планшет или обычный компьютер, все больше и больше людей используют социальные сети в своей повседневной жизни. За последние несколько лет мало что оказало такое сильное психическое влияние, как социальные сети. Эти сайты, безусловно, являются шагом на пути к мировой глобализации [11].
Итак, психическое состояние имеет большое значение в жизни любого человека, особенно детей. Теперь мы лучше, чем когда-либо, понимаем, что значит быть психически стабильным человеком, и как этого добиться в образовательных учреждениях. Что более важно - понятно, что нужно делать для выявления любых психических расстройств, чтобы лечение можно было начать немедленно, а не отмахиваться от него как от неуместного [12].
Библиографический список
Результаты исследования могут быть применены преподавателями-психологами на факультативных, внеклассных занятиях.
Решать поставленные цели и задачи можно при помощи формирования психического состояния личности, основываясь на комплексно-тематическом принципе.
В трудных ситуациях не следует всегда искать идеальное решение проблемы. Надо находить действенное решение, которое может поменять ситуацию, поведение и мышление. Взгляд на вопрос психического состояния как на что-то положительное может оказаться необходимым: он может поменять мышление и помочь найти решение [13].
1. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва: Политиздат, 2001.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: 2003.
3. Каракотова С.А. Современные информационные технологии в образовательной деятельности. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ, 2018: 133 - 137.
4. Каракотова С.А., Алиева А.М. Цели и основные задачи модернизации образования. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ, 2017: 106 - 110.
5. Каракотова С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе. Инновационные процессы в системе образования: теория и практика: сборник трудов конференции. Карачаевск: Издательство КЧГУ 2019: 69 - 74.
6. Койчуева Л.М., Акбашева РС., Аджиева А.И. Социально-психологическое и конфликтное поведение молодежи в обществе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Научно-теоретический журнал. Санкт-Петербург: НГУ имени П.Ф. Лесгафта. 2021; № 12 (202): 500 - 502.
7. Койчуева Л.М., Шаугенова Д.Х. Психологические методы в социальной работе. Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Нальчик: Кабардино-Балкарский университет, 2019: 348 - 353.
8. Лепшокова Е.А., Кипкеева З.К. Основная проблема политики с точки зрения Никколо Макиавелли. Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2021: 95 - 98.
9. Лепшокова Е.А., Кипкеева З.К. Проблема нынешней политической идеологии, ее содержание. Актуальные проблемы и приоритетные направления развития аграрной экономической системы: аспекты, механизмы, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2021: 98 - 101.
10. Лепшокова Е.А., Карасова С.Я. Использование учебной игры на уроках иностранного языка. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197): 195 - 198.
11. Лепшокова Е.А Соматические идиомы как основа идиоматической речи. Национальная ассоциация ученых. 2020; № 58-2 (58): 36 - 37.
12. Лепшокова Е.А Экономические оценки «человеческого капитала». Основные тенденции развития экономики и управления в современной России: материалы IX Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. 2020: 72 - 75.
13. Тоторкулова К.А. Роль образования в социуме. Традиции и инновации в системе образования: международный сборник научных статей. Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева, 2019; Выпуск XVII: 228 - 231.
References
1. Bozhovich M.I. Izuchenie motivaciipovedeniya detejipodrostkov. Moskva: Politizdat, 2001.
2. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: 2003.
3. Karakotova S.A. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovatel'noj deyatel'nosti. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i prakíika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2018: 133 - 137.
4. Karakotova S.A., Alieva A.M. Celi i osnovnye zadachi modernizacii obrazovaniya. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i prakíika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2017: 106 - 110.
5. Karakotova S.A. Innovacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Innovacionnye processy v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik trudov konferencii. Karachaevsk: Izdatel'stvo KChGU, 2019: 69 - 74.
6. Kojchueva L.M., Akbasheva R.S., Adzhieva A.I. Social'no-psihologicheskoe i konfliktnoe povedenie molodezhi v obschestve. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. Sankt-Peterburg: NGU imeni P.F. Lesgafta. 2021; № 12 (202): 500 - 502.
