Научная статья на тему 'Специфика перфомативно-кинетической имиджевой подсистемы синтетической языковой личности в пространстве поэтического рок-текста'

Специфика перфомативно-кинетической имиджевой подсистемы синтетической языковой личности в пространстве поэтического рок-текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПЕРФОМАТИВНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ИМИДЖЕВАЯ ПОДСИСТЕМА / РОК-ТЕКСТ / КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / НЕВЕРБАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА / SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY / KINESIC PERFORMANCE IMAGE SUBSYSTEM / COGNITIVE AND PRAGMATIC PROGRAMME / NON-VERBAL SEMIOTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

Синтетическая языковая личность (СЯЛ) может быть рассмотрена как частная реализация, фрагмент дискурсивной личности. Она формируется в пространстве синтетических текстов разных типов (песенный текст, рок-текст, кинотекст, театральный текст, рекламный текст и т.д.). СЯЛ - это сложная когнитивно-прагматическая дискурсивная единица, обладающая гибкой внешней структурой, которая зависит от типа и структурных особенностей синтетического текста или синтетических текстов, в рамках которых она существует. В пространстве синтетического рок-текста внешняя структура СЯЛ состоит из четырех базовых компонентов: а) вербального; б) артикуляционного; в) музыкального; г) имиджевого. Причем доминирующее положение занимает вербальный компонент. Специфика перфомативно-кинетической когнитивно-прагматической имиджевой подсистемы СЯЛ, актуализированной в пространстве имиджевого компонента СЯЛ, и реализующейся в пространстве концертной визуализации, отражается в ее названии, точнее во второй его части «кинетический», которая определяет непосредственную связь данной имиджевой подсистемы с кинесикой. Основными элементами перфомативно-кинетической имиджевой подсистемы являются различные специфические невербальные жесты (кинемы). Причем каждый жест выполняет определенную функцию и наделяется особыми концептуальными свойствами, так как семантически связан, вписан в общую КПП моделирования СЯЛ рок-поэта. В контексте данной работы перфомативно-кинетическую имиджевую подсистему мы рассматриваем как особую семиотическую когнитивно-прагматическую зону визуализации кинетического поведения СЯЛ, специфика которого полностью определяется качественными особенностями КПП СЯЛ того ли иного рок-поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the kinesic performance image subsystem of synthetic lingual personality in the framework of poetic rock text

Synthetic ligual personality (SLP) may be considered as a particular realisation, a fragment of discur sive personality. It is formed in the space of synthetic texts of various types (song text, rock text, cinema text, theatre text, advertisement text, etc.). SLP is a complex cognitive and pragmatic discursive unit that has a flexible external structure depending on the type and structural peculiarities of the synthetic text or texts within which it exists. In the framework of synthetic rock text, the SLP external structure consists of four basic components: a) verbal; b) articulation; c) music; d) ima ge. It is the verbal component that dominates. The kinesic performance cognitive and pragmatic image subsystem of SLP is actualised within the SLP image component and realised through concert visualisation. The specific features of this subsystem are reflected in its name or, more precisely, in its part “kinesic” which defines a direct relation of this image subsystem to kinesics. The main components of the kinesic performance image subsystem are represented by various specific non-verbal gestures (kinemes). Every gesture has a certain function and particular conceptual properties as it is semantically linked to the general cognitive and pragmatic programme (CPP) of a rock poet's SLP modeling. Here we consider the kinesic performance image subsystem as a particular semiotic cognitive and pragmatic zone of visualisation of SLP kinesic behaviour whose peculiarities are determined completely by the CPP qualitative features of a rock poet's SLP. Based on the features of this subsystem actualisation space, we suggest to distinguish four main forms of SLP kinesic behaviour: a) mimic kinemes (changes in a rock poet's face expression due to movements of lips, brows, forehead, nose, cheeks, mouth or brin according to the “rules of facial expressions”); b) plastic dynamic kinemes (movements of hands, arms, legs or head, body rotation, etc.); c) postures; d) spacial dynamic kinemes (peculiarities of moving on stage at a concert). All the presented forms of kinesic behaviour within a logocentric SLP modeling constitute an integral system. While interacting semantically with other SLP components (first of all, with the verbal one), every element of this system obtains specific conceptual properties and shows a certain aspect of the general CPP of a rock group leader LSP.

