УДК 008.001
Иванов Дмитрий Игоревич
кандидат филологических наук, доцент кафедры практического русского языка Ивановского государственного университета [email protected]
Обложка рок-альбома как
СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖЕВОГО КОМПОНЕНТА СИНТЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Dmitrii I. Ivanov
candidate of philology, associate professor. practical Russian language Department, Ivanovo State University [email protected]
Rock album cover as
A PART OF THE IMAGE COMPONENT OF SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY
Аннотация. Статья посвящена анализу обложки рок-альбома как целостной многокомпонентной иллюстративно-графической семиотической системы в составе имиджевого компонента синтетической языковой личности (СЯЛ). Визуально вербализованные и невербальные элементы обложки прямо участвуют в реализации когнитивнопрагматической программы (КПП СЯЛ) рок-коллекгива. Фирменные буклеты альбомов К. Кин-чева не только визуализируют те или иные аспекты общей синтетической КПП СЯЛ рок-поэта, но и отражают качественные особенности ее эволюции. В рамках обложки альбома «Энергия» визуализируется ситуация зарождения синтетической, противоречивой (разрушительной / возрождающей) «черно-красной» КПП СЯЛ К.Кинчева. Обложка альбома «БлокАда» символически воплощает найденный К. Кинчевым способ структурирования энергии хаоса в виде пространства, состоящего из двух когнитивных зон («черной» и «красной»).
Ключевые слова: рок-культура, синтетическая языковая личность, когнитивно-прагматическая программа, имиджевый компонент, иллюстративно-графическая подсистема, когнитивная зона, визуализация.
Annotation. This article is devoted to the analysis of the rock album cover as of an integral multicomponent illustative and graphic semiotic system within the image component of synthetic lingual personality (SLP). The visually verbalised and non-verbal elements of cover participate directly in implementation of the cognitive and pragmatic programme (SLP CPP) of the rock group. The proprietary leaflets of K. Kinchev’s albums not only visualise either aspects of the general synthetic CPP of the poet’s SLP, but also reflect qualitative properties of its evolution. The cover of «The Energy» album visualises the origin of the synthetic, contradictory (destructive / reviving) «Ыаск-and-red» CPP of K.Kinchev’s SLP. The cover of«BlockAda»album embodies in a symbolic way K. Kinchev’s method of structuring of the chaos energy into a space consisting of two cognitive zones («black» and «red»).
Keywords: rock culture, synthetic lingual
personality, cognitive and pragmatic programme, image component, illustrative and graphic subsystem, cognitive zone, visualisation.
Синтетическая природа рок-текста, требующая широкого (культурологического) подхода, в последнее десятилетие стала предметом особого внимания исследователей рок-культуры [1; 2]. В лингвокультурологическом аспекте специфику рок-текста определяет синтетическая языковая личность (СЯЛ), структура которой включает в себя различные компоненты и уровни, в том числе и имиджевый. Наличие сверхкомпонентного концептуального единства (оригинального «месседжа» и стиля рок-артиста) требует рассматривать эти элементы как составляющие общей когнитивно-прагматической программы (КПП СЯЛ).
Особое место в структуре имиджевого компонента СЯЛ занимает иллюстративно-графическая имиджевая подсистема, к основной форме реализации которой относится обложка (фирменный, оригинальный буклет) рок-альбома, в свою очередь
представляющая собой целостную многокомпонентную иллюстративно-графическую семиотическую систему [3]. Элементом обложки рок-альбома потенциально может стать любое иллюстративнографическое изображение, имеющее знаковую природу, которое раскрывает (визуализирует) тот или иной аспект КПП СЯЛ.
