Научная статья на тему 'Специфика мультимедийного упражнения как электронно-образовательного ресурса в процессе обучения РКИ'

Специфика мультимедийного упражнения как электронно-образовательного ресурса в процессе обучения РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ELECTRONIC AND EDUCATIONAL RESOURCE / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / MULTIMEDIA EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарева Ю. М.

В статье анализируются возможности использования мультимедийных упражнений как электронно-образовательного ресурса в процессе обучения русскому языку как иностранному; рассматривается специфика такого типа упражнений: основные и факультативные компоненты структуры, форма заданий; особенности в формате электронного учебника: гипертекстовая организация учебного пространства, использование мультимедиа, интерактивность, коммуникативность, индивидуальная траектория выполнения, возможность постоянного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MULTIMEDIA EXERCISE AS AN ELECTRONIC AND EDUCATIONAL RESOURCE IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article analyzes the possibilities of using multimedia exercises as an electronic educational resource in the process of teaching Russian as a foreign language; the main features of this type of exercises are considered: Basic and optional components of the structure, form of tasks; features in the format of an electronic textbook: Hypertext organization of the learning space, the use of multimedia, interactivity, communication, individual trajectory of execution, the possibility of constant monitoring.

Текст научной работы на тему «Специфика мультимедийного упражнения как электронно-образовательного ресурса в процессе обучения РКИ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.061 Зубарева Ю.М.

ORCID: 0000-0003-2332-8167, Соискатель, Тульский государственный университет СПЕЦИФИКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

РЕСУРСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Аннотация

В статье анализируются возможности использования мультимедийных упражнений как электронно-образовательного ресурса в процессе обучения русскому языку как иностранному; рассматривается специфика такого типа упражнений: основные и факультативные компоненты структуры, форма заданий; особенности в формате электронного учебника: гипертекстовая организация учебного пространства, использование мультимедиа, интерактивность, коммуникативность, индивидуальная траектория выполнения, возможность постоянного контроля.

Ключевые слова: модернизация, информационно-коммуникационные технологии, электронно-образовательный ресурс, электронный учебник, мультимедийное упражнение.

Zubareva Yu.M.

ORCID: 0000-0003-2332-8167, External Doctorate Student, Tula State University

FEATURES OF MULTIMEDIA EXERCISE AS AN ELECTRONIC AND EDUCATIONAL RESOURCE IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Abstract

The article analyzes the possibilities of using multimedia exercises as an electronic educational resource in the process of teaching Russian as a foreign language; the main features of this type of exercises are considered: Basic and optional components of the structure, form of tasks; features in the format of an electronic textbook: Hypertext organization of the learning space, the use of multimedia, interactivity, communication, individual trajectory of execution, the possibility of constant monitoring.

Keywords: modernization, information and communication technologies, electronic and educational resource, electronic textbook, multimedia exercise.

В условиях современной глобализации, высокого темпа научно-технического прогресса во всех областях жизни общества система высшего образования в России претерпевает фундаментальные изменения, которые характеризуются ориентацией на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Так, в «Государственной программе Российской Федерации „Развитие образования" на 2013-2020 годы от 22 ноября 2012 года» отмечается важность «внедрения и эффективного использования... электронных образовательных ресурсов нового поколения» [1].

В этой связи перед современными вузам стоит задача «разработки и реализации принципиально новых инновационных образовательных продуктов, способных успешно конкурировать на международном рынке образовательных услуг» [2, С. 96]. Это требует оптимизации учебного процесса на всех ступенях российского образования, в том числе и при обучении русскому языку как иностранному (далее - РКИ).

Несмотря на востребованность ИКТ современной системой преподавания, их большой образовательный и лингвометодический потенциал, уже исследованный теорией и методикой РКИ (Э.Г. Азимов, С.А. Фадеев, В.С. Полат, И.И. Дмитриева, Л.А. Дунаева, О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская и др.), многие вопросы представляются, по нашему мнению, недостаточно изученными, в частности специфика, создание и использование мультимедийных упражнений как компонента электронно-образовательного ресурса процесса обучения РКИ.

Решение данной проблемы особенно актуально в связи с практической значимостью исследований в этой области: необходимостью создания новых моделей, форм и типов упражнений, позволяющих повысить эффективность обучения языку.

Целью настоящего исследования является определение специфики мультимедийных упражнений по РКИ и их возможностей в электронно-образовательной среде. Задачами работы - уточнение определения мультимедийного упражнения как базового понятия современной дидактики; изучение его функционирования в электронном учебнике РКИ, разработанном на кафедре русского языка Института международного образования Тульского государственного университета (руководитель проекта - проф., д. пед. н. Л.А. Константинова).

