Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АФГАНИСТАНА'

СПЕЦИФИКА ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АФГАНИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОК АФГАНИСТАНА / ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ВОДА / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хайрхох Н

Освоение природно-ресурсного потенциала на северо-востоке Афганистана имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в трансграничном характере многих видов природных ресурсов. Основу природных ресурсов составляют три категории: вода, земля и полезные ископаемые. Освоение каждой из этих категорий сталкивается с проблемами как внутреннего, так и внешнего характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF NATURAL-RESOURCE POTENTIAL OF BORDER AREAS IN THE NORTH-EASTERN AFGHANISTAN

The development of natural resource potential in the north-eastern Afghanistan has several features. One of them is the cross-border nature of many types of natural resources. Natural resource base is composed of three categories: water, earth and minerals. The development of each of these categories is facing problems both internal and external.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АФГАНИСТАНА»

Key words: economic efficiency, sports movement, physical culture and sports, social and economic system.

Сведения об авторе: Саидова М. Х., кандидат экономических наук, доцент, Таджикский государственный университет коммерции, e-mail: saidova-60@mail.ru

Information about the author: Saidova M. Kh., PhD of economic sciences, docent, Tajik State University of Commerce

СПЕЦИФИКА ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АФГАНИСТАНА

Хайрхох Н.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Природный потенциал приграничных территорий северо-востока Афганистана и его освоение имеет ряд особенностей, которые выражаются в проблемах совместного использования тех или иных ресурсных возможностей совместно с сопредельными государствами. Условно, проблемные области использования природных ресурсов в северо-восточных приграничных территориях ИРА, можно разделить на три категории: вода, земля, полезные ископаемые.

Афганистан сравнительно недавно подключился к вопросу совместного использования приграничных водных ресурсов, и на сегодняшний день он является одним из самых активных акторов в данном вопросе на территории Центральной Азии. Одним из основных ресурсов, имеющих трансграничный характер, является вода.

Амударья, одна из крупнейших рек Центральной Азии. Она служит также разделительной линией, по которой проходит государственная граница Афганистана с северными соседями: Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Протекая в северо-западном направлении и впадая в Аральское море, Амударья является системообразующим компонентом водоема [3].

С географической точки зрения, слияние рек Пяндж и Вахш дают начало речному бассейну Амударьи. Эти две реки составляют около 80% потока Амударьи [9].

Наибольшая доля водных ресурсов бассейна Амударьи контролируется Афганистаном и рядом Центрально-азиатских государств. Часть «большого» бассейна Амударьи находится также на территории Ирана, если учитывать трансграничный бассейн реки Теджен (в среднем и верхнем течении Герируд), протекающей по территории Афганистана, Ирана и Туркменистана [3].

Проблемные вопросы освоения и использования водных ресурсов, связанные с Амударьинским бассейном в приграничных районах Афганистана, можно разделить на региональные и локальные. Если говорить об особенностях трансграничного, использования водного ресурсного потенциала Амударьи, включая и северо-восточную территорию ИРА, на региональном уровне, то следует отметить, что от водных ресурсов Амударьи напрямую зависит развитие сельского хозяйства (во всех странах региона) и гидроэнергетики (прежде всего в Афганистане и Таджикистане). Десятилетия интенсивного малоэффективного использования водных ресурсов региона и негативные изменения климатических условий привели к обмелению Амударьи. С уменьшением среднего расхода воды Амударьи спрос на трансграничные подземные запасы воды только возрастает, что создает дополнительную напряженность в регионе [3].

По вопросам Амударьи Афганистан сотрудничал с Россией (Советским Союзом), начиная с 1873 года, в рамках ряда заключенных международных соглашений. В этих соглашениях Амударья рассматривается, прежде всего, как приграничная река безотносительно к совместному использованию водных ресурсов данного бассейна. Однако, в связи с имеющимися разногласиями в оценке взглядов на проблему, договоренности достигнуть не удалось вплоть до распада СССР.

