Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО'

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЕ ЛИЦО / ПОТЕРПЕВШИЙ / ДОПРОС / КАТЕГОРИИ ВОЗРАСТОВ / ПОДГОТОВКА К ДОПРОСУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перякина М.П., Щуров Е.А.

Авторы статьи раскрывают некоторые вопросы подготовки производства допроса несовершеннолетних по- терпевших. Особое внимание уделяется психологическим особенностям несовершеннолетних, связанных с их возрастом и имеющих значение при выборе тактики допроса. Авторы приходят к выводу, что при работе с детьми, особенно детьми - потерпевшими, важно учитывать психологические особенности каждого ребёнка и находить к нему индивидуальный подход. Все действия, проводящиеся с участием несовершеннолетних, должны проводиться исключительно в их интересах. Качество и результат допроса в первую очередь зависит от сле- дователя, от степени его компетентности в области детской и подростковой психологии, умения находить общий язык с несовершеннолетними, подготовки к производству следственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF INTERROGATION PREPARATION OF A MINOR AGGRIEVED PERSON

The article authors are discussed some of the issues of preparation for the procedure of minor aggrieved persons' interroga- tion. Special attention is paid to minors' psychological features, which are relating to their age and which are relevant in the interrogation tactics' selection. The authors are reflected that when working with children, unusual aggrieved children, there is important to consider psychological features of each child, finding herewith personal approach to him. Conducted with the minors' participation all actions must be notably carried out in their concerns. In the first place the interrogation's quality and result are depending on the investigator, from the extent of its competence with regard child and adolescent psychology, the ability to find a general language with the minors, the preparation for investigative proceedings.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО»

УДК 343

Перякина М.П.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Восточно-Сибирского института МВД России

Щуров Е.А.,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

ПОТЕРПЕВШЕГО

Авторы статьи раскрывают некоторые вопросы подготовки производства допроса несовершеннолетних потерпевших. Особое внимание уделяется психологическим особенностям несовершеннолетних, связанных с их возрастом и имеющих значение при выборе тактики допроса. Авторы приходят к выводу, что при работе с детьми, особенно детьми - потерпевшими, важно учитывать психологические особенности каждого ребёнка и находить к нему индивидуальный подход. Все действия, проводящиеся с участием несовершеннолетних, должны проводиться исключительно в их интересах. Качество и результат допроса в первую очередь зависит от следователя, от степени его компетентности в области детской и подростковой психологии, умения находить общий язык с несовершеннолетними, подготовки к производству следственных действий. Ключевые слова: несовершеннолетнее лицо, потерпевший, допрос, категории возрастов, подготовка к допросу

Peryakina M.,

PhD in Law, Associate Professor of Chair of Criminal Process of the Eastern-Siberian Institute of Interior Ministry

of the Russian Federation

Shchurov E.,

PhD in Law, Associate Professor, Deputy Head of Chair of Forensic Science of the Krasnodar University

of Interior Ministry of the Russian Federation

SPECIFICITY OF INTERROGATION PREPARATION OF A MINOR AGGRIEVED PERSON

The article authors are discussed some of the issues of preparation for the procedure of minor aggrieved persons' interrogation. Special attention is paid to minors' psychological features, which are relating to their age and which are relevant in the interrogation tactics'selection. The authors are reflected that when working with children, unusual aggrieved children, there is important to consider psychological features of each child, finding herewith personal approach to him. Conducted with the minors' participation all actions must be notably carried out in their concerns. In the first place the interrogation's quality and result are depending on the investigator, from the extent of its competence with regard child and adolescent psychology, the ability to find a general language with the minors, the preparation for investigative proceedings. Keywords: minor, aggrieved person, interrogation, age categories, preparation for interrogation

Каждое преступление совершается в реальных условиях и поэтому отражается в окружающей обстановке. Не секрет, что при расследовании преступлений его успех нередко определяется грамотностью тактики и законностью проведенного расследования. После принятия дела к своему производству следователь совершает множество различных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Одним из важнейших и наиболее распространенных из них является допрос. С его помощью

получается значительная часть необходимой информации, устанавливаются мотивы и цели совершенного противоправного деяния.

