Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТОВ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА'

ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТОВ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / МЕДИАТЕКСТ / ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреева А. В.

Аксиологический подход в современной теории журналистики активно развивается именно сейчас, хотя аксиология как наука старше журналистики. Актуальность этого направления исследований во многом обусловливается экспансией технологических средств производства массовой информации. Важную роль играет историко-социальный контекст. Так, во время пандемии мы наблюдаем, что двойственный эффект, производимый медиа (управление и дезориентация), достиг пика. В условиях постинформационного общества ценностный аспект медиа представляется нам своеобразным фильтром как коммуникатора и производимого им медиатекста, так и адресата этого послания. Поэтому изучение медиа через призму аксиологии - важное направление исследований в области теории и практики журналистики. В работе была предпринята попытка апробации методологии ценностного анализа медиа В.А. Сидорова на примере СМИ Тверского региона («Тверские ведомости», «Вече Твери», официальные сайты и каналы изданий в интернете). Автор выдвигает гипотезу, что ценностно-смысловое поле тверских медиа размыто и дезориентирует читателя, и представляет контент-анализ, интерпретированный по методу ценностного противоречия, который может послужить примером эмпирической работы в рамках аксиологии журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ANALYSIS OF MEDIATEXTS OF TVER REGION

The axiological approach in the modern theory of journalism is actively developing right now, although axiology as a science is older than journalism. The relevance of this area of research is largely due to the expansion of technological means of mass media production. The historical and social context plays an important role. So during the pandemic, we observe that the dual effect produced by the media (control and disorientation) has reached its peak. In the conditions of a post-information society, the value aspect of the media seems to us to be a kind of filter for both the communicator and the media text produced by him, and the addressee of this message. Therefore, the study of media through the prism of axiology is an important area of research in the field of theory and practice of journalism. In this work, an attempt was made to approbate the methodology of value analysis of media V.A. Sidorov on the example of mass media in the Tver region (“Tver Vedomosti”, “Veche of Tver”, official websites and channels of publications in the Internet). The author hypothesizes that the value-semantic field of Tver media is blurred and disorientates the reader. It presents content analysis, interpreted according to the method of value contradiction, which can serve as an example of empirical work within the framework of the axiology of journalism.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТОВ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА»

ЯЗЫК СМИ LANGUA GE OF MASS MEDIA

УДК 070.1

DOI 10.36622/AQMPJ.2022.90.11.019

Тверской государственный университет Tver State University

аспирант кафедры журналистики, рекла- Post-graduate student of journalism, adver-

мы и связей с общественностью tising and public relations department

Андреева А.В. Andreeva A.V.

Россия, г. Тверь,тел. +7(962)240-99-78 Russia, Tver,

e-mail: migachel@mail.ru tel. +7(962)240-99-78

e-mail: migachel@mail.ru

А.В. Андреева

ЦЕННОСТНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТОВ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА

Аксиологический подход в современной теории журналистики активно развивается именно сейчас, хотя аксиология как наука старше журналистики. Актуальность этого направления исследований во многом обусловливается экспансией технологических средств производства массовой информации. Важную роль играет историко-социальный контекст. Так, во время пандемии мы наблюдаем, что двойственный эффект, производимый медиа (управление и дезориентация), достиг пика. В условиях постинформационного общества ценностный аспект медиа представляется нам своеобразным фильтром как коммуникатора и производимого им медиа-текста, так и адресата этого послания. Поэтому изучение медиа через призму аксиологии - важное направление исследований в области теории и практики журналистики. В работе была предпринята попытка апробации методологии ценностного анализа медиа В.А. Сидорова на примере СМИ Тверского региона («Тверские ведомости», «Вече Твери», официальные сайты и каналы изданий в интернете). Автор выдвигает гипотезу, что ценностно-смысловое поле тверских медиа размыто и дезориентирует читателя, и представляет контент-анализ, интерпретированный по методу ценностного противоречия, который может послужить примером эмпирической работы в рамках аксиологии журналистики.

