Научная статья на тему 'Специфика организационно-педагогических условий повышения квалификации специалистов социальной сферы предприятий атомной энергетики'

Специфика организационно-педагогических условий повышения квалификации специалистов социальной сферы предприятий атомной энергетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / КРИТИЧЕСКИЕ ЗНА-НИЯ / СПЕЦИФИКА АТОМНОЙ ОТРАСЛИ / TRAINING / SOCIAL SERVICES / CRITICAL KNOWLEDGE / THE SPECIFICITY OF THE NUCLEAR INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрейчук Виталий Игоревич

В статье отражены организационно-педагогические условия повышения квалификации специалистов социальной сферы атомной отрасли с учётом специфики ядерно-опасных производств. Специфика организационно-педагогических условий повышения квалификации специалистов социальной сферы напрямую связана с условиями труда и представляет совокупность многих факторов, в том числе сохранение и передачу критических знаний от старшего поколения специалистов социальной сферы к более молодому поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрейчук Виталий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of organizational and pedagogical conditions of professional development of nuclear industry specialists

The paper describes the organizational and pedagogical conditions of professional development of the social sphere of the nuclear industry workers accounting for specificity of dangerous nuclear plants. The specifics of organizational and pedagogical conditions of professional development of the social sphere is directly related to working conditions and represents a collection of many factors, including the retention and transfer of critical knowledge from one generation of social experts to the younger generation.

Текст научной работы на тему «Специфика организационно-педагогических условий повышения квалификации специалистов социальной сферы предприятий атомной энергетики»

УДК 331.108.45:621.039

ББК 74.5+31.4

А-65

Андрейчук Виталий Игоревич, аспирант кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности, факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета, т: 8(927)8086504.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

(рецензирована)

В статье отражены организационно-педагогические условия повышения квалификации специалистов социальной сферы атомной отрасли с учётом специфики ядерно-опасных производств. Специфика организационнопедагогических условий повышения квалификации специалистов социальной сферы напрямую связана с условиями труда и представляет совокупность многих факторов, в том числе сохранение и передачу критических знаний от старшего поколения специалистов социальной сферы к более молодому поколению.

Ключевые слова: повышение квалификации, социальная сфера, критические знания, специфика атомной отрасли.

Andreychuk Vitaly Igorevich, postgraduate of the Department of Pedagogy of Vocational Education and Social Activities of the Faculty of Arts and Social Technologies, Ulyanovsk State University, tel.: 89278086504.

SPECIFICITY OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF NUCLEAR INDUSTRY SPECIALISTS

(reviewed)

The paper describes the organizational and pedagogical conditions of professional development of the social sphere of the nuclear industry workers accounting for specificity of dangerous nuclear plants. The specifics of organizational and pedagogical conditions of professional development of the social sphere is directly related to working conditions and represents a collection of many factors, including the retention and transfer of critical knowledge from one generation of social experts to the younger generation.

Keywords: training, social services, critical knowledge, the specificity of the nuclear industry.

Предприятия атомной энергетики относятся к категории ядерно-опасных объектов и поэтому повышение квалификации специалистов социальной сферы этой отрасли имеет свою специфику. Немаловажное место в специфике ядерно-опасных производств занимает особый режим проезда -охраняемая зона; высокие технологии производства на градообразующем предприятии в сочетании с необходимостью обеспечения безопасности персонала, вредные условия труда - всё это усиливает требования к специалисту социальной сферы [2]. Специфика отрасли требует высокую квалификацию и в данном случае роль организационно-педагогических условий повышения квалификации специалистов социальной сферы в этом непростом процессе очень высока. Организационно-педагогические условия следует разделить на несколько базовых терминов: условия, организационные и педагогические условия.

Для повышения квалификации необходимы условия, которые могут быть представлены как [3]:

1) совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн);

2) совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности (В.И. Андреев, С.И. Ожегов);

3) единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления (В.И. Андреев);

4) обеспечение наиболее эффективное протекание процессов и явлений, отражают упорядоченность и целесообразность их существования;

5) выполнять роль правил, обеспечивающих нормальное протекание деятельности (С.Н. Борунова).

С учетом специфики атомной отрасли, условия повышения квалификации представляют собой

совокупность возможностей, форм, методов, взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, направленных на выполнение правил, которые обеспечивают и упорядочивают процесс обучения специалистов социальной сферы атомной отрасли, с учётом режимности, условий труда, личностными особенностями специалистов социальной сферы, уровнем взаимодействия с руководством предприятия, ГК «Росатом» и учебными заведения по вопросам эффективности дополнительного образования.

Наличие определённой системы позволяет создать организационные условия - это совокупность процессов или действий (формы, методы, потребность в обучении, требования ГК «Росатом», потребность личности) ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; объединения людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (стажировка молодого специалиста социальной сферы, обязательные курсы повышения квалификации по вопросам развития кадровой политики и т.д.).

Педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в

педагогике задач.

Для создания объективности процесса повышения квалификации мы считаем важным создать педагогически комфортную образовательную среду, в условиях которой специалист будет стремиться повышать свой профессиональный уровень за счёт самообразования, дополнительного обучения на курсах повышения квалификации.

Нами разработана план наставничества молодых специалистов на 2010-2012 годы, который с точки зрения организации педагогических условий направлен на то, чтобы содержание стажировки соответствовало основным направлениям развития социальной сферы атомной отрасли, создавало целостную систему взаимосвязанных знаний, удовлетворяло познавательные интересы, развивало динамичность учебного материала, системность обучения, адекватный контроль знаний и градацию знаний по уровням. В настоящее ведётся подготовка и совершенствование плана наставничества молодых специалистов на 2013-2015 годы. Планируется сделать больший акцент на совмещение научно-исследовательской и практической деятельности. Ожидаемый результат от выполнения плана заключается в том, что молодые специалисты научатся искать и изучать истоки проблем персонала, конфликтов, стрессовых ситуаций и т.д. Педагогические условия повышения квалификации специалистов социальной сферы должны быть ориентированы на развитие ответственности специалиста перед коллективом и обществом, сохранение критических знаний ведущих специалистов ядерно-опасных производств, в том числе и специалистов социальной сферы как одних из участников в области обеспечения эффективной безопасности.

