Педиатрический вестник Южного Урала № 2, 2015
занные с соматическим заболеванием. Такие симптомы называются соматизированными. Выявить соматизированные симптомы тревожно-фобического расстройства можно по таким признакам, как несоответствие с данными объективного исследования, необычный характер, выраженная эмоциональная окраска, отсутствие связи с известными провоцирующими факторами, неэффективность соматического лечения, социальная или семейная дезадаптация.
Идентификация таких состояний у детей также является одним из средств профилактики развития тревожных расстройств. В практике работы детской поликлиники нередко встречаются случаи направления к психотерапевту детей с «необъяснимыми симптомами», у которых впоследствии выявляются невротические расстройства. Диагностика требует детального знакомства с нозологией этих расстройств и диагностическими критериями. Однако на предварительном этапе могут быть полезны известные оценочные шкалы тревоги, которые рекомендуется использовать педиатрам и другим специалистам поликлиники как первичного звена детской медицинской помощи для оценки тревоги у детей, предположительно находящихся в группе риска [8].
Литература
1. Вельтищев Д. Ю., Марченко А. С. Генерализованное тревожное расстройство: эпидемиология, патогенез, диагностика и фармакотерапия. ФГУ Московский НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ // Психические расстройства в общей медицине. — 2011. — № 1. — С. 3-10.
2. Смулевич А. Б. Психические расстройства в клинической практике. — М. : МЕД-пресс-информ, 2011. — С. 720.
3. Психотерапия : учеб. для мед. вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. : Питер, 2007. — 672 с.
4. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков. — Минск : Белорусская наука, 1999.
5. Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидта. — М. : Мир, 2000.
6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб. : Питер, 2008. — 668 с.
7. Ялтонский В. М., Атаманов А. А. Психокоррекция и психопрофилактика тревожных расстройств // Неврологический вестник. — 2013. — № 3. — С. 33-38.
8. Шкалы для оценки тревоги : диагностическое пособие. — (Сер. «Диагностические пособия»; вып. 2).
УДК 61:378.1+5
СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Л. А. Драчук, Т Н. Шамаева
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
Ключевые слова: медицинское образование, профессиональные компетенции врача, естественно-научные дисциплины, интеграция, мотивация, адаптация студентов
FACILITATING THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE
OF MEDICAL STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING OF SCIENCE SUBJECTS
L. A. Drachuk, T N. Shamaeva
SUSMU, Chelyabinsk, Russia
Keywords: medical education, doctor’s professional competence, natural scientific discipline, integration, motivation, adaptation of students
Введение. Процессы, происходящие во всех сферах жизни общества, определяют новые требования к профессиональным качествам специалистов, способствующим их социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Это ставит задачи адаптации профессионального образования к существующим социально-экономическим и научно-техническим условиям.
Целью развития и совершенствования системы медицинского образования является подготовка специалиста, способного к самостоятельной профессиональной деятельности. Это может быть достигнуто только на основе качественной подготовки студентов медицинского вуза по всем направлениям учебной деятельности, включая дисциплины естественно-научного цикла (табл. 1).
28
Оригинальные исследования
Таблица 1
Роль естественно-научных дисциплин в системе медицинского образования
Роль естественно-научных дисциплин в формировании профессиональных компетенций врача Содержание и характер обеспечения профессиональных компетенций врача
Содействуют формированию целостного миропонимания и естественно-научного стиля мышления, формированию общекультурных компетенций; формируют профессиональное мышление будущего специалиста Базовые курсы естественно-математических и медико-биологических дисциплин: химии, биологии, физиологии, физики, математики, информатики, биофизики; они раскрывают способы и механизмы устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой
Определяют возможность и готовность специалиста к освоению частных медицинских методик и новых медицинских технологий, связанных с совершенствованием и усложнением оборудования, методов диагностики и лечения Навыки работы со сложными электронными приборами, знание физических и физико-химических процессов в биологических системах, законов молекулярной физики, физических методов воздействия внешних факторов на организм (поля, ультразвук, элементарные частицы) и физических методов анализа (электронная микроскопия, регистрация биопотенциалов, применение радиоактивных изотопов), физических закономерностей, лежащих в основе экологии, диагностики, радиационной и физиотерапии, медицинской томографии и визуализации
Способствуют формированию развитой логики мышления, способности к медицинским научным исследованиям Связь медицины с точными науками, математической статистикой, медицинской статистикой, информационными технологиями, опыт их использования; математика — не только как метод расчета, но и как метод мышления, как язык, как средство формулирования и организации понятий
Способствуют внедрению в деятельность врача элементов математического моделирования явлений медицинской практики с целью их анализа и прогнозирования Математика дает возможность описания явлений в динамике, представляет основу для моделирования физических, химических, биологических процессов, для обработки статистических данных в ходе наблюдения и выявления связей между характеристиками изучаемых явлений
В основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения лежит компетентностный подход [1], обеспечивающий профессиональную адаптацию студентов, подготовку специалистов, готовых к самостоятельной врачебной практике и способных к постоянному самообразованию в условиях современного уровня технической оснащенности здравоохранения и высокотехнологичной медицинской помощи.
