Научная статья на тему 'Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях'

Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
избегание / копинг-стратегия / конфликтное поведение / принятие решения / смысложизненные ориентации / avoidance / coping strategy / conflict behaviour / decision making / life-purpose orientation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михаил Викторович Годунов, Сабина Нютвели Кызы Ахмедова, Евгений Александрович Портнов

Целью статьи является представление результатов исследования стратегии избегания как совладающего поведения, как способа урегулирования конфликтов, как модели принятия решений. В батарею тестов включены тест Дж. Амирхана выявления доминирующих копинг-стратегий, тест Томаса – Килманна предрасположенности к конфликтному поведению, Мельбурнский опросник принятия решений, методика Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации». Объем выборки 70 человек. Тестирование проводилось одновременно среди двух групп юношей-студентов, получающих юридическое образование: 18-летние студенты 1–2-го курсов (34 человека) и 22-летние студенты 4–5-го курсов (36 человек). Установлено, что 22-летние юноши-студенты более склонны к избеганию стрессовых ситуаций. Однако они менее склонны к стратегии избегания в конфликтах, к избеганию при выборе в неопределенных ситуациях. При этом они демонстрируют большую степень гибкости поведения в стрессовых, конфликтных ситуациях и при выборе в условиях неопределенности, а также большую осмысленность системы жизненных целей, чем 18-летние юноши-студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of avoiding behavior of students in various situations

The article aims to present the results of the study of the characteristics of the avoidance strategy as a coping behaviour, as a way of resolving conflicts, and as a model of decision making. The battery of tests includes the Amirkhan dominant Сoping Strategies Identification test (CSI), the Thomas-Kilmann test of predisposition to conflict behaviour (TKI), the Melbourne Decision Making Questionnaire test (MDMQ), D.A. Leontiev Life-purpose orientations test (LPO). Sample size was n=70. Testing was conducted simultaneously among two groups of male students receiving a legal education. The first group consisted of 18-year-old students of 1-2 years of study (n=34). The second group consisted of 22-year-old students of 4-5 years of study (n=36). It was found that 22-year-old students are more prone to es-cape stressful situations. However, they are less inclined to an avoidance strategy in conflictsto-avoiding when choosing in uncertain situations. At the same time, they demonstrate a greater degree of flexibility of behaviour in stressful, conflict situations and when choosing in conditions of uncertainty, as well as greater comprehension of the system of life goals than 18-year-old students. According to the authors of the article, this is due to the high level of development of the image of the professional world due to the higher level of mastering the chosen profession among 22-year-old students completing their studies, compared to their younger colleagues just starting vocational training.

Текст научной работы на тему «Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях»

Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 2 (54). С. 122-128 Pedagogical Review. 2024, vol. 2 (54), pp. 122-128

ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.9.072. 422

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2024-2-122-128

Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях

Михаил Викторович Годунов1, Сабина Нютвели Кызы Ахмедова2,

Евгений Александрович Портнов3

12 Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

3 Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел

Российской Федерации, Ставрополь, Россия

1 godunmv997@gmail.com

2 sabina.akhm8@gmail.com

3 portnovea@mail.ru

Аннотация

Целью статьи является представление результатов исследования стратегии избегания как совлада-ющего поведения, как способа урегулирования конфликтов, как модели принятия решений. В батарею тестов включены тест Дж. Амирхана выявления доминирующих копинг-стратегий, тест Томаса -Килманна предрасположенности к конфликтному поведению, Мельбурнский опросник принятия решений, методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации». Объем выборки 70 человек. Тестирование проводилось одновременно среди двух групп юношей-студентов, получающих юридическое образование: 18-летние студенты 1-2-го курсов (34 человека) и 22-летние студенты 4-5-го курсов (36 человек). Установлено, что 22-летние юноши-студенты более склонны к избеганию стрессовых ситуаций. Однако они менее склонны к стратегии избегания в конфликтах, к избеганию при выборе в неопределенных ситуациях. При этом они демонстрируют большую степень гибкости поведения в стрессовых, конфликтных ситуациях и при выборе в условиях неопределенности, а также большую осмысленность системы жизненных целей, чем 18-летние юноши-студенты.

