Научная статья на тему 'Специфика материального стимулирования ремонтного персонала'

Специфика материального стимулирования ремонтного персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3981
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ / МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА / REPAIR SERVICE / MAINTENANCE / FINANCIAL INCENTIVES / IMPROVING THE EFFICIENCY OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианов А. С.

В статье рассматриваются основные направления совершенствования управления ремонтным обслуживанием технологического оборудования на основе разработки и использования системы материального стимулирования ремонтных рабочих промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INCENTIVES FOR MAINTENANCE PERSONNEL

The article explores the main methods of improving the management of maintenance services of industrial equipment based on the development and application of financial incentives for maintenance personnel.

Текст научной работы на тему «Специфика материального стимулирования ремонтного персонала»

УДК 331.2

А.С. Андрианов

СПЕЦИФИКА МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕМОНТНОГО ПЕРСОНАЛА

В статье рассматриваются основные направления совершенствования управления ремонтным обслуживанием технологического оборудования на основе разработки и использования системы материального стимулирования ремонтных рабочих промышленного предприятия.

Ключевые слова: ремонтное обслуживание, ремонт оборудования, материальное стимулирование, повышение эффективности производства.

A.S. Andrianov

FINANCIAL INCENTIVES FOR MAINTENANCE PERSONNEL

The article explores the main methods of improving the management of maintenance services of industrial equipment based on the development and application of financial incentives for maintenance personnel.

The key words: repair service, maintenance, financial incentives, improving the efficiency of production.

Эффективность основного производства, возможность выпуска конкурентоспособной продукции по совокупности таких показателей, как цена, качество и сроки изготовления, все в большей мере становятся зависимыми от эффективной деятельности вспомогательных служб промышленного предприятия, призванных обеспечивать поддержание технологического оборудования в рабочем состоянии с минимальными издержками.

Постоянное повышение технического уровня и кон -структивной сложности промышленного оборудования, увеличение его количества, внедрение автоматизации производства выдвигают проблему организации труда ремонтного персонала.

Одну из основных целей управления ремонтным обслуживанием можно сформулировать как снижение уровня затрат на ремонт промышленного оборудования. Затраты выражаются в виде:

- прямых затрат: денежных средств, направленных непосредственно на ремонт (оплата труда ремонтного персонала, покупка и изготовление запасных частей, оплата услуг специализированных ремонтных организаций и т.п.);

- косвенных затрат: упущенной прибыли вследствие длительности пребывания оборудования в ремонте. Чем меньше оборудование находится в ремонте, тем выше его производительность, т.е. увеличивается ко -личество производимой предприятием продукции.

Как известно из теоретических источников по теме статьи и практического изучения проблемы, оборудо -вание может подвергаться двум видам ремонта: плановому и аварийному. Рассмотрим каждый вид ремонта и резервы снижения времени нахождения оборудования в нем. В рамках планового ремонта, на наш взгляд, существует четыре пути повышения эффективности ремонта:

1) грамотно спланированное обеспечение запасными частями и узлами, необходимыми для ремонта оборудования, на складе;

2) наличие договоров (соглашений) со специализированными ремонтными организациями или производителями оборудования об его обслуживании. Концентрация ремонта части оборудования на специализированном предприятии, т.е. аутсорсинг ремонта, создает

условия для полного обеспечения предприятий сменными деталями, организации обмена изношенных уз -лов машин на отремонтированные или новые узлы, сокращает сроки ремонта, повышает эффективность производства за счет экономии трудовых, временных и материальных затрат на ремонт;

3) определение сроков службы промышленного оборудования, по истечении которых дальнейшее использование и ремонт оборудования являются экономически нецелесообразными;

4) повышение производительности труда ремонтного персонала.

В свою очередь, в рамках аварийного ремонта, на наш взгляд, существует два пути повышения эффективности ремонта:

1) грамотное планирование ремонта, привязка графика ППР к производственному плану т.е. к загрузке оборудования;

2) повышение производительности труда ремонтного персонала.

Резервы повышения эффективности работы ремонтной службы за счет повышения производительности труда ремонтного персонала существуют как при плановом, так и при аварийном ремонтах. Роль организации труда в повышении эффективности современного производства неуклонно возрастает. В настоящее время в цехах передовых предприятий за счет ее совершенствования обеспечивается до 30% роста производительности труда [1, с. 109].

Место и роль материального стимулирования в организации труда ремонтных рабочих трудно переоценить. Для руководителя предприятия оно выступает мощным рычагом управления. Что же касается персонала, то на него оказывают воздействие несколько факторов: собственно деньги, позволяющие получать от жизни определенные блага, фактор оценки деятельности работника, заставляющий поддерживать определенное качество работы, и фактор социальной значимости как в своем коллективе, так и в различных общественных кругах.

