Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КИТАЯ'

СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жанр художественной песни / Ло Чжунчжун / Сюй Цзинсин / Линь-Шэн / Art song genre / Luo Zhongzhong / Xu Jingxing / Lin Sheng

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Сяолинь

В статье рассматривается специфика изучения китайской художественной песни на современном этапе в высших учебных заведениях Китая. Обозначаются особенности освоения китайской художественной песни в вузах, обращается внимание на потенциал комплексного метода в процессе изучения данного явления. Предлагается, на наш взгляд, наиболее эффективный способ оптимизации педагогического цикла, который заключается в рассмотрении феномена в контексте исторической эволюции. Отмечается, что ключевой проблемой является реализация на практике комплексного подхода в знакомстве с китайской художественной песней. Делается вывод о том, что комплексный подход в изучении явления китайской художественной песни способствует реализации профессиональной образовательной системы в наши дни в полном объеме. Формирование компетенций в области китайского камерно-вокального искусства позволяет полнее осознать проблему национальной идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF STUDYING THE CHINESE ART SONG IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHINA

The article discusses the specifics of the study of Chinese art song at the present stage in higher educational institutions in China. The features of the development of the Chinese art song in universities are indicated, attention is drawn to the potential of the integrated method in the process of studying this phenomenon. The most effective way to optimize the pedagogical cycle is proposed, which lies in considering the phenomenon in the context of historical evolution. It is noted that the key problem is the implementation in practice of an integrated approach in getting acquainted with the Chinese art song. It is concluded that an integrated approach to the study of the phenomenon of Chinese art song contributes to the implementation of the professional educational system in our days in full. The formation of competencies in the field of Chinese chamber vocal art makes it possible to better understand the problem of national identification.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КИТАЯ»

спечивается связь поколений и вхождение молодых специалистов в профессиональное сообщество, сохраняющее традиционные ценности.

Такое общение «одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом совокупность вербальных, символических и кинестетических средств. Педагогическое общение образует специфический синтез всех основных характеристик, выражающийся в новом качественном содержании и определяющийся характером взаимодействия субъектов образовательного процесса» [4, с. 39].

Нередко приходится наблюдать, как на групповых занятиях студенты, обозначая свое присутствие на лекции при помощи аватара, могут одновременно заниматься другими делами, находиться в дороге, развлекаться и т. п. Как донести до них, что усвоение предлагаемой учебной информации в условиях дистанта -это их собственная обязанность и ответственность и, пропустив занятия, они, скорее всего, не смогут в дальнейшем восполнить данный пробел. Это уже не только психологическая, но и этическая проблема.

Научная этика, которая должна быть усвоена будущими специалистами, диктует, во-первых, уважительное отношение к труду своих коллег (в данном случае - к труду преподавателя), а во-вторых - высокую степень профессионализма, позволяющего молодому специалисту успешно трудиться в пространстве педагогики как науки - обосновывать и логически увязывать свои практические шаги, видеть методологические связи, вносить собственные новационные предложения в профессию и реализовывать их.

При недостаточно усвоенном учебном материале все это становится не только проблематичным, но и в большинстве случаев невозможным. Наличие диплома о высшем образовании в этом случае становится чистой формальностью.

Научная новизна исследования заключается в последовательном обращении к сбалансированному взаимодействию очного и дистанционного образования, сохранении достижений традиционных форм и методов музыкально-педагогического образования, связанных с непосредственным взаимовлиянием педагога и учеников, передачей молодому поколению не только профессиональных, но и этических принципов.

Теоретическая значимость базируется на обращении к трудам, изучающим музыкально-педагогические традиции, сложившиеся в российской педагогике и ставшие достоянием мировой культуры, а также к современным исследованиям нового направления образования, заключающегося в существенном увеличении доли дистанционных форм занятий.

