Научная статья на тему 'Специфика лексикона и дискурса как основание типологизации субкультурных журналов'

Специфика лексикона и дискурса как основание типологизации субкультурных журналов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
274
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРНЫЙ ЖУРНАЛ / СУБКУЛЬТУРНЫЙ ЛЕКСИКОН / СУБКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС / SUBCULTURE MAGAZINE / SUBCULTURE LEXICON / SUBCULTURE DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андреев Вадим Константинович

В статье рассматриваются типы молодежных субкультурных журналов, определяемые в соответствии со спецификой построения дискурса, использования субкультурной лексики, тематики статей, ракурса рассмотрения субкультурных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE VOCABULARY AND DISCOURSE AS THE BASIS OF THE TYPOLOGY OF SUBCULTURE MAGAZINES

The article examines the types of youth subculture magazines; the types are determined in accordance with the specifcs of the discourse construction, the use of the subculture lexis, subjects of the articles, the angle, from which subculture phenomena are examined.

Текст научной работы на тему «Специфика лексикона и дискурса как основание типологизации субкультурных журналов»

УДК 801.3

В. К. Андреев

СПЕЦИФИКА ЛЕКСИКОНА И ДИСКУРСА КАК ОСНОВАНИЕ ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУБКУЛЬТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ

В статье рассматриваются типы молодежных субкультурных журналов, определяемые в соответствии со спецификой построения дискурса, использования субкультурной лексики, тематики статей, ракурса рассмотрения субкультурных явлений.

Ключевые слова: субкультурный журнал, субкультурный лексикон, субкультурный дискурс.

Современная масс-медийная сфера учитывает интересы самых разных групп потенциальных потребителей медиапродукции. Считается, что «современные средства информации стремятся максимально приблизиться к уровню потребителя массовой культуры, стараются говорить на его языке и вполне в этом преуспевают» [11, с. 248].

Анализируя дискурс субкультурного журнала, мы можем трактовать его как текст в специфической ситуации общения, рассчитанной на понимающего собеседника. В этом дискурсе человек проявляется как представитель определенной группы, как носитель особой культуры, особого субкультурного знания.

Основная цель такого дискурса — объединить участников субкультуры, снабдить их общими знаниями, подтвердить общность картины мира, общность субкультурного кода. Одной из составляющих субкультурного кода является субкультурный лексикон. Под субкультурным лексиконом понимается достаточно широкий круг единиц (слов и составных наименований), позволяющий осуществлять коммуникативную деятельность в рамках субкультуры. Можно выделить четыре группы таких единиц.

Жаргонизмы-терминоиды (первичные обозначения субкультурных реалий). В терминологии В. В. Химика, это арготизмы, «рациональные номинации-термино-иды (подобные терминам), используемые в практических интересах профессии, ремесла, дела» [11, с. 12].

Имена собственные (обозначения известных деятелей субкультуры или лиц, знаковых для субкультуры, названия произведений, музыкальных групп, спортивных команд и т. д.). В эту же группу можно отнести субкультурно значимые словесные товарные знаки (товарный знак — «словесное обозначение марки товара, в равной степени относящееся к каждому экземпляру в данной серии и ко всей серии в целом» [8, с. 127].

Слова из общенационального языка, из других языков или социолектов, приспособленные для обозначения базовых субкультурных понятий.

Собственно жаргонизмы (вторичные обозначения реалий, названных единицами первых трех групп). Слова этой группы, помимо номинативной, выполняют и другие важные функции (эмоционально-экспрессивную, смеховую, креативную, функцию экономии языковых средств).

В субкультурных журналах все эти единицы выступают как парольные знаки. Их количество, принципы отбора и использования позволяет авторам журнала по-разному отражать субкультуру или отдельные субкультурные практики. По особенностям использования субкультурной лексики, тематике статей, ракурсу рассмотрения субкультурных явлений, в целом, по специфике построения дискурса можно выявить три типа субкультурных журналов.

I. Первый тип отражает субкультуру так, как она понимается большинством ее носителей, такой, какой она «должна быть», причем отражает в полном объеме концепты, дискурс, мировоззрение и т. д.

К этому типу относятся, например, журналы геймеров (геймеры — люди, увлекающиеся компьютерными и видеоиграми, чаще всего полностью погруженные в виртуальную реальность): «Вестник Идеального Мира», «Игромания», «PC Game», «Шпиль».

Вот характеристика дискурса журнала «Игромания», данная редакцией издания: «Рецензии и превью «Игромании» — это не просто набор фактов, не беллетристика о том, как мы играли, и не советы по прохождению. Не скрупулезное, но бессмысленное перечисление того, что в игре есть и чего нет. Это в первую очередь наши мысли, основанные на том, что мы знаем, что мы видели и что мы чувствовали. Мы не просто доносим информацию, уделяя всему [выделено мною — В. А.] ровно столько места, сколько оно заслуживает, не перегружая тексты лишними подробностями, но и говорим о том, что мы по ее поводу думаем» [6, с. 13].

