Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподаватель / студент / вуз / конфликтные ситуации / предотвращение конфликтных ситуаций / конфликтологическая культура / психологическая культура / teacher / student / university / conflict situations / conflict prevention / conflict culture / psychological culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.А. Шихамирова, М.Б. Алиева, С.А. Залитинова

В статье рассмотрены основные черты конфликтов, возникающих в образовательном процессе современных российских вузов. Проанализированы главные причины, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций. Кроме того, в ней представлена типологизация подобных конфликтов. Значительное внимание также уделено предотвращению конфликтов в образовательном пространстве организаций, осуществляющих деятельность по программам высшего профессионального образования. Разработана авторская система управления и регулирования конфликтами в вузе. Рассмотрены её компоненты, знания и умения участников образовательного процесса, необходимые для их реализации, а также уровень их конфликтологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article examines the main features of conflicts that arise in the educational process of modern Russian universities. The main reasons that can lead to conflict situations are analyzed. In addition, it provides a typology of such conflicts. Much attention is also paid to the prevention of conflict in the organizations operating under higher professional education programs educational space. The author’s system of conflict management and regulation at the University has been developed. Its components, knowledge and skills of participants in the educational process necessary for their implementation, as well as the level of their conflict culture are considered. The authors conclude that it is possible to prevent the occurrence of undesirable conflicts, as well as to eliminate or minimize the possible adverse effects of the already existing (structural) measures and interpersonal methods, requiring psychological and educational training of the head of the organization.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

На элементарном уровне обучения одновременные действия с союзом и могут указывать на перечисленные события, полностью совпадающие во времени. Так, уже на элементарном уровне при ознакомлении с темой «Винительный падеж имен существительных» часто вводятся ССП, которые содержат слова в данной падежной форме и выражают значения полного совпадения во времени: Мне нравятся китайские стихи, и я часто читаю их по-китайски. В этом предложении формальным выражением «полного совпадения во времени» является соотношение несовершенного вида настоящего времени и несовершенного вида настоящего времени со значением постоянного действия, состояния. В подобных сложносочиненных предложениях во второй части могут быть лексические конкретизаторы - в данном случае указатели на постоянства событий (часто, всегда, редко, постоянно и др.).

Как показывает практика, в методике преподавания РКИ на элементарном уровне сложносочиненные предложения с союзом и со значением «частичное совпадение во времени» встречаются реже, поскольку формальным выражением в них является соотношение видо-временных планов глаголов-сказуемых несовершенного и совершенного вида. На наш взгляд, нечастое использование указанных выразителей временного плана связано с тем, что тема «Виды глагола» является еще не изученным материалом в начале элементарного уровня. Она вводится позже, нежели время глагола, и поэтому еще требует от иностранца формирования знаний по этой теме.

В сложносочиненных предложениях с союзом и уже на элементарном уровне владения появляются отношения следования - временной последовательности, формальным выражением в которых выступает соотношение глаголов-сказуемых совершенного вида прошедшего времени в обеих предикативных частях: Весной наступила хорошая погода, и мы пошли гулять в парк; В воскресенье он приготовил мясо по-китайски, и мы обедали вместе. В данных предложениях единство временного плана явлений и ситуаций поддерживается наличием общего второстепенного члена - временного детерминанта.

Сложносочиненное предложение с союзом и базового и первого уровней при изучении темы «Глаголы движения. Место движения» также включает предикативные части, которые содержат значение «полное совпадение во времени» с соотношением глаголов несовершенного вида прошедшего времени: Несколько месяцев он жил в Звездном городке, и российские специалисты готовили Марка к его первому космическому полету; Последние три года я работала генеральным директором этой фирмы, и я была счастлива; Десять дней продолжались гастроли театра, и десять дней в доме Чеховых был праздник.

Библиографический список

В учебниках базового уровня наблюдается наличие сложносочиненных предложений с союзом и со значением «частичное совпадение во времени» с соотношением несовершенного вида глагола прошедшего времени и совершенного вида прошедшего времени: Мне всегда нравилась Россия, и я решил стать российским гражданином; В метро было много народа, и я заблудился; Он много занимался с космонавтами, его приняли в отряд космонавтов, и он стал готовиться к полету в космос; Длинная и трудная дорога кончилась, и директор подъехал к белому зданию.

