Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА У ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ'

СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА У ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИЗОФРЕНИЯ / ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ВИДЫ КОГНИТИВНОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА / ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Коваль-Зайцев А.А., Никитина С.Г., Куликов А.В., Балакирева Е.Е.

Введение. В статье предлагается комплексный клинико-психологический подход к изучению и диагностике психического развития детей и подростков с детским аутизмом и шизофренией. Особенности протекания, коморбидность симптоматики и частота встречаемости эндогенной психической патологии в детстве требует активного изучения этих расстройств в комплексной клинико-психологической диагностике. Материал и методы. Обобщены результаты мультидисциплинарной диагностики 127 пациентов детской клиники ФГБНУ НЦПЗ (возраст от 4 до 15 лет, средний возраст 6 лет 7 мес.), с диагнозами F84.02, F20.8xx3). Оценивался патопсихологический профиль и особенности когнитивной сферы пациентов с учетом применения экспериментально-психологических методик. Результаты. Выделены и описаны профили четырех видов когнитивного дизонтогенеза: искаженного, дефицитарного, дефицитарно-прогредиентного с постепенным нарастанием дефекта, регрессивно-дефектирующего. В результате проведенного обследования выявлено своеобразие видов когнитивного дизонтогенеза, нюансы течения, особенности функционирования психических функций при эндогенной психической патологии в детстве. Заключение. Данный подход позволяет проводить эффективную мультидисциплинарную диагностику у пациентов с детским аутизмом и шизофренией в детстве, что способствует пониманию исходов и созданию наиболее эффективного маршрута (ре)абилитации пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Коваль-Зайцев А.А., Никитина С.Г., Куликов А.В., Балакирева Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF COGNITIVE DYSONTOGENESIS IN PATIENTS WITH CHILDHOOD AUTISM AND SCHIZOPHRENIA IN CHILDHOOD

Introduction. The article proposes a comprehensive clinical and psychological approach to the study and diagnosis of the mental development of children and adolescents with childhood autism and schizophrenia. The peculiarities of the course, the comorbidity of symptoms and the frequency of occurrence of endogenous mental pathology in childhood require an active study of these disorders in a comprehensive clinical and psychological diagnosis. Material and methods. The results of multidisciplinary diagnostics of 127 patients of the children's clinic of the Federal State Budgetary Medical Institution (age from 4 to 15 years, average age 6 years 7 months), with diagnoses F84.02, F20.8xx3) are summarized. The pathopsychological profile and features of the cognitive sphere of patients were evaluated, taking into account the use of experimental psychological techniques. Results. The profiles of four types of cognitive dysontogenezis are identified and described: distorted, deficient, deficient-progressive with a gradual increase in the defect, regressive-defecting. As a result of the survey, the originality of the types of cognitive dysontogenezis, the nuances of the course, the peculiarities of the functioning of mental functions in endogenous mental pathology in childhood were revealed. Conclusion. This approach allows for effective multidisciplinary diagnostics in patients with childhood autism and schizophrenia, which contributes to understanding the outcomes and creating the most effective route (re) of habilitation of patients.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА У ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ И ШИЗОФРЕНИЕЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Специфика когнитивного дизонтогенеза у пациентов с детским аутизмом и шизофренией в детском возрасте

А.А. Коваль-Зайцев1,

канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник (koval-zaitsev@mail.ru) С.Г. Никитина1,

младший научный сотрудник отдела детской психиатрии (nikitina.svt@mail.ru) А.В. Куликов1,

канд. мед. наук, старший научный сотрудник отдела детской психиатрии (tstakul@mail.ru) Е.Е. Балакирева1,

канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник, и.о. зав. отделом детской психиатрии (balakirevalena@yandex.ru)

1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научный центр психического здоровья (115522, г. Москва, Каширское шоссе, д.34).

Введение. В статье предлагается комплексный клинико-психологический подход к изучению и диагностике психического развития детей и подростков с детским аутизмом и шизофренией. Особенности протекания, коморбидность симптоматики и частота встречаемости эндогенной психической патологии в детстве требует активного изучения этих расстройств в комплексной клинико-психологической диагностике.

