Научная статья на тему 'Специфика краудфинансирования инновационных проектов вуза'

Специфика краудфинансирования инновационных проектов вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
краудфинансирование / краудфандинг / краудинвестинг / инновационный проект / инвестор / краудинвестинговая платформа / crowdfinancing / crowdfunding / сrowdinvesting / innovative project / investor / сrowdinvesting platform

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. А. Золотарева

В статье исследованы возможности реализации инновационных проектов вуза на основе краудфинансирования. Краудинвестинг рассматривается как ключевой инструмент финансирования университетских стартапов. Предложено создание на базе Полесского государственного университета краудинвестинговой платформы. Специфика предлагаемой платформы – трехсубъектность: 1) автор идеи; 2) модератор (менеджер); 3) инвестор. В формате трехсубъектной КИП субъектами предложения бизнес-идей могут быть и студенты. Система мер, которая обусловит устойчивую мотивацию студентов становиться авторами: традиционные средства морально-психологического стимулирования (грамоты, устное поощрение и т.п.); формирование рейтинга наиболее креативных студентов; установление корреляции между креативностью студентов и оценками; обучение наиболее креативных студентов по индивидуальному графику; денежное поощрение. Модераторами студенческого творчества должны быть преподаватели. Краудинвестинговая платформа обеспечит прозрачность конкуренции различных бизнес-идей, потому что обсуждения, выражение поддержки и инвестиции будут осуществляться публично. Предполагается создание универсальной системы оценивания проектов и системы интегрирования этих оценок в личные рейтинги студентов и преподавателей. И лишь после того, как принципы реального финансирования будут четко определены, возможна полная коммерциализация проектов на стандартных для краудинвестинга условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF CROWDFINANCING OF INNOVATION PROJECTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The possibilities of realization of innovation projects of the university on the basis of crowdfinancing are investigated in the article. Crowdinvesting is seen as a key tool for funding university start-ups. The creation of a crowdinvesting platform on the basis of Polessky State University is proposed. The specificity of the proposed platform is three-subjectness: 1) the author of the idea; 2) the moderator (manager); 3) the investor. Students can also be the subjects of the proposal of business ideas in the format of a three-object CIP. The system of measures that will cause steady motivation of students to become authors: traditional means of moral and psychological stimulation: reading and writing, oral encouragement, etc.; formation of the rating of the most creative students; the establishment of a correlation between student creativity and grades; providing the most creative students with training on an individual schedule; monetary encouragement. The teaching staff should be the moderators of student creativity. Crowdinvesting platform will ensure the transparency of competition of various business ideas because discussion, support and investments will be made public. It is planned to create a universal system for evaluating projects and integrating these assessments into personal ratings of students and teaching staff. As soon as the principles of real financing are clearly defined, full commercialization of projects will be possible on standard conditions for crowdinvesting

Текст научной работы на тему «Специфика краудфинансирования инновационных проектов вуза»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.645

О.А. ЗОЛОТАРЕВА, д-р экон. наук,

профессор кафедры банковского дела Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 11 сентября 2017г.

СПЕЦИФИКА КРАУДФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье исследованы возможности реализации инновационных проектов вуза на основе краудфинансирования. Краудинвестинг рассматривается как ключевой инструмент финансирования университетских стартапов. Предложено создание на базе Полесского государственного университета краудинвестинговой платформы. Специфика предлагаемой платформы - трехсубъектность: 1) автор идеи; 2) модератор (менеджер); 3) инвестор. В формате трехсубъектной КИП субъектами предложения бизнес-идей могут быть и студенты. Система мер, которая обусловит устойчивую мотивацию студентов становиться авторами: традиционные средства морально-психологического стимулирования (грамоты, устное поощрение и т.п.); формирование рейтинга наиболее креативных студентов; установление корреляции между креативностью студентов и оценками; обучение наиболее креативных студентов по индивидуальному графику; денежное поощрение. Модераторами студенческого творчества должны быть преподаватели.

Краудинвестинговая платформа обеспечит прозрачность конкуренции различных бизнес-идей, потому что обсуждения, выражение поддержки и инвестиции будут осуществляться публично. Предполагается создание универсальной системы оценивания проектов и системы интегрирования этих оценок в личные рейтинги студентов и преподавателей. И лишь после того, как принципы реального финансирования будут четко определены, возможна полная коммерциализация проектов на стандартных для краудинвестинга условиях.