Текст научной работы на тему «Специфика перфомативно-кинетической имиджевой подсистемы синтетической языковой личности в пространстве поэтического рок-текста»

УДК 81'271

Иванов Дмитрий Игоревич

кандидат филологических наук, доцент Ивановский государственный университет [email protected]

^ЕЦИФИКА ПЕРФОМАТИВНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ИМИДЖЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОЭТИЧЕСКОГО РОК-ТЕКСТА

Синтетическая языковая личность (СЯЛ) может быть рассмотрена как частная реализация, фрагмент дискурсивной личности. Она формируется в пространстве синтетических текстов разных типов (песенный текст, рок-текст, кинотекст, театральный текст, рекламный текст и т.д.). СЯЛ - это сложная когнитивно-прагматическая дискурсивная единица, обладающая гибкой внешней структурой, которая зависит от типа и структурных особенностей синтетического текста или синтетических текстов, в рамках которых она существует. В пространстве синтетического рок-текста внешняя структура СЯЛ состоит из четырех базовых компонентов: а) вербального; б) артикуляционного; в) музыкального; г) имиджевого. Причем доминирующее положение занимает вербальный компонент. Специфика перфомативно-кинетической когнитивно-прагматической имиджевой подсистемы СЯЛ, актуализированной в пространстве имиджевого компонента СЯЛ, и реализующейся в пространстве концертной визуализации, отражается в ее названии, точнее во второй его части «кинетический», которая определяет непосредственную связь данной имиджевой подсистемы с кинесикой. Основными элементами перфоматив-но-кинетической имиджевой подсистемы являются различные специфические невербальные жесты (кинемы). Причем каждый жест выполняет определенную функцию и наделяется особыми концептуальными свойствами, так как семантически связан, вписан в общую КПП моделирования СЯЛ рок-поэта. В контексте данной работы перфо-мативно-кинетическую имиджевую подсистему мы рассматриваем как особую семиотическую когнитивно-прагматическую зону визуализации кинетического поведения СЯЛ, специфика которого полностью определяется качественными особенностями КПП СЯЛ того ли иного рок-поэта.

Ключевые слова: синтетическая языковая личность, перфомативно-кинетическая имиджевая подсистема, рок-текст, когнитивно-прагматическая программа, невербальная семиотика.

Прежде чем рассматривать специфику перфомативно-кинетической имиджевой подсистемы синтетической языковой личности (СЯЛ) в пространстве поэтического рок-текста, необходимо коротко обозначить основные характеристики понятия «синтетическая языковая личность»: 1) СЯЛ может быть рассмотрена как частная реализация, фрагмент дискурсивной личности; 2) СЯЛ формируется, развивается и функционирует в пространстве синтетических текстов разных типов (песенный текст, рок-текст, кинотекст, театральный текст, рекламный текст и т.д.); 3) СЯЛ - это сложная когнитивно-прагматическая дискурсивная единица, обладающая гибкой внешней структурой, которая зависит от типа и структурных особенностей синтетического текста или синтетических текстов, в рамках которых она существует. Например, в пространстве синтетического рок-текста внешняя структура СЯЛ состоит из четырех базовых компонентов: а) вербального; б) артикуляционного; в) музыкального; г) имиджевого. Причем доминирующее положение занимает вербальный компонент; 4) СЯЛ обладает устойчивой, константной внутренней структурой независимо от того, в пространстве какого типа синтетического текста (текстов) она активизируется. Внутренняя структура СЯЛ состоит из трех уровней: а) вербально-семантического (на этом уровне обозначается комплекс семиотических зон, попадающих в структуру синтетического текста и определяются качественные особенности внешней структуры СЯЛ); б) когнитивно-прагматиче-

ского (он включает в себя систему концептуально-когнитивных кодов, которые последовательно распределяются по семиотическим зонам синтетического текста и, соответственно, по компонентам внешней структуры СЯЛ); в) ассоциативно-интерпретационного (на этом уровне происходит вовлечение в структуру СЯЛ воспринимающего субъекта, который является конститутивным компонентом дискурсивного сознания СЯЛ).

