Научная статья на тему 'Специфика метроритмической организации поэтического текста (на примере оперы Г. Г. Вдовина «Пасынок судьбы»)'

Специфика метроритмической организации поэтического текста (на примере оперы Г. Г. Вдовина «Пасынок судьбы») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / МЕТРОРИТМ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР / ОБРАЗНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гулая Т.Н.

Метроритмическая организация звучащего слова в опере анализируется как один из основных аспектов создания художественного образа; рассматривается обусловленность поэтического и музыкального ритма оперной партитуры драматургией произведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика метроритмической организации поэтического текста (на примере оперы Г. Г. Вдовина «Пасынок судьбы»)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 78.04:398.8

Т.Н. Гулая

к. культурологии, доцент кафедры народной музыки ИНК ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

СПЕЦИФИКА МЕТРОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (НА ПРИМЕРЕ ОПЕРЫ Г.Г. ВДОВИНА «ПАСЫНОК СУДЬБЫ»)

Аннотация

Метроритмическая организация звучащего слова в опере анализируется как один из основных аспектов создания художественного образа; рассматривается обусловленность поэтического и музыкального ритма оперной партитуры драматургией произведения

Ключевые слова

Опера, поэтический текст, метроритм, музыкальный размер, образная характеристика

Слово, звучащее в оперном произведении, своей метроритмической организацией активно воздействует на слушателя и выступает структурообразующим компонентом, подчиняющим многоуровневую оперную ткань. Звучащее слово в опере помимо содержательной и интонационной характеристик может быть рифмованным, ритмованным или обладать свободной метроритмикой. С помощью двух противоположных качеств - регулярности и нерегулярности - рождаются различные варианты музыкальных метроритмов, а их чередование необходимо для выстраивания композиционной целостности.

Метроритмическая регулярность, являющаяся следствием повторов словесно-звукового материала, используется композиторами для передачи сюжетной «остановки» в действии. Монометричность таких номеров - одно из условий для создания «отступлений», логично следующих за моментами интенсивного сюжетного развития, характеризующихся метрической нестабильностью. В опере Г.Г. Вдовина «Пасынок судьбы» регулярно-повторный метр используется в первоначальных характеристиках главных персонажей -монологе А.С. Полежаева «Я встречаю зарю» и романсе Кати «Свершилось Лилете...» (I картина). Примерами единой метрической стабильности являются сцена И.П. Бибикова и Кати (II картина), ария Бибикова «Дитя, дитя, в кого она влюбилась» (II картина), ариозо Бибикова «Что говорить - он истинный поэт» (IV картина), монолог Полежаева «Всю жизнь я прожил пасынком судьбы» (III картина).

Значение метроритмической составляющей оперной партитуры подчеркивается многими музыковедами. М.С. Друскин пишет: «Требование жизненного контраста выдвигает в каждом отдельном случае необходимость конкретного проявления в смене указанных ритмов, которая обусловлена степенью напряженности в развертывании конфликта» [3, с. 333-334]. Быстро меняющаяся последовательность размеров необходима для раскрытия сложного внутреннего состояния героя, его противоречивых чувств. Так, в III картине перед монологом Полежаева «Всю жизнь я прожил пасынком судьбы» на небольшом музыкальном материале (16 тактов) размер меняется четыре раза. Метрическая неоднородность речитатива и монолога Кати (I картина), речитативной сцены Кати и Полежаева (I картина) служит передаче внутреннего смятения героев, взволнованности новыми чувствами.

Особый семантический смысл имеет рифмованная организация ткани. Рифмованное слово - система неизменной метрической регулярности (повторов) со специфическими видовыми признаками (рифма и регулярно-акцентный ритм). Главным конструктивным принципом такой организации является подобие с минимальным числом изменчивых единиц. В композиционной структуре произведения - это момент сюжетной неизменности: повторение старых событий преобладает над появлением новых и влечет более медленное развитие сюжета.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

В «Пасынке судьбы» - это два лирических сольных номера - портреты-характеристики главных персонажей: монолог Полежаева (2-х стопный анапест) и романс Кати (2-х стопный амфибрахий). Поэтические первоисточники этих номеров - стихотворения А.И. Полежаева. Привлечение оригинальных сочинений поэта необходимо композитору для создания подлинного образа поэта. Значение рифмы в стихотворениях Полежаева подчеркивается исследователями его творческого наследия: «Нерифмованных стихов у Полежаева нет. Более того, он, по-видимому, отрицательно относился к тому, чтобы писать стихи без рифмы <...> В произведениях поэта присутствуют все основные виды рифмовки: перекрестные, парные и опоясывающие рифмы» [2, с. 172]. Н.Л. Васильев считает, что Полежаев сравнительно редко использует единую рифму и сочетает в пределах одного произведения различные способы и комбинации рифмовки. В стихотворении «Вечерняя заря», ставшего основой монолога Полежаева в опере, используется прием совмещения различных рифм, а в стихотворении «Любовь» (текст романса Кати) применяется перекрестный вид рифмовки.