7. Kojchueva L.M., Shaugenova D.H. Psihologicheskie metody v social'noj rabote. Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodologii social'noj raboty: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nal'chik: Kabardino-Balkarskij universitet, 2019: 348 - 353.
8. Lepshokova E.A., Kipkeeva Z.K. Osnovnaya problema politiki s tochki zreniya Nikkolo Makiavelli. Aktual'nye problemy iprioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoj 'ekonomicheskoj sistemy: aspekty, mehanizmy, perspektivy materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala, 2021: 95 - 98.
9. Lepshokova E.A., Kipkeeva Z.K. Problema nyneshnej politicheskoj ideologii, ee soderzhanie. Aktual'nye problemy i prioritetnye napravleniya razvitiya agrarnoj 'ekonomicheskoj sistemy: aspekty, mehanizmy perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Mahachkala, 2021: 98 - 101.
10. Lepshokova E.A., Karasova S.Ya. Ispol'zovanie uchebnoj igry na urokah inostrannogo yazyk . Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. № 7 (197): 195 - 198.
11. Lepshokova E.A Somaticheskie idiomy kak osnova idiomaticheskoj rechi. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2020; № 58-2 (58): 36 - 37.
12. Lepshokova E.A 'Ekonomicheskie ocenki «chelovecheskogo kapitala». Osnovnye tendencii razvitiya 'ekonomiki i upravleniya v sovremennoj Rossii: materialy IX Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh. 2020: 72 - 75.
13. Totorkulova K.A. Rol' obrazovaniya v sociume. Tradicii i innovacii v sisteme obrazovaniya: mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Karachaevsk: Izdatel'stvo Karachaevo-Cherkesskogo gosudarstvennogo universiteta im. U.D. Alieva, 2019; Vypusk XVII: 228 - 231.
Статья поступила в редакцию 31.05.22
УДК 372.878
Li Hao, senior lecturer, Heihe Institute (Heihe, Heilongjiang, China), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF TEACHING TO PLAY THE FLUTE IN CHINA. The flute is one of the most difficult musical instruments for beginners. The reason for this phenomenon is the combination of the design features of the instrument, the specifics of the setting of the game apparatus, as well as the physical and mental development of younger schoolchildren. The latter circumstance is especially important, because different age groups have different abilities to perceive the information received, and different methods of teaching should be used for different perception abilities. A well-known Chinese proverb says: "Know yourself and know your enemy, and you will not be in danger in a hundred battles." Using this principle, it is possible to increase the effectiveness of learning, and students can gain more knowledge and practical skills from learning. In this article, students of the initial stage of learning to play the flute will be selected as the main object of research. In the study, the author focuses on his own long-term pedagogical practice, during which methods and forms of teaching were developed training, which most adequately allow achieving the goals of the initial stage of mastering the game on the flute.
Key words: junior schoolchildren, learning to play the flute, individual approach, game forms of classes.
ЛиХао, доц., Хэйхэский институт, г. Хэйхэ, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФЛЕЙТЕ В КИТАЕ
Флейта является одним из самых сложных музыкальных инструментов для начинающих. Причиной такого явления является совокупность конструктивных особенностей инструмента, специфики постановки игрового аппарата, а также физическое и психическое развитие младших школьников. Последнее обстоятельство особенно важно, т. к. разные возрастные группы имеют отличительные способности к восприятию получаемой информации. Для многообразных способностей к восприятию следует использовать соответствующие методы обучения. Известная китайская пословица гласит: «Познай себя и познай своего врага, и тебе не грозит опасность в сотне боев». Используя этот принцип, можно повысить эффективность обучения. В результате учащиеся получат возможности приобрести больше знаний и практических навыков в музыкально-образовательном процессе. В этой статье в качестве основного объекта исследования выбраны учащиеся начальной ступени обучения игре на флейте. В исследовании автор делает акцент на собственную многолетнюю педагогическую практику, в ходе которой были выработаны методы и формы обучения, позволяющие добиться целей начального этапа освоения игры на флейте в корреляции с индивидуально-творческой природой подопечных.
