Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительный аспект каратэ-до в гармоничном развитии и самореализации личности школьников'

Физкультурно-оздоровительный аспект каратэ-до в гармоничном развитии и самореализации личности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
308
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ачкасов В. В., Нарзулаев Сулейман Батырович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительный аспект каратэ-до в гармоничном развитии и самореализации личности школьников»

РАЗДЕЛ IX

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 31

В. В. Ачкасов, С. Б. Нарзулаев

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ КАРАТЭ-ДО В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Каратэ-до как система развития и самореализации личности, направленная на гармонизацию триады «ТЕЛО - РАЗУМ - ДУХ», появилось и сформировалось в конце 30-х гг. XX в., и представляет собой социокультурный феномен чисто японского происхождения [14; 3]. Оно включает в себя несколько основных аспектов: физкультурно-оздоровительный, спортивный и боевой (самозащита, рукопашный бой) [4; 19]. Практика карагэ-до как физкультурно-оздоровительной системы насчитывает к настоящему времени более 100 лет. Начало этому было положено в 1903-1905 гг. на Окинаве, где сэнсэй Ясуцунэ Итосу получил возможность открыто преподавать технику каратэ-до в учебных заведениях в качестве учебной дисциплины [2].

Оценивая характер системы обучения каратэ-до в различных странах мира, в том числе и в нашей стране, можно с уверенностью утверждать, что подавляющее число клубов и секций придерживаются физкультурно-оздоровительного аспекта, что делает каратэ-до доступным для любого возраста и иола без существенных ограничений [4; 6].

Принципы, которыми сегодня должны и руководствуются большинство секций и клубов, специализирующихся на преподавании каратэ-до, сформулировал ещё в далёком 1933 г. великий мастер Г. Фунакоси. По его мнению, иероглиф «кара» означает «пустотность» в значении «бескорыстность». «Пустота», таким образом, предлагалась с целью передать смысл внутренней «очищенности» или отсутствия эгоистических устремлений, для того, чтобы развивать в себе духовную проницательность [2; 16; 21]. Поскольку концепция «каратэ-до» предполагает совершенствование тела и разума, их чёткую координацию, то провозглашение приоритета физического развития никогда не должно использоваться в контексте каратэ-до, ибо «сутры нужно читать не только глазами, но и душой» [2; 14; 3; 21]. Смысл «до» заключается в том, чтобы перенести акцент внимания «внутрь» себя и на долгом Пути тренировок, медитаций и самопознания заново воссоздать себя, преодолев собственное несовершенство, в гармоничном единстве с окружающим миром [2; 14; 3; 8; 21].

Интенсивный тренинг тела, проводимый в каратэ-до, является важней-

шим фактором, формирующим в течение длительного времени характер с определёнными заданными параметрами, такими как собранность, целеустремлённость, твёрдость, обострённым вниманием к окружающему и т. д. Всё это, в конечном счёте, приводит к развитию и совершенствованию интуитивных начал у детей и подростков, занимающихся каратэ-до, что относится уже к сфере духовной. Самое главное, что даёт этот процесс - внутреннюю опору личности, делает человека самодостаточным в среде обитания, значительно уменьшая, зависимость от внешних факторов и привязанностей в лице кумиров, знаменитостей и пр., поскольку происходит смещение акцентов внимания с внешних объектов на внутренние, открывая обширное пространство для самосовершенствования.

Классическими составляющими тренинга практически во всех стилях каратэ-до считаются: КИХОН (или основная техника), КАТА (формальные упражнения), КУМИТЭ (спарринг в различных версиях), МЕДИТАЦИЯ и ФИЛОСОФИЯ каратэ-до [7; 15; 13; 20]. В каратэ-до нового времени эти элементы тренинга составляют неразрывное единство, и подразумевают' теснейшую взаимосвязь [6; 4; 1; 17]. Необходимо отметить, что МЕДИТАЦИЯ и ФИЛОСОФИЯ пронизывают три первых элемента тренинга в каратэ-до, и способствуют их более тесной взаимосвязи [11; 7; 19; 23].

Основной целью КИХОНА является отработка связей «разум - тело», когда сначала малопослушное тело со временем подчиняется разуму, а затем уже ставка делается на выработку устойчивого двигательного навыка, позволяющего выполнять любое действие автоматически, на уровне рефлекса. Достигается это при помощи отработки технических приёмов со многими условностями и формальностями [2; 4; 10; 18].

Основная цель КАТА - это совершенствование психологических характеристик, психический самоконтроль через реализацию достигнутого в КИ-ХОНЕ [2; 4; 10; 24].

Практика КУМИТЭ помогает укрепить ДУХ через реализацию техники, глубокое осознание важнейших моментов в КАТА во взаимодействии с соперником или противником [2; 4; 10; 22].