Ключевые слова: краудфинансирование, краудфандинг, краудинвестинг, инновационный проект, инвестор, краудинвестинговая платформа

Введение. С развитием цифровых и мобильных технологий мировой тенденцией становится экспоненциальный рост альтернативных инструментов

финансирования всевозможных проектов. Бизнес ищет новые способы получения финансирования без посредничества банков и других институциональных посредников. Стартапы быстропрогрессирующих

высокотехнологичных секторов экономики, для которых доступ к банковским кредитам и рынку ценных бумаг ограничен, все чаще обращаются к финансированию посредством интернет-площадок (Р2Р и Р2В-займы, краудфандинг, онлайн финансирование проектов по выпуску продукции и т. п.).

Краудфинансовые технологии снижают транзакционные издержки движения капитала и делают его размещение более

эффективным, увеличивают число источников и объем доступных средств для стартаперов, открывают инвесторам новые ниши вложения капитала.

Однако эксперты, практикующие в данном бизнесе на постсоветстком пространстве, наряду с несомненными плюсами краудинвестинга отмечают проблемы, препятствующие его развитию и распространению: «Сила (краудинвестинга -прим. автора) в том, что это просто, общедоступно, дешево и помогает продвинуть любую рискованную идею, за которую побоятся браться респектабельные конторы. Слабость - что исполнитель проекта не всегда профессионален в том, за что взялся, и запросто может сделать халтуру или просто не выполнить свои обещания» [1].

Результаты и их обсуждение. В 20082009 годах появились первые краудфандинговые площадки - Indie GoGo и Kickstarter, являющиеся сегодня самыми известными краудфандинговыми

площадками в мире. Краудфандинг, или народное финансирование (от сочетания английских слов CTowd funding: CTowd -«толпа», funding - «финансирование»), представляет собой коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих свои деньги или другие ресурсы через Интернет, чтобы поддержать новые проекты, стартапы, политические кампании и многое другое. Множество пользователей перечисляют авторам идей небольшие суммы денег в обмен на продукт или вовсе безвозмездно, желая помочь понравившемуся проекту1.

Идея народного финансирования не нова. Писатели часто привлекали денежные средства в залог своих будущих работ. При возведении пьедестала Статуи Свободы, правительственного финансирования

оказалось недостаточно, была проведена общественная кампания по сбору средств, собравшая более 160 тыс. долларов пожертвований, что позволило завершить строительство. Подобного рода примеров можно привести множество. Но именно с развитием Интернета общественная финансовая и нефинансовая поддержка проектов стала экономическим явлением, существенно изменившим традиционный рынок капитала. «Интернет, изначально помогавший найти во всём огромном мире тот небольшой срез людей, с которыми у вас совпадают те или иные группы интересов, сегодня обеспечил эту связность инструментами, позволяющими эти увлечения монетизировать» [2].

При этом краудинвестинговая площадка -это не паевой фонд, не компания, куда вкладываются деньги, она не является ни заемщиком, ни заимодавцем, не осуществляет привлечение и

аккумулирование денежных средств для их последующего направления заемщикам. КИП

1 Вознаграждение пользователям, внесшим свои денежные средства или другие ресурсы в проект, носят нефинансовый характер. Оно может выражаться в виде приглашения на концерт, экземпляра выпущенной книги в твердом переплете с автографом автора, записанного альбома, упоминания в титрах, первом образце произведенного продукта и других бонусов.

лишь создает с использованием сети Интернет и программного обеспечения необходимых информационных,

технических, организационных и других условий для заключения и исполнения сторонами договора.

Сегодня традиционные инвесторы (корпорации, госструктуры, венчурные и инвестиционные фонды) начинают отслеживать проекты краудфандинговых платформ и, следуя «мудрости толпы», выбирают для себя объекты инвестирования. Краудфандинг дал большие надежды на дальнейшее развитие народного

финансирования. Возникла идея

инвестирования проектов на возмездных условиях. В ответ на эти ожидания возник краудинвестинг.

Допустим, у предпринимателя есть хорошая идея, но нет финансов для ее реализации. Эту идею в форме проекта можно разместить на крауинвестинговом ресурсе. Заинтересованные микроинвесторы будут в состоянии поддержать проект на условиях платности, срочности и возвратности, получая бонусы и приумножая свои сбережения, разместив их на специальном счете в банке напротив проекта. Таким образом, бизнес обретет финансирование, клиентскую базу и дополнительное продвижение, а

микроинвесторы - приумножение своих сбережений и бонусы. Кроме того, если проект проходит «клиентскую» экспертизу, то есть если его поддерживает большое количество людей, банк может снизить ставку на кредитование недостающей для реализации проекта суммы.

