Научная статья на тему 'Факторный анализ рыночного продвижения машиностроительной продукции'

Факторный анализ рыночного продвижения машиностроительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ПРОДУКЦИИ НА РЫНОК / ПРИНЯТИЕ НОВОГО ТОВАРА РЫНКОМ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / MACHINE-BUILDING PLANTS / MACHINE-BUILDING EQUIPMENT / SALES PROMOTION / LAUNCH OF NEW PRODUCTS / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беккалиева Н. К.

Рассмотрены основные факторы, способствующие обеспечению конкурентных преимуществ машиностроительной продукции на рынке. Выявлены и проанализированы основные проблемы, возникающие при продвижении машиностроительной продукции на рынок, и выработаны предложения по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR ANALYSIS OF SALES PROMOTION OF MACHINE-BUILDING EQUIPMENT

The author examines main factors that constitute competitive advantage of machine-building equipment in the market. The author identifies and analyses main problems that occur with sales promotion of machine-building equipment. Suggestions have also been made about how to overcome those problems.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ рыночного продвижения машиностроительной продукции»

обслуживание является объективным следствием физического износа составных частей и узлов. Поэтому одной из основных задач управления процессом ремонта является минимизация данных потерь на промышленном предприятии.

Экономический эффект достигается в основном производстве на базе резкого снижения простоев технологического оборудования во всех видах ремонтов, что приводит к значительному увеличению объемов выпуска продукции заданного уровня качества в требуемых количествах при минимальных расходах на эксплуатацию имеющихся основных фондов. Так, внедрение данной системы позволяет снизить время пребывания оборудования во всех видах ремонта в среднем на 30%. В случае с ООО «СЭПО-ЗЭМ» это позволит предприятию получать дополнительный доход в размере 42 801 515,6 руб.

Максимально возможный рост фонда заработной платы ремонтного персонала, обслуживающего технологическое оборудование, вследствие внедрения данной системы материального стимулирования ремонтного персонала может составить лишь 25%. В 2007 г. данный показатель по предприятию «СЭПО-ЗЭМ» составил 5 197 896 руб., поэтому он мог максимально увеличится на 1 299 474 руб. Таким образом экономический эффект составит 41 502 041,6 руб.

В результате сокращения сроков простоев технологического оборудования во всех видах ремонтов увеличивается фондоотдача и снижается себестоимость ремонтных работ и межремонтного обслуживания технологического оборудования, что, в свою очередь, обеспечивает существенное сокращение удельных затрат в себестоимости выпускаемой промышленным предприятием продукции.

После внедрения данной системы материального стимулирования ремонтных рабочих промышленное предприятие приобретает дополнительное конкурентное преимущество, а отсутствие разработанной системы материального стимулирования качественного и эффективного труда ремонтного персонала создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется и на социальной атмосфере в рабочем коллективе.

Таким образом, организация труда ремонтного персонала промышленного предприятия на основе системы материального стимулирования является одним из важнейших факторов повышения эксплутационной надежности технологического оборудования, роста качества продукции и снижения затрат на ее производство.

1. Денисов В .Т. Повышение эффективности холодноштамповочного производства. Саратов: СГСЭУ, 1985.

удк 338.45:621 Н.К. Беккалиева

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЫНОЧНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рассмотрены основные факторы, способствующие обеспечению конкурентных преимуществ машиностроительной продукции на рынке. Выявлены и проанализированы основные проблемы, возникающие при продвижении машиностроительной продукции на рынок, и выработаны предложения по их преодолению.

Ключевые слова: машиностроительные предприятия, машиностроительная продукция, внедрение продукции на рынок, принятие нового товара рынком, конкурентные преимущества.

М.К. ВвккэНвуа

FACTOR ANALYSIS OF SALES PROMOTION OF MACHINE-BUILDING EQUIPMENT

The author examines main factors that constitute competitive advantage of machine-building equipment in the market. The author identifies and analyses main problems that occur with sales promotion of machine-building equipment. Suggestions have also been made about how to overcome those problems.

The key words: machine-building plants, machine-building equipment, sales promotion, launch of new products, competitive advantage.

В настоящее время для выживания в конкурентной борьбе и обеспечения устойчивого экономического роста машиностроительным предприятиям необходимо проводить активную политику, направленную на поиск эффективных путей продвижения выпускаемой продукции. Рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на восприятие и оценку новой машиностроительной продукции принимающей отраслью. Основной трудностью в принятии нового товара в данном случае является то, что характеристики новой машинострои-

тельной продукции могут быть неизвестны потенциальной единице принятия. Из-за своей неосведомленности принимающая единица не имеет структуры знаний, которая могла бы быть использована для оценки продукта. При этом жесткость требований к обучению потенциальных потребителей затрудняет прогнозирование процесса принятия нового товара. Во многом удовлетворенность от использования продукции будет предопределяться тем, для каких целей она создается: для снижения издержек производства, распределения

или маркетинга, для производства более качественных или передовых продуктов, обеспечивающих новые выгоды клиентам фирмы или позволяющих ей выйти на новые рыночные сегменты.