Материальное стимулирование - это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности. Возрастание роли материального стимулирования ремонтного персонала обусловле-

но тем, что в условиях рыночной экономики промышленные предприятия ищут новые модели оплаты труда рабочих, ломающие уравниловку и дающие простор развитию личной материальной заинтересованности. В рыночной экономике необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность ремонтного персонала в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда.

Систему материального стимулирования нужно ориентировать не на квалификацию, полученную по диплому, а на уровень квалификации при выполнении работы или при принятии решения. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате ремонтного персонала обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов по ремонтному обслуживанию технологического оборудования.

На сегодняшний момент материальное стимулирование труда - это одна из самых эффективных систем для побуждения работников к активной трудовой деятельности. Специфика материального стимулирования ремонтного персонала значительно отличается от мотивации основных производственных рабочих промышленного предприятия, так как перед ремонтной службой, как правило, не стоит цель увеличения объема производства, т.е. главной задачей ремонта является не увеличение количества отремонтированных единиц технологического оборудования, а содержание его в состоянии постоянной работоспособности и надежности в эксплуатации. Принципы материального стимулирования ремонтных рабочих заключаются в следующем:

1. Стимулирование высокой производительности труда ремонтных рабочих.

2. Мотивация ремонтного персонала к эффективному и качественному труду.

3. Отражение индивидуального вклада каждого ремонтного рабочего в результат деятельности всей ремонтной службы промышленного предприятия.

Детально разработанная система материального стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создать необходимую заинтересованность работников в росте индивидуальных результатов, повысить уровень их компетентности, качество выполняемых работ.

Для внедрения на промышленном предприятии системы материального стимулирования ремонтных рабочих необходимо сначала ввести систему гарантийного ремонта технологического оборудования и пересмотреть внутренние нормативы, действующие на предприятии , в сторону ужесточения требований к качеству ремонта, технического обслуживания и эксплуатации оборудования согласно Единой системе планово-предупредительного ремонта.

Под системой гарантийного ремонта технологического оборудования понимаются гарантии, предоставляемые исполнителями ремонтных работ, того, что конкретные единицы оборудования, подвергшиеся тому или иному виду ремонтных работ и систематическому межремонтному обслуживанию, при минимальных затратах на их осуществление будут соответствовать требованиям заказчика, ее эксплуатирующего в течение

межремонтных периодов и всего ремонтного цикла в целом. В случае же, если станок не прослужил до следующего планового ремонта в результате некачественных предыдущих ремонтных работ, работник обязан произвести повторный ремонт бесплатно.

Сегодня стало объективной необходимостью, чтобы заработная плата ремонтного рабочего отражала его индивидуальный вклад в результаты деятельности всего ремонтного персонала, находилась в непосредственной зависимости от этой деятельности. Практика показывает, что на большинстве российских промыш -ленных предприятий заработная плата ремонтного рабочего рассчитывается по количеству отработанных им нормо-часов, что не может отражать такой показатель эффективности ремонта, как качество ремонтных работ. Также это не способствует мотивации ремонтного персонала.

Таким образом, системообразующим фактором во внедрении материального стимулирования ремонтного персонала является разработка критериев-измерителей, показывающих реальное достижение работника, на основе которых будет рассчитываться сумма вознаграждения. Поэтому нами предлагается оценивать труд в зависимости от выполнения тех или иных видов ремонтных работ, имеющих определенную базовую стоимость. Базовая стоимость рассчитывается исходя из нормативов Единой системы планово-предупредительного ремонта и складывается из стоимости одного нор-мо-часа, умноженного на общее количество отведенных на эту операцию нормо-часов. На сегодняшний день средняя стоимость одного нормо-часа ремонтных работ на промышленном предприятии «СЭПО-ЗЭМ» составляет 174, 22 рубля. Таким образом, формирование заработной платы ремонтника будет основываться на двух критериях:

1) пработала ли данная единица оборудования положенный срок до следующего планового ремонта;

2) выполнен ли ремонт согласно нормативам:

- внутренним ужесточенным, действующим на предприятии, определяющим выполнение тех или иных видов ремонтных работ;

- Единой системы планово-предупредительного ремонта.

Отсюда следует, что возможны шесть вариантов, по которым будет рассчитываться заработная плата ремонтного рабочего.

1. Ремонтный рабочий выполнил нормативы Единой системы ППР и оборудование проработало до следующего планового ремонта. В этом случае ему начисляется базовая стоимость ремонтных работ - основа для расчетов при других вариантах.

2. Ремонтный рабочий выполнил нормативы Единой системы ППР, но оборудование не проработало до следующего планового ремонта. В этом случае ему начисляется базовая стоимость ремонтных работ, умноженная на коэффициент 0,75.