Ключевые слова: младшие школьники, обучение игре на флейте, индивидуальный подход, игровые формы занятий.
Исследование осуществлено на базе Фундаментального научного проекта Департамента образования провинции Хэйлунцзян «Исследование цифровой безопасности защиты орочонского традиционного песенно-повествовательного искусства на фоне информатизации». Номер проекта: 2020-KYYWF-0866
Музыкальное развитие детей представляет перспективное направление в области их общего образования, так как объединяет интеллектуальное и эмоционально-чувственное становление подрастающего поколения. Не последнее место в этом процессе занимает освоение искусства игры на флейте. Неслучайно в школах многих стран, включая Австрию, Венгрию, Германию, Швейцарию, Нидерланды и др., она стала обязательным инструментом. Изящество и сказочная проникновенность, пасторальность и «напористость», звуковая полетность, «невесомость» и глубокий драматизм этого инструмента «приковывают» сердца многих «маленьких» слушателей, делая его популярным и любимым в детской образовательной среде Китая. Вместе с тем в классах флейты осмысление специфики обучения, особенно на начальном этапе, испытывает целый ряд трудностей в физиологическом, психологическом, художественно-творческом и социально-культурном контексте. Требуется разработка специализированных технологических подходов, обеспечивающих успешность обучения флейтистов на начальном этапе. Поэтому сегодня становится актуальным поиск образовательной модели, принципов, форм и методов обучения игре на флейте в рамках начального этапа с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подопечных, включая специфику освоения инструмента.
Объект исследования: художественно-педагогический процесс в классе флейты детских музыкально-образовательных учреждений.
Предмет исследования: специфика начального этапа обучения в классе флейты детских музыкально-образовательных учреждений.
Цель исследования: методическое обоснование процесса обучения на начальном этапе в классе флейты детских музыкально-образовательных учреждений.
В последние годы непрерывная реформа в области культуры и искусства в Китае заставила все больше родителей осознать, что выбор подходящего музыкального инструмента для обучения детей имеет большое значение для их будущего. Будучи одним их самых распространенных среди западных оркестровых инструментов, флейта обладает широким диапазоном, «свежим» и «прозрачным» тембром, который нравится многим меломанам. Согласно проведенному опросу [1, с. 8], количество людей, выбравших флейту в качестве музыкального инструмента для изучения игры на нем, также значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. В этой статье объединены опыт преподавания автора и примеры для анализа методов обучения, подходящих для игры на флейте на начальной стадии.
Как традиционный западный духовой инструмент, флейта появилась в Китае относительно поздно. В течение долгого времени она не была широко распространена в Поднебесной. Однако с постоянным углублением иностранных обменов флейта в последние годы достигла быстрого прогресса в КНР Многие родители и дети выбирают флейту из-за ее благородного звучания и культивируют ее как хобби для своих детей.
С увеличением числа людей, которые любят музыку и изучают флейту, в Китае наблюдается бурное развитие соответствующего исполнительского жанра. Но бесспорно, что многие преподаватели флейты также испытывают большие трудности, напряжение при увеличении количества учеников. Справляясь с дискомфортом, вызванным всплеском числа учеников, на начальном этапе обучения необходимо поддерживать профессионализм преподавателей. В то же время следует учитывать фактор интересов каждого, отдельно взятого начинающего исполнителя, находящегося еще в «зачаточном» состоянии, что является основной проблемой в обучении. Известно, что профессионализм педагога, его требовательность, настойчивость и заинтересованность, увлеченность обучающихся часто представляют антагонизм, противоречие. Выработка оптимальной методики обучения игре на флейте с учетом возраста и психологических особенностей стала одной из главных задач современной музыкальной педагогики Китая. В этой связи отметим следующее. Во-первых, обучение игре должно носить индивидуальный характер и учитывать целый комплекс различных аспектов - от физической подготовки, возраста ученика, имеющихся навыков игре на флейте до способности к художественной интерпретации. Во-вторых, в дополнение к совершенствованию игры на флейте также необходимо общемузыкальное
