Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / MOTIVATION / MOTIVE / PHYSICAL CULTURE / SPORT / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдов А.А., Студеникин В.А.

В статье рассматриваются вопросы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Определяются мотивы, оказывающие влияние на побуждение человека к занятиям физической культурой и спортом. Предлагаются направления повышения мотивации молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колдов А.А., Студеникин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF YOUTH MOTIVATION FOR CLASSES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article deals with the issues of motivation for physical education and sports. The motives that influence the motivation of a person to engage in physical culture and sports are determined. Directions are proposed to increase the motivation of young people to engage in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

УДК 330

СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Колдов А.А., студент, направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: koldov.98@mail.ru

Студеникин В.А., студент, направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: cnetj@mail.ru

Научный руководитель: Аралбаева Г.Г., доктор экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: galia_aralb@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Определяются мотивы, оказывающие влияние на побуждение человека к занятиям физической культурой и спортом. Предлагаются направления повышения мотивации молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: мотивация, мотив, физическая культура, спорт, здоровый образ жизни.

SPECIFICITY OF YOUTH MOTIVATION FOR CLASSES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Koldov A.A., student, training direction 38.03.04 State and Municipal Administration, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: koldov.98@mail.ru

Studenikin V.A., student, training direction 38.03.04 State and Municipal Administration, Orenburg State University, Orenburg e-mail: cnetj@mail.ru

Scientific adviser: Aralbayeva G.G., Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Orenburg State University, Orenburg e-mail: galia_aralb@mail.ru

Abstract. The article deals with the issues of motivation for physical education and sports. The motives that influence the motivation of a person to engage in physical culture and sports are determined. Directions are proposed to increase the motivation of young people to engage in physical culture and sports. Keywords: motivation, motive, physical culture, sport, healthy lifestyle

Сложившиеся на сегодня условия развития социума существенно повысили потребность в формировании новых направлений по изучению мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Снижение физической активности, рост уровня заболеваемости среди молодежи, ухудшение экологии - все это требует создания в обществе эффективной модели поведения, способной дать отпор перечисленным выше факторам, оказывающим отрицательное воздействие на состояние здоровья человека. Подобной моделью призван стать здоровый образ жизни, включающий в себя занятия физической культурой и спортом.

Необходимые условия здорового образа жизни

подразумевают: следование гигиеническим и санитарным нормам; налаживание благоприятных психологических отношений в ближайшем окружении; побуждение к массовым занятий физической культурой и спортом; гармоничное сочетание времени труда и отдыха.

Очевиден факт того, что регулярно проводимые тренировки в рамках физической культуры и спорта способствуют продлению молодости, улучшению состояния здоровья, являются средством нормализации настроения.

В нынешних реалиях молодежь ведет недостаточно активный образ жизни, в результате чего сталкивается с некоторыми сложностями, относя-

ШАГ В НАУКУ

2, 2019

щимися к учебному процессу, загруженностью делами в течение дня и трудностями в отношениях с окружающими. Таким образом, уровень мотивации к тренировкам в рамках физической культуры и спорта снижается вплоть до нуля, что, в свою очередь, способствует дальнейшему ухудшению состояния здоровья и, соответственно, ухудшению физической и психической устойчивости у молодого поколения.

Весьма важным при организации здорового образа жизни является фактор сознательности применительно к деятельности, связанной с физической культурой и спортом. В качестве базиса стимулирования, направленного на развитие положительных личностных качеств и характеристик, должно быть положено вырабатывание у молодежи мотивации к физической активности и спорту, установки на самосовершенствование [3, с. 8].

Проблематика мотивации к занятиям физической культурой и спортом, прежде всего, актуальна именно для молодого поколения, как категории повышенного риска за счет не до конца сложившегося сознания, как правило, не способного эффективно противостоять приобщению к негативным привычкам.

Путь к эффективной, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только понимая, что заставляет человека поступать так, а не иначе, что побуждает его к действиям, можно выработать эффективную систему форм и методов формирования мотивации у молодежи к физической культуре и спорту.

Определяя понятие «мотивация», возможно отметить, что это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности [5, с. 21].

Что касается такого понятия, как «мотив» (от лат. moveo - двигать) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого становится смыслом всякой деятельности человека. Мотив, находясь в нашем сознании, имеет свой «неповторимый» характер, зависящий от многих факторов, как внутренних, так и внешних, а также от действия параллельно возникающих мотивов [1, с. 275].

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека тренироваться, но и придают занятиям фактор осознанности. Для этого необходимо освоение определенных умений и навыков, благоприятное психологическое состояние, развитие способностей, физических качеств и свойств личности. Проводимые на регулярной основе занятия физической культурой и спортом должны способствовать достижению должного уровня

физического и умственного потенциала молодого поколения.

Существует достаточное количество классификаций мотивов занятий физической культурой и спортом. Рассмотрим наиболее распространенные пять групп мотивов, применимых к спортивной деятельности. Это мотивы, направленные на максимальный результат спортивной деятельности; удовлетворение от процесса занятий; саморазвитие, укрепление здоровья, воспитание нужных черт характера; общение, радость от встреч с другими тренирующимися; награды, льготы, различные командировки, сборы и т. д. [3, с. 53].

Для повышения мотивации молодежи к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой следует направлять учащихся применять различные методы, формы и средства самопознания к занятиям физической культурой, раскрывая при этом ее ценность для здоровья; выбрать наиболее эффективные пути управления своим здоровьем и работоспособностью в соответствии с личностными возможностями и индивидуальными способностями.

Занятия физической культурой, вне зависимости от их форм (теоретические либо практические), должны иметь мотивационную направленность. Важна мотивация начала работы (готовность и включенность), ее хода и завершения -удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.

В результате правильно организованной работы по повышению уровня мотивации у молодежи, спорт и физическая культура станут базисом, способным помочь молодому поколению успешно социализироваться и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности и, на базе такого подхода, обеспечить себе высокую работоспособность и творческую активность на протяжении всей жизни.

Таким образом, процесс повышения мотивации играет немаловажную роль в распространении здорового образа жизни и, соответственно, увеличении состояния здоровья населения, в массовости занятий физической культурой и спортом.

Отметим, что повышение осознанности и активности человека должно происходить не только в учебных заведениях на протяжении взросления, но и на примерах ближайшего окружения. Зачастую влияние примеров из окружения может значить гораздо больше, чем ежедневные занятия в школе, секции или вузе. Бесспорным остается факт индивидуальности каждого человека в восприятии окружающих его мотиваторов. Социально-психологические установки личности играют решающую роль при выборе модели поведения человека.

Литература

1. Тутов С. В., Бульбанович С. В. Практические пути формирования мотивации к занятиям физической культурой / С. В. Тутов, С. В. Бульбанович // Царскосельские чтения. - 2017. - № 2. - С. 274-276.

2. Муллер А. Б. Физическая культура / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 с.

3. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи / И. А. Мартын // Universum: психология и образование. - 2017. - № 6 (36). - С. 7-10.

4. Пушкарская Ю. А. Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой / Ю. А. Пушкарская и др. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - № 2. - С. 97-107.

5. Васельцова И. А. Изучение мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / И. А. Васельцова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 19-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.