Специфика перфомативно-кинетической когнитивно-прагматической имиджевой подсистемы СЯЛ, актуализированной в пространстве имиджевого компонента СЯЛ, и реализующейся в пространстве концертной визуализации, отражается в ее названии, точнее, во второй его части «кинетический», которая определяет непосредственную связь данной имиджевой подсистемы с кинеси-кой [1] - «наукой о языке тела, которая наряду с паралингвистикой является центральной областью невербальной семиотики» [7; 8].

Г.Е. Крейдлин, определяя объект данной науки, замечает: «Иногда кинесику отождествляют с техникой тела, включая в нее также незнаковые движения. Однако всё же подавляющее большинство исследователей склоняются к более узкому пониманию кинесики, считая ее учением о жестах, прежде всего, жестах рук. Кроме того, объектом кине-сики являются мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения» [7, с. 43].

Итак, основными элементами перфомативно-кинетической имиджевой подсистемы являются различные специфические невербальные жесты

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015

© Иванов Д.И., 2015

(кинемы). Причем каждый жест выполняет определенную функцию и наделяется особыми концептуальными свойствами, так как семантически связан, вписан в общую КПП моделирования СЯЛ рок-поэта.

Говоря об особой семантической роли кинетических жестов, соотносимых в пространстве коммуникации с естественными языками, Г.Е. Крейд-лин указывает на определенное сходство между жестовыми и естественными языками, возможное в силу известной аналогичности между глубинными процессами, лежащими в основании невербальной и вербальной деятельности человека. Об этом свидетельствуют следующие факты: «.. .(а) в определенных условиях смысл может выражаться только жестами, только словами или параязыковыми единицами или комбинацией тех и других знаков <...> (б) практически любой элемент невербального поведения, как и элемент языка, может стать компонентом конвенционального соглашения и обрести контекстуальное значение <...> (в) жесты, как и языковые единицы, по большей части являются символическими знаками. Они образуют лексикон языка тела, с помощью которого можно выражать мысли и чувства, передавать идеи и эмоции.» [7, с. 48].

О концептуальной, семантической роли кинем говорят некоторые исследователи русского рока [9, с. 260; 3, с. 107-109] и авторской песни. Приведем только одно подобное высказывание: «Пластика тела у Высоцкого не просто есть, она разнообразна - от ударов пальцами по струнам до движений головы, не говоря о богатейшей мимике, которая была одним их активнейших элементов "песни Высоцкого". Даже единичные видеоматериалы свидетельствуют, что эти движения в большинстве своем имели не только функциональный, но и многообразный художественный смысл» [10, с. 64].

Особое внимание необходимо обратить на то, что перфомативно-кинетическая имиджевая подсистема СЯЛ представляет собой специфическую семиотическую систему, включающую в себя три основных класса жестов (кинем): «(а) кинемы, имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста (эмблематические жесты); (б) кинемы, выделяющие какой-то речевой или иной фрагмент коммуникации (иллюстративные жесты (жесты-иллюстраторы)); (в) кинемы, управляющие ходом коммуникативного процесса, то есть устанавливающие, поддерживающие или завершающие коммуникацию (регулятивные жесты (жесты регуляторы))» [7 с. 79].

Для нас важно, что в рамках этой семиотической системы, актуализирующейся в пространстве концертной визуализации, раскрывается специфика кинетического поведения СЯЛ логоцентриче-ского типа. Традиционно к основным знаковым

формам кинетического поведения относят: «собственно жесты, выражение лица (мимика), позы, телодвижения и манеры» [7, с. 71].

В контексте данной работы перфомативно-ки-нетическую имиджевую подсистему мы рассматриваем как особую семиотическую когнитивно-прагматическую зону визуализации кинетического поведения СЯЛ, специфика которого полностью определяется качественными особенностями КПП СЯЛ того ли иного рок-поэта. Исходя из специфики пространства воплощения этой подсистемы, мы предлагаем выделять четыре основных формы реализации кинетического поведения СЯЛ: а) мимические кинемы (изменение выражения лица рок-поэта за счет кинетических манипуляций губ, бровей, лба, носа, щек, рта, подбородка в соответствии с «правилами лицевых выражений»); б) пла-стико-динамические кинемы (движения, рук, ног, головы, повороты тела и т.д.); в) позы; г) пространственно-динамические кинемы (особенности перемещения рок-поэта по сцене во время концерта).