Нередко при расследовании преступлений в качестве потерпевших выступают несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, поскольку по причине своих психологических особенностей они часто становятся объектом посягательств. При допросе несовершеннолетних большую роль играет профессионализм допрашива-

UK3

ющего. Необходимо оказать помощь процессу извлечения информации из памяти ребенка, учитывая, что в данной ситуации именно он обладает всей информацией о произошедшем. Важно проявлять терпение, хвалить ребенка за усилия, выражать дружелюбие и поддержку, устанавливать с ним психологический контакт.

Ведение допроса при участии несовершеннолетних регулирует ч. 4 ст. 188, ст. 191 и ст. 280 УПК РФ. Однако кроме основных правил, существует множество особенностей, в том числе психологических, отличающих допрос с участием взрослого человека от допроса с участием несовершеннолетнего.

Очевидно, что и подготовка к проведению допроса несовершеннолетнего лица отличается от подготовки к допросу взрослого, что необходимо учитывать следователю для достижения наилучших результатов. Следует обращать внимание на ряд отличий, присущих детям: повышенная внушаемость, эмоциональность действий и суждений, меньший объем жизненного опыта и знаний, склонность к смешению реальных обстоятельств события и воображаемых, слабая способность к сосредоточению вниманию, меньшее развитие аналитических навыков и критического мышления при восприятии и оценке воспринятого, склонность к фантазированию.

Нужно отметить, что в ходе всех процедур с участием ребенка необходимо применять принцип срочности [3]. Допрос ребенка необходимо проводить незамедлительно после получения информации о происшествии без неоправданной задержки. Откладывать допрос можно лишь в случаях, когда это необходимо для наилучшей защиты интересов ребенка, поскольку возможны ситуации, в которых ему и его семье необходима предварительная психологическая подготовка, проведенная педагогом-психологом.

Во время проведения допроса важно учитывать индивидуальные психологические особенности личности несовершеннолетнего, следить за его поведением и реакциями, преследовать цель допроса и гибко реагировать на изменения ситуации. Все это возможно сделать лишь при тщательной подготовке следователя к допросу несовершеннолетнего потерпевшего.

При определении тактики и методики допроса следователю необходимо учитывать и особенности, характерные определенным возрастным категориям, так как психологические особенности несовершеннолетних связаны, прежде всего, с их возрастом. В законе нет четкого определения возраста, при достижении которого ребенок может быть допрошен, а потому возможность допроса определяется его способностью давать правильные и достоверные показания.

Существуют различные подходы выделения категорий возрастов. Так доктор психологических наук, профессор, заслуженный юрист РФ В.В. Романов

определяет следующий подход к возрастной периодизации:

1) младенческий возраст - от рождения и до 1

года;

2) раннее детство - от года до 3 лет;

3) дошкольный возраст - от 3 до 6-7 лет;

4) младший школьный возраст - от 6-7 лет до

11-12;

5) подростковый возраст - от 11-12 до 14-15

лет:

6) старший школьный или ранний юношеский возраст - от 14-15 до 17-18 [5].

В свою очередь Д.Б. Эльконин, советский психолог, предложил немного иное деление на возрастные группы несовершеннолетних лиц:

1) дети младшего и среднего дошкольного возраста - от 3 до 4-5 лет;

2) старшего дошкольного возраста - от 4-5 до 6-7 лет;

3) младшего школьного возраста - от 6-7 до 1011 лет;

4) подросткового возраста - от 10-11 до 13-14 лет [6].

Мы рассмотрим возрастные категории, предложенные Методическим материалом Следственного Комитета РФ.

1. Дети дошкольного возраста - 3-5 лет.

