СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ
Формирование оптимального ассортимента на рынке машиностроительной продукции
Беккалиева
Наталья Климентьевна
Кандидат экономических наук, декан факультета государственно-правового управления Балаковского филиала РАНХиГС
Natalia K. Bekkalieva
Candidate of Economic Sciences, dean of the faculty of legal foundation of Public Administration of Balakovo branch of RANEPA
УДК 334
Forming of the optimum range of machine building products on the corresponding market
Проводится маркетинговый анализ рынка машиностроительной продукции. При этом основное внимание уделяется проблеме формирования оптимального ассортимента, вопросам анализа динамики рынка и структуры спроса.
Ключевые слова и словосочетания: оптимальный ассортимент, рынок машиностроительной продукции, модифицированная продукция, многофункциональные изделия, машиностроительные предприятия.
The analysis of the machine-building products market is suggested. The main issue of the research is forming of the optimum range of the corresponding market products, analysis of the market dynamics and demand structure.
Key words and word combinations: optimum range, market of machine-building products, modified products, multifunctional products, machine-building enterprises.
Формирование оптимального ассортимента в условиях кризиса является актуальной задачей любого машиностроительного предприятия. Современный рынок определяет необходимый ему ассортимент, а задача предприятии - удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При этом ассортимент продукции должен приносить прибыль длительный период времени и способствовать росту объема продаж.
Рационально сформированная ассортиментная политика ускоряет реализацию продукции, способствует сокращению затрат, времени на выбор и приобретение необходимого товара, а также способствует удовлетворению спроса потенциальных потребителей. Ассортимент выделяет отдельные виды товаров, их группы и создает условия для определения спроса, изучения, прогнозирования и планирования, учета и отчетности. Для формирования ассортимента предприятие осуществляет разработку ассортиментной концепции. Для правильного построения оптимальной ассортиментной структуры за основу берутся требования определенных потребительских групп.
Главная цель ассортиментных концепций - сориентировать предприятие на реализацию и продажу продукции, которая будет соответствовать имеющемуся спросу с учетом различных потребностей покупателей.
При этом учитываются различные показатели: многообразие видов товаров (с учетом типологии покупателя); уровень и соотношение цен на продукцию данной группы и данного вида; уровень и частота обновления ассортиментной группы.
Неоптимальная структура ассортимента оказывает непосредственное влияние на уровень прибыли, потерю выгодных конкурентных ниш на перспективных рынках и, как следствие, снижение экономической устойчивости предприятия. Рассматривая задачи по оптимизации товарного ассортимента, необходимо правильно оценить перспективность разработки новой продукции с учетом последствий влияния на деятельность компании продвижения на рынке нового товара.
При этом формирование оптимального ассортимента должно учитывать ряд факторов и условий, а также их взаимодействие с внешней и внутренней средой предприятия.
Процесс обновления товарного ассортимента включает несколько этапов, на которых осуществляется оценка востребованности нового товара на рынке: Первый этап включает процесс анализа динамики рынка и структуры спроса (с установленной периодичностью инициируется процесс оптимизации).
При этом необходимо правильно определить структуру ассортимента, выделяя рациональную структуру выпускаемой продукции, основой которой является розничный ассортимент. В него входят групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров, а также количество разновидностей ассортимента, предлагаемое оптовому покупателю (min количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах).
Рассчитывается коэффициент полноты ассортимента путём отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем:
На втором этапе происходит финансовый анализ разработанных предложений. При этом учитываются финансовые возможности производства новой продукции с учетом ее влияния на существующий ассортимент и изменения прибыли организации.
При этом необходимо соотнести уровень прибыли, получаемый при текущем ассортименте:
п
Рис. Условия формирования оптимального ассортимента.
к»=—
Рн
ы
с уровнем прибыли, получаемой в результате изменения или обновления ассортимента:
Социально-экономическое развитие территорий
п =ЯБ £ I - С
где
/=4 &
Ii - новая доля каждого изделия.
На третьем этапе утверждается окончательный вариант структуры ассортимента с включенной в его состав новой продукцией. Рабочая группа, в которую входят специалисты сбытового, экономического и других подразделений (производство, закупки, логистика), разрабатывает и согласовывает окончательный вариант решения по обновлению и оптимизации ассортимента продукции компании [2 , с. 96].
На данном этапе можно произвести расчет оптимальной структуры ассортимента продукции, при котором производитель будет получать прибыль:
Правильный расчет оптимальной структуры ассортимента позволяет предприятию выбрать наиболее рациональный и эффективный способ обновления и модернизации продукции.
