Научная статья на тему 'Специфика организации работы радиожурналиста в конвергентной редакции'

Специфика организации работы радиожурналиста в конвергентной редакции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
955
124
Поделиться
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / РАДИОВЕЩАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИАТЕКСТ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / JOURNALISM / BROADCASTING / MEDIA / MEDIA TEXT / CONVERGENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаманова Ольга Сергеевна, Шестёркина Людмила Петровна

В статье авторы раскрывают специфику работы радиожурналиста в конвергентной редакции. Особое внимание уделяется трансформации телевизионного текста в радиотекст. На примерах журналистских материалов, созданных студентами факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета на базе 360-градусного мультимедийного ньюсрума (включающего в себя студенческую телерадиокомпанию «ЮУрГУ-ТВ», учебную радиостудию «Радио ЮУрГУ», газету «Технополис» и ряд корпоративных интернет-сайтов), показаны основные изменения, происходящие на лексическом, синтаксическом и композиционном уровнях журналистского текста в результате модификации телевизионного материала в радиоматериал. Авторы обращают внимание на то, что освоение журналистской профессии в условиях конвергенции средств массовой информации и приобретение будущими специалистами универсальных компетенций позволит им осуществлять свою профессиональную деятельность практически во всех сферах журналистики.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шаманова Ольга Сергеевна, Шестёркина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Specifics of Organization of Radio Journalist Work In Convergent Editorial

The authors disclose the specifics of the radio journalist work in convergent editorial. Transformation of the television text to the radio text is focused on. Examples of journalistic materials created by journalism students of the South Ural State University on the basis of a 360-degree multimedia newsroom (including a student broadcasting company “SUSU – TV”, a training radio studio “Radio SUSU”, newspaper Technopolis, and a number of corporate websites) show the major changes taking place at the lexical, syntactic, and compositional levels of journalistic text by modifying the television material in a radio piece. The authors draw attention to the fact that development of journalism in the mass media convergence and acquisition of universal competences by the future specialists will enable them to carry out their professional activities in almost all areas of journalism.

Текст научной работы на тему «Специфика организации работы радиожурналиста в конвергентной редакции»

Людмила Петровна Шестёркина,

доктор филологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (Научно-исследовательский университет) (Челябинск, Россия), e-mail: 250852@mail.ru

Ольга Сергеевна Шаманова,

преподаватель,

Южно-Уральский государственный университет (Научно-исследовательский университет) (Челябинск, Россия), e-mail: OShamanova@rambler.ru

Специфика организации работы радиожурналиста в конвергентной редакции

В статье авторы раскрывают специфику работы радиожурналиста в конвергентной редакции. Особое внимание уделяется трансформации телевизионного текста в радиотекст На примерах журналистских материалов, созданных студентами факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета на базе 360-градусного мультимедийного ньюсрума (включающего в себя студенческую телерадиокомпанию «ЮУрГУ-ТВ», учебную радиостудию «Радио ЮУрГУ», газету «Технополис» и ряд корпоративных интернет-сайтов), показаны основные изменения, происходящие на лексическом, синтаксическом и композиционном уровнях журналистского текста в результате модификации телевизионного материала в радиоматериал. Авторы обращают внимание на то, что освоение журналистской профессии в условиях конвергенции средств массовой информации и приобретение будущими специалистами универсальных компетенций позволит им осуществлять свою профессиональную деятельность практически во всех сферах журналистики.

Ключевые слова: журналистика, радиовещание, средства массовой информации, медиатекст, конвергенция.

Lyudmila Petrovna Shesterkina,

Doctor of Philology, Associate Professor South Ural State University (National Research University) (Chelyabinsk, Russia), e-mail: 250852@mail.ru

Olga Sergeevna Shamanova,

Lecturer

South Ural State University (National Research University) (Chelyabinsk, Russia), e-mail: OShamanova@rambler.ru

Specifics of Organization of Radio Journalist Work In Convergent Editorial

The authors disclose the specifics of the radio journalist work in convergent editorial. Transformation of the television text to the radio text is focused on. Examples of journalistic materials created by journalism students of the South Ural State University on the basis of a 360-degree multi-media newsroom (including a student broadcasting company “SUSU - TV”, a training radio studio “Radio SUSU”, newspaper Technopolis, and a number of corporate websites) show the major changes taking place at the lexical, syntactic, and compositional levels of journalistic text by modifying the television material in a radio piece. The authors draw attention to the fact that development of journalism in the mass media convergence and acquisition of universal competences by the future specialists will enable them to carry out their professional activities in almost all areas of journalism.

Keywords: journalism, broadcasting, media, media text, convergence.