Дискурс геймерских журналов отражает IT-ориентированный характер субкультуры (использование компьютеров, планшетов, игровых приставок, цифровых технологий и проч.). Часто используются слова из жаргона компьютерщиков, значимые и для геймеров, например, бан 'запрет на пользование сайтом, игрой', баг 'техническая неисправность компьютера, мешающая работе игровой программы', блюр 'эффект размытости изображения на дисплее', буст 'программа, код' («Особо примечательным событием оказалась волна банов... за использование багов игры» [4]; «В глаза тут же бросаются угловатые модели, никакие текстуры и полное отсутствие так нужного в этом случае блюра» [12, с. 81]; «Будут различные виды подписок, ... бусты, ускоряющие прокачку, дополнительные возможности...» [6, с. 61].

Геймерские журналы стремятся ориентироваться на дискурс аналогичных западных журналов (ориентация на английский язык характерна и для геймеров как сообщества в целом). Используется большое количество нетранслитерированных имен собственных (названия фирм, игр и т. п.): «Microsoft выпускает релизный трейлер Ryse: Son of Rome. Ubisoftрассуждает о том, как полезно бить друзей с игрой Fighter Within для Kinect. В EVE Online началась эпоха Rubicon. Ролики Blizz Con — World of Warcraft: Warlords of Draenor, Diablo 3: Reaper of Souls и Heroes of the Storm. Call of Duty: Ghosts — кинотрейлер с участием Меган Фокс. Thief— социальный ролик о том, как нелегко жить простым горожанам. Telltale Games показывает новый сезон The Walking Dead» [6, с. 4].

С другой стороны, геймерские журналы отражают ориентированность субкультуры на уход от реальной жизни (реала), на освоение виртуального мира: «Мы могли кидать фаерболлы и ставить стены из огня, проклинать и благословлять, делать разнообразные выпады мечом и даже залезать на боевых маунтов» [4] (выделенные единицы обозначают умения и действия персонажа игры, но персонаж и

игрок представлены как одно целое). Еще один пример: «Стало известно, что Мрак (мастер клана Flame) решил отдохнуть от игры и с головой окунуться в окружающий всех нас реал, что оказалось несомненным шоком, в первую очередь, для игроков самого клана [4].

II. Второй тип субкультурных журналов отражает только часть субкультуры. Известно, что в процессе формирования субкультуры могут развиваться различные ее составляющие. Так, например, в субкультуре граффитистов (рисующих на стенах) объединяются две практики: бомбинг (уличный вандализм) и райтинг (уличное искусство), причем отрицание любой из составляющих воспринимается носителями этой культуры как разрушение субкультуры. В составе панк-культуры также выделяются две составляющие: музыкальная (панк-рок) и мировоззренческая («Мы грязь, мы общества болезнь»), с соответствующими стандартами поведения («Панки — подростки с гребешками, которые ходят грязными, напиваются водки, ... бренчат на гитаре "А мне все пох..."» [1, с. 567].

Панк-журнал «Бритва» содержит в основном статьи на тему панк-рока, рецензии на российские и зарубежные компакт-диски, интервью с российскими панк-группами: «Пурген», «Диагенс», «Партия Безвластия», «Мавзолей», «Necondition», «F. P. G.», «Оргазм Нострадамуса», «Азъ» и др., а также с зарубежными коллективами: «The Casualties», «Antidote», «Klasse Kriminale», «Discharge», «J. M. K. E.», «Vanilla Muffins», «D.O.A.», «Lousy», «The Quakes, Disforija» и др. Таким образом, в журнале отражается лишь одна составляющая панк-культуры — музыкальная. Нонконформизм панков, их стремление к свободе (и в выборе слов в том числе) отражается лишь в отдельных жаргонизмах, не изменяющих характер дискурса в целом: песняк 'песня', живяк 'запись с концерта', шайка 'музыкальная группа', пунк 'панк' и под.: «Самое неудачное на альбоме — это песняк «If the kids are united» в исполнении Дистемпера и Сида»; «Та же история, что и с одноименным CD — живяк с презентации «Улицы Свободы» в ДКГ»; «Еще каждая шайка отдала на сплит по одному клипу. Японский — это просто приключения японцев в России. Любопытно посмотреть один раз, а второй уже незачем, ибо особо интересных кадров нет»; «Гимн ДММ» — это в основном записи с концертов в Японии плюс «красивые» кадры с Нашествия и изображения всяческих пунков» [3].

