принятия управленческих решений;

• учет, оперативный мониторинг и статистический анализ данных обо всех участниках образовательного процесса;

• выбор оптимального решения и путей его реализации;

• контроль эффективности принятого решения.

Процессы информатизации тесно связаны с процессами развития и реформирования системы высшего образования. Совершенствование различных видов деятельности вузов происходит в соответствии с классическими теориями педагогики и психологии. В развитие системы профессиональной подготовки специалистов огромный вклад вносят современные исследования ученых, работающих как над совершенствованием организации, теории, содержания и методологии образовательного процесса, так и над путями совершенствования профессионального мастерства педагогов. В настоящее время многие исследования направлены на интеграцию отечественной системы высшего образования с аналогичными системами других государств. Ярким примером тому служит Болонский процесс, находящий поддержку и в России.

Большинство направлений совершенствования системы высшего образования требуют масштабных подходов к организации и объединению специальных средств и методов обработки возникающего при этом большого количества информации — такие, как:

• повышение эффективности образовательного процесса на основе усиления практической значимости приобретенных знаний,

• внедрение новых информационных технологий,

• обеспечение интеграции в мировое образовательное пространство,

• доступность образования,

• ориентация на запросы рынка труда,

• интеграция образования и науки,

• демократизация управления образованием.

Возникает естественная необходимость увязывания информационных технологий, используемых в этих направлениях развития образования, с существующей теорией и практикой реализации указанных видов деятельности вузов.

Развитие процессов информатизации присуще и системе высшего педагогического образования. Подготовка современного педагога невозможна, если в педагогическом вузе не применяются должным образом информационные и телекоммуникационные технологии. В настоящее время уже существует определенный задел в области информатизации высшего педагогического образования. Внедрение и использование информационных технологий в Московском городском педагогическом университете — яркое тому подтверждение. Информатизация педагогических вузов в России характеризуется системностью, плановостью, обоснованностью и этапностью. Как правило, такие принципы и характеристики охватывают информатизацию всех основных направлений дея-

тельности, свойственных системе высшего педагогического образования, в число которых входят обучение и воспитание, педагогическая практика студентов, контроль, научные исследования и управление образованием.

Необходимость распространения информатизации на все вышеотме-ченные сферы образовательной деятельности диктует обсуждаемые в настоящее время основные задачи информатизации системы высшего педагогического образования. В числе таких задач, требующих первоочередного разрешения, выделяются:

• разработка и внедрение информационной среды системы высшего педагогического образования: обеспечение взаимосвязи и взаимодействия информационных технологий и педагогических вузов в многоуровневом процессе подготовки педагогов, разработка научных основ управления учебным процессом и создание распределенных баз данных в различных предметных областях и по различным учебным дисциплинам, характерным для педагогических вузов;

• информатизация обучения и воспитания: переход от дисциплинарной модели содержания образования к системной, предоставление будущим педагогам (бакалаврам, специалистам, магистрам) равных возможностей в получении образования посредством широких разработок и внедрения научно-методического и учебно-методического обеспечения для обучения информационным и телекоммуникационным технологиям;

• информационная интеграция системы высшего педагогического образования в российскую и мировую образовательную систему: совместная разработка российских и международных образовательных стандартов, обеспечение функционального наполнения международных информационных связей, организация международного обмена опытом в области информатизации образования.

Из этих и других задач, актуальность которых не вызывает сомнений, следует необходимость разработки педагогических и информационных технологий и средств, создаваемых в общей концептуальной и технологической нотации, обеспечивающей их тесную интеграцию и приведение в систему. Систематизируемые и связываемые между собой средства информатизации образования должны быть нацелены на комплексное решение задач автоматизации информационной обработки всех вышеотмеченных направлений образовательной деятельности и обеспечивать интеграцию системы образования как в масштабах России, так и на международном уровне.

При этом систематизация и интеграция информационных технологий и ресурсов, задействованных в высшем педагогическом образовании, влечет за собой не только целую серию технологических проблем, но и достаточно обширный комплекс аспектов педагогического характера. Одна из них — проблема формирования готовности преподавателей, работающих в системе высшего педагогического образования, к использованию новейших средств информатизации в своей профессиональной деятельности. В числе условий успешной информатизации образования особое место занимают информационная

грамотность, понимание используемых технологий, профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем, средств и ресурсов.

Общеизвестно, что определенная часть сотрудников педагогических вузов не владеют знаниями и умениями, необходимыми для эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий. Ситуация осложняется еще и тем, что информационные технологии быстро обновляются и усложняются. Возникает явная необходимость совершенствовать систему подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования, а также периодической переподготовки педагогов, преподающих информатику и другие тесно связанные с ней дисциплины.