Ключевые слова: журналистика, аксиология, ценности, медиатекст, ценностный анализ.

A.V. Andreeva

VALUE ANALYSIS OF MEDIATEXTS OF TVER REGION

The axiological approach in the modern theory of journalism is actively developing right now, although axiology as a science is older than journalism. The relevance of this area of research is largely due to the expansion of technological means of mass media production. The historical and social context plays an important role. So during the pandemic, we observe that the dual effect produced by the media (control and disorientation) has reached its peak. In the conditions of a post-information society, the value aspect of the media seems to us to be a kind of filter for both the communicator and the media text produced by him, and the addressee of this message. Therefore, the study of media through the prism of axiology is an important area of research in the field of theory and practice of journalism. In this work, an attempt was made to approbate the methodology of value analysis of media V.A. Sidorov on the example of mass media in the Tver region ("Tver Vedomosti", "Veche of Tver", official websites and channels of publications in the Internet). The author hypothesizes that the value-semantic field of Tver media is blurred and disorientates the reader. It presents content analysis, interpreted according to the method of value contradiction, which can serve as an example of empirical work within the framework of the axiology of journalism.

Key words: journalism, axiology, values, media text, value analysis.

© Андреева А.В., 2022

На современном этапе развития общества взаимодействие потребителя с информационными потоками имеет особое значение. На фоне же пандемии коронавируса, как отмечает Е.Л. Вартанова, уровень информации и медиапотребления вырос чрезвычайно.

В научном сообществе даже получил распространение термин «инфодемия» - информационная эпидемия фальшивых новостей. В условиях пандемии обострилась важность достоверной информации и социальной ответственности профессионального журналиста [1].

В этой ситуации ценностный аспект журналистики видится нам особенно актуальным. Медиа-текст - это всегда передача некой ценности, которая предопределена социокультурной средой коммуникатора и во многом детерминируется его мировоззрением. В свою очередь медийная оценка (ценностная оценка, которую событию дает коммуникатор в медиатексте) влияет на формирование ценностей аудитории.

Автор обоснования предмета и инструментария аксиологии журналистики В.А. Сидоров главной социальной ценностью журналистики, или ее осевой функцией, называет гражданскую или аксиологическую. «И если обернуться к нашим исконным традициям, то вспомнится, прежде всего, Слово журналиста, обращенное к людям и указывающее в жизни на все то, с чем мириться нельзя, что следует сообща поправить, о чем необходимо еще и еще раз подумать» [2; с. 18].

Выполняет ли свою аксиологическую функцию региональная пресса в такой переломный период истории, как пандемия? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели ценностный анализ трактовки темы коронавируса и вакцинирования в медиатекстах региональных изданий «Тверские ведомости» и официального сайта газеты vedtver.ru, «Вече Твери», в том числе Телеграм-канала политических новостей этого издания PolitOlivier, и в сети Инстаграм.

Для глубинного понимания социальной значимости явления и последующей его более полной трансляции в качестве основного звена медиатекста В.А. Сидоров предлагает журналистам выделять ценностное противоречие [2; с. 175]. Этот критерий видится нам особенно значимым в условиях нынешней информационной реальности. Как подчеркивает Е.Л. Вартанова, в период пандемии аудитория хочет больше достоверных новостей и аналитики [1], поэтому в анализе мы используем метод «ценностного противоречия/ценностной интерпретации» как основной. По мнению В.А. Сидорова, обнаружение ценностного противоречия позволяет обратить внимание общества на вопросы, которые при нормативном подходе к освещению события «отклонение - норма» не столь заметны.