На первый план здесь выходит развитие таких личностных качеств обучающихся, как ответственность и самостоятельность, необходимых для качественного решения образовательных задач в новых условиях, когда у студентов появляются возможности облегчения своей жизни в период обучения за счет поверхностного отношения к освоению необходимого учебного материала. Высокая степень ответственности обучающихся способствует их эффективному обучению и формирует самостоятельность в учебе и в реализации собственных творческих устремлений.

Как видим, ответственность и самостоятельность здесь неразрывно связаны и имеют большое значение для достижения высокого качества подготовки специалистов.

Библиографический список

«Многие исследователи считают, что сложившиеся в период пандемии образовательные практики нельзя назвать качественным онлайн-обучением. Новое явление получило название Emergency Remote Teaching and Learning2 или Emergency Remote Teaching (ERT) (экстренное удаленное преподавание) [Hodges et al., 2020]. ERT не является полноценным эквивалентом ни очного, ни дистанционного образования. Если целью онлайн-обучения является воссоздание полноценной образовательной среды, то ERT является временным переходом в альтернативный формат преподавания в связи с чрезвычайной ситуацией» [1].

Сегодня пока еще не сформировано представление о дистанционном обучении как самостоятельном явлении. В большинстве случаев имеет место фрагментарное и, как правило, достаточно поверхностное применение возможностей интернет-технологий в области музыкальной педагогики. Возникают угрозы появления в дальнейшем новых проблем, вытекающих из негативного влияния удаленных форм обучения на профессиональное становление будущих специалистов.

Исследователи считают, что в наше время, «по сути, единственным в мире аккредитованным музыкальным заведением, осуществляющим полноценный процесс дистанционного обучения музыке, в том числе и по исполнительскому направлению, является колледж Беркли-online, который ежегодно выпускает... музыкантов, обучавшихся по программе удаленного обучения. Во многих музыкальных учебных учреждениях развиваются отдельные виды дистанционного обучения, такие как тиражирование DVD или CD дисков с записями лекций, концертов, мастер-классов, видеоконференции, внедрение обучающих сред типа MOODLE в рамках преподавания теоретических дисциплин» [5].

Интернет-технологии привлекают современных студентов-музыкантов и тем, что предоставляют им возможность прослушивания музыкальных произведений, записанных различными исполнителями - как современными, так и представителями прошлого времени. Являясь в целом положительным и полезным качеством, такое прослушивание уменьшает стремление студентов к посещению концертов и музыкальных спектаклей, а ведь важнейшее значение непосредственного восприятия музыки, слушания в «живом» исполнении традиционно считается основой развития восприятия и накопления слушательского опыта.

Таким образом, заключаем, что в условиях современных социокультурных вызовов появились (в том числе стихийно) новые дистанционные формы музыкально-педагогического образования. Наиболее удачные из них, являясь серьезным нововведением, требуют вместе с тем глубокой методической разработки и изучения возможных последствий их применения. Дистанционная форма проведения занятий со студентами музыкально-педагогических вузов, являясь серьезным нововведением, активизирующая привлечение возможностей информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, требует сбалансированного взаимодействия очного и дистанционного образования, при достижении которого становится реально возможным сохранение достижений традиционных форм и методов музыкально-педагогического образования, связанных с непосредственным взаимовлиянием педагога и учеников, передачей молодому поколению не только профессиональных, но и этических принципов.

1. Захарова У.С., Вилкова К.А., Егоров Г.В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии. Вопросы образования. Educational Studies Moscow. 2021; № 1: 115-137. Available at: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-115-137

2. Онлайн-образование. Available at: https://mi.university/online

3. Что значит онлайн и чем онлайн отличается от офлайн. Available at: https://www.inetgramotnost.rU/online-servisy/chto-znachit-onlajn.html#onlajn-obuchenie

4. Кабкова Е.П. Педагогическая самопрезентация как необходимая составляющая компетенции педагога искусства. Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы научно-практической конференции. Москва: Департамент образования, ГАОУ ВО МГПУ 2011: 35-41.

