Научная статья на тему 'Специфика перевода заглавий фильмов с английского языка на русский'

Специфика перевода заглавий фильмов с английского языка на русский Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3119
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА / ЗАГЛАВИЕ / ПЕРЕВОД / СТРАТЕГИЯ ПЕРЕВОДА / ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА / КИНЕМАТОГРАФ / THE TITLE OF THE FILM / TITLE / TRANSLATION / TRANSLATION STRATEGY / PROBLEMS OF TRANSLATION / CINEMA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковтун И. А.

Целью данной статьи является определение свойств и средств перевода, применяемых при переводе названий английских фильмов. В статье анализируются особенности и проблемы перевода названий кинофильмов, исследуются способы их перевода на русский язык. Исследуются свойства перевода заголовков фильмов, подчеркивается важность их адекватной передачи в современном мире глобализации, изучаются переводы некоторых заголовков. Обосновывается значимость грамотного подхода к переводу кинофильмов и их названий на другие языки, в частности, на русский язык. Также в статье приводится историографический очерк, который связан с историей происхождения заголовков и названий фильмов, предоставляются определения понятий. Методами проведения работы является теоретический анализ заголовков по теме исследования, сравнение и обобщение, статистическая обработка материала. Полученные результаты и их новизна состоят в том, что в статье анализируются названия современных англоязычных фильмов с позиций их функциональных, структурно-семантических и стилистических особенностей. Результаты исследования могут найти применение в научно-исследовательской деятельности для дальнейшей разработки теоретических проблем передачи заголовка на материале других языков. В статье сделан вывод о том, что киноуспех во многом зависит от удачного перевода названия и адекватности перевода заглавий фильмов, которая в свою очередь состоит в правильном представлении иностранной культуры, переданной через кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific OF TRANSLATION OF MOVIE TITLES FROM ENGLISH TO RUSSIAN

The purpose of this article is to determine the properties and means of translation used by translators when translating the titlеs of English films. The article analyzes the peculiarities and problems of translation of the movie titles. The article deals with the specific translation of movie titles and it emphasizes the importance of adequate translation within today's globalization, basic movie titles functions are determined, some translation samples of movie titles are analyzed. The article substantiates the importance of a competent approach to translating motion pictures and their titles into other languages, in particular, into the Russian language. This article also gives a historiographical essay which is related to the history of the origin of film titles, and provides the definitions of the concepts. The methods of conducting the work is a theoretical analysis of the titles on the research topic, comparison and generalization, statistical processing of the material. The received results and their novelty are the article analyzes the names of contemporary English films from the standpoint of their functional, structural, semantic and stylistic features. The results of the research can find application in research activities for further development of theoretical problems of transferring the title to the material of other languages. The conclusion is made about the importance of the title for the movie success and the adequacy of the translation of the film titles, which consist the correct presentation of the foreign culture transmitted through the cinema.

Текст научной работы на тему «Специфика перевода заглавий фильмов с английского языка на русский»

МЕЖКУЛЬ ТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ INTERCULTURAL COMMUNICATION

УДК[8ПЛП:8ПЛ61Л]'255.4:791.44.0244

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко студентка магистратуры 2 курса специальности «Перевод» Ковтун И.А.

ЛНР, г. Луганск, +79888978514 e-mail: mesho4ek91@yandex.ua

Lugansk National University named after Taras Shevchenko The 2nd-year master student of the specialization «Translation» Kovtun I.A.

LNR, Lugansk, +79888978514 e-mail: mesho4ek91@yandex.ua

И.А. Ковтун

СПЕЦИФИКА ПЕРЕВОДА ЗАГЛАВИИ ФИЛЬМОВ С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ

Целью данной статьи является определение свойств и средств перевода, применяемых при переводе названий английских фильмов. В статье анализируются особенности и проблемы перевода названий кинофильмов, исследуются способы их перевода на русский язык. Исследуются свойства перевода заголовков фильмов, подчеркивается важность их адекватной передачи в современном мире глобализации, изучаются переводы некоторых заголовков. Обосновывается значимость грамотного подхода к переводу кинофильмов и их названий на другие языки, в частности, на русский язык. Также в статье приводится историографический очерк, который связан с историей происхождения заголовков и названий фильмов, предоставляются определения понятий. Методами проведения работы является теоретический анализ заголовков по теме исследования, сравнение и обобщение, статистическая обработка материала. Полученные результаты и их новизна состоят в том, что в статье анализируются названия современных англоязычных фильмов с позиций их функциональных, структурно-семантических и стилистических особенностей. Результаты исследования могут найти применение в научно-исследовательской деятельности для дальнейшей разработки теоретических проблем передачи заголовка на материале других языков. В статье сделан вывод о том, что киноуспех во многом зависит от удачного перевода названия и адекватности перевода заглавий фильмов, которая в свою очередь состоит в правильном представлении иностранной культуры, переданной через кино.