Критические знания - это знания определенные служебной инструкцией для определенной должности, которые считаются крайне важными для лиц, назначаемых на эту должность, и овладение которыми считается обязательным прежде, чем им разрешат самостоятельно выполнять обязанности и решать задачи, предписанные должностной инструкцией.

В области социальной сферы атомной отрасли знания связаны с поддержанием безопасности ядерно-опасных производств. Специалист социальной сферы должен знать культуру и этику ядерной безопасности, основы правил аттестации рабочих мест по вредным условиям труда, различные виды выплат и специальных надбавок, назначаемых в связи с вредным фактором производства, также необходимо знать и представлять особенности работы во вредных условиях труда. Не зная специфики производства невозможно эффективно оказывать социальную поддержку персоналу.

Поэтому старшему поколению специалистов социальной сферы необходимо не только сохранить критические знания, но уметь их правильно передать более молодым сотрудникам. Форма передачи критических знаний может быть различной: лекция, семинар, практическое занятие, связанное с взаимодействием с персоналом на их рабочем месте или оказание консультативных по вопросам социального обеспечения и т.д. Виды передачи знаний могут варьироваться в зависимости от условий, ситуации, индивидуальных особенностей. Поэтому мы определили лишь примерный перечень видов передачи критических знаний (таблица 1).

Таблица 1 - Перечень видов передачи критических знаний молодым специалистам

Вид передачи опыта носителем критического знания молодым специалистам Категория обучаемых сотрудников Ожидаемый результат

Передача старшим по возрасту и более опытным человеком своих знаний о том, как выполнить то или иное задание Все сотрудники социальной сферы. Вновь принятые или переведенные на другую должность сотрудники Обучение сотрудника, адаптация, контроль текущего результата работы, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний в компании

Сотрудничество двух профессионалов для критического анализа собственной деятельности работы Высококвалифицированные сотрудники социальной сферы Отслеживание работы сотрудников, отслеживание прогресса определение потребностей в обучении и развитии решение актуальных вопросов

Поддержка коллегой и/или руководителем основанная на принципе полного равенства Все категории сотрудников социальной сферы Обучения сотрудника, Адаптация, Оценка эффективности изменений, Передача информации между подразделениями социальной сферы, Командообразование

Временное прикрепление к руководителю (носителю критического знания) для включенного наблюдения за особенностями и приемами работы Студенты Молодые специалисты Кандидаты, заинтересованные в переводе Обучение сотрудника Адаптация Переквалификация Согласованность действий разных отделов Проф. мотивация Обогащение труда

Тем самым, организационно-педагогические условия специалиста социальной сферы атомной отрасли имеют непростую специфику. Это связано ещё и с тем, что специалист социальной сферы живёт и действует в условиях, требующих высокого уровня общих и специальных знаний, а также значительных интеллектуальных усилий [1].

Необходимо большое внимание уделять развитию личностных качеств специалиста социальной сферы для того, чтобы работать в столь специфических условиях. Специалист социальной сферы атомной отрасли нужно готовить как личность с высокой моральной ответственностью за других людей.

В этом случае нам интересна позиция Т.Д. Шевеленковой, которая отмечает, что социальному работнику

должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения [1, с. 36]. В условиях постоянных перемен личность специалиста социальной сферы должна быть всесторонне развитой, склонной к творчеству, так как рыночная экономика вытеснила многие советские штампы социального обеспечения атомной отрасли и теперь нужен совершенно иной подход.

В связи с этим к числу профессионально желательных личностных характеристик важно относить: способность к эмпатии, сопереживанию, внутренний локус контроля, высокий социальный интеллект, коммуникативность, умение отчуждаться от собственных установок, умение слушать, терпение, стрессоустойчивость [1, с. 36-37].

Таким образом, учёт специфики атомной отрасли в повышении квалификации специалистов социальной сферы позволит выделить социальную работу в ядерной энергетике как отдельное направление, так как персонал ядерно-опасных производств несёт большую ответственность перед обществом и обладает большим научным потенциалом. Соответственно данная категория нуждается в высоком уровне социальной защиты и поддержке. Кроме того, определение организационно-педагогических условий повышения квалификации специалистов социальной сферы, развитие его личностных качеств и специфики ядерноопасных объектов позволит создать единый компонент «личность и деятельность специалиста социальной сферы в атомной энергетике».

Литература:

1. Шмелёва Н.Б. Личность руководителя: имидж и общение: учеб. пособие. Ульяновск: УлГУ, 2008.

208 с.

2. Петлин В.И. Организационно-педагогические условия оптимизации внутрифирменной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ядерно-опасных производств (на материалах Сибирского химического комбината»): дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 260 с.

3. Российская академия естествознания: сайт. URL: http://www.rae.ru.

References:

1. Shmelev N.B. Identity ofa leader: the image and communication: a tutorial / Ulyanovsk: UlSU, 2008. 208p.

2. Petlin V.I. Organizational and pedagogical conditions for optimizing the internal training, retraining and advan-ced training ofdangerous nuclear plants staff (on the materials ofthe Siberian Chemical Plant): dis. Cand. Ped M., 2007. 260p.

3. Russian academy of natural sciences: URL: http://www.rae.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.