Научная статья на тему 'Специфика когнитивных функций в зависимости от профессиональной группы лиц занятых экстремальным трудом'

Специфика когнитивных функций в зависимости от профессиональной группы лиц занятых экстремальным трудом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ / EXTREME PROFESSIONAL ACTIVITY / FUNCTIONING OF COGNITIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родыгина Юлия Кимовна

Проведён анализ состояния когнитивных процессов у сотрудников различных профессиональных групп в условиях экстремальной службы. Выявлено, что профессиональная деятельность вызывает ухудшение в функционировании психических процессов лиц занятых экстремальным трудом. Определена специфика нарушений психической сферы в зависимости от профессиональной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родыгина Юлия Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the cognitive functions depending on the professional groups of the persons occupied with the extreme labor activities

The condition of workers` cognitive processes that have been divided into different professional groups in extreme service activities has been analyzed. There has been revealed that profession activity causes worsening of workers` mental processes under the condition of extreme labor. Specificity of psychic sphere malfunction has been detected for the different professional groups.

Текст научной работы на тему «Специфика когнитивных функций в зависимости от профессиональной группы лиц занятых экстремальным трудом»

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

2. Болотин, А.Э. Теория и практика применения обучающих игр для обучения специалистов по физической подготовке и спорту : монография / А.Э. Болотин ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2001. - 127с.

3. Капустина, Е.Г. Методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД в вузе МВД // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 60-64.

4. Кирсанов, В.Е. Обоснование различных видов обучающих игр в процессе профессиональной подготовки специалистов // Педагогические проблемы профессионального совершенствования специалистов. - СПб., 2006. - С. 66-69.

5. Северин, Н.Н. Педагогические условия, необходимые для обеспечения высокой эффективности управления физической подготовкой личного состава подразделений ГПС // Физическая культура и спорт в системе образования и воспитания учащейся молодежи : сб. науч. работ/ под ред. Л.М.Волковой. - СПб., 2005. - С. 13-15.

6. Ткачев, В.И. Технология применения физических упражнений в составе пожарного расчета // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22.

- С. 85-89.

7. Шульженко, В.Н. Профессиональная подготовка членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных муниципальных образований : метод. пособие / В.Н. Шульженко ; Белгородский гос. техн. ун-т им. Шухова. - Белгород : [б.и.], 2006. - 187 с.

Контактная информация: retinskaya@mail.ru

УДК 37.034

СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЛИЦ ЗАНЯТЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ

ТРУДОМ

Юлия Кимовна Родыгина, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова (СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова)

Аннотация

Проведён анализ состояния когнитивных процессов у сотрудников различных профессиональных групп в условиях экстремальной службы. Выявлено, что профессиональная деятельность вызывает ухудшение в функционировании психических процессов лиц занятых экстремальным трудом. Определена специфика нарушений психической сферы в зависимости от профессиональной группы.

Ключевые слова: экстремальная профессиональная деятельность, функционирование когнитивных процессов.

SPECIFICITY OF THE COGNITIVE FUNCTIONS DEPENDING ON THE PROFESSIONAL GROUPS OF THE PERSONS OCCUPIED WITH THE EXTREME

LABOR ACTIVITIES

Yulia Kimovna Rodygina, the candidate of medical sciences, senior lecturer,

I.P. Pavlov St.-Petersburg State Medical University of Russia

Annotation

The condition of workers' cognitive processes that have been divided into different professional groups in extreme service activities has been analyzed. There has been revealed that profession activity

causes worsening of workers' mental processes under the condition of extreme labor. Specificity of psychic sphere malfunction has been detected for the different professional groups.

Keywords: extreme professional activity, functioning of cognitive processes.