Базовыми визуально вербализованными элементами обложки являются: а) название группы, б) название альбома; в) список композиций; г) список музыкантов; д) дополнительные текстовые информационные блоки (эпиграфы, описание условий записи и т.п.). К базовым элементам невербальной группы можно отнести: а) фото рок-музыкантов; б) специфическое цветовое оформление; в) иллюстративно-графический материал, согласующийся с общей концепцией альбома; г) различные иконические символические знаки, приобретающие в контексте альбома
26
концептуальное значение. На значимость всех этих элементов указывают как исследователи русского рока [4], так и сами рок-музыканты. А. Кушнир приводит высказывание Б. Гребенщикова: «... оформление обложки должно являться продолжением того, что находится внутри него. Любая рок-группа может наполнить обложку определенным количеством тайнописей и знаков, которые затем интересно будет искать. Это и есть та мифологизация, которой занимается рок-н-ролл» [5].
Однако важно, что процесс концептуализации элементов обложки рок-альбома определяется смысловым взаимодействием не только с альбомом, но и с общей КПП, в рамках которой он создается. Проиллюстрируем это на примере двух оригинальных обложек рок-альбомов К. Кинчева и группы «^иса». Выбор именно этого материала не случаен. Дело в том, что фирменные буклеты альбомов К. Кинчева не только визуализируют те или иные аспекты общей синтетической КПП СЯЛ рок-поэта, но и отражают качественные особенности ее эволюции.
«Энергия» (1985-1986). В рамках именно этого альбома зарождается фундамент общей КПП СЯЛ лидера «^исы», что, безусловно, отражено в оригинальной обложке, над которой вместе с К. Кинче-вым работали художники В. Обраткин и А. Смирнов. Визуально-графическое оформление достаточно лаконично. Невербальные элементы: черный фон; рука, визуализирующая «даосический» для рока жест, символизирующий победу («V»). Причем рука тоже черного цвета с серебристой обводкой для выделения на общем фоне. Визуально вербализованные элементы: название альбома, расположенное в верхнем левом углу и выделенное примерно тем же цветом, что и рука; название группы, выделенное красным цветом.
Черный фон символизирует пространство порождающего хаоса, в котором происходит активизация процесса когнитивного, духовного самоопределения личности К. Кинчева, поиска «своего» места в мире, «своего» языка и «своего» лица: «Моя неопределенность мешает мне жить, / Я не знаю, где нырнуть, не знаю, где всплыть, / Не знаю, где выход, не знаю, где вход, / Я не знаю, где затон, не знаю, где брод. / Мне трудно быть рядом, я всегда вдалеке. / Я, как сотни линий на одной руке. / Я, как местоимение, не имею лица. / Я ушел от начала, но не вижу конца» («Энергия»); «Он повернулся и ушел, а я остался стоять / Один среди цветов и трав. / Скользкий, как медуза, ненужный, как обуза, / И большой, как несгораемый шкаф. / Теперь я жду с ним встречи, это меня лечит, / Мне не нравится, что я - это он. / Я теперь, как он. Он теперь, как я ...» («Соковыжиматель»).
Процесс духовного самоопределения совпадает с ситуацией зарождения синтетической, противоречивой (разрушительной / возрождающей) «черно-красной» КПП СЯЛ лидера «^исы» (воплощенной вскоре и буквально - «Красное на черном»), которая, словно «волна», вырывается из хаоса подсознания: «Идет волна! Держитесь стен, / Уйдите в тину, заройтесь в мох. / Идет волна! Гасите свет, / Зашторьте окна, задержите
свой вздох. <...> Новая пьеса в истлевшем переплете, / Новая музыка, новый стиль ... / Идет в олна! Прислушайтесь к звуку, / Пока не начался новый штиль» («Волна»).
Особым концептуальным значением наделяется и центральный невербальный образ обложки (рука, визуализирующая победный жест, один из центральных символов героического сознания). Он обладает многослойной семантикой. Во-первых, рука, как и общий фон, черного цвета. Это указывает на то, что в рамках обложки визуализируется только начальная стадия формирования КПП СЯЛ К.Кинчева. Пространство хаоса на этом этапе непреодолимо, поэтому «когнитивный портрет» личности рок-поэта остается до конца не определенным. Во-вторых, сам знак «победы» перевернут (пальцы направлены вниз). Это позволяет говорить о том, что в данном контексте перед нами уже не символ победы, а некое графическое (пока безликое) обозначение двойственности личности К.Кинчева и его синтетической КПП. На это указывает и название группы (приобретающее, в рамках моделирования СЯЛ логоцентрического типа, свойства «второго имени» рок-поэта), которое располагается в пограничной зоне «между пальцами» (потенциальными когнитивными зонами функционирования СЯЛ К. Кинчева).