На первом уровне владения русским языком частичное совпадение во времени может реализоваться сочетанием глагола несовершенного вида настоящего времени с глаголом несовершенного вида сложной формы будущего времени: Здоровье мое поправляется, и через неделю буду смотреться совсем здоровым.

Практика преподавания РКИ на базовом уровне предполагает определенное наличие сложносочиненного предложения с союзом и, выражающим последовательные действия во времени: Они подошли к метро, попрощались, и Наташа поехала домой; Один из них подошел к девушке, и они познакомились; Стихи понравились композитору, и он написал музыку Выразителем ви-до-временного плана в подобных предложениях являются глаголы-сказуемые совершенного вида прошедшего времени в обеих частях сложносочиненного предложения. Также встречаются примеры ССП со значением следования, в которых сказуемое может находиться в форме совершенного вида прошедшего времени в первой части и несовершенного вида настоящего времени во второй: Я родилась на Волге, и каждый год мы вместе с мужем ездим туда отдыхать. На первом уровне владения русским языком как иностранным также встречается использование сложносочиненного предложения с союзом и, части которого выражают значение последовательности во времени: Завтра ко мне в гости придут друзья, и мы отметим мой день рождения. В данном ССП средством выражения последовательного действия являются глаголы-сказуемые с соотношением совершенного вида будущего времени в обеих предикативных частях.

Анализ сложносочиненного предложения с соединительными отношениями в практике преподавания РКИ позволяет констатировать, что наиболее употребительным союзом в лингвометодике является одиночный союз и. В практике преподавания РКИ в основном встречаются сложные конструкции элементарного формального состава со значением полного, частичного совпадения во времени или же значением следования.

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. Москва: Просвещение, 1979.

2. Брызгунова Е.А., Габучан К.В., Ицкович В.А. и др. Русская грамматика: в 2 т. Москва, 1982; Т. 2: Синтаксис.

3. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкогоеорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология». Москва: Владос, 2001.

4. Формановская Н.И. Сложное предложение в современном русском языке. Теория и упражнения (включенное обучение). Москва: Русский язык, 1989.

5. Цховребов А.С. Проблема отбора и организации грамматического материала для обучения иностранцев русскому сложному предложению. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020; № 2 (107): 226 - 234.

6. Рякина О.Р, Шаталова Н.С. Полуфункциональность моделирования в преподавании русского языка как иностранного. Вестник Академии права и управления. 2016; № 2 (43): 109 - 112.

References

1. Babajceva V.V. Russkijyazyk: Sintaksis ipunktuaciya. Moskva: Prosveschenie, 1979.

2. Bryzgunova E.A., Gabuchan K.V., Ickovich V.A. i dr. Russkaya grammatika: v 2 t. Moskva, 1982; T. 2: Sintaksis.

3. Vagner V.N. Metodikaprepodavaniyarusskogoyazyka anglogovoryaschimi frankogovoryaschimna osnovemezh'yazykovogosopostavitel'nogo analiza: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti "Filologiya". Moskva: Vlados, 2001.

4. Formanovskaya N.I. Slozhnoe predlozhenie v sovremennom russkomyazyke. Teoriya i uprazhneniya (vklyuchennoe obuchenie). Moskva: Russkij yazyk, 1989.

5. Chovrebov A.S. Problema otbora i organizacii grammaticheskogo materiala dlya obucheniya inostrancev russkomu slozhnomu predlozheniyu. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2020; № 2 (107): 226 - 234.

6. Ryakina O.R., Shatalova N.S. Polufunkcional'nost' modelirovaniya v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2016; № 2 (43): 109 - 112.

Статья поступила в редакцию 05.10.20

УДК 378

Shikhamirova B.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: 1994bata@mail.ru

Aliyeva M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: marzi.alieva@yandex.ru

Zalitinova S.A., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Ataevna59@mail.ru

SPECIFICS OF CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article examines the main features of conflicts that arise in the educational process of modern Russian universities. The main reasons that can lead to conflict situations are analyzed. In addition, it provides a typology of such conflicts. Much attention is also paid to the prevention of conflict in the organizations operating under higher professional education programs educational space. The author's system of conflict management and regulation at the University has been developed. Its components, knowledge and skills of participants in the educational process necessary for their implementation, as well as the level of their conflict culture are considered. The authors conclude that it is possible to prevent the occurrence of undesirable conflicts, as well as to eliminate or minimize the possible adverse effects of the already existing (structural) measures and interpersonal methods, requiring psychological and educational training of the head of the organization.