Выделяют следующие виды

краудинвестинга:

1. краудинвестинг на ценных бумагах: доля в бизнесе (equity);

2. разделение прибыли (royalty);

3. кредитование (lending);

4. смешанные (кроме части прибыли, человек может получать вознаграждения или возможности пользования услугой).

Но чаще всего краудинвестинг рассматривают как акционерный

краудфандинг. Микроинвестор перечисляет денежные средства автору проекта, фактически покупая долю в будущем проекте.

За последние 4 года общий объем рынка краудфандинга (краудфандинг,

краудинвестнг, кредитование и импакт)

увеличивался ежегодно более чем в два раза. В 2016г. он перерос венчурные и ангельские инвестиции и составил более 50 млрд долларов [3]. Юридические и финансовые схемы для сбора средств при этом могут быть самые разные. Например, публичный инвестиционный договор или договор доверительного управления, создание инвестфонда при краудинвестиновой площадке и другие.

Плюсы краудинвестинга для инвестора:

• преодоление высокого порога входа (сумма инвестиции может быть небольшой);

• получение статуса совладельца;

• возможность инвестирования одновременно в разные проекты, что защищает от риска;

• за небольшую сумму можно узнать все о новом сегменте рынка. Инвестор получает полный доступ к информации, в том числе финансовой. Например, вложившись в строительство агроусадьбы, мы получаем бесценный опыт получения разрешений, лицензий, общения с санитарно-эпидемиологической службой. При краудинвестинге инвестор чаще всего вкладывается в то дело, которое его лично интересует;

• возможность продать потом долю и заработать на этом.

Плюсы для автора проекта:

• эффективный механизм управления проектами: наличие обратной связи между авторами проекта и потенциальными инвесторами дает проекту новые идеи, возможность быстрого исправления ошибок;

• потенциальные инвесторы становятся пропагандистами проекта в социальных сетях, что обеспечивает проекту хороший старт. Это дает возможность быстрее найти поставщиков, покупателей, обрести квалифицированный персонал для создаваемого предприятия.

Краудинвестирование предоставляет огромные перспективы для белорусской экономики, в которой возможности традиционных каналов финансирования проектов ограничены рестрикционной экономической политикой государства и кризисом доверия на всех уровнях экономики.

Краудфинансирование содействует

формированию доверия в экономике, поскольку инвестиции оказываются имплицитными, связанными и,

следовательно, более ликвидными и менее рискованными. Микроинвестор смело вкладывается в интересующий его проект, если видит, что этот проект интересует еще и других инвесторов.

Краудфинансирование позволяет

задействовать огромное количество мелких непрофессиональных инвесторов, а также сформировать интерес к экономическому проектированию среди широких социальных слоев.

В краудинвестинге есть нечто, что отличает этот канал финансирования всевозможных проектов от прямого и венчурного финансирования. Он позволяет финансировать проекты на самой ранней предыинвестиционной стадии. В настоящее время подавляющее большинство проектов не достигает даже уровня бизнес-планов. Здесь сказываются следующие причины:

• огромная степень непредсказуемости экономического будущего, когда невозможно предсказать курс доллара по отношению к национальной валюте или уровень процентной ставки хотя бы на год вперед. А без этих данных трудно построить серьезный бизнес-план;

• неумение представить проект. Авторы идей зачастую не умеют презентовать проект, рассчитать его стоимость и экономическую эффективность.

Для представления на платформу краудинвестинга бизнес-планы на первых порах и не нужны. Они могут быть выражены в самой простой форме, а уж потом, когда выявится, что этот проект интересен многим инвесторам, тогда появятся стимулы для составления серьезного бизнес-плана.

Итак, краудинвестинг представляет собой наиболее эффективный инструмент привлечения финансирования в новые проекты и позволяет выявить огромное количество бизнес-идей среди самых широких социальных слоев. Основная его идея основана на том, что правильно организованный рынок сам способен создать систему индикаторов, которые расставят должные акценты в системе бизнес-проектов. Синергетическая функция краудинвестинга проявляется в довольно характерных для нашего постсоветского общества ситуациях, когда привлечь инвестиционные средства от инвесторов по отдельности оказывается затруднительным (парадокс голосования), но, если инвесторы видят друг друга

инвестирующими в проект и тем самым стимулируют друг друга, внешне нереалистичный проект может оказаться реалистичным (ассоциативность принятия решений понижает трудность выбора).