Всё это закономерно отражается на семантике названия альбома, которое также вынесено на обложку. Энергия - это, прежде всего, символ мощного «когнитивного катализатора», активизирующего процессы духовного самоопределения К. Кинчева. С одной стороны, это энергия созидания, концентрирующаяся впоследствии в «красной» (светлой) когнитивной зоне функционирования КПП рок-поэта. С другой, это деструктивная, разрушительная энергетика, лежащая в основе формирования «черной» (демонической) когнитивной зоны.
«Позитивный» и «негативный» энергетические потоки объединяются, образуя мощное энергетическое поле. Это отражено на уровне вербального компонента композиции «Доктор Буги»: «Доктор Буги! / Певец любви / Полуночных снов! / Доктор Буги! / Космический ветер / Сквозь первородность слов < ... > Доктор Буги! / Искренний шаг / Сквозь индустрию стен ...» (созидательная энергия); «Доктор Буги! / Автомобильный шок! / Музыка рваных вен ...» (негативная, разрушительная энергетика).
«БлокАда» (1987). В рамках этого альбома К.Кинчеву удается структурировать хаотические энергетические потоки и обозначить условные границы двойственного пространства, состоящего из двух когнитивных зон («черной» и «красной»). Ситуация выделения двух зон реализуется не только на уровне вербальных компонентов рок-композиций, включенных в альбом («Красное на черном», «Воздух» и т.д.), но и на уровне иллюстративно-графической имиджевой подсистемы СЯЛ, то есть обложки альбома.
Во-первых, список песен на внутренней стороне обложки разделен на две части, что обусловлено двойственной природой когнитивной системы
27
координат, в которой функционирует СЯЛ рок-поэта. Первая часть: «Черное» состоит из пяти композиций («Время менять имена», «Компромисс», «Солнце встает», «Эй, ты, там, на том берегу», «Ветер перемен»). Вторая часть:
«Красное» включает в себя четыре композиции («Красное на черном», «Воздух», Движение вспять», «Земля»).
Во-вторых, двойственность пространства реализации КПП К.Кинчева отражена в специфике графического (шрифтового) и цветового оформления названия альбома, вынесенного на обложку. Первая часть - «БЛОК» - черного цвета, вторая -«ОДА» - огненно-красного, причем имеет специфическое графическое оформление: буквы словно «залиты» красной краской, которая, растекаясь, превращает их в пятна крови или языки адского пламени. Такое графическое и цветовое оформление названия альбома полностью соответствует его семантике: «С одной стороны, “блокада” - это духовная изоляция < ... > С другой стороны, это два слова - «Блок» «ОДа» - то есть адский союз, это земля наша» [6].
Сам рок-поэт не ограничивается определением общих свойств когнитивного пространства, но четко обозначает в нем свое место, которое можно назвать стартовой отметкой движения (когнитивнопрагматического развития) СЯЛ рок-поэта. Интересно, что он называет это состояние «движением вспять»: «Слезы устали течь рекой, / Право свое поправ. / Сегодня нам будет петь прибой / С берега переправ. / Сегодня небо взорвется дождем, / Вычертив молнии крен, / Леса могучим плечом / Поднимут землю с колен. / Мы начинаем движение вспять, / Мы устали молчать! / Мы идем, эй, тверже шаг! / Отныне мы станем петь так! / И только так!» («Движение вспять»).
«Точка отсчета» находится в своеобразной пограничной зоне (между «черным» и «красным» когнитивными подпространствами), что также отражено на обложке альбома. В нижней части лицевой стороны обложки изображена бетонная
Литература:
1. Иванов ДМ. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст: Ю.Шевчук «Пластун» : дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2008. 202 с.
2. Гавриков В.А. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск : ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. 634 с.
