Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ СИНЬ ИНЬ-ЮЭ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ В КНР'

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ СИНЬ ИНЬ-ЮЭ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ В КНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НОВАЯ КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА (СИНЬ ИНЬ-ЮЭ) / ЖАНР ШКОЛЬНОЙ ПЕСНИ (СЮЭТАН ЮЭ-ГЭ) / ЖАНР МАССОВОЙ ПЕСНИ (ЮЭ-ГЭ) / PATRIOTIC EDUCATION / ART OF SINGING / NEW CHINESE MUSIC (XIN YIN-YUE) / GENRE OF SCHOOL SONG (SJUJETAN YUE-GE) / GENRE OF MASS SONG (YUE-GE)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзэ Лю

Рассматривается актуальная проблема патриотического воспитания китайской молодежи. Выявляется педагогический потенциал нового музыкального направления в китайской культуре - синь инь-юэ, а также его поджанров (школьной песни и массовой песни) в патриотическом воспитании в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of musical direction of Xin Yin-Yue in patriotic education of youth in the People’s Republic of China

The article deals with the topical issue of the patriotic education of the Chinese youth. There is revealed the pedagogical potential of the new musical direction in the Chinese culture - Xin Yin-Yue and its subgenres (school song and mass song) in the patriotic education in the People’s Republic of China.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ СИНЬ ИНЬ-ЮЭ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ В КНР»

педагогические науки

странственного построения картины» позволят глубже освоить эту тему и отработать на практике умение применять ее в практике рисования.

Список литературы

1. Aнчуков С.В. Перспектива развития учебной дисциплины «Перспектива» (на рус. яз.) // Perspe-ktiivin opetus aineen kehitysnakymat (на фин. яз.) // Nakokulma. Десять лет работы курса классического изобразительного искусства в Финляндии. Котка: Painotalo Plus Digital Oy, Lahti, 2016. С. 24-32.

2. Aнчуков С.В. Перспектива: метод. рекомендации по выполнению контрольной работы / Рос. гос. пед. ун-т им. A.K Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. A.M. Герцена, 2003.

3. Белов Н.В., Виксель A.A. Начертательная геометрия: учеб. пособие для строит. вузов и фак. Л.: Печатный двор, 1969.

4. Бойко Н.д. Перспектива интерьера: учеб. пособие. СПб.: Кн. дом, 2012.

5. Ивашина Г.Г. Восприятие предмета и его изображений. СПб: СПГХПД, 2008.

6. Ивашина Г.Г. Перспектива: учеб. пособие. СПб.: СПГХПД, 2005.

7. Рабочая программа дисциплины «Методы пространственного построения картины» [Электронный ресурс]. URL: https://herzen-documents.acro dis.ru/programs_show-program.html?pid=6286&yr=20

18&lvl=1&sgroup=54 (дата обращения: 23.11.2019). * * *

1. Anchukov S.V. Perspektiva razvitiya uchebnoj discipliny «Perspektiva» (na rus. yaz.) // Perspektiivin opetus aineen kehitysnakymat (na fin. yaz.) // Nakokulma. Desyat' let raboty kursa klassicheskogo izo-brazitel'nogo iskusstva v Finlyandii. Kotka: Painotalo Plus Digital Oy, Lahti, 2016. S. 24-32.

2. Anchukov S.V. Perspektiva: metod. rekomen-dacii po vypolneniyu kontrol'noj raboty / Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.M. Ger-cena, 2003.

3. Belov N.V., Viksel' A.A. Nachertatel'naya geo-metriya: ucheb. posobie dlya stroit. vuzov i fak. L.: Pe-chatnyj dvor, 1969.

4. Bojko N.D. Perspektiva inter'era: ucheb. posobie. SPb.: Kn. dom, 2012.

5. Ivashina G.G. Vospriyatie predmeta i ego izo-brazhenij. SPb: SPGHPA, 2008.

6. Ivashina G.G. Perspektiva: ucheb. posobie. SPb.: SPGHPA, 2005.

7. Rabochaya programma discipliny «Metody pro-stranstvennogo postroeniya kartiny» [Elektronnyj resurs]. URL: https://herzen-documents.acrodis.ru/prog rams_show-program.html?pid=6286&yr=2018&lvl=1 &sgroup=54 (data obrashcheniya: 23.11.2019).

