Научная статья на тему 'Специфика кооперативной коммуникативной стратегии в административном дискурсе'

Специфика кооперативной коммуникативной стратегии в административном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
362
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДИСКУРС / СТРАТЕГИЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИЕРАРХИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / УБЕЖДЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COMMUNICATIVE STRATEGY / MANIPULATION / DISCREDITS / ADMINISTRATIVE DISCOURSE / MAINTAINING OF HIERARCHICAL RELATIONS STRATEGY / PERSUASION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евтушенко Оксана Александровна

Статья раскрывает сущность и значимость коммуникативных стратегий в рамках административного дискурса. Автор рассматривает такие стратегии, как ликосозидание, поддержание иерархических отношений, нарушение иерархических отношений в рамках данного дискурса. Основное внимание автор акцентирует на стратегиях поддержания иерархических отношений, которые преобладают в современном мире управленческих коммуникаций. К основным типам данных стратегий автор относит вуалирование, манипулирование, сотрудничество, убеждение и имперсонализацию. Сделан вывод о преобладающем большинстве кооперативных стратегий, избираемых руководителем, что связано с кооперативно-убедительным характером современного административного общения. Отмечается важность изучения данных стратегий с целью оптимизации административного общения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of cooperative communicative strategy in the administrative discourse

The article reveals the essence and significance of communicative strategies within the administrative discourse. The author considers such strategies as liquefaction, maintenance of hierarchical relations, violation of hierarchical relations within this discourse. The author focuses on strategies for maintaining hierarchical relations that prevail in the modern world of management communications. As to the main types of these strategies, the author refers to veiling, manipulation, cooperation, persuasion and impersonalisation. A conclusion is drawn about the overwhelming majority of cooperative strategies elected by the boss which is connected with the cooperative and convincing nature of modern administrative communication. What is noted, is the importance of studying these strategies in order to optimise administrative communication in general.

Текст научной работы на тему «Специфика кооперативной коммуникативной стратегии в административном дискурсе»

УДК 81'42

Евтушенко Оксана Александровна

кандидат филологических наук, доцент Волгоградский государственный технический университет

ksenja22@yahoo.com

СПЕЦИФИКА КООПЕРАТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ДИСКУРСЕ

Статья раскрывает сущность и значимость коммуникативных стратегий в рамках административного дискурса. Автор рассматривает такие стратегии, как ликосозидание, поддержание иерархических отношений, нарушение иерархических отношений в рамках данного дискурса. Основное внимание автор акцентирует на стратегиях поддержания иерархических отношений, которые преобладают в современном мире управленческих коммуникаций. К основным типам данных стратегий автор относит вуалирование, манипулирование, сотрудничество, убеждение и имперсонализацию. Сделан вывод о преобладающем большинстве кооперативных стратегий, избираемых руководителем, что связано с кооперативно-убедительным характером современного административного общения. Отмечается важность изучения данных стратегий с целью оптимизации административного общения в целом.

Ключевые слова: коммуникативная стратегия, манипулирование, дискредитация, административный дискурс, стратегия поддержания иерархических отношений, убеждение, сотрудничество.

Особое место в лингвистике занимают исследования по коммуникативным стратегиям как одному из ярких дискурсивных явлений. И связано это с большим количеством исследований на эту тему, многогранностью и одновременно сложностью толкования самого понятия. Современные определения коммуникативной стратегии мы находим у В.Б. Кашкина, В.И. Ка-расика, О.С. Иссерса, Е.В. Клюева, Т.В. Матвеевой, О.А. Гудиной. Мы разделяем точку зрения В.Б. Кашкина, который рассматривает коммуникативную стратегию в качестве одной из составляющих всего коммуникативного поведения для достижения конкретной цели: «Стратегия - общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Коммуникативная тактика, в противовес стратегии как общей канве коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия» [7, с. 140]. Большинство ученых сходятся во мнении, что стратегия состоит из тактик, и выбор стратегии определяется коммуникативной целью. Справедливо наблюдение А.В. Олянич, что существует колоссальное множество классификаций коммуникативных стратегий в зависимости от научной парадигмы, использующей данное понятие, и выделяет три больших класса стратегий: презентация, манипуляция и конвенция [14]. О.П. Малышева отмечает, что стратегия формируется в процессе достижения цели, а целенаправленный набор стратегий - это сознательное планирование речи [12].

