Научная статья на тему 'Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии у детей и подростков'

Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2155
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ / АУТИСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ШИЗОФРЕНИЯ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / КОГНИТИВНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / КОГНИТИВНЫЙ ДЕФЕКТ / COGNITIVE DIZONTOGENESIS / AUTISTIC DISORDER / SCHIZOPHRENIA / CHILDREN AND ADOLESCENTS / COGNITIVE DEFICITS / COGNITIVE DEFECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А.

В аналитической статье обсуждается подход к нарушенному когнитивному развитию при расстройствах аутистического спектра и шизофрении у детей и подростков в контексте представлений концепции видов когнитивного дизонтогенеза. Проведен литературный анализ материалов, касающихся особенностей познавательного развития при указанных вариантах патологии у детей и подростков. Даны описания видов когнитивного дизонтогенеза при шизофрении, расстройствах аутистического спектра, представлено соответствие видов когнитивного дизонтогенеза и видов когнитивного дефекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE DIZONTOGENEZIS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS AND ENDOGENOUS MENTAL DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

In a research paper discusses the approach to impaired cognitive development with autistic spectrum disorders and schizophrenia in children and adolescents in the context of the concept of types of cognitive dizontogenesis. Spend a literary analysis of materials relating to the features of cognitive development during these embodiments pathology in children and adolescents. The descriptions of types of cognitive dizontogenesis in schizophrenia, autism spectrum disorders, represented by matching types of cognitive dizontogenesis and types of cognitive impairment.

Текст научной работы на тему «Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии у детей и подростков»

УДК 616.895.8-053.2:159.95 ББК Ю974.55

КОГНИТИВНЫЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ЭНДОГЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Н.В. ЗВЕРЕВА, ФГБНУНЦПЗ, ГБОУВПОМГППУ, г. Москва, Россия e-mail: nwzvereva@gmail.com А.А. КОВАЛЬ-ЗАЙЦЕВ, ФГБНУ НЦПЗ, ГБОУ ВПО МГППУ, г. Москва, Россия

e-mail: koval-zaitsev@mail.ru

Аннотация

В аналитической статье обсуждается подход к нарушенному когнитивному развитию при расстройствах аутистического спектра и шизофрении у детей и подростков в контексте представлений концепции видов когнитивного дизонтогенеза. Проведен литературный анализ материалов, касающихся особенностей познавательного развития при указанных вариантах патологии у детей и подростков. Даны описания видов когнитивного дизонтогенеза при шизофрении, расстройствах аутистического спектра, представлено соответствие видов когнитивного дизонтогенеза и видов когнитивного дефекта.

Ключевые слова: когнитивный дизонтогенез, аутистические расстройства, шизофрения, дети и подростки, когнитивные дефициты, когнитивный дефект.

Актуальность. Психический дизонтогенез -это обусловленные нарушениями развития нервной системы, социальной ситуации развития, наличием болезни и т.п. изменения развития и функционирования психики человека. Это касается состояния когнитивной и эмоционально-личностной сфер субъекта и связанной с ними его адаптации в социуме. Свои представления о дизонтогенезе как нарушении психического развития у детей с разнообразными типами отклоняющегося развития сформулировали отечественные психиатры: М.О. Гуревич, Т.П. Симсон, Г.Е. Сухарева, С.С. Мнухин, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, М.Ш. Вроно, Д.Н. Исаев, В.М. Башина, О.П. Юрьева, Г.В. Козловская, Н.В. Симашкова, Е.В. Макушкин и др. [2, 4, 13, 15, 22, 24, 27, 30, 31]. М.Ш. Вроно (1986) полагал, что дизонтогенез, как нарушенное развитие, может относиться ко всей жизни человека [4]. В работах психологов также была обоснована психологическая типология и базовые механизмы психического дизонтогенеза в целом (В.В. Лебединский. М.М. и Н.Я. Семаго, В.И. Лубовский и др.). Асинхрония развития -одно из таких базовых понятий. Психический дизонтогенез предполагает гетеро- или асинхронность следующих сторон