Профессиональная эффективность и надежность субъекта труда во многом детерминирована состоянием основных когнитивных (познавательных) функций, к которым относятся память, внимание, мышление человека. Находясь в среднем нормативном разбросе, эти параметры различаются по их значениям, сочетаниям у каждого конкретного человека. Когнитивные функции могут изменяться под воздействием определенных факторов, в том числе и под влиянием рода профессиональной деятельности, что особенно важно в экстремальных профессиональных условиях. Информация об особенностях человека, характеризующих его познавательную сферу, может, с одной стороны, способствовать дифференцированному подходу к оценке профессиональных возможностей личности, а с другой, оценке и прогнозу специфики поведенческого реагирования в сложных ситуациях [1].

Оценка статуса познавательных процессов проводилась с учетом принадлежности к определенной профессиональной группе, в которой достаточно велика и доказана доля профессионального стресса [3,5,6,8].

Целью исследования являлось изучение состояния основных когнитивных функций (памяти, внимания, мышления) у сотрудников различных профессиональных групп в условиях экстремальной деятельности.

МЕТОДИКА

Общий массив контингента обследованных лиц составил 369 чел (лица мужского пола) в возрасте от 18 до 49 лет. С учетом экстремальной профессиональной деятельности выделены следующие группы:

1) сотрудники министерства внутренних дел (МВД) (197 чел) средний возраст 30,9 лет, средний стаж 7,5 лет;

2) военнослужащие по контракту (ВС) (56 чел.) средний возраст 36 лет, средний стаж 13,9 лет;

3) сотрудники министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) (40 чел.) средний возраст 22,6 лет, средний стаж 3,5 лет.

Контрольную группу (КГ) составили лица мужского пола, занятые видами профессиональной деятельности, которая не связана с повседневными экстремальными нагрузкам (46 чел.) средний возраст 24,2 лет, средний стаж 4,4 лет.

Для комплексного исследования особенностей состояния психических процессов использована совокупность наиболее удобных, практичных и информативных методик: проба Шульте; “память на числа”; способность к запоминанию; «кубики Косса» Векслер субтест N 9 [7].

Обследование проводилось в утренние часы. Лица, предъявлявшие жалобы на состояние здоровья, а также после ночного дежурства, к обследованию не допускались.

Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета статистических программ Statistica, v 7.0. Поскольку распределение практически всех показателей было далеко от нормального, для сравнения групп использовались методы непараметрической статистики (тест Краскэла-Уоллеса для рангов совместно с методом множественных сравнений рангов и медианный тест; тест Манна-Уитни). Для описаний показателей в группах в качестве характеристик положения и рассеяния использовались медиана и квартили. Для оценки взаимосвязей изучаемых параметров использовался метод ранговой корреляции Спирмена [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При обследовании сотрудников, имеющих различные специальности, было выявлено, что медиана и (квартили) для объема кратковременной зрительной памяти состави-

ли 6,0 и (5,0; 7,0), что близко к нормативным значениям [2]. Восприятие зрительных образов наиболее успешно демонстрировали военнослужащие и лица контрольной группы, в меньшей степени это было характерно для сотрудников МВД и МЧС, соответственно статистические различия обнаружены между этими парами групп (р<0,01).

Произвольность запоминания вербальной информации, была в норме и имела статистически значимые различия характерные для всех изучаемых групп. Последние этапы предъявлений стимульного материала были наиболее информативны по количеству и значимости статистических различий между изучаемыми группами (р< 0,01). Все профессиональные группы, связанные с экстремальными условиями труда оказались мне-стически менее состоятельными, чем лица контрольной группы. Лучшие результаты произвольного запоминания наблюдались у военнослужащих, а тенденция к снижению непосредственного вербального запоминания наблюдалась у сотрудников МВД.

Конфигурация динамики умственной работоспособности была достаточно схожа для всех представителей изучаемых групп. Однако лицам экстремального труда требовалось больше времени на детерминацию и упорядочивание стимулов, нежели представителям контрольной группы. Статистически значимые различия были выявлены в 1-й, 4-й, 5-й пробах методики Шульте, которые проявились за счет различия между следующими парами групп:

- в 1-й пробе - между военнослужащими и сотрудниками МЧС;

- в 4-й пробе - между контрольной группой, сотрудниками МЧС, сотрудниками МВД и военнослужащими;

- в 5-й пробе - между контрольной группой и группой сотрудников МЧС.