Фундаментализация образования, позволяющая интегрировать теоретическое и профессиональное знание в изучении сложных биологических процессов, протекающих в организме, представляет собой один из наиболее трудных вопросов медицинского образования [2].
К основным компетенциям, которыми должен овладеть студент в процессе изучения дисциплин естественно-научного профиля, согласно ФГОС, относятся следующие:
1. Способность и готовность выявлять естественно-научную сущность проблем; использовать физико-химический и математический аппарат (ПК-1).
2. Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений (ПК-2).
3. Способность и готовность анализировать результаты современных лабораторных и инструментальных исследований (ПК-3).
4. Способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов и систем (ПК-4).
5. Способность и готовность использовать международные системы единиц (ПК-5).
6. Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-6).
Огромную роль в формировании профессиональных и общекультурных компетенций выпускников медицинского вуза играют такие дисциплины естественно-научного цикла, как химия, биология, физиология, физика, биофизика, математика, информатика (табл. 2).
29
Педиатрический вестник Южного Урала № 2, 2015
Таблица 2
Формирование профессиональных компетенций в процессе изучения естественно-научных дисциплин
Профессиональные компетенции, формирование которых происходит в процессе изучения естественно-научных дисциплин Дисциплины естественно-научного цикла
Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем; использовать физикохимический и математический аппарат Биология. Химия. Физика. Математика. Физико-химические процессы в биологических системах, процессы взаимодействия с внешней средой, их математическое описание
Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений Математика. Статистика. Информатика. Представление об организме человека как о многоуровневой системе. Исследование функционального состояния организма и его многопараметрическое моделирование на основе биофизических и физиологических представлений и современных информационных технологий, многомерного статистического анализа и медицинских информационных систем с учетом особенностей и внутрисистемных связей организма
Способность и готовность анализировать результаты современных лабораторных и инструментальных исследований Физика. Биофизика. Статистика. Физико-химические методы анализа, оценка достоверности и точности количественных показателей, выявление их связи с параметрами состояния организма
Способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов и систем Физиология. Биофизика. Математика. Основные характеристики функционирования органов и систем организма, обоснованный выбор показателей, отражающих сущность процессов в организме, и устройств, избирательно реагирующих на изменение этих показателей, использование методов корреляционного анализа и математического моделирования
Способность и готовность использовать международные системы единиц Физика. Математика. Международная система единиц измерения физических величин, связь между единицами измерения
Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования Физика. Математика. Теоретические методы исследования, математические и физические модели биологических систем. Физические основы экспериментальных методов исследования (звуковых, электромагнитных, изотопных), устройство и принцип действия приборов и устройств
Физико-математические дисциплины в медицинских вузах приобретают большое значение в связи с совершенствованием и усложнением медицинского оборудования, методов диагностики и лечения, необходимостью научного понимания и правильной оценки результатов исследования. Без знания физических процессов в организме, физических основ действия внешних факторов на организм невозможно правильно осуществлять диагностические и лечебные действия, медико-профилактическую работу [3].
Данные теоретические дисциплины являются по своей сути пропедевтическими, и их изучение на первых курсах медицинского вуза позволяет решить ряд важных задач:
1. Понятийный аппарат этих дисциплин позволяет создать базу для освоения материала клинических дисциплин.
2. Рассмотрение и объяснение процессов, протекающих в организме человека, с позиций различных
естественных наук способствует формированию у будущих врачей целостного миропонимания и естественно-научного мышления.