Еще раз заметим, что все представленные формы кинетического поведения в рамках моделирования СЯЛ логоцентрического типа представляют собой целостную систему, каждый элемент которой, вступая в семантическое взаимодействие с другими компонентами СЯЛ (прежде всего, с вербальным), наделяется особыми концептуальными свойствами и раскрывает тот или иной аспект общей КПП СЯЛ лидера рок-группы. Приведем несколько конкретных примеров фиксации, точнее «номинации» [2, с. 36-47] отдельных концептуализированных жестов (кинем) в структуре вербального компонента СЯЛ разных рок-музыкантов.

Вербальная номинация жеста встречается в композиции Ю. Шевчука «Революция»: «Два пальца вверх - это победа! / И это - два пальца в глаза. / Мы бьемся насмерть во вторник за среду, / Но не понимаем уже четверга.» [13]. Во время исполнения этого фрагмента рок-композиции в пространстве концертной визуализации Ю. Шевчук практически всегда поднимает правую руку вверх и с помощью указательного и среднего пальцев «создает» своеобразную букву «V», символизирующую победу [4]. Общеизвестно, что данный жест в классической интерпретации обладает позитивной семантикой. Однако при номинации в структуре вербального компонента рок-композиции «Революция», он, в соответствии с когнитивно-прагматической установкой СЯЛ Ю. Шевчука (нейтрализация героической КПП и разрушение героического типа сознания), приобретает обратную (негативную) семантику. Не случайно то, что рок-поэт ставит этот фрагмент в сильную позицию (начало вербального компонента). Более того, важно, что Ю. Шевчук вербализует этот жест в композиции, название которой приобретает в контексте истории русского рока символическое

значение. Революция для рок-героев того времени - это единственный способ возрождения потерянных идеалов, это их главная цель. Одновременно в данном понятии концентрируются ключевые принципы моделирования контркультурной разновидности рок-культуры и базовые предпосылки формирования героической КПП моделирования СЯЛ. Для Ю. Шевчука очевидно, что социально-политическая и духовная революция, к которой так стремились музыканты, на закате «героических восьмидесятых» превращается в бессмысленный, бесцельный, абсурдный бунт, так как победить в этой войне невозможно. Деструктивная семантика жеста (как и в композиции «Победа» с альбома «Пластун») раскрывает специфику понимания рок-поэтом ключевого для того времени понятия «Победа», которое в его сознании отождествляется с «Бедой». Из этого следует, что принципы концептуализации и семантика данного жеста (причем как в визуальном, так и в вербальном воплощении) генетически связаны с общей КПП моделирования СЯЛ Ю. Шевчука.

Не менее интересные случаи вербальной номинации разных форм кинетического поведения, а именно специфических поз и отдельных пласти-ко-динамических кинем, встречаются у К. Кинчева и В. Цоя. Причем процесс их семантизации и концептуализации также обусловлен спецификой, выбранной рок-поэтом когнитивно-прагматической программы моделирования СЯЛ. Например, в пространстве вербального компонента рок-композиции К. Кинчева «Звезда свиней» дается четкое описание одной из «главных» поз, раскрывающих особую, героическую направленность его синтетической КПП: «Свиньям нужен лидер, / Чтобы сплотить ряды. / В хлеву беспорядок, в хлеву бардак, / И тут появляешься ты. / Подбородок в небо, руки по швам, / Ноги на уровне плеч» [5]. Подробнее об этом мы будем говорить ниже. Здесь отметим только, что описанная в этой композиции «героическая» поза регулярно используется К. Кинчевым в пространстве концертной визуализации и активизирует такую инкарнацию его СЯЛ, как «воин», солдат той самой «революции духа», о которой говорил Ю. Шевчук.

