Научная статья на тему 'Специфика организации экспериментальной работы по педагогической поддержке процесса самореализации студентов в условиях образовательной среды университета'

Специфика организации экспериментальной работы по педагогической поддержке процесса самореализации студентов в условиях образовательной среды университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОР / МАСТЕР-КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маренцева Елена Сергеевна

В статье рассматривается специфика организации экспериментальной работы по педагогической поддержке процесса самореализации студентов в условиях образовательной среды университета. Обозначены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы. Представлена программа педагогической поддержки студентов в процессе самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маренцева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика организации экспериментальной работы по педагогической поддержке процесса самореализации студентов в условиях образовательной среды университета»

5. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2010. - .№6. - С. 4-9.

6. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболето-ва и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. (Стандарты второго поколения).

7. Регламент описания ресурсов (Спецификация метаданных и транспорта цифровых образовательных ресурсов) [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ files/materials/83/regulation_metadata.doc (дата обращения 25.09.2010).

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

9. Чудинский Р.М. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в современной системе средств обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.universitys.m/j/images/stories/nir/4/ chydinsky2.pdf (дата обращения: 05.11.2010).

УДК 378

Маренцева Елена Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматривается специфика организации экспериментальной работы по педагогической поддержке процесса самореализации студентов в условиях образовательной среды университета. Обозначены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы. Представлена программа педагогической поддержки студентов в процессе самореализации.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, самореализация, самоуправление, инструктивно-методический сбор, мастер-классы.

""1 ["ля оценки эффективности применяе-I I мых форм и методов педагогической Л ^ поддержки процесса самореализации студентов в образовательной среде университета нами проводилась комплексная диагностика, в которой прияли участие студенты 1-5 курсов художественно-графического факультета (118 человек) (экспериментальная группа), и 1-5 курсов филологического факультета (110 чел.) (контрольная группа) Костромского государственного университета им.

Н.А. Некрасова. Группы характеризовались примерно равными показателями по возрасту, социальному происхождению, образованию.

На художественно-графическом факультете была создана система студенческого самоуправления, задачами котором являлись: формирование общественной активности и гражданской позиции студентов, развитие самостоятельности, творчества и инициативы, создание условий для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности, создание условий для развития гуманистических взаимоотношений студентов и педагогов.

Традиционно факультет наполняют различные студенческие сообщества: музыкальные объединения, редколлегия газеты, творческие группы по театральным постановкам, художественные мастерские. Разработанный модуль художественно-эстетического воспитания не просто позволяет каждому студенту найти площадку для самореализации, но и дает возможность студенту реализовать право на свободный, самостоятельный выбор своей стратегии развития. В результате нашей опытно-экспериментальной работы занятость студентов в деятельности творческих объединений увеличилась на 24,6% и составила в целом 87%.

Благодаря предоставленным факультетом возможностям для самореализации студентов, оказанию педагогической поддержки в этом процессе, студенты получили больше свободы для самовыражения, позитивного самоутверждения, творчества, положительных эмоций. В результате чего у них формировались чувства уверенности в себе, ощущение своей значимости, являющиеся опорой для зрелой, социально успешной личности.

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

© Маренцева Е.С., 2011

Последние несколько лет учебный процесс для студентов первого курса начинается с инструктивно-методического сбора, проводимого преподавателями кафедр факультета с привлечением студентов - старшекурсников - кураторов учебных групп. В ходе сбора происходит формирование у студентов представлений о профессии, факультете, специальности, установки на активное включение в учебный процесс и общественную жизнь факультета; осуществляется пробле-матизация первокурсников по профессиональнодеятельностному основанию на базе самодиагностики и самопознания, создаются ситуации для осознания студентами собственных потенциалов в профессиональной деятельности. В процессе инструктивно-методического сбора организуется включение студентов в коллективно-творческую и организаторскую деятельность; происходит знакомство с факультетом, профессией, специальностью; формирование положительного микроклимата в студенческих группах, интенсификация процессов коллективообразования.

Программа инструктивно-методического сбора довольно насыщена. Основными формами проведения учебных занятий в процессе инструктивно-методического сбора являются: практикумы, мастер-классы, пресс-конференции с преподавателями, авторские консультации художников. В программу учебно-практических занятий включается содержание, которое способствует подготовке студента к студенческой жизни, позволяет сформировать начальные прикладные навыки, необходимые в будущей деятельности на факультете.

