Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ'

СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничная торговля в сельской местности / розничные торговые сети / специфические форматы розничных торговых предприятий / методы организации торгового процесса / retail trade in rural areas / retail trade networks / specific formats of retail trade enterprises / methods of organizing the trading process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашкин М.В.

В данной статье проанализированы специфика, важнейшие проблемы и возможные перспективы развития розничной торговой сети в сельской местности России, наиболее приемлемые и эффективные, по мнению автора, на современном этапе экономического развития форматы розничных торговых предприятий, а также возможные методы организации торгового процесса в сельских магазинах. В рамках сформулированной проблемы анализируется существующее состояние сельского потребительского рынка и розничной торговой сети, кроме того особое внимание уделено основным проблемам и направлениям дальнейшего развития розничной торговли в сельской местности. В частности рассматриваются новые каналы снабжения сельских магазинов, использование в качестве торговых предприятий помещений почты и некоторые другие инструменты повышения эффективности торгового процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Management and Prospects of Development of Retail Trade in Rural Areas

The author of the article analyzes the specifics, the most important problems and possible prospects for the development of a retail trade network in rural areas of Russia, the most acceptable and effective, according to the author, at the present stage of economic development, the formats of retail trade enterprises, as well as possible methods for organizing the trading process in rural stores. Within the framework of the formulated problem, the current state of the rural consumer market and retail trade network is analyzed. In addition, special attention is paid to the main problems and directions for the further development of retail trade in rural areas. In particular, new supply channels for rural stores, the use of post offices as trading enterprises and some other tools to improve the efficiency of the trading process are considered.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 339.37

М.В. Ивашкин

СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Ивашкин М.В. - д-р экон. наук, проф. Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса», тел.: (4212) 57-02-73, e-mail: ivashkin62@mail.ru (ТОГУ).

В данной статье проанализированы специфика, важнейшие проблемы и возможные перспективы развития розничной торговой сети в сельской местности России, наиболее приемлемые и эффективные, по мнению автора, на современном этапе экономического развития форматы розничных торговых предприятий, а также возможные методы организации торгового процесса в сельских магазинах. В рамках сформулированной проблемы анализируется существующее состояние сельского потребительского рынка и розничной торговой сети, кроме того особое внимание уделено основным проблемам и направлениям дальнейшего развития розничной торговли в сельской местности. В частности рассматриваются новые каналы снабжения сельских магазинов, использование в качестве торговых предприятий помещений почты и некоторые другие инструменты повышения эффективности торгового процесса

Ключевые слова: розничная торговля в сельской местности, розничные торговые сети, специфические форматы розничных торговых предприятий, методы организации торгового процесса

В рамках описания различных сторон процесса организации розничной торговли в России за последние годы было написано огромное число научных (и около научных) трудов. От крохотных статей в периодической печати до вполне солидных монографий. Кажется, не осталось ни одной мало-мальски значимой проблемы современного ритейла, не рассмотренной десятками авторов с различной степенью компетентности и профессиональной подготовки. Мы и сами несколько раз обращались к этой, вне всякого сомнения, важнейшей теме, оказывающей серьезное влияние как на экономику всей страны, так и отдельных регионов.

© Ивашкин М. В., 2022

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. №1 (64)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

Вместе с тем следует констатировать, что когда описывают существующие или перспективные форматы, а также анализируют различные аспекты организации коммерческой деятельности розничных торговых предприятий, прежде всего, имеют в виду городские магазины и торговые сети. На наш взгляд, это вполне понятно и объяснимо - статьи и монографии пишут авторы, живущие в городе и весьма далекие от специфических проблем сельской жизни.

В тоже время сельский потребительский рынок, хотя, конечно, и не такой емкий как городской, также требует пристального внимания и детального анализа со стороны специалистов. Более того, по нашему мнению, именно сельский потребительский рынок России сегодня, в силу своей слабой абсолютной и, особенно, структурной насыщенности, обладает значительно большим потенциалом развития, чем городской [1].

