Выходные сведения статьи:
Лагута И.В., Коротыч И.О. Специфика маркетинга в строительстве. Внедрение маркетинговых мероприятий // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 6(18). URL: https://regrazvitie.ru/spetsifika-marketinga-v-stroitelstve-vnedrenie-marketingowh-meropriYatii/_
УДК 339.13
Специфика маркетинга в строительстве. Внедрение маркетинговых мероприятий
© 2016 Лагута Ирина Владимировна1
E-mail: ilaguta2013@Yandex.ru © 2016 Коротыч Ирина Олеговна
E-mail: ir.nikonova2011@Yandex.ru
Архитектурно - строительный институт Самарского государственного технического университета
В статье изучены маркетинговые особенности в строительстве. Рассмотрены сферы строительного бизнеса, которые затрагивает маркетинг. Выделены особенности строительного маркетинга и обозначены проблемы, которые встречаются на пути достижения цели. Рассмотрены этапы оптимизации маркетинга в строительстве, а также выделены тактики, придерживаясь которых, можно, в конечном итоге, достигнуть максимальной прибыли. Проанализированы тактики дифференцированного и единого маркетинга. Разобран процесс ассимилирования деятельности предприятия к существующим рыночным условиям, состоящим из выполнения четырех основных этапов, а именно проведение анализа конъюнктуры рынка, определение целевых рынков, разработка комплекса маркетинговой программы, реализация намеченных целей.
Ключевые слова: строительный маркетинг, строительные услуги, производство строительных материалов, технология производства строительных работ, товарно-денежные отношения.
The specificity of marketing in construction. Implementation of marketing activities.
© 2016 Laguta Irina Vladimirovna
E-mail: ilaguta2013@yandex.ru © 2016 Korotych Irina Olegovna
E-mail: ir.nikonova2011@Yandex.ru
Architecture and Civil Engineering Institute of Samara State Technical University
The article studied marketing especially in construction. We consider the scope of the construction business, which involves marketing. Obtained building marketing features and marked with the problems encountered in achieving the goal. The stages of marketing optimization in construction,
1 Лагута Ирина Владимировна - старший преподаватель кафедры технология и организация строительного производства, ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194).
2 Коротыч Ирина Олеговна - магистрант направления «ТОСП», ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.
ISSN 2410-1672 (online)
Regional development • № 6(18) • 2016 Sectoral and inter-regional complexes
http://regrazvitie. ru regrazvitie@yandex. ru
as well as isolated tactics, following which, we can, in the end, to achieve the maximum profit. We analyzed the tactics of differentiated and unified marketing. Dismantled the process of assimilation of the company to the current market conditions, consisting of the execution of four main stages, namely the analysis of market conditions, identify target markets, develop a set of marketing programs, the implementation of the goals.
Keywords: construction marketing, construction services, construction materials, production technology of construction, commodity-money relations.
Маркетинг - это деятельность компании, связанная с покупкой и продажей продукта или услуги. Она включает в себя рекламу, продажу и доставку товаров для людей. Марке-тинг-это все, что компания делает, чтобы привлечь клиентов и поддерживать с ними отношения. Четыре " П " маркетинга - product, place, price и promotion, т.е. продукт, место, цена и продвижение.
Многофункциональность - это основная специфика маркетинга, так как он затрагивает многие сферы строительного бизнеса, такие как: изготовление строительных материалов, предоставление строительных услуг, инженерное и техническое обслуживание зданий [1-3]. Рассмотрим каждую их трех сфер более подробно.
1. Производство строительных материалов. Здесь основной задачей маркетинга является проведение анализа рынка, выяснения объема спроса на данный товар, экономический расчет издержек и мощностей производства. В данной сфере наблюдается большая конкуренция, так как она достаточно хорошо развита.
2. Предоставление строительных услуг проходит совместно с изготовлением строительных материалов. Оно включает транспортные услуги, снабжение клиента необходимой техникой и различными комплектующими. Эта сфера характеризуется следующими маркетинговыми решениями: необходимо определиться с объектом и местом строительства, то есть занять свою нишу на рынке, чтобы целевой клиент заинтересовался данным предложением.
3. Инженерное и техническое обслуживание включает в себя все виды отделочных и ремонтных работ.
Можно сделать вывод о том, что маркетинг является неотъемлемой частью строительного производства, однако данная система развивается достаточно медленно, в сравнении с остальными отраслями экономики. Это происходит в связи с тем, что в строительной индустрии много сложных коммерческих связей, большое разнообразие строительных материалов, но при этом малое количество кадров, имеющих достаточную квалификацию. Все вышеизложенное приводит перебоям в работе и снижению их качества.
Особенности строительного маркетинга:
1. Количество отделений строительных организаций может быть достаточно большим и находиться достаточно далеко друг от друга. При этом характер их работы может быть временным или сезонным, что приводит к мобилизации производства, т.е. готовность сменить место дислокации на другое в сжатые сроки, согласно договору/
2. На скорость и качество выполнения работ влияет климатические и природные условия. Они могут снизить не только скорость работ, но также и сместить сроки их окончания и ввода объекта в эксплуатацию. Также влияние оказывает место расположения необходимых природных ресурсов (щебень, песок). При отдаленном расположении тратятся деньги и время на их перевозку.
3. Технология производства строительных работ обширна и включает множество типов работ и услуг. А именно: земляные, железобетонные работы, отделочные работы, а также разработка дизайна и благоустройство территории.