На первом курсе для студентов организуются различные мастер-классы, практические занятия, которые проводят педагоги факультета. Задача этого курса:

- определение и развитие интересов студента, проба сил в разных направлениях деятельности (учебная, научная, творческая и др.);

- самоопределение студента, выбор дальнейшего пути, профиля обучающей программы на основе интересов и способностей;

- углубление и расширение знаний по одному из направлений (чаще всего у преподавателя, с которым работал на начальном этапе);

- выбор дальнейшего пути (завершение занятий или дальнейшее продвижение);

- индивидуальное совершенствование знаний, способов деятельности.

На художественно-графическом факультете подготовка педагогов к осуществлению педагогической поддержки самореализации студентов осуществляется за счет организации и проведения курсов по выбору, профессиональных проб; координации деятельности субъектов педагогической поддержки; проведении комплексных исследований проблем студентов; проблемного обсуждения среди педагогов процесса реализации намеченных планов и совместные экспертизы результатов проделанной работы; привлечения специалистов для оказания помощи студентам по решению их проблем; экспертизы курсов по выбору, проектов, пособий, условий образовательной деятельности, профессиональной деятельности преподавателей.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы провели исследование ситуаций, в которых студенты нуждаются в поддержке взрослых. Результаты показали, что это, прежде всего, ситуации положительных эмоциональных переживаний, а не негативных, как чаще всего считают взрослые (средний балл - 1,5; собственные негативные переживания, связанные с учебой - 1,46; ситуации выбора - 1,42; желание самореализоваться в каком либо виде социально-приемлемой де-тельности- 1,39; построение планов на будущее

- 1,31 и преодоление себя, своей лени - 1,27). Таким образом, среди препятствий студенты выделили вид «Я-препятствия», связанные с субъективными личностными трудностями или проблемами, как эмоциональными, когнитивными и поведенческими, так и материальные препятствия. Целевые программы «Комфортная образовательная среда», «Профессиональное развитие», программы психологического сопровождения образовательного процесса «Абитуриент», «Социально-психологическая адаптация», направлены на оказание педагогической поддержки студентам в процессе самореализации. Программа «Абитуриент» предназначена для педагогической поддержки поступающих на факультет и предусматривает диагностику профессиональной направленности, мотивации достижений, сформирован-ности профессионального плана, склонности и уровня возможности овладения выбранной специальностью. Ее цель - правильно сориентировать абитуриента на этапе профессионального выбора, предупредить возникновение возможных трудностей в обучении. Изучение личностных особенностей, прогнозирование успешнос-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

187

ти обучения, хода адаптации, оказание помощи студентам, кураторам, родителям в процессе взаимной адаптации предусматривает программа «Социально-психологическая адаптация». Программа «Комфортная образовательная среда» направлена на профилактику неуспеваемости, определение ее психологических причин, наличия предрасположенности к различным видам зависимостей, создание комфортных условий для личностно-профессионального роста и студентов и преподавателей.

Педагогическую поддержку студентов в процессе самореализации предусматривает программа «Профессиональное и личностное развитие». Диагностическое направление оценивает сформированность профессионально-значимых качеств, определяет ценностные ориентации и творческий потенциал будущего специалиста, уровень удовлетворенности полученным образованием. Педагогами художественно-графического факультета проводятся занятия «Разработка жизненного сценария профессионала», кураторы учебных групп организуют встречи «Трудности на пути овладения профессией» с целью профилактики возможных трудностей в процессе обучения, с целью формирования делового имиджа специалиста. Это позволяет студентам уже во время обучения с большей уверенностью смотреть в будущее. В эту программу включены: недели специальностей, проведение научно-практических конференций по проблемам развития различных отраслей науки, встречи с выпускниками факультета - интересными людьми, заслуженными художниками и скульпторами, экскурсии на профессиональные выставки, современное производство, работа творческих лаборато-

рий преподавателей, результатом деятельности которых являются выставки технического творчества, конкурсы профессионального мастерства, участие в предметных олимпиадах.

Таким образом, целевые программы «Комфортная образовательная среда», «Профессиональное развитие», «Я могу быть успешен», направлены на оказание педагогической поддержки студентам в процессе самореализации и психологическое сопровождение образовательного процесса.

Библиографический список

1. Александрова Е.А. Педагогические поддержка и сопровождение культурного самоопределения // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: всероссийская научно-практическая конференция. -Ульяновск: УлГПУ, 2005. - С. 201-205.

2. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности: Сборник научных трудов. -Краснодар, 1998. - С. 50-55.

3. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных пространств в школе и вузе: Учеб.-метод. пособие - СПб.: Изд-во РГПУ 2001. - 189 с.

4. Крылова Н.Г. Самореализации личности учащегося как форма и путь его развития // Проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.С. Дежникова, А.Р. Лопатин. - М.; Кострома: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. - С. 94-97.

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.