Дети этой категории способны определить и сообщить: свое имя, возраст, некоторых членов своей семьи, кто и где трогал их, равно как и кто и где причинил им боль, где они находились, во время причинения им боли. Также дети дошкольного возраста могут рассказать единожды ли произошел эпизод, наглядно описать части тела, в соответствии со своим возрастом. Некоторые сложности для определения у детей этого возраста вызывают цвета, названия всех частей тела, количество эпизодов, достоверный хронометраж событий, сообщение времени происшествия [3]. В то же время есть ряд проблем, с которыми следователь может встретиться при допросе детей этой возрастной категории. Это и непродолжительная концентрация внимания, и невнятная речь, и отсутствие правильного восприятия времени, то есть ребенок сосредоточен на настоящем времени, «вчера» для них было уже достаточно давно. У детей этой категории в повествовании важное место занимает жестикуляция, как правило, она даже более детальная, нежели вербальная речь. Также, из желания понравится взрослым, дети могут пытаться угадать «правильный» ответ, именно поэтому необходимо избегать вопросов, на которые возможен односложный ответ, то есть ответы типа «да/нет». Допросы детей этого возраста желательно проводить в форме игры, использовать игрушки, поскольку ребенок, не зная каких-либо частей тела, сможет показать это на

ип

примере куклы. Важно не забывать, что дети в таком возрасте не умеют разбираться в причинно-следственных связях, о событиях их сознание получает не целостную картину, а ее наиболее эмоционально значимые фрагменты.

Специалисты в юридической психологии Н. Р. Осипов и М. М. Коченов в одном из своих исследований смогли выделить основное содержание показаний малолетних свидетелей. Поскольку между допросом детей-свидетелей и детей-жертв отличие незначительно, результаты их исследования можно применять и в области изучения допроса потерпевших [2].

Чаще всего показания малолетних лиц состоят из описания происходивших на глазах ребенка драк, ссор, убийств, а также описания действий людей в других остроконфликтных ситуациях; описания действий сексуального характера, направленных на самого ребенка или иных лиц; описания внешности людей; описания размеров, формы, цвета, положения в пространстве различных материальных объектов; описания слышанных разговоров с передачей их содержания и эмоциональной окраски. Куда сложнее детям дается описание и оценка характеров, привычек людей; объяснение причин ссор, конфликтов, отношений между людьми; истолкование намерений, побуждений мотивов поступков людей; описание взаимоотношений между людьми до событий, являющимся составляющими содержания уголовного дела

2. Дети младшего школьного возраста - 6-11 лет.

Дети этой категории способны определить и сообщить все то же, что и дети дошкольного возраста. Однако к вышеуказанному стоит добавить, что для этой категории не возникает сложностей с указанием полного имени и возраста всех членов семьи, цветов, названия всех частей тела. По существу дела, как правило, могут пояснить свое состояние и поведение на момент совершения в их отношении правонарушения, больше деталей по событию, частоту и количество эпизодов, свой возраст на момент совершения и окончания насилия. Некоторые сложности у детей могут возникнуть в определении и понимании точной хронологии событий, связанных с насилием, соотношения времени, скорости, и продолжительности. Также они с трудом понимают абстрактные понятия [1]. Следует отметить, что в этом возрасте дети чутко реагируют на окружающую среду, поэтому важно, чтобы обстановка во время допроса для ребенка была благоприятной. Не задумываясь, зачастую члены семьи при детях негативно реагируют на информацию о насилии, ребенок видит слезы, огорчения, крики и, как следствие, воспринимает на свой счет. В практике встречается ошибочно появляющееся у ребенка чувство вины за совершение насилия против него, а также ответственность за эмоции и реакции близких родственников. Во время допроса у детей этой воз-

растной категории прослеживается логическое мышление, однако не всегда могут отличить главные детали от второстепенных, склонны дополнять воображением отсутствующие в памяти детали.

3. Подростки - 12-17 лет.

