Научная статья на тему 'Инструменты инфотейнмента в современном телевизионном производстве'

Инструменты инфотейнмента в современном телевизионном производстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
339
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфотейнмент / «Центральное телевидение» / телевизионный контент / массмедиа / infotainment / «Central Television / » television content / mass media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чемоданова Анастасия Александровна

В данной статье будет проанализирована специфика использования метода инфотейнмента в современных информационно-аналитических программах. Автором исследования составлен перечень инструментов, с помощью которых на современном российском телевидении реализуется метод инфотейнмента. В качестве источника исследования была взята новостная программа «Центральное телевидение». Автор классифицирует инструменты инфотейнмента и на основе анализа выпусков телевизионной передачи делает выводы относительно частоты и уместности употребления того или иного метода инфотейнмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты инфотейнмента в современном телевизионном производстве»

Word in science Special, 2022

Инструменты инфотейнмента в современном телевизионном производстве

Чемоданова Анастасия Александровна

Студент

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

АННОТАЦИЯ

Вданнойстатьебудетпроанализированаспецификаиспользованияметодаинфотейнмента в современных информационно-аналитических программах. Автором исследования составлен перечень инструментов, с помощью которых на современном российском телевидении реализуется метод инфотейнмента. В качестве источника исследования была взята новостная программа «Центральное телевидение». Автор классифицирует инструменты инфотейнмента и на основе анализа выпусков телевизионной передачи делает выводы относительно частоты и уместности употребления того или иного метода инфотейнмента.

Ключевые слова: инфотейнмент, «Центральное телевидение», телевизионный контент, массмедиа

Keywords: infotainment, «Central Television,» television content, mass media

Зарождение инфотейнмента произошло в 1980-е годы в США, когда рейтинги новостных программ стали резко снижаться. Причина связана с тем, что аудитория устала от сухих фактов, однотипной тематики (политика, экономика) и чрезмерной строгости новостных материалов. В связи с этим телеканалы начали активно менять стиль подачи, оформления и содержания информационных выпусков. В новостной повестке для повышения рейтингов и удержания внимания аудитории начали фигурировать сообщения на социальные и культурные темы. В то же время активно разрабатывались и внедрялись новые приемы монтажа, техники видеосъемки, графики, спецэффекты и анимации.

Инфотейнмент (информационно-развлекательный) - слово, образованное от двух английских слов «information» (информация) и «entertainment» (развлечение). С появлением нового явления в журналистике информация стала преподноситься зрелищно, начали появляться информационно-развлекательные телепрограммы. Точного научного определения у понятия «инфотейнмент» нет. Медиаисследователи активно изучали феномен информационно-развлекательной деятельности журналистов и продюсеров телепрограмм. Каждый исследователь вырабатывал свою трактовку этого явления в телевизионной журналистике.

Американский журналист и исследователь СМИ Джеймс Апшоу отмечал, что главная отличительная черта информационно-развлекательного явления - обращение к эмоциям аудитории. Андреас Виттвен формулировал определение инфотейнмента следующим образом: «...все возможности развлекательного оформления информации, будь то выбор тематики, визуальные и вербальные методы» [1].

Появление инфотейнмента в России началось после распада СССР. Тогда российские СМИ нуждались в крупных рекламодателях. Опираясь на пример западных коллег, журналисты стали подавать политическую и социальную информацию через развлекательный формат, чтобы привлечь внимание аудитории.

Исследователь Л. М. Землянова одной из первых дала определение термину, отметив, что инфотейнмент «выражает стремление производителей подавать новости в форме развлекательных программ или с оттенком развлекательности» [2, с. 300].

Изначально инфотейнмент воспринимался как негативное явление, приводящее к снижению образованности аудитории. Например, В. Л. Цвик писал, что метод инфотейнмента превращает новостное вещание в часть шоу-бизнеса и не передает действительную картину мира [3, с. 262].

Все инструменты инфотейнмента на российском телевидении можно разделить на вербальные и невербальные. К вербальным приемам относятся лексические средства языка: инфотейнмент отличается особой языковой стилистикой, которая вбирает в себя весь спектр различных способов творческого выражения [4]. В своей речи журналисты, используя различные языковые приёмы и средства, достигают легкой, привлекательной и доступной подачи информации. Важная составляющая инфотейнмента на современном телевидении - интрига, которая поддерживается с помощью острых или риторических вопросов ведущего аудитории или приглашенному гостю.