Ключевые слова: название фильма, заглавие, перевод, стратегия перевода, проблемы перевода, кинематограф.

The purpose of this article is to determine the properties and means of translation used by translators when translating the titks of English films. The article analyzes the peculiarities and problems of translation of the movie titles. The article deals with the specific translation of movie titles and it emphasizes the importance of adequate translation within today's globalization, basic movie titles functions are determined, some translation samples of movie titles are analyzed. The article substantiates the importance of a competent approach to translating motion pictures and their titles into other languages, in particular, into the Russian language. This article also gives a historiographical essay which is related to the history of the origin of film titles, and provides the definitions of the concepts. The methods of conducting the work is a theoretical analysis of the titles on the re-

Ковтун И.А., 2018

I.A. Kovtun

SPECIFIC OF TRANSLATION OF MOVIE TITLES FROM ENGLISH TO RUSSIAN

search topic, comparison and generalization, statistical processing of the material. The received results and their novelty are the article analyzes the names of contemporary English films from the standpoint of their functional, structural, semantic and stylistic features. The results of the research can find application in research activities for further development of theoretical problems of transferring the title to the material of other languages. The conclusion is made about the importance of the title for the movie success and the adequacy of the translation of the film titles, which consist the correct presentation of the foreign culture transmitted through the cinema.

Key words: the title of the film, the title, the translation, the translation strategy, the problems of translation, cinema.

Целью данной статьи является определение прагматических свойств перевода заглавий фильмов с английского на русский язык, а также выявление средств перевода, применяемых переводчиками кинопрокатной компании, которая официально выпускала фильм в прокат.

Объектом исследования являются заголовки английских кинокартин, предметом изучения станут варианты их перевода в российском прокате. Настоящая тема мало освещалась в научных работах по причине сравнительно недавнего зарождения данного направления искусства, как кинематограф, что обусловливает актуальность статьи.

Кинематограф - это одно из известнейших и вместе с тем одно из новейших направлений искусства наших дней. Ежегодно в мировой прокат выходит огромное количество фильмов на различные темы, но признанность фильма зачастую в первую очередь зависит от его заголовка. Результаты психологических исследований доказывают, что приблизительно 80 % читателей газет и журналов обращают внимание только на названия [1; с. 2].

Заголовок передает первый сигнал того, что будет осуществляться, передает вкратце главную мысль или тему произведения. Определение заглавия несложно. К примеру, Ожегов С.И. определяет заглавие как «название какого-либо произведения или отдельных его частей» [2; с. 75].

По словам Маргетит Энгберг, «заглавие отображает неповторимую суть книги, игры, кино, музыкальной композиции или иной работы». В начале кинематографической эры киноленты были маленькими, длинною всего лишь в несколько минут. Они не всегда были сюжетными картинами, в основном это были обыкновенные описания будничной жизни, сцены реальности. Тот факт, что большая часть кинофильмов до 1900 года не были сюжетными, играл огромную роль и в процессе создания заглавий: они выглядели как обыкновенные объясняющие подписи или же как газетные заголовки, но не так, как названия романов или театральных спектаклей [5; с. 49].

Можно отметить, что создатели кинофильмов стремились к производству документальных фильмов как реконструкции действительности, а не вымысла. К этому времени уже назрела значительная проблема: либо фильм рассказывает историю из реальной жизни, и, таким образом, название призвано обозначить его как метонимию действительности, или же кинофильм является выдумкой, метафорой, и название его может быть подобно названию романа. В первом случае фильм станет своего рода зрительным репортажем, скорее похожим на газетную статью, с заглавием, которое соответствует такому подходу [4; с. 56].