развитие. Для российского музыкального образования это давно стало нормой и прописной истиной, а в Китае такая система находится на начальном этапе формирования и в большей степени развита в области исполнительства и педагогики на фортепиано. Духовые же инструменты, в частности флейта, в этом плане пока еще сильно отстают
Из приведенного выше анализа видно, что ключ к обучению игре на флейте на начальном, вводном этапе представляет применение обоснованных, адекватных методов обучения и «гибкой», учитывающей индивидуальные особенности системы обучения. Согласно последним исследованиям китайских музыковедов [2; 3; 4], категория детей 10-12 лет является «золотым периодом» для обучения игре на флейте. На этом этапе постепенно «созревает» организм ребенка, у него складывается определенное понимание музыки, то есть на этом этапе начинает формироваться профессиональный интерес. Поскольку интерес является ключом к обучению всему, освоение искусства игры на флейте также необходимо сочетать с интересами детей, чтобы эффективно передавать знания. Здесь метод, используемый автором, заключается в том, чтобы добавить к обучению больше оценочного содержания, чтобы «прослушивание» и «практика» сочетались друг с другом. Такой подход позволяет не только развивать сугубо профессиональные навыки игры, но и музыкальный слух. Например, на первом уроке автор часто играет для учащихся некоторые знакомые мелодии, знакомит их с каждой разновидностями флейт (в т. ч. китайских этнических), широким тембровым спектром. В прослушивании симфонической музыки на первом уроке мы акцентируем внимание на вступлении, когда появляется флейта. Большое значение для младших школьников имеют формы подачи учебного материала. В этой связи, исходя из нашей практики, считаем, что наиболее эффективным методом проведения занятий является игровой, во время которого ученики подражают игре учителя. «Подражание - лучший учитель» [5, с. 25] - эта истина проповедуется на протяжении тысячелетий и остается неизменной. В профессиональном обучении в Китае подражание часто отвергается многими учителями и даже некоторыми известными профессорами консерваторий, добившимися успехов в профессиональной области. Многие из них считают, что подражание слишком неуклюже в обучении, и для учащихся на начальном этапе обучения необходимо терпеливо объяснять, так как «высококлассные научные методы могут быть просто напрасными, а самые глупые, в т. ч. и метод подражания, часто могут привести к чудесным результатам» [5, с. 22; 6, с. 51]. У новичков, которые плохо играют на флейте, способности усваивать профессиональные знания объективно не позволяют воспринимать сложную для них информацию вербальным способом. Поэтому наиболее эффективным нам представляется педагогический показ - демонстрация собственной игры на флейте, что зачастую оказывается доступнее, чем приведение словесных аналогов и примеров. К тому же после добавления соответствующего объяснения после такого показа учащиеся смогут понять суть исполнительского приема, затем надежно закрепить полученные знания в русле собственной исполнительской практики. Неслучайно О.А. Блок подчеркивал: «Педагог во многом - источник формирования интереса исполнителя. Знания учителя, его педагогический опыт, мастерство влияют на формирование определенного интереса. Учитель, безболезненно указывая на некоторые точки незнания ученика, имеет возможность привести подопечного к конкретному знанию, «спровоцировать» его мотивационную активность» [7, с. 14]. Большое значение для начального этапа обучения игре на флейте имеет внимание. В Китае, как правило, начинают обучаться этому искусству подростки возраста 10-12 лет, которые могут концентрироваться на освоении материала в течение продолжительного времени. Однако в последние годы в стране наметилась тенденция в обучении игре на флейте детей младшего школьного возраста, которые, как правило, менее сосредоточены, в связи с чем нередко возникает феномен «блуждания ума» в процессе обучения [8, с. 13]. Как управлять вниманием младшей возрастной группы? Решение этого вопроса требует от нас выбора подходящих методов обучения в классе флейты, чтобы привлечь внимание учащихся. Автор предлагает управлять атмосферой класса в непринужденной и гармоничной обстановке, что требует тщательного проектирования содержания обучения, включающего следующие параметры:
- знание индивидуальных особенностей психологии ученика;
- решение возникающих проблем обучения в доброжелательном общении;
- взаимодействие с родителями;
- сочетание усвоения нового материала с повторением успешно изученного, что придает ученику уверенность в собственных силах;
- автор сам пишет для детей живую и веселую музыку, подходящую для учащихся этой возрастной группы и тесно связанную с их жизнью.
