Научная статья на тему 'Специфика осуществления коммуникативного процесса в рамках различных типов культуры предприятия'

Специфика осуществления коммуникативного процесса в рамках различных типов культуры предприятия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ENTERPRISE CULTURE / ORGANISATION CULTURE / CORPORATE CULTURE / COMMUNICATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исопескуль Ольга Юрьевна

Рассматривается специфика осуществления коммуникативного взаимодействия на предприятиях с различными типами культуры, анализируется осуществление как формализованных, так и неформализованных коммуникативных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER OF COMMUNICATIVE PROCESS REALIZATION IN VARIOUS TYPES OF ENTERPRISE CULTURE

In this paper is considered specific character of communicative process realization in various types of enterprise culture. Realization of communicative processes both formalized and umformalized is analyzed.

Текст научной работы на тему «Специфика осуществления коммуникативного процесса в рамках различных типов культуры предприятия»

тивного трудового поведения, а институт «организационная культура», как правило, выступает спонтанно сформированным феноменом, ориентированным на оптимизацию социальных взаимодействий внутри организации.

В идеальном варианте данные институты должны развиваться одновекторно, создавая условия для функционирования согласованного культурного пространства, однако в действительности иногда приходится говорить о противоречивости данных институтов, что создает существенные проблемы в содержании управленческого процесса.

Анализируя согласованный институт «культура предпринимательского фор-

мирования», необходимо отметить, что существует ряд важнейших сфер, которые в большей мере, чем иные организационные явления, несут в себе информацию о содержательных характеристиках культуры предприятия, выступая своего рода увеличительным стеклом по отношению к тем нормам и ценностям, которые составляют основу реально существующей культуры. К таким информативным сферам необходимо, на наш взгляд, отнести стиль лидерства и руководства, характер осуществления коммуникативной и стимулирующей деятельности в рамках предприятия, а также содержание фольклорного компонента культуры (рис.).

Таблица 1

Характерные отличительные черты институтов «корпоративная культура»

и «организационная культура»

Критерий Институт «корпоративная культура» Институт «организационная культура»

Источник происхождения Конструируется сверху Эволюционирует в результате двуединого процесса снизу и сверху

Степень целенаправленности действий по формированию института Целенаправленная деятельность, вызванная ориентацией на достижение конкурентоспособности предприятия во внешней среде В целом неосознанная деятельность, обусловленная необходимостью совместной производственной и социальной деятельности

Приоритетная цель функционирования института Создание и поддержание системы санкционированных поведенческих отношений, способствующих формированию модели поведения, ориентированной на достижение стратегических целей предприятия Создание и поддержание социальных взаимосвязей, способствующих снижению степени неопределенности, а также трансакционных издержек в процессе группового взаимодействия сотрудников предприятия

Базовые механизмы принуждения к соблюдению норм и правил Организационные Социальные

Институт «корпоративная культура»

Стиль формализованной субординации

Характер организации и осуществления внутренних и внешних формальных коммуникаций Формализованная система стимулирования персонала к эффективной трудовой деятельности Содержание корпоративного фольклора

Институт «организационная культура» Стиль иерархических взаимодействий в системе неформальных связей Характер организации и осуществления неформальных коммуникаций Неформальная система социального стимулирования к формированию эффективных образцов социального поведения

Содержание организационного фольклора

Сферы организационной жизнедеятельности — носители информации о культурном типе предпринимательского формирования

Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

информации, выходящей за рамки организационных проблем1.

Неформальные коммуникации в рамках института «организационная культура» выступают как теневая субординация, которая задается конфигурацией коммуникативных каналов, возникающих по интересам, служебному положению, социально-психологическим установкам в процессе функционирования предпринимательского формирования. Им присуще стихийное проявление в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе персонифицированных межличностных взаимодействий образуются малые группы, которые сотрудничают или противостоят друг другу.

Согласованная культура предпринимательского формирования ориентирована на сближение формальной и неформальной составляющих коммуникативного процесса.

При этом, как нам представляется, каждый тип культуры имеет свои характерные черты организации и осуществления коммуникативных взаимосвязей.

В современной консалтинговой и управленческой практике значительное распространение получила типология культуры предприятия Г. Харрисона и Ч. Ханди, базирующаяся на критериях распределения власти и ценностных ориентаций индивида. Она включает в себя четыре базовых типа культуры: культуру власти, базирующуюся на неравномерном доступе к ресурсам, культуру роли, предполагающую систему формально определенных структур и процедур, культуру задачи, которая характеризует предприятие направленностью на цель, высокой внутренней мотивацией, быстрым реагированием на проблемы и приспособлением к изменениям, а также культуру личности, основанную на обоюдном доверии между индивидами и организацией2.

Рассмотрим закономерности организации коммуникативной деятельности предприятия и управления ею в рамках каждого из рассмотренных типов культуры (табл. 2).

Как следует из табл. 2, характер осуществления коммуникативного процесса в рамках различных типов культуры имеет ряд

Таблица 2

Характеристика формирования коммуникативной деятельности в рамках различных типов культуры предприятия

Тип культуры Институт «корпоративная культура» Институт «организационная культура»

Культура власти Функциональная строгость формализованных коммуникаций нарушается несубординирован-ными взаимодействиями, санкционированными институтом фаворитизма. Преобладает вертикальная нисходящая коммуникация Превалирует экспертно-оценочный блок горизонтальных коммуникаций с активным развитием системы «виноградная лоза» во всех ее проявлениях

Культура роли Строго формализованная система коммуникаций с четкими правилами осуществления прямой и обратной связи. Преобладают вертикальные коммуникации нисходящего типа, присутствуют вертикальные и горизонтальные коммуникации в строго регламентированных рамках Превалирует наличие информационно-разъяснительного и экспертно-оценоч-ного блоков неформальной коммуникации. Преобладают горизонтальные коммуникации

Культура задачи Коммуникативные правила устанавливаются равенством всех членов предприятия по отношению к функциональным требованиям. Придание большого внимания системе обратной связи. Присутствуют как вертикальная коммуникация по двум сценариям, так и горизонтальные взаимодействия Система неформальных коммуникаций включает в себя информационно-разъяснительный и экспертно-оценочный блоки

Культура личности Система формализованной коммуникации тесно переплетена с системой неформальной коммуникации и иногда подменяется ею. Равное развитие получают вертикальная и горизонтальная коммуникация Доверительно-личностные коммуникативные отношения. Регулирующий характер общественного мнения. Развитие вертикальных и горизонтальных неформальных коммуникаций

Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.