Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА НОВОСТНЫХ ПЕРЕДАЧ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКЕ'

СПЕЦИФИКА НОВОСТНЫХ ПЕРЕДАЧ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфотейнмент / новостные программы / тележурналистика / журналистика / телевизионные программы / infotainment / news programs / television journalism / journalism / television programs

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ханбиков С.Р.

В данной работе исследуются особенности новостных программ на российском телевидении на примере программы «Время».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF NEWS GEARS IN MODERN RUSSIAN TV JOURNALISM

This paper examines the features of news programs on Russian television using the example of the “Time” program.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА НОВОСТНЫХ ПЕРЕДАЧ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКЕ»

УДК 070

Ханбиков С.Р.

студент, кафедра «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновский государственный технический университет (г. Ульяновск, Россия)

СПЕЦИФИКА НОВОСТНЫХ ПЕРЕДАЧ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКЕ

Аннотация: в данной работе исследуются особенности новостных программ на российском телевидении на примере программы «Время».

Ключевые слова: инфотейнмент, новостные программы, тележурналистика, журналистика, телевизионные программы.

Актуальность данного исследования обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, в условиях современного информационного общества, насыщенного разнообразными источниками информации, телевизионные новости остаются одним из основных каналов передачи актуальных событий, что вызывает повышенный интерес зрителей к этому медийному формату. Во-вторых, специфика новостных программ на телевидении, которая выходит за рамки простого информационного дайджеста и предоставляет зрителям комплексную и многоплановую картину происходящего в мире, поднимает потребность в изучении данного явления. В-третьих, телевизионные новости сталкиваются с вызовами современных медийных реалий, такими как конкуренция социальных сетей, изменения в потребительском поведении аудитории и стремительное развитие технологий в производстве и трансляции контента.

Целью данной работы является выявление специфических черт новостных программ на российском телевидении на примере программы

«Время». Объект исследования — развитие современной тележурналистики. Предмет исследования — тематическое наполнение новостной программы, особенности ее структуры.

Процесс формирования новостного материала на телевидении включает в себя разнообразные этапы, начиная от сбора информации и редактирования до технологического оформления для визуального восприятия. Журналисты, играя роль посредников между событием и аудиторией, не только фиксируют факты, но и акцентируют внимание зрителей на определенных аспектах событийного характера. В этом контексте, исследование взаимодействия профессиональных журналистов, технологий и требований аудитории в рамках создания телевизионных новостей становится важной задачей, отражающей динамику формирования медийной реальности.

Решая задачу исследования по изучению новостных программ как феномена, были изучены теоретические источники М.А. Мясниковой, В.В. Фролова, В.Л. Цвик, А.Б. Макушиной, В.С. Байдиной, И.И. Волковой и выявлено, что в цифровом медиапространстве есть две коммуникативные модели. Новостное ТВ федеральных каналов построено на трансляционной однонаправленной линейной модели традиционных медиа «субъект - объект» (без интерактивности и полноценной обратной связи, паттерн гомогенности аудитории) и ориентировано на пассивного зрителя [2, с. 159]. Технические и технологические новшества существенно трансформируют пространство новостей, изменения развиваются в сторону все большей оперативности и персонализированного (индивидуального) подхода к потребителю информации.

Решая вторую задачу — «выявить специфику новостных программ на телевидении» - мы рассмотрели теоретические источники Н.А. Кузьминой, Д.А. Бакеевой, А.Р. Яниной, М.В. Пименовой, П.В. Парсадановой, на основе которых сделаны следующие выводы. Новостные программы представляют собой сложный медиаформат, наделенный такими индивидуальными чертами, как нелинейность, гибкость, многослойность многоплановость, адаптивность [1, с. 7]. Выпуск новостей представляет собой структурированную телепрограмму,

которая предоставляет аудитории актуальную информацию о значимых событиях дня. Она включает вступление, основные новости, тематические сегменты (политика, экономика, спорт и т.д.), репортажи с мест событий, интервью с экспертами и очевидцами, а также аналитические обзоры. По Кузьминой Н.А. телевизионный текст - это смысловое и композиционное единство вербальной и невербальной составляющих. Это говорит о том, что речь журналиста - это совокупность написанного текста, а также интонаций, манеры речи, темпа речи и т.д.

На основе изученных теоретических источников нами выявлена структурированная критериальная основа для дальнейшего анализа эмпирического объекта: миссия (миссия, формат, тематическая направленность), квантитативные характеристики (частота, начало выхода, рейтинг, длительность выпуска, география, формат выхода, время выхода в эфир), коммуникатор (режиссер, ведущий, социально-демографические признаки, социально-психологические признаки, стиль общения, образ ведущего, модель ведущего), аудитория (социально-демографические признаки, социально-психологические признаки, тип аудитории, особенности медиаповедения), контент (канал восприятия, жанр, соответствие повестки дня, цельность, связность, доступность, тип текста, персонификация, драматичность, качество съемки, музыкальное сопровождение, дизайн студии, форма контента, оригинальность, красочность, новизна).

В ходе работы проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа выпусков новостной программы на Первом «Время» с 01.11.23 по 09.11.23, а также: 12.11.23, 13.11.23, 29.11.23.

