ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
М. М. Борисова, З. Б. Губжоков
Специфика обучения основным элементам базовой техники каратэ-до в системе дополнительного образования дошкольников
Борисова Марина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии К ' J образования ГБОУ ВПО МГПУ (Москва, Россия)
5 Губжоков Заур Борисович - педагог дополнительного образования ГБОУ детского сада №374 ВОУО г. Москвы, инструктор групповых и персональных тренировок по каратэ-до фитнес-клуба «Марина-клаб» (Москва, Россия)
В статье раскрывается одна из современных технологий системы дополнительного образования дошкольников каратэ-до, даются краткие сведения из истории его возникновения, стили каратэ, характеристика этапов присвоения ученических и мастерских степеней. Рассматривается влияние занятий каратэ-до для физического развития дошкольников. Дается описание структуры занятий с элементами каратэ-до, процесса обучения детей дошкольного возраста основным элементам базовой техники каратэ-до, изложены правила этикета додзе, выделены противопоказания к занятиям каратэ-до.
Ключевые слова: фитнес-технологии, система дополнительного образования, каратэ.
Learning the basic elements of karate in the frame of additional education for preschoolers
Borisova Marina,
PhD in Pedagogy, Assistant Professor of Department of Preschool Pedagogy of Institute of Pedagogy and Psychology of Education of Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia) Gubzhokov Zaur,
pedagogue of additional education of preschool establishment #374 (Moscow, Russia)
The article reveals one of the modern additional education facets in physical education of preschool children aimed at acquisition of physical skills in karate. History of karate, styles of karate, description of the stages of child assignments and workshops degrees are described. The influence of karate on the physical development of preschool children is delineated. Description of the structure of classes with elements of karate for preschool children is given; the basic elements of the karate techniques are described; contraindications to karate lessons are identified.
Keywords: fitness technology, the system of additional education, karate.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Одной из технологий, применяемых в системе дополнительного образования, является обучение детей основным элементам базовой техники каратэ-до.
Слово «каратэ» в переводе с японского означает «пустая рука». Такое написание и расшифровку иероглифов ввел Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.) (основатель каратэ-до и его классического стиля Шотокан), избрав его из нескольких существовавших вариантов. Добавление суффикса «до» (дорога, путь, маршрут) в конце слова каратэ означает, что это искусство является не только боевой системой, но и содержит в себе духовные элементы. В этом контексте суффикс «до» обычно переводится как «путь».
Каратэ возникло в XVI веке на острове Окинава (находится в архипелаге Рюккю, включающем более 60 островов, в 500 км от Кюсю, самого южного из больших Японских островов) из традиционного китайского кэмпо (рукопашного боя). Каратэ создали японские крестьяне в качестве системы самозащиты, чтобы противостоять вооруженным самураям. В конце XIX века каратэ появилось в Японии, откуда распространилось по всему миру. В нашей стране каратэ занимались давно, но «выходить из тени» оно стало в начале 1970-х годов.
Каратэ - японское боевое искусство (от японского каратэ-до: «путь пустой руки»), которое представляет собой комбинированное сочетание приемов с ударами руками и ногами.
Современное каратэ насчитывает множество стилей, таких как Серин-рю, Исшин-рю, Годзю-рю, Уэши-рю, Шотокан, Вадо-рю, Сито-рю, Киокушинкай, Ашихара и др.
Успешное освоение приемов каратэ и продвижение вперед отмечается степенью. В карате выделяют ученические степени - «кю» и мастерские степени - «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться . Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана - возрастает. Начинающий должен пройти первые девять классов, и только после этого он имеет право держать экзамен на получение первой степени мастерства. Классы присваиваются преподавателем (тренером), тогда как экзамен на первую степень мастерства каратист держит перед жюри, члены которого имеют черные пояса.
Ученические степени (классы):
• 9 кю (кю-кю) - полтора месяца обучения;
• 8 кю (хачи-кю) - полтора месяца после получения степени кю-кю;
• 7 кю (сичи-кю) - полтора месяца после получения хачи-кю;
• 6 кю (рок-кю) - два-три месяца после получения сичи-кю;
• 5 кю (го-кю) - три месяца после получения степени рок-кю;
• 4 кю (ен-кю) - семь месяцев после получения степени го-кю;
• 3 кю (сан-кю) - семь месяцев после получения степени ен-кю;
• 2 кю (ни-кю) - семь месяцев после получения степени сан-кю;
• 1 кю (ик-кю) - два-три месяца после получения степени ни-кю.
Каратист, получивший ученическую степень ик-кю, после соответствующей подготовки имеет право на экзаменацию на получение степени мастерства - шо-дан (1 дан).
Степени мастерства:
• 1 дан (шо-дан) - черный пояс. Три-шесть лет занятий.
• 2 дан (ни-дан) - черный пояс. Четыре-во-семь лет занятий.
• 3 дан (сан-дан) - черный пояс. Семь-че-тырнадцать лет занятий.
• 4 дан (е-дан) - черный пояс. Десять-две-надцать лет занятий.
• 5 дан (го-дан) - черный или красный пояс. Присуждается за особые заслуги.
• 6 дан (рокку-дан) - черный или красный пояс. Присуждается за особые заслуги.
• 7 дан (шихи-дан) - черный или красный пояс. Присуждается за особые заслуги.
• 8 дан (хачи-дан) - черный или красный пояс. Присуждается за особые заслуги.
• 9 дан (кю-дан) - красный пояс. Присуждается за особые, выдающиеся заслуги.
• 10 дан (дзю-дан) - красный пояс. Присваивается за особые, выдающиеся заслуги.