Современное общество обязывает руководителя тщательно продумывать и реализовывать определенные стратегии и тактики в общении с подчиненными. Как правильно заметила С.Ф. Новицкая, изменения связаны с тем, что долгое время в рамках административного общения нормой считалось преобладание директив и административно-командного стиля, а современные условия меняют правила и традиционно-формализованные отно-

шения в паре «руководитель - подчиненый» [13]. В связи с этим коммуникативные стратегии административного дискурса также эволюционируют, например, все чаще на смену речевому жанру «команда» приходит «убеждение». Руководитель рассматривает подчиненного как партнера, равноправного участника диалога, стремится мотивировать подчиненных и учитывать их индивидуальные особенности. Н.Н. Кириллова, например, рассматривает коммуникативные стратегии с позиции нравственности и считает, что мировоззренческие ценности и ориентиры определяют выбор стратегий участников коммуникативного процесса [9]. Придерживаясь ее же точки зрения, также считаем, что большинство классификаций коммуникативных стратегий основаны либо на целевых установках, либо на этических нормах, но в рамках нашего исследования считаем нецелесообразным их перечислять.

Традиционно в научной литературе стратегии делятся на кооперативные и некооперативные. Стремление современного продвинутого руководителя к кооперативным стратегиям не свидетельствует о полном отсутствии некооперативных стратегий в процессе административного общения, скорее следует говорить о новой тенденции использования кооперативных коммуникативных стратегий. Условно к стратегиям кооперации относятся: компромисс, отстранение (сдержанность), вежливость и доверие, открытое общение, убеждение; некооперативные стратегии: дискредитация, агрессия, принуждение, игнорирование, разоблачение, угрозы, претензии, соперничество [9, с. 30].

Все стратегии, функционирующие в рамках административного дискурса, подчинены одной цели данного вида общения - установление и поддержание иерархических отношений, организация, информирование, контроль и координация деятельности подчиненных. Применительно к рассматриваемому типу дискурса мы можем выделить следующие: стратегии ликосозидания, стратегии

Вестник КГУ .J № 2. 2017

© Евтушенко О.А., 2017

126

поддержания иерархических отношений и стратегии нарушения иерархических отношений [10].

Стратегии ликосозидания - это создание иерархического лица и его коммуникативного пространства, четкое разграничение позиции того, кто обладает властью и того, кто занимает более низкое статусное положение. Для достижения данной цели наиболее эффективным способом являются директивы: прямые и косвенные, так как они выражают волю говорящего и побуждают к действию. К основной стратегии нарушения иерархических отношений относится дискредитация. Цель стратегии дискредитации - подрыв доверия к подчиненному, его унижение или опорочивание. Дискредитация включает приемы обвинения и оскорбления, для которых характерно употребление номинаций с резко отрицательной окраской, оценочных эпитетов с отрицательным компонентом значения [3].

В данной статье предпринята попытка анализа реализации кооперативных речевых стратегий, то есть стратегий поддержания иерархических отношений, в современном русском административном дискурсе.

Стратегии поддержания иерархических отношений занимают значительное место в современных управленческих коммуникациях, и именно этому аспекту мы хотим уделить большее внимание в нашем исследовании. Данный тип стратегий необходим для регулирования норм поведения в формальной обстановке [10]. Наши материалы показывают, что типичными стратегиями данного типа, к которым прибегает современный руководитель, являются вуалирование, манипулирование, импер-сонализация, убеждение, сотрудничество. Общей характеристикой перечисленных стратегий является «ликосбережение», бесконфликтность, взаимоуважение, косвенность. Распространенность данных стратегий в современном мире управленческих коммуникаций объясняется перемещением акцентов общения с авторитарно-командного на кооперативно-убедительное.