УДК 80:659.1 ББК Ш1:Ч60

Конвергенция средств массовой информации способствует тому, что журналисты выходят за рамки узкоспециализированных и становятся универсальными. Новые ком-

петенции позволяют им задействовать все четыре канала (ТВ, РВ, печатные издания и интернет-сайты) для того, чтобы распространять свои материалы. Универсализация

182

© Л. П. Шестёркина, О. С. Шаманова, 2013

профессии - требование современной действительности, способствующее совершенствованию журналистской деятельности. Следует отметить, что потребность в универсальных журналистах возникла давно. «Еще в 1950-1960 годы на вопрос “Какого принципа, по Вашему мнению, следует придерживаться при подготовке работников для разных средств информации (печать, ТВ, РВ, информационные агентства, сетевые СМИ, реклама, паблик рилейшнз)”, 37,5 % опрошенных - среди них выпускники факультета журналистики МГУ - отвечали “Готовить журналистов-универсалов для работы в любом средстве информации”» [7, с. 8-9]. Универсализация также становится основой современной системы медиаобразования. Профессор А. А. Калмыков выделяет 4 слоя конвергенции, универсализации журналиста, среди которых слой конвергенции профессионализма: «В этом слое происходит взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам профессиональной журналистской деятельности. «Пишущие» журна-

Согласно методологии современного журналистского образования, разработанной и внедрённой в образовательную программу на факультете журналистики ЮУрГУ, подготовка конвергентного материала начинается с телевизионного репортажа как наиболее технически сложного материала. В дальнейшем автор трансформирует его для радиоэфира и других СМИ. Тексты, подготовленные студентами, обучающимися по специализации

листы приобретают компетенции «снимающих» и так далее, по всему профессиональному полю» [2].

В настоящее время детально разработана и успешно реализована инновационная модель подготовки универсальных журналистов на факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск). На базе студенческой телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», учебной радиостудии «Радио ЮУрГУ», газеты «Технополис» и ряда корпоративных интернет-сайтов студенты осваивают принципы работы журналиста в различных СМИ. При этом радио, безусловно, входит в число важнейших массмедиа, включённых в конвергентную среду. Оно по-прежнему остается одним из самых оперативных и доступных средств массовой коммуникации для потребителей. Так, по данным исследований ТНС на 2011 год хотя бы раз в сутки в Москве радио слушали 67,6 %, в Санкт-Петербурге -68,6 %, в городах численностью 100 тыс. чел. и более - 89,9 % [5, с. 71]. На сегодняшний день самым популярным является домашнее прослушивание радио:

«Телевидение», для радиоэфира выходят в эфир Радио ЮУрГУ. Сегодня это не только практическая площадка для творческой реализации студентов факультета журналистики ЮУрГУ, но и динамично развивающаяся радиостанция. В 2006 году студия начала осуществлять вещание в сети интернет на различных интернет-ресурсах. В 2009 году был осуществлён запуск «Elevate-версии “Радио ЮУрГУ”». В течение рабочего дня в лифтах звучит 8 вы-

Рис. 1.1. Слушание радио дома [1]

пусков информационно-музыкальной радиопрограммы. В среднем в одной радиопередаче содержится 17 рубрик разного содержания. Помимо этого, для интернет-ресурса ЮУрГУ ведется подготовка еженедельной радиопрограммы «Здравствуйте!», которая представляет собой интервью с работниками ЮУрГУ и

гостями вуза. В марте 2011 года осуществлено и круглосуточное интернет-вещание на федеральном портале «Вся Россия» (AllRussiatv. ги), который является конвергентным сетевым СМИ. «Радио ЮУрГУ» слушают не только в разных городах России, но и в Германии, США, Китае, Израиле, Беларуси и др.

Рис. 1.2. Статистика просмотров по странам в период с 29.11.2011 по 10.10.2012 [10]

Благодаря порталу AllRussiatv.ru устраняется неравномерность доступа региональных СМИ к современным информационно-коммуникационным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многообразие каналов трансляции позволяет студентам формировать свою творческую индивидуальность, развить в себе такие профессиональные качества и навыки, как оперативность, ответственность, пунктуальность, коммуникабельность, умение работать в коллективе и т. д. Эти и другие компетенции применяются ими при дальнейшей работе на профессиональных радиостанциях, а также при работе в конвергентной редакции. Исследователи радиожурналистики формулируют ряд требований к создателю журналистского произведения, предназначенного для радио. Среди них логика, объективность, ясность, аргументированность, соблюдение правил устной речи, определенная ритмика фразы, законченность и самостоятельность каждого смыслового фрагмента радиотекста, дружелюбие, уважение слушателя и др.

Одним из основных природных свойств радиовещания считается акустичность.

Звуковая природа радио приводит к тому, что конвергентный текст из событийного переходит в разряд описательно-информативных. «Известно явление синестезии (соощуще-ния), когда в акустическом восприятии активизируется зрительный ряд, возникает «цветной слух», переживаются цветовые ассоциации, причем такие ощущения способны вызываться не только музыкальными произведениями, но и вербальными сообщениями» [6].