5. Ключкова Е.Ю. Информационные технологии в структуре современного музыкального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19703

References

1. Zaharova U.S., Vilkova K.A., Egorov G.V. 'Etomu nevozmozhno obuchit' onlajn: prikladnye special'nosti v usloviyah pandemii. Voprosy obrazovaniya. Educational Studies Moscow. 2021; № 1: 115-137. Available at: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-115-137

2. Onlajn-obrazovanie. Available at: https://mi.university/online

3. Chto znachit onlajn ichem onlajn otlichaetsya ot oflajn. Available at: https://www.inetgramotnost.ru/online-servisy/chto-znachit-onlajn.html#onlajn-obuchenie

4. Kabkova E.P. Pedagogicheskaya samoprezentaciya kak neobhodimaya sostavlyayuschaya kompetencii pedagoga iskusstva. Muzykal'noe iskusstvo i pedagogika na sovremennom 'etape razvitiya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Departament obrazovaniya, GAOU VO MGPU, 2011: 35-41.

5. Klyuchkova E.Yu. Informacionnye tehnologii v strukture sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; № 3. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=19703

Статья поступила в редакцию 18.11.22

УДК 372.878

Zhao Xiaolin, postgraduate, Department of Music Education and Education, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: flutells@foxmail.com

THE SPECIFICITY OF STUDYING THE CHINESE ART SONG IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHINA. The article discusses the specifics of the study of Chinese art song at the present stage in higher educational institutions in China. The features of the development of the Chinese art song in universities are indicated, attention is drawn to the potential of the integrated method in the process of studying this phenomenon. The most effective way to optimize the pedagogical

cycle is proposed, which lies in considering the phenomenon in the context of historical evolution. It is noted that the key problem is the implementation in practice of an integrated approach in getting acquainted with the Chinese art song. It is concluded that an integrated approach to the study of the phenomenon of Chinese art song contributes to the implementation of the professional educational system in our days in full. The formation of competencies in the field of Chinese chamber vocal art makes it possible to better understand the problem of national identification.

Key words: Art song genre, Luo Zhongzhong, Xu Jingxing, Lin Sheng.

Чжао Сяолинь, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: flutells@foxmail.com

СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕСНИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КИТАЯ

В статье рассматривается специфика изучения китайской художественной песни на современном этапе в высших учебных заведениях Китая. Обозначаются особенности освоения китайской художественной песни в вузах, обращается внимание на потенциал комплексного метода в процессе изучения данного явления. Предлагается, на наш взгляд, наиболее эффективный способ оптимизации педагогического цикла, который заключается в рассмотрении феномена в контексте исторической эволюции. Отмечается, что ключевой проблемой является реализация на практике комплексного подхода в знакомстве с китайской художественной песней. Делается вывод о том, что комплексный подход в изучении явления китайской художественной песни способствует реализации профессиональной образовательной системы в наши дни в полном объеме. Формирование компетенций в области китайского камерно-вокального искусства позволяет полнее осознать проблему национальной идентификации.

Ключевые слова: жанр художественной песни, Ло Чжунчжун, Сюй Цзинсин, Линь-Шэн.

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы заключается в том, что в современных условиях знакомство будущих педагогов со спецификой китайской художественной песни является важной составляющей их профессиональной подготовки. В свете тесного взаимодействия Запада и Востока особая эмоциональная образность китайского музыкального искусства нуждается в более пристальном изучении. Таким образом, решение обозначенной проблемы является одной из актуальных задач современной науки.

Цель данной статьи заключается в том, что выявляются особенности изучения специфики китайской художественной песни будущими педагогами. Основные задачи статьи состоят в рассмотрении сущности явления в контексте образовательного цикла, определении основных методов изучения наиболее характерных стилевых черт музыкально-поэтической миниатюры на примере произведений Ло Чжунчжуна, Сюй Цзинсина, Линь-Шэна.

Автор опирается на следующие методы исследования: анализ китайской художественной песни в контексте эволюции жанра, обобщение опыта педагогической системы в сфере высшего профессионального образования.