Перевод названий фильмов интересен со многих точек зрения: современная публика получает огромное множество переведенных артефактов в разных формах перевода (синхронный перевод, субтитры, двойные субтитры). Количество материала влияет на качество этого перевода: при переводе иностранных фильмов нередко допускаются разного рода ошибки, неточности, вмешательства. Название кинофильма зачастую несет функцию идентификации актера или режиссера, реализуется в рамках соответствующего коммуникативного подхода. Подобная идентификация нередко касается визуализации персонажа и появления актера. Наиболее удачным этот шаг может стать в случае, если есть потребность в идентификации малоизвестного иностранного артиста.

Неточности и упущения в переводах названий кинофильмов могут привести к коммуникативному краху, ведь многие трудности часто возникают в процессе идентификации какого-либо фильма. Наблюдения доказывают, что названия современных фильмов (а также анимации и документальных кинолент) в нынешних публицистических изданиях в основном появляются в двуязычном варианте.

К примеру, фонетические варианты перевода, использованные в названии американского комедийно-драматического сериала, вышедшего в 1997 году: «Ali McBill» -«Али Макбилл», «Элли Макбил».

Самыми распространенными вариантами является лексико-синонимичная замена. Ниже указаны примеры:

- «Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl» - «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины»; "Карибские пираты: Проклятие Черной жемчужины»; «Пираты Карибов: Проклятие Черной жемчужины».

- «The Lord of The Rings: Two Towers» - «Властелин колец: Две башни»; «Властелин колец: Две крепости».

Перевод названий кинолент представляют широкий материал для разбора типов эквивалентности, интерференции, речевых ошибок. Модификация и трансформация заглавий в исходном языке также представляют интерес в аспекте обнаружения и сравнения тенденций перевода. При переводе названий кинокартин может наблюдаться адаптация различных видов. К примеру: «Shallow Hal» - «Любовь Зла»; «Трудная влюбленность»; «Orange Country» - «Оранжевое Графство»; «Апельсиновый Край»; «Страна чудаков».

Для того, чтобы перевод получился понятным и естественным для зрителей, нужно учитывать все аспекты вариативности в переводе. Важным также является и когнитивный подход.

Нынешняя стадия совершенствования языка и лингвистики характеризуется большим количеством попыток ученых снова постигнуть общие языковые понятия и события со стороны культурно-когнитивного подхода. Теория перевода не станет исключением. Когнитивный аспект перевода мало изучен и определенно интересен современной лингвистике и переводоведению. Постановка и изучение данной проблемы обязательны в первую очередь для установления самой результативной переводческой стратегии при воспроизведении того или иного типа информации, существующего во фразеологических единицах и фразах, которые применяются в тексте-источнике. Заинтересованность ученых к сфере когнитивного подхода к переводу растет, так как теперешнее состояние гуманитарной науки, с одной стороны, и реальные условия поменявшегося мира с другой нуждаются в современном осмыслении проблем, как уже давно известных, так и актуальных для нашего времени. Передача безэквивалентных реалий английского языка - дело довольно нетривиальное. Решение задачи о выборе окончательного приема будет непосредственно обусловлено задачей, которая поставлена перед переводчиком: соблюсти колорит языковой единицы с небольшим ущербом для семантики или показать суть реалии (если она неизвестна), потеряв при этом колорит.

Разработчики кинофильмов отлично знают функции всестороннего влияния своих фильмов на международном рынке, и это немудрено - доходы от проката отдельных кинофильмов за рубежом составляют половину всех прибылей от них. Вот почему одним из главных условий новой голливудской маркетинговой стратегии являются красивые заголовки кинокартин, демонстрируемых за границей, которые могут произвести впечатление и на зарубежную аудиторию. Для этого нужно, чтобы заглавие обладало сравнительно похожим действием как на исходного, то есть американского зрителя, так и на зрителя в целевых регионах, а поэтому нужно обратить внимание на культуру целевой аудитории. При этом заголовок должен сообщать о сути картины только главное.

Итоговое название фильма утверждает студия, которая поставляет фильм на территорию России. Остается вопросом, принимает ли студия-производитель участие в одобрении конечного заголовка. Правда в том, что возможность этого сотрудничества зависит от того, о каком фильме и какой студии говорится. В основном решение о названии кинофильма в будущем принимают на основе опыта менеджеры компании- распространителя, то есть основной целью будет формирование примечательного заголовка, который бы смог вызвать интерес у наиболее широких слоев публики.