Материал и методы. Обобщены результаты мультидисциплинарной диагностики 127 пациентов детской клиники ФГБНУ НЦПЗ (возраст от 4 до 15 лет, средний возраст 6 лет 7 мес.), с диагнозами F84.02, F20.8xx3). Оценивался патопсихологический профиль и особенности когнитивной сферы пациентов с учетом применения экспериментально-психологических методик.

Результаты. Выделены и описаны профили четырех видов когнитивного дизонтогенеза: искаженного, дефи-цитарного, дефицитарно-прогредиентного с постепенным нарастанием дефекта, регрессивно-дефектирующего. В результате проведенного обследования выявлено своеобразие видов когнитивного дизонтогенеза, нюансы течения, особенности функционирования психических функций при эндогенной психической патологии в детстве.

Заключение. Данный подход позволяет проводить эффективную мультидисциплинарную диагностику у пациентов с детским аутизмом и шизофренией в детстве, что способствует пониманию исходов и созданию наиболее эффективного маршрута (ре)абилитации пациентов.

Ключевые слова: шизофрения, детский аутизм, расстройства аутистического спектра, виды когнитивного ди-зонтогенеза, патопсихологические профили.

The specifics of cognitive dysontogenesis in patients with childhood autism and schizophrenia in childhood

A.A. Koval-Zaitsev1,

Candidate of Psychological Sciences, Lead Researcher of the Department of Child Psychiatry (koval-zaitsev@mail.ru)

S.G. Nikitina1,

Junior Researcher of the Department of Child Psychiatry (nikitina.svt@mail.ru) A.V. Kulikov1,

Candidate of Medical Sciences, Senior Researcher of the Department of Child Psychiatry (tstakul@mail.ru) E.E. Balakireva1,

Candidate of Medical Sciences, Head of the Department, Lead Researcher of the Department of Child Psychiatry (balakirevalena@yandex.ru)

1 Federal State Budgetary Scientific Institution Mental Health Research Center (Kashirskoe shosse, 34, Moscow, 115522).

Introduction. The article proposes a comprehensive clinical and psychological approach to the study and diagnosis of the mental development of children and adolescents with childhood autism and schizophrenia. The peculiarities of the course, the comorbidity of symptoms and the frequency of occurrence of endogenous mental pathology in childhood require an active study of these disorders in a comprehensive clinical and psychological diagnosis.

Material and methods. The results of multidisciplinary diagnostics of 127 patients of the children's clinic of the Federal State Budgetary Medical Institution (age from 4 to 15 years, average age 6 years 7 months), with diagnoses F84.02, F20.8xx3) are summarized. The pathopsychological profile and features of the cognitive sphere of patients were evaluated, taking into account the use of experimental psychological techniques.

Results. The profiles of four types of cognitive dysontogenezis are identified and described: distorted, deficient, deficient-progressive with a gradual increase in the defect, regressive-defecting. As a result of the survey, the originality of the types of cognitive dysontogenezis, the nuances of the course, the peculiarities of the functioning of mental functions in endogenous mental pathology in childhood were revealed.

Conclusion. This approach allows for effective multidisciplinary diagnostics in patients with childhood autism and schizophrenia, which contributes to understanding the outcomes and creating the most effective route (re) of habilitation of patients.