Одной из основных задач обучения в педагогическом вузе является формирование профессиональных навыков в избранной специальности. Знакомство с феноменом китайской художественной песни является перспективным в аспекте взаимодействия различных национальных культур. Анализ избранных произведений китайских композиторов в контексте широкого спектра педагогического цикла позволяет выявить ряд перспективных методов в процессе получения профессиональных навыков. Изучение специфики китайской художественной песни при помощи комплексного подхода позволяет выявить особенности эволюции камерно-вокальных композиций в китайской музыкальной культуре.

Формирование у студентов знаний в области камерно-вокального творчества необходимо сопоставлять с исторической обстановкой. Метод сравнительного анализа позволяет выявить специфику китайской художественной песни. Следует отметить, что уже в начале XX в. в Китае начали формироваться более тесные контакты с западноевропейской культурой. Политика реформ и открытости, начатая в 1978 г, привела к значительным переменам в развитии музыкального искусства, жанровый спектр китайских произведений значительно расширился. Коснулись перемены и камерно-вокальной лирики. Несмотря на то, что ранее данный вид деятельности не был широко распространен в стране, с приходом новых веяний многие композиторы стали пробовать свои силы в жанре камерно-вокальной миниатюры. В числе прочих получила новый старт к развитию и вокальная миниатюра, ориентированная на лучшие европейские образцы. Благодаря деятельности одного из основоположников китайского музыкального образования, известного композитора и педагога Сяо Юмэя (1884-1940), в Китае утвердилось устойчивое определение, согласно которому под жанром художественной песни обозначилось камерно-вокальное сочинение как правило лирического характера.

Знакомство в высших учебных заведениях со спецификой китайской художественной песней следует начинать с определения тональной природы поэтического первоисточника. В отличие от европейской традиции, в которой метр организуется чередованием ударных и безударных слогов, в китайской поэзии членение стихов подчиняется иероглифам. По этой причине наиболее естественное деление отталкивается от сочетания тех или иных иероглифов. Эстетике древнего искусства Китая соответствует более опосредованное выражение лирических переживаний. Сочетание специфичной древнекитайской поэзии с элементами западноевропейской музыкальной культуры приводит к обновлению мелодии и гармонии современной художественной песни. Таким образом, китайская классическая поэзия по структуре имеет ряд типологически устойчивых черт:

- китайские слова имеют в большинстве случаев устойчивые окончания на гласный звук;

- длина слов схожа, отсутствие длинных слов отражается на ровности метра стиха;

- в любом иероглифе преобладают гласные звуки;

- кроме того, часто встречаются их удвоения, что сообщает особую певучесть речи.

Важным этапом образовательного процесса становится изучение студентами принципа отбора поэтического первоисточника, избранного в качестве основы китайской художественной песни. Это позволяет обозначить два основных направления, различных по виду. В зависимости от поэзии формируется определенный тип организации музыкальной ткани. Отличие современных стихов от древнекитайских стихотворных текстов отражается на музыкальном стиле композиций. Практические задания в виде кратких тестов на определение стилистической принадлежности поэтического первоисточника необходимы для формирования профессиональных компетенций в заявленной области.

В процессе изучения феномена художественной песни следует соблюдать принцип междисциплинарности. Стилистическое слияние двух музыкальных систем - европейской и китайской - в современных вокальных произведениях становится устоявшимся и даже нормативным. Композиторы стремятся к созданию оригинальных музыкальных произведений, демонстрирующих богатые возможности китайского национального фольклора.