Что же из себя представляет сегодняшняя сельская розничная торговая сеть? Вопрос не столь простой как может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, сельское население сегодня это почти 24% от общей численности населения Российской Федерации (и существует тенденция к его увеличению в ближайшие 10-15 лет), что само по себе представляет огромный потенциальный рынок, обладающий весьма любопытной структурой расходов (табл.1).

С другой стороны уровень доходов жителей сельской местности в среднем в 1,5-2 раза ниже, чем городского и это является серьезным сдерживающим фактором для масштабного частного инвестирования в развитие розничной торговой сети на селе.

Таблица 1

Структура расходов на потребление домашних хозяйств в городской и сельской местности в 2018 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних

Виды расходов на потребление домашних хозяйств В городской местности В сельской местности

1. Расходы на продукты питания 33,7 42,0

2. Расходы на непродовольственные товары 36,0 35,8

3. Расходы на алкогольные напитки 1,6 1,4

4. Расходы на оплату услуг 27,6 20,7

5. Стоимость услуг, предоставленных работодателем бесплатно или по льготным ценам 0,2 0,1

Кроме того, уровень развития сельской розничной торговой сети на сегодняшний день является крайне неравномерным.

Если брать густонаселенные западные, южные и центральные районы России, расположенные вблизи крупных городов - там уровень развития торговой сети достаточно высок как по плотности размещения розничных торговых предприятий, так и по их размерам, ассортименту предлагаемых товаров, оснащенности торговым оборудованием прочим базовым параметрам.

В тоже время отдаленные малонаселенные северные и восточные регионы страны обладают крайне слабой торговой инфраструктурой, никоим образом не удовлетворяющей требованиям 21-го века. Более того, за последние четверть века, существовавшая там еще с Советских времен, торговая сеть в зна-

СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА И ПЕРСПЕКТИВЫ -

РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕЛЬСКОЙ ЖЛНЖ ТОГУ. 2022: № 1 (64)

МЕСТНОСТИ

чительной мере деградировала. Причин этому несколько, к важнейшим из которых относятся высокий удельный вес ведомственных торговых предприятий (многие из которых были ликвидированы), резко возросшая стоимость доставки товаров, сокращение численности и уровня доходов проживающего там населения и некоторые другие.

Как ни странно такая критическая ситуация открывает сегодня целый ряд перспективных «окон возможностей» для развития и освоения существующих рыночных ниш в сельской местности. Трудность заключается в том, что освоение этих специфических ниш требует использования нетрадиционных методов и способов организации торгового процесса. Мы в своей статье попробуем сформулировать и, по возможности, экономически обосновать некоторые из них.

Среди большого количества проблем, сдерживающих развитие сельской розничной торговой сети и требующих специфического подхода к их решению, на наш взгляд, следует выделить следующие:

1. Низкая платежеспособность большей части сельского населения;

2. Территориальная рассредоточенность и низкая плотность целевых покупателей для большей части ассортиментных групп потребительских товаров, особенно товаров предварительного выбора и особого спроса;

3. Монопольное положение уже существующих розничных торговых предприятий;

4. Вынужденный универсальный характер в подборе ассортимента большинства магазинов;

5. Крайне низкий уровень подготовки персонала и технической оснащенности подавляющей части магазинов.

Остановимся на анализе каждой из обозначенных проблем более подробно.

Выше мы уже отмечали, что уровень доходов сельского населения значительно ниже, чем городского [2]. Но парадокс заключается в том, что сельские жители по факту вынуждены еще и платить значительно больше, чем горожане за однотипные товары. Связано это, прежде всего, с тем, что малые объемы заказов, отсутствие конкуренции среди поставщиков (об этом более подробно мы еще скажем ниже), а так же географическая удаленность конечных потребителей от оптовых баз и мест производства большинства товаров значительно увеличивают стоимость логистики для сельских магазинов.

Рассредоточенность целевых потребителей (покупателей) является объективной, однако острота этой проблемы в значительной степени может быть сглажена за счет улучшения качества транспортных магистралей. Мы намеренно не написали «автомобильных дорог», поскольку они, хотя и играют важную роль в процессе обеспечения потребностей сельского населения, но отнюдь не являются единственным источником снабжения материальными ресурсами сельских магазинов [3].

