Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВ В ПЕСНЕ «АТАМАН» ВИКТОРА ЦОЯ'

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВ В ПЕСНЕ «АТАМАН» ВИКТОРА ЦОЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рок-поэзия / русский рок / поэтическое творчество / поэтические жанры / рок-поэты / рок-музыканты / поэтические образы / поэтические тексты / атаманы / историческое сознание / система образов / песни / rock poetry / Russian rock / poetic creativity / poetic genres / rock poets / rock musicians / poetic images / poetic texts / atamans / historical consciousness / system of images / songs

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Светлана Андреевна

В статье рассматриваются художественные элементы последней песни Виктора Цоя «Атаман» в ракурсе исторического содержания. Выход рок-произведения датируется 2012 годом, спустя более двух десятилетий после смерти автора. В статье показаны связи текста с био-графиями ряда исторических лиц эпохи Гражданской войны в России. Система образов в произведении анализируется и в рамках интертекстуальных взаимодействий, и в рамках фольклорных традиций, и с позиции собственно художественного содержания. Песня «Атаман» представляет особую композицию, демонстрирующую глубину исторического сознания рок-поэта Виктора Цоя последнего периода его творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE IMAGES IN THE SONG "ATAMAN" BY VIKTOR TSOY

The article examines the artistic elements of Viktor Tsoi's last song «Ataman» from the perspective of historical content. The release of the rock work dates back to 2012, more than two decades after the author's death. The article shows the connections of the text with the biographies of a number of historical figures of the Civil War era in Russia. The system of images in the work is analyzed both within the framework of intertextual interactions, and within the framework of folklore traditions, and from the standpoint of its own artistic content. The song «Ataman» is a special composition that demonstrates the depth of the historical consciousness of the rock poet Viktor Tsoi of the last period of his work.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВ В ПЕСНЕ «АТАМАН» ВИКТОРА ЦОЯ»

УДК 821.161-192(Цой В.) ББК Ш33(2Рос=Рус)64-8,445 Код ВАК 5.9.1. ГРНТИ 17.09.91

С. А. ПЕТРОВА

Санкт-Петербург

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВ В ПЕСНЕ «АТАМАН» ВИКТОРА ЦОЯ

Аннотация. В статье рассматриваются художественные элементы последней песни Виктора Цоя «Атаман» в ракурсе исторического содержания. Выход рок-произведения датируется 2012 годом, спустя более двух десятилетий после смерти автора. В статье показаны связи текста с биографиями ряда исторических лиц эпохи Гражданской войны в России. Система образов в произведении анализируется и в рамках интертекстуальных взаимодействий, и в рамках фольклорных традиций, и с позиции собственно художественного содержания. Песня «Атаман» представляет особую композицию, демонстрирующую глубину исторического сознания рок-поэта Виктора Цоя последнего периода его творчества.

Ключевые слова: рок-поэзия, русский рок, поэтическое творчество, поэтические жанры, рок-поэты, рок-музыканты, поэтические образы, поэтические тексты, атаманы, историческое сознание, система образов, песни Сведения об авторе: Петрова Светлана Андреевна, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».

Контакты: 191186, г. Санкт-Петербург, Миллионная ул., д. 7; siversl@yandex.ru.

S. A. PETROVA

Sankt-Petersburg

THE SPECIFICS OF THE IMAGES IN THE SONG "ATAMAN" BY VIKTOR TSOY

Abstract. The article examines the artistic elements of Viktor Tsoi's last song «Ataman» from the perspective of historical content. The release of the rock work dates back to 2012, more than two decades after the author's death. The article shows the connections of the text with the biographies of a number of historical figures of the Civil War era in Russia. The system of images in the work is analyzed both within the framework of intertextual interactions, and within the framework of folklore traditions, and from the standpoint of its own artistic content. The song «Ataman» is a special composition that demonstrates the depth of the historical consciousness of the rock poet Viktor Tsoi of the last period of his work.

© Петрова С. А., 2023

Key words: rock poetry, Russian rock, poetic creativity, poetic genres, rock poets, rock musicians, poetic images, poetic texts, atamans, historical consciousness, system of images, songs

About the author: Petrova Svetlana Andreevna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Medialogy and Literature of St. Petersburg State Institute of Culture.

Последние два десятилетия ХХ века в России оказались заполнены историческими открытиями и возвращёнными именами, фактами и текстами. Интерес к историческим событиям, которые долгое время скрывались, активизировался в разных формах выражения исторического сознания в искусстве данного периода, включая и рок-поэзию.