4. Организация товарно-денежных отношений в современных условиях требует все больших затрат. Анализ рынков говорит о том, что больше всего расходов приходится на транспортную логистику, что составляет порядка 20% от общей доли затрат на организацию строительного производства.
5. Негативными факторами, влияющими на строительство, являются такие факторы, как недостаточное количество оборотных активов предприятия, неверное планирование и, как следствие, неравномерное распределение строительно-монтажных работ, неплатежеспособность заказчиков, а также недостатки в самой системе государственного контроля и регулирования [4].
Но данные проблемы решаемы, путем внедрения необходимых методов и программ маркетинга. Они позволят оптимизировать строительный процесс, что приведет к увеличению прибыли и правильному распределению времени.
Достигнуть оптимизированного строительного процесса можно благодаря созданию службы, занимающейся маркетингом. Данная служба должна анализировать весь маркетинговый процесс и деятельность самого предприятия, путем изучения действительных показателей по строительству и сбыту готовой продукции, а также вносить новые идеи и предложения для дальнейшего усовершенствования [5]. Маркетологам необходимо четко сформулировать цели и задачи предприятия, чтобы понимать весь процесс достижения желаемого результата. В их компетенцию также входит разработка и усовершенствование оптимальных маркетинговых программ, максимизирующих прибыль.
Маркетологи предприятия разрабатывают программу, которая должна служить основой для всех планов строительной организации. На нее необходимо ориентироваться при любом планировании. Это позволит верно рассчитать финансовые вложения и гармонизировать их, а также предотвратить возникновение рабочих просчетов, правильно оценить свои возможности, плюсы и минусы, отличающие от конкурентов.
Так, главным этапом в разработке маркетинговой программы для строительных предприятий, специализирующихся на возведение зданий и сооружений, является сегментация рынка - разделение клиентов на группы. Деление может производиться по нескольким признакам: географическим, экономическим и демографическим [6].
При этом компании могут придерживаться различных тактик, таких как:
- дифференцированный маркетинг, в котором разрабатывается программа стратегии для всех конкурентных областей рынка по отдельности. Такая тактика позволяет достигнуть максимального сбыта продукции и сделать прибыль в долгосрочной и близкой перспективе более стабильной, а также снизить риск потери денежных средств;
- единый маркетинг, в котором целью маркетинга является только максимальная продажа зданий определенного типа.
Важно заметить, что маркетинговые программы необходимо внедрить, но, и самое главное, умело ими управлять. Ведь управление маркетингом в строительстве — это процесс ассимилирования деятельности предприятия к существующим рыночным условиям, состоящим из выполнения 4 основных этапов, а именно [7]:
ISSN 2410-1672 (online) Regional development • № 6(18) • 2016 http://regrazvitie. ru
Sectoral and inter-regional complexes regrazvitie@yandex. ru
• проведение анализа конъюнктуры рынка;
• определение целевых рынков, на которые будет направлена деятельность организации;
• разработка комплекса маркетинговой программы;
• реализация намеченных целей.
Вывод. Грамотная маркетинговая программа обязательно должна быть умелой, ситуационно целесообразной, иметь налаженную и развитую систему эффективной коммуникации с потенциальными потребителями, другими участниками рынка, обществом, иначе усилия по позиционированию своего товара могут не принести желаемого результата.
Список литературы
1. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. М.: ИНФРА, 1999. 219 с.
2. Гавриленко А.Г., Долгалева Е.В., Гончарова Л.А. Маркетинг в строительстве. Учебное пособие. - Макеевка: ДонНАСА, 2005. 189 с.
3. Федоренко В.М. Маркетинг в строительстве. - М. Издательство строительных вузов, 1994. 168 с.
4. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Маркетинг для технических ВУЗов. - Ростов н/д, Феникс, 2001. 480 с.
5. Гусева М.Н., Коготкова И.З. Маркетинг в строительстве: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 2011. 320 с.
6. Парамонова Т.Н. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров. Москва: Дашков и К0, 2014. 284 с.
7. Абрамова Г.П., Касаев Б.С., Гаджинский А.М. Маркетинг. Учебное пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2003. 173 с.
References
1. Basovskij LE. Marketing. Kurs lekcij. M.: INFRA, 1999. 219 s.
2. Gavrilenko A.G., Dolgaleva E.V., Goncharova L.A. Marketing v stroitel'stve. Ucheb-noe posobie. - Makeevka: DonNASA, 2005. 189 s.
3. Fedorenko V.M. Marketing v stroitel'stve. - M. Izdatel'stvo stroitel'nyh vuzov, 1994. 168
s.
4. Fed'ko V.P., Fed'ko N.G., Shapor O.A. Marketing dlja tehnicheskih VUZov. - Rostov n/d, Feniks, 2001. 480 s.
5. Guseva M.N., Kogotkova I.Z. Marketing v stroitel'stve: Uchebnoe posobie. M.: Knizhnyj mir, 2011. 320 s.
6. Paramonova T.N. Marketing torgovogo predprijatija: Uchebnik dlja bakalavrov. Moskva: Dashkov i K, 2014. 284 s.
7. Abramova G.P., Kasaev B.S., Gadzhinskij A.M. Marketing. Uchebnoe posobie dlja vuzov. M.: Infra-M, 2003. 173 s.