Научная статья на тему 'Специфика маркетинга Украины и России на современном этапе'

Специфика маркетинга Украины и России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / УКРАИНА / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / MARKETING / UKRAINE / RUSSIA / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яненко А.Е.

Поиск новых источников роста экономики двух стран опирается на внешнеэкономическое сотрудничество. В его основе лежит использование маркетинга и его идей. Статья посвящена обзору специфики маркетинга России и Украины в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика маркетинга Украины и России на современном этапе»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 4 (50)

ISSN 2221-7347

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД

УДК 339.9

А.Е. Яненко* *

СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГА УКРАИНЫ И РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Поиск новых источников роста экономики двух стран опирается на внешнеэкономическое сотрудничество. В его основе лежит использование маркетинга и его идей. Статья посвящена обзору специфики маркетинга России и Украины в современных условиях.

Ключевые слова: маркетинг, Украина, Россия, сотрудничество.

Реалии сегодняшнего дня ярко показывают нестабильность мировой рыночной системы. В данных условиях расширение сбытовых рынков и захват новых становиться как никогда жизненно необходимым для отечественных компаний [1]. При этом наиболее простым для адаптации продукции и услуг российских компаний являются рынки постсоветских государств крупнейшим из которых является Украина. И этот процесс является взаимным. Так, целью данной статьи является рассмотрение схожих и отличительных особенностей украинского и российского подхода в маркетинге.

Процессы глобализации приводят к росту уровня конкуренции между странами, сокращению способности большинства национальных экономик конкурировать в полном объеме с более успешными странами Северной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. В условиях глобализации региональное внешнеэкономическое сотрудничество способствует экономическому развитию расположенных рядом государств. Украина и Россия имеют много общего: историю, географию, культурное наследие.

К основным экономическим факторам способствующим развитию внешнеэкономического сотрудничества необходимо отнести [2]:

1) территориальная и морская близость, которая снижает логистические затраты на транспортировку товаров и услуг;

2) инфраструктурная составляющая (железные и автомобильные дороги, воздушные пути, трубопроводный транспорт и т.д.), позволяет глобально реализовывать совместные проекты на внешних рынках;

© Яненко А.Е., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.4

* Яненко Анна Евгеньевна - студент, Волгоградский государственный технический университет.

Научный руководитель: Бельских Игорь Евгеньевич - доктор экономических наук, профессор, Волгоградский государственный технический университет.

60

New university

Economics & Law 2015. № 4 (50)

ISSN 2221-7347

3) наличие хозяйственных связей территориально-промышленных комплексов (общее становление народного хозяйства в эпоху дореволюционной России и СССР) формирует особый уровень экономического взаимодействия;

4) наличие геополитических интересов связанных с развитием рыночных экономик Украины и России, это сотрудничество в рамках стран СНГ, одинаковая историко-экономическая динамика развития с 1991 г. и т.д.;

5) отсутствие языковых барьеров способствует выстраиванию равноправных предпринимательских и потребительских связей между нашими странами.

На наш взгляд, очевидно, что такое сочетание факторов будет в долгосрочной перспективе способствовать взаимовыгодному внешнеэкономическому сотрудничеству.

Развитие украинского и российского маркетинга в его современном виде берет начало с распада СССР и начала формирования в его бывших республиках рыночной модели экономики. Ведь до этогодействовали такие условия, в которых производителям не нужно было беспокоиться о продвижении своего товара или услуги на рынок. Требования рыночной экономики совсем иные. Они заставляют бизнес бороться за потребителя, придумывая разнообразные стратегии. Поэтому бизнесу возникшему на постсоветскому пространстве пришлось тяжело и необходимо экспресс-методом наверстывать упущенный в советские времена практический опыт эффективного продвижения товаров и услуг.

По мнению Шона Смита, известного английского маркетолога, представители украинского бизнеса довольно хорошо осведомлены об основных мировых маркетинговых практиках, тенденциях продвижения бренда, стратегиях лидерства, взаимодействия с клиентами и позиционирования компании. При этом их осведомленность лишь теоретическая. Украинскому бизнесу не хватает практических знаний, опыта применения изученной теории. В то время, когда российский бизнес обладает несколько большим практическим опытом, отмечает Смит. Это прежде всего связанно с тем, что в последние годы ведущие российские компании все чаще привлекают к своей деятельности специалистов по маркетингу из ведущих западных стран. В этом отношении российские компании имеют большее преимущество перед украинскими в виду несколько больших бюджетных возможностей.

Маркетинг в России и Украине во многом схоже. В его основе использование основного языка - русского, культурная общность [3]. Развитость рынка примерно на одном уровне, одинаковые тенденции и методы продвижения. Но есть и свои особенности, с которыми приходится считаться, для получения максимального эффекта [4].

В обеих странах практически все население понимает и может использовать русский язык. И, если в случае России и ее регионов хватает с головой одного лишь русского языка практически во всех случаях, то в Украине ситуация несколько иная. Абсолютно русскоязычными регионами являются лишь восточные и южные области. В центральной и, особенно, западной Украине часто имеет смысл использовать рекламу на украинском языке и использовать маркетинговые решения украинском языке, ведь целевая аудитория считает именно украинский своим родным языком.

Специфика маркетинга в данных странах опирается на поиск альтернативных и национально ориентированных моделей поведения фирм на рынках. Успешные предпринимательские структуры работающие на общий потребительский рынок есть и в России и на Украине. Например, пооизводители конфет, обоев, зубной пасты и других потребительских товаров [2].

А так же - разный уровень конкуренции и разные бюджеты на выполнение маркетинговых программ в Россиеи Украине. В регионах России практически всегда и конкуренция и, соответственно, бюджет выше.

Сегодня уровень развития экономики и межгосударственных связей затруднен геополитическими причинами. В перспективе, после завершения геополитических противоречивых процессов идущих на территорииУкраины, сопоставление особенностей и различий маркетинга Украины и России возможно в новых условиях сотрудничества.

61

Новый университет

Экономика и право 2015. № 4 (50)

ISSN 2221-7347

Библиографический список

[1] Бельских И.Е. Кризис региональной экономики 2015-2017 гг. в России: поиск альтернатив развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 26. - С. 2-9.

[2] Бельских И.Е. Национальные интересы России и Украины: стратегические факторы, способствующие внешнеэкономической интеграции и партнерству // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №1. - С. 14-19.

[3] Московцев А.Ф. Модернизация российской экономики с позиций системного единства обществ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 12. - С. 2-9.

[4] Бельских И.Е. Украина и Россия: факторы способствующие внешнеэкономическому сотрудничеству // Матер1али V м!жнародно! науково-практично! конференци «Сучасш проблеми глобальных процеав у свггорш економщк - Кшв: Нацюнальний аыацшнний ушверситет, 2010. - С. 14.

UDC 339.9.

A.E. Yanenko

SPECIFICS OF MARKETING OF UKRAINE AND RUSSIA TODAY

The search for new sources of economic growth between the two countries based on foreign economic cooperation. It is based on the use of marketing and his ideas. Article reviews the specifics of marketing in Russia and Ukraine in modern conditions.

Keywords: Marketing, Ukraine, Russia, cooperation.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.