Восприимчивость к инновациям пользователя во многом определяется, как было отмечено выше, особенностями отрасли, в которой он оперирует. В одних отраслях конкуренция заставляет фирмы постоянно внедрять новые технологии, в других наблюдается безразличие к инновациям. Готовность к обновлению, по-видимому, зависит от двух групп переменных - структурных и коммуникативных факторов. К структурным факторам относятся однородность отрасли, интенсивность конкуренции и изменчивость спроса. К факторам коммуникации - частота и четкость сигнала, уровень профессионализации, космополитизм отрасли. Сначала рассмотрим структурные факторы, предопределяющие принятие нового товара отраслью-потребителем.

Предприятия-покупатели продукции также действуют в условиях конкурентной среды. При этом, на наш взгляд, определенный уровень конкуренции стимулирует признание инновации, но с определенного момента финансовые ресурсы отрасли истощаются, и процесс принятия нового товара подавляется. Роли инноваций в сохранении преимущества по издержкам и поддержании структуры рынка посвящена работа Р Левина, в которой автор отмечает: «Финансируя научные исследования из квазиренты, заработанной благодаря обладанию передовой технологией, действующие на рынке фирмы получают возможность постоянного возобнов -ления преимущества по издержкам перед потенциальными его участниками» [3]. У. Абернати и Дж. Аттербэк предположили, что с интенсификацией конкуренции тип принимаемых инноваций изменяется с преимущественно товарных инноваций на обновление технологических процессов [2]. Из этого следует, что принятие инновации происходит быстрее в тех случаях, когда интенсивность отраслевой конкуренции находится на среднем уровне.

Весьма интересным представляется анализ ситуации, когда существует неопределенность спроса на новую продукцию. Ведь в данном случае крайне важно учитывать производный (вторичный) характер спроса на машиностроительную продукцию, предопределяемый первичным спросом на потребительские товары, для производства которых данная промышленная продукция и предназначается.

В отраслях, где точное определение спроса на продукцию фирм сопряжено со значительными трудностями, основные конкуренты не имеют возможности определить те уровни маркетинговых усилий и объемы производства, достижение которых приведет к возникновению высоких входных барьеров. Следовательно, чем ниже точность прогнозов спроса на продукцию, тем более интенсивной является конкуренция между фирмами отрасли и тем больше вероятность принятия инноваций. Однако данное условие не выполняется, если на рынке сложились постоянные условия и уровень конкуренции. При этом восприимчивость к инновации наиболее отчетлива, если стратегия вытеснения новых участников требует обновления технологий для снижения издержек или для завоевания новых сегментов рынка. Следовательно, условиями позитивного влия-

ния неопределенности спроса на время принятия то -вара рынком являются следующие ситуации:

- когда в данной конкурентной ситуации преградой на входе в рынок выступает величина издержек, а также имеется потенциал для снижения цены (или для повышения эффективности);

- когда стратегия вытеснения заключается в том, чтобы заполнить пробелы в удовлетворении разнородных потребностей рынка при условии, что новые продукты или новые сегменты требуют технологического обновления.

Неопределенность спроса определяет неточности прогнозирования потребностей покупателей, которые тем больше, чем больше различия в предпочтениях покупателей товаров потребительского назначения. Вследствие расхождений в потребительском спросе для удовлетворения нужд различных рыночных сегментов необходимы разные товары и услуги, а значит, возникает спрос на инновации, в которых потребители увидят значимые для себя выгоды. Аналогичная ситуация складывается, когда происходящие во внешней среде изменения вызывают перемены в потребностях покупателей или технологическое отставание. Следовательно, неопределенность спроса, как правило, положительно соотносится с принятием рынком новых товаров.

Точно так же, как и в среде предприятий-произво-дителей, в принимающей отрасли огромную роль играют особенности построения и организации системы информационных связей между субъектами рынка. Отрасль может быть охарактеризована по открытости коммуникаций и информированности участников рынка о стратегических намерениях деятельности друг друга. С точки зрения доступности информации выделяют чрезвычайно замкнутые отрасли и такие, в которых фирмы специально предоставляют неоднозначные или вводящие в заблуждение сведения, касающиеся их инвестиционной политики, внедрения новых производственных процессов, политики в области ценообразования и продвижения продуктов и т.д. Коммуникативная открытость отрасли означает количество потенциально полезной информации, которой обмениваются ее участники. Открытость коммуникаций измеряется по числу издаваемых отраслевых журналов, торговых ассоциаций, членству в торговых ассоциациях и участию в работе отраслевых совещаний, количеству проводимых пресс-конференций, информативности ежегодных отчетов, межорганизационных контактов. Основываясь на результатах исследования деятельности ряда российских машиностроительных предприятий, можно прийти к выводу о том, что чем более тесными являются коммуникационные связи между участниками в принимающей отрасли, тем быстрее осуществляется принятие новой продукции данной отраслью.