психического развития: моторное развитие, познавательное (когнитивное) развитие,

эмоциональное развитие, мотивация и произвольная регуляция деятельности, личностное развитие. В клинико-психологической литературе встречаются наряду с широко распространенной типологией психического дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским, и другие подходы к выделению видов дизонтогенеза:

эмоциональный дизонтогенез (модель - РДА, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.); сексуальный дизонтогенез (модель -умственная отсталость, шизофрения, Е.В. Мединский и др.); нейрокогнитивный дизонтогенез (Л.П. Лассан, модель -органическая патология мозга); социальный дизонтогенез (В.Ф. Шалимов, модель -пограничные личностные расстройства); когнитивный дизонтогенез (модель -эндогенные заболевания, начавшиеся в детском и юношеском возрасте, Т.К. Мелешко, Н.В. Зверева, А.А. Коваль-Зайцев) [3, 16, 18, 19, 21, 23, 26 и др.].

Состояние интеллектуальной деятельности ребенка с психическим дизонтогенезом во многом определяет вопросы образовательного маршрута ребенка, его адаптации в социуме, траекторию будущих профессиональных возможностей и т.п. Не случайно одним из наиболее изучаемых и обсуждаемых последствий нарушенного психического

развития ребенка является интеллектуальная дефицитарность (Ж.-Д.Б. Эскироль, Г.Я. Трошин, Г.Е Сухарева, М.П. Кононова, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Т.К. Мелешко, Н.Л. Белопольская, Н.В. Зверева и др.). Когнитивные дефициты, когнитивный дефект изучается и обсуждается как для случаев

прогрессирующего заболевания эндогенного круга (шизофрении), так и отдельных видов нарушений развития (аутизм) (М.Ш. Вроно,

B.М. Башина, В.В. Ковалев, С.С. Мнухин, Н.В. Симашкова, О.С. Никольская, К.С. Лебединская. А.А. Коваль-Зайцев. Н.В. Зверева, Ю. Фритц, М. Раттер, Х. Ремшмидт и др.) [2, 4, 5, 7, 8, 10, 14, 18, 19, 25, 26, 30, 32, 33]. Вопрос о соотношении развития и болезни в психике ребенка, тем не менее, остается открытым: развитие и болезнь - это дополнение, искажение, уничтожение, системное взаимовлияние, «особый путь»?

Логика исследований в отечественной детской психиатрии и детской клинической психологии демонстрирует движение от пристального анализа грубых форм недоразвития до изучения пограничных вариантов аномального развития. Как уже было отмечено выше, учеными широко используется термин «психический дизонтогенез» (М.Ш. Вроно, В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев, Г.В. Козловская и др.). Свое особенное место в этих исследованиях занимает изучение эндогенной психической патологии и так называемых эволютивных форм нарушенного развития. В последней четверти ХХ века были выделены особенные варианты дизонтогенеза при шизофрении (О.П. Юрьева, М.Ш. Вроно) -задержанный и искаженный типы, разрабатывалась типология психического диатеза (Г.В. Козловская, Н.В. Римашевская,

C.Ю. Циркин и др.) [4, 31].

Имеется точка зрения, что при шизофрении когнитивный дефицит в большей степени способен объяснить исход болезни, чем традиционная позитивная и негативная симптоматика (Keefeetal, 2007), и в целом он играет существенную роль в симптоматике шизофрении (М.В. Иванов, Н.Г. Незнанов, 2008), в этом случае когнитивные нарушения рассматриваются как симптомы третьего ранга (Зайцева Ю.С., 2008 и др.) [5, 12]. Шизофрения рассматривается как расстройство

нейроразвития, характеризующееся

когнитивными дефицитами. Если

продромальная фаза шизофрении приходится на время, когда логически-формальное мышление еще не сформировано, возникают дополнительные нарушения мышления (C.I. Golden, 1981; R.M. Murray, S.W. Lewis, 1987; D.R. Weinberger, 1987, A. Torresa, J.M. Olivaresb, A.l. Rodrigueza, A Vaamondec, G.E. Berrios, 2007) (цит. по 29). Нейрокогнитивное расстройство «ухудшение плавной

