Научная статья на тему 'Дифференциальная диагностика когнитивного дизонтогенеза у детей с расстройствами аутистического спектра'

Дифференциальная диагностика когнитивного дизонтогенеза у детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
904
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛИ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / COGNITIVE DIZONTOGENEZIS / DIAGNOSTICS / PROFILES / AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Коваль-Зайцев А.А.

В статье обсуждается современное состояние проблемы диагностики когнитивного дизонтогенеза при расстройствах аутистического спектра (РАС) у детей. Представлены результаты патопсихологического дифференциально-диагностического обследования 127 больных в возрасте 7 лет до 10 лет с психотическими формами РАС. Выделены 3 вида когнитивного дизонтогенеза у больных с РАС. Отмечены значительные различия в выделенных видах профилях когнитивного дизонтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Коваль-Зайцев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIAL DIAGNOSIS OF COGNITIVE DIZONTOGENESIS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The current status of diagnosis of cognitive problems dizontogenezis with autism spectrum disorders (ASD) in children. The results patopsychological differential diagnostic study of 127 patients aged 7 to 10 years with psychotic forms of ASD. Obtained 3 types of cognitive dizontogeneza in patients with ASD. Noted significant differences in the selected species profiles cognitive dizontogenezis.

Текст научной работы на тему «Дифференциальная диагностика когнитивного дизонтогенеза у детей с расстройствами аутистического спектра»

УДК 616.895.8-053.2:159.95 ББК Ю974.55

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

А.А. КОВАЛЬ-ЗАЙЦЕВ, ФГБНУНЦПЗ, ГБОУВПОМГППУ, г. Москва, Россия

e-mail: koval-zaitsev@mail.ru

Аннотация

В статье обсуждается современное состояние проблемы диагностики когнитивного дизонтогенеза при расстройствах аутистического спектра (РАС) у детей. Представлены результаты патопсихологического дифференциально-диагностического обследования 127 больных в возрасте 7 лет до 10 лет с психотическими формами РАС. Выделены 3 вида когнитивного дизонтогенеза у больных с РАС. Отмечены значительные различия в выделенных видах - профилях когнитивного дизонтогенеза.

Ключевые слова: когнитивный дизонтогенез, диагностика, профили, расстройства аутистического спектра.

Актуальность. Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра (РАС) интенсивно исследуется в последние десятилетия преимущественно на взрослых больных. Меньшее внимание уделяется этой проблеме в детской и подростковой клинике. Имеются отдельные работы, описывающие динамику когнитивного развития детей и подростков с эндогенной психической патологией (Хромов А.И., 2012) и органической патологией ЦНС (Лассан Л.П., 2010) [2, 8]. Недостаточно изученным остается проблема дифференциальной диагностики разных видов когнитивного дизонтогенеза у детей с РАС.

Актуальность исследования обусловлена и устойчивой частотой заболевания, при этом остаются вопросы дифференциальной диагностики видов нарушенного развития, определения специфики формирования когнитивных нарушений и проявлений когнитивного дизонтогенеза. Имеющиеся психологические классификации психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский, М.М. и Н.Я. Семаго) [5] не охватывают в полной мере нарушений развития при рано начавшихся эндогенных психических заболеваниях. Мало изучены вопросы нарушенного развития с позиций соотношения стабильных и изменяющихся компонентов, формирования дефекта и квалификация его структуры, а также связь психологических параметров

когнитивного дизонтогенеза с клиническими параметрами у детей с эндогенными

психическими заболеваниями [4, 6, 7]. Кроме того, в отечественной детской медицинской психологии отмечается дефицит методических средств оценки развития формирующихся нарушений и особенностей когнитивного дизонтогенеза. Количественная оценка и качественный анализ тяжести последствий раннего начала заболевания требуют современных средств для своевременной его диагностики, оценки эффективности лечения, прогноза, правильной организации обучения и проведения психологической коррекции.