Ключевые слова: избегание, копинг-стратегия, конфликтное поведение, принятие решения, смысложизненные ориентации

Для цитирования: Годунов М. В., Ахмедова С. Н. Кызы, Портнов Е. А. Специфика избегающего поведения студентов в различных ситуациях // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 122-128. https://doi.oig/10.23951/2307-6127-2024-2-122-128

Original article

The specifics of avoiding behavior of students in various situations

Mikhail V. Godunov1, Sabina N. Akhmedova2, Evgeny A. Portnov3

12 Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

3 Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Stavropol, Russian Federation

1 godunmv997@gmail.com

2 sabina.akhm8@gmail.com

3 portnovea@mail.ru

© М. В. Годунов, С. Н. Кызы Ахмедова, Е. А. Портнов, 2024

Abstract

The article aims to present the results of the study of the characteristics of the avoidance strategy as a coping behaviour, as a way of resolving conflicts, and as a model of decision making. The battery of tests includes the Amirkhan dominant Coping Strategies Identification test (CSI), the Thomas-Kilmann test of predisposition to conflict behaviour (TKI), the Melbourne Decision Making Questionnaire test (MDMQ), D.A. Leontiev Life-purpose orientations test (LPO). Sample size was n=70. Testing was conducted simultaneously among two groups of male students receiving a legal education. The first group consisted of 18-year-old students of 1-2 years of study (n=34). The second group consisted of 22-year-old students of 4-5 years of study (n=36). It was found that 22-year-old students are more prone to es-cape stressful situations. However, they are less inclined to an avoidance strategy in conflicts-to-avoiding when choosing in uncertain situations. At the same time, they demonstrate a greater degree of flexibility of behaviour in stressful, conflict situations and when choosing in conditions of uncertainty, as well as greater comprehension of the system of life goals than 18-year-old students. According to the authors of the article, this is due to the high level of development of the image of the professional world due to the higher level of mastering the chosen profession among 22-year-old students completing their studies, compared to their younger colleagues just starting vocational training.

Keywords: avoidance, coping strategy, conflict behaviour, decision making, life-purpose orientation

For citation: Godunov M. V, Akhmedova S. N., Portnov E. A. Spetsifika izbegayushchego povedeniya studentov v razlichnykh situatsiyakh [The specifics of avoiding behavior of students in various situations]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2024, vol. 2 (54), pp. 122-128. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-122-128

Главным уровнем управления жизнедеятельностью человека является смысловая регуляция, осуществляемая при прохождении различных ситуаций. Наиболее важное влияние на поведение оказывают стратегии при преодолении стрессовых ситуаций, при разрешении конфликтов, в ходе принятия решений в неопределенных ситуациях. Данные стратегии поведения опираются на жизненные цели, которые выражаются в смысложизненных ориентациях [1]. В основе стратегий регуляции поведения лежат способы организации человеком системы своих личностных смыслов для осуществления эффективной жизнедеятельности в различных обстоятельствах. Такой подход необходим для достижения главных жизненных целей при изменении условий взаимодействий, особенно под действием стрессовых, кризисных и неопределенных ситуаций в жизни современного человека [2].

При столкновении со стрессовой, критической, конфликтной или новой ситуацией, требующей принятия решения, человек может выбирать разные стратегии реагирования и поведения. Они могут быть направлены на конструктивное преодоление или на избегание появившейся проблемы [3]. Именно последняя стратегия представляется наименее эффективной и результативной, поэтому необходимо исследовать особенности проявления избегания в контексте различных ситуаций взаимодействий, а также сравнить это с планом осмысленности жизненных целей.

В условиях изменчивости современного общества неуклонно растет степень неопределенности, которую невозможно исключить из современной жизни. Неопределенные ситуации могут восприниматься в очень широком диапазоне - как стрессовые, кризисные и даже конфликтные. В таких разных типах ситуационных взаимодействий стратегия избегания может означать разное содержание поведения и итоговое влияние на достижение актуальных жизненных целей.