Key words: teacher, student, university, conflict situations, conflict prevention, conflict culture, psychological culture.

Б.А. Шихамирова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: 1994bata@mail.ru М.Б. Алиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: marzi.alieva@yandex.ru С.А. Залитинова, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: Ataevna59@mail.ru

СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье рассмотрены основные черты конфликтов, возникающих в образовательном процессе современных российских вузов. Проанализированы главные причины, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций. Кроме того, в ней представлена типологизация подобных конфликтов. Значительное внимание также уделено предотвращению конфликтов в образовательном пространстве организаций, осуществляющих деятельность по программам высшего профессионального образования. Разработана авторская система управления и регулирования конфликтами в вузе. Рассмотрены её компоненты, знания и умения участников образовательного процесса, необходимые для их реализации, а также уровень их конфликтологической культуры.

Ключевые слова: преподаватель, студент, вуз, конфликтные ситуации, предотвращение конфликтных ситуаций, конфликтологическая культура, психологическая культура

Одной из существенных проблем, с которыми часто приходится сталкиваться руководителям, являются разного рода конфликты, возникающие в организации. Конфликт можно определить как противоречие, антагонизм, отсутствие согласия между двумя и более сторонами, каждая из которых стремится к принятию своей точки зрения. При этом, на наш взгляд, нельзя согласиться с концепцией бесконфликтного развития организации, которая предполагает, что с помощью хорошего руководства можно достичь гармонии и согласия в коллективе и избегать конфликтов. Скорее, руководителя должно насторожить длительное отсутствие конфликтов во вверенном ему учреждении. Последнее может привести к удовлетворению членов коллектива достигнутым и застою. Столкновение же взглядов, идей, установок при обсуждении проблем и принятии решений выявляет разнообразие альтернатив, дает дополнительную информацию и, в конечном счете, способствует развитию организации [1, с. 149].

С другой стороны, встречаются также деструктивные конфликты, дезорганизующие работу коллектива. В основном они носят межличностный характер. Конфликтующие стороны меньше заботятся о деле, а больше - о борьбе. Межличностные конфликты, будучи наиболее распространённым типом, могут в ряде

случаев носить функциональный характер. Хорошим примером является ситуация, при которой каждый из руководителей структурных подразделений убеждает вышестоящего начальника выделить недостающие ресурсы. В других случаях межличностные конфликты проявляются как столкновения людей с различными чертами характера, убеждениями и ценностями, существенно затрудняющие конструктивное сотрудничество.

Так, практически неизбежными представляются конфликты в образовательной среде современного российского вуза, которым будет посвящена настоящая статья [2].

Как уже говорилось выше, в современной организации ВО возникновение конфликтных ситуаций можно считать практически неизбежным [3 - 6]. Это обстоятельство обусловлено в первую очередь тем фактором, что субъекты образовательного процесса являются носителями различных социальных статусов и характеризуются различием ролей и функций [7, с. 300]. Представим основные типы таких конфликтов в форме таблицы.

В целом же можно с определённой долей уверенности утверждать, что конфликты, возникающие в образовательной среде вуза, связаны в первую очередь

Таблица 1

Характеристика основных типов конфликтов, возникающих в образовательной среде современного российского вуза

Тип конфликта Причины возникновения Краткая характеристика

«Студент - преподаватель» получение отрицательных оценок из-за личной неприязни преподавателя к студенту Иногда студенты вступают в открытый конфликт с преподавателем. Чаще встречаются скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: ненависти, недоверия, презрения, ревности, враждебности, которыми они в дальнейшем делятся со своим окружением

ущемление прав студентов со стороны преподавателей

предвзятое отношение со стороны преподавателей

недостаточно высокая компетентность членов педколлектива

срыв занятий в связи с отсутствием преподавателя на рабочем месте

«Студент - студент» неадекватность оценок и самооценок Особенно характерными для студентов младших курсов являются обостренное чувство собственного достоинства, категоричность и максимализм, что зачастую приводит к неадекватной оценке ими происходящего [8, с. 117]. В дальнейшем, как правило, межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, формируются микрогруппы по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты являются, скорее, исключением, а, возникнув, разрешаются самими студентами