Рассматривая деятельность машиностроительных предприятий в области формирования оптимального ассортимента продукции можно выделить различные способы их применения. Например, ОАО «Газаппарат» (Саратовская область) использует в своей практике ассортиментную концепцию путем разработки оптимальной ассортиментной структуры и товарного предложения.
При этом учитываются предпочтения и интересы различных потребительских групп. Разрабатываемая комплексная программа организационного и технического развития «Освоение новых изделий, повышение качества и долговечности продукции» направлена на формирование оптимальной структуры предприятия.
ОАО «Газаппарат» регулярно организует процесс формирования оптимального ассортимента путем производства ряда новых товаров, отвечающих по тем или иным характеристикам требованиям покупателей, с дополнительными или новыми функциями, как, например, производство экологически безопасной продукции, пользующейся высоким спросом со стороны промышленных предприятий: датчики загазованности, пожарные сигнализации, соединяемые при необходимости непосредственно с поставляемым газовым оборудованием. Данное производство позволило предприятию в условиях кризиса выйти на новые сегменты рынка и открыть новые каналы сбыта продукции.
Аналогичный опыт в области оптимизации ассортимента продукции путем его модернизации имеет предприятие ООО «ЭПО «Сигнал» (г. Энгельс, Саратовская область). Производство пластикового корпуса для газовых счетчиков вместо металлической поверхности требует меньше трудозатрат (труд одного рабочего за станком для обработки пресс-порошка сопоставим с трудом пяти рабочих в литейном цехе), что в конечном итоге способствует удешевлению процесса производства и снижению цены товара.
Все эти условия позволяют привлечь новых потребителей и выйти на новые рынки, расширяя рынки сбыта и уровень производства.
Так, например, выпускаемые ОАО «Нефтемаш» (Саратовская область) САПКОН насосы имеют моторы редукторов, отличающиеся друг от друга ходами и КПД в зависимости от типа агрегата.
Благодаря применению принципов агрегатирования и унифицирования, возможна оптимизация ассортимента продукции путем модификации изделия за счет проведения элементарной замены мотора редуктора, например, с подачей 1,6 л/ч на мотор с подачей 0,8 л/ч. Таким образом, фактическая замена практически равных по конструкции моторов приводит к изменению КПД агрегата.
В настоящее время большинство машиностроительных предприятий в области стремятся к созданию новых, многофункциональных изделий, которые могут сочетать в себе функции двух или более независимых конструкций, способных в большей степени удовлетворять требованиям потребителей, благодаря совершенствованию их качественных показателей, а также облегчать работу с этим оборудованием, делая её более простой и комфортной.Так, на предприятии г. Саратова ОАО «Сарэнергомаш» происходит регулярный процесс формирования оптимального ассортимента путем создания новых многофункциональных изделий, путем объединения конструкторских узлов и функций других, уже производимых установок. Если ранее завод
выпускал солерастворители и фильтры, предназначенные для смягчения воды, то покупателю необходимо было приобретать оба вида оборудования. Модифицированная новая продукция - блочные водоподготовительные установки - объединила в себе функциональные элементы двух независимых агрегатов и позволила эффективно оптимизировать товарный ассортимент.
Таким образом, машиностроительные предприятия в целях обеспечения собственного конкурентного положения на рынке должны постоянно обновлять существующий товарный ассортимент, что позволит им обеспечивать оптимальную структуру производства, постоянный сбыт и стабильную прибыль.
Библиографический список:
1.Бурцев, В.В. Внутренний контроль сбытовой деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования / В.В.Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.- №6.-138с.
2.Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Издательство «Финансы и статистика», 1993. - С. 96-100.
3. Капп Т. О. Совершенствование маркетинговой деятельности по сбыту подшипниковой продукции в условиях нестабильной экономики: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05.: защищена 25.01.11 : утв. 18.07.11 / Капп Т.О. М. 2011.-165с.
4.Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Маркетинговые стратегии для российских компаний / И.В. Липсиц. - М.: ГУ ВШЭ, 2006.-184с.
5.Наймарк Ю.Ю. Теория организации машиностроительного производства (Основы, формы и методы организации производства): Учеб. Пособие. - М.: МИУ, 1985.
6.Никиткин В.В., Гурова И.В. Роль маркетинговых исследований в разработках стратегии выведения нового продукта на рынок// Маркетинг в России и за рубежом.- 1999.-№ 4.-С.13-18.
7.Рыбченко С.А., Евстигнеева Т.В. Методы стимулирования сбыта / С.А. Рыбченко, Т.В. Евстигнеева. -Ульяновск: УлГТУ, 2007.-184с.