Итак, вуалирование в рамках административного общения необходимо для смягчения отрицательной оценки, оно выполняет роль ненавязчивого внушения, при этом не задеваются чувства адресата.

Если вы позволите подобное в будущем, я буду вынужден прибегнуть к кардинальным мерам [8]. Здесь руководитель прибегает к эвфемизму кардинальные меры - увольнение или другое жестокое наказание - с целью смягчения негативной оценки.

Предположим, вы - начальник, что бы вы сделали в этом случае на моем месте? [8] - гипотетический вопрос вуалирует уверенность вышестоящего в правильности своих действий.

Следующей непременной и распространенной коммуникативной стратегией в административном общении является манипулирование. Здесь мы согласимся с О.А. Гудиной в том, что современный

человек - это манипулятор независимо от рода его деятельности [1]. С.Г. Кара-Мурза под манипуляцией понимает «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает» [5, с. 5]. Вслед за Иссерс мы считаем, что неотъемлемыми компонентами данной стратегии являются сокрытие и искажение информации, гиперболизация, «поспешное» обобщение [3, с. 203]. Различные операции с информацией: фрагментарность подачи, переакцентуация фактов, формирование заданной оценки - вызывают определенную эмоциональную реакцию адресата и навязывают определенное отношение к действительности. Материал нашего исследования позволил нам выявить наиболее часто используемые приемы и тактики, применяемые в административном дискурсе:

1. Похвала и комплимент. Похвала и комплименты могут уменьшить сопротивление в начале разговора. Самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне небольшого антикомплимента себе: Как Вам удается решать так быстро эти вопросы? Я вчера два часа потратил, а Вы за десять минут все уладили. Пожалуйста, сделайте еще и... [8]. Естественно, каждому сотруднику приятно выглядеть в конкретном вопросе лучше, чем его начальник. Особенно если он сам подчеркивает это. Так удовлетворяется потребность человека в признании.

Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, - говорит Сидоряхин. - Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не давайте нам повода считать, что вы не профессионал. В приведенном коммуникативном эпизоде адресант манипулирует чувствами адресата, уверенность вышестоящего в том, что подчиненный является профессионалом - это высокая похвала. Поэтому подчиненный будет стараться выполнять порученное задание с еще большим усердием и рвением.

2. Ложная неуверенность в профессионализме на фоне других сотрудников.

- Василий Игнатьевич, нужно выполнить одно задание. Не буду скрывать, это очень сложное задание. Поэтому Вам, очевидно, оно не под силу. Как Вы думаете, кому из Ваших коллег его можно поручить?

- Отчего же? Я тоже способен его выполнить!

- Вы шутите?

- Нет, не шучу. Я знаю, как быстро все сделать!

- Неужели?

- Точно!

- Вот это да! Фантастика! (начальник разыгрывает искреннее удивление)

- Через 3 дня принесу Вам результат!

- Вы просто молодец! Вот спасибо! Прямо груз с души сняли! Через 3 дня доложите о выполнении! и т. д. [15]

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

127

В данном коммуникативном эпизоде манипулирование (Поэтому Вам, очевидно, оно не под силу. Как Вы думаете, кому из Ваших коллег его можно поручить?) также основано на чувствах честолюбивого работника, для которого непростительно упустить возможность доказать руководителю, что ему под силу любое поручение и он может справиться с ним еще лучше, чем другие.

3. Показная либеральность.