К этому же типу журналов относятся журналы субкультуры готов «R. I. Р.», «Dark Wave», «Сумерки». Готы — современное молодежное субкультурное сообщество, представителей которого объединяет интерес к эзотерике, мистицизму, декадансу, их философия базируется на том, что жизнь все время идет рядом со смертью. Составляющие готического мировоззрения — «поиск красоты и концентрированная энергия эмоций». Любимые темы — вампиризм, средневековье, мрачные времена чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Места для тусовок — заброшенные кладбища и разрушенные церкви. Их стиль можно назвать мрачно-романтическим. Но важной составляющей субкультуры является готическая музыка (именно она стала базой для формирования субкультуры). Любимая музыка современных российских готов — от мелодичной, часто с элементами церковной католической классики и высоким женским голосом, до мрачной, с жесткими гитарными риффами и мужским низким вокалом, — представлена такими направлениями, как готик-рок, готик-метал, дарквэйв, лав-метал. Культовыми исполнителями являются группы «Bauhaus», «Sisters Of Mercy», «Fields Of Nephilim», «Cemetary», «Tiamat», «Lacuna

Coil», «Within Temptation», «Sopor Aeternus», «Tristania», «Lacrimosa», «Н1М» и др. [2, с. 11-12].

Готический журнал «R.I.P.» позиционируется как «журнал сумрачной эстетики». Элементами субкультурного кода в журнале являются в основном слова общенационального языка, которые отражают мировоззренчески важные для сообщества готов понятия. Эти слова наполнены глубоким символическим смыслом и являются своеобразными маркерами готического дискурса: смерть, темный, мрачный, сумрачный, черный, вампир, кладбище и т. д. Так, в каждом из номеров есть рубрики «Смерть замечательных людей», «Куда, по верованию наших предков, отправляется душа человека после смерти». А вот анонсируемые журналами темы: «Отличительные черты готики в России со слов деятелей нашей темной сцены», «Портфолио польской фотографини Katarzyna Widmanska, среди работ которой есть серия «Не-кромода» и «Вампирские хроники», «Тур по самым мистическим и странным кладбищам мира», «Музыканты «Kirlian Camera» раскрывают самые сумрачные стороны своей родной Италии», «Самые сумрачные места Бухареста и достопримечательности, связанные с именем Влада Цепеша», «Обзор самых мрачных аниме от студии «Madhouse» [13]. Такой же лексический набор можно наблюдать в журнале «Сумерки» [9] (с посвящением «Для тех, кто в черном»). В первом номере за июль 2010 года (35 страниц) встречаются: черное (17 употреблений), черный (15), оборотень (15), вампир (6), вампирский (2), темный (4), мрачный (4), смерть (2). Музыкальная составляющая субкультуры в готических журналах почти не представлена.

III. Третий тип субкультурного журнала формирует субкультуру. Пример — журнал гопников «Гопорез». Гопник — представитель городской прослойки молодежи, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, часто происходящей из неблагополучных семей. С. А. Тихомиров считает, что «в молодежной среде сформировался специфический образ гопника... Основной стратегией молодежи по отношению к нему является осмеяние, вне зависимости, идет ли речь о сообществах с ярко выраженной «антигопнической» направленностью или же о сообществах, члены которых примеряют на себя карнавальную речевую и поведенческую маску гопника ради смеха, научаясь таким способом остроумию, которое можно проявить в процессе общения, как реального, так и виртуального [10, с. 159]. Таким образом, гопник — не представитель отдельной молодежной субкультуры, а лишь образ, причем образ врага. Но, поскольку «реальность современного мира часто видится человеку сквозь призму мифологичности, формируемой средствами массовой информации» и, более того, «мыслительный уровень средней языковой личности во многом формируется именно через средства массовой коммуникации» [11, с. 249], у средств массовой информации есть ресурсы для формирования субкультур. Журнал «Гопорез» — яркий пример, подтверждающий это положение: здесь окончательно оформляется образ гопника и, по сути, «создается» субкультура гопников.

В журнале точно обозначается адресат («для ровных пацанов с чувством юмора») и характеристика дискурса («самый дерзкий»). Субкультурный код — единицы уголовного арго и матизмы. Характерны названия рубрик «За редакцию» (ср.: «От редакции»), «Содержалово», «Pro поняточки».

В журнале представлены такие значимые для любой субкультуры понятия, как «свой» (ровный, четкий, реальный пацан) и «чужой» (брезгливый интеллигент); объясняются базовые концепты субкультуры «семки», «мастерка», «все пучком», «чет-

кий», «полюбасу», «отвечаю», «штырит», «погоняло», «предъява», «пацан», «мутный» и др. (каждое слово — название соответствующей статьи). Таким образом, можно констатировать не только активизацию лингвоинтерпретационной деятельности носителей субкультур [7], но и переход ее на более высокий, лингвокогнитивный уровень.

