Научная статья на тему 'Управление ассортиментной стратегией машиностроительного предприятия'

Управление ассортиментной стратегией машиностроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ. / MANAGEMENT / PRODUCT LINE / MACHINE-BUILDING ENTERPRISES / ORDERS PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкина Л. О., Антоничев А. В.

Исследуется комплекс проблем по формированию ассортимента продукции одному из направлений повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галкина Л. О., Антоничев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT LINE STRATEGIC MANAGEMENT OF A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

The article deals with various problems of product line development which is considered as one of the ways to improve competitiveness of a machine-building enterprise.

Текст научной работы на тему «Управление ассортиментной стратегией машиностроительного предприятия»

УДК 338.24:621

Л.О. Гал кина, А.В. Антоничев

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОМ СТРАТЕГИЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследуется комплекс проблем по формированию ассортимента продукции - одному из направлений повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия.

Ключевые слова: управление, ассортимент продукции, машиностроительные предприятия, портфель заказов.

L.O. Galkina, A.V. Antonichev

PRODUCT LINE STRATEGIC MANAGEMENT OF A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

The article deals with various problems of product line development which is considered as one of the ways to improve competitiveness of a machine-building enterprise.

The key words: management, product line, machine-building enterprises, orders portfolio.

Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятий в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре [2].

Каждому машиностроительному предприятию, перед тем как планировать объем производства, формировать производственную программу, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, на каких рынках, когда и по каким ценам оно будет реализовывать. Для этого необходимо изучить спрос на машиностроительную продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, уяснить возможность организации производства по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого машиностроительного предприятия необходимо начинать со следующего:

- с изучения платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснования плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- с анализа факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценки риска невостребован-ности продукции;

- с оценки конкурентоспособности продукции и изыскания резервов повышения ее конкурентоспособного уровня;

- с разработки стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

- с оценки эффективности производства и сбыта продукции.

Основная цель анализа - изучение спроса на машиностроительную продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависит производственная мощность предприятия и степень ее исполь-

зования в процессе производственной деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, увеличивается себестоимость продукции и, как следствие, возникают убытки. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска не-востребованности продукции, который возникает вследствие отказа от нее потребителей. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба. Каждое предприятие должно учитывать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий риска невостребованности продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

К внутренним причинам невостребованности продукции относятся:

- неправильно составленный прогноз спроса на продукцию предприятия;

- неправильная ценовая политика;

- снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;

- неэффективная организация сбыта и рекламы продукции.

К внешним причинам невостребованности относятся:

- неплатежеспособность покупателей;

- повышение процентных ставок по вкладам;

- социально-экономические факторы;

- политические решения и др.

Как известно, от развитости рынков сбыта машиностроительной продукции зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.п. Система формирования ассортимента должна включать определение текущих и перспективных потребностей покупателей, особенно-

стей покупательского поведения на различных рыночных сегментах, оценку конкурентной среды аналогичной продукции и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Следовательно, управление ассортиментом представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели предприятия.

Планирование и управление ассортиментом -неотъемлемая часть коммерческой деятельности предприятия. Основной задачей планирования и формирования ассортиментного перечня является подготовка востребованной спецификации на выпускаемые товары и изделия и передача их соответствующим структурным подразделениям предприятия для изготовления опытного образца или модификации уже выпускаемого товара, удовлетворяющего потребительские предпочтения.

В ходе управления ассортиментом выпускаемой продукции важно определить стратегическое направление, которое будет отправной точкой при принятии управленческих решений, касающихся сбыта. При совершенствовании ассортимента целесообразно использование стратегии сбыта, ориентированной на продукт. От выбора ассортимента зависит положение предприятия на рынке. По мере наполнения рынка товарами возникает конкуренция среди производителей. Поэтому основным оценочным критерием управления ассортиментом является его конкурентоспособность. Однако наряду с конкурентоспособностью при принятии управленческих решений необходимо учитывать и целый ряд других факторов, имеющих для предприятия сбытовое, финансовое и производственное значение.