Keywords: schizophrenia, childhood autism, autism spectrum disorders, types of cognitive dysontogenezis, pathopsychological profiles.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование эндогенной психической патологии в детско-подростковом возрасте на современном этапе развития общества остается значимым для групп специалистов, работающих в данной области. Проблематика мультидисциплинарной диагностики, курации, (ре)абилитации, профилактики, социализации пациентов с детским аутизмом и шизофренией в детско-подростковом возрасте обусловлена рядом факторов, среди которых можно выделить особенности протекания дизонтогенеза, возраст начала и длительность заболевания, прогредиентность процесса, коморбидность симптомов, конгруэнтность ряда симптомов, их «стертость» и маскированность в ряде случаев и т.п. При этом, своевременно проведенная комплексная клинико-психологическая диагностика позволяет достаточно эффективно выстраивать и реализовывать лечебно-реабилитационный маршрут, осуществлять дальнейшую помощь детям и подросткам, страдающим эндогенной психической патологией. Напротив, отсутствие своевременной диагностики либо поверхностно проведенное, неполноценное обследование из-за малого количества отведенного времени, с узким, порой «шаблонным» подходом, без должной актуализации клинического мышления и качественного анализа, в итоге может приводить к нарастанию продуктивной и негативной симптоматики, быстрому формированию когнитивного дефицита и даже дефекта. В таких случаях на первый план выступает тезис «пропущенный диагноз — утраченная жизнь», что диктует специалистам необходимость оказания и проведения своевременной полноценной психо-

лого-психиатрической помощи детям и подросткам с детским аутизмом и шизофренией, и решает дифференциально-диагностическую задачу в нозологическом подходе с выбором вектора дальнейшего оказания помощи пациентам [10].

В историческом аспекте на протяжении длительного времени ведется дискуссия о принадлежности детских психозов с выделением детского аутизма из пула шизофренических расстройств. Понятие «аутизм» ввел E. Bleuler в 1911 г. своей работе о dementia praecox, как выражение смещения фокуса внимания больного шизофрений с окружающего мира в свои внутренние переживания [14]. Позже, Kanner L в 1943 г. использовал тот же термин как обозначение специфического состояния у детей раннего возраста, проявляющегося стойким стремлением к одиночеству, «неспособностью детей к обычным отношениям с людьми и адекватному поведению в определённых ситуациях», однако рассматривал данный феномен как «самое раннее проявление шизофрении» [16]. Отделение аутизма, как самостоятельной нозологии, начато Anthony E. в 1958 г., который считал невозможным развитие шизофрении у детей до 6 лет, и в последующем поддержано рядом авторов (Rutter M., Schopler E., Wing L. 1988), что нашло отражение в диагностических классификациях того времени [13, 18, 19, 21].

Детский аутизм и шизофрения в детском возрасте часто имеют сходную фенотипи-ческую картину, когда выявляются неспецифические кататонические расстройства, нарушения мышления и социального взаимо-

действия. Тем не менее, шизофрения у детей младшего возраста характеризуется высокой прогредиентностью течения, наличием рудиментарных позитивных расстройств, а также преобладанием негативных нарушений. Негативная симптоматика выражается в регрессе навыков, глубокой задержке формирования основных мыслительных операций, речи, эмоциональной неадекватности, персистенции выраженных апато-абулических расстройств. Ремиссия характеризуется наличием стойкого когнитивного дефекта, стереотипных движений, нажитого аутизма. Интеллектуальная сфера определяется диссоциированной ретардацией. Детский аутизм в отечественной школе психиатрии рассматривается как вариант нарушенного развития, при котором наблюдается смягчение дизонтогенетиче-ских нарушений с течением времени [4, 8]. Клинически это выражается в смене ката-тонических расстройств гиперкинетическими проявлениями, наряду с ослаблением аутизации, когнитивных нарушений, началом становления речи. Асинхрония психического развития является ключевой особенностью детского аутизма, которая проявляется опережением становления абстрактного мышления над наглядным, а также усилением логического компонента когнитивных процессов в ущерб формированию «социального интеллекта».

Выделение различных объективных маркеров аутизма и шизофрении существенно упрощает дифференциально-диагностическую задачу данных нозологий, помогает понимать и системно решать вопросы эффективной (ре) абилитации пациентов. В рамках мультидис-циплинарного изучения детского аутизма и шизофрении в детско-подростковом возрасте в ФГБНУ НЦПЗ выделены патопсихологические особенности обеих нозологий, что подтверждает различный генез заболеваний. Патопсихологические профили пациентов предложено квалифицировать в рамках, выделяемых при той или иной нозологии, нескольких видах когнитивного дизонтогенеза, которые отличаются друг от друга как по выраженности асинхронии психического развития, так и по наличию когнитивных дефицитов, их глубине, формированию когнитивного дефекта [1, 5].