Нами выдвигается следующая гипотеза: ценностно-смысловое поле тверских медиа размыто и дезориентирует аудиторию, в настоящее время нуждающуюся в обратном, а именно в сплочении, которому способствует трансляция традиционных ценностей российской культуры. Мы полагаем, что читатели меньше доверяют СМИ, так как издания не удовлетворяют запрос аудитории на получение максимально полной и достоверной информации, в том числе причинно-следственного характера, поэтому вынуждены обращаться к непрофессиональным источникам в сети Интернет. Следует дать некоторые пояснения, которые помогут более точно интерпретировать полученные данные. «Тверские ведомости» - еженедельная общественно-политическая газета, издающаяся при поддержке правительства Тверской области и выражающая его официальную позицию. «Вече Твери» и телеграм-канал PolitOlivier издаются частными учредителями, их позиция менее связана с политикой региональной власти и может считаться относительно оппозиционной.

В методологии контент-анализа мы опирались на категории, определенные В.А. Сидоровым: значимость факта, его оценка и транслируемая ценность [2; с. 171-173].

Таблица 1

Значение, оценка и ценность в трактовке темы коронавируса и вакцинирования в газете «Тверские ведомости» и на vedtver.ru

Чему придается значение (значимость) Какая выставляется оценка Какая утверждается ценность

Сейчас очень много модных вещей - одежда, гаджеты, прически и многое другое. Но это не так важно, как наше здоровье... Вот это - настоящий тренд! Ценность здоровья и жизни.

Видим, что те, кто перенёс ко-вид, повторно заболевают нечасто. - Это хорошая инициатива. Ценность здоровья, как личного, так и других людей.

Продолжение табл. 1

- Обстановка стабилизировалась. В этом основная заслуга тех, кто вакцинировался... ... ведь это самое эффективное средство от тяжелых последствий после коронавирусной инфекции. Ценность здоровья и безопасности для общества как действенной модели поведения в период пандемии.

... предприниматели будут делать скидки и поощрять бонусами тех, кто сделал прививку от коронавирусной инфекции. Так предприниматели решили поблагодарить людей за осознанный подход к своему здоровью и вклад в борьбу с пандемией. Ценность здоровья, безопасности для общества как действенной модели поведения в период пандемии.

Тверская молодежь в соцсетях запустила челлендж #привит. Советую всем вакцинироваться. Это очень круто! Ценность здоровья, безопасности для общества как действенной модели поведения в период пандемии.

.наши врачи, эпидемиологи, фельдшеры, медицинские сестры. трудятся по имя сохранения жителей Тверской области. .работа медиков приобретает особое значение и ценность Ценность труда медицинских работников.

.предприниматели тверского региона начали получать выплаты за нерабочие дни .государство и банки идут навстречу Ценность доверия государству и власти, единения власти и народа в сложные времена.

Таблица 2

Значение, оценка и ценность в трактовке темы коронавируса и вакцинирования в газете _«Вече Твери» и телеграм-канале PolitOlivier_

Чему придается значение (значимость) Какая выставляется оценка Какая утверждается ценность

«Вообще, за это надо расстреливать. Я бы считал. я бы сам принял участие в расстрелах...» .считает, что жителей региона, купивших поддельный сертификат о вакцинации от ковида, нужно расстреливать Ценность здоровья, безопасности для общества как действенной модели поведения в период пандемии и одновременно антиценность здоровья и жизни тех, кто эту модель не приемлет; небезопасности.

.«по всей строгости закона» наказывать врачей за продажу QR-кодов. «Надо сажать». Ценность здоровья, безопасности для общества как действенной модели поведения в период пандемии. Антиценность: недобросовестное поведение некоторых врачей как части системы здравоохранения.

Противники QR-кодов парализовали работу Роспотребнадзора .требовали от главы регионального управления ведомства предъявить им свой QR-код Ценность критического анализа взаимодействия личности и власти; антиценность: недоверие органам власти.

Экономический кризис, спровоцированный пандемией корона-вируса, вызвал и повышение цен на рынке интимных услуг. А что же происходит на рынке интимных услуг в Твери? Набираем запрос в поисковике и видим в открытом доступе сотни сайтов. Куда смотрят правоохранительные органы? Ценность аналитического отношения к ситуации. Антиценность: недоверие правоохранительным органам.