Теперь обсудим основные принципы игры на флейте, которые осваивают младшие школьники в Китае с использованием методов и форм, описанных нами выше. Флейта обладает широким диапазоном, мягким и тихим звучанием, предполагает наличие разнообразной техники (моторика, кантилена, декламация). На ней можно играть как яркие и веселые, так и меланхоличные мелодии. Однако для юного флейтиста чрезвычайно важно освоить основные способы игры на инструменте. Чтобы звук был красивым, необходима правильная форма рта, соразмерное музыкальному материалу дыхание и наполненное вибрато.
Итак, хороший тон тесно связан с дыханием. Во-первых, с первых уроков игры на флейте необходимо освоить правильный метод дыхания, который способен сделать звук полным, фразу законченной, амплитуду - вибрато контролируемой, расширить динамический контраст, что играет важную роль в процессе музыкального исполнения.
Правильным методом дыхания с учетом физического развития младших школьников должно быть грудное и брюшное дыхание, что позволяет контролировать работу мышц живота. Учет этого представляет наиболее идеальный способ дыхания у детей. Если не приучить ребёнка в младшем школьном возрасте к подобному способу, то в дальнейшем флейтист столкнется с серьезными техническими проблемами. В нашей педагогической практике мы используем два способа для освоения правильного дыхания, и все они связаны с тактильным контактом педагога и ребенка. В свете последних мировых тенденций такие способы могут вызвать критику, но в Китае они используются повсеместно.
Первый способ. Ученику необходимо согнуть тело на 90 градусов вперед, положить руки на талию и медленно вдохнуть. Живот в это время должен выдвигаться наружу, чтобы легкие были наполнены воздухом. Целесообразно проводить такие упражнения в начале урока, до процесса исполнения.
Второй способ. Ученику необходимо встать прямо, расставив ноги не более чем на ширину плеч, и расслабить мышцы. Вначале нужно вдохнуть воздух животом, а затем грудью, когда живот будет наполнен, чтобы можно было достичь максимальной глубины вдоха. После того, как легкие наполнятся, мышцы живота ученика следует контролировать педагогу рукой для того, чтобы они равномерно сокращались и воздух выдувался концентрированно.
Основной формой рта для игры на флейте должна быть улыбка, когда две губы равномерно соприкасаются с зубами и аналогично прижимаются друг к другу вверху и внизу. Края губ не должны быть слишком сжаты. Учитель обязан обращать внимание на то, чтобы середины губ (вентиляционные отверстия) были прижаты друг к другу с обеих сторон. Целесообразно применять способ постановки губ через игровые формы, например, посредством «игры в обезьянку», когда учитель показывает правильную форму губ (что внешне напоминает «улыбку» обезьяны), а ученик повторяет. Правильный способ держания флейты в руках должен заключаться в том, чтобы была возможность полностью, ровно закрывать отверстия флейты, а воздушный поток ощущался как дующая подача под углом 90 градусов, чтобы сделать звук качественным. В столь важный для начального периода обучения игре на флейте момент педагог должен усиленно контролировать, чтобы ученик держал голову ровно и не делал ей ненужных, лишних движений. Когда губы ученика прижаты друг к другу, нижнюю - следует выдвинуть немного наружу, закрывая лишь 1/2 отверстия. При игре дыхательное отверстие посередине губ должно быть «оливковидным» (в своей практике работы с учеником мы используем игру «мыльные пузыри», в которой губы естественным путем принимают правильное положение), длиной около 5-6 мм и не превышать длину дыхательного отверстия. Во время игры низких звуков отверстие губ может быть немного больше, поскольку для басовой фактуры требуется больший поток воздуха. При воспроизведении высоких нот дыхание не должно
Библиографический список