В связи с тем, что за краткий промежуток времени китайские композиторы сумели достичь определенных высот в сфере вокальной музыки, важно обозначить в целом специфику китайского камерно-вокального творчества. Развитие жанра проходило при тесном контакте с традиционной культурой. В педагогическом процессе необходимо прежде всего назвать один из древнейших жанров, допускающих пение под инструментальный аккомпанемент. Поэтический жанр цы, возникший в эпоху правления династии Сун (960-1279), подразумевал чтение стихов нараспев. Состав исполнителей ограничивался солистом и струнным национальным инструментом, дублирующим в унисон вокальную партию. Эта традиция со временем привела к формированию определенных мелодических оборотов, основанных на фонемах, характерных для китайской речи. В жанре цы обозначен весь спектр богатейших возможностей музыкальности китайского языка, впоследствии развитых в камерно-вокальных сочинениях китайских композиторов. Миниатюры, созданные на почве китайского традиционного искусства, позволяют определить ряд типологических черт художественной песни.

Педагог должен ознакомить студентов с современной трактовкой термина Kunstlied (нем. Kunst - искусство, Lied - песня), введенным в широкий обиход Сяо Юмэем. Это связано с тем, что Сяо Юмэй учился в Германии и получил степень доктора искусств, продолжая совершенствовать свои знания в период 1912-1919 гг под руководством одного из крупнейших немецких музыковедов Г. Римана. Термин заимствован из немецкого музыковедения, по этой причине введение данного определения позволяет сопоставить австро-немецкую теоретическую базу с китайской. Методика сравнительного анализа выявляет специфику жанровой принадлежности вокальных миниатюр китайских композиторов. Данные выводы оптимизируют современный образовательный процесс, позволяя будущим педагогам осознанно применять термин «художественная песня».

Бесспорно, данное определение не охватывает всего спектра выразительных возможностей китайских камерно-вокальных сочинений, однако основные его типологические характеристики определяются достаточно точно. Отличительной чертой камерно-вокальной музыки китайских авторов является особое соотношение текста и музыки, которое порождается вниманием китайских композиторов к древней поэзии. Изменения в образном содержании в каждом конкретном случае зависят от избранной автором творческой концепции, однако введение ряда черт, характерных для древней исполнительской культуры Китая, придает художественным песням неповторимый колорит.

В приведенном ниже высказывании определяются основные характеристики эстетических норм художественной песни, сложившихся в современной композиторской практике: «Шедевры древней китайской поэзии, как и ее новейшие образцы, составившие вербальную основу китайской художественной песни на разных этапах ее и сторического расвотня.обънденоеттбщийертг тхмтоб|на-зов. Среди них тема возвращения имеет ведущее значение, объединяя поэзию старого и нового Китая., выступая в качестве родовой черты жанра китайской художестхеснойпости. Жснуоио-стилечоооертойкетзоскойхуднжествбнноИ песни является наличие в ее поэтическом тексте ярко выраженных основ классической поэзии, присущих ей традиционных тем, образов, философских идей» [1, с. 175]. Как справедливо отмечает У Хунюань, важным фактором формирования типологических черт китайского камерно-вокального творчества является тесное пзроплетееинмузнки л дсеинтйпоизией, элеметтыкоторой влияют на формирование творческих ориентиров современных авторов.

Метод исторического анализа позволяет уточнить временные границы эволюции жанра художественной песни. Пнриылэеаниотаноелонои жанра приходится, как указывалось выше, на первую половину XX в. Далее эволюция художественной песни неразрывно связана с освоением западноевропейского музыкал тноко искуссивайбог этого поотееса псих од ился нотечиод косцоХХ-начала XXI веков, который знаменуется отходом от намеренного придания вокальным произведениям этнической узнаваемости. «В конце XX-начале XXI в. романс в Котаепотадаетпод влиянитчлтролизмм в темой остается человеческое достоинство, красота души и чувств, отношения человека с нpсpмдсT» [0,с.5е]. Па всем вни1тавикк измопенвяемуныпалоней стилистики и новым техникам письма в своих вокальных произведениях современные китайские композиторы сохраняют интерес к мелодии, которая по-прежнему остается кедущем стдстеои выаазатнонести, слочщая эстетическую красоту музыкальному образу.