Анализ научно-методической литературы (труды Э.Г. Азимова, О.И. Руденко-Моргун, Т.М. Балыхиной, Л.А. Константиновой, И.И. Ярославской и др.), а также участие в работе над созданием мультимедийных упражнений электронного учебник РКИ ТулГУ (начальный этап обучения) позволили прийти к выводам, изложенным ниже.

1. Мультимедийные упражнения представляют собой новую структурную единицу методической организации учебного материала, которая моделируется и реализуется в специальной обучающей среде, созданной с использованием гипертекста и технологии мультимедия и позволяющей сочетать задания по различным видам речевой деятельности, что делает погружение в языковое пространство максимально эффективным, способствует развитию «языковой личности... в контексте культуры» [3, С. 23]. «Иерархически построенная система упражнений с постепенным преодолением языковых, коммуникативных, психологических трудностей» является основой любого учебника РКИ [4 ,С. 9].

Структура упражнения включает следующие компоненты:

1) название;

2) постановка цели/задачи*;

3) информация-стимул;

4) указание на пути решения задачи (опоры, ориентиры), инструкция*;

5) указание на возможные трудности в понимании материала и выполнении задания;

6) образец выполнения;

7) содержание*;

8) контроль или самоконтроль (ключи)* [5, С. 14].

Компоненты (*) упражнения, являющиеся в традиционном (бумажном) учебнике основными, выполняют те же функции и в электронно-образовательной среде: способствуют тренировке и закреплению навыков, необходимых для формирования языковых компетенций. Однако факультативные компоненты традиционного упражнения в мультимедийном становятся структурообразующими: организуют самостоятельную деятельность учащегося при выполнении заданий.

Форма задания упражнений (внешнее представление) в электронном пространстве, в отличие от традиционного (бумажного) варианта, имеет множество видов. Существует закрытая форма заданий (выбор готового ответа из имеющихся) и открытая форма (дополнение своим ответом - «набор с клавиатуры»).

Мультимедийные средства помогают создать из упражнения модель конкретной наглядной речевой ситуации с помощью фотографии, рисунка, видеозаписи. Дружественный интерфейс (подсказки, возможность исправления ошибок, обеспечение справочной информацией и др.) облегчает процесс выполнения упражнения. Электронный формат «обеспечивает «экономность» - возможность закрепления значительного объема полученных знаний, умений за минимально короткое время» [6, C. 80].

2. При моделировании мультимедийных упражнений необходимо учитывать их специфику. Назовем основные особенности данного типа упражнений, определенные нами в процессе разработки и апробации электронного учебника РКИ ТулГУ.

1) Гипертекстовая организация учебного пространства. В «информационном массиве» упражнения заданы и «автоматически поддерживаются связи между элементами», что позволяет осуществить самостоятельный поиск новой информации в словарях или теоретическом материале учебника [7]. В связи с этим, мультимедийные упражнения направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

2) Использование мультимедиа. «Объединение в компьютерной системе нескольких средств предоставления информации: текста, звука, графики, мультипликации, видео, картинки» - делает упражнение информационно насыщенным, ярким, интересным, усиливает мотивацию учащихся в процессе изучения языка [8].

3) Коммуникативность. Гипертекстовая структура электронной среды учебника позволяет сочетать в одном упражнении задания на тренировку по различным видам речевой деятельности: чтению, письму, аудированию. говорению.

4) Интерактивность. Выполнение упражнения подразумевает «информационное взаимодействие» между учащимся и мультимедийной программой [9]. Присутствие преподавателя имплицитно: продуманная система поиска необходимой информации посредством гиперссылок позволяет учащемуся справиться с трудностями самостоятельно. Однако интерфейс электронного учебника предполагает запись творческих заданий (аудио- и видеофайлов) и удаленной проверки преподавателем с помощью сетевых технологий (почтовых технологий, Skype).

5) Индивидуальная траектория выполнения упражнения. У учащегося есть возможность выбора уровня сложности упражнения, темпа его выполнения, количества обращений к информации, предложенной для дополнительного ознакомления (примерам, иллюстрациям, текстам страноведческого характера).

6) Постоянный контроль процесса выполнения упражнения. Компьютер проверяет и сохраняет полученные результаты, ведет статистику правильно выполненных элементов, показывает процент решения. Это дает возможность учащемуся определять уровень владения языковыми знаниями, степень сформированности речевых умений и навыков, позволяет «самостоятельно корректировать учебную деятельность, прогнозировать ее результативность» [10].

Использование разработанных нами мультимедийных упражнений по РКИ в учебном процессе подтверждает их высокую эффективность. Как мы убедились на практике, система мультимедийных упражнений - компонента электронно-образовательного ресурса современного процесса обучения РКИ - позволяет реализовать принципы открытости, мобильности образования в соответствии с новыми ФГОСами, обеспечивает развитие коммуникативных, творческих, профессиональных знаний и умений иностранных учащихся.