О Лю Цзэ, 2020

Methods of transferring the perspective height of people and other objects at even and inclined surfaces in the picture

The article deals with the complex of the theoretical recommendations and practical guides of using the method of measuring the height of the level of painter's eye for the definition of the perspective sizes of the illustrated at the picture plane people of different age, height and other physical objects at even and inclined surfaces. There are considered the peculiarities of the use of the method in the practice of teaching students to draw. There are suggested the tasks for the organization of independent students work.

Key words: perspective, method of finding the level of painter's eye, sizes of physical objects in perspective, independent students work, methods of spatial construction ofpicture, object plane.

(Статья поступила в редакцию 09.12.2019)

лю Цзэ

(волгоград)

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ СИНЬ ИНЬ-ЮЭ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ В КНР

Рассматривается актуальная проблема патриотического воспитания китайской молодежи. Выявляется педагогический потенциал нового музыкального направления в китайской культуре - синь инь-юэ, а также его поджан-ров (школьной песни и массовой песни) в патриотическом воспитании в КНР.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, вокальное искусство, новая китайская музыка (синь инь-юэ), жанр школьной песни (сюэтан юэ-гэ), жанр массовой песни (юэ-гэ).

В Китае музыка всегда имела особый статус в системе управления государством, что подтверждается результатами специальных исследований китайской музыкальной культуры [8]. Музыка неразрывно связана с нрав-

ственным и патриотическим воспитанием в китайском обществе, т. к. музыкальные произведения, воздействуя на чувства и настроения человека, способствуют преобразованию его духовного мира, пробуждают патриотические чувства к своей стране, малой родине, партии и правительству, тем самым укрепляя государственную власть в стране. Именно поэтому китайские учителя и воспитатели дошкольных учреждений стараются тесно сотрудничать со своими коллегами, которые непосредственно осуществляют музыкальное образование и воспитание. По утверждению современных китайских исследователей (Ши Вэйч-жэн [16], Гуань Цзяньхуа [5]), в школах и детских садах музыкальные произведения, которые считаются ценными в воспитательном отношении, используются при любой возможности как на уроке, так и на переменах. Как правило, учителя используют хорошо знакомые и любимые китайцами с детства народные музыкальные произведения и произведения, относящиеся к жанрам сюэтан юэ-гэ (школьная песня) и юэ-гэ (массовая песня).

Более детально к вопросу становления идеи воспитания патриотов в КНР посредством вокального искусства мы обращались в статье «Эволюция идеи патриотического воспитания обучающихся средствами вокальных произведений» [10]. Считаем целесообразным напомнить читателю об основных выводах, поскольку последующее содержание статьи неразрывно связано с ранее полученными результатами.

Так, идея воспитания патриотов с помощью музыкального (преимущественно вокального) искусства развивалась в КНР по двум музыкальным направлениям. С одной стороны, происходило активное обновление национальной китайской музыки (го-юэ) с опорой на западные достижения в области теории музыки, но с сохранением национального музыкального колорита, с другой - зарождалось новое музыкальное направление в китайской музыке -синь инь-юэ. Сторонники нового направления акцентировали именно массовый характер китайской песни, ее доступность широкой публике, отражение в ней насущных потребностей простых граждан всех возрастов. Именно поэтому в русле синь инь-юэ возникли разные вокальные жанры: сюэтан юэ-гэ (школьная песня), юэ-гэ (массовая песня) с целым рядом поджанров.