В журнале два типа дискурса: первый тип - обращение «опытного гопника» к не овладевшему культурными ценностями новичку. Лексические маркеры — слова уголовной речи (авторитет, быдло, лавандос, лафа, лохопед, надыбать, ништяк, подшаманить, щемануть и др.): «На Кубе все по ништяку, там заправляет авторитет Фидель, там лафа, как у тебя на районе... Не веришь? Собирайся, проверишь. Главный вопрос — где поднять лавандос. Ну а как ты на пиво находишь? Выиграй в карты. Разведи. Щемани. Подшамань. Надыбай. Отработай. Если ты не полный лохопед, запланируй трип на середину января, когда быдло заползает обратно в офисы и лежаки пустеют» [5]. В этом и подобных примерах можно наблюдать, как тексты, изначально характеризовавшиеся «антигопнической» направленностью, в которых антагонисты гопников всего лишь примеряли на себя карнавальную речевую и поведенческую маску гопника ради смеха и осмеяния, становятся образцами речевого поведения гопника как представителя субкультуры, к которой он приобщается.

Второй тип дискурса — обращение своеобразного «демиурга», «верховного жреца» субкультуры к обычному гопнику. Здесь доминирует другая лексика, такая, которая совершенно нехарактерна для «четкого пацана»: апокрифический, артефакт, доминанта, идентификатор, инициация, личность, константа, нейминг, поведенческий, сакральный, сентенция, стереотипы, эстетизм и под.

Этот дискурс можно обозначить как интеллектуально-иронический. Средством создания иронии является пародирование научного дискурса. Вот как, например, объясняется понятие «умняк»: «В земном аспекте пацанского существования это — область надмирного «Я» безграничного Абсолюта, в которую проникает пацан в измененных состояниях сознания, соединяясь с коллективным разумом и своей бого-проявленностью». Любопытен текст об артикуляции плевка, пародирующий тексты, описывающие работу артикуляционного аппарата при образовании звука: «Передний верхний край поверхности языка плотно прижат к передним верхним зубам. В ложбинке, образованной изгибом средней части языка, скапливается слюна. В момент исполнения плевка кончик языка соскальзывает вниз, слегка выходя наружу...» [5].

Таким образом, комплексный анализ лексикона и дискурса субкультурных журналов позволяет выстроить их типологию с учетом фактора адресата, «идеологической» и коммуникативно-стратегической линии редакции.

Литература

1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005. С. 564-603.

2. Андреев В. К. Номинативные возможности самоидентификации в корпоративных языках молодежи) // Социальные варианты языка — VII: Материалы Международной научной конференции 14-15 апреля 2011 г. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2011. С. 11-15.

3. Бритва. 2006. № 1. [Электронный ресурс]: URL: http://www.tarakany.ru/forum/viewtopic.php?p=7535 (дата обращения: 05.04.2015).

4. Вестник Идеального Мира. 2013. № 3. [Электронный ресурс]: URL: http://pw-journal.ru/article30-3 (дата обращения: 15.03.2015).

5. Гопорез. 2013. № 1. [Электронный ресурс]: URL: http:// vk.com/ goporez_ magazine (дата обращения: 11.03.2014).

6. Игромания. 2014. № 12.

7. Никитина Т. Г. Этимологизация субкультурно маркированной лексики как вид лингвоинтерпрета-ционной деятельности носителя сленга // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 73. С. 66-69.

8. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1988. 192 с.

9. Сумерки. 2010. № 1.

10. Тихомиров С. А. «Креатив» в молодежной культуре: Особенности конструирования образа гопника // Международный журнал исследований культуры. 2011. № 1. С. 155-161.

11. Химик В. В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 272 с.

12. PC Game. 2011. № 12.

13. R. I. P. 2014. № 45.

Об авторе

Андреев Вадим Константинович — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и русского языка как иностранного, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: andreev.vk@gmail.com

V. K. Andreev

THE SPECIFICS OF THE VOCABULARY AND DISCOURSE AS THE BASIS OF THE TYPOLOGY OF SUBCULTURE MAGAZINES

The article examines the types of youth subculture magazines; the types are determined in accordance with the specifics of the discourse construction, the use of the subculture lexis, subjects of the articles, the angle, from which subculture phenomena are examined. Key words: subculture magazine, subculture lexicon, subculture discourse.

About the Author

Vadim Andreev — Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of the Russian Language and the Russian Language as a Foreign Language, Pskov State University, Russia.

E-mail: andreev.vk@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.