«Это война»: депутат ГД Вас-серман призвал «разбираться» с антипрививочниками «по законам военного времени». По мнению эрудита, расстреливать противников прививок от ковида сейчас «не следует», их необходимо подвергнуть принудительной вакцинации. Ценность здоровья, свободы выбора. Антиценность: здоровье, если речь о физических мерах принуждения.

.прокуратурой было установлено, что работникам ГБУЗ «Фировская ЦРБ». не выплачивались положенные доплаты. .когда основная тяжесть ложится на медицинский персонал, неутешительные новости Ценность труда врачей. Антиценность: недоверие органам власти и врачам, занимающим руководящие должности, то есть системе в целом.

Проведенный анализ подтвердил ожидаемое - ценностное поле тверских медиа размыто, читатель дезориентирован. Если официальные СМИ транслируют ценность человеческого здоровья, труда медицинских работников, консолидации власти и народа однозначно, то смыслы, которые передают тексты частного издания, зачастую могут трактоваться разнопланово и даже противоречиво.

В материалах об одних и тех же событиях, фактах внимание заостряется на разном смысловом значении, то есть им придается разная значимость. Например, сообщая читателям о трудностях в экономической сфере в связи с коронавирусом, «Тверские ведомости» как пример используют историю тверского писателя-предпринимателя, спрос на книги которого упал (при этом история вписана в контекст проблемы о мерах поддержки со стороны государства).

«Тверской писатель-фантаст Сергей Савинов зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и тоже смог воспользоваться этой мерой поддержки.

- Продажа книг напрямую зависит от доходов наших читателей. В сложный период люди меньше покупают, в том числе и книги. А значит, доходы снижаются и у нас, - отметил Сергей. -Субсидию я получил 15 ноября» [4, с. 13].

А «Вече Твери» в контексте неблагополучной экономической ситуации дает в качестве примера сферу интимных услуг, далекую от традиционных семейных ценностей.

«Экономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, вызвал и повышение цен на рынке интимных услуг. А что же происходит на рынке интимных услуг в Твери? Набираем запрос в поисковике и видим в открытом доступе сотни сайтов. Здесь и знакомства для взрослых, и конкретные базы данных с фотографиями, телефонами и ценами, которые варьируются где-то от полутора до пяти тысяч рублей. Кстати, интересно, откуда в Твери столько проституток-негритянок? Неужели это отчисленные из медакадемии студентки? Но это мы отвлеклись» [3, с. 8].

«Тверские ведомости» избегают оценок ситуации журналистами. Медийную оценку на страницах издания дают преимущественно должностные лица. Имя губернатора И.М. Рудени фигурирует практически в каждом втором тексте средств массовой информации.

Материалы газеты «Вече Твери», напротив, насыщены оценками. В качестве ньюсмейкеров журналисты привлекают известных политиков, принадлежащих к разным партиям. С одной стороны, благодаря этому как раз и создается, то самое «ценностное противоречие», дающее автору почву для более детального исследования проблематики и изложения события в причинно-следственном ракурсе. С другой, глубокой аналитики (дающей больше ответов, а не вопросов) в текстах издания практически нет. Авторы преимущественно привлекают или даже «сталкивают» мнения различных персон, не делая выводов, тем самым оставляя простор для противоречивых домыслов читателям, еще больше путая их.

«Тверские ведомости» однозначно позиционируют себя как ретранслятора положительных ценностей. Но главная задача издания - не «указывать на то, с чем мириться нельзя, что стоит поправить», как верно сформулировал В.А. Сидоров, а нарисовать позитивную картинку деятельности власти. Но позиция «у нас все хорошо», «все под контролем», воспринимается мыслящими гражданами как неубедительная, ведь они знают, что есть прецеденты летальных исходов на фоне вакцинации. В газете об этом по понятным причинам не сообщается. Можно сделать вывод, что ценностное позиционирование со знаком «+» издание выбрало по личным мотивам - расположение аудитории через общие ценности (позиция «я - свой среди своих»), а не с позиции гражданского долга.