В последние годы в отечественных исследованиях встречаются работы, где в методическом обеспечении применяются как классические, так и новые методики с превалированием качественного анализа структуры нарушений психического развития в сочетании с современными комплексными количественными стандартизированными

процедурами (Н.Г. Манелис; А.А. Коваль-Зайцев; Н.В. Зверева; и др.) [3]. Именно такой методикой является психологообразовательный тест (английское название и аббревиатура: Psychoeducation Profile, далее - PEP) (Schopler E., Reichler R., 1979, 2000, 2004) [9]. Соотнесение диагностических возможностей РЕР с традиционными отечественными патопсихологическими методиками,

направленными на исследование когнитивной сферы, представляется важной и актуальной задачей для оценки выраженности когнитивного дизонтогенеза у детей с

эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с РАС, манифестирующими в раннем возрасте.

Обозначенный подход позволяет изучать когнитивный дизонтогенез у детей с РАС при эндогенной психической патологии

комплексно, параллельно используя методики с превалированием качественного и

количественного анализа в контексте мультидисциплинарного клинико-

психологического подхода.

Цель исследования. Дифференциальная диагностика видов когнитивного дизонтогенеза у детей с РАС.

Выборки испытуемых. Исследование проводилось на базе детского стационара ФГБНУ НЦПЗ и включало 127 детей (29 девочек и 98 мальчиков) в возрасте 7 лет до 10 лет (средний возраст 8,75 лет), проходивших стационарное лечение в детской клинике ФГБНУ НЦПЗ. Критерии включения в экспериментальную группу: наличие психотических форм РАС, лечение в стационаре.

Дизайн исследования. Проводился анализ данных медицинской документации и историй болезни каждого больного. Учитывался возраст начала заболевания. Патопсихологическая диагностика когнитивного дизонтогенеза у больных оценивалась с помощью РЕР и патопсихологических методик (Фигуры Липера, Идентификация формы,

Конструирование объектов, Малая предметная классификация, Рисунок себя) [1]. Результаты их выполнения после сравнения с нормативными данными (здоровые сверстники) были переведены в ъ-шкалы, которые использовались в качестве показателей глубины и выраженности когнитивного дизонтогенеза. Значения z-шкал были получены как разность показателя больного с нормативным средним, отнесенным к нормативному стандартному отклонению. Z-шкалы вычислялись индивидуально для каждого больного с учетом его возраста с точностью до 1 года: чем меньше полученное z-значение, тем больше выраженность когнитивного дизонтогенеза. Дефицитарным считался показатель ъ < -1. Такой подход позволил сравнивать испытуемых разного возраста между собой по уровню выраженности когнитивного дизонтогенеза и выстроить

специфические профили, соответствующие каждому из видов когнитивного дизонтогенеза.

Результаты исследования. В зависимости от тяжести проявлений когнитивного дизонтогенеза были выделены три различных, качественно отличающихся друг от друга вида: искаженный, дефицитарный и регрессивно-дефектирующий.

Искаженный вид когнитивного

дизонтогенеза проявляется в

диссоциированном развитии по когнитивным шкалам Психологообразовательного теста. Наблюдается дезингтегративность когнитивных представлений и вербальной зоны при высоком уровне их развития, близость к норме по шкале «восприятие», отставание от нормы по шкале «мелкая моторика».

Дефицитарный вид когнитивного

дизонтогенеза проявляется в выраженной диссоциации в развитии разных сфер психической деятельности, неоднородности отставания по когнитивным шкалам, небольшом отставании от нормы по шкале «восприятие», выраженном отставание от нормы по шкалам «мелкая моторика», «когнитивные представления» и «вербальная зона».

Регрессивно-дефектирующий вид

когнитивного дизонтогенеза проявляется выраженной диссоциированной ретардацией в развитии разных сфер психической деятельности, грубом отставании от нормы по шкалам «восприятие», «мелкая моторика», «когнитивные представления» и «вербальная зона».

норма искаженный вид

дефицитарный вид регрессивно-дефектирующий вид

I II III IV V VI

Сферы PEP

Рис. 1. Профили развития больных с различными видами когнитивного дизонтогенеза по РЕР в сравнении с нормой

Примечание: по оси абсцисс - сферы по PEP: I -восприятие; II - мелкая моторика; III - когнитивные представления; IV - вербальная зона; V - общий балл

когнитивных шкал; VI - общий балл аутистических шкал; по оси ординат - средние баллы в стенах (10-бальная шкала).