Краудинвестинг как инструмент финансирования университетских стартапов

В Полесском государственном университете разработана и реализуется концепция инновационно-промышленного кластера в области биотехнологий и «зеленой экономики» [4], [5]. Ключевым инструментом финансирования проектов в кластере может стать краудинвестинг. Факторы, способствующие этому, следующие:

• должные материально-техническая и научная базы;

• необходимость синергетического взаимодействия экономического и биотехнологического направлений в университете, науки и бизнеса;

• открывающаяся возможность апробировать новые формы взаимодействия науки и образования.

Краудинвестинговая платформа (далее -КИП) позволит сделать так, что бизнес-проект будет дозревать в рыночной стихии, чтобы оказаться конкурентоспособным на выходе. Это избавит биотехнологов, инженеров, программистов, ученых других естественнонаучных и технических направлений университета от необходимости целиком продумывать экономическую форму своих инновационных предложений. То есть, на площадке могут быть размещены и так называемые «сырые идеи», чтобы выявилась определенная мера интереса к ним со стороны ученых-экономистов, то есть тех, кто видит, как можно коммерциализировать эти идеи. И тогда, непосредственно в рыночном пространстве, идеи смогут пройти завершающую стадию бизнес-

проектирования.

Все желающие - физические и юридические лица - смогут поддержать любой проект, размещаемый на КИП, на условиях платности, срочности и возвратности. Принцип срочности и возвратности реализуется в том, что, если в течение декларируемого срока не наберется требуемая сумма (pledged sum), каждый из вкладчиков (потенциальных инвесторов) будет вправе закрыть свой депозит в банке, с которым КИП заключит соответствующий

договор2. В результате инвесторы получат возможность хеджировать свои риски. Уменьшаются и потенциальные банковские риски, так как на КИП может быстро сформироваться залоговая база банковских кредитов, необходимых для реализации проекта. Поскольку информация о рейтинге инвестпроектов будет абсолютно открыта, банки смогут более уверенно оценивать будущее кредитных заявок и минимизировать риски кредитования. Они будут видеть, насколько активно «голосуют» за проект различные категории вкладчиков (инвесторов), что автоматически повлечет за собой снижение вмененной процентной ставки по кредиту на недостающую для реализации проекта сумму.

Во всех функционирующих КИП участники делятся на две группы: А) авторы идеи, как правило, оказываются и исполнителями в случае, если проект соберет требуемую сумму; Б) инвесторы - те, кто вкладывают в идею свои средства.

Мы же предлагаем разделить участников на три группы: А) собственники (авторы) идеи или проекта; Б) менеджеры (модераторы), те, кто берутся управлять проектом в случае, если, котируясь на краудплощадке, проект окажется успешным и соберет требуемую сумму; В) инвесторы -те, кто вкладывают в идею свои денежные средства или просто выражают признание и одобрение.

Можно привести следующие аргументы в поддержку данной идеи.

Первый аргумент. В реальном секторе давно произошло разделение собственности как владения и прав на управление объектом предпринимательской деятельности3, что принесло весьма значительные выгоды экономике. По логике вещей аналогичное разделение труда должно произойти и в виртуальном экономическом пространстве, в частности, в практике функционирования КИП.

Второй аргумент. Люди различаются между собой таким образом, что те из них, кто может создавать идеи, часто не обладают волей, решимостью и способностью их реализовывать. С другой стороны, дисциплинированные, собранные и

2 До начала функционирования КИП должна заключить с банком и платежной системой договора об эквайринге, а также осуществлении платежных операций с сайтом.

3 В США это произошло после 1929 года.

решительные люди, имеющие опыт в бизнесе, часто имеют проблемы в раскрепощении своей фантазии и в деле создания новых идей. Разделив эти две способности, мы сделаем гораздо более эффективным использование каждой из них. Кто склонен создавать идеи, не будет отягощен мыслью, что ему придется их коммерциализировать. А те, кто склонны исполнять и реализовывать уже готовые идеи, найдут их на КИП в несравненно большем количестве, чем теперь, когда от автора идеи по умолчанию требуется и готовность реализовывать заявленную на площадке идею.

Третий аргумент. Если идей, представляющих спрос на инвесторов и менеджеров, будет гораздо больше, между ними может возникнуть

взаимодополняемость: одна идея будет порождать или поддерживать другую идею и т.п. (эффект агрегирования и мультипликации).