МАТЕРИАЛ

Исследование выполнено в ФГБНУ НЦПЗ (директор д-р. мед. наук, проф. Т.П. Клюш-ник). На базе отдела детской психиатрии (и.о. зав. отделом, ведущий научный сотрудник, канд. мед. наук Балакирева Е.Е.) было обследовано 127 пациентов детской клиники ФГБНУ НЦПЗ (возраст от 4 до 15 лет, средний возраст 6,7 лет), имеющих диагнозы «Детский аутизм F84.02», «Шизофрения, детский тип F20.8xx3» [9].

МЕТОДЫ

Клинико-психопатологический, экспериментально-патопсихологический, клинико-динамический. Исходя из цели исследования, был сформирован экспериментально-диагностический комплекс методик, которые применялись для обследования всех групп больных. Перед началом патопсихологической диагностики учитывались возрастные и иные возможные особенности испытуемых — степень прогредиентности процесса, наличие задержек психологического развития, психическое состояние испытуемых. Патопсихологическое обследование проводилось вне остроты состояния. Используемые методики: шкала РЕР (Психологообразова-тельный тест) [20], позволяющая комплексно оценить уровень когнитивного развития детей с нарушениями психологического развития, начиная с раннего возраста; батарея специально подобранных патопсихологических методик, предназначенных для оценки мышления, восприятия, социальной перцепции и мелкой моторики [2, 6, 7]. Предметно-содержательный и операционный компоненты зрительного восприятия оценивались посредством методик «Фигуры Липера» и «идентификация формы». Для оценки основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация и т.п.) и предметно-содержательного аспекта мышления использовались методики «пересечение классов», «сравнение понятий», «конструирование объекта», «малая предметная классификация» [2]. Методика «Рисунок себя» позволила оценить особенности мелкой моторики пациентов. Для оценки социальной перцепции применя-

лись методики «распознавание эмоционально-выразительных движений (поз и жестов)», «смайлы», «международная система аффективных картин» (IAPS), «распознавание ложных убеждений» («Салли и Энн») [6, 11].

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для корректного выделения патопсихологического профиля использовалась пропорциональная комплексная балльная оценка результатов, полученных в ходе выполнения пациентами шкалы РЕР и патопсихологических методик. Необходимо отметить, что Психологообразовательный тест позволяет трактовать полученные результаты как положительные в случае успешного выполнения задания, отрицательные — в случае полного отказа и невыполнения задания, а также — удовлетворительные, которые предполагают наличие зоны ближайшего развития ребенка. В комплексную оценку и профиль входили положительные и удовлетворительные результаты. Несомненным достоинством подобного подхода также является возможность понимания и выявления когнитивных дефицитов при их наличии. Сопоставление результатов, полученных по шкале РЕР, с результатами выполнения патопсихологических методик позволило выявить не только наличие диссоциированной ретардации психического развития и наличие когнитивных дефицитов, но также и более сложные варианты асинхронии развития, сочетающие в себе как отставание по ряду исследуемых сфер, так и опережение по другим сферам. Таким образом, были выделены четыре подгруппы с различным уровнем когнитивного развития [5, 11], которые включали в себя асинхронное сочетание нормативного и опережающего развития с элементами отставания (первая подгруппа); асинхронное отставание от нормативного развития по некоторым сферам (вторая подгруппа); грубое отставание от нормативного развития по всем сферам (третья подгруппа); асинхронное развитие в ремиссии и прогредиентность дефекта по ряду сфер на протяжении приступа (четвертая подгруппа) [5, 11]. Сопоставление и анализ полученных результатов далее позволил в рамках выделения патопсихологических профилей

отнести их к различным видам когнитивного дизонтогенеза: искаженному, дефицитарному, дефицитарно-прогредиентному с постепенным нарастанием дефекта, регрессивно-дефектиру-ющему [4, 5, 11]. Оказалось, что каждый из выделенных видов когнитивного дизонтогенеза был характерен для той или иной нозологии, что позволило описать «модель» комплексного нозологического профиля с учетом как клинической характеристики, так и патопсихологического профиля.