координации когнитивных процессов» или «когнитивная дисметрия» - термины, используемые для описания когнитивных дисфункций при шизофрении. Если начало совпадает с остановкой (задержкой) или изменением темпа в развитии мозга - возможно замедление когнитивного развития, в том числе формальных операций (H.T. Epstein, 1978; H.T. Epstein, 1979; B.L. Morgan, J.W. Dickerson, 1982; A. Torresa, J.M. Olivaresb, A.l. Rodrigueza,

A. Vaamondec, G.E. Berrios, 2007). Показано, что нарушения касаются как «традиционных» для шизофрении особенностей формального мышления у детей при шизофрении (например, оценки формальных нарушений мышления посредством KidFTDRS и клинической оценки не совпадают) (G. Tanaka, S. Mori, H. Inadomi, Y. Hamada, Y.i. Ohtaand. Ozawa, 2007), обращается внимание на то, что в большей степени страдают память и внимание (Keefeetal, 2007; Hoffetal, 1996; Paulsenetal, 1995 и др, А.И. Хромов. Н.В. Зверева, 2011). Много данных о нарушении познавательных (когнитивных) процессов при шизофренииу взрослых (восприятие информации, ее обработка, запись в память и извлечение из памяти, передача информации с помощью речи (MilevP.2005; KeefeR., 2008, Ю.Ф.Поляков,

B.П.Критская, М.В.Алфимова, Т.Д. Савина и др.).Современные нейрокогнитивные исследования не исключают позиции, отстаивающей недостаточность идеи когнитивного дефицита для понимания полноты нарушенного познавательного функционирования или нарушенного познавательного развития при эндогенной патологии у детей и подростков и тем более, при других вариантах нарушений психического развития[1, 7, 9, 11, 17, 28, 33].

Данные психологической квалификации нарушения когнитивного развития во многом совпадают с данными наблюдений и клинической квалификации психического

дизонтогенеза при шизофрении

(шизотипического диатеза), проводимой врачами-психиатрами. Учитывая значение интеллектуального развития для полноценного психического развития ребенка в целом, мы обратились к сопоставлению проявлений нарушений познавательного развития при эндогенной патологии (шизофрения) и эволютивных расстройствах развития (аутизм). Известно, что при детской шизофрении отмечается своеобразие становления познавательной сферы, проявляющееся в дисгармоничном характере ее развития, диссоциации предметно-содержательного и операционного аспектов познавательной деятельности (Т.К. Мелешко, С.М. Алейникова, Н.В. Захарова, 1986) [21]. Расстройства аутистического спектра также характеризуются спецификой психического развития, прежде всего, это нарушения контактов, нарушения эмоций и когнитивной сферы - речи, восприятия, мышления (Л. Каннер, Х. Аспергер, М. Раттер, О.С. Никольская. В.М. Башина и др.). Э. Гоулд и др. (2011) обозначили 8 областей, в которых проявляется отставание в развитии при аутизме. Наряду с отставанием в речевом развитии и социализации, были выделены следующие проблемные области для детей с РАС: моторика (Dewey, Cantell, &Crawford, 2007; Dyck, Piek, Hay, &Hallmayer, 2007; Miyaharaetal., 1997; Page&Boucher, 1998), навыки повседневной жизни

(Carpentieri&Morgan, 1996; Lissetal., 2001; Lord&Schopler, 1989), игровая деятельность (Jarrold, 2003), исполнительные функции (Hill, 2004), социо-когнитивные навыки(Baron-Cohen, Leslie, &Frith, 1985), школьная обучаемость(Mayes&Calhoun, 2006).Для обоих вариантов нарушенного развития в той или иной мере свойственная так называемая сенсорная дезинтеграция. В последние годы существенным является вопрос о сходстве или существенном различии дизонтогенетических проявлений при эндогенной психической патологии и расстройствах аутистического спектра. Сосредоточившись на когнитивной составляющей, мы предложили применять термин «когнитивный дизонтогенез», облегчающий и сопоставление, и дифференциацию нарушенного