Невербальные инструменты инфотейнмента можно условно разделить на имиджевые, технические, структурные и художественные.

Невербальный имиджевый прием, используемый журналистом для привлечения внимания аудитории, - персоноцентричность, внешний образ ведущего и оформление студии. Под персоноцентричностью понимается следующий процесс: ведущий становится частью выпуска новостей наряду с непосредственно новостной информацией. Неслучайно названия программ, созданных методом инфотейнмента, связаны с именами журналистов. Например, «Вести в субботу» с Дмитрием Брилевым, «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой и т.д.

Для невербальных технических приемов инфотейнмента, используемых при создании выпусков программы, того или иного сюжета, характерны яркая компьютерная графика, применение различных медиатехнологий при монтаже и съемке.

С целью привлечения внимания зрителей активно в телепередачах используют компьютерную графику, визуальные и звуковые эффекты. Например, во время передачи новостей «всплывают» баннеры-анонсы, иллюстрации, таблицы и графики, заставки и многое другое - сегодня это уже стандартные требования для визуального оформления программы. Важно и создание яркого, насыщенного цветом изображения. Эти характеристики важны для телевизионных программ, так как зритель должен запомнить образ, картинку, чтобы вновь вернуться к просмотру программы.

Следующий важный инструмент инфотейнмента - монтаж. Чаще всего в новостных сюжетах используется последовательный монтаж, при котором отснятые события выстраиваются в хронологическом порядке. Другие виды монтажа - в информационно-аналитических программах, где есть время на тщательную доработку снятого материала. При параллельном монтаже за счет чередования кадров с разных мест событий зритель может сопоставить происходящее. Целью сравнительного монтажа является проведение параллели между несколькими событиями. Такой вид монтажа придает яркую эмоциональную окраску сюжету. Последний вид - психологический монтаж - применяется в рекламе и тоже преследует определенные цели.

К невербальным инструментам инфотейнмента также относят фрагментарность новостных сюжетов и программы в целом.

«Фрагментарность новостей обеспечивает постоянную стимуляцию внимания, не дает отвлечься и задуматься на какую-либо другую тему или углубиться в предполагаемую» [4] - пишет исследователь Е.М. Драгун. Действительно, намеренное дробление новостей подталкивает зрителя самостоятельно выстраивать полную картину происходящего события. Фрагментарность проявляется и при монтаже новостей, когда для «оживления» информации добавляются вставки из художественных фильмов, музыкальных клипов, хроника политических, культурных и социальных событий и т.д.

Инструменты инфотейнмента в современном телевизионном производстве

Деталь - прием, который принято относить к художественным невербальным средствам анализируемого явления на телевидении. Такой прием в тележурналистике появился не случайно. Часто внимание корреспондента привлекают какой-то образ, предмет или действие, а не полная картина происходящего. Такие детали могут объяснить зрителю намного больше, общий план, акцент на какой-либо детали, не играющей значимую роль в раскрытии темы, позволяет сделать сюжеты образными и эмоциональными. Присутствие в сюжете крупных планов позволяет представить новость динамичнее, что уже создает легкость восприятия информации. Именно детали и образы намного убедительнее, чем прямые оценки и комментарии специалистов [5].

Для более показательного анализа инструментов инфотейнмента на современном российском телевидении отметим критерии для анализа:

1. Тематическая фрагментарность выпусков программы

2. Жанровая составляющая программы

3. Использование технических приемов при создании выпусков программы.

4. Имиджевые приемы в программе.

В качестве анализируемого источника была выбрана программа «Центральное телевидение» -еженедельная информационно-аналитическая и развлекательная программа, которая выходит с 29 августа 2010 г. За весь период своего существования на телевидении программа меняла несколько раз свой формат.

• Тематическая фрагментарность выпусков программы

Анализируя выпуски программы «Центрально телевидение», можно заметить, что передачу открывают сюжеты на самые злободневные темы, произошедшие за неделю или в день выхода передачи. Эти темы обычно связаны с политикой. Например, анализируемые выпуски от 30.04.2022, 26.03.2022 и 26.02.2022 начинаются с главной темы - взаимоотношения России с другими странами. Во всех трех выпусках данной теме отводится 3-4 сюжета. Таким образом, несмотря на информационно-развлекательный характер программы, на политические темы отводится большая часть эфира.