Уже в новейшее время, объединившись в рамках Международного фонда спасения Арала (МФСА), современные основные игроки стран Центральной Азии осознали необходимость согласования усилий в данной области. Среднеазиатские государства приняли решение руководствоваться принципами международного водного права, а также существующими соглашениями и механизмами регионального сотрудничества.

Следование принципу справедливого и взаимовыгодного использования водных ресурсов, основанного на международном водном праве, равносильно признанию интересов Афганистана в использовании водных ресурсов Амударьи. Между тем на сегодняшний день не было выдвинуто ни одного предложения принять Афганистан в МФСА.

Вследствие существующих между Узбекистаном и Таджикистаном многолетних разногласий, Афганистан и Таджикистан до сих пор не подписали Меморандум о взаимопонимании по трансграничному сотрудничеству в области водных ресурсов. Однако, на развитие водного сектора в странах Центральной Азии существенно повлияет реализация принятой в 2008 году Национальной стратегии водной безопасности Афганистана.

Пропорциональность в области снабжения водой и водозабором бассейна реки Амударья, у Афганистана неравномерна. Таблица 1 наиболее точным образом отражает доли в области водоснабжения и водопотребления в районе бассейна реки Амударья.

Таблица 1.

Объемы водного стока и водопотребления бассейна реки Амударья [10]

Страна Участие в Доля, Водозабор с Распределение Общий

годовом которую целью воды, км3 используемый

водостоке в должны мелиорации, процент, %

реку Амударья, км3 получать страны, % млн. га

Афганистан 24 30% 1.2 0 0

Таджикистан 49 41% 0.5 9.5 15.4%

Узбекистан 4.8 14% 2.3 29.6 47.2%

Туркменистан 0.82 11% 1.7 22 35.8%

Киргизстан 1.6 4% 0.1 4.0 0.6%

Всего 80.22 100% 5.8 65.1 100%

Согласно данным таблицы 1, если в области снабжения Амударьи, своими водными ресурсами ИРА находится среди основных стран региона, то в области водопотребления занимает лишь четвертое, а иногда и пятое место из пяти государств региона, уступая таким странам, как Туркменистан и Узбекистан, которые занимаются наибольшим водозабором для своих сельскохозяйственных нужд. Подобная ситуация, по нашему мнению, не отражает справедливого разделения водных ресурсов реки Амударья, поскольку Афганистан, как уже отмечалось, находится в аутсайдерском положении и в решении некоторых вопросов, касающихся использования водных ресурсов Амударьи, его мнение не учитывается.

Среди локальных проблем освоения приграничных водных ресурсов северо-востока Афганистана можно назвать вопросы взаимодействия с соседней Республикой Таджикистан (РТ) в области реализации энергетических проектов в РТ, в круг интересов которых входит и река Пяндж. Развитие отрасли гидроэнергетики на территории Республики Таджикистан возведены в ранг национальной идеи. На территории РТ быстрыми темпами развивается строительство гидроэлектростанций, различного рода гидротехнических сооружений, способствующих развитию области энергетики. Наряду с внутренними реками, Таджикистан, в этом направлении,

планирует активное использование и приграничных водных ресурсов. По данным министерства энергетики РТ, Таджикистан планирует осуществление около 13 гидроэнергетических проектов на реке Пяндж и один на реке Амударья. Общая выработка электроэнергии в рамках пянджских проектов составит 81.9 млрд. кВт/ч [6].

На современном этапе Афганистан, являясь аграрной страной, особенно в своем северо-восточном регионе, нуждается в равноправном использовании водных ресурсов в своей приграничной территории для осуществления своих национальных проектов в области сельского хозяйства и энергетики.

Следующий блок особенностей освоения приграничных природных ресурсов северо-восточных территорий ИРА связан с использованием земельных ресурсов. Как отмечают многие специалисты, рассматривая северо-восточные приграничные территории Афганистана сквозь призму природных ресурсов, необходимо отметить их тесную экономико-географическую и природно-хозяйственную связь с соседними странами, особенно с Таджикистаном. По большей части это происходит не только в результате того, что состав основного приграничного населения по ту и другую сторону границы выражен единым этносом - таджиками, но то, что многие единые, с географической точки зрения, естественные природные массивы оказались разделены политическими границами.