Склонность к избеганию свидетельствует о неспособности человека эффективно справляться со стрессовыми ситуациями. При этом неэффективность стратегии избегания как непродуктивной обуславливает ее наибольшую вредность и опасность применения человеком в ходе своего личностного развития. Избегающее поведение в плане расходования доступных человеку психологических ресурсов является наименее затратным с позиции затрат эмоциональных и ментальных ресурсов. Однако возникшая в ситуационном взаимодействии проблема фактически не решается, а

лишь отодвигается во времени, возникший проблемный узел не развязывается, а только затягивается еще сильнее [4].

Исходя из обозначенной познавательной ситуации, исследовательский интерес представляет выявление особенностей стратегии избегания при тестировании одних и тех же респондентов по разным методикам, их анализ и соотнесение с качеством смысложизненных ориентаций. Цель статьи - установление особенностей проявления стратегии избегания у юношей-студентов 18 и 22 лет, получающих юридическое образование, и их сравнение как по разным психодиагностическим методикам, так и c уровнем организации жизненных целей.

Для изучения особенностей проявления стратегии в разных ситуациях, а также сравнения со смысложизненными ориентациями была подобрана батарея психодиагностических тестов.

Для выявления доминирующих копинг-стратегий поведения в ситуациях стресса использовался тест Дж. Амирхана Coping Strategy Indicator [5]. Данная методика адаптирована для применения на русском языке В. М. Ялтонским и Н. А. Сиротой [6]. В данной психодиагностической методике предлагаются три базовые стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях:

1) избегание (И1) - стратегия поведения, направленная на уход от решения возникших проблем в стрессовой ситуации, что является дезадаптивным псевдосовладающим поведением, означающим недостаток личных копинг-ресурсов или отсутствие навыка активного решения проблем;

2) разрешение проблемы - активная стратегия поведения человека, старающегося направить все имеющиеся у него ресурсы для поиска возможных путей эффективного решения возникшей проблемы в данной стрессовой ситуации;

3) поиск социальной поддержки - активная стратегия поведения, когда человек в стрессовой ситуации предпочитает обращаться за помощью к окружающим его людям.

Для определения предрасположенности к конфликтному поведению использовался тест Томаса - Килманна Thomas - Kilmann Instrument [7]. Данный тест адаптирован для русскоязычного применения Н. В. Гришиной. В этой методике исследуется пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях [8]:

1) избегание (И2) - состояние ухода от взаимодействия при одновременном нежелании достигать собственные цели в конфликте;

2) сотрудничество - выраженное стремление к поиску альтернативных позиций, удовлетворяющих основным интересам всех конфликтующих сторон;

3) компромисс - экономный тип поведения в конфликте, позволяющий сохранять имеющееся состояние путем взаимных уступок участников;

4) соперничество - борьба (конкуренция) в виде желания добиваться своего интереса в ущерб другим участникам конфликта;

5) приспособление - противоположная стратегия по отношению к соперничеству, реализующаяся как жертвование своими интересами ради интересов других участников.

Для выявления особенностей стратегий принятия решений использовался Мельбурнский опросник принятия решений Melbourne Décision Making Questionnaire - личностный опросник для диагностики индивидуального стиля принятия решений в условиях неопределенности [9]. Данный тест адаптирован для русскоязычного применения Т. В. Корниловой. В данной методике исследуются четыре паттерна поведения при принятии человеком решения в неопределенной ситуации:

1) избегание (И3) - человек продолжает действовать по имеющемуся курсу и игнорировать поступающую информацию о возможных рисках потерь в неопределенной ситуации;

2) бдительность - процесс уточнения поставленных задач и целей, изучение возможных альтернатив с поиском информации и ее оценкой без предрассудков перед принятием решения;

3) прокрастинация - откладывание ответственности и рационализация сомнительных вариантов;

4) сверхбдительность - отсутствие интеллектуальной ориентации на поиск решения в неопределенной ситуации, что означает импульсивное принятие решения, а в экстренной ситуации это приводит к панике при выборе между альтернативными вариантами.