Четвертый аргумент. Инвесторы, вкладываясь в авторские идеи, будут служить индикаторами меры актуальности

конкретной идеи и тем самым способствовать более продуктивной разработке каждой из них - от одного уровня авторства к следующему.

В формате трехсубъектной КИП субъектами предложения бизнес-идей могут быть и студенты. Необходимо разработать систему мер, которая обусловила бы устойчивую мотивацию студентов становиться авторами.

Предполагаемые инструменты мотивации студентов:

- традиционные средства морально-психологического стимулирования: грамоты, устное поощрение и т.п.;

- формирование рейтинга наиболее креативных студентов;

- обеспечение корреляции креативности студентов с высокими оценками;

- возможность наиболее креативным студентам обучаться по индивидуальному графику;

- денежное поощрение.

Модераторами студенческого творчества

должны быть преподаватели.

Индикативное планирование. Органы государственной власти (республиканские и местные) могут позиционировать свое участие на КИП и в качестве авторов проектов, и в качестве инвесторов. В эпоху

японского экономического чуда

внешнеэкономическое ведомство страны подобным образом осуществляло свое индикативное планирование, напоминающее очень популярный сейчас метод форсайта. Подчиненные ему научно-исследовательские центры формировали разные направления для японского бизнеса за рубежом, но каждое из них было необязательно для японских предпринимателей. Более того, когда фирмы этой страны выбирали то или иное направление, только тогда и

внешнеэкономическому ведомству Японии становилось понятным, какое из направлений является более перспективным.

Так может происходить и на создаваемой КИП. Государство так же, как иные инвесторы, сможет размещать различного рода проекты в сфере биотехнологии, инициированные и начатые учеными-биотехнологами. Никто не обязан знать, какие из них найдут у нас благоприятную почву, а какие не найдут ресурсов, необходимых для их реализации. Но это легко будет выяснить, позиционировав проекты на КИП. Те из них, которые будут встречены с наибольшим энтузиазмом и поддержаны частными инвесторами, имеют более высокую степень вероятность реализоваться.

Как это будет работать: В Полесском государственном университете разработана уникальная технология применения культуральной жидкости из мицелия вешенки в производстве твердых и полутвердых сыров. До сих пор в производстве сыров используется сычужный фермент из рубца теленка. Практически речь идет о добыче данного фермента из желудка теленка. Для этого требуется осуществлять значительные убои телят. Но так как в Беларуси развивается в основном молочное животноводство, сычужный фермент приходится импортировать. Становится очевидным, насколько важной может оказаться реализация данной идеи.

Возникают три варианта проекта по реализации данной биотехнологической идеи. 1) Может быть создана фирма, которая использовала бы акционерный капитал, необходимый для внедрения практики выращивания грибов для получения замены сычужного фермента. В данном варианте государство может гарантировать

определенную долю инвестиций, если будет собрана остальная их часть. 2) Можно

создать фирму, которая будет ориентирована на получение банковского кредита под гарантию государства, и государство может выставить на КИП свои условия для предоставления гарантии. 3) Можно попытаться осуществить продвижение этой идеи, лоббируя проект среди европейских экологов, претендуя на получение солидного гранта от ЕС.

Все три варианта идеи могут быть позиционированы на КИП, и каждый из них будет иметь свою маркетинговую оболочку и комплекс презентаций. В зависимости от того, какой вариант исполнения проекта покажется более реалистичным, те или иные авторы будут поощрены. К обсуждению могут приглашаться все преподаватели Полесского государственного университета, поскольку практически любой проект в сфере биотехнологии представляет собой синергию исполнения определенного технического задания и определенного бизнес-плана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. КИП обеспечит

прозрачность конкуренции различных бизнес-идей, потому что обсуждения, выражение поддержки и инвестиции будут осуществляться публично. Здесь же может существовать форум, на котором каждый сможет высказаться по существу предлагаемого проекта.

Могут привлекаться и студенты. Более того, обсуждение этих проектов в студенческой аудитории необходимо проводить в режиме командной мозговой атаки. Такие дискуссии будут интереснее, чем большинство теперешних обсуждений, организуемых в молодежных социальных сетях по самым разным поводам. Это будет не только популяризация науки в среде студентов, но и возможность квалифицированного отбора талантов среди молодых людей.