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НОЗОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПЕРВОЙ ПОДГРУППЫ (ПАЦИЕНТЫ С ДЕТСКИМ ДЕЗИНТЕГРАТИВНЫМ АУТИЗМОМ)

Клиническая характеристика Пациенты первой подгруппы характеризовались преобладанием в клинической картине дизонтогенетических проявлений в виде аутизации и нарушений сенсорной сферы. Кататоническая симптоматика была представлена незначительно. Первые признаки нарушенного развития проявлялись в возрасте от полугода до полутора лет, когда становились очевидными трудности контакта, задержка формирования речи, а также специфические нарушения чувствительности в виде сочетания гипер- и гипостезий во вкусовой, слуховой, тактильной (болевой, температурной), зрительной сферах. До трех лет нарастали умеренно выраженные ката-тонические расстройства без формирования стойких двигательных стереотипий. Положительная динамика в состоянии наблюдалась с 3,5-4 лет в виде смягчения сенсорных особенностей, кататонических нарушений. Пациенты быстро набирали словарный запас, демонстрировали интерес к окружающему, привлекались к обучению [3, 12].

Реабилитационные мероприятия показывали значительную эффективность: смягчалось течение аутизма (с 35-39 баллов до 25-30 баллов по шкале CARS) [19], нивелировались кататонические расстройства (с 10-16 баллов до 3-8 баллов по шкале BFCRS) [14], улучшалось социальное функционирование (до 60-51 баллов по шкале PSP). Сохранялись дефицит внимания, неусидчивость, быстрая истощаемость и пресыщае-

мость, особенности социальных контактов со стремлением к общению в младшей возрастной группе, задержка формирования бытовых навыков, инфантильность, склонность к сверхценным интересам. [17].

Патопсихологический профиль пациентов первой подгруппы определялся наличием искаженного вида когнитивного дизонтогенеза. Пациенты, вошедшие в данную группу, демонстрировали умеренную несогласованность исполнительных когнитивных функций и речевой зоны на фоне асинхронного развития. Зрительное восприятие также характеризуется неравномерностью развития: отмечается нормативность предметно-содержательного компонента и легкая задержка операционного аспекта. Также выявляется своеобразие развития всех аспектов мышления. Сфера крупной и мелкой моторики в своем развитии не полностью соответствует возрастной норме. Отмечается рассогласованность в функционировании координации руки и глаза. Наблюдается небольшое нарушение вчувствования и сопереживания в постижении эмоционального состояния другого человека, недостаточное понимание тонкостей социальных ситуаций наряду с достаточным развитием системы побуждений, а именно потребностей, мотивов и интересов [1, 12].

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НОЗОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВТОРОЙ ПОДГРУППЫ (ПАЦИЕНТЫ С ИНФАНТИЛЬНЫМ ПСИХОЗОМ)

Клиническая характеристика

Основным клиническим проявлением у данной когорты больных являлся кататони-ческий синдром. Начало расстройства приходилось на возраст 1,5-2 лет, когда на фоне развертывания аутистических проявлений в виде нарушений контакта, стереотипной деятельности, а также задержки развития речи, отмечалось нарастание кататонической симптоматики с преобладанием двигательного возбуждения, негативизма, явлений пластического тонуса мышц, двигательных стереотипий. К четырем годам в клинической картине начинали преобладать поведенческие расстройства, резкие колебания настроения. Кататония смягчалась до уровня гипердина-

Pgr

мических нарушений. Появлялась речевая продукция, интерес к познавательной деятельности [3, 12].