Бесспорно, в педагогическом процессе знакомство с китайской художественной посоейпоткреплоессойанболее бркили мозыкaeьсымвкpймоpоми. Целесообразно остановиться подробнее на характеристике романса известного китайского композитора Ло Чжунчжуна «Перейти реку за лотосом» (1980). Произведение знакомит студентов с двенадцатитоновой системой. Мелодия

песни объединяет в себе традиционную китайскую пентатонику и додекафонию. Остроте знучання, счосственоан снвршмтнкотуиспусству. оуганично сочегаеосй с сохранением национального колорита. Музыка тонко и одновременно почти буквально передает все нюансы поэтического содержания. В рамках лекцион-ныхпаояйий оледуел ппоонслозорлвашь текст стпхоткотеоия. вчтощщопбсм вается настроение девушки, идущей к реке и выбирающей лотос для своего возлюбленного. Она вспоминает о том, что любимый находится далеко от родного гооода. Лснекие щазлнчныетузыкаотныхспстощ симв^итес^ отоб^нет сближение молодых людей. Техническое мастерство Ло Чжунчжуна в миниатюре «Перейти реку за лотосом» синтезирует традиционные приемы письма с авангардистскими.

Знакомство с использованием приемов авангардистской техники также теЩ^^/^имо^/^н^с^омиьвах^я иткто прод.тавления о выразительных возможностях китайской художественной песни. Прослушивание и анализ таких романсов, как «Три стихотворения Чжимо» Сюй Цзинсина и «Четыре стихотворе-нсяСуми», 0ики-Шэб пoзтQ0яетoххедeй^мьтeкoоoтыейeатв.,кaомствoвaйеыо авторами из устного народного творчества. Привнесение различных мелизмов и украшений способствует обогащению мелодии [3]. Таким образом, возможно опрпдолетп хор.ктеоные чоpтвlаyщoжествeнсoосeчнюрalщючоющзеся вколх-рировании основного интонационного корпуса при помощи звуковых вариантов (морденты, трели, вибрато).

щкaеeстоeодтoroизлpl-иx прпмeоoйкклaсclгoгощжaлинoго ^^^р^несте современных композиторов остановимся подробнее на характеристике песни Лю ЦснонЛюбовьк родному гopеду».ЭтoчpоикведониeoOpолo штроктю популярность в Китае, по этой причине целесообразно включить его в процесс ознакомления студентов с современной китайской музыкой. «В основу песни лсгоо коиоткое сти^о^юриич с очинш пхоттыми, нсеcкpмнномитловaмв. запечатлевшими переживания простого деревенского юноши, покидающего родную деревню, чтобы осуществить свою мечту» [4, с. 187]. Песня настолько полюби-оаоь cсyшaтe»ям,тто aйтоpудол^ поть вариантов переложений для различного инструментального состава. Соединение китайской пентатоники с европейской ладовой системой, основанной на мажоро-миноре, придает звучанию мелодии неповторимую колоритность (пример 1).

Пример 1. Лю Цун. «Любовь к родному городу»

Пример 2. Хуан Цзы. «Весенние размышления»

Особого внимания заслуживает партия фортепиано, богатство фактуры призвано оттенить широкие мелодические фразы солиста. Чередование импровизационно свободных ходов по арпеджио с аккордовыми фрагментами создает ощущение непосредственности высказывания. Песня Лю Цуна представляет собой яркий пример трактовки жанра художественной песни в наши дни, по этой причине ее включение в образовательный курс представляется обоснованным.

Другим репрезентативным примером преломления жанра художественной песни является миниатюра Хуан Цзы «Весенние размышления» (пример 2). Это произведение отличается ровным, выдержанным настроением, которое передает ощущение расцветающей ранней весны. «Глубокое знание классической поэзии Хуан Цзыя стало движущей силой его творческого процесса. Он широко использует неповторимые особенности национальной поэзии, и фортепиано для него стало идеальным тембром, гармония - совершенной структурой, ритм - музыкальным «оппонентом» поэтической ритмики. Вместе с тем Хуан Цзы рассматривает поэзию в качестве проводника новых для Китая музыкальных звучаний, прибегая к разнообразным достижениям европейской музыки - искусству модуляции, полифонии, гармонии, построения формы» [5, с. 158].

