Научная статья на тему 'Специфика организации образовательного процесса в медицинском вузе применительно к физике (адаптационный аспект)'

Специфика организации образовательного процесса в медицинском вузе применительно к физике (адаптационный аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Е. М.

В статье рассматриваются источники дезадаптации первокурсников на занятиях по физике в медицинском вузе. Особое внимание уделено содержательным и организационным особенностям дисциплины «Медицинская и биологическая физика», определяющим адаптацию студентов. Анализируются способы нейтрализации дезадаптационных явлений в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика организации образовательного процесса в медицинском вузе применительно к физике (адаптационный аспект)»

Таким образом, создается органичная система коммуникативных навыков и умений, которая обеспечивает ситуативное поведение студентов при изучении страноведческой темы. Используя к содержанию и организации уроков, преподавателю следует стремиться создавать обстановку непосредственного общения на английском языке.

Список литературы:

1. Райхштейн А. Д. Лингвистика и страноведческий аспект в преподавании иностранных языков. // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 6.

2. Томахин Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 6.

3. Томахин Г. Д. Реалии в культуре и языке. // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ФИЗИКЕ (АДАПТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)

© Старикова Е.М/

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье рассматриваются источники дезадаптации первокурсников на занятиях по физике в медицинском вузе. Особое внимание уделено содержательным и организационным особенностям дисциплины «Медицинская и биологическая физика», определяющим адаптацию студентов. Анализируются способы нейтрализации дезадапта-ционных явлений в образовательном пространстве.

В медицинском вузе курс физики обладает спецификой. В его содержание включены вопросы по биофизике, поэтому он имеет интегратив-ный характер, который в большей степени отражает содержание дисциплины «Медицинская и биологическая физика» (МиБФ). Физика в этой дисциплине выступает в виде фундаментальной его части, но для неё характерна медицинская и биофизическая направленность. Немаловажную роль в методике преподавания данной дисциплины играют процессы адаптации. Выделим следующие организационные и содержательные особенности МиБФ, определяющие адаптацию студентов:

♦ Аспирант кафедры Теории и методики преподавания физики

1. его изучение предусмотрено на первом курсе, а первые годы обучения в вузе составляют пик дезадаптации студентов, вызванный новыми для них условиями учебной деятельности и её требованиями.

2. Содержание дисциплины включает вопросы, связанные не только с механизмом работы медицинского оборудования, но и со здоровьем человека.

3. Согласно программе отдельные темы курса МиБФ (Термодинамика, Электродинамика, Общая и медицинская электроника, Физика атомов и молекул, элементы квантовой биофизики и др.) предусматривают самостоятельное изучение их студентами, без рассмотрения на лекционных и семинарских занятиях [4].

4. Ограниченный объем аудиторных часов по физике в медицинских вузах; т.е. предполагается, что первокурсники в совершенстве усвоили физику в школе. В частности, А.Б. Рубин акцентирует внимание на том, что «ряд физико-математических понятий, положений, теорий и утверждений не разъяснены в курсе физики с биологической или медицинской направленностью, поскольку это не предусмотрено программами при подготовке студентов медицинских, биологических и аграрных специальностей» [3, С. 12].

5. Сочетание фундаментализации (свойственна науке - физике) с профилизацией (заключается в иллюстрации возможных применений физики в медицине). Данная особенность приводит к увеличению сложности дисциплины и мотивации к её изучению для студентов медицинского вуза.

6. Курс МиБФ является основой для последующего изучения специальных дисциплин (гистология, физиология, химия), связанных с применением законов, теорий, понятий физики, что усиливает его сложность и необходимость понимания для студентов [4].

7. Интегративный характер дисциплины (рис. 1, табл. 1). Предмет МиБФ достаточно сложен и многогранен; в связи с этим его изложение требует привлечения не только материалов из разных разделов физики, но и широкого использования современных методов и представлений биологии, медицины, математики, физической химии. В этом состоит источник дезадаптации для преподавания и усвоения данной дисциплины. От студента и преподавателя требуется одновременное владение фундаментальными понятиями и логически концептуальными схемами, т.е. умение мыслить «биологически» и «физически».

Рис. 1. Структура медицинской и биологической физики

цифрами обозначены области знания, составляющие фундамент МиБФ. Номер цифры отражает долевое участие в составе дисциплины:

1 - физика; 2 - биофизика, 3 - биология, 4 - химия, 5 - медицина, 6 - информатика, 7 - синергетика, 8 - валеология (пунктир обозначает то, что необходимость взаимосвязи МиБФ и валеологии была введена и пояснена в данной работе), 9 - и др. науки

Таблица 1

Дезадаптационные элементы в содержании курса «Медицинская и биологическая физика» (на примере разделов: «Биореология. Механические свойства биологических тканей», «Биофизические основы гемодинамики», «Мембранология», «Внешние электрические поля тканей и органов человека. Электрография»)

Область знания физика математика биофизика, биология, химия, медицина

Название раздела Биореология. Механические свойства биологических тканей

Содержание дезадаптацион-ных элементов Самостоятельное восстановление в памяти школьного материала по физике (механика). Умение доказывать физические законы Умение вычислять определенный и неопределенны й интеграл, расставлять пределы интегрирования, проектировать вектора на плоскость, находить сумму векторов. Трудоемкие уравнения, для решения которых требуется владение вычислительными навыками и внимательностью Умение сопоставлять полученные модели (Максвелла, Кельвина-Фойгта, Зинера) с биологическими тканями человека, что подразумевает знание механизмов самих моделей, либо свойств тканей (биологических, химических и физических)

