Малетина Оксана Андреевна, Цыбанёва Валентина Александровна
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
В статье рассматривается специфика обучения учебно-исследовательской деятельности, поскольку основной задачей современной системы образования является создание индивидуальных траекторий обучения через вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности на уроках и во внеурочной среде. Цель статьи - проанализировать основные проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя, ученики и научные консультанты в ходе проводимого исследования, описать этапы, цели и задачи учебно-исследовательской работы. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/7-2/59.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 2. C. 205-208. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/7-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
8. Нежина Л. А., Комарова А. С. Невербальные средства выражения эмоций в педагогическом дискурсе // Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков / под общ. ред. Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. М.: Языки народов мира, 2016. С. 110-117.
9. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка, мастерство и личность. М.: Просвещение, 1983. 156 с.
10. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
11. Сороковых Г. В., Зыкова А. В. Обучение средствам выражения экспрессивности французской речи // Иностранные языки в школе. 2012. № 10. С. 14-20.
PECULIARITIES OF LEARNING-PEDAGOGICAL DISCOURSE BEING FORMED WHILE TRAINING A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER
Baranova Irina Evgen'evna
Moscow State Regional Institute of Humanities (MGOGI) [email protected]
Sorokovykh Galina Viktorovna
Moscow City Teacher Training University sorokovykh@mail. ru
The article presents the peculiarities of training-pedagogical discourse as a communicative-pragmatic sample of speech behavior of a teacher. The importance of discursive competence in the process of high school training of a foreign language teacher is shown. It is examined as the result of the development of discursive skills, apparent in the activity as the readiness of a specialist to mobilize internal and external resources as the ability to exercise the discursive activity.
Key words and phrases: training-pedagogical discourse; teacher's speech; discursive competence; foreign language teacher; pedagogical communication.
УДК 372.881.111.1
В статье рассматривается специфика обучения учебно-исследовательской деятельности, поскольку основной задачей современной системы образования является создание индивидуальных траекторий обучения через вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности на уроках и во внеурочной среде. Цель статьи - проанализировать основные проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя, ученики и научные консультанты в ходе проводимого исследования, описать этапы, цели и задачи учебно-исследовательской работы.
Ключевые слова и фразы: учебно-исследовательская деятельность; проектная деятельность; мотивация; федеральный государственный образовательный стандарт; научное общество; одаренные школьники; исследовательская деятельность.
Малетина Оксана Андреевна, к. филол. н., доцент
Волгоградский государственный университет okmaletina@yandex. ru
Цыбанёва Валентина Александровна, к. пед. н.
Волгоградская государственная академия последипломного образования walenday14@yahoo. com
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Образовательные результаты в рамках федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (далее ФГОС второго поколения) предполагают развитие мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности. Стандарт представляет собой определенную систему требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ (нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса), 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ (регламенты, обеспечивающие успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы) и 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ (основа для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений) [3].
ФГОС второго поколения - это социальный инструмент управления процессом образования, его качеством и результатами, которые включают проверку научных знаний, представлений об обществе, формирование умений учебно-познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности [Там же].
206
^БЫ 1997-2911. № 7 (61) 2016. Ч. 2
Современное иноязычное российское образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов в период глобальных экономических изменений, поэтому наблюдается некоторое несоответствие качества системы образования современным потребностям общества. Российское образование стремится повысить качество обучения иностранному языку в средних школах для того, чтобы выпускники могли удовлетворять требованиям, предъявляемым на современном рынке труда. В связи с этим возрастает необходимость повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку, поскольку это позволяет сохранить и развить интерес к изучаемому предмету. В качестве повышения мотивации учителя иностранного языка могут использовать аудиовизуальные средства на уроках (например, просмотр и прослушивание подкастов по изучаемой теме, создание собственных подкастов с помощью программ), специально разработанные упражнения, направленные на получение быстрого результата.