Нагляднее всего это можно проследить на примере горной и долинной территорий Памира, разделенных на афганский и таджикский Бадахшан. Бадахшан - горный регион, без выхода к морю, расположенный на обоих берегах реки Пяндж, как в Афганистане, так и Таджикистане. Исторически обе стороны современной границы были частью одного и того же княжества, и обмен внутри Бадахшана, а также между Бадахшаном и его соседями являлся очень важным аспектом. Следы обмена датируются эпохой Бронзы, ранним периодом среднего века; Шелковый путь также проходил через территорию Бадахшана. Бадахшан располагался на торговом пути между Русским Туркестаном и Кашгаром, а также между Кашгаром и Британской Индией и являлся транзитной торговой зоной. Закрытие границ по политическим причинам в 1930-ых положило конец торговле. В течение 60 лет сообщества, расположенные вдоль границ, пошли разными путями развития и забыли о регулярных обменах, которые имели место

[4].

Афганский и Таджикский Памир, в более широком понимании - Горно-Бадахшанская Область РТ и Восточная часть Афганского Бадахшана (улусвольства Вахан, Ишкашим, Шугнан, Дарваз) образуют один высокогорный эко-регион, со сходными природными ресурсами, экономическим потенциалом и общим этническим и культурным наследием. Памир может быть описан как «орографический узел», от центра которого исходят несколько главных азиатских горных систем - Гималаи, Каракорам, Гиндукуш, Куньлунь, и Тянь-Шань. Близкое расположение всех этих горных цепей способствует многообразию флоры и фауны на Памире.

Большая часть территории - это бесплодные каменистые земли, где суровые климатические условия создают очень ограниченную среду обитания как для флоры и фауны, так и для человека. Пахотная земля составляет менее 1 % общей площади земель в этой пустынной высокогорной экосистеме. Нехватка воды и жёсткий температурный режим сдерживают продуктивность биомассы. Наиболее предпочтительные места для населенных пунктов и земли, пригодные для обработки, находятся на аллювиальных конусах выносов и по берегам рек.

Доминирующее растительное покрытие - это редкие низкие кустарники или луговые растительные сообщества на горных склонах, а также мезофильные леса (тугаи) в поймах горных рек, несмотря на то, что только некоторые виды адаптированы к экстремальным условиям этого аридного высокогорного региона. С другой стороны в ледниках Памира сконцентрированы главные водные ресурсы Центральной Азии. Если в западной части Памира традиционным способом использования земли было оросительное земледелие и террасирование склонов в сочетании с пастбищами, то на

высокогорных плато восточной части доминирует кочевое животноводство [7]. Афганский Памир остался отдаленным уголком страны, с почти отсутствующей инфраструктурой и иерархической системой общества.

Результаты проведенных исследований на афганской и таджикской сторонах Памира свидетельствуют о радикальных изменениях климата. Ситуация, связанная с изменением климата, еще более усугубляется такими социальными проблемами, как бедность, отсутствие продовольственной безопасности, подрывающая здоровье наркозависимость, усиливающаяся гендерная нагрузка на женщин, политическая нестабильность [2].

Горные территории Бадахшана, как на афганской, так и на таджикской сторонах, издавна привлекали внимание естествоиспытателей. Особый интерес вызвало изучение растительного мира, и главным образом видовой состав и разновидности пшеницы, произрастающих на больших высотах. Во время посещения гор Памира, в 1916 году, академик Н.И. Вавилов впервые здесь обнаружил безлигульные формы мягкой пшеницы и ржи. С момента их открытия в ботанической литературе описаны 35 подобных новых для науки видов мягкой, 11 - карликовой формы пшеницы и 9-разновидностей ржи. Эти культуры являются традиционными для данного региона [1].