Мы обсудили предварительно на бюро ваш вопрос, товарищи Прончатов и Анисимов. Учитывая то обстоятельство, что вы прекрасные работники, бюро обкома считает возможным отнестись к вашей игре с месячными сводками снисходительно. - Он повернулся к своему помощнику и, помахивая указательным пальцем, мерно продиктовал: - В протокол надо записать так: «За порочную практику задерживания производственных сводок отстранить от должности директоров Тагарской и Зареченской сплавных контор товарищей Прончатова и Анисимова в том случае, если в апреле будущего года план окажется невыполненным». Записали? Отлично! [11]. В данном эпизоде руководитель демонстративно подчеркивает, что относится к проступку подчиненных с терпимостью, и дает им шанс на исправление (отстранить от должности в случае невыполнения плана). Такого рода манипуляция рассчитана на возвышение отправителя речи в глазах своих подчиненных, имеет целью подчеркнуть благосклонность руководителя и тем самым завоевать расположение своих подчиненных.

4. Скрытая угроза.

Семененко Дмитрий Викторович, вы подумайте, стоит ли вам дальше на этом месте работать. Должны для себя определиться. За последний месяц было незаконно установлено около 200 киосков! Я не думаю, что у вас не было возможности взаимодействовать с районными администрациями [8]. Манипулирование в данном случае проявляется в скрытой угрозе увольнения. Руководитель, обращаясь к подчиненному с предложением подумать (стоит ли вам дальше на этом месте работать. Должны для себя определиться), на самом деле сомневается в добросовестной работе (Я не думаю, что у вас не было возможности), а также дает понять, что может освободить его от занимаемой должности.

Стратегию убеждения мы также относим к одной из значимых для поддержания официальных отношений. Вслед за В.С. Григорьевой мы относим убеждение к коммуникативной стратегии, проявляющейся в попытке «склонить слушающего совершить или не совершить какой-либо вербальный или авербальный акт», то есть оказывать воздействие на адресата через аргументы. Обязательными компонентами текста-убеждения являются декларативные высказывания и аргументы с язы-

ковыми оценочными единицами, а также факты, их интерпретация, за которыми следует директивное высказывание, суть которого сводится к фразам

«так следует поступать» или «так не следует поступать» [2, с. 31].

Ольга Петровна, сами рассудите, сменив данную должность на должность в компании X вы, во-первых, получаете зарплату в два раза больше, во-вторых, отпадает необходимость всех этих научных публикаций, в-третьих, вы получаете комфортные условия труда - личный кабинет и все необходимое для занятий. Я просто не понимаю, зачем Вам здесь оставаться? Назовите те причины, которые вас здесь держат? [8]. Руководитель с целью убеждения сотрудника о переходе в другую компанию последовательно приводит доводы: зарплата, условия труда, отсутствие научной работы. Эпитеты комфортный, высокий, личный придают особую убедительность аргументам.

Еще одна стратегия поддержания иерархических отношений - это сотрудничество, наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она помогает выйти на конструктивное обсуждение проблемы, видеть в своем оппоненте союзника в поиске решения. Стратегия наиболее эффективна: в ситуации сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различие во власти, важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников. Ты понимаешь, Григорий Семенович, чувствуется все-таки отсутствие директора, - медленно подбирая слова, продолжал Прончатов. - Так ты мне, пока не приехал Цветков, помогай. Позабудь, так сказать, о наших распрях [11]. В том случае, если необходимо примерить разногласия с подчиненным, лучшим способом является сотрудничество, призыв к взаимопомощи и взаимопрощению (помогай; позабудь, так сказать, о наших распрях). Обращение на ты в данном случае ставит коммуникантов в равное статусное положение.

Я вот что звоню, - размеренным голосом сказал заведующий промышленным отделом обкома Цыцарь. - Есть у нас такое мнение, что Тагар-ской сплавной конторе сам бог велел выступить инициатором соревнования за высокую выработку на списочного рабочего. - Произнеся эти слова, товарищ Цыцарь остановился, чтобы дать Прончатову одуматься, затем прежним тоном продолжал: - Так вот, я звоню, товарищ Пронча-тов, чтобы подсказать. Подбейте-ка вы бабки, прикиньте-ка свои производственные возможности... Сами понимаете, товарищ Прончатов, такие дела с кондачка не делаются. Так вы соберите коллектив, посоветуйтесь, настройте людей, дайте им зарядку... [11]. Стратегия сотрудничества в данном примере проявляется в совете адресанта, в желании помочь найти правильное решение и подход к коллективу (соберите коллек-

128

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

тив, посоветуйтесь, настройте людей, дайте им зарядку). Употребление частицы -ка (подбейте-ка, прикиньте-ка) подчеркивает готовность совместно решать проблемы, придает оттенок непринужденности и простоты общения со стороны вышестоящего.