На рисунке 1 представлены все полученные профили, которые для удобства сравнения изображены единым блоком.

Применение патопсихологических методик показывает, что искаженный вид когнитивного дизонтогенеза, отставая от нормы по уровню развития мышления и мелкой моторики, опережает норму по предметно-содержательному и операционному

компонентам зрительного восприятия, в отличие от дефицитарного и регрессивно-дефектирующего видов когнитивного дизонтогенеза, которые отстают от нормы и искаженного вида по всем оцениваемым психическим функциям. Наибольшее грубое отставание наблюдается в группе с регрессивно-дефектирующим видом,

дефицитарный вид когнитивного дизонтогенеза занимает промежуточное положение между выделенными видами. Профили, полученные в результате интегративной оценки выполнения патопсихологических методик, представлены на рисунке 2.

норма И искаженный вид

■дефицитарный вид К регрессивно-дефектирующий вид

Рис. 2. Профили развития больных с различными видами когнитивного дизонтогенеза по патопсихологическим методикам в сравнении с нормой

По оси абсцисс - патопсихологические методики: I -Липер; II - идентификация формы; III - классификация; IV - конструирование объекта; V - рис. изображение; VI - рис. отклонение; VII - рис. руки; VIII - рис. пространственные нарушения; по оси ординат -полученные интегративные баллы.

Оказалось, что дети с искаженным видом когнитивного дизонтогенеза заболевают преимущественно после 36 месяцев. Дети с дефицитарным и регрессивно-дефектирующим видами когнитивного дизонтогенеза

заболевают до 18 месяцев, причем возраст начала заболевания группы с регрессивно-дефектирующим видом когнитивного дизонтогенеза приходится зачастую именно на период 18 месяцев (анализ данных историй болезни каждого больного).

При анализе многообразия рисунков детей с различными видами когнитивного

дизонтогенеза, в них был отмечен и выделен ряд общих черт, отличающих данные рисунки от рисунков детей контрольной группы. Одной из таких особенностей выступало изображение верхних конечностей по типу «рук-крыльев». Данные особенности встречались

преимущественно в рисунках детей с искаженным и дефицитарным видами когнитивного дизонтогенеза. В рисунках детей с регрессивно-дефектирующим видом когнитивного дизонтогенеза изображение рук было низко дифференцируемым, т.е. верхние конечности изображались чаще всего по типу «рук-палок».

Обсуждение и выводы. Таким образом, основными факторами, определяющими виды когнитивного дизонтогенеза, кроме специфики когнитивного развития, являются глубина РАС (тяжесть заболевания) и возраст начала заболевания. Для диагностики видов когнитивного дизонтогенеза эффективно комплексное применение стандартизованных количественных (Психологообразовательный тест - РЕР) и нестандартизованных качественных (патопсихологические методики) средств психологической диагностики.

Вышесказанное позволяет выделить специфические профили видов когнитивного дизонтогенеза по PEP и патопсихологическим методикам.

Искаженный вид: анализ данных позволяет заключить, что в русле диагностики больных с искаженным видом когнитивного

дизонтогенеза предпочтительно использование указанных патопсихологических методик, в силу их большей эффективности, по сравнению с Психологообразовательным тестом.

Дефицитарный вид: в русле диагностики больных с дефицитарным видом когнитивного дизонтогенеза возможно использование как РЕР, так и патопсихологических методик, в силу их практически одинаковой эффективности.

Регрессивно-дефектирующий вид: в русле диагностики больных с данным видом

когнитивного дизонтогенеза предпочтительно использование Психологообразовательного теста в силу его большей эффективности, по сравнению с патопсихологическими методиками.

Выводы.

1. Мультидисциплинарный подход, реализованный в данном исследовании, позволил квалифицировать, выделить и описать три вида когнитивного дизонтогенеза у детей с РАС: искаженный, дефицитарный и регрессивно-дефектирующий виды.