зависть к чужим успехам, бестактность в общении

аксиологические различия

различия в социальном положении студентов

«Преподаватель - руководство» неопределенность перспектив роста При высоком уровне психологической культуры руководителей и других работников в образовательной организации преобладают деловые, функциональные конфликты. При более низком её уровне чаще встречаются межличностные конфликты, играющие деструктивную роль

чрезмерная, по мнению преподавателей, нагрузка и большое число обязанностей

нечеткое разграничение прав и обязанностей

возникающее у некоторых преподавателей чувство обиды и зависти по отношению к руководству и/или коллегам

«Преподаватель - преподаватель» поведение опытных преподавателей, подчеркивающее степень их превосходства по отношению к более молодым коллегам

соперничество преподавателей, достигающих высокого уровня профессиональной компетентности, с ранее признанными авторитетами

создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не посредством продуктивной деятельности, но путём имитации собственного участия в различных общественных мероприятиях

Таблица 2

Меры по предотвращению конфликтных ситуаций в современном российском вузе и минимизации их негативных последствий

Структурные меры Межличностные методы

Наименование Краткая характеристика Наименование Краткая характеристика

Повышение квалификации преподавательского состава В образовательной организации должна быть создана эффективная система повышения квалификации и квалификационной переаттестации. Каждым педагогическим работником должна ощущаться перспектива роста Умение руководителя соблюдать принципы «социальной дистанции» В случае правильного выбора социальной дистанции представляется возможным предотвратить как те межличностные конфликты, которые могут вспыхнуть, когда члены педколлектива вуза очень близки друг к другу, таки и возникающие в случаях, когда они чрезмерно далеки друг от друга

Социальное развитие коллектива Руководителем должно уделяться большое внимание развитию социальной инфраструктуры, улучшению условий труда преподавателей. Подобные меры повышают у них чувство уверенности в завтрашнем дне, способствуют снижению конфликтности и закреплению кадров [2] Соблюдение руководителем ОО правила «сглаживания» Руководителю следует по возможности не выпускать наружу признаки конфликтных ситуаций, апеллируя к потребности в солидарности

Разъяснение требований к работе Руководитель образовательной организации обязан позаботиться о том, чтобы каждый педагогический работник был хорошо осведомлён о своих полномочиях и ответственности, уровне результатов, которых он должен достигнуть, правилах и процедурах, действующих в данном вузе Метод обращения к значимости другого и всемерной поддержки его значимости Особенно эффективен в плане предотвращения межличностных конфликтов, а также более быстрого, безболезненного и результативного их разрешения

Комплексные общие цели образовательной организации Должны быть сформулированы и разъяснены всем членам педколлектива вуза. В этом случае существенная часть усилий будет направлена на их достижение, а не на выяснение отношений и конфронтацию Метод исключаемой социальной демонстрации Чем чаще из взаимоотношений педагогических работников будет исключаться социальная демонстрация - произвольное или непроизвольное подчеркивание различий между ними, тем больше в процессе функционирования вуза представится шансов на конструктивное сотрудничество между ними [1, с. 150]

Оплата труда и вознаграждения Системе оплаты труда, действующей в образовательной организации, должны быть присущи эффективность и справедливость. Вознаграждение может быть использовано для управления конфликтной ситуацией. Оно не должно поощрять неконструктивное поведение отдельных лиц или групп

с разрешением возникающих в учебно-воспитательном процессе противоречий [4, с. 29]. Для этих, последних, характерна повышенная степень несовпадения ценностно-нормативных установок субъектов конфликтного взаимодействия. Осуществлять предотвращение конфликтных ситуаций, ликвидацию возникших и минимизацию их негативных последствий можно с помощью мер различного характера (табл. 2).

При этом сравнительно простое решение имеют те конфликтные ситуации, которые можно отнести к стандартно решаемым. В таких ситуациях от руководителя требуется лишь достаточный уровень административно-правовой компетентности [5, с. 60].