Существуют и иные проблемы. В частности, большинство педагогических вузов располагают достаточным количеством компьютерной техники, оснащенной доступом к ресурсам сети Интернет. Имеются отдельные разработки по созданию электронных учебников, обучающих, мультимедийных и тестирующих программ, учебные материалы внедряются в систему дистанционного обучения, определены дидактические условия и начаты педагогические эксперименты. Тем не менее, безусловной проблемой высшей школы является практически полное отсутствие электронных учебников, учебно-методических пособий, педагогических программных средств по специальным дисциплинам профильной подготовки будущих специалистов, в том числе и учебнометодические ресурсы, необходимые для подготовки педагогов.

Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в процесс подготовки педагогов расширяет перечень и сферу воздействия образовательных технологий. Следует отметить, прежде всего, создание новых средств обучения и хранения информации, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа-ресурсы, электронные библиотеки, локальные и глобальные образовательные сети, информационно-поисковые системы. Необходимо создание специализированной методической базы для соответствующего развития информатизации системы образования, а это, в свою очередь, связано с научно -педагогической разработкой и изучением возможностей ее влияния на формирование информационной культуры личности, в том числе и личности педагога.

Анализ подходов к информатизации системы высшего образования не был бы полным без упоминания развивающейся системы дистанционного обучения. С одной стороны, она достаточно перспективна для территориально большого государства, с другой — полностью основана на максимальном использовании средств информатизации как в учебном процессе, так и в его организации, что обеспечит распределение процесса получения образования в пространстве и времени.

Развитие дистанционного обучения создаст равные возможности для школьников и студентов в получении дополнительного образования за счет более эффективного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, различных отрас-

левых центров подготовки и переподготовки кадров, а также центров повышения квалификации, других образовательных учреждений.

Современный этап развития информационных технологий в стране и имеющийся научно-технический потенциал будут способствовать быстрому развитию образования на принципах открытого гражданского информационного общества. Это также гарантирует повышение качества образования, доступность образовательных программ широким слоям населения, профессиональную гибкость и мобильность будущих специалистов, доступ к образовательным ресурсам посредством информационных и телекоммуникационных технологий, что в итоге приведет к созданию информационной инфраструктуры и развитию информационной интеграции научно-педагогического потенциала разрозненных высших учебных заведений.

Все эти аспекты свидетельствуют о необходимости сочетания в процессе информатизации высших учебных заведений методов информатизации как очного, так и дистанционного обучения [13,14]. При этом очевидно, что создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды в государстве, но в то же время требуются исследования, нацеленные на изучение целесообразности использования дистанционных технологий обучения при подготовке педагогов.

Таким образом, информационные и телекоммуникационные технологии, в целом, существенно способствуют повышению эффективности подготовки студентов в вузах. Такие технологии оказываются востребованными и в рамках подготовки педагогов в системе высшего педагогического образования. В то же время очевидны недостаточное качество средств информатизации, их разрозненность, хаотичность и отсутствие привязки к запросам систем подготовки педагогов. Более детальное изучение подходов к построению и внедрению информационных образовательных сред, адаптация таких систем к особенностям и потребностям процесса подготовки педагогов — веление времени.

Литература

1. Атанасян С. Л. О концептуальных основах постановки учебно-воспитательного процесса в Московском городском педагогическом университете /

С.Л. Атанасян // Вестник МГЛУ. - 2001. - № 1. - С. 11-15.

2. Афонина Т. Н. Иерархическое представление модели студента младших курсов и ее оценка в системе поддержки решений Expert Decide / Т.Н. Афонина,

A.И. Кузнецов // Сборник статей и докладов научно-методической конференции «Компьютерные технологии в обучении и научных исследованиях». - Орел: Орел-ГАУ, 1999.-С. 76-83.

3. БлюменауД. И. Информация и информационный сервис / Д.И. Блюменау. -Л.: Наука, 1989. - 192 с.

4. Богословский В. И. Информационно-образовательное пространство — область функционирования педагогических информационных технологий /

B.И. Богословский, В.А. Извозчиков, М.Н. Потемкин // Материалы X юбилейной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть 3. -М.: МИФИ, 2000. - С. 103-104.

5. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики / В.И. Богословский. - СПб.: СПбГПУ, 2000. - 142 с.

6. Борчугова 3. Г. Краткая профессиограмма учителя математики средней общеобразовательной школы: Методические рекомендации / З.Г. Борчугова, А.В. Колдунов, А.П. Шабалин. - Л.: ЛГПИ, 1979. - 34 с.