Как правило, в данном возрасте подростки могут определять все то же, что и дети младшего школьного возраста, но данной категории кроме прочего доступно запоминание и пояснение специфических деталей события, а также понимание соотношения времени, скорости, размера, продолжительности. У подростков обычно хорошо прослеживается критическое и оценочное мышление, наличие опыта общения и взаимодействия с людьми, самостоятельность в каких-либо действиях, самосознание [3]. В этом возрасте человек способен самостоятельно определять «что хорошо, а что плохо», а к 16 годам уже формируется и правосознание. Именно поэтому уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления в 14. Подросткам характерно несколько ошибочное восприятие ценностей и каких-либо нравственных и моральных норм. Нередко встречаются случаи, когда на мнение несовершеннолетних большое влияние оказывает давление окружающих. Стремление казаться «лучше остальных», боязнь оценки сверстников, желание быть признанным среди товарищей может приводить к даче неправильных показаний. Необходимо добавить, что с 16 лет потерпевшие уже будут нести уголовную ответственность по ст.ст. 307, 308 УК РФ. Подростки остро реагируют на негативную реакцию со стороны родителей, нередко встречаются случаи отказа дачи показаний в их присутствии, особенно это касается преступлений против половой неприкосновенности. Некоторые общепринятые понятия потерпевшие этой возрастной категории могут понимать по-своему, поэтому необходимо прояснять правильность понимания того или другого понятия.

Про производстве допроса несовершеннолетнего любой из рассмотренных возрастных групп следователю необходимо объяснять ребенку свое желание ему помочь и понять его, проявлять дружественное отношение, терпеливо выслушивать его ответы не перебивая и не давя. Важно дать понять допрашиваемому, что за его ответы не последует никакой негативной реакции, поскольку дети часто боятся разозлить взрослых. Нужно стараться избежать стеснения и смущения ребенка, объяснить ему, что он всегда может сообщить, если ему неловко говорить о чем-либо.

Проведение следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших - тонкий и требующий тщательной подготовки процесс. Необходимо исключить случаи необоснованного и неоднократного производства одних и тех же следственных действий с детьми. При необходимости проведения

шз

нескольких допросов желательно, чтобы они проводились одним и тем же лицом. И именно поэтому очень важно правильно организовать процесс подготовки.

Для получения необходимых результатов в процессе подготовки можно выделить четыре основных этапа.

1. Тщательное изучение материалов уголовного дела, личности допрашиваемого, его семьи.

Необходимо собрать и изучить всю имеющуюся информацию об обстоятельствах дела, ребенке и семье. А. Н. Васильев и Л. М. Карнеева отмечали этот этап как центральный в организации допроса [1].

В первую очередь лицу, производящему допрос, необходимо провести беседу с родителями потерпевшего. Поскольку каждый ребенок индивидуален, у родителя, как правило, это мать, важно узнать его психологические особенности, условия жизни ребенка (состав семьи, отношения в семье, посещает ли ребенок детские учреждения, с кем ребенок проводит время, любимые игрушки), его физическое развитие (хронические заболевания, дефекты органов чувств, дефекты речи), уровень и особенности интеллектуального развития (степень овладения речью, точен ли в рассказах, любит ли фантазировать, способности, любит ли читать, какие любит игры), черты темперамента и характера (активен или пассивен, уравновешен или легко возбудим, общительный или замкнутый, легко ли находит общий язык со сверстниками, вредные привычки, нелюбимые темы для разговора, находчив ли, пуглив или смел), эмоциональное состояние ребенка (напуган, расстроен, спокоен, замкнулся в себе). Также важно пообщаться с лицом (если это не родитель), которому ребенок впервые рассказал о случившемся с ним, узнать содержание рассказа, обстоятельства события. С целью более глубокого изучения личности ребенка рекомендуется также пообщаться с лицами, наблюдающими его в иных об-становках - детский сад, школа, колледж. Показания родителей и работников детских и юношеских учреждений могут дополнять друг друга и иллюстрировать более полную картину личности потерпевшего. Следует отметить, что необходимо сообщить и периодически напоминать лицам, тесно общающимся с ребенком, о том, что готовить его к допросу, «репетировать» его показания ни в коем случае нельзя [6].

2. Определение круга лиц, участвующих в допросе, встреча с ними.