Реабилитационные мероприятия, включая фармакологическую коррекцию, были направлены, в том числе, на смягчение ка-татонических нарушений (с 15-24 баллов до 10-13 баллов по BFCRS) [15]. Отмечалось ослабление аутистических проявлений (с 40 до 45 баллов до 30-35 баллов по шкале CARS) [19]. Несколько улучшалось социальное функционирование пациентов (до 50-41 баллов по шкале PSP). Длительно сохранялись проявления когнитивного дизон-тогенеза с задержкой психоречевого развития, пациенты характеризовались выраженной инфантильностью, ограниченной способностью к приспособлению в социальных и бытовых ситуациях, трудностями контакта вне семейного круга, монотонностью интересов, быстрой астенизацией при учебной деятельности [17].

Патопсихологический профиль пациентов второй подгруппы определялся наличием как искаженного, так и дефицитарного видов когнитивного дизонтогенеза. Многообразие нарушенного психического развития зависело от сроков манифестации, длительности заболевания и количественной оценки умственных способностей пациентов. Когнитивные дефициты наиболее ярко проявляются при дефицитарном виде нарушенного развития. Они характеризуются разнонаправленной динамикой. Наилучший результат демонстрируют пациенты с положительной динамикой в клинической картине, рано попавшие в поле зрения клинического психолога и своевременно направленные к врачу-психиатру с целью верификации диагноза и начала комплексной (ре)абилитации. Пациенты данной группы характеризуются неравномерностью онтогенеза с нормативным развитием ряда сфер. Характерной чертой обследованных из данной группы является выраженная несогласованность когнитивных представлений и речевой зоны. У пациентов выявлено своевременное развитие зрительного восприятия, но отставание в моторике и координации руки и глаза. Наблюдается нарушение вчувствования, выявлен недостаток возможности сопереживать

Психиатрия

Современная терапия в психиатрии и неврологии № 3-4 / 2022

и проявлять эмоции направленные вовне, а также сложности социализации и пребывания в социуме [1, 12].

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НОЗОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ТРЕТЬЕЙ ПОДГРУППЫ (ПАЦИЕНТЫ С ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ)

Клиническая характеристика Основными определяющими характеристиками злокачественного течения шизофрении у детей являлись регрессивно-кататониче-ская симптоматика и быстрое нарастание грубого когнитивного дефекта. Проявления заболевания отмечались в раннем (преддо-школьном) возрасте с стремительного развертывания психотической симптоматики: пациенты переставали спать, отказывались от еды, становились возбужденными, агрессивными к родным, не реагировали на обращение, не пользовались речью, теряли сформированные навыки. Ближе к 4 годам становились очевидными негативные изменения: эмоциональная тупость, монотонная бесцельная активность, отсутствие интереса к окружающему. На фоне когнитивного дефекта олигофреноподобного типа возникали транзиторные вспышки позитивной симптоматики в виде эпизодов двигательного возбуждения, гетеро- и аутоагрессии, патологии влечений, страхов. Речевые навыки не восстанавливались [3, 12]. Реабилитационный потенциал пациентов из данной подгруппы ограничен, лекарственная терапия направлена на купирование психопатоподобных расстройств с целью предотвращения трав-матизации. Аутизм и кататонические нарушения в динамике изменялись незначительно (с 45 до 40 баллов по шкале CARS, 35 баллов и выше по BFCRS) [15, 19]. Социальное функционирование пациентов было сильно нарушено (от 20 баллов и ниже по шкале PSP). Пациенты были недоступны продуктивному контакту, равнодушны к окружающим событиям, демонстрировали глубокий эмоционально-волевой дефект, неспособность к самообслуживанию, оказывались беспомощными и опасными для самих себя при отсутствии контроля со стороны опекающих лиц [17].

С^Р

Патопсихологический профиль пациентов третьей подгруппы определялся наличием регрессивно-дефектирующего нарушения развития с проявлением тотального гистерезиса от всех остальных описанных профилей. Пациенты группы демонстрировали выраженную недостаточность развития целостности зрительного восприятия, специфику рецептивных когнитивных функций, проявление грубой задержки в формировании операционного компонента восприятия, в связи с недостатком ментальной переработки зрительной информации. У пациентов были выявлены выраженные дефициты процессов мышления, а также ретардация моторной сферы. Отмечается недоразвитие эргопатических эмоций, в частности эмпатии, обнажение исключительно протопатических эмоций, что приводит к трудностям социального взаимодействия [1, 2, 12].