Радиожурналисты пишут текст согласно правилам разговорного стиля современного русского языка. Он подходит для радио значительно лучше, чем другие письменные стилистические пласты речи. При этом радиотекст должен демонстрировать богатый словарный запас журналиста. Лексика должна быть насыщена различными выразительными средствами. Важно экономить слова, исключая штампы, двусмысленность, лишнюю информацию. Предложения должны быть короткими и ёмкими. Также важно использовать в материале настоящее время, поскольку упоминание будущего и прошедшего снижает интерес аудитории. Необходимо

упрощать язык. Поэтому в радиотекстах рекомендуется отказаться от употребления причастных и деепричастных оборотов, а также большого количества цифрового материала. Что касается последнего, то в большинстве случаев уместно заменять точные числа приблизительными. Часто тексты телевизионных журналистов изобилуют числовыми данными, особенно если объект внимания -спортивное мероприятие. Исследователи отмечают: «Самая главная черта современной журналистики - содержательность. Форма и стиль остаются важными выразительными средствами, но становятся элитарным продуктом, который необходим небольшому проценту аудитории» [8]. Например, фрагмент телесюжета студентки кафедры «СМИ» Виктории Гаврилиной, посвященного проведению в Челябинске чемпионата Европы по дзюдо 2012: «Зафар Махмадов стал третьим в категории до ста килограммов, а Сиражудин Магомедов - чемпионом Европы в категории до восьмидесяти одного килограмма» трансформируется в следующий радиотекст: «Зафар Махмадов занял третье место в своей весовой категории, а Сиражудин Магомедов завоевал титул чемпиона Европы в категории до восьмидесяти одного килограмма».

При адаптации телерепортажа для радиоэфира важно помнить и о применении или трансформации основных его композиционных компонентов: лайф, стенд-ап, синхрон. Каждый из данных элементов претерпевает изменения в процессе конвергенции. Например, лайф (отрезок видео (до 10 секунд) с выразительным интершумом, без закадрового текста). Сюжет студентки кафедры «СМИ» Ксении Карпенко, условно названный «День Победы», начинается с лайфа - под музыку военные несут знамя и флаг к вечному огню. При использовании такого «говорящего» фрагмента в телерепортаже корреспондент отказывается от словесного обозначения времени действия и объяснения причины проведения мероприятия. В радиотексте журналист вставляет в начало радиоматериала музыкальное сопровождение праздничного парада, которое из самостоятельного компонента телематериала переходит в разряд фонового, выполняя роль звуковой подложки. Текст для радио может выглядеть следующим образом: «Девятого мая на площади перед главным корпусом ЮУРГУ прошло торжественное построение слушателей факультета военного обучения. Ректор на-

шего университета Александр Шестаков поздравил будущих защитников Отечества с днём Великой Победы». Согласно телевизионному сценарию далее следует лайф, записанный корреспондентом непосредственно на месте события. При условии качественного звучания подобных фрагментов они без изменения вплетаются в канву радиосюжета, создавая эффект присутствия слушателя на месте событий.

Такой телевизионный элемент, как стенд-ап (выступление журналиста в кадре), можно использовать и в радиоэфире. Включение радиожурналиста записывается так же на месте, но уже не предполагает визуальной картинки. Например, стенд-ап Елены Анненковой про крещенское омовение прозвучало в радиоэфире: «На улице минус 24, но это никого не останавливает. Говорят, для первого раза достаточно окунуть руки и омыть лицо». Включение такого репортаж-ного элемента свидетельствует о присутствии корреспондента на месте события. Таким образом, меняется и жанровая принадлежность радиоматериала: из корреспонденции он превращается в многокомпонентный материал с включением репортажных элементов.

Композиция телесюжета позволяет заканчивать материал синхронами и опросами. Например, текст студентки Елены Анненковой «Госы». Опрос Анна Могилевская: «Очень верю в суеверия. Самое страшное, что перед госами забирают зачётку, и халяву позвать вообще невозможно. Поэтому я звала халяву студенческим билетом»; Ульяна Зайкова: «Есть одно суеверие - готовиться. Если хорошо готовиться, значит, всё нормально. В другие приметы я не верю»; Екатерина Федорова: «Какие суеверия? Нужно верить в себя и знать всё». Согласно концепции аудиопроектов «Радио ЮУрГУ», к сюжету такой подход уже не допустим. Материал в обязательном порядке должен заканчиваться текстом корреспондента, обозначающим финальные аккорды радиоматериала. Это может быть итог мероприятия, ближайшие перспективы либо важная фактическая информация. Поэтому в качестве развязки рассматриваемого телематериала журналист конвергентной редакции может использовать следующий тест: «Улыбки на лицах выпускников говорят о том, что госы прошли удачно. Положительные оценки радуют как студентов, так и преподавателей: всего одна тройка. Впереди защита диплома, а значит, будем надеяться на лучшие результаты». В

радиоэфире важно помнить не только о смысловой наполненности частных мнений, но и о звуковой природе радио. Для объективного формулирования собственной позиции слушателю необходимо услышать полные точки зрения на одну и ту же тему.