Учитель иностранного языка развивает мотивацию школьника таким образом, что школьник проявляет интерес к изучаемому предмету, то есть ему доставляет удовольствие обсуждать проблемы, читать аутентичные тексты, воспринимать иностранную речь на слух. Учитель обучает школьника, руководствуясь методическими методами и принципами, ученик соответственно овладевает иноязычными навыками и умениями.
Итак, повышению мотивации школьников при изучении иностранного языка способствуют правильная организация самостоятельной деятельности учащихся, использование проблемных заданий и ситуаций, познавательных игр, аутентичного страноведческого материала, своевременный контроль знаний, умений и навыков.
Учитель может способствовать формированию индивидуальной образовательной траектории ученика через его вовлечение в учебно-исследовательскую и проектную деятельности на уроках и во внеурочной среде. Он вынужден решать ряд таких задач, как описание специфики, этапов, технологии реализации, системы оценивания результатов учебно-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность может использоваться в качестве повышения мотивации при изучении иностранного языка, поскольку школьник получает возможность самостоятельно овладеть способами и приемами научного исследования, что способствует формированию интеллектуально развитой личности с целостным представлением о картине мира. Учебно-исследовательская деятельность - это организованная творческая и научная деятельности, результатом которой является формирование исследовательских умений, а целью - открытие нового для школьника. Данный вид деятельности может развиваться на уроках, во внеурочное время (факультативы) и во внеклассной работе (организация научного общества).
Педагог проводит диагностику потенциальных возможностей коллектива учащихся во время проведения проектных классных мероприятий, подбирает проблемные темы, которые мотивируют ученика ставить и решать задачи согласно тематике, помогает оформить проект или учебно-исследовательскую работу в соответствии с требованиями, презентация проекта с целью обмена опытом и знаниями на конференциях и других научных мероприятиях для получения экспертной оценки.
Цели учебно-исследовательской деятельности варьируются в зависимости от возраста учащегося: 1) в начальной школе - это сохранение и развитие познавательного интереса, становление мотивации к учебной деятельности; 2) в основной школе - формирование умений занимать исследовательскую позицию; 3) в старшей школе - развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения [1].
Обычно мы предлагаем ученикам средней школы (7-9 классы) попробовать написать учебно-исследовательскую работу, поскольку именно этот период считается благоприятным для вовлечения в учебно-исследовательскую деятельность, так как школьники любознательны, активны, готовы экспериментировать и не испытывают страха перед неудачами.
Углублённое изучение иностранного языка в гимназиях и лицеях предоставляет возможность реализации учебно-исследовательской деятельности, поскольку организация внеклассной работы (научное общество) предполагает создание научного проекта, публичную защиту и участие в конференциях разного уровня с представлением результатов научного исследования.
Школьное научное общество способствует выявлению одаренных детей и помогает развивать их творческие способности с помощью научного исследования и создания проектов. Роль научного консультанта в данном случае будет играть приглашенный преподаватель из высшего учебного заведения, ученый, имеющий ученую степень и звание, поскольку школьный учитель не имеет соответствующей квалификации по написанию научных работ. Как показывает многолетний опыт сотрудничества с гимназиями и лицеями, учителя не обладают элементарными знаниями о структуре научной работы, методике проведения научного исследования, отборе эмпирического материала и т.д.
Учитель может помочь выявить одаренных школьников и мотивировать их заниматься научными исследованиями, но роль консультанта должен играть состоявшийся ученый, чтобы помочь провести научное исследование и правильно оформить его результаты.
Работа в комиссии ежегодного районного конкурса лингвистических работ им. В. И. Вернадского позволяет сделать выводы о том, что учителя имеют большие сложности с формулировкой темы, так как они не могут выявить проблемность исследования, поэтому темы научных исследований школьного учителя носят реферативный характер (например, фразеологизмы английского языка; заголовки в английской газете и т.д.). Если тема исследования не содержит проблемы, то работа превращается в реферат. Школьник, выступающий с реферативной работой, уже обречен на провал, что способствует снижению мотивации, потере интереса к предмету и формирует неуверенность в своих силах.