Внешним атрибутом той или иной степени является пояс - оби. Кроме его прямого назначения - удерживать ги (рубаху) запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более темный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим - черный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, черные - мастерским.
Каратэ для детей, прежде всего, является отличной системой психофизической подготовки. Занятия каратэ способствуют укреплению здоровья занимающихся, повышению
ш
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ
уровня сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, всестороннему развитию двигательных качеств (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация движений).
Занятия каратэ под руководством квалифицированного педагога (тренера, инструктора) стимулируют умственное развитие - учат сосредоточивать внимание, развивают память, уводят от стереотипного мышления, развивают как логическое, так и образное мышление, и т.д. Они укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Каратэ помогает выработать в ребенке такие качества, как целеустремленность и трудолюбие. Групповые занятия способствуют развитию коммуникативных качеств. Осваивая каратэ, ребенок становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Обучение детей связано с нравственным воспитанием, развитием их морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, честности, справедливости.
Считается, что ребенок готов заниматься в группе каратэ с 5-летнего возраста. Детям, не достигшим 5 лет и имеющим желание учиться каратэ, все же лучше посещать индивидуальные занятия.
Для детей рекомендуется бесконтактный вариант каратэ. При таком методе все приемы изучаются, но удары не наносятся. Просто они предельно точно рассчитаны - до нескольких миллиметров, чтобы сложилось впечатление контакта. На состязаниях, в первую очередь, оценивается красота движений, а не победа над соперником.
Занятия по каратэ состоит из основных блоков:
• разминка;
• растяжка;
• изучение основных стоек;
• изучение техник ударов руками и ногами;
• техника блоков;
• освоение техник перемещений с ударами и блоками в различных стойках.
На занятиях каратэ педагог (инструктор, тренер) не только показывает, но и описывает словами каждое движение. При этом используя понятный ребенку образ. Преподавание каратэ для детей частично ведется на японском языке.
Основным методом изучения техники каратэ и формирования необходимых двигательных навыков является кихон (ки - энергия,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
хон - основа). Кихон представляет собой простые последовательности техники для отработки.
Изучение техники каратэ с дошкольниками начинают с простого, а именно с отдельных элементов каратэ. Для того чтобы научить детей кихонам, кумитэ, им дается базовая техника правильного выполнения стоек (хайсо-ку-дачи, фудо-дачи, мусуби-дачи, хейко-дачи, киба-дачи, дзенкуцу-дачи, кокутцу-дачи).
Одновременно с изучением стоек детей обучают простейшим защитным блокам (агэ-уке, гэдан-барай, сото-уке, учи-уке, шуто-уке) и ударным техникам руками (цуки, маваши-цуки, шито-цуки, татэ-цуки, шуто), техникам ударов ногами (мае-гери, маваши-гери, йоко-гери, уширо-гери), которые изначально выполняются в медленном темпе. Очень важна при изучении элементов каратэ в движении постановка дыхания.
Кумитэ - это спортивное единоборство по правилам, проводимое под строгим контролем сенсея (учитель). Вся опасная для участников поединка техника к применению запрещена (нанесение ударов в пах, в колено, в горло, в затылок).
Одним из самых важных моментов изучения каратэ с детьми дошкольного возраста является подвижная игра. Игры создают атмосферу радости и делают занятия более эффективными. Подвижные игры расширяют общий кругозор и стимулируют позитивное отношение старшего дошкольника к занятиям каратэ.
Изучение базовой техники самозащиты сочетается с общей физической подготовкой. На занятиях по каратэ-до технико-тактические элементы единоборства подбираются дифференцированно с учетом возраста.
Необходимо ознакомление детей с этикетом додзе (додзе - помещение, место, в котором проводятся занятия каратэ), что развивает у дошкольника бережное отношение к предметам, которые используются на занятии, способствует появлению культуры, уважительного отношения к сверстнику, педагогу, учителю (сенсею).
Как нужно вести себя в зале (додзе)?
В зал входят в сменной обуви, которую снимают и ставят в ряд вдоль края татами.
При входе и выходе из зала совершают ритуальный поклон, затем персональный поклон сенсею и старшим ученикам (если вы пришли позже, и они уже находятся в зале).
Каратеги (костюм для занятий каратэ-до) надевают на голое тело. Также необходимо
снимать носки, тапочки и заниматься босиком, как это принято во всех додзе.
Ученики садятся в ряд напротив сенсея согласно полученным поясам - от старших к младшим. Занятие формально начато, когда все сидят лицом к сенсею.
На время занятий снимают часы, кольца, цепочки, серьги и другие украшения, которые могут нанести вред вам или вашему партнеру.
Во время разминок и тренировок исключаются разговоры. Команды сенсея, старших поясов или назначенного старшим ученика не подвергаются сомнению и выполняются беспрекословно. После индивидуального объяснения техники учителя благодарят поклоном и произносят «Ос».
Во время занятий запрещается есть или жевать что-либо.
Татами не покидается во время занятия без разрешения преподавателя. При необходимости покинуть татами ученик подходит к сенсею с поклоном, сообщает свою просьбу и после разрешения покинуть зал выходит.
При опоздании на занятие ученик быстро подходит к сенсею с поклоном и словами «Ос» приветствует его, затем садится последним в ряд, вне зависимости от цвета своего пояса и пояса сидящего последним ученика.
Ритуальный поклон при уходе с татами является выражением благодарности и означает прощание до следующего занятия.
Если вы не уверены в том, что делать в конкретной ситуации, спросите старшего ученика или просто следуйте его примеру.
В данном виде восточного единоборства много резких движений - это противопоказано при хронических заболеваниях сердечнососудистой системы, любых болезнях в стадии обострения, при любых формах сколиоза и хронических заболеваниях позвоночника. ■