3. Большинство методов научного исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование, статистическая обработка данных), с которыми знакомятся обучаемые на общеобразовательных кафедрах, являются общенаучными и будут использоваться студентами на клинических кафедрах и в их будущей профессиональной деятельности. В частности, в настоящее время широко внедряются в деятельность врача элементы математического моделирования; они позволяют осуществлять анализ и прогнозирование явлений медицинской практики.
4. Естественно-научные знания являются фундаментом для интеллектуального развития, обеспечивают возможности для формирования у будущих специалистов готовности к освоению новых медицинских методик и медицинских технологий.
30
Оригинальные исследования
5. Методы, средства и формы обучения, используемые при изучении естественно-научных дисциплин, позволяют формировать такие профессиональные качества, как рациональность и системность мышления, самостоятельность, способность воспринимать большое количество информации и критически оценивать ее, способность к прогнозированию, проектированию, сравнению и интерпретации данных, умение анализировать, принимать решения в нестандартных ситуациях, выявлять причинно-следственные отношения. Физика и математика формируют профессиональное мышление будущего врача.
Рассмотрим место дисциплины «Физика, математика» в системе обучения студентов-первокурсников. В рамках данного курса рассматриваются вопросы математики, математической статистики, физики, биофизики. Обоснуем необходимость изучения основ этих наук в медицинском вузе.
Изучение дисциплины «Физика. Математика» способствует формированию у студентов-медиков системных знаний о физических свойствах материи и физических процессах, протекающих в биологических системах, в том числе в организме человека, а также освоению фундаментальных основ математики и прикладного математического аппарата, необходимых для освоения других учебных дисциплин и приобретения профессиональных качеств.
Математика представляет собой основу для моделирования физических, химических, биологических процессов; например, поведение биологического объекта можно описать с помощью системы дифференциальных уравнений и исследовать его поведение при разных заданных условиях.
Математическая статистика необходима как для обработки статистических данных в ходе наблюдения за пациентами и составления отчетов (оценка заболеваемости по нозологическим формам, учет количества проконсультированных и пролеченных больных за определенный период времени), так и для научной работы врача. В практической деятельности врач имеет дело с количественными показателями. Важно знать, как получены эти величины, какова их точность, как правильно обработать информацию и сделать достоверный вывод, какой возможен прогноз на основании имеющегося статистического материала. Для сопоставления данных часто используются не только абсолютные значения (число больных, продолжительность лечения), но и точечные выборочные оценки с использованием доверительных интервалов, в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Значение физики для современной медицины связано с физическими методами воздействия (поля, ультразвук, элементарные частицы) и физическими методами анализа (электронная микроскопия, реги-
страция биопотенциалов, применение радиоактивных изотопов), а также навыками работы со сложными электронными приборами. Биофизика — наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы, и медицинская биофизика, изучающая процессы, протекающие в целостном организме на уровне его отдельных функциональных систем и органов, а также их физические свойства, лежащие в основе физиологических функций, составляют фундамент практической медицины и устанавливают преемственную связь медицины с точными науками.
К сожалению, при всей очевидной необходимости указанных дисциплин важность вопросов математики, математической статистики, физики, биофизики для профессии врача слабо осознается студентами первого курса, а нередко и преподавателями других кафедр и врачами.
Следует отметить, что современные социальноэкономические процессы, изменяющие требования к профессиональным качествам специалистов, касаются и отношения студентов к традиционным методам обучения.
В последние годы отмечается значительное снижение интереса (вплоть до неприятия) у студен-тов-первокурсников к занятиям по физике и математике. Специалисты, исследующие эти явления [4], считают, что фактором, осложняющим адаптацию студентов медицинского вуза, в значительной степени является «оторванность содержания и форм традиционного обучения от возрастных и личностных потребностей студентов», а также низкая «ценность подкрепления» этого курса. При традиционных методах подачи материала и контроля студенты не видят ценности данных дисциплин для будущей профессиональной деятельности, не осознают процесс обучения как целостный, между компонентами которого существуют преемственные связи.
Так, физика, как правило, не осознается студентами как «предпрофильная» дисциплина. Они не видят ценностно-смысловых аспектов ее изучения, путей дальнейшего использования знаний, приобретенных при изучении физики и математики, в профильных дисциплинах. Студенты младших курсов не способны во всей полноте осознать значение знаний фундаментальных дисциплин для будущей практической деятельности врача.