Частное издание занимает дихотомичную позицию: транслирует позитивные ценностные утверждения неоднозначно, оставляя простор для их опровержения читателю. Формально на первом плане традиционная непреходящая ценность здоровья и жизни, которая обладает личностной значимостью (особенно в период коронавируса), но и у нее есть «атипод» - антиценность физической угрозы здоровью и жизни, если за отказ от вакцинации можно расстреливать. Об этом свидетельствует третий столбец таблицы.

Полярность ценностей подчеркивается как будто специально, чтобы внести долю противоречия в медиатексты издания и привлечь большее число читателей. Анализ медиатекстов показывает, что аналитики, представляющей собой исследование фактов и выводов по теме, в издании практически не встречается. В результате такого подхода происходит не трансляция позитивных ценностей, а их обесценивание. У читателя остается ощущение недосказанности.

Подведем некоторые итоги. Ценностная позиция изданий детерминирована учредителями, политическими силами и правящей элитой. Складывается ощущение, что издания действуют в ценно-

стной парадигме интуитивно, не опираясь на опыт и наработки аксиологии журналистики. Ценностно-смысловое поле тверских медиа полярно, что не способствует консолидации аудитории и усилению ее доверия. СМИ дезориентируют читателя и не удовлетворяют его запрос на достоверную и аналитическую информацию.

Можно предположить, что с этим связан массовый «уход» читателя в социальные сети, мес-сенджеры и другие интернет-площадки, которые дают возможность получить менее детерминированную идеологическими целями информацию. Например, в социальной сети Инстаграм по хештегу #привитумер можно ознакомиться с личными историями тех семей, которые столкнулись с летальными последствиями вакцинации. Однако достоверность такой «любительской» информации остается под вопросом и должна быть проверена специальными службами. Те, кто вакцинировался, часто сообщают об этом в своих личных блогах, рассказывая о деталях процедуры и самочувствии, своих чаяниях и надеждах. Свободный доступ к информации различного толка дает аудитории возможность самой ее искать, анализировать и делать выводы без помощи профессиональных журналистов.

Стоит отметить, что не каждый исследователь, проведя ценностный анализ этих же материалов тверского медиатекстового поля, может получить такой же результат. Сила ценностного подхода нацелена на индивидуальное прочтение многослойных общественных проблем. Чем больше мы будем погружаться в них в ценностном срезе журналистики, чем больше социальных противоречий будет выявлено, тем эффективнее будет деятельность института «четвертой власти».

Библиографический список

1. Журналистика и СМИ в период пандемии COVID-19 // Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. URL: http://www.journ.msu.ru/about/news/35187/ (дата обращения: 01.12.2021).

2. Сидоров В.А. Аксиология журналистики: учебное пособие. СПб: ИД «Петрополис», 2016.

204 с.

3. Кризис проституции в Твери // Вече Твери. 2021. №3. С. 13.

4. Тюрина И. Антикризисная помощь: от субсидии для ИП до отсрочки по кредиту // Тверские ведомости. 2021. № 46. С. 8.

References

1. Journalism and the media during the COVID-19 pandemic // The department of journalism, Moscow State University named after M.V. Lomonosov [Electronic resource]. URL: http://www.journ.msu.ru/about/news/35187/ (date of application: 01.12.2021).

2. Sidorov V.A. Axiology of journalism: a coursebook. St.-Peersburg, 2016. 204 p.

3. The crisis of prostitution in Tver // Veche of Tver. 2021. Iss 3. P. 13.

4. Tyurina I. Anti-crisis assistance: from subsidies for individual entrepreneurs to loan deferral // Tver Vedomosti, 2021. Iss. 46. P.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.