7. Борчугова 3. Г. О некоторых направлениях профессионально-педагогической подготовки учителей математики / З.Г. Борчугова // Научно-педагогические основы методической подготовки учителей математики. - Л.: ЛГУ, 1980.-С. 3-9.

8. Вербицкий А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной программы / А.А. Вербицкий. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. - 41 с.

9. Гершунский Б. С. Прогностический подход к компьютеризации / Б.С. Гер-шунский // Советская педагогика. - 1986. - № 7. - С. 43-48.

10. Гершунский Б. С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 1998.-427 с.

11. Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008. - 286 с.

12. Гриншкун В. В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: Дне. ... д-ра пед. наук / В.В. Гриншкун. - М.: ИОСО РАО, 2004. - 550 с.

13. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: Дис.... д-ра пед. наук / Ю.И. Капустин. - М., 2007. - 358 с.

14. Капустин Ю. И. Становление и развитие системы дистанционного образования в высших учебных заведениях / Ю.И. Капустин. - М.: МГОПУ, 2006. - 82 с.

15. Комраков Е. С. Практическая педагогика: Инновационное образование взрослых / Е.С. Комраков, А.Г. Чернявская. - М.: РАМА, 1998. - 85 с.

16. Кузьмина Н, В, Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Н.В. Кузьмина, В.И. Гинецкий // Советская педагогика. -1982.-№3.-С. 63-66.

17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.-304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Макаров С. И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (на примере курса математики): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ С.И. Макаров.-М.: ИОСО РАО, 2003. -40 с.

19. Мордкович А. Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей / А.Г. Мордкович // Математика в школе. - 1984. - № 6. - С. 42-45.

20. Мордкович А. Г. Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки будущих учителей / А.Г. Мордкович // Советская педагогика. - 1985. - № 12. - С. 52-57.

21. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л.: ЛГУ, 1972. -311с.

22. Сериков В, В. Личностно ориентированное образование / В.В. Сериков // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 16.

23. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976.-160 с.

24. Шрейдер Ю. А. Проблемы развития инфосферы и интеллект специалиста / Ю.А. Шрейдер // Интеллектуальная культура специалиста. - Новосибирск: Наука, 1988.-С. 110-136.

25. Юцявичене 77. А, Теоретические основы модульного обучения: Дис. ... д-ра пед. наук / П.А. Юцявичене. - Вильнюс, 1990. - 380 с.

Bibliography

1. Atanasyan S. L. О konceptualny’x osnovax postanovki uchebno-vospitatelnogo processa V Moskovskom gorodskom pedagogicheskom universitete / S.L. Atanasyan // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. -MGPU, 2001. - S. 8-14.

2. Afonina T. N. Ierarxicheskoe predstavlenie modeli studenta mladshix kursov i ее ocenka V sisteme podderzhki reshenij Expert Decide / T.N. Afonina, A.I. Kuznecov // Sbomik statej i dokladov nauchno-metodicheskoj konferenczii «Komp’uterny’e texnolo-gii V obuchenii i nauchny’x issledovaniyax. - Oryol: OryolGAU, 1999. - S. 76-83.

3. Blumenau D. I. Informacia i mformacionny’j servis / D.I. Blumenau. - L.: Nau-ka, 1989. - 192 s.

4. Bogoslovskij V. I. Informacionno-obrazovatel ’noe prostranstvo — oblast* ftrnk-cionirovania pedagogicheskix informacionny’x texnologij / V.I. Bogoslovskij, V.A. Iz-vozchikov, M.N. Potyomkin // Materialy’ X yubilejnoj konferencii-vy’ stavki «Informa-cionny’e texnologii V obrazovanii». Chast’3. - M.: MIFI, 2000. - S. 103-104.

5. Bogoslovskij V. I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel’nogo processa v pedagogicheskom universitete: Metodologicheskie xarakteristiki / V.I. Bogoslovskij. - SPb.: SPbGPU, 2000. - 142 s.

6. Borchugova Z G. Kratkaya professiogramma uchitelya matematiki srednej obshheobrazovatel’noj shkoly’: Metodicheskie rekomendacii / Z.G. Borchugova, A.V. Koldunov, A.P. Shabalin. - L.: LGPI, 1979. - 34 s.

7. Borchugova Z. G. О nekotory’x napravleniyax professianaPno-pedagogicheskoj podgotovki uchitelej matematiki / Z.G. Borchugova if Nauchno-pedagogicheskie osnovy’ metodicheskoj podgotovki uchitelej matematiki. - L.: LGU, 1980. - S. 3-9.