Как известно, ассортимент выпускаемой продукции зависит от множества факторов, которые влияют на ее производство и сбыт. Естественно, что при расширении ассортимента выпускаемой продукции не обойтись без принятия управленческих решений. Процесс управления ассортиментом предприятия может осуществляться по нескольким направлениям: поиск и отбор идеи ассортимента выпускаемой продукции, разработка и испытание товаров, внедрение на рынок, создание действенной системы реализации продукции [3].

Возникает вопрос о правомерности применения термина «управление ассортиментом». Его необходимо понимать не как изолированное мероприятие, существующее только при сбыте определенного объема продукции, а как элемент управления производственным процессом при изготовлении продукции в целом наряду с управлением портфелем заказов, производственной программой, себестоимостью, использованием основных фондов при производстве той или иной номенклатуры продукции системой реализации и т.д. Управление ассортиментом продукции не только не препятствует управлению вышеперечисленными направлениями, но они получают дополнительный импульс для совершенствования на тех машиностроительных предприятиях, которые серьезно относятся к конкурентоспособности и расширению сферы интересов на рынке. Управление ассортиментом продукции в первую очередь должно базироваться на организации производства и на ритмичности производственного процесса, соблюдении технологической дисциплины,

объективном и тщательном выполнении портфеля заказов и производственной программы с целью поставки на рынок конкурентоспособной продукции. А это необходимые условия для совершенствования как производственного процесса, так и процесса реализации продукции.

На наш взгляд, принципиально новой в организации работ по управлению ассортиментом продукции должна быть замена отдельных и разрозненных мероприятий, проводимых ранее от случая к случаю, комплексом мероприятий, которые обеспечат заданный ассортимент и объем продукции необходимого качества на всех уровнях, от стадии разработки, подготовки производства до выпуска и реализации.

Так, на стадии разработки продукции и вплоть до выпуска опытной партии необходимо обеспечить взаимосвязь отделов главного конструктора, главного технолога, материально-технического снабжения и реализации и т.п. На этой стадии должна быть создана продукция, отвечающая требованиям конкурентоспособности, и подготовлены условия для бесперебойного и стабильного выпуска продукции (массового или серийного). К сожалению, на практике этого не происходит, так как, закончив этап подготовки к выпуску опытной партии продукции, машиностроительные предприятия начинают ее серийный выпуск и потом длительное время продолжают вносить изменения в конструкцию в связи с претензиями потребителей, что, в свою очередь, сказывается на имидже предприятия и на конкурентоспособности продукции. Поэтому на стадии разработки продукции необходимо с позиций конъюнктуры рынка точно и правильно сформулировать требования к надежности и бесперебойной работе, эргономике, стандартизации. Также при выборе комплектующих необходимо учитывать их качество, надежность, стоимость и т.п.

На стадии производства продукции необходимо обеспечивать текущей информацией все заинтересованные подразделения машиностроительного предприятия, к которым относятся: производственные подразделения (цехи, участки и т.п.), отделы главного конструктора, главного технолога, главного механика, технического контроля, а также планово-диспетчерский, планово-экономический, финансовый отделы и сбытовые подразделения. На стадии производства продукции к важнейшим функциям относятся внедрение новой техники и технологий, замена морально устаревшего оборудования, обеспечение стабильности и точности производственного и технологических процессов.

На стадии реализации продукции стоит задача содействовать оптимальному продвижению продукции на рынок. К числу требований здесь могут относиться условия хранения и транспортировки, организации каналов товародвижения, для крупных и габаритных изделий - монтаж у заказчика, пусконаладочные работы, содействие в освоении изделия, планово-предупредительные ремонты, включая составление графика их проведения.