3. Майорова ЮМ. Обложки CD альбомов: уникальное в универсальном // Русская рок-поэзия : текст и контекст. Екатеринбург - Тверь: УрГПУ -ТвГУ, 2011. Вып.12. С. 237-243.
4. Плакущая АТ. Графическое оформление рок-альбома: сильные позиции («Для тех, кто свалился с Луны» группы «ОДиса») // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург -Тверь : УрГПУ - ТвГУ, 2011. Вып. 12. С. 227-232.
5. Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока // Избранные страницы истории отече-
стена с небольшим проходом (проломом) посередине, в котором в полный рост стоит К.Кинчев. Этот «пролом» метафорически можно назвать зоной пересечения «черного» и «красного» когнитивных подпространств. Особое сакрализо-ванное значение пограничной зоны в общей системе координат подтверждается ее многократной визуализацией в рамках перфомативно-кинетической имиджевой подсистемы (во время концерта К.Кинчев чаще всего находится в пограничной зоне - либо в центре, либо у края сцены). Кроме того, пограничная зона визуализируется и на обложке альбома «Энергия».
Особое внимание необходимо обратить на фигуру К.Кинчева, которая, занимает в пространстве обложки альбома центральное место. Исходя из специфики позы (ноги на ширине плеч, руки скрещены на груди, голова немного опущена вперед), с уверенностью можно говорить о том, что это изображение визуализирует героическую инкарнацию СЯЛ рок-поэта, реализующуюся в пространстве героического компонента КПП.
Цветовые и графические особенности визуального воплощения образа ККинчева позволяют говорить о том, что в рамках данного альбома проявляется демоническая сущность СЯЛ рок-поэта. Этот образ закономерно актуализирует «черную» деструктивную энергетику героической КПП лидера «ОДисы», направленную на разрушение «духовной блокады» и тоталитарной системы подавления личности: «3 городе старый порядок! / В городе старый порядок! / Осень! / Который день идет дождь. / Время червей и жаб! / В городе старый порядок! / Слизь! / Но это лишь повод выпустить когти! / Мы поем! / Мы поем! / Заткните уши, / Если ваша музыка слякоть! / Солнечный пульс! / Солнечный пульс диктует! / Время менять имена!» («Время менять имена»). В следующем альбоме «Шестой лесничий» (1989), полностью посвященном проблемам тоталитаризма в различных его проявлениях, героический вариант КПП СЯЛ ККинчева достигнет своей кульминации.
Literature:
1. Ivanov D.I. Rock Album of 1980-ies as a Synthetic Text:«Plastun»by Yu. Shevchuk : dis. ... cand. philol. Sciences. Ivanovo, 2008. 202 p.
2. Gavrikov V.A. Russian 20th Century's Song Poetry as a Text. Bryansk : «Bryanskoe SRP VOG» Ltd. Publ. 2011. 634 p.
3. Maiorova Yu.M. Covers of CD-Albums: Unique in Universal // Russian Rock Poetry : Text and Context. Ekaterinburg - Tver, UrSPU - TvSU, 2011. V. 12, P. 237-243.
4. Plakushchaya A.G. Graphic Design of A Rock Album: Strong Positions («For Those Who Are from Another Planet» by«Alisa») // Russian Rock Poetry : Text and Context. Ekaterinburg - Tver, UrSPU -TvSU, 2011. V. 12. P. 227-232.
5. Kushnir A. 100 Tape Albums of Soviet Rock // Favorites from The History of Russian Rock. 1977-
28
ственного рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи. М. : АГРАФ, КРАФТ+, 2003. 400 с.
6. Кинчев К. О названии альбома «БлокАда». Время Z // Журнал интеллектуальной элиты общества. URL: www.ytime.com.ua/ru/50/1608/ (Дата обращения: 14.07.2015).
1991: 15 Years of Underground Sound Recording. Moscow : AGRAF,KRAFT+Publ., 2003. 400 p.
6. Kinchev K. On The Title of«BlockAda» Album // Time Z // Journal of The Intellectual Elite of Society. URL: www.ytime.com.ua/ru/50/1608/ (date of access: 14.07.2015).
29