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО НОЗОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЧЕТВЕРТОЙ ПОДГРУППЫ (ПАЦИЕНТЫ С ПРИСТУПООБРАЗНО-ПРОГРЕДИЕНТНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ)

Клиническая характеристика Пациенты из данной подгруппы демонстрировали приступообразное течение заболевания с нарастанием негативной симптоматики в межприступном периоде. Начало заболевания приходилось на период раннего (преддо-школьного) возраста. Первый эпизод характеризовался полиморфизмом симптоматики с преобладанием кататонического возбуждения и задержкой формирования речевых навыков. С 4-х летнего возраста, в период первой ремиссии, отмечалось преобладание невротических и умеренных негативных расстройств, формировалась речь, навыки самообслуживания. Последующие приступы приходились на период возрастных кризов. С 6-7 летнего возраста в клинической картине появлялись галлюци-наторно-бредовые расстройства, доля которых увеличивалась с возрастом, приближаясь к таковым у взрослых. Негативная симптоматика нарастала после каждого перенесенного обострения, однако регресса навыков не наблюдалось [3, 12]. Реабилитация и лекарственная терапия позволяли смягчать течение

болезни. Отмечалась некоторая редукция ау-тистической и кататонической симптоматики (с 45 до 30-25 баллов по шкале CARS, по шкале BFCRS в 27-30 баллов в приступе и от 11 до 24 баллов в ремиссии) [15, 19]. Заметно страдало социальное функционирование (40-16 баллов по шкале PSP). Пациенты отличались эмоциональной уплощенностью, быстрой истощаемостью при учебных нагрузках, отсутствием стойких интересов и привязанностей, задержкой развития социальных, бытовых навыков, потребительским отношением к близким [17].

Патопсихологический профиль пациентов с приступообразно-прогредиентной шизофренией характеризуется наличием нарушенного онтогенеза дефицитарно-прогредиентного вида. Особенностью данного вида дизонто-генеза выступает неравномерность в формировании ментальных сфер с постепенно нарастающим когнитивным дефицитом. Наиболее ярко выражено отставание в операционном и предметно-содержательном компонентах мышления. Помимо нормативного развития зрительного восприятия, наблюдаются выраженные специфические нарушения мышления, характерные для шизофренического регистр-синдрома. Обнаруживается связь приступообразно-прогредиентного течения заболевания и усиления когнитивных дефицитов в отношении всех сфер мышления. У всех пациентов

отмечаются проявления моторного дизон-тогенеза, проявляющиеся как в своеобразии походки, так и частых задержках в развитии моторных функций, таких как письмо (трудности в процессе написания букв и слов), овладении бытовыми навыками (трудности с открытием дверного замка при помощи ключа, при завязывании обувных шнурков). Наблюдается дезинтеграция в развитии эмпа-тии и социальной перцепции, иногда проявление эмпатии к неживым объектам, симптом «стекло и дерево»[1, 12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования с применением комплексной клинико-психо-логической диагностики у детей и подростков с детским аутизмом и шизофренией были выявлены клинические особенности данных нозологий, выделены виды нарушений когнитивного развития, показано их своеобразие и коморбидность с основным заболеванием. Примененный подход позволяет проводить своевременную мультидисциплинарную диагностику, которая способствует созданию наиболее эффективного персонализированного маршрута (ре)абилитации пациентов с детским аутизмом и шизофренией в детстве. Проведенная работа позволяет сформировать Модель комплексного нозологического профиля с выделением векторов будущих биологических исследований.

Литература

1. Зверева, Н. В. Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии у детей и подростков / Н. В. Зверева, А. А. Коваль-Зайцев // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. -Т. 4. - № 2(13). - С. 12-18.