Возьмем, к примеру, заголовок кинофильма Get Smart, который в разных странах был переведен как:

Dostafae agenta Smarta (Чехия, Словакия, Польша) - пример жанровой адаптации;

«Супер-агент 86» (Мексика, Испания) - жанровая и сюжетная адаптация;

«Напряги извилины» (Россия) - смысловая адаптация;

Max la Menace - «Макс - угроза» (Франция) - смысловая адаптация;

Agent Smart: Casino Totale (Италия) - жанровая и сюжетная адаптация;

Mini-Max (Германия) - смысловая адаптация;

дословно: «Этот шпион толковый или нет?» (Тайвань) - смысловая и жанровая адаптация;

дословно: «Бестолковый шпион» (Китай) - смысловая и жанровая адаптация.

Специфической чертой переводческой стратегии в России является то, что компании-распространители пытаются воздерживаться от сохранения первоначального заголовка. Речь идет в первую очередь о фильмах, которые ориентированы на молодежную аудиторию, в основном имеющую необходимые знания языка, при этом о фильмах уже достаточно известных и сопровождаемых большой рекламной кампанией, то есть о крупнобюджетных голливудских кинофильмах, или «блокбастерах», как их часто называют. Названия подобных фильмов в России переводятся с минимальными изменениями. Сравним:

Kill Bill - «Убить Билла»;

Pulp Fiction - «Криминальное чтиво»;

Walk the Line - «Переступить черту».

Рассмотрев названия фильмов, которые были переведены на русский язык, можно сделать вывод о том, что для местной переводческой стратегии более свойственна смысловая адаптация, которую также можно назвать адаптацией сюжетной, например:

Avalon: Beyond the Abyss - «Авалон: Подводная миссия»;

Babe - «Бэйб: Четвероногий малыш»;

The Big Green - «Азбука футбола» и т.д.

Очередной характерной чертой русской переводческой ситуации является тот момент, что в рецензиях и в прессе параллельно могут присутствовать несколько названий одного и того же фильма, разные источники приводят разные версии, и бывает очень непросто узнать, какая из них официальная. Помимо этого, может различаться название фильма в кинопрокате и в видеопрокате, или заглавие фильма, который был выпущен в прокат некоторое время назад, и его новая версия. К примеру, название драмы The Hours было переведено как «Часы», «Времена» и даже «Времена, час за часом». Аналогичный пример: The Waterboy - «Водонос», «Маменькин сынок», «Маменькин сыночек: Водонос».

Наиболее часто встречающимся случаем разночтений и существования нескольких вариантов названий являются лексико-синонимические варианты, при этом один из них, как правило, представляет собой дословный перевод. Например:

Usual Suspects - «Подозрительные лица», «Обыкновенные подозреваемые»;

Crazy Bus - «Сумасшедший автобус», «Взбесившийся автобус»;

My Big Fat Greek Wedding - «Моя большая греческая свадьба», «Толстая греческая свадьба».

Данная ситуация в российской кинопродукции стала уже настолько обыденной, что оценивание выбранного варианта названия становится частью рецензий критиков.

Следующим вариантом названий, отличающихся в кинопрокате и видеопрокате, являются названия, которые были расширены популярной цитатой из этого кинофильма. Так, например, название знаменитого фильма The Shawshank Redemption, который знают как «Побег из Шоушенка», в видеопрокате получил название «Побег из Шо-ушенка: Не пойман - не вор».

Согласно мнению некоторых критиков, необходимость таких трансформаций объясняется низкой культурной подготовленностью отечественной массовой аудитории. Многие ее представители не имеют необходимых базовых знаний о киноиндустрии, имена режиссеров и актеров не являются для них решающими, поэтому компании-распространители в какой-то степени должны упростить названия фильмов, которые ни о чем не говорят среднестатистическому зрителю. Такое отсутствие знаний у отечественного зрителя вызвано ситуацией, которая сложилась в России в отношении кинематографа, а именно с распространением информации о нем. По-настоящему серьезные сведения о нем имеются в доступе у сравнительно узкого круга людей, что связано с дефицитом специализированных средств массовой информации, как печатных, так и телевизионных.

Помимо этого, в силу специфичности исторического развития страны русская публика была на протяжении длительного времени изолирована от мировой культуры. Несмотря на то, что в последние десятилетия ситуация очень сильно изменилась, некоторые пробелы в общей информированности, включая киноиндустрию, сохранились. Для примера можно рассмотреть ситуацию, которая связана с жанром комиксов. В России до настоящего времени комиксы, как и их экранизации, преподносятся как несерьезный жанр, который предназначен в первую очередь для детской публики, между тем повсеместно комиксовая индустрия является развитой, не уступает по оборотам кинематографу, а экранизации комиксов часто становятся одними из самых высокобюджетных кинофильмов. Следовательно, недостаток информированности российской аудитории приходится восполнять с помощью трансформации заголовков кинокартин, в том числе, как уже говорилось ранее, смысловой адаптации.