В творчестве Виктора Цоя фигурируют реально жившие лица, в частности: Джордж Харрисон, Рави Шанкар, Бади Холи, Цицерон и т. д. Исторический процесс также манифестируется либо через характерные приметы времени, точнее, лексемы, вызывающие с ними ассоциации, например, песня «Когда-то ты был битником», или через типичные узнаваемые ситуации, или линии сюжета:

За голосуют тысячи рук И высок наш флаг

«Вера-надежда-любовь» [8, с. 339]

Подобный вариант развития исторического сюжета представлен и в последней песне «Атаман». Но данная композиция не только показывает ситуацию, связанную с событиями прошлого страны, но несёт в себе и завуалированные знаки, указывающие на возможные прототипы подобного рода героев. В тексте многое абстрактно и символично, но за рядом строк стоят реальные исторические факты, которые в целом не были типичны, но представлены в судьбе конкретного исторического лица. Речь идёт о забайкальском атамане Григории Михайловиче Семёнове.

Так, З. Г. Харитонова отмечает, что «Песню "Атаман" сложнее привязать к конкретной исторической эпохе, однако это всё же представляется возможным» [6, с. 139].

Образ атамана появлялся и раньше у Цоя. Как пишет З. Г. Харитонова, вместе с А. Рыбиным он пел песню «Батька-атаман», в которой негативно была представлена страна Советов [6, с. 139].

С другой стороны, поэт активно интересовался искусством Японии [2], в то время как период Гражданской войны 1920-х годов и деятельность атамана Семёнова также связаны и с этой страной. В конце 1980-х годов в стране активно обсуждались репрессированные белогвардейцы, многих из них тогда же реабилитировали.

Важно также отметить, что в последние десятилетия активно утверждается именно логоцентризм рок-поэзии и необходимость изучения

именно словесного компонента, что является отправной точкой для исследования этих элементов текста рок-песен [1].

Тема Гражданской войны также связана с интертекстуальными отсылками в песнях В. Цоя на роман М. А. Булгакова «Белая гвардия», который стал активно публиковаться именно в период 1980-х гг. [4]. Образы белогвардейцев и атаманов представляются в целом как героические.

Атаман Семёнов оказался в этом плане ещё и популярным в силу ряда обстоятельств своей биографии. С одной стороны, им были написаны и опубликованы мемуары, ставшие основой для нескольких художественных текстов и фильмов советской эпохи: Юлиан Семёнов написал роман «Пароль не нужен» (1966), был снят фильм «Даурия» (1971), в котором роль атамана исполняет Зиновий Ефимович Гердт, Василием Стенькиным написана повесть «Под чужим небом» (1976), на которую в творчестве Виктора Цоя также есть отсылка - в песне «Пачка сигарет»:

Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна «Пачка сигарет» [8, с. 333].

Знаковой стала также и смерть атамана Семёнова, его казнь через по-вешенье. В то время как врагов в эту эпоху расстреливали. Именно о «петле палача» поётся в песне Цоя:

Ох, смотри не промахнись, атаман, Чтоб не дрогнула рука невзначай. Да смотри не заряди холостых, Да не думай о петле палача.

«Атаман» [7]

Образ палача и заряда в оружии - это чёткие образы военного противостояния, которые подчёркивают историческую направленность песни.

А не то наступит ночь-дочь, И уйдут от нас поля и леса, Перестанут петь для нас небеса, И послушаем земли голоса.

«Атаман» [7]

В тексте этого куплета песни, с одной стороны, природные образы наделяются человеческими качествами и свойствами, им даются действия человеческой жизни: «ночь-дочь», «уйдут поля и леса», «земли голоса». С другой стороны, слова «поля и леса» представляют собой прямую цитату из книги воспоминаний атамана Г. М. Семёнова: «Поля и леса Сибири уже одевались в золотистую парчу осени. Богатство урожая подтверждалось видом сжатых и покрытых золотистыми снопами хлеба полей» [5, с. 27]. Атаман также наделяет природу человеческими чертами и функциями.

Следует обратить внимание и на образ «земли голоса», который может представлять собой перифраз заголовка сборника стихотворений «Голоса земли» (1919) ещё одного дальневосточного деятеля той эпохи Герасима Ивановича Шпилёва [9]. Это также связывает песни Цоя с историческим материалом периода Гражданской войны.

А потом наступит день-тень,

Каждый скажет: «То, что было - не помню».

И пойдём мы под пастушью свирель

Дружным стадом на бойню.