познавательного развития при различных вариантах отклонений (Зверева, 2005, Коваль-Зайцев, 2010). С 2005 г. в НЦПЗ

разрабатывается концепция когнитивного дизонтогенеза, в рамках которой рассматривается структура, виды и особенности динамики нарушенного познавательного развития /функционирования при эндогенной психической патологии в детском возрасте (Н.В. Зверева, А.А. Коваль-Зайцев, А.И. Хромов, С.Е. Строгова и др.) [2, 6, 7, 10, 24, 28, 32].

Когнитивный дизонтогенез можно рассматривать как уровень, модальность (отдельная сфера) психического дизонтогенеза в целом. Под когнитивным дизонтогенезом мы понимаем нарушения развития познавательной сферы, которые могут проявляться через дефицит и дефект, имеется своеобразие динамики познавательной сферы и ее компонентов с преимущественным

проявлением асинхронии или ретардации развития. Когнитивный дизонтогенез характеризуется определенным уровнем проявления общих нарушений познавательного развития, вызванных различными причинами и своеобразием формирования высших психических функций, а также связей между ними при аномальном развитии. Мы полагаем, что когнитивный дизонтогенез как уровень психического дизонтогенеза у детей с разными формами отклоняющегося развития

(шизофрения, аутизм и др.) включает нарушения формулы развития различных сторон познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти и их структурных компонентов); проявляется своеобразием «профиля» развития психики с учетом межфункциональных связей и модальностей функций (соотношение сфер психики). Поскольку когнитивный дизонтогенез проявляется через сочетание когнитивных дефицитов и сформировавшихся дефектов, рассмотрим предлагаемые нами определения этих терминов. Когнитивный дефицит - это, возможно, обратимое состояние нарушения психической (познавательной деятельности) вследствие преморбидных особенностей, обострения заболевания, также он может быть связан с наличием продуктивной симптоматики, проявляющееся в определенной недостаточности осуществления когнитивных функций или их компонентов. Когнитивный дефект - трудно обратимые стойкие грубые нарушения (снижение, распад) когнитивного функционирования, изменения, вызванные

болезнью, или связанные с первичным дефектом другого происхождения

(недоразвитие и т.п.). [10, 11, 28].

В соответствии с выше обозначенной логикой, когнитивное развитие детей и подростков при шизофрении можно рассматривать в трех ракурсах: общее нарушение познавательного развития (когнитивный дизонтогенез разных видов); проявления временной дефицитарности, обусловленной психотическим состоянием, или специфическими характеристиками

шизоидного склада психики у ребенка (когнитивные дефициты); формирование своеобразного, но грубого снижения в уровне познавательного развития как стойкого следствия болезни (когнитивный дефект).

В работе А.А. Коваль-Зайцева и Н.В. Зверевой была предложена типология когнитивного дизонтогенеза у детей при эндогенной психической патологии,

протекающей с аутистическими

расстройствами. В ее основе лежат представления о том, что когнитивный дизонтогенез как особый тип развития характеризуется асинхронией, ретардацией, сочетанием отклонений темпов развития отдельных компонентов психических функций (по видам высших психических функций, их структуре и модальности осуществления). Комплексная диагностика с помощью современных средств психометрической (Психологообразовательный тест - английская аббревиатура - PEP) и патопсихологической диагностики позволила выделить три варианта когнитивного дизонтогенеза:

• Искаженный - сочетание опережения и нормативности познавательного развития с наличием специфических особенностей познавательной деятельности, прежде всего, нарушения избирательности (асинхрония).

• Дефицитарный - на первый план выступают различные дефициты, достаточно стойкие с сохранением своеобразия познавательной деятельности при шизофрении (асинхрония и ретардация).

• Регрессивно-дефектирующий -основным является дефицитарность и даже регресс познавательных возможностей ребенка на фоне текущего психического (приобретенная ретардация, дефект) [10, 16].