Для изучения осмысленности жизни человека в различных плоскостях жизнедеятельности использовался тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева [10]. Данная тестовая методика позволяет измерять шесть показателей смысложизненных ориентаций:

1) осмысленность жизни;

2) цели в жизни;

3) процессы в жизни;

4) результаты в жизни;

5) локус контроля - я;

6) локус контроля - жизнь.

Эмпирическое исследование проводилось на выборке юношей-студентов, получающих юридическое образование (70 человек), разделенных на две группы. В первую группу входили юноши-студенты 1-2-го курсов со средним возрастом 18,1 года (34 человека). Во вторую группу входили юноши-студенты 4-5-го курсов со средним возрастом 22,1 года (36 человек). Тестирование проводилось в 2022 г. одновременно в обеих группах.

Эмпирические показатели тестов для изучения особенностей стратегии избегания и осмысленности жизненных целей представлены в таблице.

Средние величины показателей шкал тестов для изучения особенностей стратегии избегания и осмысленности жизненных целей среди юношей-студентов 18 и 22 лет, получающих юридическое образование

Юноши- Юноши-

Название теста Шкала теста студенты, 1-2-й курсы студенты, 4-5-й курсы

Тест Дж. Амирхана выявления доминирующих копинг-стратегий Избегание (И1) 18,5 20,2

Разрешение проблемы 29,6 31,5

Поиск социальной поддержки 23,2 25,5

Тест Томаса - Килманна для Избегание (И2) 5,5 4,5

Сотрудничество 5,2 5,9

определения предрасположенности к конфликтному поведению Компромисс 7,7 7,1

Соперничество 5,8 5,2

Приспособление 6,1 6,1

Избегание (И3) 10,4 9,1

Мельбурнский опросник принятия Бдительность 15,0 15,9

решений Прокрастинация 7,9 6,8

Сверхбдительность 8,2 7,3

Осмысленность жизни 119,7 124,6

Цели в жизни 37,8 38,8

Тест «Смысложизненные Процессы в жизни 34,1 36,7

ориентации» Д. А. Леонтьева Результаты в жизни 30,4 31,8

Локус контроля - я 24,1 25,9

Локус контроля - жизнь 36 37,8

Объем выборки, человек 34 36

Средний возраст, лет 18,1 22,1

Полученные эмпирические данные позволяют выявить следующие особенности стратегии избегания, измеренные по разным тестам. По тесту Дж. Амирхана доминирующих копинг-стратегий наибольшая величина по шкале «Избегание» (И1) выявлена у 22-летних юношей-студентов по

сравнению с 18-летними юношами-студентами. Также по шкалам «разрешение проблемы» и «поиск социальной поддержки» 22-летние юноши-студенты имеют самые высокие показатели. Автор данного теста отмечает, что наиболее эффективным является использование сразу всех трех ко-пинг-стратегий. В некоторых стрессовых ситуациях человек может самостоятельно справиться с возникшей трудностью, в других ситуациях ему требуется поддержка окружающих, в третьих ситуациях он просто может избежать столкновения с возникшей стрессовой ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях и посчитав ее такой проблемой, которую лучше обойти [5]. Поэтому более высокие показатели у 22-летних юношей-студентов сразу по всем трем шкалам указывают на то, что именно они чаще всего используют все три базовые стратегии совладающего поведения в стрессовой ситуации (избегание, разрешение проблемы, поиск социальной поддержки), чем 18-летние юноши-студенты.

Тест Томаса - Килманна для определения предрасположенности к конфликтному поведению выявил у 22-летних юношей-студентов по сравнению с 18-летними юношами-студентами наименьшие показатели по шкалам «Избегание» (И2), «Компромисс» и «Соперничество», одинаковые показатели по шкале «Приспособление» и наибольшие показатели по шкале «Сотрудничество». Разработчики данной методики указывают, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как компромисс, соперничество и приспособление, либо один из участников конфликта оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только при сотрудничестве обе стороны оказываются в выигрыше [7]. Это означает, что 22-летние юноши-студенты показывают наиболее эффективные поведенческие подходы к разрешению конфликтов по сравнению с 18-летними юношами-студентами.