Включение в педагогический процесс песни Хуан Цзы позволит студентам составить представление о творческом методе композитора. Знакомство с различными преломлениями жанра в творчестве китайских композиторов позволит расширить рамки образовательного цикла, компаративное сравнение сочинений китайских мастеров выявляет общность в трактовке формы и музыкального языка. Вместе с тем посредством сравнительного анализа можно определить закономерности эволюции художественной песни и проследить ее преломление на примере конкретных произведений.

Многообразие музыкальных образов китайской художественной песни определяет специфику организации образовательного процесса. В большинстве китайских вузов преобладает комплексный подход к изучению предме-

та, обусловленный особенностями образовательного цикла. Лекционные занятия направлены на практическое знакомство с предметом, прослушивание и анализ лучших образцов китайской художественной песни позволяет в полной мере изучить особенности музыкального стиля камерно-вокальных миниатюр.

Таким образом, анализ комплексной методологии изучения особенностей жанра китайской художественной песни в педагогическом процессе позволяет сделать следующие выводы:

- в недолгой истории китайского камерно-вокального творчества на настоящий момент существует многообразие воплощения жанра художественной песни. Находки ведущих мастеров, таких как Чжоу Ян, Хуан Цзы, Шигуан Нань, Чжэн Цзю Фен, Ши Вань Чунь, Шандэи, Лу Цзяий, позволяют утверждать, что данный вид творчества находится на пике своего развития;

- основные этапы эволюции жанра художественной песни связаны с традициями сольного исполнительства;

- слияние лучших элементов, характерных для национальной культуры, с последними достижениями западных композиторов определяют специфику жанра художественной песни в Китае на современном этапе.

Таким образом, реализация комплексного подхода к изучению специфики китайской художественной песни в высших учебных заведениях предоставляет возможность расширения рамок учебного процесса.

Научная новизна статьи заключается в определении методологии изучения китайской художественной песни в рамках образовательного процесса. На практике результаты исследования могут применяться в ходе профессионального обучения в высших учебных заведениях для оптимизации системы профессионального образования. Универсальность комплексной методологии позволяет применять ее в различных регионах страны. Теоретическая значимость представлена возможностью использования результатов проведенного исследования в изучении важных аспектов процесса формирования камерно-вокальной миниатюры в Китае.

Библиографический список

1. У Х. Китайская художественная песня: история и теория жанра. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Харьков, 2016.

2. Ин Х. Романс как новый жанр в музыкальной культуре Китая ХХ века. ГИСДВ. 2008; № 3: 57-59.

3. Хэ С. Развитие и истоки китайской художественной песни. Вестник Чжэнчжоуского университета. 2014; № 7: 149-150.

4. Чжао Ж. Новые грани китайского романса в творчестве Лю Цуна. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021; № 3: 184-192.

5. Ли С. Китайская камерно-вокальная лирика в творчестве Хуан Цзыя. Манускрипт. 2019; Т. 12, Выпуск 8: 154-159.

References

1. U H. Kitajskaya hudozhestvennaya pesnya: istoriya i teoriya zhanra. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Har'kov, 2016.

2. In H. Romans kak novyj zhanr v muzykal'noj kul'ture Kitaya HH veka. GISDV. 2008; № 3: 57-59.

3. H'e S. Razvitie i istoki kitajskoj hudozhestvennoj pesni. Vestnik Chzh'enchzhouskogo universiteta. 2014; № 7: 149-150.

4. Chzhao Zh. Novye grani kitajskogo romansa v tvorchestve Lyu Cuna. VestnikAkademiiRusskogobaleta im. A.Ya. Vaganovoj. 2021; № 3: 184-192.

5. Li S. Kitajskaya kamerno-vokal'naya lirika v tvorchestve Huan Czyya. Manuskript. 2019; T. 12, Vypusk 8: 154-159.

Статья поступила в редакцию 18.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.