Необходимые действия для запуска краудинвестинговой платформы:

1) создание хозяйственного общества как оператора финансовой интернет-площадки и сайта финансовой интернет-площадки; работа сайта должна осуществляться по защищенному протоколу передачи данных;

2) разработка и согласование с регулирующими структурами правил

деятельности финансовой интернет-площадки;

3) соблюдение требований, установленных регулятором к интернет-площадкам;

4) размещение проектов на КИП. На данном этапе следует поощрять инициативу выдвижения самых разных идей, прежде всего студентами. Их должно быть как можно больше. Надо преодолеть укорененный в советском и постсоветском менталитете стереотип «инициатива всегда наказуема». Вместо него должен заработать лозунг - «инициатива всегда поощряется». В роли средств инвестирования могут выступить на этом этапе оценки и баллы личного рейтинга студентов

5) создание универсальной системы оценивания проектов и системы интегрирования этих оценок в личные рейтинги студентов и преподавателей;

6) после того как принципы реального финансирования будут четко определены, возможна полная коммерциализация проектов на стандартных для краудинвестинга условиях.

Список литературы

1. Талагаева, М. Тайны российского краудфандинга: куда "сборщики" тратят миллионы [Электронный ресурс] / М. Талагаева - Режим доступа: http://www.mk.ru/social/2017/09/28/tayny-rossiyskogo-kraudfantinga-kuda-sborshhiki-tratyat-milliony .html

2. Уппит, О. Почему «работа» устарела? [Электронный ресурс] / О. Уппит - Режим доступа: http: //datification.org/pochemu-rabota-ustarela/

3. Зельдин, М. Краудинвестинг в России: быть или не быть? [Электронный ресурс] / М. Зельдин - Режим доступа : https: //rb.ru/opinion/ zac/

4. Sovik L.E. Projects of Regional Innovation Clusters as a Business Process / L.E. Sovik, R.N. Losev // Экономика и банки. - 2016. -№ 2. - C.104.

5. Shebeko, K.K. Innovative Infrastructure of Scientific-Industrial Cluster / K.K. Shebeko // Экономика и банки . - 2016. - № 2. -С.97-101.

ZOLOTAREVA O.A.

SPECIFICITY OF CROWDFINANCING OF INNOVATION PROJECTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Summary. The possibilities of realization of innovation projects of the university on the basis of crowdfinancing are investigated in the article. Crowdinvesting is seen as a key tool for funding university start-ups. The creation of a crowdinvesting platform on the basis of Polessky State University is proposed. The specificity of the proposed platform is three-subjectness: 1) the author of the idea; 2) the moderator (manager); 3) the investor. Students can also be the subjects of the proposal of business ideas in the format of a three-object CIP. The system of measures that will cause steady motivation of students to become authors: traditional means of moral and psychological stimulation: reading and writing, oral encouragement, etc.; formation of the rating of the most creative students; the establishment of a correlation between student creativity and grades; providing the most creative students with training on an individual schedule; monetary encouragement. The teaching staff should be the moderators of student creativity. Crowdinvesting platform will ensure the transparency of competition of various business ideas because discussion, support and investments will be made public. It is planned to create a universal system for evaluating projects and integrating these assessments into personal ratings of students and teaching staff. As soon as the principles of real financing are clearly defined, full commercialization of projects will be possible on standard conditions for crowdinvesting

Keywords: crowdfinancing, crowdfunding, crowdinvesting, innovative project, investor, crowdinvesting platform.

References

1.Talagaeva M. Tayny rossiyskogo kraudfandinga: kuda "sborshchiki" tratyat milliony [Secret of Russian crowdfunding: how collectors spend money]. Available at: http://www.mk.ru/social/2017/09/28/tayny-rossiyskogo-kraudfantinga-kuda-sborshhiki-tratyat-milliony.html (In Russian)

2. Uppit O. Pochemu «rabota» ustarela? [Why did "job" become obsolete?]. Available at: http: //datification.org/pochemu-rabota-ustarela/ (In Russian)

3. Zel'din M. Kraudinvesting v Rossii: byt' ili ne byt'? [Crowdinvesting in Russia: be or not to be?]. Available at: https: //rb.ru/opinion/zac/ (In Russian)

4. Sovik L.E., Losev R.N. Projects of Regional Innovation Clusters as a Business Process. Ekonomika i banki [Economy and banks], 2016, no. 2. pp.102-110.

5. Shebeko K.K. Innovative Infrastructure of Scientific-Industrial Cluster. Ekonomika i banki [Economy and banks], 2016, no. 2. pp. 97-101.

Received 11 September 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.