Вероятно, и сам К. Кинчев в определенной степени понимает абсурдность этого боя, так как поза получает в пространстве вербального компонента рок-композиции амбивалентную семантику. С одной стороны, перед нами герой-Кинчев, борец за свободу. С другой, за этой героической позой просматриваются силуэты личностей А. Гитлера, Б. Муссолини, В. Ленина, И. Сталина, ставших символами тоталитарных и авторитарных систем подавления личности: «"Ваша свобода - хаос! / Ваша мораль - блядь! / Ваш демократический шабаш / "Наши" способны унять! / "Наши" - это наши. / Тот, кто не с нами, тот труп! / Я отвечаю за свой

базар! Бог с нами! Даю зуб!.."» [5]. Это подтверждает и особое восклицание лидера (героя) свиней (порабощенных людей) «Бог с нами!». Именно эта фраза («с нами Бог») была выбита на пряжке ремня каждого немецкого солдата, целью которого было «очищение» мира от «неполноценных» рас.

К. Кинчев чувствует эту незримую грань добра и зла, света и тьмы, поэтому он четко дает понять, что находится на стороне добра: «Вы скажете: "Что за поза? Вы, батенька, максималист»" / Я отвечу вам: "Что вы, мой фюрер, я просто антифашист!"» [6].

В композиции В. Цоя «Звезда» дается описание свойственной для него позы, которая в контексте КПП моделирования СЯЛ рок-поэта (истинный восточный герой) также приобретает особое концептуальное значение: «Ночь пришла, / А за ней гроза. / Грустный дождь, / Да ветер шутник. / Руки в карманы, вниз глаза / Да за зубы язык» [11]. В контексте КПП СЯЛ В. Цоя данная поза может рассматриваться как визуальная демонстрация особого внутреннего психологического медитативного состояния героя, который сознательно дистанцируется от внешних проявлений мира (пластико-динамические кинемы «руки в карманы» и «вниз глаза», образующие данную позу, определяют ее основное психологическое значение - «закрытость»). Причем эта «дистанция» от мира не означает бегство от него. Она скорее помогает рок-герою освободиться от «внешних обстоятельств, обременяющих человека» (высказывание В. Цоя), чтобы сконцентрироваться на духовном самосовершенствовании своей личности и обрести истинное знание о мире, воплотить его в Слове и вернуть его в мир. Соответственно, молчание («за зубы язык») в данном контексте - это не признак немоты, а знак особой внутренней, духовной работы над собой и созданием особого «очищенного», внешне простого поэтического языка, который является главным инструментом общения В. Цоя с миром: «Я говорю в песнях, как, на мой взгляд, лучше. Что мне лично нравится, что мне лично не нравится. Если кто-то со мной согласен - слава Богу, я очень рад, если нет, то я не буду никого убеждать...» [12].

Библиографический список

1. Birdwhistel R. L. Introduction to kinesics: An annotation system for analysis of body motion and gesture. Loisville, KY: «Univ. of Louisville Press» -1952. - 185 с.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами (на материале русского языка) // Вопросы языкознания. - № 1. - 1981. - С. 36-47;

3. Гавриков В.А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст. - Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ» - 2011. - 634 с.

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 3, 2015

4. ДДТ. «Я живой» // Видеофильм о группе «ДДТ». - СПб., 2006.

5. Кинчев К. Звезда свиней // Солнцеворот, Алиса. - 2000.

6. Кинчев К. Тоталитарный рэп // Акустика. Часть I, Алиса. - 1988.

7. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: «НЛО» - 2004. -581 с.

8. Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. Экспериментальное учебное пособия для учащихся У-УП классов. - М.: «Наука, Флинта», - 2004 - 240 с.

9. Темиршина О.Р. Мифопоэтика жеста (о песне Джима Моррисона «The End» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург - Тверь: «УрГПУ - ТвГУ» - 2010. - Вып. 11. - С. 259-270.

10. Томенчук Л. «...А истины передают изустно». Днепропетровск - «Пороги» - 2004. - 124 с.

11. Цой В. Звезда // Черный альбом, Кино. - 1990.

12. Цой В. Интервью о съемках в фильме «Игла», канал «ШСТАЛЬГИЯ». - 1988. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://video/ seach?filmld. (дата обращения: 28.09. 2014).

13. Шевчук Ю. Революция // Я получил эту роль, ДДТ. - 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.