Освоение медицинской статистики первокурсниками также слабо мотивировано. Недооценка роли этого предмета со стороны студентов имеет две причины. Первая связана с тем, что первокурсники еще не представляют области применения математической статистики в медицине и в результате не проявляют заинтересованности в освоении изучаемого предмета. Вторая причина состоит в том, что имеющаяся учебная литература по математике и статисти-
31
Педиатрический вестник Южного Урала № 2, 2015
ке, как правило, не содержит задач биологического, физиологического, медицинского содержания, формирующих мотивацию к изучению предмета (чаще всего представлены задачи, традиционно связанные с бросанием монет или распределением роста школьников) [8]. В связи с этим уровень знаний студен-тов-первокурсников в отношении статистических методов и их адекватного применения остается низким.
Психологи считают, что отторжение учебного материала у студента происходит в тех случаях, когда он воспринимает преподаваемые законы и теории как нечто абстрактное, не связанное с его личностью, с его будущей профессией [9]. Необходимо, чтобы студент мог идентифицировать себя в преподаваемых теориях и практических примерах. Это повысит качество усвоения материала [5].
Проблема профессиональной адаптации первокурсников осложняется тем, что с каждым годом возрастает дефицит времени, отводимого в учебных планах для изучения большого объема учебного материала по физике, математике, информатике.
В связи с этим представляется актуальным переосмыслить концептуальные основы методологии преподавания названных предметов в медицинском вузе с целью повышения мотивации и познавательного интереса для формирования профессиональных компетенций будущего врача [10].
Рассмотрим возможные методические подходы к решению этой задачи.
1. Как показывает опыт, качественное усвоение студентами материала курса физики, математики, информатики и статистики возможно только при высоком уровне внутренней мотивации. Это может быть главным образом достигнуто на основании интерактивного подхода, то есть диалога, в котором обеспечивается равноправное сотрудничество между студентами и преподавателем, когда студент является полноценным собеседником и участником процесса обучения, субъектом обучения. Например, лекция может содержать проблемные постановочные вопросы, на практических занятиях можно инициировать спонтанный диалог при обсуждении задач ситуационного характера, требующих нестандартного решения (на занятиях по математике это можно создать при моделировании биологических процессов с помощью дифференциальных уравнений в нестандартных или аномальных ситуациях). Известно, что в условиях традиционного монологического учебного общения у преподавателя практически отсутствует обратная связь, а студент забывает материал после сдачи зачета или экзамена.
2. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе современных технологий обучения [11]. При изучении физики и математики необходимо использовать
инновационные технологии, направленные на ценностно-смысловые аспекты изучаемого материала. Как показал опыт, для повышения мотивации изучения основ математической статистики важно делать основной акцент на практическом использовании методов статистики в решении задач, приближенных к медицинским исследованиям и практической деятельности врача. Познавательный интерес повышается, если статистические понятия, формируемые при изучении дисциплины «Физика, математика», затем обогащаются и конкретизируются на лабораторных занятиях по информатике. Преподавателями кафедры разработаны лабораторные практикумы по информатике, целью которых является формирование у студентов умения проводить статистическую обработку данных в программах MsExcel, SPSS, Stadia.
3. Обучение должно опираться на преемственные связи общеобразовательных дисциплин с профильными, составлять единый, целостный процесс. Это создает условия для индивидуально-мотивированного отношения студента к обучению, повышает заинтересованность в его уровне и качестве. Сила мотива определяется степенью значимости цели. Важно, чтобы принципы межпредметной интеграции, преемственности и профессиональной направленности лежали в основе всех форм учебной деятельности.
Например, в лекционном курсе по физике полезно развернуть перед студентами общую логику развития научной мысли, общие принципы научного знания; по математике — роль и свойства информации и возможности, которые дает ее обработка в медицинских системах. Первокурсники должны усвоить физические закономерности, лежащие в основе различных видов диагностики, принципы действия медицинской аппаратуры, способы анализа и управления информационными потоками в медицине, научиться формулировать научные и практические задачи и выбирать адекватные методы для их решения. Это, несомненно, будет способствовать повышению уровня их мотивации и адаптации к эффективной учебной и профессиональной деятельности.