Анализ данных Мельбурнского опросника принятия решений показывает, что 22-летние юноши-студенты имеют наибольший показатель по шкале «Бдительность» и наименьшие показатели по остальным шкалам: «Избегание» (И3), «Прокрастинация» и «Сверхбдительность». По мнению авторов данного теста, стратегия «Бдительность» является единственным продуктивным паттерном поведения при принятии решения в неопределенной ситуации, на основе которого можно делать рациональный выбор. А остальные стратегии (избегание, прокрастинация и сверхбдительность) трактуются как непродуктивные [9]. Исходя из этого, можно считать, что именно 22-летние юноши-студенты реализуют в своем поведении наилучшее сочетание стратегий выбора в неопределенных ситуациях в отличие от их более молодых коллег.

Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева свидетельствует, что по всем шкалам наилучшие показатели имеют 22-летние юноши-студенты. Автор данного теста считает, что чем выше показатели шкал, тем больше человек придает осмысленности, упорядоченности и цельности своим жизненным целям [10]. Следовательно, 22-летние юноши-студенты имеют более высокий уровень осмысленности своей жизни, восприятия прошлого, настоящего и будущего своей жизни, а также локусов ее контроля и контроля своего внутреннего мира, чем 18-летние обучающиеся.

Исследование проведено для определения особенностей проявления стратегии избегания у юношей-студентов 18 и 22 лет, получающих юридическое образование. По данным теста Дж. Амирхана доминирующих копинг-стратегий, наибольшая величина копинг-стратегии избегания выявлена у 22-летних юношей-студентов по сравнению с 18-летними юношами-студентами. Однако по двум остальным копинг-стратегиям зафиксированы также самые высокие показатели у 22-летних юношей-студентов. Это означает, что при более активном использовании всех трех данных копинг-стратегий именно эти студенты могут проявлять наибольшую гибкость поведенческого реагирования и эффективнее преодолевать возникающие стрессовые ситуации, чем их более молодые коллеги.

На основании теста Томаса - Килманна для определения предрасположенности к конфликтному поведению установлено, что именно 22-летние юноши-студенты в целом проявляют наиболее оптимальную стратегию поведения в конфликтных ситуациях, чем их более молодые коллеги, а именно наименьшее следование непродуктивным стратегиям (избегание, компромисс и соперничество) при одинаковом приспособлении и наибольшее следование продуктивным стратегиям (сотрудничество), чем их более молодые коллеги.

По данным Мельбурнского опросника принятия решений, именно категория 22-летних юношей-студентов обладает более эффективным индивидуальным паттерном поведения в ходе принятия решений в условиях неопределенности по сравнению с 18-летними опрошенными юношами-студентами. На основании методики «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева эмпирически выявлен более высокий уровень смысловой регуляции, более осознанный подход к формированию и реализации жизненных целей у 22-летних юношей-студентов по сравнению с их более молодыми обучающимися коллегами

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование установило, что среди респондентов именно 22-летние юноши-студенты, с одной стороны, более склонны к избеганию стрессовых ситуаций. С другой стороны, они менее склонны к стратегии избегания в конфликтах, к избеганию при выборе в неопределенных ситуациях. При этом они демонстрируют большую степень гибкости поведения в стрессовых, конфликтных ситуациях и при выборе в условиях неопределенности, а также большую осмысленность системы жизненных целей, чем 18-летние юноши-студенты. По мнению авторов статьи, это обусловлено большим уровнем развития и усложнения образа мира профессионала благодаря большему уровню освоения выбранной профессии у 22-летних юношей-студентов, которые уже заканчивают свое обучение, по сравнению с их более молодыми коллегами, только начинающими профессиональное обучение.

Список источников

1. Леонтьев Д. А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии // Методология и история психологии. 2018. Вып. 3. С. 96-104.

2. Годунов М. В., Абакумова И. В., Голубова В. М. Теоретические подходы к изучению эффектов неопределенности в процессах смысловой регуляции развития личности // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 3. С. 59-71.

3. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности. М.: Прометей, 2005. 312 с.

4. Базаров Т. Ю., Битюцкая Е. В. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 94-106.