Постоянный блок программы - новостной, он открывает передачу, а также периодически перекликается с основным эфиром программы. Отдельно можно выделить подводки и отводки ведущего Вадима Такменёва. В среднем каждая подводка ведущего к репортажу занимает около 3-х минут прямого эфира. Также это может быть перекличка с ведущей новостей Анной Янкиной. При включении информационной студии обычно используется ВМЗ (очень короткий по хронометражу сюжет, текст которого читает ведущий), в котором говорится о только что поступившей информации. В среднем отводки и подводки занимают 20 минут в общем хронометраже программы. Все выпуски передачи завершаются интервью с яркими личностями из разных сфер деятельности.

• Жанровая составляющая программы

Основу программы «Центральное телевидение» составляют материалы аналитического жанра: спецрепортаж и проблемный репортаж. Во всех материалах выпусков даются комментарий или прогнозы экспертов, а также синхроны очевидцев. В программе используется жанр интервью: либо в качестве эксклюзивного материала, либо как финал программы. В новостном блоке телепередачи можно увидеть только ВМЗ.

• Использование технических приемов при создании выпусков программы

Работа в прямом эфире двух студий одновременно делает из передачи «канал в канале». Это позволяет Вадиму Такменёву обсудить события последних минут с соведущей информационной службы НТВ Анной Янкиной и задать свои вопросы корреспондентам программы «Сегодня» во время прямых включений с мест событий. Такая техническая возможность передачи делает «Центрально телевидение» конкурентоспособным с другими информационными передачами и не выводит зрителя из информационного поля, а наоборот помогает быть ему в курсе всех событий, несмотря на то, что основные материалы программы были подготовлены заранее.

Современное оснащение студии позволяет обыгрывать подводки к репортажам на серьезные

политические или экономические темы и создать художественный образ, что упрощает понимание темы и удерживает внимание зрителя. Так, например, в выпуске от 30.04.2022 г. Вадим Такменёв наглядно продемонстрировал в 3D формате американский транспортник Boeing C-17 Globemaster III; в выпуске от 26.03.2022 - транспортировку груза в масштабах студии.

Все репортажи программы сняты и сделаны по стандартам телевидения: наличие разных крупностей, соблюдается правило горизонта, кадры не передерживаются, делаются акценты на деталях, все кадры статичны; в монтаже применяется зачастую прямая склейка. Особое внимание в создании выпусков уделяют аудиоэффектам. Музыка сопровождает все репортажи и чаще всего создает эффект напряжения и интриги, что действует на эмоциональный фон зрителя и тоже способствует удержанию внимания.

• Имиджевые приемы в программе

Главным лицом программы является несменный ведущий Вадим Такменев, который у всех ассоциируется с программой «Центральное телевидение». Это обеспечивает передаче постоянных зрителей, так как программа с Такменёвым выходит с 2010 года и повышает доверие зрителей к программе, ведь ведущий уже хорошо знаком. А присутствие в телепередаче соведущей Анны Янкиной придает ходу программы ритм и не позволяет зрителю переключить свое внимание, отвлечься. Ведущие программы всегда одеты в костюмы, однако не создается эффекта строгости, наоборот, у Вадима Такменева за счет цветных рубашек, тонкого черного галстука, очков, костюма-тройки получается больше коктейльный образ, нежели строгий. Соведущая Анна Янкина тоже всегда ведет свой блок в брючном костюме, однако ее образ не отличается от образа новостной ведущей, что создает баланс в передаче между информационной составляющей и развлекательной.

Таким образом, главными особенностями использования приемов инфотейнмента на современном российском телевидении стали полижанровость, репортажность и новые способы съемки программы. Все инструменты инфотейнмента можно разделить на вербальные и невербальные. Невербальные приемы составляют основу инфотейнмента на российском телевидении и включают в себя имиджевые, технические, структурные и художественные средства. Фрагментарность, детализация, яркая образность, съемка, монтаж, звуковые и визуальные эффекты, персоноцентричность - то, что составляет группу невербальных инструментов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ерёмина Д.А. Интерпретация термина «инфотеймент» в немецких и российских исследованиях масс медиа // Электронный научный журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1429

2. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества // Толковый словарь терминов и концепций. Изд-во Моск. ун-та (МГУ). М., 1999.

3. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие / В. Л. Цвик. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

4. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дис. ...канд. культур. Наук // DisserCat - электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/infoteinment-kak-yavlenie-sovremennoi-mediakultury

5. Зорков Н. Инфотейнмент: возникновение, функции, способы воздействия // Научно-культурологический журнал RELGA [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.relga.ru/ Environ/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.