На основании вышеизложенного отметим, что система управления и регулирования конфликтных ситуаций в вузе должна включать ряд компонентов (табл. 3).

Далее преподаватели системы ВО должны не только иметь в своем распоряжении различные подходы к конфликтным ситуациям, но также и уметь гибко

пользоваться ими с учетом, в том числе, национального менталитета обучающихся. Актуальность данного требования обусловлена тем, что в российских вузах в настоящее время обучаются интернациональные студенты [3, с. 80].

Далее в основу имиджа современного преподавателя высшей школы должна лечь конфликтологическая культура [5; 6; 7]. Ещё одним необходимым условием является включение тематики, связанной с конфликтными ситуациями в образовании, в планы по подготовке студентами ВКР, курсовых работ, отдельных НИР и НИРС.

Анализ специфики возникновения и предотвращения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве современного российского вуза позволяет с определённой долей уверенности утверждать, что:

- возникновение конфликтных ситуаций в образовательной среде современного российского вуза представляется неизбежным, так как участники образовательного процесса представляют собой носителей различных социальных статусов, отличаясь различием ролей и функций;

Таблица 3

Компоненты системы управления и регулирования конфликтных ситуаций в вузе

Наименование компонента Роль в процессе предотвращения и минимизации последствий конфликтных ситуаций

Интеграция в программу по повышению квалификации преподавателей курса «Конфликтология» Формирование у членов педагогических коллективов конфликтной компетенции [1; 2; 4]

Укрепление социальной защиты профессорско-преподавательского состава вузов путем повышения заработной платы и предоставления социальных льгот Повышение качества работы преподавательских кадров, снижение вероятности проявлений коррупционной деятельности

Создание в структуре учебных заведений конфликтных центров и отделов с привлечением для работы в них квалифицированных преподавателей и наиболее подготовленных студентов по прохождении ими курса по разрешению конфликтов в образовательной среде Развитие у педагогов умения эффективно улаживать споры и разногласия между студентами, студентами и преподавателями

Введение учебной дисциплины «Конфликтология» в качестве факультатива для студентов Развитие компетенций, связанных с разрешением конфликтов и минимизацией их негативных последствий у будущих специалистов образовательной сферы

- основными типами межличностных конфликтов, возникающих в вузе, являются «студент - преподаватель», «студент - студент», «преподаватель - руководство», а также «преподаватель - преподаватель»;

- предотвращать возникновение нежелательных конфликтов, а равно ликвидировать или максимально ослабить возможные неблагоприятные последствия уже возникших можно с помощью организационных (структурных) мер и межличностных методов, требующих психолого-педагогической подготовки руководителя;

- система управления и регулирования конфликтов в образовательной организации должна включать интеграцию в программу по повышению квалифи-

Библиографический список

кации преподавателей курса «Конфликтология»; укрепление социальной защиты профессорско-преподавательского состава вузов путем повышения заработной платы и предоставления социальных льгот;

- в целях наиболее эффективного предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций в основу имиджа современного преподавателя высшей школы должна лечь конфликтологическая культура;

- кроме того, необходимо, чтобы тематика, связанная с конфликтными ситуациями, их предотвращением и минимизацией негативных последствий, использовалась при разработке тематики ВКР, курсовых работ, НИР и НИРС.

1. Нестерова Л.В. Конфликты в вузе: классификация, причины и способы их разрешения Четвертые Декартовские чтения «Рационализм и универсалии культуры»: материалы Международной научно-практической конференции. 2017: 148 - 156.

2. Валиев И.С. Анализ и способы решения конфликтов в сфере высшего образования. Available at: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/7420/s013-137. pdf?sequence=1&isAllowed=y

3. Белозеров В.С., Щитова НА, Чихичин В.В., Соловьев ИА Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации Наука. Инновации. Технологии. 2017; № 4: 79 - 92.

4. Ефимчик Е.Е. Человеческий фактор в управлении: конспект лекций. Минск, 2008.

5. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 49-1: 55 - 65.

6. Сорокопуд Ю.В., Орлова E.A., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза Научные исследования и образование. 2015; № 1: 230 - 232.

7. Пименова Е.В., Сёмина И.С., Соколова И.Ю., Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н., Дьяченко A.C. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013; T. 1: 296 - 302.