5. Amirkhan J. H. Factor Analytically Derived Measure of Coping: That Coping Strategy Indicator // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. № 59. Р. 1066-1074.

6. Ялтонский В. М., Сирота Н. А. Психология совладания: развитие, достижения, проблемы, перспективы // Совладание: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сер-гиенко. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 21-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Thomas K. W., Kilmann R. H. The Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI). APA PsycTests. 2007. URL: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/t02326-000 (дата обращения: 05.11.2023).

8. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

9. Mann L., Burnett P., Radford M. The Melbourne Decision Making Questionnaire: An instrument for measuring patterns for coping with decisional conflict // Journal of Behavioral Decision Making. 1997. № 10 (1). Р. 1-19.

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

Referenсes

1. Leontiev D. A. Sinergetika i lichnost: k neravnovesnoy personologii [Synergetics and personality: towards non-equilibrium personology]. Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and history of psychology, 2018, no. 3, pp. 96-104 (in Russian).

2. Godunov M. V., Abakumova I. V., Golubova V. M. Teoreticheskiye podkhody k izucheniyu effektov neopredelennosti v protsessakh smyslovoy regulyatsii razvitiya lichnosti [Theoretical Approaches Towards the Study of Uncertainty Effects]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal - Russian Psychological Journal, 2019, no. 16 (3), pp. 59-71 (in Russian).

3. Nartova-Bochaver S. K. Psikhologicheskoye prostranstvo lichnosti [Psychological space of personality]. Moscow, Prometey Publ., 2005. 312 p. (in Russian).

4. Bazarov T. Yu., Bityutskaya E. V. Osobennosti vospriyatiya zhiznennykh sobytiy lyud'mi s raznymi predpochitaemymi stilyami reagirovaniya na izmeneniya [Features of perception of life events by people with different preferred styles of reaction to changes]. Voprosy psikhologii - Questions of Psychology, 2019, no. 3, pp. 94-106 (in Russian).

5. Amirkhan J. H. Factor Analytically Derived Measure of Coping: That Coping Strategy Indicator. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, no. 59, pp. 1066-1074.

6. Yaltonskiy V. M., Sirota N. A. Psikhologiya sovladaniya: razvitiye, dostizheniya, problemy, perspektivy [Psychology of coping: development, achievements, problems, prospects]. Sovladaniye: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy [Coping: current state and prospects]. Eds. A. L. Zhuravlev, T. L. Kryukova, E. A. Sergienko. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2008. Pp. 21-54 (in Russian).

7. Thomas K. W., Kilmann R. H. The Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI). APA PsycTests. 2007. URL: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/t02326-000 (accessed 5 November 2023).

8. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta [Psychology of conflict]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 544 p. (in Russian).

9. Mann L., Burnett P., Radford M. The Melbourne Decision Making Questionnaire: An instrument for measuring patterns for coping with decisional conflict. Journal of Behavioral Decision Making, 1997, no. 10 (1), pp. 1-19.

10. Leontiev D. A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy [Test of meaning-life orientations]. Moscow, Smysl Publ., 2000. 18 p. (in Russian).

Информация об авторах

Годунов М. В., доктор психологических наук, профессор, Донской государственный технический университет (пл. Гагарина, 1, Ростов-на-Дону, Россия, 344003).

Ахмедова С. Н. К., старший преподаватель, Донской государственный технический университет (пл. Гагарина, 1, Ростов-на-Дону, Россия, 344003).

Портнов Е. А., преподаватель, Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации (пр. Кулакова, 43, Ставрополь, Россия, 355035).

Information about the authors

Godunov M. V., Doctor of Psychological Sciences, Professor, Don State Technical University (pl. Gagarina, 1, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344003).

Akhmedova S. N. K., Senior Lecturer, Don State Technical University (pl. Gagarina, 1, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344003).

Portnov E. A., Lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (pr. Kulakova, 43, Stavropol, Russian Federation, 355035).

Статья поступила в редакцию 27.11.2023; принята к публикации 21.02.2024 The article was submitted 27.11.2023; accepted for publication 21.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.