Такими лицами могут являться родители, педагог, психолог, орган опеки и попечительства, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних. Важно определить, кто именно будет присутствовать при допросе. Таким лицом должен быть человек, который не будет мешать ребенку давать показания. Необходимо порекомендовать лицу занять позицию

наблюдателя, постараться наименьшим образом вмешиваться в процесс, контролировать свое поведение и реакции.

В случаях, когда ребенок отказывается давать показания в присутствии своего законного представителя, следователю нужно предложить присутствовать последнему в обзорной комнате. Также следует указать, что исходя из ч. 3 ст. 191 УПК РФ, следователь имеет право не допускать законного представителя к участию в допросе несовершеннолетнего, если это противоречит его интересам, а также в случаях, когда законный представитель препятствует выяснениям обстоятельств. В случае обнаружения указанных обстоятельств, следователь выносит мотивированное постановление об отводе законного представителя с обязательным указанием причины такого отвода.

Согласно ч.1 ст.191 УПК РФ, при проведении допроса участие педагога обязательно для потерпевших, не достигших 16 лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии. Если лицо достигло 16 лет и не имеет никаких психических отклонений следователь вправе самостоятельно решать необходимость участия педагога. Стоит отдельно оговорить категорию дел против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 4 ст. 191 УПК РФ при проведении допроса лица, являющимся потерпевшим от преступлений в этой категории, не достигшего 16 лет либо достигшего, но страдающего психическими отклонениями, обязательно участие психолога. Также при проведении допроса по этой категории рекомендуется участие педагога того же пола, что и несовершеннолетний, поскольку смущение и стеснение потерпевшего может отразиться на качестве и полноте показаний.

Перед началом допроса необходимо посвятить педагога-психолога в обстоятельства дела, а также продумать с ним формулировку вопросов, договориться, кто их будет задавать. Однако не следует забывать, что вопросы задаются следователем и только с его разрешения другими участниками. Тем не менее педагог-психолог может корректировать формулировку вопроса.

3. Определение и подготовка помещения для допроса.

Должное внимание необходимо уделить подготовке помещения, где будет производиться допрос. Идеальными условиями являются специализированные помещения, состоящие из комнаты ожидания, комнаты для проведения допроса и обзорной комнаты, однако, если нет возможности выделить три помещения, комнату для допроса и комнату ожидания можно совместить. Между комнатой для допроса и обзорной комнатой может быть установлено зеркало Гезелла (стекло, находящееся в стене и являюще-

СбП

еся зеркальным с одной стороны и полупрозрачным с другой) [4].

Очень важно изолировать комнату для допроса от внешних воздействующих факторов, никто не должен прерывать допрос. Комната должна быть оснащена удобной мебелью, преимущественно с обивкой из натуральной или искусственной кожи, поскольку тканая обивка не соответствует санитарным нормам. Кроме основных предметов (как правило, диван, два кресла, небольшой столик, стеллаж для игрушек, небольшой шкаф) в комнате должен быть предусмотрен вспомогательный материал. Он способствует более быстрому освоению ребенка в помещении, налаживанию контакта между ребенком и следователем, а также служит последнему помощником. Малолетнее лицо, используя куклы, может демонстрировать определенные части тела или действия лиц, которые он стесняется или не может сказать. Рекомендуется, чтобы вспомогательный материал состоял из анатомических кукол и картинок, игрушки для детей разного возраста и пола, фигурки людей или животных, обозначающих семью, материалы для рисования (карандаши, бумага, фломастеры). Для психологической защиты, которая может понадобиться ребенку, рядом с ним на диване нужно положить подушку или мягкую игрушку.

Что касается системы аудио- и видео-фиксации, она должна состоять из камеры панорамного вида, чувствительного микрофона и узконаправленной камеры. При необходимости можно поместить ноутбук для ведения следователем записей.

Обзорная комната необходима для того, чтобы специалисты и иные лица, не находящиеся непосредственно в комнате для допроса могли наблюдать за данным следственным действием, не привлекая внимания к себе. Также в обзорную комнату устанавливается специальное оборудование, которое позволяет получать содержание допроса (наушник для специалиста, компьютер, возможна установка принтера). Не следует забывать и о расходном материале (бумага для принтера, ручки, DVD-диски) [1].