Когнитивное развитие детей и подростков при шизофрении преимущественно

представлено вариантами когнитивного дизонтогенеза (искаженный, дефицитарный, регрессивно-дефектирующий), а в меньшей степени - вариантами нормального. Само понятие когнитивного дизонтогенеза и его видов определяется через когнитивные дефициты и становление когнитивного дефекта. Специальное исследование формирующегося когнитивного дефекта при прогредиентной шизофрении у детей и подростков, проведенное С.Е. Строгой и Н.В. Зверевой показало, что можно выделить два варианта такого дефекта -парциальный и тотальный. Для первого характерен ^ свыше 80 ед., наличие специфических нарушений познавательной деятельности, характерных для шизофрении, прежде всего, диссоциации познавательного развития; для второго - тотального, олигофреноподобного дефекта, характерен низкий ^ (до 70 ед.) и слабо выраженная диссоциация, важно, что по клиническим показателям отмечается более раннее начало прогредиентной болезни. [11,29]. Соотнесение типа когнитивного дефекта и вида когнитивного дизонтогенеза показало следующее:

• дети с олигофреноподобным, тотальным вариантом дефекта соответствуют в своем развитии регрессивно-дефектирующему типу дизонтогенеза (в основном это дети с детским типом шизофрении, F20.8 по МКБ 10);

• дети с парциальным типом дефекта соответствуют дефицитарному типу дизонтогенеза (смешанная группа по диагнозам - значительная часть - дети с шизотипическим расстройством, но также и дети с детским типом шизофрении, дети с недифференцированными формами шизофрении).

Клинико-психологический анализ

полученных данных позволил сформулировать обобщения относительно когнитивного дизонтогенеза при шизофрении:

• Когнитивный дизонтогенез при эндогенной психической патологии детерминирован совокупным влиянием факторов возраста, пола, возраста начала заболевания, диагноза и длительности заболевания.

• Когнитивный дизонтогенез представлен тремя видами: искаженный, дефицитарный и регрессивно-дефектирующий.

• Когнитивный дизонтогенез - нарушение развития познавательной сферы, может проявляться через дефицит и дефект, может быть представлен в виде динамики когнитивных дефицитов, вариантов формирующегося дефекта; превалирование дефицитов или дефекта образует отдельные виды когнитивного дизонтогенеза с преимущественным проявлением асинхронии или ретардации деятельности и диссоциации развития по видам дизонтогенеза.

• Структура когнитивного дизонтогенеза определяется соотношением общего интеллектуального уровня (IQ) и специфических особенностей развития психических процессов (гармоничность развития ВПФ и их компонентов).

• Имеется соответствие типа познавательного развития (когнитивного дизонтогенеза) и варианта когнитивного дефекта вследствие заболевания.

Мы полагаем, что аналогичный подход может быть применен и к детям и подросткам с расстройствами аутистического спектра. Н.В. Симашкова (2013) выделяет следующие виды расстройств аутистического спектра: детский психоз, атипичный детский психоз, эволютивные формы аутизма (синдром Каннера, синдром Аспергера) [24, 27]. Данные клинико-психологической диагностики детей и подростков с указанными видами аутистических расстройств, проводимой в течение ряда лет в НЦПЗ, позволяют предположить следующие соотношения видов когнитивного дизонтогенеза и расстройств аутистического спектра. Применение комплексной психометрической и

патопсихологической диагностики лежит в основе данного соотнесения видов когнитивного дизонтогенеза и варианта расстройств аутистического спектра (Симашкова и др., 2010, Зверева и др., 2015) [11, 28].

• Дети с атипичным детским психозом скорее могут быть отнесены к регрессивно-дефектирующем типу когнитивного дизонтогенеза (имеется нарастание дефекта как следствие заболевания).

• Дети с инфантильным (детским) психозом, по-видимому, могут включать в свой состав два варианта когнитивного дизонтогенеза: преимущественный вариант -дефицитарный, более редкий - искаженный вид когнитивного дизонтогенеза.

• Для детей и подростков с эволютивными формами аутизма: синдрому Аспергера соответствует искаженный вид когнитивного дизонтогенеза, а синдрому Каннера -дефицитарный вид когнитивного дизонтогенеза.