Автоматизированная система управления ассортиментом на предприятии позволит решить многие задачи вышеперечисленных стадий. Так, на стадии производства данная система позволит гибко управлять процессами выпуска необходимой рынку продукции с

учетом информации как о внутренних проблемах предприятия, так и о возникающих отклонениях на рынке. В системе управления ассортиментом особая роль отводится информации. Например, если информация удовлетворительна с точки зрения системы, то предприятие продолжает выпуск продукции в соответствии с производственной программой в необходимом объеме и ассортименте. В противном случае принимаются меры по изменению производственной программы.

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 2002.

3. Кунявский М.Е., Кублин И.М., Распоров К.О. Управление маркетингом промышленного предприятия. М.: Международные отношения, 2004.

4. Организация производства на предприятии: учебник для технических и экономических специальностей / под ред. О.Г Туровца и Б.Ю. Сербиновского. Ростов н/Д: МарТ, 2002.

5. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия: производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. М.: Гардарики, 2003.

удк 338.45:662.7 И.О. Герштанский

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

В статье рассмотрены проблемы малого бизнеса при добыче и переработке небольших объемов нефтегазовых ресурсов. Обосновывается необходимость создания малых предприятий по переработке нефти на низкорентабельных месторождениях.

Ключевые слова: малый бизнес, нефтепереботка, газопереработка, нефтяная отрасль, предпринимательство, резервы.

I.O. Gershtanskiy

EFFICIENT USE OF OIL AND GAS RESOURCES BY SMALL BUSINESSES

The article describes the problems of small business in extraction and processing of small volumes of oil and gas resources. The necessity to establish small enterprises for processing crude oil at low-margin deposits is stressed. The key words: small business, oil and gas processing, oil industry, entrepreneurship, reserves.

Нефтяная промышленность имеет особое значение для экономики России, так как является технологической специфической системой. Поэтому новый этап освоения ресурсов нефти, связанный с конъюнктурой цен на международном рынке и развитием нефтеперерабатывающего производства, вызывает необходимость решения ряда достаточно сложных проблем. Исходя из анализа сложившейся ситуации в нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем секторах, следует особо подчеркнуть отсутствие отечественных разработок технико-технологического характера, связанных в первую очередь с разработками и обеспечением необходимым оборудованием процессов бурения, добычи и переработки углеводородных ресурсов, являющихся сырьевой базой для ряда отраслей народного хозяйства.

Несмотря на возникшие в последнее время затруднения, связанные с понижением цен на углеводородные ресурсы, нефтяным компаниям необходимо рассматривать проблемы эффективности производства, а также проблемы комплексного и рационального использования месторождений, которые связаны с наличием действующих мощностей, способных принять дополнительные объемы углеводородного ресурса с новых месторождений и их максимальной переработкой. Однако в настоящее время только в общих чертах обосновывается возможность создания новых произ-

водств по переработке непосредственно в районах сосредоточения нефтяных и газовых запасов.

Расточительность при добыче полезных ископаемых означает, что мы сознательно идем на реализацию малоэффективных планов развития, характерной чертой которых являются существенные экономические потери, классифицируемые по следующим направлениям:

1. Потери сырьевых ресурсов непосредственно в недрах. Эта практически полностью теряемая часть углеводородного сырья составляет примерно 60%, в газодобывающей отрасли - 25 - 30%. Такой высокий уровень ресурсов, оставляемых в нефтегазосодержащих горизонтах, предопределен объективными условиями. Во-первых, отсутствием современных технологий извлечения, а во-вторых - укоренившейся практикой, при которой ввод новых месторождений в эксплуатацию осуществляется в условиях отсутствия полного цикла технологических мероприятий.

2. Потери ресурсов вследствие некомплексной переработки углеводородного сырья. Следует отметить, что нефть и газовый конденсат, кроме продуктов, непосредственно получаемых при переработке, в своем фракционном составе содержат ряд соединений, которые не улавливаются в технологическом процессе перегонки, в результате чего снижается эффективность добычи и переработки исходного сырья, создается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.