Система подготовки в каратэ-до — это чёткая взаимосвязь чисто технических (двигательных) аспектов системы тренинга «КИХОН - КАТА — КУМИТЭ» и сугубо индивидуальных, личностных характеристик «ТЕЛО — РАЗУМ-ДУХ».

Развитие, укрепление и совершенствование психических возможностей и достижение определённого психофизического состояния через развитие и совершенствование физических возможностей - главная задача тренинга в каратэ-до [12; 13; 9; 20; 17].

В процессе тренировок происходит значительное изменение качеств познавательной и эмоциональной сферы ребенка, связанное в первую очередь с развивающим влиянием каратэ-до на нервную систему детей и подростков. Так, по мере развития и созревания центральной нервной системы (ЦНС)

расширяются, и совершенствуются регулирующие функции высшего отдела нервной системы, все более проявляется регулирующее влияние коры большого мозга на многообразные соматические и вегетативные функции организма, совершенствуется процесс внутреннего торможения.

В начальных периодах тренировок и двигательных актах ведущую роль играет экстерорецепция. По мере автоматизации двигательных актов и навыков малоэффективные и недостаточно экономичные комплексы заменяются более рациональными связями, формированием более эффективных функциональных структур. Комплексная деятельность различных отделов коры большого мозга формирует программу того или иного произвольного движения. Пирамидная система посредством сегментарного аппарата приводит эту программу в действие. Далее произвольное движение становится стереотипным, превращается в автоматическое. Управление им переключается с пирамидной системы на экстрапирамиднуго. Требуется, однако, немалое время для выработки таких навыков, чтобы были устранены все ненужные, мало экономичные, случайные зафиксировавшиеся элементы сложного двигательного акта. Сложная координированная деятельность всех систем достигает определенного совершенства лишь на основе осознанных численных характеристик различных параметров двигательного акта, его амплитуды силы, направленности, быстроты и других показателей.

Регулярные занятия каратэ-до ведут к функциональному совершенствованию нервной системы, к положительным сдвигам в ее состоянии, совершенствованию нервной регуляции функций. Это связано с мощным потоком афферентных импульсов, изменениями во внутренней среде организма. У спортсменов создаются новые временные связи, вырабатываются автоматизмы, упрочиваются двигательные навыки, в связи с чем, нарастает тренированность, совершенствуются координации функций. Именно процессы усложнения нервной и гуморальной регуляции сказываются на деятельности различных систем в юношеском возрасте. По мере нарастания тренированности расширяются функциональные возможности организма, более координированными и точными становятся движения и действия спортсмена.

Совершенствование адаптационно-трофических влияний нервной системы способствует обеспечению более высокого уровня функционирования органов и систем, повышению функциональных возможностей организма в целом. С ростом тренированности спортсмена по мере формирования и закрепления соответствующих условно-рефлекторных связей устанавливаются, и закрепляются тесное взаимодействие структур, регулирующих двигательную и вегетативную деятельность, многочисленные связи между двигательным анализатором и многообразными вегетативными функциями организма. Высшие отделы ЦНС обеспечивают при необходимости мобилизацию и тонкую регуляцию вегетативных функций соответственно потребностям данного момента, используя для этого основные рефлекторные меха-

низмы регуляции вегетативных функций и в частности висцеромоторные рефлексы.

Реакции вегетативной нервной системы в детском и юношеском возрасте отличаются значительной лабильностью, неустойчивостью. По-видимому, как симпатический, так и парасимпатический отделы в этом возрасте имеют пониженный порог возбудимости. При проведении функциональных вегетативных проб у хорошо тренированных спортсменов меньше выражена лабильность сердечно-сосудистой системы и дыхания (например, при пробе Ашнера, клино стати ческой пробе и др.). Под влиянием систематических тренировочных занятий у юных спортсменов устанавливается некоторое преобладание парасимпатической иннервации, что проявляется поддержанием артериального давления (АД) на пониженном уровне, некотором уре-жении и усилении частоты сердечных сокращений (ЧСС), урежении и углублении дыхания. Усиление парасимпатических тенденций обеспечивает более экономную в энергетическом отношении деятельность органов и систем спортсмена.

Данные врачебно-педагогических наблюдений показывают, что под воздействием физических упражнений, регулярных тренировочных занятий происходят положительные сдвиги в деятельности центральной нервной системы. Увеличивается лабильность нервно-мышечного аппарата. В процессе систематических занятий спортом совершенствуется функциональная подвижность нервных процессов; это происходит дифференцированно, в зависимости от характера и особенностей мышечной нагрузки, двигательной активности. Комплексное использование в процессе тренировок упражнений с различным ритмом, временными параметрами, сменой характера двигательной активности ведут к совершенствованию замыкательной функции центральной нервной системы, В процессе систематических тренировок вырабатываются более тонкие механизмы согласованных функций анализаторных систем, обеспечивающих возможности тонкого анализа внешних воздействий, положения частей тела в пространстве и др. Совершенствование зрительного анализатора ведет к некоторому расширению полей зрения, улучшению координации движений глаз за счет большей согласованности действия глазодвигательного аппарата. Зрительные ощущения играют важную роль в пространственной ориентировке, они способствуют тонкому анализу движений.