Ритмованное слово в «Пасынке судьбы» имеет иные функциональные характеристики. Данная структурная организация, имеющая в своей основе регулярные повторы сильных и слабых долей при отсутствии рифмы, добавляет долю изменяемых элементов и способствует возрастанию уровня событийности в опере. Для создания жизненной реальности и правдивости в передаче характера композитор использует имитацию свободной речи. Для этого он отказывается от рифмы, избегает структурной квадратности стиха и удлиняет строку (ария Бибикова «Дитя, дитя, в кого она влюбилась!» (II картина).

Ритмованное слово в опере представлено в форме белого стиха и ритмизованной прозы. Композитор сохраняет в оперном либретто большую часть поэтического текста литературного первоисточника (одноименная пьеса Я.В. Апушкина), содержащего в свою очередь цитаты А.С. Полежаева. Один из фрагментов пьесы демонстрирует органичное вхождение в текст драматической пьесы цитаты из стихотворения «Черные глаза» (выделено курсивом - Т.Г.): И вдруг оно, как ангел благодатный... О нет! как дух карающий и злой Светлее дня, явилось предо мной, С улыбкой роз, пылающих весной На мураве долины ароматной... Что говорить - он истинный поэт. Стихи звучны и глубоки по мысли. Вполне бы мог я ими насладиться, Когда б не знал заранее, кому Они посвящены...

[1, с. 115].

Стихотворение А.С. Полежаева написано рифмованным пятистопным ямбом, текст Я.В. Апушкина -пятистопным ямбом без рифм. «Ритм и строфика тесно взаимодействуют в создании версификационной и общей стилистики и экспрессии произведения. Упорядоченная рифменная структура «консолидирует» строфу. Особенно среднюю по длине: пятистишие, шестистишие - в которых «память» о начальной рифме сохраняется до конца строфы. Поэтому такую отточенную, чеканную форму Полежаев использует в исключительных случаях - как средство создания высокой романтической стилистики» [2, с. 173-174].

Слово со свободной метроритмикой характеризуется нерегулярными акцентами с несистемными, почти отсутствующими повторами. Количество изменяемых элементов достигает максимума и ведущим конструктивным принципом является контраст. Число новых отношений на единицу времени очень плотное, вследствие чего действие приобретает стремительность, драматический накал, сюжет насыщается новыми событиями. Свободная проза используется композитором в написании сквозных сольных и ансамблевых номеров, а также в номерах с нерегламентированной структурой (диалог Кати и Полежаева).

Более частные проявления метроритмической организации звучащего слова в «Пасынке судьбы» подчиняются общему соотношению и логике ритма картин.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Апушкин Я.В. «Пасынок судьбы» // Ялтинская осень / Я.В. Апушкин. - М., 1980. - С. 93-118.

2. Васильев Н.Л. А.И. Полежаев: Проблемы мировоззрения, эстетики, стиля и языка / Н.Л. Васильев. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 232 с.

3. Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классического наследия / М.С. Друскин. - Л.: Музгиз, 1952. - 344 с.

© Гулая Т.Н., 2017

УДК 712.4.01

Числова И. Ю.

студентка 3 курса факультета архитектуры и градостроительного развития Волгоградский государственный технический университет

г.Волгоград, Российская Федерация Иванова Н.В.

к.арх., профессор, заведующий кафедрой «Ландшафтная архитектура и профессиональные

коммуникации»

Волгоградский государственный технический университет,

г.Волгоград, Российская Федерация

ИСКУССТВО ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В РЕКРЕАЦИОНЫХ ЗОНАХ ВОЛГОГРАДА

Аннотация

Статья посвящена изучению приемов ландшафтного дизайна в системе озеленения города на примере искусства ландшафтной архитектуры общественных рекреационных зон. Разработана гипотетическая модель формирования парка, основанная на современных тенденциях паркового искусства и региональных природно-климатических особенностях. Представляется экспериментальная проектная разработка по реконструкции парковой зоны в Красноармейском районе г. Волгограда.

Ключевые слова Искусство озеленения, проект парка, городская среда.

Chislova I.Y.

3rd year student of the Faculty of Architecture and Urban Development

Volgograd State Technical University Ivanova N.V.

k.arh., professor, head of "Landscape Architecture and Professional Communication"

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation

ART OF LANDSCAPE ARCHITECTURE IN RECREATIONAL AREAS VOLGOGRAD

Annotation

The paper studies the techniques of landscape design in the urban greening system on the example of the art of landscape architecture, public recreational areas. A hypothetical model of the park, based on current trends in landscape art and regional climatic characteristics. It is an experimental project on the reconstruction of the development of the park area in the district of Volgograd Krasnoarmeyskу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.