Однако в зависимости от психологических и возрастных особенностей следует учитывать, что потерпевшему может быть более комфортно в других условиях. Например, с участием детей дошкольного и младшего школьного возраста для достижения лучшего результата можно произвести допрос в более привычной для них обстановке, такой как детский сад, школа, дом. В то же время подростки официальную обстановку могут воспринять более ответственно, и, как следствие, можно услышать от них более полные и правдивые показания.

3. Составление перечня вопросов

Формулировку вопросов, желательно обсудить с педагогом-психологом. При составлении вопросов важно учитывать психологическое состояние потерпевшего, его возраст, уровень развития, а также другие сведения, полученные при получении информации о личности ребенка.

Перечень вопросов выступает только в качестве помощника следователю, а не является четким планом действия, поскольку в процессе допроса следователю важно быть гибким, внимательным, ориентироваться по ситуации и задавать вопросы, соответствующие настроению ребенка в данный момент.

При изучении литературы можно встретить различные варианты разделения допроса на определенные этапы. Необходимо отметить, что приступая к допросу, следователю важно рационально рассчитывать, сколько времени он может приблизительно уделить каждому этапу, так как в силу возраста и психологических особенностей несовершеннолетние склонны уставать быстрее, а соответственно концентрация их внимания будет снижаться. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрено четкое разграничение возможного времени. Согласно ст. 191 УПК РФ, допрос ребенка до 7 лет может длиться не более 30 минут без перерыва, а в общей сложности не более одного часа. Для детей в возрасте от 7 до 14 лет предусмотрены несколько иные временные рамки. Так, время для допроса данной возрастной категории допускается не более одного часа без перерыва, а в общей сложности не более двух часов. В свою очередь подростков от 14 лет можно допрашивать без перерыва не более двух часов, а в общей сложности не более четырех [7].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что допрос детей-жертв значительно отличается от допроса совершеннолетних потерпевших. Тактические приемы и методика при проведении данного следственного действия требуют тщательной подготовки, профессионализма, особой внимательности. При работе с детьми важно учитывать психологические особенности каждого ребенка, находить индивидуальный подход. Все действия, проводящиеся с участием несовершеннолетних, должны проводиться исключительно в их интересах. Следует отметить, что качество и результат допроса в первую очередь зависит от следователя, от степени его компетентности в области детской и подростковой психологии, умения находить общий язык с несовершеннолетними, подготовки к производству следственных действий.

ип

Список литературы

1. Васильев А.Н., КарнееваЛ.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М.: Юридическая литература, 2009.

2. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М.: Юри-стинформ, 2009.

3. Методические рекомендации по организации и ведению допроса несовершеннолетних в специализированном помещении на этапе следствия. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи Детям», 2014.

4. Перякина М.П. Международные основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц // Вестник ВСИ МВД России. 2016. № 1.

5. Романов В.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1998.

6. ЭльконинД.Б. Детская психология. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]: www.consultant.ru/document/con

Reference list

1. Vasil'evA., Karneeva L. Interrogation tactics in the crimes investigation. M.: Yuridicheskaya Literatura, 2009.

2. KochenovM., Osipova N. The interrogation psychology of underage witnesses: Methodical textbook. M.: Yuristinform, 2009.

3. Methodical recommendations on the organization of taking minors' interrogation in a special purpose space at the stage of investigation. SBR.: Saint-Petersburg Public Organization "Doctors to Children", 2014.

4. PeryakinaM. International framework of criminal proceedings concerning minors // Bulletin of the Easter-Siberian Institute of Interior Ministry of the Russian Federation. 2016. № 1.

5. Romanov V. Legal psychology. M.: Yurist, 1998.

6. El'konin D. Child psychology. M.: Publishing center "Akademiya", 2007.

7. Criminal Procedure Code of the Russian Federation from 18.12.2001 № 174-FL [Electronic resource]: www.consultant. ru/document/con

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.