Помимо автомобильного актуальным, в плане поставок потребительских товаров в сельскую местность, является также железнодорожный и речной вид транспорта. Использование менее дорогостоящих видов транспорта (к которым относятся речной и железнодорожный транспорт) способно значительно снизить стоимость доставки. Особенно важными эти виды транспорта являются для значительно удаленных от «центров цивилизации» северных и восточных сельских поселений, зачастую не имеющих доступа к круглого-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

дично функционирующим автомобильным дорогам. Проблема здесь кроется в отсутствии специальных транспортных средств малой грузоподъемности. И если доставка малых партий товаров по железной дороге в последнее время частично осуществляется т.н. «рельсовыми автобусами», то использование речных путей для этих целей, после фактической ликвидации весьма значительного флота «плавмагазинов», еще только ждет своего решения.

Следующая проблема - это фактический и абсолютный монополизм существующих в сельской местности торговых предприятий. Большинство сел и деревень в российской глубинке может похвастаться только одним универсальным торговым предприятием и его владелец не горит желанием самостоятельно ликвидировать свою монополию, позволяющую ему получать монопольную сверхприбыль и, при этом, оставаться весьма популярным и уважаемым человеком в своей деревне.

Четвертая (универсальный характер ассортимента магазина) и пятая (низкий уровень технической оснащенности магазинов) проблемы, во многом, являются негативным следствием монополизма сельской торговли, устранение которой приведет к их автоматическому решению.

Какие же пути решения указанных выше проблем представляются нам наиболее возможными и перспективными в существующих экономических реалиях?

Созданный в 2016 г. банковской группой Почты России и банком ВТБ на базе ПАО «Лето Банк» российский розничный банк с государственным участием «Почта Банк», является весьма удачным примером объединения возможностей крупнейшей логистической компании («Почта России») и второго по величине активов банка России. Как следствие банк получил в свое распоряжение крупнейшую сеть представительств во всех регионах России и, прежде всего, в сельской местности.

Нас в этом слиянии интересуют исключительно розничные торговые предприятия, которые уже более десяти лет функционируют на базе сельских почтовых отделений. Такие розничные торговые предприятия объективно обладают рядом конкурентных преимуществ по сравнению с существующими частными магазинами. Прежде всего, более низкими издержками по доставке потребительских товаров, поскольку они используют транспорт, доставляющий почтовую корреспонденцию, а также возможности предварительного заказа необходимых товаров по почте (тем самым, создавая для себя гарантированный спрос).

После создания специализированного банка, возможности (и прежде всего финансовые) таких торговых предприятий еще более расширились за счет использования пластиковых карт банка, получения потребительского кредита и некоторых других чисто банковских инструментов. Кроме того, формирование общероссийской торговой сети на базе почтовых отделений дает импульс к унификации ассортимента и приемов оформления магазинов, повышению качества обслуживания покупателей, внедрению принципов централизованной доставки товаров с региональных оптовых баз и многого другого. Все это повышает доступность товаров для покупателей, делая их жизнь значительно комфортнее и цивилизованнее.

В этой связи, хотелось бы отдельно остановиться на организации торговли по каталогам и образцам.

СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА И ПЕРСПЕКТИВЫ -

РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СЕЛЬСКОЙ ЖЛШК ТОГУ. а)22! № 1 (64)

МЕСТНОСТИ

Появившаяся в России еще в начале 90-х годов, торговля по каталогам достаточно активно развивалась до начала XXI-го века. Затем наступила некоторая пауза, связанная с замещением данной формы организации торгового процесса традиционной торговлей. Однако, уже после 2010-го года наступил своего рода ренессанс, но уже на качественно ином уровне - с использованием электронных каталогов и сети Internet.

Дополнительный толчок развитию торговли по каталогам дал кризис 2014 г., когда резко снизились доходы большинства категорий граждан, и они стали экономить на приобретении большинства потребительских товаров. Пандемия 2020 г. также внесла свою лепту в развитие данной формы организации торговли, но уже по несколько иным причинам.