Название раздела Биофизические основы гемодинамики

Содержание дезадаптацион-ных элементов Владение школьным материалом по физике. В частности следующими разделами: механика, электродинамика. Проводить аналогии между физическими законами. Умение доказывать физические законы Знание понятий «дифференциал» и «производная», правил дифференцирования, вычисления производной, правил суммирования векторов. Трудоемкие уравнения, для решения которых требуется владение вычислительными навыками и внимательностью Знание из биологии кругов кровообращения, свойств крови, функции системы кровообращения. Выяснение биофизического смысла уравнений и законов (уравнение неразрывности струи, Закон Пуазейля, уравнение скорости жидкости по трубе с гладкими стенками и др.)

Продолжение таблицы 1

Область знания физика математика биофизика, биология, химия, медицина

Название раздела Мембранология

Содержание дезадаптацион-ных элементов Самостоятельное восстановление в памяти школьного материала по физике (механика, молекулярная физика, электродинамика). В частности, владение такими понятиями как «механическая работа», «энергия», «диффузия», «ион», «молекула», «электрический ток», «конденсатор» и др. Знание понятий «дифференциал» и «производная», правил дифференцирования, вычисления производной Владение базовыми знаниями по мембранам из школьного курса биологии. Выяснение биофизического смысла уравнений и законов мембранологии (законов Фика, Теорелла, Нерн-ста-Планка, уравнения электродиффузии и др.)

Название раздела Внешние электрические поля тканей и органов человека. Электрография

Содержание дезадаптацион-ных элементов Знание понятий (электрический ток, напряжения, сопротивление, магнитное поле и др.), законов (Ома, Джоуля-Ленца и др.) школьного раздела физики «Электродинамика». Умение доказывать физические законы Умение строить векторные диаграммы физических величин (напряжение, сопротивление), вычитать и складывать вектора. Трудоемкие уравнения, для решения которых требуется владение вычислительными навыками и внимательностью Знание биофизических основ электрографии, действия переменного и постоянного электрического и переменного магнитного полей на организм человека

Помимо рассмотренных областей знания, МиБФ связана с синергетикой (физическая теория целостных биологических систем. К примеру, автоколебательная реакция Белоусова-Жаботинского дает пример самоорганизации в неживой природе, являясь основанием для многих моделей синергетики), информатикой (компьютерное моделирование воздействия физических факторов на биологические объекты), физиологией, биофизикой (наука о физических процессах, протекающих в биологических системах разного уровня организации и о влиянии на биологические объекты различных физических факторов) и валеологией (развитие ценностного отношения к здоровью и его сохранение на основе знаний, полученных при изучении курса МиБФ) [1].

8. Следующая особенность курса МиБФ также вносит элемент сложности в учебный процесс, что приводит к дезадаптации обучающихся. Ряд спорных вопросов в самой науке. К примеру, вопрос о принадлежности биофизики к физическим и биологическим наукам, что определяет её долевое участие и характер включения в общий курс физики в медицинском вузе [2].

К способам устранения выделенных дезадаптационных явлений на занятии по физике в медицинском вузе можно отнести следующие:

1. повышение мотивации к изучению предмета на основе связи физики с валеологией и медициной, т.е. иллюстрация применения изучаемого материала в будущей профессии и в целях сохранения собственного здоровья;

2. применение специальных адаптивных технологий обучения, в основе которых лежит многократное повторение изучаемого, возможность первокурсникам самостоятельно восстановить пробелы по школьному курсу физики и т.д.

3. активная мыслительная деятельность каждого студента во время занятий, в том числе и по физике, обеспечение эмоциональной сопричастности первокурсника в собственной учебной деятельности и деятельности его коллег и т. д.

Таким образом, источниками дезадаптации первокурсников на занятиях по физике в медицинском вузе служат, как содержательные особенности курса (интегрированный характер, сочетание фундаментализации с профилизацией и т.д.), так и организационные (ограничение объема аудиторных часов, обучение данной дисциплине на младших курсах, не рациональное использование методов и приемов обучения преподавателем и т.д.). Устранить выявленные проблемы в адаптации студентов медицинского вуза (применительно к дисциплине - физика) можно за счет применения специальных адаптивных технологий обучения, учитывающих психофизиологические особенности обучающихся, их работоспособность и утомляемость, активизирующих мыслительную деятельность первокурсников, их мотивацию к изучению физики и позволяющих повысить учебные достижения первокурсников, нейтрализуя факторы, негативно влияющие на их здоровье.

Список литературы:

1. Блюменфельд, Л. А. Решаемые и нерешаемые проблемы биологической физики [Текст] / Л.А. Блюменфельд. - М.: УРСС, 2002. - 157 с.

2. Волькенштейн, М.В. Биофизика = Biophysics [Текст] / М.В Воль-кенштейн. - СПб.: Лань, 2008. - 594 с.

3. Рубин, А.Б. Биофизика [Текст] / А.Б. Рубин. - М.: Кн. дом «Ун-т», 1999. - 594 с.

4. Стандарты ВПО: Стандарт высшего профессионального образования 040100 специальность - Лечебное дело, квалификация - врач, 2000 // Федеральный портал Российского образования, ГНИИ ИТТ "Информика" 2000-2008 URL:http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/040100_2000.zip (дата обращения: 29.04.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.