Список литературы / References

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Постановление от 15 апреля 2014 г. №295 -URL:http://минобрнауки.рф .pdf (дата обращения: 30.07.2017).

2. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг. // Вестник международных организаций: Образование, наука, новая экономика. - Москва, 2010. - Т. 5 - № 1- 106 с.

3. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Роль лингвокульторологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - М,2012. - №4. - С.23-27.

4. Константинова Л.А. Лингводидактическая модель обучения студентов-нефилологов письменной научной речи. Автореф. дис. ... д. пед. наук:13.00.02. - Тула, 2004. - 41с.

5. Рогаткин В.А. Задание как минимальная целостная единица учебного процесса в языковом вузе. Автореф. дис. .канд. пед. наук:13.00.02. - Тамбов, 2005. - 24 с.

6. Константинова Л.А., Зубарева Ю.М. ^временные тенденции модернизации высшего образования в процессе обучения РКИ. //Известия ТулГУ. Педагогика. Вып. 4. - Тула, 2016. - 190 с.

7. Шилина М.Г. Интернет-гипертекст общественных связей: характеристики, особенности, тенденции развития // Электронный научный журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 30.07.2017).

8. Хайдаров К.А. Мультимедийные технологии [Электронный ресурс] - URL: http://bourabai.ru/mmt/ (дата обращения: 30.07.2017).

9. Интерактивность. //Академик. Словари и энциклопедии. [Электронный ресурс] -URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/133422 (дата обращения: 30.07.2017).

10. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль, 2008. - 98 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013_2020 godi. Postanovlenie ot 15 aprelya 2014 g. №295 [The State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020. Decision of April 15, 2014 № 295]. - URL: http://минобрнауки.рф .pdf (accessed: 30.07.2017). [in Russian]

2. Koncepciya eksporta obrazovatelnih uslug Rossiiskoi Federacii na period 2011 - 2020 gg. [The concept of export of educational services of the Russian Federation for the period of 2011 - 2020 ] // Vestnik mejdunarodnih organizacii: Obrazovanie, nauka, novaya ekonomika [Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy]. -Moskva,2010. - V. 5 - № 1- 106 P.

3. Deikina A.D._ Levushkina O.N. Rol lingvokultorologicheskogo podhoda v metodike prepodavaniya russkogo yazika kak rodnogo_ kak inostrannogo i kak nerodnogo [The role of the linguocultural approach in the teaching of the Russian language as a native language as a foreign language and as a non-native] // Vestnik RUDN. Seriya: Voprosi obrazovaniya: yaziki i specialnost [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Education issues: languages and specialty]. - Moskva, 2012. - №4. - Р.23-27. [in Russian]

4. Konstantinova L.A. Lingvodidakticheskaya model obucheniya studentov_nefilologov pismennoi nauchnoi rechi. [Linguodidactic model of teaching non-philology students written scientific speech]: а^ге^ dis. ... d. ped. nauk:13.00.02. [abstract of dis. ... of D.Sc. of Pedagogic Sciences:13.00.02]. - Ша, 2004. - 41 Р. [in Russian]

5. Rogatkin V.A. Zadanie kak minimalnaya celostnaya edinica uchebnogo processa v yazikovom vuze. [Task as the minimum integral unit of the educational process in the language university]: аvtoref. dis. ...kand. ped. nauk:13.00.02. [abstract of dis. ... of PhD of Pedagogic Sciences: 13.00.02]. - Tambov, 2005 - 24 Р. [in Russian]

6. Konstantinova L.A._Zubareva Y.M. Covremennie tendencii modernizacii visshego obrazovaniya v processe obucheniya RKI. [Modern trends in the modernization of higher education in the process of teaching Russian as a foreign language] // Izvestiya TulGU. Pedagogika. Vip. 4. [Izvestiya Tula State University. Pedagogika. V. 4]. - ТШа, 2016. - 190 Р. [in Russian]

7. Shilina M.G. Internet_gipertekst obschestvennih svyazei_ harakteristiki_ osobennosti_ tendencii razvitiya [Internet hypertext of public relations: characteristics, features, development trends] // Elektronnii nauchnii jurnal «Mediaskop» [Electronic scientific journal "MediaScope" [Electronic resource]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed: 30.07.2017). [in Russian]

8. Haidarov К.А. Multimediinie tehnologii [Multimedia Technologies] [Electronic resource] - URL: http://bourabai.ru/mmt/ (accessed: 30.07.2017). [in Russian]

9. Interaktivnost [Interaktivnost] // Akademik. Slovari i enciklopedii. [Academician. Dictionaries and encyclopedias. [Electronic resource]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/133422 (accessed: 30.07.2017).

10. Chernyavskaya A.P., GrechinB.S. Sovremennie sredstva ocenivaniya rezultatov obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie [Modern means of evaluating learning outcomes: a teaching tool]. - Yaroslavl, 2008. - 98 Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.