Частым случаем, при котором употребляется трансформация первоначального заголовка, является перевод названий фильмов, содержащих имена собственные. В тех ситуациях, когда заголовок состоит лишь из имени собственного либо клички героя, часто совершается расширение информационной основы:

Norbit - «Уловки Норбита»;

Constantine - «Константин: Повелитель тьмы»;

Hellboy - «Хеллбой: Герой из пекла»;

Alfie - «Красавчик Алфи»;

Hitch - «Правила съема: метод Хитча»;

Starsky & Hutch - «Убойная парочка: Старски и Хач».

Бывают и такие случаи, когда в результате смысловой трансформации из оригинального названия полностью убирается имя собственное:

Being Julia - «Театр»;

Griffin & Phoenix - «На краю счастья»;

Raising Helen - «Модная мамочка»;

Life Aquatic with Steve Zissou - «Водная жизнь»;

Nanny McPhee - «Моя ужасная няня».

Также проблемой при расширении информационной основы заголовка фильма является и тот факт, о котором уже говорилось выше, а конкретно неполная информированность самих переводчиков или распространителей о сюжете фильма. Следовательно, имеют место ситуации, когда переводчик, желая упростить название фильма или сделать его более понятным для потенциального зрителя, совершает ошибку. В ча-

стности, при интерпретации кинофильма Constantine на русский язык было выбрано название «Константин: Повелитель тьмы», которое, судя по всему, должно было добавить фильму привлекательности и сделать его более заманчивым для российской аудитории. Но при этом заголовок содержит фактическую ошибку, ввиду того, что главного героя кинофильма, которого зовут Constantine, явно нельзя обозначить эпитетом «Повелитель тьмы», так как он был, скорее всего, бойцом с тьмой, нежели ее сторонником. К сожалению, такие ошибки встречаются очень часто.

Другим типом ошибок является употребление «ложного эквивалента». Как замечает А.В. Федоров, «ложный эквивалент - это слово, полностью или частично совпадающее по звуковой или графической форме с иноязычным словом (или близкое к нему) при наличии полной этимологической общности между ними, но имеющее другое значение» [3; с. 165-168]. Такого рода сходство может быть причиной большого количества ошибок. Возьмем, к примеру, название фильма Resident Evil, которое было переведено на русский язык как «Обитель зла», так как английское слово resident созвучно русскому «резиденция». Resident, тем не менее, имеет значение «постоянный», поэтому более адекватным переводом могло бы быть заглавие «Постоянное зло» или «Вечное зло».

В настоящей статье были рассмотрены проблемы перевода названий фильмов как важнейшая этнолингвистическая задача, представляющая собой обобщение теоретических материалов с долей иллюстрирующих примеров, являющихся базой для рассмотрения непосредственных стратегий перевода названий кино. Отмечена важная роль адекватности перевода заглавий фильмов, которая в свою очередь состоит в правильном представлении иностранной культуры, переданной через кино.

Библиографический список

1. Мадонич А.А. Особенности перевода названий кинофильмов с английского и немецкого языков. Стратегии адаптации / А.А. Мадонич // Перевод и переводоведение. 2014. 52 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. 797 с.

3. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М: Наука, 1973. 365 с.

4. Ellis, John. Visible Fictions/ John Ellis - London and New-York, Routledge, 1992.

86 p.

5. Engberg, Marguerite. Dansk stumfilm/ Marguerite Engberg -Kobenhavn, Rhodos, 1977. 75 p.

References

1. Madonich A.A. Specificity of the translation of the movies names from English and German. Adaptation strategies / A.A. Madonich // Translation and Translation Studies, 2014. 52 p.

2. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. Moscow, 1984. 797 p.

3. Superanskaya A.V. General theory of the proper name. Moscow, 1973. 365 p.

4. Ellis, John. Visible Fictions/ John Ellis - London and New-York, Routledge, 1992.

86 p.

5. Engberg, Marguerite. Dansk stumfilm/ Marguerite Engberg -Kobenhavn, Rhodos, 1977. 75 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.