Преемственные связи общеобразовательных дисциплин с профильными должны строиться на определенных методологических основах. Огромную роль в этом играют методологические понятия, т. е. понятия о методах научного познания, структурных элементах системы научных знаний. При этом принципиальный характер и смысл приобретает личностно-ценностный аспект образования. Во главу угла ставятся вопросы индивидуально-мотивированного отношения студента к собственному обучению, его уровню и качеству. При обучении физике, математике и информатике важно использовать инновационные технологии, к которым можно отнести дидактические средства обучения, ориентированные на реа-
32
Оригинальные исследования
лизацию ценностно-смысловых аспектов материала изучаемых дисциплин [6].
Важнейшими дидактическими принципами при организации обучения студентов в медицинском вузе должны быть следующие:
• целенаправленный учет интересов студентов в образовательном процессе, осуществление образовательной деятельности на основе особенностей и возможностей студентов (учет базовой школьной подготовки, состава и интересов группы) при обучении конкретной дисциплине;
• обеспечение необходимых условий для реализации личностного потенциала, индивидуальности обучаемого.
Только в этом случае будет создана основа для повышения уровня адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности уже с первого курса.
Указанные особенности образовательного процесса обусловливают необходимость поиска способов мотивации, новых методов и дидактических средств обучения, раскрывающих познавательно-смысловые ценности, ориентирующие студентов на использование знаний физики, биофизики, математики и статистики в профильных дисциплинах и будущей профессиональной деятельности.
В формировании профессиональных компетенций у студентов огромную роль играет профессиональная и методическая культура преподавателя, она должна обеспечивать такие условия организации и наполнения учебных занятий, когда из пассивного потребителя знаний обучаемый становится активным субъектом образовательной деятельности, способным «применять полученные знания и умения для добывания новых знаний, ориентироваться в незнакомой познавательной обстановке, принимать решения в различных проблемных ситуациях, переносить знания из одной предметной области в другую, объединять элементы знания, усвоенные в разное время, в единую систему». Все это способствует развитию интеллектуальных качеств, важных для мышления врача и его профессиональной деятельности [2, 12].
Заключение. Таким образом, профессиональная направленность естественно-научной подготовки студентов медицинского вуза должна включать:
• осознание ценности таких дисциплин, как физика, математика, информатика, для будущей профессиональной деятельности;
• освоение естественно-научного аппарата, позволяющего моделировать, анализировать и решать профессионально значимые задачи, имеющие место в медицинской науке и практике;
• осознание потребности в совершенствовании знаний в области естественно-научных дисциплин и их приложений;
• развитие профессионально значимых качеств и профессионального мышления.
Литература
1. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 06.01.01 — Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»). — М., 2010.
2. Коробкова С. А., Соловьёва В. В., Горбузо-ва М. С. Теоретические основы организации обучения физике, математике и информатике в медицинских вузах // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9. — Часть 7. — С. 1614-1617.
3. Боциева Н. И., Боциев И. Ф. Преподавание физики и математики в условиях модернизации медицинского образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — Кострома : КГУ, 2012. — № 1 (18). — С. 121-125.
4. Щербакова И. В. К проблеме профессиональной адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2014. — Т. 4. — С. 210-212.
5. Ясько Б. А. Клиническое мышление в структуре профессионального мышления врача // Человек. Сообщество. Управление. — 2008. — № 4. — С. 83-90.
6. Постникова О. А., Константиновская Н. В. Особенности формирования профессиональной компетентности студентов медицинского вуза в процессе преподавания математики // Медицина и образование в Сибири. — 2010. — № 4. [Педагогические науки (сетевое издание ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»)].
7. Шахов Б. Е. Подготовка медицинских кадров в свете новых ФГОС // Аккредитация в образовании: Электронный журнал об образовании [Электронный ресурс]. — URL : http://www.akvobr.ru/fgos_ podgotovka_medicinskih_kadrov.html.
8. Пешиков О. В., Панфилова Ю. Н., Чукичев А. В. Тестирование как форма оценки качества усвоения знаний // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации : сб. материалов II науч.-практ. конф. — Челябинск, 2011. — С. 85-87.
9. Пешиков О. В., Максимова О. Г. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности // Медицина и образование в Сибири. — 2010. — № 3. — С. 2.