2. Зверева, Н. В. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патотологии (зрительное восприятие и мышление) / Н. В. Зверева, А. А. Коваль-Зайцев, А. И. Хромов. - Москва: ООО «Издательство МБА», 2014. - 40 с. - ISBN 978-5-9905933-0-5.

3. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра / Н. В. Симашкова, Т. П. Клюшник, Л. П. Якупова [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016. - 288 с. - ISBN 978-5-9704-3841-1.

4. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей / В. В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. - 608 с.

5. Коваль-Зайцев А.А. Социальная перцепция в контексте видов когнитивного дизонтогенеза у детей с расстройствами аутистического спектра. Дети. Общество. Будущее: сборник

научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века»: сборник статей. Т. 1. Москва: КНОРУС, 2020:297-301. DOI: 10.37752/9785406029381-78

6. Коваль-Зайцев, А. А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами : специальность 19.00.04 «Медицинская психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2010. - 176 с.

7. Коваль-Зайцев, А. А. Дифференциальная диагностика когнитивного дизонтогенеза у детей с расстройствами аутистического спектра / А. А. Коваль-Зайцев // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 4. - № 2(13). -С. 19-23.

8. Лебединский, В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В.Лебединский // Вестник московского университета, научный журнал серия 14 психология. №2 1996 апрель-июнь, с.3-37.

9. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера и С.Ю. Циркина - СПб.: Оверлайд. - 1994. - 303с.

10. Симашкова Н.В. Рецензия - ответ на разбор случая Королевского медицинского общества. «Пропущенный диагноз - утраченная жизнь» // Современная терапия в психиатрии и неврологии (научно-практический журнал). - 2012. - №1. - С. 32-34

11. Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Коваль-Зайцев А.А., Якупова Л. П. Клинико-биологические подходы к диагностике детского аутизма и детской шизофрении // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 4(53). - С. 51-67.

12. Симашкова Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Иванов М.В., Никитина С.Г. Диагностические, клинико-психопатологические, патопсихологические аспекты обследования детей с расстройствами аутистического спектра. Психиатрия. 2021;19(1):45-53. https://doi.org/10.30629/2618-6667-2021-19-1-45-53

13. Anthony, E. J. An experimental approach to the psychopathology of childhood autism. / E. J. Anthony // British Journal Medical Psychology. - 1958. - Vol. 31. - P. 211-225.

14. Bleuler, E. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien / E. Bleuler. - Handbuch der Psychiatrie, 1911. - P.149-169.

15. Bush G, Fink M, Petrides G, Dowling F, Francis A. Catatonia. I. Rating scale and standardized examination. Acta Psychiatr Scand. 1996;93(2):129-136. doi:10.1111/j.1600-0447.1996.tb09814.x

16. Kanner, L. Autistic Disturbance of Affective Contact / L. Kanner // Nervous Child -1943. - Vol.2. - P.217-250.

17. Morosini, P. L. Development, reliability and acceptability of a new version of the DSM-IV Social and Occupational Functioning Assessment Scale (SOFAS) to assess routine social functioning / P. L. Morosini, L. Magliano, L. Brambilla, S. Ugolini, R. Pioli // Acta Psychiatrica Scandinavica -2000. - Vol.101. - №4. - P.323-329.

18. Rutter, M. Autism and pervasive developmental disorders: Concepts and diagnostic issues / M. Rutter, E. Schopler // The Journal of Autism and Developmental Disorders. - 1988. -Vol.17. - P.159-186.

19. Schopler E. The Childhood Autism Rating Scale / E. Schopler, R. Reichler, B. Renner -Los Angeles: Western Psychological Services, 1988.

20. Schopler, E. Psychoeducational profile: Third edition (PEP-3) / E. Schopler, M. Lansing, R. Reichler, L. Marcus-Austin, TX: Pro-Ed, 2005.

21. Wing, L. Diagnosis and Assessment in Autism. Current Issues in Autism / L. Wing - Springer, Boston, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.