180
Круглый стол
обучения языкам, поскольку нельзя овладеть ими без привязки к предметному и социальному миру иной культуры. Именно аутентичные материалы способствуют формированию коммуникативной компетенции, позволяют обучаемым проникнуть в иную национальную культуру, овладеть повседневной лексикой носителя языка. Из числа содержательных аспектов аутентичности в обучении «Языковой культуре мордовского народа» доминирует культурологическая аутентичность, включающая представления об особенностях духовной и материальной культуры мордвы (тексты с опорой на музыкальную и танцевальную терминологию мордовского народа, лексику со значением «одежда», «пища и утварь» и т. п.). Здесь диалектическая связь мордовского и русского народов основана на принципе межкультурного диалога.
Таким образом, в поликультурном образовательном пространстве основополагающей концепцией выступает диалог культур, направленный на формирование личностных качеств студентов, их способность понять иные лингвокультурные ценности и иной образ языкового сознания.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 6. С. 4.
С. А. Исаева, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии
СПЕЦИФИКА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРДОВСКОЙ МУЗЫКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Мордовская музыкальная культура имеет многовековые традиции. Ее становление и развитие неотделимо от художественных процессов, происходивших в культуре народов региона и России в целом. Поэтому своеобразие мордовской музыкальной культуры определяется не только формированием собственной древней основы и многих общих для финно-угров духовных корней, но и многовековыми взаимосвязями со славянскими и тюркскими культурами. В ре-
Межкультурное и межэтническое взаимодействие
181
зультате взаимодействия с русскими «у мордвы сложился оригинальный мелодико-многоголосный стиль, родственный поздним русско-украинским стилям. К моменту зарождения письменных и концертных форм в быту мордовского народа <...> были освоены и православно-христианские традиции хорового пения»1.
Рассматривая состояние мордовской музыкальной культуры на современном этапе, следует отметить ее стремление к сохранению национальной самобытности, что связано с необходимостью поддержания идентичности мордовского этноса. Этот факт подчеркивается наличием развитых фольклорных форм, национального стиля в музыке, системы музыкального воспитания и образования на основе мордовского музыкального фольклора.
Другим компонентом мордовской музыкальной культуры является профессиональная музыка. Можно наблюдать, что в силу исторического пути развития и сложившейся национальной специфики профессиональная практика мордовских композиторов включает в себя развитые механизмы творческой переработки «этнических кодов» многих музыкальных культур (финно-угорской, русской, западноевропейской). Например, композиторы широко используют появившуюся за советский период возможность синтезировать освоенные западные техники композиции с элементами фольклорной музыкальной традиции, опираясь преимущественно на свое понимание темы и профессиональное мастерство. Наиболее яркие образцы сочетания западноевропейских техник и национальных традиций демонстрируют сочинения Г. Г. Вдо-вина, М. И. Волкова, Н. И. Бояркина, Л. П. Кирюкова, Н. В. Кошелевой, Г. И. и Г. Г. Сураевых-Королевых и др.
Таким образом, на современном этапе можно выделить две основные тенденции, определяющие вектор и характер межкультурного взаимодействия мордовской музыки: усиление этнического начала, проникновение в пространство мордовской музыкальной культуры широких внешних влияний.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Бояркина Л.Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под ред. Н.И. Бояркина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. С. 3.