У небольшой части спортсменов при первичном медицинском осмотре, а также при врачебном контроле в течение первого года в процессе тренировочных занятий обнаруживаются явления повышенной возбудимости нервной системы, неустойчивость ее вегетативного отдела за счет преобладания процессов возбуждения. Из-за легкой иррадиации возбудительного процесса рефлекторные реакции становятся генерализованными. При этом наряду с жалобами на головные боли, нарушение сна, ухудшение аппетита, раздражительность можно отметить значительное равномерное оживление

глубоких рефлексов, стойкий дермографизм, тремор век и пальцев рук, повышенную потливость, лабильность пульса и АД. В последующем при систематических тренировочных занятиях у большинства детей этой группы наблюдаются положительные изменения как в соматической, так н в вегетативной нервной системе. Исчезают жалобы, снижается общий фон глубоких рефлексов, значительно меньшей становится лабильность вегетативной нервной системы. Объективно устанавливается снижение реактивности нервной системы, нормализуются процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

В тоже время необходимо отметить, что при всей важности изучения технических аспектов, главным и определяющим в мастерстве является умение управлять своим психическим состоянием, мгновенно переходить к изменённому сознанию или «пустому» сознанию, характеризующемуся отсутствием беспорядочных мыслей, предвзятых оценок складывающейся ситуации, предварительного программирования дальнейших действий и т. д. и позволяющему разуму спонтанно и адекватно воспринимать и реагировать на внешние обстоятельства. Это и есть переход к качественно иному состоянию сознания, которое сопровождается «отключением» от цепи «ТЕЛО -РАЗУМ - ДУХ» аппарата логического анализа, что позволяет принимать правильные решения на уровне интуитивного прозрения, или «ДУХА» [12; 13; 9; 19].

Формирование определённого состояния сознания («У СИН» или «НЕ-УМ») достигается длительной практикой медитации, как неподвижно-созерцательного характера, так и активно-двигательного, причём в обоих случаях правильные методы дыхания играют определяющую роль, а соблюдение принципов «дух как луна» и «дух как вода» являются необходимым условием для достижения этой цели и особенно важны в поединке, как в одной из форм активной медитации [3; 2; 19; 23].

Не последнее место в формировании нужного состояния сознания занимает и правильная последовательность изучения техники, что позволяет в значительной степени «разгрузить» сознание, освободив его от проблем, что и как делать в той или иной ситуации, подразумевая при этом, что л юбой приём выполняется на уровне двигательного рефлекса, когда тело само, независимо от разума выполняет необходимые и наиболее рациональные действия.

Огромную роль в формировании гармоничной личности в системе тренинга каратэ-до играет ритуал как составная часть, формирующая определённое психофизическое состояние, которое качественно отличается от обыденного сознания. Особое значение имеет комплекс правил поведения в зале, где постигается «Путь»[3; 14; 19]. Это оказывает огромное значение на формирование самодисциплины и самостоятельности детей и подростков, занимающихся каратэ-до.

В каратэ-до существует абсолютное правило: «Каратэ начинается с по-

клона, и заканчивается поклоном» [3; 14; 19]. Этикет и ритуал занимают в каратэ-до значимое место, и роль их в качестве средства формирования специфических черт характера доказана временем.

Взаимосвязь между такими аспектами воинского искусства, как обретение разрушительной мощи, когда тело со временем превращается в грозное оружие для окружающих, и моралью - очевидна. Определённое, систематическое воспитание духа у детей и подростков, занимающихся каратэ-до, их характера призвано уравновесить разрушительные возможности, предоставляемые изучением техники и развитием физических способностей. Важнейшее значение в этом смысле имеет этикет и этика, жёстко регламентирующие правила поведения и общения, как в зале для занятий, так и в повседневной жизни.

Этикет является системой правил внешнего поведения, регулирующих взаимоотношения между учителем и учениками, учеников между собой, между старшими и младшими учениками и т. д., и в своей основе имеет принципы «пяти отношений» конфуцианского канона.

