Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЕДУЩИМИ СМИ РОССИИ И АРМЕНИИ'

СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЕДУЩИМИ СМИ РОССИИ И АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / здравоохранение / вирусы / Армения / Россия. / media / healthcare / viruses / Armenia / Russia

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Д Д. Ходерян

В современном обществе СМИ играют весьма значимую роль в формировании представлений людей об окружающем мире, о социальных проблемах. Наравне с другими публикациями, в современных СМИ популярны и очень распространены статьи на медицинскую тематику. На данный момент это актуальное медианаправление в журналистской среде: в последние годы мы наблюдаем активное развитие различных вирусов, заболеваний, возникновение новых технологий и так далее. Актуальность исследования, положенного в основу работы, является обсуждаемость данной темы, которая затрагивает важную сферу нашей жизни. Проблемы медицины всегда будут волновать читателей, вызывать дискуссии и никогда не перестанут быть важными. Также актуальность выбранной нами темы обуславливается тем, что СМИ играют важную роль в формировании мнения общества о власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF COVERAGE OF PROBLEMS IN THE FIELD OF HEALTHCARE BY LEADING MEDIA IN RUSSIA AND ARMENIA

In modern society, the media plays a very prominent role in presenting social issues to people around the world. Along with other publications in modern media, articles on narrow topics are popular and very widespread. At the moment, the media direction is relevant in the journalistic environment: in recent years we have seen the active development of various viruses, diseases, connections with new technologies, and so on. The relevance of the research underlying the work is the debatability of this topic, which affects the entire sphere of our lives. Problems of medicine will always excite readers, lead to discussions and will never cease to be mandatory. The relevance of our chosen topic is also determined by the fact that the media play a decisive role in society’s views on power.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЕДУЩИМИ СМИ РОССИИ И АРМЕНИИ»

DOI 10.24412/cl-37233-2024-2-549-554

СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЕДУЩИМИ СМИ РОССИИ И АРМЕНИИ

Д.Д. Ходерян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт медиа, рекламы и кино (ИМРК)

diana. khoderyan@rau. am АННОТАЦИЯ

В современном обществе СМИ играют весьма значимую роль в формировании представлений людей об окружающем мире, о социальных проблемах. Наравне с другими публикациями, в современных СМИ популярны и очень распространены статьи на медицинскую тематику.

На данный момент это актуальное медианаправление в журналистской среде: в последние годы мы наблюдаем активное развитие различных вирусов, заболеваний, возникновение новых технологий и так далее.

Актуальность исследования, положенного в основу работы, является обсуждаемость данной темы, которая затрагивает важную сферу нашей жизни. Проблемы медицины всегда будут волновать читателей, вызывать дискуссии и никогда не перестанут быть важными. Также актуальность выбранной нами темы обуславливается тем, что СМИ играют важную роль в формировании мнения общества о власти.

Ключевые слова: СМИ, здравоохранение, вирусы, Армения, Россия.

Стоит задуматься над вопросом: «Какова роль журналистов в распространении информации о здоровье?» Здесь важно понимать, что СМИ играют большую роль в жизни каждого человека. Профессор Е.П. Прохоров в своей работе «Социология журналистики» писал, что содержание средств массовой информации охватывают все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность [1].

Обращать внимание на проблемы в система здравоохранения в Армении стали во время пандемии «COVID-19». Во время пандемии все мировые СМИ пристально наблюдали за политическими деятелями, на то, как они будут вести себя и какие меры предпримут во избежание массового заражения, армянское информационные агентства не исключение [2].

В Армении был зарегистрирован первый случай заболевания Корона-вирусом 1 марта 2020 года. С начала пандемии в СМИ часто упоминался именно политический аспект освещения. Под тщательным вниманием средств массовой информации находилось правительство Армении. Острыми темами в СМИ являлись такие, как борьба с эпидемией, распространение «COVID-19», действие властей по защите населения, бездействие и неэффективные меры.

Попробуем понять, что происходило в сфере здравоохранения Армении, проанализировав материалы в Sputnik Armenia и News.am. Мы провели контент-анализ за период январь - апрель 2023 года. За этот период по теме здравоохранение было опубликовано более 300 статей.