отдельные компоненты радиоматериала звучат в среднем 15...20 секунд. Следуя этому правилу, универсальному журналисту приходится значительно сокращать текст, оставляя только ключевые моменты сюжета.

Вещание радио осуществляется исключительно в звуке. В связи с этим к студен-там-радиожурналистам предъявляется ряд требований, которые входят в основу их профпригодности. Среди них: оперативность и содержательность материалов; использование возможности мультимедийных инструментов; умение создавать образ посредством звуков; владение компьютерными и информационными технологиями на уровне, достаточном для сбора и обработки информации; способность адаптироваться к языку различных видов СМИ.

В подготовке материала для радио универсальному журналисту необходимо соблюдать законы эфирного времени. Телевизионные сюжеты, как правило, имеют большую продолжительность - в среднем 2.3 минуты, что значительно превышает допустимый хронометраж аудиосюжета в радионовостях. Для придания динамичности информационному выпуску время каждого сюжета корреспондента ограничено 80.100 секундами. Все компоненты материала должны быть соразмерны. Поэтому

Список литературы

1. TNS Radio Index // Города. URL: www.tns-global.ru (дата обращения: 01.05.2013).

2. Калмыков А. А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности // Академия медиаиндустрии. Вестник электронных и печатных СМИ. № 16. URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231 (дата обращения: 01.05.2013).

3. Корконосенко С. Г Основы теории журналистики. СПб., 1995. 322 с.

4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009. 351 с.

5. Радиовещание в России в 2011 году: Состояние, тенденции и перспективы развития (отраслевой доклад) / под общ. ред. О. Я. Ермолаевой. М.: Наука: 2012. 92 с.

6. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. URL: http://evartist.narod.ru/text5/47.htm (дата обращения: 28.04.2013).

7. Свитич Л. Г. Проблемы подготовки журналистов (Итоги социологического исследования). Ч. 1 / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 6. С. 8-9.

8. Таранова Э. Б. Классическая журналистика умирает, и умрет навсегда. URL: http:// www.knews.kg/ru/society/29637/.

9. Телевизионная журналистика / Г В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. URL: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm (дата обращения: 01.05.2013).

10. Федеральный медийный портал «Вся Россия»: Челябинская область. URL: http:// www.allrussia.tv/cheljabinsk/radio/ (дата обращения: 17.05.2013).

1. TNS Radio Index // Goroda. URL: www.tns-global.ru (data obrashhenija: 01.05.2013).

2. Kalmykov A. A. Konvergencija - vozmozhnost' universal'nogo zhurnalizma v ramkah professional'noj identichnosti // Akademija mediaindustrii. Vestnik jelektronnyh i pechatnyh SMI. № 16. URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231 (data obrashhenija: 01.05.2013).

3. Korkonosenko S. G. Osnovy teorii zhurnalistiki. SPb., 1995. 322 s.

4. Prohorov E. P. Vvedenie v teoriju zhurnalistiki. M.: Aspekt Press, 2009. 351 s.

5. Radioveshhanie v Rossii v 2011 godu: Sostojanie, tendencii i perspektivy razvitija (otraslevoj doklad) / pod obshh. red. O. Ja. Ermolaevoj. M. : Nauka: 2012. 92 s.

6. Radiozhurnalistika / pod red. A. A. Sherelja. URL: http://evartist.narod.ru/text5/47.htm (data obrashhenija: 28.04.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Svitich L. G. Problemy podgotovki zhurnalistov (Itogi sociologicheskogo issledovanija). Ch. 1 / L. G. Svitich, A. A. Shirjaeva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika. 2003. № 6. S. 8-9.

8. Taranova Je. B. Klassicheskaja zhurnalistika umiraet, i umret navsegda. URL: http:// www.knews.kg/ru/society/29637/.

9. Televizionnaja zhurnalistika / G. V. Kuznecov, V. L. Cvik, A. Ja. Jurovskij. URL: http:// evartist.narod.ru/text6/23.htm (data obrashhenija: 01.05.2013).

10. Federal'nyj medijnyj portal «Vsja Rossija»: Cheljabinskaja oblast'. URL: http://www. allrussia.tv/cheljabinsk/radio/ (data obrashhenija: 17.05.2013).

References

Статья поступила в редакцию 9 сентября 2013 г.