3. Ремонтный рабочий выполнил внутренние ужесточенные нормативы предприятия и оборудование проработало до следующего планового ремонта. В этом случае ему начисляется базовая стоимость ремонтных работ, умноженная на коэффициент 1,25.

4. Ремонтный рабочий выполнил внутренние нормативы предприятия, но оборудование не проработало до следующего планового ремонта. В этом случае

ему начисляется базовая стоимость ремонтных работ, умноженная на коэффициент 0,8.

5. Ремонтный рабочий не выполнил нормативы, но оборудование проработало до следующего планового ремонта. В этом случае ему начисляется базовая стоимость ремонтных работ, умноженная на коэффициент 0,85.

6. Ремонтный рабочий не выполнил нормативы, и оборудование не проработало до следующего планового ремонта. В этом случае ему начисляется базовая стоимость ремонтных работ, умноженная на коэффициент 0,7.

Важно отметить, что данный алгоритм расчета применяется в случаях сохранения отремонтированным оборудованием технологической точности и соблюдения ремонтным рабочим нормативов по расходу материалов и комплектующих, так как увеличение данного показателя ведет к повышению себестоимости ремонта и технического обслуживания, а снижение - к ухуд -шению качества ремонта.

Для объективной оценки результатов работ по ремонту и техническому обслуживанию на каждую единицу технологического оборудования следует завести карту учета инспекторской дефектации, предназначенную не только для определения размеров материального вознаграждения ремонтного персонала, но и для выявления регулярно повторяющихся дефектов с целью определения их причин и методов устранения. Кроме того, накопление подобной информации необходимо для осуществления модернизации оборудования. Но эффективность этого будет достигаться лишь при условии повышения уровня информатизации и автоматизации методов управления ремонтным обслуживанием на основе современных компьютерных технологий и включения процесса ремонта и технического обслуживания в корпоративную информационную систему предприятия.

При расчете времени нахождения единицы технологического оборудования в ремонте, как в плановом, так и в неплановом, из фактического времени простоя могут быть исключены простои, вызванные отсутствием необходимых для ремонта расходных материалов, деталей или узлов, поставка которых не была запланирована при формировании склада запасных частей. Но данное обстоятельство должно быть своевременно оформлено актом специальной комиссии, в состав которой должны входить представители ремонтных цехов, отдела главного механика, отдела технического контроля и др.

Если в результате некачественного ремонта той или иной единицы технологического оборудования потребуется дополнительный ремонт ранее установленного по плану срока, простой его в данном случае следует прибавить ко времени простоя, допущенного ремонтными рабочими в результате неудовлетворительного состояния закрепленного за ними технологического оборудования.

Принимать технологическое оборудование из капитального ремонта следует после отработки им трех смен, а из среднего ремонта - после отработки одной полной смены. Если в результате испытания после ремонта технологическое оборудование будет признано негодным к эксплуатации, время на испытание необходимо засчитывать как простой. Акт же окончательной

приемки и сдачи оборудования в эксплуатацию после очередного ремонта должен оформляться после дополнительной трехсуточной эксплуатации. Установленная длительность межремонтных периодов должна являться гарантийным сроком работы оборудования после произведенного ремонта.

Поскольку качество и эффективность выполненных работ по ремонту и техническому обслуживанию определяют размер заработной платы рабочих, они непосредственно заинтересованы в постоянном повышении своего профессионального уровня.

К достоинствам данной системы материального стимулирования можно отнести следующее:

- работник четко знает критерии, по которым будет начисляться заработная плата, что поддерживает его мотивацию;

- прослеживается ясная и непосредственная взаимосвязь между действием и стимулом;

- повышается производительность труда ремонтного персонала предприятия;

- из-за простоты расчета и начисления суммы вознаграждения исключается возможность субъективной оценки результатов труда ремонтного рабочего со стороны руководства при формировании заработной платы;

- появляется возможность ранжировать ремонтный персонал: работники 1-й и 3-й групп - первые кандидаты на повышение размеров стимулирования за достижение высоких результатов работы и, наоборот, работники 6-й группы - первые кандидаты для направления на курсы повышения квалификации или на сокращение;

- устраняется главное противоречие между коллективными и индивидуальными результатами труда, существующее при повременной или сдельной форме оплаты.

В условиях применения данной системы материального стимулирования на промышленном предприятии ремонтные рабочие материально заинтересованы в том, чтобы выполнять весь объем работ по ремонту и техническому обслуживанию закрепленного за ними техно-логического оборудования с меньшим числом рабочих в бригаде и с меньшими простоями оборудования в плановых и внеплановых ремонтах. Кроме того, ремонтный персонал в данных условиях заинтересован в более качественном выполнении ремонтных работ и технического обслуживания и в осуществлении контроля условий эксплуатации технологического оборудования основными производственными рабочими предприятия.