References

1. Nesterova L.V. Konflikty v vuze: klassifikaciya, prichiny i sposoby ih razresheniya Chetvertye Dekartovskie chteniya «Racionalizm i universalii kul'tury»: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 148 - 156.

2. Valiev I.S. Analiz i sposoby resheniya konfliktov v sfere vysshego obrazovaniya. Available at: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/7420/s013-137. pdf?sequence=1&isAllowed=y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belozerov V.S., Schitova N.A., Chihichin V.V., Solov'ev I.A. Inostrannye studenty na Severnom Kavkaze: regional'nye razlichiya i problemy adaptacii Nauka. Innovacii. Tehnologii. 2017; № 4: 79 - 92.

4. Efimchik E.E. Chelovecheskij faktor v upravlenii: konspekt lekcij. Minsk, 2008.

5. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.

6. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1: 230 - 232.

7. Pimenova E.V., Semina I.S., Sokolova I.Yu., Sorokopud Yu.V., Uvarova N.N., D'yachenko A.S. Formirovanie imidzha buduschego pedagoga v processe professional'noj podgotovki. Nauchno-metodicheskj 'elektronnyj zhurnal Koncept. 2013; T. 1: 296 - 302.

Статья поступила в редакцию 05.09.20

УДК 378

Rasskazova L.A., postgraduate, Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: love.rasskazova@mail.ru

THE SPECIFICS OF PREPARING STUDENTS FOR THE DEVELOPMENT OF SAXOPHONE PLAYING IN THE CLASS OF WIND INSTRUMENTS. The article considers difficulties encountered by students in the class of wind instruments in preparation for the transition to saxophone playing. The work is based on the analysis of training methods on wooden wind instruments, the emphasis is placed on the emergence of specific difficulties, as well as problems at the beginning of training, inherent in the mastery of the saxophone and the system of additional music education in general. Conditions and causes of learning problems are identified and defined, differentiated and opportunities for overcoming them are shown. The presented material allows to conclude that in the existing methods of training on the saxophone there is practically no attention paid to the preparatory stage of training. Attention is focused on the setting of the body and hands, the development of breathing and the formation of ambouchure. However, there is very little consideration of the overall primary training of the student, as well as overcoming the difficulties of primary education in a modern child. It can be concluded that there is a growing need to expand the range of issues in the teaching of wooden wind instruments, as well as in updating a number of methodological guidelines.

Key words: child, primary education, musical development, playing musical instrument, saxophone, recorder.

Л.А. Рассказова, аспирант, Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, г. Москва,

E-mail: love.rasskazova@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОСВОЕНИЮ САКСОФОНА В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В статье рассмотрены трудности, возникающие у обучающихся в классе духовых инструментов в период подготовки к переходу на саксофон. На основании анализа методик обучения на деревянных духовых инструментах делается акцент на возникновении специфических трудностей, а также проблем в начале обучения, присущих освоению саксофона и системе дополнительного музыкального образования в целом. Были выявлены и определены условия и причины возникновения проблем обучения, дана их дифференциация и показаны возможности преодоления. Представленный материал позволяет сделать вывод, что в существующих методиках обучения на саксофоне практически нет места подготовительному этапу Фокусируется внимание на постановке корпуса и рук, развитии дыхания и формировании амбушюра. Однако крайне мало рассматривается общая первичная подготовка учащегося, а также преодоление трудностей начального обучения у современного ребенка. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что растет необходимость в расширении круга проблематики в методике преподавания деревянных духовых инструментов, а также в обновлении ряда методических указаний.

Ключевые слова: ребенок, начальное обучение, музыкальное развитие, игра на музыкальном инструменте, саксофон, блокфлейта.

Наиболее плодотворным и важным временем для музыкального развития ребенка, в частности развития навыков игры на инструменте и приобщения к музыке в целом, является дошкольный возраст В этот период формируются когнитивные интересы ребенка, он все больше проявляет естественную возрастную активность,

которую нужно направлять в созидательное и творческое русло. Активный поиск как форма общения с окружающим миром заложена в человеке с рождения. Необходимо с раннего возраста поддерживать и поощрять активный поиск и ни в коем случае не пытаться его подавить, превращая в пассивное мировосприятие [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.