Если тема исследования не содержит проблему, то все исследование сводится к цитированию результатов других ученых, тем самым школьник лишается возможности проявить свои творческие способности, и снижается его познавательная активность.
В задачи научного консультанта входит развитие познавательной активности, исследовательских и творческих способностей школьников. На первом занятии школьников знакомят со структурой научной работы, подробно разъясняя все составляющие (тема исследования, предмет, объект, методы исследования, разбивка по главам, заключение), на втором занятии вводим основные лингвистические понятия в зависимости от области исследования (в стилистике английского языка следует вводить определения стилистических приемов и анализировать примеры), затем учим классифицировать, то есть выявлять закономерности.
На наш взгляд, нецелесообразно на начальном исследовательском этапе знакомить школьников с историей лингвистических учений, так как они должны получить некоторые знания о предмете, поэтому следует начинать с анализа функциональных стилей и их основных особенностей, постепенно изучая основные проблемы стилистики. После получения необходимых знаний о предмете научный консультант должен научить определять проблему исследования, составлять план исследования, выдвигать гипотезы, анализировать текстовую информацию.
Таким образом, работа научного общества состоит из трех блоков: обучающей деятельности (введение в специфику предмета); исследовательской деятельности (отбор эмпирического материала); представительской деятельности (публичное представление результатов).
Учебно-исследовательская деятельность предполагает решение школьником творческой и исследовательской задач с заранее неизвестным результатом и имеет несколько основных этапов: определение проблемы (формулировка темы исследования, например, реализация концепта «мода (fashion)» в массово-информационном дискурсе (на материале журналов «Vogue», «Yes»)); анализ теоретического материала по теме исследования (теоретическая часть); сбор собственного практического материала, его анализ и обобщение (практическая часть); выводы (заключение).
Рассмотрим более подробно этапы учебно-исследовательской деятельности.
Определение проблемы Умение увидеть акутальность проблемной ситуации (например, концепт «мода (fashion)» в массово-информационном дискурсе недостаточно изучен)
Выявление предмета и объекта исследования Умение разграничивать предмет (более узкое понятие) и объект (объект более широкое понятие) - предмет изучается на объекте
Формулировка цели исследования Умение сформулировать цель исследования таким образом, чтобы было понятно, каких результатов мы желаем достигнуть в ходе исследования
Постановка задач исследования Умение правильно определить задачи, чтобы правильно провести свое исследование в соответствии с заявленными задачами
Анализ методов исследования Умение правильно подобрать необходимые методы, чтобы достичь результата в соответствии с поставленной целью
Выбор материала исследования Умение подобрать информативный материал, изобилующий примерами по теме исследования
Представление результатов исследования Умение структурировать материал: объяснение, представление доказательств, оценка полученных результатов и их применение к возможным новым ситуациям
Научный консультант при организации работы учащихся средней школы (обычно мы отбираем учеников 7-9 классов) должен максимально заинтересовать их, предлагая темы исследования в соответствии с их познавательными интересами, чтобы учить отбору и анализу материалов научной литературы.
Учебно-исследовательская деятельность включает определение проблемы, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, анализ научной литературы по теме исследования. Такое четкое структурирование данного вида деятельности способствует приобретению личного опыта реализации исследовательских задач, выработке новых ценностных отношений и смыслов, формирует целый ряд умений: рефлексивные (осмысление поставленной задачи), поисковые (нахождение способа решения проблемы), менеджерские (планирование деятельности), коммуникативные (учебный диалог с взрослыми) и презентационные (изложение результатов исследования).
Исследовательская деятельность развивает наблюдательность и внимательность, способствуя успешному усваиванию содержания программы по изучаемому предмету (в данном случае по английскому языку). Стимулирование познавательной активности и осознанности знаний позволяет школьнику ощутить значимость собственных достижений, тем самым повышая его самооценку.