Мы разделили новости на несколько подгрупп и отобрали новости по тем темам, которые имели большую частоту выпуска. Из 300 статей лишь 21 была о «COVID-19». Заголовки статей были следующие: «Армения закупила вакцин от «COVID-19» примерно на $20 млн. - детали», «Сколько человек в Армении привились от коронавируса: Министр ответила на вопросы оппозиции», «В Армении выявлен новый вариант коронавируса "кра-кен" - Минздрав», «В центре инфекционных заболеваний Армении с 1 февраля будут лечить и взрослых с COVID-19» и т.д. Мы сделали вывод, что тема Коронавируса на данный момент в Республики Армения неактуальна, и не стали брать в выборку для контент-анализа эти статьи.

Проанализировав все статьи за выбранный нами период, мы выявили, что злободневными темами в армянском СМИ является тема наркотиков (63 статьи) и гуманитарный кризис в Арцахе (94 статей). Важно отметить, что во время выборки нами были замечены материалы о распространении вируса кори, но публикации были не систематически и не имели особую популярность.

Рассмотрим тему гуманитарного кризиса в Арцахе. Мы отобрали 50 статей, которые отвечали нашим требованиям для проведения контент-анализа.

Слово «здравоохранение» встречалось 9 раз, оно является одним из неполярных слов у журналистов. Слово «медицина» упоминалось 11 раз. Самым популярным словом в материалах было «Минздрав» (26 раз), в большинстве случаев с привязкой со словом «глава» (15 раз), а также не раз встречалось в материалах имя Министра здравоохранения Анаит Аванесян (20 упоминаний). Это говорит нам о том, что СМИ тщательно следят за действиями министра, а также обращаются к официальному лицу при написании материала.

Заголовки отобранных нами статей были следующие: «МККК перевез еще 13 пациентов из Нагорного Карабаха в Армению», «Замминистра здравоохранения Армении посетил находящихся в Горисе жителей Карабаха», «Сфера здравоохранения Армении работает на два фронта из-за кризиса на границе - министр», «Потребности населения Нагорного Карабаха по части здравоохранения остаются нерешенными», «Глава Минздрава Армении обсудила с гендиректором ВОЗ гуманитарный кризис в Карабахе», «В Нагорный Карабах при помощи МККК доставлены лекарства для медучреждений» и так далее.

В результате исследования мы выявили, что ключевыми словами являются: Минздрав, Нагорный Карабах, кризис, блокада, медицина, Министр здравоохранения.

Словосочетание «гуманитарный кризис» в материалах встречалось более 15 раз, а слово «блокада» 11 раз. Это говорит нам о том, что ситуация в сфере здравоохранения плачевная. Об этом говорит и то, что словосочетание «нехватка лекарств» упоминалась 9 раз. Часто встречается название независимой организации «МККК» (17 упоминаний), это говорит о том, что организация не осталась в стороне и решила помочь людям, часто употребляется со словом «перевёз», можно сделать вывод, что во время блокады только МККК способно помочь перевезти больных из Арцаха в Армению в медучреждения и привезти обратно.

Слово «Азербайджан» встречается 21 раз, во всех случаях смысл использования имеет негативный. В большинстве случаев слово употребляется со словосочетанием «Лачинский коридор». Также часто встречаются слова «раненый» (8 раз), «пациент» (13 раз), «больные» (6 раз). Словосочетание «Минздрав Арцаха» ни разу не упоминается.

В российских СМИ тема здравоохранения имеет популярность среди аудитории, так как есть множество специализированных печатных изданий, сайтов, рубрик, телепрограмм, радиопрограмм и т.д. К примеру, в Интернете специализированных сайтов на тему о здоровье есть огромное количество, только в России их около пятисот.

Большую шумиху в российских СМИ вызвала пандемия «СОУГО-19», а также дальнейшая пропаганда вакцинации от пандемии. Если до этого в СМИ транслировались такие темы, как красота, гигиена, секреты здоровья, то в тот период всё имело связь с Коронавирусом и вакцинацией. Данные темы вызывали у читателей как положительную, так и негативную реакцию.

Изучая вопрос вакцинации, мы провели контент-анализ. Нами было выбрано около 40 статей на тему обязательной вакцинации в России. Мы отобрали статьи на таких сайтах, как РИА Новости, Коммерсантъ, РБК. Нами был выбран период с марта 2021 по январь 2022 года.

В проведенном контент-анализе в первое время по теме «вакцинации» часто встречались такие статьи, как «Депутат назвал обращение врачей к антипрививочникам "криком души"», «Вирусолог предложил запретить непривитым выезжать из России», «Путин ответил на вопрос о введении штрафов за отказ от вакцинации от "СОУГО"», и подобных статей встречалось большое количество.