В этикет «ДОДЗЁ» входит и поведение спортсмена во время учебного боя со строгим соблюдением церемониальных поклонов, несмотря на боль, страх перед более сильным партнёром или, наоборот, гнев и раздражение [3; 14; 19; 21]. Умение чётко контролировать свои эмоции и тщательно скрывать их от посторонних глаз — великое искусство и путь самодисциплины и самопознания. Единственное, что можно и должно проявляться по отношению к партнёру - это уважение, выражающееся в достойном собственном поведении, в точном соответствии правилам этикета [3; 14; 5; 19; 21].

Поклоны означает внутреннюю готовность либо вступить в определённый режим работы с полной самоотдачей, либо искренняя благодарность месту и людям, помогающим продвигаться на пути самопостижения и самосовершенствования [3; 14: 19; 21].

Таким образом, занятия каратэ-до оказывают положительное влияние практически на все системы организма, но особенно на нервную систему. Улучшение функции нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей быстроте восприятия, переключении внимания, уравновешенности и сдержанности.

Именно перечисленные особенности тренинга каратэ-до делают его на сегодняшний день таким популярным во всём мире не только как боевого искусства, но и как способа гармоничного развития и самореализации.

Библиографический список

1. Аксёнов, Э. М. Каратэ: от белого пояса к чёрному. Традиционная техника и приёмы уличной самозащиты / Э. М. Аксёнов. - М.: Изд-во ACT, 2007. - 174 с.

2. Биджиев, С. В. Сётокан / С. В. Биджиев. - С.-Петербург, 1994. - 560 с.

3. Каштанов, Н. Каноны каратэ: формирование духовности средствами каратэ-до / Н. Каштанов. - М.: Изд-во Феникс, 2007. - 240 с.

4. Лапшин, С. Каратэ-до. Основная техника и методика преподавания / С. Лапшин. - СПб.: Сталкер, 1996. - 384 с.

5. Литвинов, С. Традиционное каратэ. Правила соревнований / С. Литвинов. -М.: Изд-во Советский спорт, 2003. - С. 38-39

6. Маряшин, Ю. Современное каратэ. Функциональная гимнастика / Ю. Мара-шин. - М.: Изд-во ACT, 2004. - 176 с.

7. Ояма, М, Классическое каратэ / М. Ояма, — М.: Изд-во Эксмо, 2006.-256 с.

8. Ояма, М. Путь каратэ кекусинкай / М. Ояма. - М.: Изд-во До-информ, 1992.-

С. 11-12

9. Ояма, М. Это каратэ / М. Ояма. - М.: Изд-во Фаир-пресс, 2005, - 320 с.

10. Пфлюгер, А. Каратэ. Основы тренировок и соревнований / А. Пфлюгер. -М.: Изд-во Феникс, 1999. - 96 с.

11. Рояма, X. Моя жизнь - каратэ. Книга 1-ая / X. Рояма. - СПб.: Изд-во Горо-дец. 2003. - С. 90

12. Рояма, X. Моя жизнь - каратэ. Книга 2-ая / X. Рояма, - СПб.: Изд-во Горо-дец, 2005.-208 с.

13. Такэнобу, Н. Каратэдо. Входные ворота / Н. Такэнобу. - М.: Изд-во Сэкай, 1994-218 с.

14. Урбан, П. Каратэ додзё. Традиции и сказания / П. Урбан. - М.: Изд-во ACT, 2007,- 159 с.

15. Хаберзетцер, Р. Каратэ-до. От азов до чёрного пояса. / Р. Хаберзетцер. - М.: Изд-во Модус, 1995, - Т, 1. - С. 28-29

16. Хассел, Р. Каратэ. Шаг за шагом / Р. Хассел. - М.: Изд-во ACT, 2003, - С, 201-202

17. Bruce D. Clayton Shotokan’s Secret: The Hidden Truth Behind Karate’s Fighting Origins. - USA: Black Belt Books, 1982. - 209 p.

18. Funakoshi G. Karate-Do Kyohan: The Master Text. - Otowa: Kodansha IntermationalLtd, 1973. - P. 219

19. Funakoshi G. Karate-do my way.-London, 1965. - 590 p.

20. Funakoshi G. Karate-Do Nyumon: The Master Introductory Text. - Otowa: Kodansha Intermational Ltd, 1988. - 128 p.

21. Funakoshi G. The Twenty Guiding Principles of Karate: The Spiritual Legacy of the Master. - Otowa: Kodansha Intermational Ltd, 2003. - 140 p.

22. Kanazawa H. Karate Fighting Techniques: The Complete Kumite. - Otowa: Kodansha Intermational Ltd, 2004. - P. 178-179

23. Nishiyama И-, Richard C. Brown. Karate: The Art of Empty - Hand Fiqhtinq. -Canada: Raincoast Books, 1990.-258 p.

24. Sugiyama S. 25 Shoto-KanKata, -USA: L Toguri Mercantile Co., 1984-P. 195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.