В сельской местности на все описанные выше процессы накладывает свой отпечаток еще один дополнительный фактор - эффективная логистика. Все дело в том, что у городских жителей нет проблем со своевременным получением заказа, в отличие от сельских жителей, для которых получение заказанного товара (а тем более предъявление претензий) часто становится задачей со многими неизвестными. Использование возможностей системы доставки «Почты России» на всех этапах канала распределения, начиная с размещения заказа и заканчивая получением товара и, в случае необходимости, предъявлением претензий, станет весьма важным инструментом повышения рентабельности «Почты России» с одной стороны, и ее авторитета среди населения

- с другой.

По мере достижения динамического максимума в использовании потребительских ресурсов городского населения, крупнейшие общенациональные торговые сети также будут вынуждены все больше внимания уделять сельским районам. Естественно, вначале это будут районы, непосредственно прилегающие к крупным городам, но в дальнейшем очередь, возможно, дойдет и до «глубинки», при условии, что им (торговым сетям) удастся решить проблему транспортной доступности, о которой мы уже говорили ранее.

Как уже отмечалось выше, серьезнейшим препятствием для развития розничной торговли в сельской местности является низкая покупательская способность населения. Это действительно так, но с одним важным уточнением

- сельские жители вынуждены приобретать значительно меньше городских по причине дефицита у них именно наличных денег. Иными словами, сельские жители обладают товарными ресурсами, но не могут их реализовать и получить за них приемлемую цену и, тем самым, сформировать собственный покупательских ресурс.

Преодолеть это противоречие можно только налаживанием т.н. «встречной торговли».

В советские времена организацией встречной торговли занималось общесоюзное ведомство под названием «Центросоюз», отвечавшее в т.ч. и за развитие системы потребительской кооперации на селе. К сожалению, развал СССР привел к фактическому исчезновению потребкооперации и, как следствие, деградации сельской торговли.

Возрождение системы частно-государственной встречной закупки продукции сельского хозяйства у частных лиц, на наш взгляд, станет важным драйвером активизации экономической жизни, прежде всего, удаленных сельских поселений, вовлечения в торгово-хозяйственные отношения широких масс местных жителей, оздоровления криминогенной обстановки и мно-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

гих других позитивных социально-экономических процессов на селе. Реализация столь масштабных проектов исключительно силами коммерческих организаций маловероятна и не только по причине их низкой эффективности (особенно на первоначальном этапе). Главным здесь является большой объем разовых капиталовложений. Объединение усилий частного и государственного (включая региональный) капиталов, позволит, на наш взгляд, сгладить остроту многих проблем.

Таким образом, подводя итог краткому анализу современного состояния дел и перспектив развития сельского ритейла, следует еще раз подчеркнуть, что не смотря на весьма широкий спектр существующих проблем, формирование торговой сети в сельской местности России имеет вполне серьезные перспективы.

Библиографические ссылки

1. Зубарев А. Е., Челаева Т. В. Методические подходы к оценке социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск, 2021. № 4. С. 121-128.

2. Сюпова М. С., Бондаренко Н. А. Индикаторы социально-экономического развития муниципального образования для целей проведения мониторинга и управлению территорией // Вестник Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск, 2017. № 1. С. 155-164.

3. Бардаль А. Б., Сигитова М. А. Развитие транспортного обслуживания населения приграничного региона: Хабаровский край (Часть 1) // Вестник Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск, 2018. № 1. С. 109-118.

Title: Specifics of Management and Prospects of Development of Retail Trade in Rural Areas

Authors' affiliation:

Ivashkin M. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: The author of the article analyzes the specifics, the most important problems and possible prospects for the development of a retail trade network in rural areas of Russia, the most acceptable and effective, according to the author, at the present stage of economic development, the formats of retail trade enterprises, as well as possible methods for organizing the trading process in rural stores. Within the framework of the formulated problem, the current state of the rural consumer market and retail trade network is analyzed. In addition, special attention is paid to the main problems and directions for the further development of retail trade in rural areas. In particular, new supply channels for rural stores, the use of post offices as trading enterprises and some other tools to improve the efficiency of the trading process are considered.

Keywords: retail trade in rural areas, retail trade networks, specific formats of retail trade enterprises, methods of organizing the trading process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.