быть слишком громким, учитель обязан четко это контролировать: у ученика необходимо создать ощущение, что дыхание собирается в одной точке. Освоению этого приема помогает игра «дуть на горячее молоко в чашке». Во время игры на флейте верхняя губа должна выходить за пределы нижней губы, но не заходить слишком далеко вперед и назад, что напрямую изменит направление и угол воздушного потока. В своей классной работе мы уделяем особое внимание началу исполнения, в процессе которого не следует нажимать сильно на губы и давать воздушному потоку беспрепятственно выходить. В это время вся губная мышца находится в сжатом состоянии. Она должна немного выпячиваться вперед, чтобы поток воздуха мог концентрировано вдуваться в отверстие флейты. Когда вышеупомянутые приемы освоены (как правило, на это уходит первый учебный год), целесообразно переходить к освоению учеником приема вибрато, которое очень важно для освоения игры на флейте, т. к. используется для выражения эмоций и коннотации. В качестве педагогического приема мы приводим ученику пример пения песни, включаем записи, на которых одно и то же произведение поет певец с красивым вибрато, другой - поет без вибрато, отсутствие которого не позволяет выразить мысли и эмоции. То же самое справедливо и в исполнении инструментальной музыки. Существует много видов вибрато, один из которых состоит в том, что его частота очень высока, но амплитуда очень мала. Такое вибрато мало контролируемое, часто неоправданное, звучит механистично, без художественно-образной наполненности. Во-вторых, слишком большая амплитуда почти в полутон, звучит неприятно. В данном случае считаем наиболее целесообразным осваивать игру вибрато совместно учителем и учеником в процессе подключения последнего к активному слушанию звучания как собственной игры, так и исполнения педагога. Выстроенная подобным образом работа с начинающими флейтистами позволяет получить максимальное количество знаний и умений в доступной для них форме, что закладывает прочную основу профессионального развития в будущем. В этой связи хотим отметить следующее: многие преподаватели выбирают специальные этюды для обучения на начальном этапе обучения, еще до того, как юные флейтисты полностью осваивают постановку игрового аппарата. Такой экспансивный метод обучения в ущерб осмыслению музыкальных основ и музыкальной грамоты исключительно вреден для развития учащихся. Таким образом, в обучении игре на флейте для начинающих педагогам необходимо ставить на первое место постепенность, системность и привитие интереса к обучению. Что касается профессиональной подготовки, необходимо сделать все, что в наших силах, и сформулировать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами ученика, его способностями, а также условиями обучения. В такой учебный план автор статьи включает и собственные композиции, специально написанные для конкретного ученика с учетом педагогических задач и индивидуальных особенностей развития школьника.
Скажем несколько слов о самостоятельных занятиях начинающих флейтистов. В Китае общепринятой практикой является отказ от такой работы на данном этапе обучения, так как новички недавно приняли флейту как предмет и не способны в полной мере контролировать собственные исполнительские действия во время занятий. Подобная продуктивная самостоятельная работа предполагает наличие в сознании у подопечных идеальной модели звуков-образов, первоначальных знаний и навыков, связанных с исполнительским процессом.
Подводя итог, отметим, что представленное исследование показывает текущую ситуацию с обучением игре на флейте на начальном этапе в Китае и в сочетании с практикой автора описывает методы обучения, подходящие для постановки игрового аппарата в доступной для данного контингента форме. Как видно из материала, обучение игре на флейте на начальном этапе требует применения специальной методики, адаптированной относительно физических, психологических и ментальных особенностей развития ребенка, что требует от педагога класса чуткого подхода к каждому конкретному ученику, составление индивидуального плана обучения, включающего в себя освоение основных исполнительских приемов в игровой форме. Автор считает, что сложность и простота являют собой относительное существование. Как говорил великий русский полководец А.В. Суворов, «тяжело в учении - легко в бою!». Поэтому начальный этап не должен осуществляться быстро и поверхностно. Нужна глубокая и продуманная работа, которая со временем в процессе профессионального обучения будет давать положительные результаты.
1. Li Sh. About teaching the basic skills of teaching high school students to play the flute. Popular Literature and Art. 2018; № 2.