Еще одним из основных и традиционных направлений использования земельных ресурсов в приграничных областях Афганистана, является животноводство. Тут необходимо отметить, что данным видом хозяйства, в основном занимаются народности, ведущие кочевой образ жизни. Одним из основных кочевых народов афганского Памира являются киргизы. Киргизы афганского Памира разделяются на две различные группы: киргизы большого Памира и киргизы Малого Памира. Большой Памир граничит на севере с Таджикистаном и, поскольку, проживающие там киргизы никогда не покидали Афганистан, они представляют великую целостность с прошлыми киргизскими образцами полукочевого образа жизни и торговли.

Таким образом, говоря об использовании земли в приграничных районах северо-востока Афганистана, мы сталкиваемся с проблемами недостаточно эффективного управления данным видом ресурсов, что, с другой стороны, требует рассмотрения природно-земельного комплекса данной территории в целом, как единый географический объект, а не только ту часть, которая находится на территории Афганистана.

Также стоит отметить огромный рекреационный потенциал северо-восточных территорий Афганистана, в том числе приграничных. Однако он, в данный момент развит очень слабо, вследствие сложной политической обстановки и неразвитой инфраструктуры региона.

Касаясь полезных ископаемых, которые расположены в приграничной территории рассматриваемого региона Афганистана, в первую очередь, следует отметить вопросы, касающиеся разработки месторождений золота, находящиеся на территории провинции Тахар. В данном случае, речь идет о месторождениях золота в районе Самти на севере пр. Тахар, где, как уже отмечалось выше, по имеющимся данным Геологической службы США на площади около шести квадратных километров имеются запасы в 30 000 кг золота [8].

Месторождения рассыпного золота в районе Самти, непосредственно примыкают к государственной границе Афганистана и Таджикистана. Добыча золота кустарным способом тут велась издревле. И близость данного района к границе создает ряд предпосылок для развития криминально-контрабандного вида бизнеса.

Одной из основных проблем приграничных месторождений золота, как на северо-востоке, так и во всей стране, является его незаконная добыча. Стоит отметить, что эта проблема касается не только золота, как ресурса северо-востока ИРА, но и как региона. Данная проблема распространяется на всю территорию страны. По данным афганского горнопромышленного ведомства, в настоящее время ведётся нелегальная разработка

примерно 1400 месторождений, различных по размеру, около 700 из которых расположены в провинции Кабул, а оставшиеся 700 - в других частях страны [5].

Таким образом, следует отметить, что в приграничных территориях северо-востока ИРА сосредоточено большое количество различного рода природных ресурсов. Однако их разработка сопряжена с рядом трудностей, которые необходимо решать с применением новых подходов и методов.

Литература:

1. Абдуламонов К. Биоразнообразие аграрных территорий в Таджикском и Афганском Бадахшане / К. Абдуламонов // Конференция о наилучших практиках в области устойчивого землепользования и управления природными ресурсами на таджикском и афганском Памире, Хорог, 29-31 августа 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.daad.tj/landuse_conference_publication_rus.pdf.

2. Касам К. А. Перспектива сельских жителей Памира в устойчивом получении средств к существованию / А. К. Касам // Конференция о наилучших практиках в области устойчивого землепользования и управления природными ресурсами на таджикском и афганском Памире, Хорог, 29-31 августа 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.daad. tj/landuse_conference_publication_rus. pdf.

3. Кинг М. Эффективное использование водных ресурсов Афганистана. Новые возможности для регионального сотрудничества /М. Кинг, Б. Стюртеваген. - Институт «Восток-Запад» (EWI), 2010. - 28 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://amudaryabasin.net/sites/amudaryabasin.net/files/resources/Afghanistan_Water.pdf.

4. Лесёр М. Приграничный туризм на Афганском и Таджикском Памире / М. Лесёр // Конференция о наилучших практиках в области устойчивого землепользования и управления природными ресурсами на таджикском и афганском Памире, Хорог, 29-31 августа 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.daad.tj/landuse_conference_publication_rus.pdf.

5. Министерство шахт ИРА призывает принять меры по борьбе с нелегальной добычей полезных ископаемых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://afghanistan.ru/doc/62458.html.