Стратегия имперсонализации подобна констатации фактов с использованием безличных конструкций, неопределенно-личных местоимений, страдательного залога. Обезличенность произносимого текста позволяет сохранить зону бесконфликтности, смягчить обвинение, критику, недовольство: «Это нужно для нашей фирмы...», «Будет лучше, если Вы...», «Это необходимо, чтобы у нас не случилось...». В приведенных выражениях требования соотносятся не с прихотью большого начальника, а с потребностями и целями организации в целом.

Есть такое мнение, товарищ Прончатов, чтобы тагарцы к среде представили свои расчеты, -совсем тихо сказал Цыцарь. - Недельки вам хватит, так думаю... [11]. В приведенном эпизоде приказ о предоставлении расчетов через неделю адресован Прончатову, но с целью смягчения приказания используется обобщение тагарцы, то есть те, кто работает в данном регионе в подчинении Прончатова. Фраза есть такое мнение обезличивает адресанта и снимает определенного рода давление со стороны вышестоящего.

Подведем итоги. Анализ теоретической литературы по коммуникативным стратегиям позволяет сделать вывод об огромном множестве дефиниций и классификаций, но все они сводятся к тому, что выбор стратегий определяется коммуникативной целью. Преобладание кооперативных стратегий в административном дискурсе мы связываем с тем, что целью современного руководителя является продуктивное, неконфликтное общение для поддержания иерархических отношений.

Библиографический список

1. Гудина О.А. Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе // Язык и культура. - 2011. -№ 2.- С. 13-21.

2. Григорьева В.С., Любимова М.К. Элементы теории и практики делового дискурса на материале немецкого и русского языков: учеб. пособие. -Тамбов: Изд-во ТГТУ 2006. - 80 с.

3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: ЛКИ, 2008. - 288 с.

4. Как юмор помогает на работе, или Зачем уметь шутить руководителю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dirsalona.ru/article/507-yumor-pomogaet (дата обращения: 11.03.2017).

5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. -М.: Эксмо: Алгоритм, 2009. - 528 с.

6. КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 288 с.

7. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.

8. КЗУР - картотека записей устной речи.

9. Кириллова Н.Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции нравственных категорий // Вестник НГТУ им Р.Е. Алексеева. Сер.: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. - 2012. - № 1. - С. 26-33.

10. Леонтович О.А., Дубинина И.И. Коммуникативные стратегии иерархического общения // Авторитетность и коммуникация. Сер.: Аспекты языка и коммуникации. Вып. 4. - Воронеж: ВГУ: ИД Алейниковых, 2008. - С. 90-97.

11. Липатов В. Сказание о директоре Прон-чатове [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookscafe.net/book/lipatov_vil-skazanie_o_ direktore_pronchatove-43295.html (дата обращения: 20.03.2017).

12. Малышева О.П. Коммуникативные стратегии и тактики в публичных выступлениях (на материале речей американских и британских политических лидеров) // Известия Российского государственного педагогического университета им. И.А. Герцена. - 2009. - № 96.- С. 206-209.

13. Новицкая С.Ф. Управленческий дискурс и культура речи руководителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdrav.by/ organizaciya-zdravoohraneniya/upravlencheskiy-diskurs-i-kultura-rechi-rukovoditelya (дата обращения: 9.03.2017).

14. Олянич А.В. Презентационные стратегии в военно-политическом дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. - 2003. - Вып. 3.- С. 121-128.

15. Сороченко В. Искусство приказывать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor. org/prikaz.htm (дата обращения: 15.03.2017).

Вестник КГУ _J № 2. 2017

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.