Жанр школьной песни (сюэтан юэ-гэ) считается специфическим национальным хоро-

вым жанром в Китае. Его зарождение связывают с открытием в начале ХХ в. в Китае общеобразовательных школ по западному образцу, учебный план которых включал пение как самостоятельный предмет. На таких уроках ученики, как правило, пели хором, поэтому жанр сюэтан юэ-гэ относился к музицированию нового типа для Китая того периода. Создание песен этого жанра происходило благодаря китайским музыкантам и композиторам, проходившим зарубежные стажировки (в России, Европе, Америке, Японии), которые брали за основу зарубежные мелодии, наполняли их национальным содержанием и обрабатывали получившиеся произведения в стиле популярных народных китайских песен. Становлению этого жанра в китайской музыкальной культуре способствовали такие известные музыканты первой половины ХХ в., как Ли Шутун и Цзэнь Чжиньминь. Среди наиболее популярных песен этого жанра следует назвать «Прощание», «Воспоминания из детства» и др. (автор Ли Шутун). По мнению Ли Шутуна, хоровое пение сплачивает исполнителей, дисциплинирует, повышает чувство ответственности каждого за качество исполнения произведения, воспитывает уважение друг к другу [4]. Тематика песен этого жанра была близка и дорога каждому китайцу, поскольку затрагивала тему любви к родному краю, красоты родной природы, уважения к своей семье, стремления совершить подвиг во имя своего народа и т. п.

Патриотические массовые песни (юэ-гэ) заметно отличались от других песенных жанров маршеобразным характером и ритмом, который ассоциировался с чеканящим шагом. При этом массовой песне был присущ национальный дух, т. е. она содержала интонации народной музыки и сохраняла традиционную китайскую стихотворную форму цы в написании текста песни, истоки которой берут начало в народном песенном творчестве (цы отличает четкая система чередования ровного и модулирующих тонов, строки разной длины в зависимости от мелодии, на которую написано данное стихотворение) [3].

К наиболее известным патриотическим песням 1920-1930-х гг. относятся «Я живу у берегов Длинной реки» «Пыла-

ющий как огонь» «Кто нас

воспитал» (автор Цинь Чжу (1893-

1959)); «Горячая кровь» (?&) (автор Хуан Цзы (1904-1938)); «18-е сентября» (Л~Д) (автор Сянь Синхай (1905-1945)). Последнее произ-

ведение, как указывает Ван Юйхэ, связано с Мукденским инцидентом 18 сентября 1931 г. (подрывом железной дороги около Мукдена (современный Шэньян) и последовавшим за этим наступлением Квантунской армии Японии на китайские позиции, что стало началом захвата Маньчжурии и предвестием Второй мировой войны на Дальнем Востоке) [2].

Война с Японией в 1937 г. положила начало новому этапу развития жанра юэ-гэ - цзю-ван инь-юэ, или музыки спасения (^^^Ф). Китайские авторы песен посвящают свое творчество теме освободительной борьбы за родину, поддержания боевого духа, героизма и бесстрашия китайского народа в годы борьбы и лишений, связанных с японской оккупацией. Песня в жанре цзюван инь-юэ была очень распространена среди не только солдат китайской армии, но и мирного городского населения, помогавшего всеми силами приблизить победу над врагом. К известным песням конца 1930-х гг. в жанре цзюван инь-юэ относятся «Отпор врагу» (ЙЙЕ), «Флаг развевается» (ШШЩЩ) (автор Хуан Цзы), «Песня о спасении» (автор Си Синхай), «Отъезд» (Ж^), «Песня Войны» «Защитим Великий Шанхай» (автор Лю Сю-эан), «Уличная боевая песня» «Защита Шанхая» (автор Чэнь Тянь-хэ), «Партизанская песня» (&Ф1Ш) (автор Хэ Лутин) и др.

Как подчеркивают современные исследователи (Гуань Цзяньхуа [6], Хань Ин [12]), не следует полагать, что воспитанию патриотических чувств и качеств китайской молодежи могли способствовать только военно-революционные песни, т. к. истинные патриоты должны также обладать безупречным эстетическим вкусом. Именно поэтому идея воспитания патриотов посредством вокального искусства прослеживается и в другом поджанре юэ-гэ - камерных произведениях, включающих лирические песни и романсы, без которых трудно научить воспитанников прекрасному.

Как самостоятельный жанр романс в Китае появился в 1920-е гг. Необходимо отметить его главные отличия от массовой песни: исполнение романсов требовало профессиональной подготовки, поскольку романс представляет академическое музыкальное направление и требует от исполнителя более высокого уровня владения музыкальным языком; романс в основном передавал личные переживания и чувства человека. Однако при этом чувства героев романса были связаны с жизнью

кие науки -

народа и его насущными проблемами, поэтому так же, как и патриотические песни, романсы обладали актуальным содержанием. С точки зрения Сяо Юмэя, автора известных романсов 1920-1930-х гг., песня должна помогать народу выражать свое новое духовное и эстетическое состояние (автор имел в виду переломные политические события в истории Китая) [13].