Неустойчивость внимания в большей степени была характерна для профессиональной группы военнослужащих, а динамика умственной работоспособности имела при этом тенденцию к гиперстеническому типу. Корреляционный анализ показал наличие прямых и обратных значимых взаимосвязей между результатами последних этапов пробы Шульте и данных других когнитивных проб в изучаемых группах. Найденные особенности свидетельствуют о значимости этапов адаптации к умственной нагрузке в общем функционировании психических процессов.

Параметры стандартных баллов при выполнении субтеста №9 теста Векслера оценивали сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза, уровень развития наглядно-образного мышления, способность к программированию и последовательной реализации конструктивной деятельности, которые в свою очередь, являются составной частью общих интеллектуальных функций.

Сотрудники правоохранительных органов, наряду с представителями контрольной группы эффективней комбинировали мыслительные образы, нежели представители других групп «опасных» профессий (р<0,01). Группа военнослужащих демонстрировала наименьшие, но нормативные баллы по данной методике среди всех изучаемых групп.

Полученные результаты, в целом, свидетельствуют об общем, но нормативном снижении когнитивных функций сотрудников экстремального труда. Практически по всем параметрам проведенных тестов лица контрольной группы демонстрировали лучшие результаты в сравнении с обследованными профессиональными группами экстремального труда. Значимость статистических различий между группами повышалась на этапах адаптации к умственной нагрузке. Специфичные особенности были определены для каждой группы «опасных» профессий: военнослужащие наиболее эффективны в мнестической составляющей интеллектуальной сферы, сотрудники милиции в конструктивном праксисе, а когнитивные функции группы МЧС отличались сравнительной равномерностью параметров. Приведенные данные свидетельствуют о дифференцировке различных типов познавательного поведения человека в условиях экстремального труда и востребованы для определения профессиональной пригодности субъекта труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Данилова, Н.Н. Психофизиология : учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 373 с.

3. Влияние стрессовых факторов на деятельность оперативных сотрудников правоохранительных органов / Ю.С. Калягин, А.А. Козлов, И.В. Доровских, Т.С. Бузина // Военно-медицинский журнал. - 2006. - № 11. - С. 49-54.

4. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2008. - 392 с.

5. Родыгина, Ю.К. Особенности личностной структуры лиц экстремальных профессий / Юлия Кимовна Родыгина ; С.-Петерб. гос. мед. ун-т им. акад. И.П. Павлова (СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2009. - № 8 (54). - С. 106-109.

6. Павлов, А. С. Психофизиологические механизмы и последствия аутогенного стресса / А.С. Павлов // Физиология человека. - 2002. - Т. 28. - № 4. - С. 45-53.

7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии опыт применения их в клинике : (практическое руководство) / С.Я. Рубинштейн. - М. : Апрель-Пресс, Психотерапия. - 2007. - 224 с.

8. Эльгаров, А.А. Медицина труда лиц опасных профессий / А.А. Эльгаров, А.М. Муртазов, А.Г. Шогенов // Медицина труда. - 2007. - № 5. - С. 1-10.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно исследовательского проекта РГНФ проект № 06-06-48613 а/C

Контактная информация: yurodygina@yandex.ru

УДК 376.3

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ

Татьяна Анатольевна Селитренникова, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина филиал в г. Тамбове (ФГОУ ВПО «ПАГС» филиал в г. Тамбове)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.

Ключевые слова: педагогика, заболеваемость, дети-инвалиды.

EVALUATION OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF CARDIO RESPIRATORY SYSTEM OF THE PUPILS WITH PATHOLOGY OF THE SENSORY SYSTEM

ORGANS

Tatyana Anatoljevna Selitrenikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Volga Region Academy for Civil Service, Tambov Branch

Annotation

This article contains the questions of correctional pedagogy. The problem of control of the physical education of the children with limited abilities is shown. The results of research on health condition of the pupils studying in special (correctional) schools have been given.

Keywords: pedagogy, morbidity, disabled children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.