«Время» — итоговый информационный выпуск новостей «Первого канала», освещающий наиболее актуальные события, произошедшие в стране и в мире. Каждый будний день и в субботу ровно в 21:00 ведущие проекта знакомят зрителей с основными новостями уходящего дня из мира политики, экономики, культуры, спорта, а также дают прогноз погоды. Выходит, в эфир с одним

ведущим, ее посменно ведут Екатерина Андреева и Виталий Елисеев, а по воскресеньям - Екатерина Березовская.

Аудитория программы «Время» — это люди, интересующиеся новостями России и мира. Они активно участвуют в общественных дискуссиях, делятся своими мнениями и стремятся понять сложные аспекты современности через новости. Зрители программы проживают по всей России, и основную часть составляют люди старше 35-40 лет, среди которых больше женщин. Главный мотив обращения к этой программе — потребность в получении и анализе информации. Аудитория, как правило, придерживается традиционных медиа-привычек.

Новости в основном посвящены политике, а также событиям из федерального центра. Программа демонстрирует высокую частоту смены тем, что подчеркивает ее способность оперативно реагировать на актуальные события. Например, важные политические события могут сменяться экономическими новостями или репортажами о культурных событиях. Это придает программе динамичный и актуальный характер. Сохраняется баланс между темами внешней и внутренней политики.

Программа начинается с открывающего сегмента, который включает в себя заставку, музыкальное сопровождение и краткое введение в темы, которые будут освещены. Так, во всех выпусках за период с 01.11.2023 по 6.11.2023 была использована стандартная композиция «Время, вперед!». Этот сегмент выполняет функцию привлечения внимания зрителей и создания атмосферы передачи важной информации.

«Время» уделяет особое внимание приоритетности сюжетов в зависимости от их важности. Наиболее значимые события или темы размещаются в начале программы, чтобы привлечь внимание зрителей и удерживать их интерес. Это может быть политическое событие, экономический кризис или другие ключевые моменты. Так, выпуск от 01.11.2023 открывает анализ ситуации на ближнем востоке. Менее острые темы озвучиваются в конце.

В выпуске от 05.11.2023 заключительной является новость об открытии музея под открытым небом.

Анализ выпусков программы «Время» показал, что корреспонденты наиболее активно используют различные творческие приемы инфотейнмента. Среди них особенно выделяются структурно-композиционные методы, такие как визуальное оформление, художественный монтаж и лайфы. В выпуске от 13.11.23 о прибытии в Москву самолета с россиянами, эвакуированными из Газы, используется синхрон, где демонстриуется интервью женщины, в котором она благодарит руководство Российской Федерации. Данный эпизод длится порядка 20 секунд. Корреспондент использовал такую драматургию сюжета, чтобы зритель мог почувствовать себя частью происходящего.

В сюжете от 29.11.23 о работе артиллерийских расчетов с передовой использованы различные приемы инфотейнмента и тележурналистики для создания максимально реалистичной и эмоциональной картины событий. Драматизация усиливается через визуальные и звуковые эффекты: журналист в военной форме читает текст на фоне дыма и звуков обстрелов. Прием «журналист как актер» превращает корреспондента в активного участника событий, делая репортаж живым и убедительным. Прямое включение с места событий (лайфы) добавляет репортажу достоверности, а тематическая концентрация на работе артиллерийских расчетов позволяет глубже раскрыть суть происходящего. В совокупности эти приемы эффективно увлекают зрителей и передают атмосферу военных действий из «первых рук».

В сюжетах для наглядности и облегчения восприятия информации применяют схемы и анимации: к примеру сюжет от 02.11.23 об отзыве ратификации Россией Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний используется анимация бумажных листов, которые имитируют документ принятого закона. В сюжете от 02.11.23 об использовании в Вооруженных силах Российской Федерации отечественного беспилотника «Орлан» средствами видеомонтажа был создан эффект нахождения в студии 3д модели самого летательного аппарата. Новость от 04.11.23 о проведении на

ВДНХ в Москве выставки-форума Россия, также использовались профессионально выполненные и детализированные 3д модели зданий самих павильонов для большей наглядности.

Итак, мы пришли к выводам, что современная новостная программа на телевидении многослойная информационная передача, основанная на однонаправленной коммуникационной модели и гипертекстовой структуре. Она включает в себя как вербальные, так и невербальные компоненты, а также активно использует приемы инфотейнмента для удержания внимания аудитории. Конкурентоспособная новостная программа должна придерживаться принципов объективности и обеспечивать качественную передачу информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байдина В.С. Тенденции развития и стилистические трансформации телевизионных новостей // Журналистский ежегодник. - 2017. - №6. - С. 6 - 9;

2. Волкова И.И., Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т.З. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. - 2021. - №3. - С. 157-170

Khanbikov S.R.

Ulyanovsk State Technical University (Ulyanovsk, Russia)

SPECIFICITY OF NEWS GEARS IN MODERN RUSSIAN TV JOURNALISM

Abstract: this paper examines the features of news programs on Russian television using the example of the "Time " program.

Keywords: infotainment, news programs, television journalism, journalism, television programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.