Авторы первых китайских романсов обращались к классикам китайской поэзии, таким как Ли Бо (701-762), Ду Фу (712-770), Чжан Цзи (768-830), Су Ши (1037-1101), подчеркивая, что темы стихотворений этих авторов не утратили актуальности и в ХХ в. В этой связи следует отметить романсы «Великая река» (^ ) (автор Цинь Чжу), «Думать о весне» (Хуан Чжи), «Куда идет весна» (# ^ЙЩШ) (Чэнь Тяньхэ), «Думать о родине» (ШШШ) (Ся Чжичу), «Спросите» (Й) (Сяо Юмэй) и др.

Исследователи Ван Юйхэ [1], Дэн Инч-жень [7] подчеркивают, что романс как новый музыкальный жанр сочетал в себе восточную и западную традиции (в плане национального стиля и музыкальной техники), представляя эволюцию китайской композиционной техники. В прошлом китайские авторы создавали песни в одной тональности, но под влиянием европейского и русского классического романса стали применять новые методы и концепции распределения и изменения тональности и тона. По мнению Чжао Цзиньхуа, романс привел к пониманию того, что песня представляет собой общий результат труда поэта, композитора, певца и аккомпаниатора [14].

Исходя из названия, романсы китайских авторов первой половины ХХ в. имели разную тематику:

- воспевание красоты родной природы («В горах» (ШФ) (автор Чэнь Тяньхэ); «Плывут опавшие цветы» «Ступая по снегу» (Лю Сюэань); «Гуси, улетающие на юг» (Ш^^Шп) (Сяо Юмэй));

- народная музыка («Лотосы» (ЖШШ), «Кукушка» (Лю Сюэан));

- размышления о смысле жизни («Спросите» (Й) (Сяо Юмэй), «Песня о справедливости» (Ш^Е) (Тань Сяолинь) (1912-1948));

- тоска по родине («Грусть о родине» (Й

(Чэнь Тяньхэ), «Не уходите» (лУ Щ) (Тань Сяолинь));

- любовная лирика («Бабочки летают над цветами» (Сянь Синьхай); «Помни меня» (М'Ш) (Лю Сюэань)).

Идея воспитания патриотов прослеживается и в таком поджанре юэ-гэ, как популярная музыка. Сюда относятся песни к кинофильмам, театральным пьесам и эстрадные композиции. Одним из первых в этом направлении стал работать Ли Цзиньхуэй (1891-1967), китайский музыкальный деятель ХХ в., педагог по вокалу, композитор, один из основоположников китайской популярной музыки. Под влиянием своего старшего брата-лингвиста Ли Цзиньху-эй работал некоторое время редактором учебников родного языка для начальной школы. Именно эта работа, по его словам, пробудила его интерес к созданию детских музыкальных произведений в воспитательных целях. в 1920-е гг. он основал периодическое издание для детей («Дружок» театральную

труппу «Оркестр Луна», которая играла спектакли для детей, профессиональное театральное училище, а также написал много музыкальных произведений для детей в форме пе-сенно-танцевальных представлений и спектаклей. Песенно-танцевальные представления отличались небольшой продолжительностью, простотой сюжета и музыки, разговорными диалогами и монологами. Детские спектакли были более продолжительными, имели сюжет, персонажей, сочетали музыкальные номера (песни и танцы) и речитативы.

Историки называют Ли цзиньхуэя прекрасным педагогом и детским психологом, о чем свидетельствуют тексты и музыка его произведений, адресованные детской аудитории [15]. Судя по содержанию, литературной обработке и особенностям музыкального языка, Ли цзиньхуэй был хорошо знаком с интересами детей, особенностями детской психики разных возрастов. При выборе темы и сюжета он передавал содержание на доступном и в то же время богатом языке искусства. Создавая свои произведения, Ли цзиньхуэй учитывал детскую способность фантазировать и воображать, поэтому наполнял их содержание древними народными легендами и мифами, одушевляя природу и животных. Его произведения всегда отличались просветительско-па-триотическим характером, поскольку они знакомили детей с народными героями, пробуждали интерес к изучению древних традиций, воспитывали бережное отношение к родной природе.