В заключение отметим, что стимулирующее воздействие на спрос оказывает транснациональный уровень отрасли. Чем он выше, тем шире внешняя интеграция отрасли, на большее количество заграничных рынков выходит новая продукция, ускоряется ее распространение и увеличивается спрос на нее.

Полученные результаты проведенного факторного анализа условий освоения и принятия новой машиностроительной продукции рынком представлены в таблице.

Факторы, способствующие обеспечению конкурентных преимуществ новой машиностроительной продукции на рынке

Факторы рыночной среды, ра зраб аты ваю щей продукцию отрасли Факторы рыночной среды, принимающей продукцию отрасли

Высокая степень интенсив -ности конкурентной борьбы в отрасли Интенсивность отраслевой конкуренции находится на среднем уровне

Известность и положитель -ный имидж производителя, торговой марки

Стандартизация новых технологий, ориентация на бо -лее совершенные стандарты Высокий уровень неопреде -ленности спроса, трудности в его точном прогнозировании. Высокие темпы изменения первичного спроса (на потребительские товары)

Высокий уровень организации вертикальной координации в области информационных связей между производителями и потребителями Высокий уровень коммуникационных связей между участниками в принимающей отрасли

Высокий уровень затрат на проведение научных и маркетинговых исследований и выработку соответствующей маркетинговой программы Высо кий тра нс на цио нал ьн ый уровень отрасли

Вместе с тем существует ряд факторов, оказывающих влияние на диффузию нового товара и воздействующих одновременно на состояние как предлагающей продукцию отрасли, так и принимающей. К таким факторам в первую очередь можно отнести общеэкономическое состояние в стране. Если оно стабильно, уровень инфляции невысок, то не нарушается процесс обновления технической базы производственных предприятий, основных потребителей новой продукции и на нее постоянно существует спрос, стимулирующий научно-технический прогресс в обществе. Экономическая дестабилизация общества делает невозможным вложение средств в технико-технологические инновации из- за их быстрого обесценивания и ухудшения финансового состояния предприятий-пользователей но-вовведений. Следствием этого является падение спроса на новую продукцию производственного назначения [4].

Кроме того, особенности политической обстановки имеют огромное значение для машиностроительных предприятий, производящих научно-техническую продукцию, и предприятий, ее приобретающих. Так, например, если для поставки новой научно-технической продукции в конфликтные регионы политическая нестабильность является тормозом, то для сбыта военно-технической продукции она же является стимулом, порождая и стимулируя спрос на новые виды техники, т.е. данный фактор может действовать разнонаправлено.

Большое значение для стимулирования разработки, предложения и спроса на новую машиностроительную продукцию имеет правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Если наука и научное обслуживание, производство и вложение средств в техническое перевооружение субъектов рыночной экономики пользуется налоговыми льготами, это является мощным фактором, стимулирующим разработку и внедрение нововведений, т.е. спрос на них даже в условиях инфляции.

Одним из факторов, предопределяющих принятие новой машиностроительной продукции рынком, является технический прогресс, в связи с ускорением которого происходит быстрое моральное старение большого числа видов продукции. Так, закономерность научно-технического цикла, периодичность перехода на качественно более высокий технический уровень создает возможность производства принципиально новой машиностроительной продукции, стимулируя положительную динамику спроса на нее [1].

Соотношение на рынке старой и новой продукции как фактор принятия новой машиностроительной продукции рынком частично порождается действием технического прогресса. Поскольку спрос на продукцию, предлагаемую на рынке длительное время, постепенно затухает, это затухание вызывает спрос на ее новые виды, что приводит к цикличности спроса и стимулирует обновление продукции.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, отметим, что с внедрением новой машиностроительной продукции на рынок и ее принятием потребителями напрямую связана конкурентная среда поставщиков. Структурные характеристики отрасли и ресурсные обязательства фирмы-поставщика выступают в качестве важнейших показателей, оказывающих прямое влияние на анализируемый процесс. В то же время для определения восприимчивости к новшеству важна конкурентная среда, в которой оперируют потенциальные новинки. В этой связи при планировании машиностроительными предприятиями своей инновационной деятельности (при разработке и выводе на рынок новых товаров) должен проводиться всесторонний анализ отраслей, принимающих и предлагающих данную новинку. Только такой двусторонний подход позволит предприятию получить объективную оценку возможностей и перспективности освоения новых товаров.

1. Карачаровский В.В. Высокотехнологичное развитие и либеральная парадигма // ЭКО. 2003. № 9.

2. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008.

3. Оболенский В.П. Научно-техническая сфера России и ее позиции на внешнем рынке // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 9.

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.