В СМИ стали появлялись статьи со скрытым призывам населения к вакцинации «Спутником V». Например: «Голикова рассказала, как можно достичь коллективного иммунитета», «В России более 60 миллионов человек прошли полную вакцинацию от СОУГО-19», «Наталия Орейро привилась Спутником V» и т.д. В результате исследования статей мы выявили, что ключевыми словами являются: вакцинация, коллективный иммунитет, Коронавирус, Спутник-У, непривитые.

Мы можем прийти к следующим выводам, что слово «вакцинация» упоминается 65 раз, «непривитые» упоминается 18 раз, «антипрививочни-ки» упоминалось 12 раз, «невакцинированные» - 9 раз, последние три слова упоминались в негативном ключе.

Также довольно-таки часто встречались такие словосочетания, как «коллективный иммунитет» (10), «запрет для непривитых» (8), это говорит о том, что власти посредством вакцинации хотят поднять уровень коллективного иммунитета населения, но для этого нужно стимулировать у людей

желание идти на вакцинацию, и для этого создаются запреты, которые действуют на тех, кто не привит от Коронавируса.

Частое упоминание также получило слово «контроль» (10), «мотивация» (8), «обязательная вакцинация» (11). Это говорит о том, что общество должно при любых обстоятельствах вакцинироваться, чтобы победить пандемию. В ином случае властям придется прибегнуть к мерам ограничения некоторых прав для мотивирования населения. Так же встречались такие слова, как: «эффективно» (11), «результативно» (10), это говорит нам, о том, что вакцинация - это эффективный способ защиты от пандемии.

Во время анализа СМИ по теме здравоохранения мы выявили несколько пунктов для журналистов, которые в дальнейшем хотели бы работать в сфере медицинской журналистики.

Мир стремительно меняется вокруг нас, меняются способы жизни, отношения, формы и технологии коммуникаций. Человечество или, по крайней мере, значительная его часть стоит на пороге новой фазы своего развития. Предчувствие этих кардинальных изменений побуждает профессионалов средств массовой информации искать новые формы своей деятельности. Эти поиски воплощаются в новые концепции, новые практики. Не все из них выдерживают проверку на соответствие существующим профессиональным стандартам, но все заслуживают внимательного анализа [3].

Во-первых, относиться к высказываниям публичных людей (в том числе блогеров и звезд шоу-бизнеса) о медицине с опаской. Во-вторых, в роли экспертов стоит использовать людей с профильным образованием по выбранной журналистом темой. В-третьих, часто в СМИ встречаются новости о том, что «журналист испытывает на себе...», какие-то препараты, придерживается каких-то диет и так далее. В-четвертых, не следует окружать свой информационной повод догадками. Мы также выписали несколько признаков, которые показывают некачественную работу журналиста над статьей. Например, 1) В статье не указаны положительные и отрицательные стороны обсуждаемого эксперимента, лекарства, патента, исследования и т.д.; 2) Журналист не анализирует и не проводит фактчекинг; 3) Журналист вызывает у аудитории панику, в каком-то смысле даже запугивает; 4) Журналист цитирует неподходящего эксперта, не обращается к независимым экспертам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социология журналистики / Под ред. Е.П. Прохорова. М.: Изд-во Московского Университета, 1981. 232с.

2. Мухина O.C. Тема коронавируса в контексте теории установления повестки дня / Текст: непосредственным □ // Проблемы массовой коммуникации: материалы меж-дунар. науч.-практич. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью (14-16 мая 2020г., Воронеж).

3. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: «Престиж», 2006.

SPECIFICS OF COVERAGE OF PROBLEMS IN THE FIELD OF HEALTHCARE BY LEADING MEDIA IN RUSSIA AND ARMENIA

D. Khoderyan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Media, Advertising and Film (IMRK)

ABSTRACT

In modern society, the media plays a very prominent role in presenting social issues to people around the world. Along with other publications in modern media, articles on narrow topics are popular and very widespread.

At the moment, the media direction is relevant in the journalistic environment: in recent years we have seen the active development of various viruses, diseases, connections with new technologies, and so on.

The relevance of the research underlying the work is the debatability of this topic, which affects the entire sphere of our lives. Problems of medicine will always excite readers, lead to discussions and will never cease to be mandatory. The relevance of our chosen topic is also determined by the fact that the media play a decisive role in society's views on power.

Keywords: media, healthcare, viruses, Armenia, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.