А Бог терпел и нам велел - потерпи...

«Атаман» [7]

Как трактует данный куплет З. Г. Харитонова: «...смыслообразующей категорией этого текста выступает память, но это память в широком смысле - социальная, историческая, включающая личную судьбу героя в живую историю: в судьбу народа и - шире - всего человечества» [6, а 140].

Но в сюжете произведения также можно увидеть и развитие биографии атамана Г. М. Семёнова, соратники и сподвижники которого отрицали ряд фактов деятельности и потом всё равно были расстреляны. Образ «бойни» в целом также характеризует историческую трагедию последующих лет многочисленных репрессий и гибели людей в лагерях страны. «Пастушья свирель» - фольклорный сказочный элемент, связывающий текст с народной темой.

«Дружное стадо» - образ, который подчёркивает определённое единство его представителей - друзей - и также связывает с сюжетом сказки. В сказке пастух, играя на свирели, сохраняет стадо от того, чтобы ему не разбежаться и не заблудиться в лесу, а потом с помощью этого же инструмента высмеивает жадных хозяев, которые не хотели заплатить пастуху. Как пишет З. Г. Харитонова: «Любое крупное изменение государственного устройства влечёт за собой очередное "переписывание" истории в пользу победителей, для чего осуществляется своеобразная селекция исторических фактов, замалчивание одних эпизодов и выпячивание других. Люди, переученные согласно этой "новой" истории, как раз и могут уподобиться стаду» [6, а 140]. Историческая ситуация Гражданской войны в песне Виктора Цоя рассматривается через призму народного творчества, в котором пастух определяется знаком рабоче-крестьянского союза, обеспечивающего трудом свою жизнь. В то время стадо может быть интерпретировано как образ белой гвардии, аристократов и т. д.

Строка после этого куплета о Боге подчёркивает и связь с притчей о стаде, как о религиозном обозначении человеческого общества в целом. Последняя жена атамана Семёнова была дочерью иерея челябинского и оренбургского, что вполне оправдывает появление в песне строки о Боге. Эта фраза включает ассоциативные связи с христианскими идеями, в соот-

ветствии с которыми во имя спасения приносится некая жертва и далее проходит через муки и терпение, а затем через казнь обретает бессмертие.

Система образов в песне «Атаман» показывает новый этап развития исторического сознания рок-поэта. Как пишет Л. В. Курас: «Сегодняшняя Россия - это фронтир между прошлым и будущим, между белыми и красными; это попытка и позитивное стремление сделать Россию единой, в результате чего должно возникнуть понимание того, что гражданская война - это трагедия, где не может быть героев» [3, с. 110]. Потери и жертвы этой эпохи Виктор Цой рассматривает в ракурсе нескольких традиций -фольклорной и христианской, открывая при этом глубину переживаний людей того периода и манифестируя высокий уровень собственного понимания этой катастрофической эпохи.

Литература

1. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. - Вып. 2. - С. 26-38.

2. Калгин В. Н. Виктор Цой. Жизнь и «Кино». [Текст] / В. Н. Калгин -М.: Изд-во АСТ, 2016. - 304 с. (Легенды русского рока).

3. Курас Л. В. «Три жизни» атамана Г. М. Семенова: любовь и предательство (к вопросу о фронтире) [Текст] / Л. В. Курас // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2014. - Т. 7. -С. 94-113.

4. Петрова С. А. В. Р. Цой и М. А. Булгаков: формы взаимодействия [Текст] / С. А. Петрова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2020. - Вып. 20. - С. 80-84.

5. Семенов Г. М. Атаман Семенов. О себе (Воспоминания, мысли и выводы) [Текст] / Г. М. Семенов - Дайрен, 1938.

6. Харитонова З. Г. Песня Виктора Цоя «Атаман»: проблема включения в мини-циклы [Текст] / З. Г. Харитонова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2014. - Вып. 15. - С. 137142.

7. Цой В. Атаман [Электронный ресурс]: Текст песни / В. Цой //

сайт.- Режим доступа:

Шр5://ти71ап±ги/50^.Ыт1?аиШ=116&50^=30&10пе=п0 (дата обращения: 10.04.2023)

8. Цой В. Стихи, документы, воспоминания [Текст] / Авт.-сост. М. Цой, А. Житинский. - СПб: Новый Геликон, 1991. - 382 с.

9. Шпилёв Г. И. Голоса земли: сборник стихов. [Текст] / Г. И. Шпилёв - Благовещенск, 1919. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.