Существенным представляется вопрос о сходстве-различии особенностей когнитивного дизонтогенеза при шизофрении и аутистических расстройствах. Поставленный в начале работы вопрос о соотношении развития и болезни в психике ребенка, по-видимому, может быть отчасти разрешен применением понятия «когнитивный дизонтогенез», в рамках которого по-разному сочетаются развитие и болезнь. Если это взаимовлияние и дополнение, искажение развития, то уместным представляется говорить об искаженном варианте когнитивного дизонтогенеза, если это выраженная дефицитарность, дефект, уничтожение завоеваний развития болезнью, то это прямо соотносится с регресссивно-дефектирующим вариантом когнитивного дизонтогенеза, промежуточные формы системного взаимовлияния, скорее будут соотноситься с дефицитарным вариантом когнитивного дизонтогенеза. Мы полагаем, что подобные соответствия важны и для расстройств аутистического спектра и эндогенной психической патологии круга шизофрении.

Тот факт, что при длительном катамнезе диагноз у пациента может оставаться постоянным и неизменным (например, аутистические расстройства или

малопрогредиентная шизофрения, детский тип шизофрении и др.), но также и претерпевать определенную динамику (расстройства аутистического спектра - шизофрения) скорее указывает на продуктивность предлагаемого подхода к оценке когнитивного развития детей и подростков.

Список литературы

1. Алфимова М.В. Оценка когнитивного дефицита при шизофрении: современные задачи. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения / М.В. Алфимова // Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. Москва, 2011. С. 25-28.

2. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика) / В.М. Башина // 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1989. 256 с.

3. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / О.Б. Богдашина // Красноярск, 2014. 180 с.

4. Вроно М.Ш. Детская шизофрения и дизонтогенез (клинический аспект) / М.Ш. Вроно // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста. М.: ВНЦПЗ, 1986. С. 3-13.

5. Гурович И.Я. Нейрокогнитивный дефицит и его динамика у больных на начальных этапах шизофрении и шизоаффективного расстройства /И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, Ю.С. Зайцева //Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии. Сост. Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В. М.: Факультет психологии МГУ имени Ломоносова, 2012. - С.177-183.

6. Дрогунова А.В. Восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] / А.В. Дрогунова, Е.Г. Каримулина // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n4/Drogunova Karimulina.shtml (дата обращения: 01.05.2016)

7. Зверева Н.В. Когнитивные нарушения и особенности познавательного развития при эндогенной психической патологии у детей и подростков /Н.В. Зверева //Психиатрия. 2013. №3 (59). С. 10-16.

8. Зверева Н.В. Когнитивный дизонтогенез как характеристика познавательного развития при шизофрении в детском возрасте /Н.В. Зверева //Другое детство. Сборник научных статей. М.:МГППУ, 2009. С. 134-146.

9. Зверева Н.В. Возрастная динамика когнитивного дефицита у детей и подростков при расстройствах аутистического спектра / Н.В. Зверева, А.И. Хромов // Московский международный конгресс, посвященный 110-летию со дня рождения А.Р. Лурия. Тезисы сообщений. Москва.: МГУ, 2012. С. 56.

10. Зверева Н.В. Диагностика когнитивного дизонтогенеза при расстройствах шизофренического спектра в детском возрасте /Н.В. Зверева, А.А. Коваль-Зайцев //Мир психологии. - 2010. № 1. С. 145-156.

11. Зверева Н.В. К проблеме психологической (психометрической) диагностики интеллекта у детей с нарушениями психического развития / Н.В. Зверева, С.Е. Строгова, А.А. Коваль-Зайцев и др. //Журн. Неврологии и психиатрии им С.С.Корсакова. 2015. № 5.Выпуск 2. С. 21-27.

12. Иванов М.В. Негативные и когнитивные расстройства при эндогенных психозах: диагностика, клиника, терапия / М.В. Иванов, Н.Г. Незнанов //СПб.: Изд. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2008. 288 с.

13. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов / Д.Н. Исаев //СПб.: СпецЛит, 2001. 463 с.

14. Каннер Л. Аутистические нарушения аффективного контакта (1943) / Л. Каннер // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2010. №1. С. 85-97.

15. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста /В.В. Ковалев //М.: Медицина, 1979. 608 с.

16. Коваль-Зайцев А.А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами: автореф. дис.канд.психол.наук / А.А. Коваль-Зайцев // СПб, 2010. 26 с.

17. Критская В.П. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание / В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков //М.: Изд-во МГУ, 1991. С.193-212.

18. Лебединская К.С. Нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский //М.: Академический проект; Трикста, 2011. 304 с.

19. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: учебное издание / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // М.: Просвещение, 1991. 96 с.

20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте /В.В. Лебединский /М. : Академия, 2008. 144 с.

21. Мелешко Т.К. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией / Т.К. Мелешко, С.М. Алейникова, Н.В. Захарова // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста. /Под ред. М.Ш. Вроно. М. — 1986. - С.147-160.

22.Мнухин С.С. О границах шизофрении у детей и подростков. Детская психиатрия: история, проблемы, перспективы. / С.С. Мнухин // Сборник научных трудов, посвященный 90-летию отделения детской психиатрии НИПНИ им. В.М. Бехтерева. Под общ. ред. И.В. Макарова. СПб.: Изд-во СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. С.127-139.

23. Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг //М.: Теревинф, 1997. 341 с.

24. Симашкова Н.В. Расстройства аутистического спектра. Научно-практическое руководство /Н.В. Симашкова // М.: Авторская академия. 2013. 264 с.

25. Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт //М.: Медицина, 2003. 120 с.

26. Рощина И. Ф. Клиническая психология развития и проблемы дизонтогенеза / И. Ф. Рощина, Н.В. Зверева // Мир психологии. 2012. № 2. С. 163—171.

27. Симашкова Н.В. Атипичный аутизм в детском возрасте: автореф. дисс...докт. мед. н. / Н.В. Симашкова // М., 2006. 44 с.

28. Симашкова Н.В. Когнитивный дефицит в структуре расстройств аутистического спектра / Н.В. Симашкова, А.А. Коваль-Зайцев, Н.В. Зверева, А.И. Хромов //Психиатрия. 2010. №6 (48). С. 5-16.

29. Строгова С.Е. Психопатологические и психологические подходы к квалификации психического дефекта при шизофрении у детей и подростков / С.Е. Строгова, Н.В. Зверева //Психиатрия. 2015.№ 2 (66). С. 37-47.

30. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы / Г.В. Сухарева // Издание 2-е. М.: Медицина 1998. 320 с.

31. Юрьева О.П. Клиника вялотекущей шизофрении у детей и подростков: автореф. дис. ...канд. мед.наук / О.П. Юрьева //М, 1971. 25 с.

32. Frith U. What is Autism? / U. Frith //Autism: explaining the enigma. Blackwell Publishing, 2003. P. 5-11.

33. Harvey P. Cognitive impairment in schizophrenia: characteristics, assessment, and treatment /P. Harvey // 2013. 324p..

COGNITIVE DIZONTOGENEZIS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS AND ENDOGENOUS MENTAL DISORDERS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

N. ZVEREVA, MHRC, MSUPE, Moscow, Russia A. KOVAL-ZAYTSEV, MHRC, MSUPE, Moscow, Russia

Abstract

In a research paper discusses the approach to impaired cognitive development with autistic spectrum disorders and schizophrenia in children and adolescents in the context of the concept of types of cognitive dizontogenesis. Spend a literary analysis of materials relating to the features of cognitive development during these embodiments pathology in children and adolescents. The descriptions of types of cognitive dizontogenesis in schizophrenia, autism spectrum disorders, represented by matching types of cognitive dizontogenesis and types of cognitive impairment.

Keywords: cognitive dizontogenesis, autistic disorder, schizophrenia, children and adolescents, cognitive deficits, cognitive defect.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.