10. Шаманова А. Ю., Пешиков О. В. Концепция формирования врача-специалиста // В мире научных открытий. — 2010. — № 4-18. — С. 167-168.
11. Мезенцева Е. А., Пешикова М. В., Савочкина А. Ю. и др. Мультимедийные презентации как инновационный педагогический метод работы кафедры // Оптимизация высшего медицинского и фармацев-
33
Педиатрический вестник Южного Урала № 2, 2015
тического образования: менеджмент качества и инновации : сб. материалов II науч.-практ. конф. — Челябинск, 2011. — С. 74-76.
12. Пешикова М. В., Мезенцева Е. А., Савочкина А. Ю. и др. Научно-исследовательская работа сту-
дентов как средство повышения качества обучения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации : сб. материалов II науч.-практ. конф. — Челябинск, 2011. — С. 87-89.
УДК 616.28-053-08(470.55)
ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ЭФФЕКТИВНОМУ И БЕЗОПАСНОМУ ЛЕЧЕНИЮ СРЕДНЕГО ОТИТА У ДЕТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКА
И. Д. Ершова, К. С. Зырянова, И. Д. Дубинец
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Ключевые слова: острый средний отит, дети, консервативное лечение
SPECIAL FEATURES OF APPROACH TO THE EFFECTIVE AND SAFE TREATMENT OF OTITIS MEDIA IN THE CHILDREN OF CHELYABINSK
I. D. Ershova, K. S. Zyryanova, I. D. Dubinets
SUSMU, Chelyabinsk, Russia
Keywords: acute otitis media, children, conservative
Актуальность. Воспалительные заболевания среднего уха у детей являются одной из самых актуальных проблем в мировой оториноларингологии. Острый средний отит (ОСО) является наиболее частой бактериальной инфекцией в амбулаторной педиатрической практике. В амбулаторно-поликлинических условиях среди оториноларинголо-гических пациентов удельный вес больных средним отитом в среднем составляет 50 %, а среди детского населения — до 70 % у детей до трех лет и до 95 % — к семи годам [2, 3]. Такая высокая распространенность ОСО связана с неблагоприятным воздействием окружающей среды [10, 11], широким и бесконтрольным применением медикаментозных средств, вызывающих иммунологические сдвиги в организме, увеличением количества больных с аллергическими заболеваниями, иммунодефицитными состояниями [7, 8].
Высокая частота ОСО в детском возрасте объясняется особенностями анатомического строения уха у детей раннего возраста [4]. Имеются следующие особенности строения барабанной полости у детей до года: тонкие стенки, на некоторых участках не имеющие кости, высокое расположение устья слуховой трубы, открывающееся в эпитимпанум, толстый подслизистый слой в барабанной полости. Присутствие эмбриональной миксоидной ткани в полостях среднего уха в течение первого года жизни у детей закономерно и значимо. Ее наличие в полостях среднего уха рассматривается как одна из причин частых отитов у детей раннего возраста. Не вызываю-
treatment
щие инфекцию микробы носоглотки (комменсалы), попадая через слуховую трубу на дифференцирующуюся эмбриональную ткань, могут стать вирулентными и вызвать острое воспаление среднего уха у ребенка. Слуховая труба у детей первых двух лет жизни широкая, короткая, прямая и практически открытая, окончательное формирование слуховой трубы происходит только к 5-10 годам (рис. 1).
Носоглоточное устье слуховой трубы расположено низко, на уровне твердого нёба, часто прикрыто аденоидными разрастаниями. Особенностью строения височной кости новорожденного ребенка является наличие щелей между частями пирамиды — чешуей, барабанной частью, каменистой частью (щель Глазера — зарастает к четвертому году жизни, сосцевидно-чешуйчатая щель — ко второму году жизни, чешуйчато-барабанная щель — в детском возрасте сохраняется постоянно), отсутствие пневматизированной клеточной системы (мастоидальная часть височной кости представлена одной большой клеткой — антрумом) [1, 2]. Такое строение как способствует хорошему оттоку секрета из среднего уха, так и является благоприятным фактором для развития острого среднего отита.
ОСО обычно развивается как осложнение острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) [12-14].
Течение ОСО принято разделять на пять стадий: острый тубоотит (евстахиит), катаральное воспаление, гнойное воспаление, постперфоративную и репаративную [2]. Стадийность течения острого воспаления среднего уха предполагает проведение адекват-
34