8. Verbickij A. A. Kontekstnoe obuchenie i stanovlenie novoj obrazovatePnoj programmy’ / A. A. Verbickij. - Zhukovkij: MIM LINK, 2000. - 41 s.

9. Gershunskij B. S. Prognosticheskij podxod k komp’uterizacii / B.S. Gershun-skij // Sovetskaya pedagogika. - 1986. - № 7. - S.43—48.

10. Gershunskij B. S. Filosofiya obrazovaniya / B.S. Gershunskij. - M.: Flinta, 1998.-427 s.

11. Grigor’ev S. G. Informatizada obrazovaniya. Fundamental ’ ny’ e osnovy* /

S.G. Grigir’ev, V.V. Grinshkun: Uchebnik dlya studentov pedagogicheskix vuzov i slu-shatelej sistemy’ povy’sheniya klasifikacii pedagogov. - Tomsk: Izd-vo «TML-Press», 2008. - 286 s.

12. Grinshkun V. V. Razvitie integrativny’x podxodov k sozdaniyu sredstv informati-zacii obrazovaniya: Dis.... d-ra ped. nauk / V.V. Grinshkun. - M.: IOSO RAO, 2004. - 550 s.

13. Kapustin U, 7. Pedagogicheskie i organizacionny’e usloviya e’ffektivnogo so-chetaniya ochnogo obucheniya i primeneniya texnologij distancionnogo obrazovaniya: Dis.... d-ra ped. nauk / U.I. Kapustin. - M., 2007. - 358 s.

14. Kapustin U. I. Stanovlenie i razvitie sistemy* distancionnogo obrazovaniya v vy’sshix uchebny’x zavedeniyax / U.I. Kapustin. - M.: MGOPU, 2006. - 82 s.

15. Komrakov E. S. Prakticheskaya pedagogika: Innovacionnoe obrazovanie vzros-ly’x / E.S. Komrakov, A.G. Chervyanskaya. - M.: RAMA, 1998. - 85 s.

16. Kuz’mina N. V Aktual’ny’e problemy’ professianal’no-pedagogicheskoj pod-gotovki uchitelej / N.V. Kuz’mina, V.I. Gineckij // Sovetskaya pedagogika. - 1982. -№ 3. - S. 63-66.

17. Leont’ev A. N. Deyatel’nost*. Soznanie. Lichnost’ / A.N. Leont’ev. - M.: Poli-tizdat, 1975. - 304 s.

18. Makarov S. I. Metodicheskie osnovy’ sozdania i primenenia obrazovatel’ny’x e’lektronny’x izdanij (na primere kursa matemetiki): Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / S.I. Makarov. - M.: IOSORAO, 2003. -40 s.

19. Mordkovich A. G. O professianal’no-pedagogicheskoj napravlennosti matema-ticheskoj podgotovki budushhix uchitelej/ A.G. Mordkovich // Matematika v shkole. -

1984.-№6.-S. 42-45.

20. Mordkovich A. G. Professianal’no-pedagogicheskaya napravlennost’ matemati-cheskoj podgotovki budushhix uchitelej / A.G. Mordkovich // Sovetskaya pedagogika. -

1985.-№12.-S. 52-57.

21. Osnovy* vuzovskoj pedagogiki / Pod red N.V. Kuzminoy’. - L.: LGU, 1972. -

311 s.

22. Serikov V. V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie / V.V. Serikov if Pedagogika. - 1995.-№ 5. - S. 16.

23. Slastenin V. A. Formirovanie lichnosti uchitelya sovetskoj shkoly’ v processe professional’noj podgotovki / V.A. Slastenin. - M.: Prosveshhenie, 1976. - 160 s.

24. Shrey’der U.A. Problemy’ razvitiya infosfery’ i intellekt specialista / U.A. Shrey’der // Intellektual’naya kul’tura specialista. - Novosibirsk: Nauka, 1988. -

S. 110-136.

25. Ucyavichene P.A. Teoreticheskie osnovy’ modul’nogo obucheniya: Dis. ... d-ra ped. nauk / P.A. Ucyavichene. - Vil’nyus, 1990. - 380 s.

Sergey L. Atanasyan

SPECIFICS OF TRAINING TEACHERS IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION NATURE OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with peculiarities of teaching students at teachers’-training higher educational establishments in the conditions of a mass-scale introduction of information and telecommunication technologies into the system of higher pedagogical education.

Key-words\ information nature of education; information and educational environment; teachers’ training system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.