6. Схема комплексного использования реки Пяндж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: minenergoprom.tj/barnoma/w16.doc

7. Фабиан А. Вступительное слово на Конференции о наилучших практиках в области устойчивого землепользования и управления природными ресурсами на таджикском и афганском Памире / А. Фабиан // Конференция о наилучших практиках в области устойчивого землепользования и управления природными ресурсами на таджикском и афганском Памире, Хорог, 29-31 августа 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.daad.tj/landuse_conference_publication_rus.pdf

8. Oil & Gas resources. Ministry of mines and petroleum IRA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mom.gov.af/en/page/4788.

9. Visual Atlas of cooperation Afghanistan and Tajikistan environment and hydrology in the upper Amu Darya Basin. - UNECE, Zoi Environment Network, 2013. - 47p.

10. jU—uiiL_Ailjj J ^—j^jj Jjjj ^ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://khawaran.com/images/pdf/popal%20karim-tanzeeme-aab.pdf

СПЕЦИФИКА ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АФГАНИСТАНА

Освоение природно-ресурсного потенциала на северо-востоке Афганистана имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в трансграничном характере многих видов природных ресурсов. Основу природных ресурсов составляют три категории: вода, земля и полезные ископаемые. Освоение каждой из этих категорий сталкивается с проблемами как внутреннего, так и внешнего характера.

Ключевые слова: Северо-восток Афганистана, приграничные территории, природные ресурсы, Амударья, вода, трансграничный характер.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF NATURAL-RESOURCE POTENTIAL OF BORDER AREAS IN THE NORTH-EASTERN AFGHANISTAN The development of natural resource potential in the north-eastern Afghanistan has several features. One of them is the cross-border nature of many types of natural resources. Natural resource base is composed of three categories: water, earth and minerals. The development of each of these categories is facing problems both internal and external.

Key words: North-east Afghanistan, border areas, natural resources, the Amu Darya, water, transboundary nature.

Сведения об авторе: Хайрхох Н., аспирант Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: turizm_2013@rambler.ru

Information about the author: Khairkhoh N., the post-graduate student of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА

В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Кенджаева М.

Худжандский государственный университет имени академик Б. Гафуров

Национальная экономика Таджикистана в начале независимости в результате вооруженных столкновений и разрыва торговых связей полностью разрушилась. Экономический ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 10 миллиардов долларов США. Более того, объем производства всех отраслей народного хозяйства по вышеуказанным причинам уменьшился на 55 процентов. Все это негативно повлияло на социальную защищенность общества. В результате уменьшения объема производства и повышения цен снизился уровень жизни народа.

По причине полной или частичной остановки предприятий много людей осталось без работы, государство не имело достаточных средств для социальной защиты народа и развития отраслей здравоохранения, культуры, науки и просвещения. Поэтому Маджлиси Оли и Правительство Таджикистана в условиях продолжающейся войны и политической нестабильности с целью выхода из кризисного состояния разработали программу развития страны. В ней предусматривалось упорядочение политики цен, кредитно-денежной системы и уменьшение расходов госбюджета в течение 1993 -1995гг. Постепенно осуществлялись реформа банковской и налоговой систем, реализовалась политика приватизации и разгосударствления собственности. Правительство уделяло особое внимание предпринимательству, принимало меры для привлечения зарубежных инвестиций, развивало рыночные отношения.

Организуя государственные и частные секторы экономики, обеспечивая паритет всех форм собственности, правительство, таким образом, создавало свободное и благоприятное пространство для развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.

Переходный период для любого государства проходит болезненно. В Таджикистане также при переходе к рыночной экономике в социальной жизни населения республики произошли существенные изменения. По словам ученого Н.Б.Хотамова «деление советского общества на рабочий класс, колхозное крестьянство и интеллигенцию постепенно уступило место новым социальным делениям, в зависимости от материального состояния и положения в обществе: 1) очень богатых и богатых; 2) средних; 3) бедных и беднейших» [8, с. 245].

В первые годы государственной независимости, в Таджикистане резкое социальное расслоение общества обусловило появление многих сложных проблем. По заключению представителей ООН, в конце 2006 г. в республике абсолютно маленькая группа людей контролировала все национальные богатства Таджикистана, около 60%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.