Ли Цзиньхуэй - автор более 300 песенно-танцевальных представлений и спектаклей для детей. К его наиболее известным произведениям относятся «воробей и маленькие дети»

(ШШ^'ЬШ), «Виноградная фея» «Лунная ночь» (ЩЩЙ.Ш), «Маленький художник» (ФФ®^), «Три бабочки» (НДВД «Весенняя радость» «Кто

играет со мной?» (Ш^иШШ), «Три маленьких ребенка» (Н^Ф^Я), «Хорошие друзья» (£?

и др. Исследователи Шан Цзюнь-бин [15], Ван Юйхэ [2] называют его произведения лучшими образцами китайской музыки для детей в плане доступности детскому пониманию, красоты мелодии и силы воздействия на внутренний детский мир. Его произведения сыграли важную роль в развитии детского музыкального образования и вошли в сокровищницу национального музыкального искусства.

Ли цзиньхуэй известен также как автор песен для взрослой аудитории. Считая, что музыкальное искусство должно быть демократичным и доступным для всех слоев населения, поддерживать лирическое настроение и скрашивать время досуга, Ли цзиньхуэй выпустил сборник лирических песен, в который вошли популярные в конце 1920-х гг. песни «Моросящий дождь» (^^ffi), «Сестра, я люблю тебя» (ШШШШ^), «Специальный экспресс» (4#лУ'№$), «Ночь была глубокой» (^ )Шл), «Маленький Жасмин» (ФФШЙ) и др. Эти песни мгновенно стали популярными среди молодежи и людей пожилого возраста благодаря красоте мелодий и простому содержанию о светлых человеческих чувствах.

В 1920-е гг. по инициативе Ли Цзиньхуэя в Шанхае были организованы несколько музыкальных ансамблей, которые исполняли его музыкальные и вокальные сочинения. Впоследствии самым популярным стал «Ансамбль песни и танца Луны», который активно участвовал в культурной жизни не только города, но и всей страны. С 1930-х гг. данный коллектив помимо концертной стал заниматься также звукозаписывающей деятельностью и был включен в состав шанхайской киностудии Lianhua Pictures, ООО Таким образом, музыкальные произведения Ли цзиньхуэя звучали и в популярных фильмах своего времени, таких как «Маленький ангел» «Западный регистр» (ffiMiB), «Три смеха» (Н^) и др.

как утверждают исследователи Лю цзинь [9], Ся Цзюньвэй [11], музыка Ли Цзиньхуэя оказала заметное влияние на формирование эстетического вкуса многих последующих поколений китайцев и способствовала дальнейшему развитию жанров синь инь-юэ (новой музыки).

педагогические науки

Прослеживая эволюцию идеи воспитания патриотов средствами вокального искусства, следует назвать и произведения для музыкальных театральных постановок, адресованных взрослой аудитории, которые зародились в 1930-е гг. на основе музыкально-танцевальных спектаклей Ли Цзиньхуэя для детей. Данные музыкальные спектакли относятся китайскими музыковедами к первым шагам в области национального оперного искусства в Китае [9]. Опираясь на музыкальную и композиционную базу для этих произведений, разработанную Ли Цзиньхуэем в 1920-е гг., композиторы старались приблизить свои произведения к разным группам населения. Именно поэтому сюжеты включали яркие образы народных героев, исторические события из жизни Китая, проблемы современного китайского общества.

Музыка и песни, написанные для музыкальных спектаклей, становились очень популярными среди населения благодаря доступности музыкального языка. Среди известных музыкальных спектаклей следует назвать «Шторм на Янцзы» (1934) М) (музыка Не Эра, слова Тянь Ханя (18981968)), «Персиковый источник» (музыка Чэнь Тяньхэ, либретто А Иня (19001977)) и др. Последний спектакль был создан в 1937 г. и исполнялся артистами фронтовой концертной бригады.