Повышение индивидуальной производительности труда ремонтных рабочих вследствие внедрения данной системы материального стимулирования позволяет в дальнейшем сократить общую численность ремонтного персонала предприятия, что особенно актуально в современных условиях кризиса мировой экономики.

Общее время пребывания оборудования в ремонте, как в плановом, так и аварийном, на предприятии ООО «СЭПО-ЗЭМ» в 2007 г. составило 59 320 ч при средней производительности единицы технологического оборудования 2 405,12 руб. в час. Таким образом, упущенная выгода предприятия за счет выбывания оборудования из процесса производства на ремонт за год составила 142 671 718,4 руб. Свести данные потери к нулю невозможно, так как остановка работы технологического оборудования на ремонт или техническое

обслуживание является объективным следствием физического износа составных частей и узлов. Поэтому одной из основных задач управления процессом ремонта является минимизация данных потерь на промышленном предприятии.

Экономический эффект достигается в основном производстве на базе резкого снижения простоев технологического оборудования во всех видах ремонтов, что приводит к значительному увеличению объемов выпуска продукции заданного уровня качества в требуемых количествах при минимальных расходах на эксплуатацию имеющихся основных фондов. Так, внедрение данной системы позволяет снизить время пребывания оборудования во всех видах ремонта в среднем на 30%. В случае с ООО «СЭПО-ЗЭМ» это позволит предприятию получать дополнительный доход в размере 42 801 515,6 руб.

Максимально возможный рост фонда заработной платы ремонтного персонала, обслуживающего технологическое оборудование, вследствие внедрения данной системы материального стимулирования ремонтного персонала может составить лишь 25%. В 2007 г. данный показатель по предприятию «СЭПО-ЗЭМ» составил 5 197 896 руб., поэтому он мог максимально увеличится на 1 299 474 руб. Таким образом экономический эффект составит 41 502 041,6 руб.

В результате сокращения сроков простоев технологического оборудования во всех видах ремонтов увеличивается фондоотдача и снижается себестоимость ремонтных работ и межремонтного обслуживания технологического оборудования, что, в свою очередь, обеспечивает существенное сокращение удельных затрат в себестоимости выпускаемой промышленным предприятием продукции.

После внедрения данной системы материального стимулирования ремонтных рабочих промышленное предприятие приобретает дополнительное конкурентное преимущество, а отсутствие разработанной системы материального стимулирования качественного и эффективного труда ремонтного персонала создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется и на социальной атмосфере в рабочем коллективе.

Таким образом, организация труда ремонтного персонала промышленного предприятия на основе системы материального стимулирования является одним из важнейших факторов повышения эксплутационной надежности технологического оборудования, роста качества продукции и снижения затрат на ее производство.

1. Денисов В .Т. Повышение эффективности холодноштамповочного производства. Саратов: СГСЭУ, 1985.

удк 338.45:621 Н.К. Беккалиева

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЫНОЧНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рассмотрены основные факторы, способствующие обеспечению конкурентных преимуществ машиностроительной продукции на рынке. Выявлены и проанализированы основные проблемы, возникающие при продвижении машиностроительной продукции на рынок, и выработаны предложения по их преодолению.

Ключевые слова: машиностроительные предприятия, машиностроительная продукция, внедрение продукции на рынок, принятие нового товара рынком, конкурентные преимущества.

N.K. Bekkalieva

FACTOR ANALYSIS OF SALES PROMOTION OF MACHINE-BUILDING EQUIPMENT

The author examines main factors that constitute competitive advantage of machine-building equipment in the market. The author identifies and analyses main problems that occur with sales promotion of machine-building equipment. Suggestions have also been made about how to overcome those problems.

The key words: machine-building plants, machine-building equipment, sales promotion, launch of new products, competitive advantage.

В настоящее время для выживания в конкурентной борьбе и обеспечения устойчивого экономического роста машиностроительным предприятиям необходимо проводить активную политику, направленную на поиск эффективных путей продвижения выпускаемой продукции. Рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на восприятие и оценку новой машиностроительной продукции принимающей отраслью. Основной трудностью в принятии нового товара в данном случае является то, что характеристики новой машинострои-

тельной продукции могут быть неизвестны потенциальной единице принятия. Из-за своей неосведомленности принимающая единица не имеет структуры знаний, которая могла бы быть использована для оценки продукта. При этом жесткость требований к обучению потенциальных потребителей затрудняет прогнозирование процесса принятия нового товара. Во многом удовлетворенность от использования продукции будет предопределяться тем, для каких целей она создается: для снижения издержек производства, распределения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.