Научный консультант выстраивает работу над исследованием таким образом, что школьник успешно находит ответ, и соответственно такой позитивный опыт делает его уверенным в своих собственных возможностях. Позитивный опыт повышает интерес и к предмету, и к процессу познания, так как школьник получает мотивацию на получение новых знаний [2].
Выступление на конференции или конкурсе научных работ свидетельствует о том, что работа над научным проектом была завершена успешно, и школьник научился правильно структурировать приобретенные знания, оформлять результаты и логически выстраивать свое исследование.
Итак, специфика учебно-исследовательской деятельности в школе заключается в правильном формировании представлений о научной работе, поскольку для этого необходимо привлекать научных консультантов из высшей школы. Формирование познавательной самостоятельности происходит благодаря тому, что школьник
208
ISSN 1997-2911. № 7 (61) 2016. Ч. 2
свободен в выборе интересующей его темы. Следует отметить, что учебно-исследовательская деятельность способствует развитию целеустремленности, трудолюбия, силы воли, самостоятельности мышления и научного мировоззрения. Школьник получает удовольствие от собственного творчества, поскольку результаты его научного исследования помогают ему почувствовать значимость в научном мире с помощью публичных выступлений.
Список литературы
1. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 309-312.
2. Малетина О. А. Учебно-исследовательская деятельность как средство развития учеников средней школы // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы: материалы четвертой Междунар. заоч. науч.-метод. конф. (30 апреля 2014 г.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. С. 157-161.
3. Федеральные государственные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: М1р://минобрнауки.рф/ документы/543 (дата обращения: 13.04.2016).
SPECIFICITY OF TEACHING EDUCATIONAL-RESEARCH ACTIVITY AT SCHOOL
Maletina Oksana Andreevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Volgograd State University okmaletina@yandex. ru
Tsybaneva Valentina Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy Volgograd State Academy of Postgraduate Education [email protected]
The article deals with the specificity of teaching educational-research activity as the main task of the modern system of education is the creation of individual educational trajectories through the involvement of pupils in educational-research and project activities in the classroom and in extracurricular environment. The purpose of the paper is to analyze the main problems faced by school teachers, pupils and scientific consultants in research process, describe the steps, objectives and tasks of educational-research work.
Key words and phrases: educational-research activity; project activity; motivation; federal state educational standard; scientific society; gifted schoolchildren; research activity.
УДК 378.147.88
В статье описывается технология тайм-менеджмента в контексте иноязычного обучения студентов бакалавриата инженерно-технического профиля. Автор преломляет основные аспекты названной бизнес-технологии к организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе. Предложена поэтапная структура реализации описываемой технологии в учебном процессе, дана характеристика каждого этапа, приведены методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, показаны преимущества применения технологии тайм-менеджмента в обучении иностранному языку будущих бакалавров неязыковых направлений подготовки.
Ключевые слова и фразы: технология обучения; бакалавриат; неязыковой вуз; обучение иностранному языку; инженерно-технический профиль; тайм-менеджмент; самостоятельная работа студентов.
Малькина Анна Павловна, к. пед. н.
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева anna. malkina@mail. ru
ТЕХНОЛОГИЯ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Владение иностранным языком высококвалифицированными специалистами инженерно-технического профиля на бытовом уровне и в сфере профессиональной деятельности в современном российском обществе давно стало нормой. Иноязычная коммуникация, осуществляемая в рамках международных деловых контактов, в последнее время имеет тенденцию к сокращению или полному отказу от услуг переводчика. Специалисты инженерно-технического профиля, разбирающиеся во всех тонкостях и нюансах профессии и владеющие достаточными знаниями иностранного языка, стремятся контактировать с деловыми партнерами напрямую.
В этой связи основной целью обучения студентов бакалавриата иностранному языку в сфере инженерии становится овладение ими целым комплексом компетенций, которые позволяют успешно осуществлять как устную, так и письменную коммуникацию на иностранном языке в профессиональной сфере деятельности. При этом приоритетными задачами нам видятся формирование иноязычной коммуникативной компетенции,