2. Chen Y. Study of flute teaching in the brass band of No. 1 Guiyang Secondary School. Guizhou Normal University, 2017.
3. Ji J. Practical basic flute course. Shanghai Conservatory of Music Press, 2008.
4. Zhang H. Discussion on the Teaching of Music Feeling. Family Education World. 2013; № 10: 100.
5. Interpretation of Music Curriculum Standards in Full-time Compulsory Education. Beijing: Beijing Normal University Publishing Group. 2002, № 5.
6. Sun Ting. Inheritance and Innovation of Ethnic Music Teaching in Primary Schools. Children's Music. 2003; № 7).
7. Блок О.А. Анализ понятия «интерес» в области педагогики музыкально-инструментального исполнительства. Музыковедение. 2022; Выпуск 3: 12 - 18.
8. Xu G. Tutorial of Flute for Children and Teenagers. Shanghai: Shanghai Music Press. 2008; № 5.
References
1. Li Sh. About teaching the basic skills of teaching high school students to play the flute. Popular Literature and Art. 2018; № 2.
2. Chen Y. Study of flute teaching in the brass band of No. 1 Guiyang Secondary School. Guizhou Normal University, 2017.
3. Ji J. Practical basic flute course. Shanghai Conservatory of Music Press, 2008.
4. Zhang H. Discussion on the Teaching of Music Feeling. Family Education World. 2013; № 10: 100.
5. Interpretation of Music Curriculum Standards in Full-time Compulsory Education. Beijing: Beijing Normal University Publishing Group. 2002, № 5.
6. Sun Ting. Inheritance and Innovation of Ethnic Music Teaching in Primary Schools. Children's Music. 2003; № 7).
7. Blok O.A. Analiz ponyatiya «interes» v oblasti pedagogiki muzykal'no-instrumental'nogo ispolnitel'stva. Muzykovedenie. 2022; Vypusk 3: 12 - 18.
8. Xu G. Tutorial of Flute for Children and Teenagers. Shanghai: Shanghai Music Press. 2008; № 5.
Статья поступила в редакцию 25.05.22
УДК 78
Volobuev V.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Philosophy and Social Sciences of Moscow City Pedagogical University
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Esakov V.A., Doctor of Cultural Studies, Professor, Department of Music Education of Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),
E-mail: [email protected]
Liu Hui xin, MA student, Department of Music Education of Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: [email protected]
A.D.ARTOBOLEVSKAYA'S METHODOLOGYTHROUGH THEPRISM OF TEACHER-CHILDREN INTERACTION.Turning tothepersonalityoftheoutstanding teacher of modern time, Anna Danilovna Artobolevskaya, the resaerchers discover a whole layer of musical culture of the highest level. A.D. Artobolevskaya is known not only in Russia, but far beyond its borders. At the same time, there is very little information about her activities and creative path that would shed light on her system of pedagogical views and experience of practical work with children in the field of music education. In this paper, A. D. Artobolevskaya's method of developing a child's musical abilities is revealed, which is inextricably linked with the process of personality education. Relying on the traditions established at the Central Music School at the Moscow State Conservatory, Artobolevskaya skillfully revealed the abilities of a children, found an approach to everyone and maximally revealed his talent, directing him on the right path.
Key words: Artobolevskaya A.D., musical education, musical culture, Artobolevskaya A.D. methodology, development of musical abilities of child, education of child's personality, interaction of teacher and children, Central Music School at Moscow State Conservatory.
B.А. Волобуев, д-р филос. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
В.А. Есаков, д-р культурологии, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]
Лю Хуэисинь, магистрант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА А.Д. АРТОБОЛЕВСКОЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Обращаясь к личности выдающегося педагога современности Анны Даниловны Артоболевской, мы открываем целый пласт музыкальной культуры высочайшего уровня. А.Д. Артоболевская известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Вместе с тем о ее деятельности и творческом пути имеется крайне мало информации, которая проливала бы свет на ее систему педагогических воззрений и опыт практической работы с детьми в области музыкального образования. В настоящей работе раскрывается методика А.Д. Артоболевской, касающаяся развития музыкальных способностей ребенка, которая неразрывно связана с процессом воспитания личности. Опираясь на традиции, сложившиеся в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории, Артоболевская умело выявляла способности ученика, находила подход к каждому и максимально раскрывала его талант, направив на верный путь.