2. Когнитивное развитие детей с РАС отличается от нормы, своеобразие каждого выделенного вида когнитивного дизонтогенеза проявляется в сочетании опережения, нормативного и задержанного уровня развития когнитивной сферы.

3. Установлена высокая значимая корреляция между выполнением инструментальной стандартизированной методики PEP и отечественных патопсихологических методик в сферах «восприятие», «мышление», «мелкая моторика».

4. Определен специфический профиль интеллектуального развития для каждого из выявленных видов когнитивного дизонтогенеза, в частности, искаженный вид

когнитивного дизонтогенеза ближе к норме по уровню психического развития, чем дефицитарный и регрессивно-дефектирующий виды.

5. Выявлена связь вида когнитивного дизонтогенеза и возраста начала заболевания у детей с РАС:

- регрессивно-дефектирующий вид когнитивного дизонтогенеза характеризуется началом заболевания преимущественно в 18 месяцев жизни;

- дефицитарный вид когнитивного дизонтогенеза характеризуется началом заболевания преимущественно до 18 месяцев жизни;

- искаженный вид когнитивного дизонтогенеза характеризуется началом заболевания преимущественно после 36 месяцев жизни.

6. Обозначена специфика диагностических средств, используемых для оценки когнитивного дизонтогенеза: РЕР лучше подходит для диагностики регрессивно-дефектирующего вида когнитивного дизонтогенеза, патопсихологические методики - для искаженного и в меньшей степени дефицитарного вида.

Список литературы

1. Зверева Н.В. Патопсихология детского и юношеского возраста / Н.В. Зверева, О.Ю. Казьмина, Е.Г. Каримулина // М., Академия, 2008, - 208 с.

2. Ковалёв В.В. Психический дизонтогенез, как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста / В.В. Ковалев //Невропатология и психиатрия. М., 1981, т. 81, 10, - с. 1505-1509.

3. Коваль-Зайцев А.А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами/А.А. Коваль-Зайцев //Автореферат канд.дисс. - Спб., 2010, - 26 с.

4. Коваль-Зайцев А.А. Коррекция когнитивных нарушений у детей с аутистическими расстройствами процессуального генеза /А.А. Коваль-Зайцев, Н.В. Симашкова //Психиатрия и современное общество. Материалы III Съезда психиатров и наркологов Республики Беларусь, 3 - 4 декабря 2009г., с.286-288.

5. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / В.В. Лебединский // Вестник московского университета, научный журнал серия 14 психология. №2 1996 апрель-июнь, с. 3-37.

6. Симашкова Н.В. Расстройства аутистического спектра у детей. / Н.В. Симашкова //М.: Авторская академия, 2013. - 264с.

7. Симашкова Н.В. Расстройства аутистического спектра (мультидисциплинарные клинико-биологические подходы к диагностике и терапии) / Н.В. Симашкова, Т.П. Клюшник, Л.П. Якупова, А.А. Коваль-Зайцев // Психиатрия № 4, 2013. с. 5-10.

8. Хромов А.И. Возрастная динамика состояния когнитивных функций у детей и подростков с эндогенными психическими расстройствами / А.И. Хромов, Н.В. Зверева // Четвертая международная конференция по когнитивной науке: Тексты докладов: В 2 т. Томск, 22-26 июня 2010 г. Томск, 2010. Т. 2.

9. Psychoeducational Profile: Third Edition (PEP-3) /E. Schopler, M. Lansing, R. Reichler, L. Marcus //Austin: Texas, 2004.

DIFFERENTIAL DIAGNOSIS OF COGNITIVE DIZONTOGENESIS IN CHILDREN WITH

AUTISM SPECTRUM DISORDERS

A. KOVAL-ZAYTSEV, MHRC, MSUPE, Moscow, Russia

Abstract

The current status of diagnosis of cognitive problems dizontogenezis with autism spectrum disorders (ASD) in children. The results patopsychological differential diagnostic study of 127 patients aged 7 to 10 years with psychotic forms of ASD. Obtained 3 types of cognitive dizontogeneza in patients with ASD. Noted significant differences in the selected species - profiles cognitive dizontogenezis.

Keywords: cognitive dizontogenezis, diagnostics, profiles, autism spectrum disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.