Резюмируем представленный материал. Новое направление в китайской музыке синь инь-юэ отвечало духу своего времени, т. к. предназначалось для широких народных масс, пробуждало в народе коллективные и патриотические чувства, способствующие воспитанию нового человека, готового служить своей стране, активно участвуя в социально-политических преобразованиях. Синь инь-юэ и ее жанры наполнили китайскую музыкальную культуру первой половины ХХ в. новым характером, поскольку появилось совершенно новое общенародное музыкальное искусство, от которого веяло патриотизмом, национальным духом и любовью к своему народу. Более того, синь инь-юэ разделилось на разные жанры (от детских песен, легкой досуговой музыки до серьезных патриотических песен), что позволило отразить в музыке и песнях жизненные потребности разных групп населения. Именно поэтому современные китайские педагоги активно используют педагогический потенциал синь инь-юэ в воспитательной работе с молодежью, считая данное музыкальное направление особым культурным фе-

номеном, который не утратил актуальности в современном мире.

Список литературы

1. Ван Юйхэ. Китайская современная музыкальная история. Пекин: Нар. муз. изд-во, 2005 (на кит. яз.).

2. Ван Юйхэ. Современная и новейшая история китайской музыки. Пекин: Нар. муз. изд-во, 1994 (на кит. яз.).

3. Вэй Яньгэ. Новая музыка Китая 20-40-х годов. М.: Наука, 1993.

4. Гуань Цзяньхуа. Международный симпозиум по поликультурному музыкальному образованию в мире // Вестн. Центр. муз. консерватории. 2005. № 2. С. 107-112 (на кит. яз.).

5. Гуань Цзяньхуа. Начало XXI века: мировое мультикультурное музыкальное образование // Вестн. Шанх. консерватории. 2009. № 1. С. 127-136 (на кит. яз.).

6. Гуань Цзяньхуа. Три поворота в концепции музыкального образования в 21 веке // Журн. Нанкин. ун-та искусств. Сер.: Музыка и сценическое искусство. 2008. № 2. С. 101-107 (на кит. яз.).

7. Дэн Инчжень. Реформа образования в высших музыкальных учебных заведениях // Журн. Тайюан. гор. проф.-техн. колледжа. 2015. № 1. С. 142-143 (на кит. яз.).

8. Лей Мо, Тан Цюн, Лю Хунчжу. Расширение миссии музыкального образования в XXI веке // Журн. Юньнан. ун-та искусств. 2008. № 57. С. 2329 (на кит. яз.).

9. Лю Цзинь. Китайская национальная опера: 1920-1980 годы // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. № 117. С. 277-285.

10. Лю Цзэ. Эволюция идеи патриотического воспитания обучающихся средствами вокальных произведений в КНР // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 9(142). С. 80-84.

11. Ся Цзюньвэй. Становление хоровой музыки в Китае в первой половине ХХ века // Вестн. Ке-мер. гос. ун-та культуры и искусств. 2018. № 45. С. 126-132.

12. Хань Ин. Романс как новый жанр в музыкальной культуре Китая ХХ в. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С. 57-59.

13. Чжан Кэу. Сяю Юмэй и его роль в становлении современного китайского музыкознания: дис. ... канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2017.

14. Чжао Цзиньхуа. Исполнение вокальной музыки. Пекин: Хайся, 1999 (на кит. яз.).

15. Шан Цзюньбин. Сделать урок музыки интересным // Научные исследования департамента образования Нинся. 2009. № 3. С. 62-65 (на кит. яз.).

16. Ши Вэйчжэн. Размышления о достоинствах современного китайского вокального искусства // Китайская музыка. 2005. №10. С. 112-116 (на кит. яз.).

* * *

1. Van Yujhe. Kitajskaya sovremennaya muzy-kal'naya istoriya. Pekin: Nar. muz. izd-vo, 2005 (na kit.

yaz.).

2. Van Yujhe. Sovremennaya i novejshaya istoriya kitajskoj muzyki. Pekin: Nar. muz. izd-vo, 1994 (na kit. yaz.).

3. Vej Yan'ge. Novaya muzyka Kitaya 20-40-h go-dov. M.: Nauka, 1993.

4. Guan' Czyan'hua. Mezhdunarodnyj simpozi-um po polikul'turnomu muzykal'nomu obrazovaniyu v mire // Vestn. Centr. muz. konservatorii. 2005. № 2. S. 107-112 (na kit. yaz.).