Ключевые слова: Артоболевская А.Д., музыкальное образование, музыкальная культура, методика Артоболевской А.Д., развитие музыкальных способностей ребенка, воспитание личности ребенка, взаимодействие учителя и ученика, Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории.
Выдающийся педагог современности Анна Даниловна Артоболевская известна не только в России, но далеко за её пределами. Вместе с тем о ее деятельности и творческом пути имеется крайне мало информации, которая проливала бы свет на ее систему педагогических воззрений и опыт практической работы с детьми в области музыкального образования. В современной отечественной педагогической литературе до сих пор отсутствуют труды, посвященные исследованию ее методов, способов и приемов работы с маленькими музыкантами.
Цель представленного исследования - изучение уникальной авторской методики А.Д. Артоболевской и обоснование её ценности и актуальности для современного музыкального образования.
Задачи исследования:
- отметить значимость роли педагога в обучении ребёнка;
- определить индивидуальные подходы и характерные черты педагогического метода А.Д. Артоболевской;
- выявить особенности методики, отображенные в изданных пособиях «Первая встреча с музыкой» и «Хрестоматия маленького пианиста»;
- показать принципы работы с одарёнными учениками;
- представить разные подходы А.Д. Артоболевской к исполняемому репертуару;
- описать методы нестандартных форм обучения;
- указать на наличие преемственности традиций школы А.Д. Артоболевской в существующих методиках обучения искусству игры на фортепиано.
Научная новизна исследования:
- выявлена ценность и актуальность уникальной авторской методики А.Д. Артоболевской для современного музыкального образования и необходимость ее использования в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов;
- описаны основные приемы и методы работы А.Д. Артоболевской; даны последовательные рекомендации к их использованию; раскрыто содержание данного процесса (мотивационно-потребностный, теоретико-содержательный и деятельностно-практический компоненты);
- разработана методика внедрения и применения уникального опыта А.Д. Артоболевской, в том числе молодыми педагогами, направленная на реа-
лизацию трех взаимосвязанных компонентов: мотивационно-потребностного, теоретико-содержательного и деятельностно-практического.
Теоретическая значимость исследования: разработаны теоретические основы применения авторской методики отдельно взятого педагога в классе фортепиано, а также готовности педагогов-музыкантов к освоению других авторских методик (цели, задачи, содержание, методы, этапы (первично ознакомительный, продуктивно-моделирующий, творческо-деятельностный)). Выявлено, что успешность профессиональной деятельности педагога зависит от уровня его владения авторскими методиками.
Практическая значимость исследования:
- разработанная авторами исследования методика внедрения и применения уникального опыта А.Д. Артоболевской может быть включенной в подготовительный этап индивидуальной работы с талантливыми детьми при поступлении в музыкальную школу, а также в учебный процесс детских музыкальных школ и школ искусств;
- теоретические и методические материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как «Музыкальная педагогика в ДШИ», «Методика преподавания профессиональных дисциплин», «Методика обучения игре на фортепиано в детских музыкальных школах и школах искусств», а также для дальнейших научных разработок в данном направлении.
В многовековой истории музыкальной педагогики всегда подчеркивалась важность начальной стадии обучения музыканта. Методические рекомендации А.Д. Артоболевской планировали становление мастерства пианиста как самобытной целостной личности. Она руководствовалась четкой, детально разработанной системой действий обучения и воспитания юных пианистов, применяя к каждому из них индивидуальный подход.
В представлении А.Д. Артоболевской ребенок - это личность с неповторимым мировидением и мироощущением. Руководствуясь этим принципом, она учитывала круг его интересов и увлечений, опиралась на его жизненный опыт, постоянно расширяя его кругозор и прививая ему духовно-нравственные ценности.
Руководствуясь словами ГГ. Нейгауза о том, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их появления и роста [1], Артоболевская считала, что нет бесталанных детей - есть дети нераскрытые. Необходимым ус-