5. Guan' Czyan'hua. Nachalo XXI veka: mirovoe mul'tikul'turnoe muzykal'noe obrazovanie // Vestn. Shanh. konservatorii. 2009. № 1. S. 127-136 (na kit. yaz.).

6. Guan' Czyan'hua. Tri povorota v koncepcii mu-zykal'nogo obrazovaniya v 21 veke // Zhurn. Nankin. Un-ta iskusstv. Ser.: Muzyka i scenicheskoe iskusst-vo. 2008. № 2. S. 101-107 (na kit. yaz.).

7. Den Inchzhen'. Reforma obrazovaniya v vys-shih muzykal'nyh uchebnyh zavedeniyah // Zhurn. Taj-yuan. gor. prof.-tekhn. kolledzha. 2015. № 1. S. 142143 (na kit. yaz.).

8. Lej Mo, Tan Cyun, Lyu Hunchzhu. Rasshire-nie missii muzykal'nogo obrazovaniya v XXI veke // Zhurn. Yun'nan. un-ta iskusstv. 2008. № 57. S. 23-29 (na kit. yaz.).

9. Lyu Czin'. Kitajskaya nacional'naya opera: 1920-1980 gody // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2009. № 117. S. 277-285.

10. Lyu Cze. Evolyuciya idei patriotichesko-go vospitaniya obuchayushchihsya sredstvami vokal'-nyh proizvedenij v KNR // Izv. Volgogr. gos. ped. unta. 2019. № 9(142). S. 80-84.

11. Sya Czyun'vej. Stanovlenie horovoj muzyki v Kitae v pervoj polovine XX veka // Vestn. Kemer. gos. un-ta kul'tury i iskusstv. 2018. № 45. S. 126-132.

12. Han' In. Romans kak novyj zhanr v muzykal'-noj kul'ture Kitaya XX v. // Gumanitarnye issledova-niya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2008. № 3. S. 57-59.

13. Chzhan Keu. Syayu Yumej i ego rol' v stanov-lenii sovremennogo kitajskogo muzykoznaniya: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. N. Novgorod, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Chzhao Czin'hua. Ispolnenie vokal'noj muzyki. Pekin: Hajsya, 1999 (na kit. yaz.).

15. Shan Czyun'bin. Sdelat' urok muzyki inte-resnym // Nauchnye issledovaniya departamenta obra-zovaniya Ninsya. 2009. № 3. S. 62-65 (na kit. yaz.).

16. Shi Vejchzhen. Razmyshleniya o dostoinstvah sovremennogo kitajskogo vokal'nogo iskusstva // Kit. muzyka. 2005. №10. S. 112-116 (na kit. yaz.).

Role of musical direction of Xin Yin-Yue in patriotic education of youth in the People's Republic of China

The article deals with the topical issue of the patriotic education of the Chinese youth. There is revealed the pedagogical potential of the new musical direction in the Chinese culture - Xin Yin-Yue and its subgenres (school song and mass song) in the patriotic education in the People's Republic of China.

Key words: patriotic education, art of singing, new Chinese music (Xin Yin-Yue), genre of school song (Sjujetan Yue-Ge), genre of mass song (Yue-Ge).

(Статья поступила в редакцию 13.12.2019)

н.л. байдикова

(Москва)

КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИй АСПЕКТ

Предложены классификации ТСО по различным критериям (способ представления информации, характер воздействия на органы чувств, степень интерактивности, охват обучающихся, дидактическая задача, степень участия педагога в обучении, роль в решении дидактической задачи, количество решаемых дидактических задач, подключение к телекоммуникационным сетям). Выявлены лингводи-дактические возможности применения разных видов технических средств.

Ключевые слова: технические средства обучения, аудиовизуальные средства, программированное обучение.

Образование как одна из важнейших сфер общественной жизни не может стоять в стороне от развития науки и техники. Появление новых типов технических устройств никогда не оставалось незамеченным педагогами, которые стремились поставить технические достижения на службу обучению и воспитанию подрастающих поколений. Современные инфор-

О Байдикова Н.Л., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.