Научная статья на тему 'ОСОБЕНННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕНННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хабибуллина Р.Т., Митина Г.В.

В статье представлено изучение различий эмоциональной саморегуляции в ситуации конфликта у подростков и юношей, и наличие взаимосвязи между стратегиями копинг-поведения и стратегиями поведения в конфликте у лиц указанных возрастов. Анализ результатов показал, что имеются некоторые различия в выборе стратегий копинг-поведения и стратегий поведения в конфликте у подростков и юношей, однако статистически значимых различий не обнаружено. Корреляционный анализ показал, что у подростков отсутствует значимая связь между указанными стратегиями, а у юношей она имеется в нескольких случаях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL SELF-REGULATION IN A CONFLICT SITUATION IN ADOLESCENTS AND YOUTH

The article presents the study of differences in emotional self-regulation in a conflict situation among adolescents and young men, and the relationship between coping behavior strategies and behavior strategies in conflict in persons of these ages. Analysis of the results showed that there are some differences in the choice of coping behavior strategies and strategies of behavior in conflict among adolescents and young men, but no statistically significant differences were found. Correlation analysis showed that adolescents do not have a significant relationship between these strategies, while boys have it in several cases.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕНННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9.075

1 2

Римма Тахировна Хабибуллина , Галина Владимировна Митина

12Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия

1 smailyck@gmail.com

2 mgv79@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Галина Владимировна Митина,

mgv79@mail. ru

ОСОБЕНННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлено изучение различий эмоциональной саморегуляции в ситуации конфликта у подростков и юношей, и наличие взаимосвязи между стратегиями копинг-поведения и стратегиями поведения в конфликте у лиц указанных возрастов. Анализ результатов показал, что имеются некоторые различия в выборе стратегий копинг-поведения и стратегий поведения в конфликте у подростков и юношей, однако статистически значимых различий не обнаружено. Корреляционный анализ показал, что у подростков отсутствует значимая связь между указанными стратегиями, а у юношей она имеется в нескольких случаях.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, конфликтная ситуация, копинг-поведение, эмоциональная саморегуляция

1 2

Rimma T. Khabibullina , Galina V. Mitina

1 2

' Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia

1 smailyck@gmail.com

2 mgv79@mail.ru

Corresponding author: Mitina Galina Vladimirovna, mgv79@mail.ru

FEATURES OF EMOTIONAL SELF-REGULATION IN A CONFLICT SITUATION

IN ADOLESCENTS AND YOUTH

Abstract. The article presents the study of differences in emotional self-regulation in a conflict situation among adolescents and young men, and the relationship between coping behavior strategies and behavior strategies in conflict in persons of these ages. Analysis of the results showed that there are some differences in the choice of coping behavior strategies and strategies of behavior in conflict among adolescents and young men, but no statistically significant differences were found. Correlation analysis showed that adolescents do not have a significant relationship between these strategies, while boys have it in several cases.

Key words: emotional sphere, conflict situation, coping behavior, emotional self-regulation

Для подростков и юношей характерны процессы сепарации от родителей, стремление к самореализации, установление иерархии среди сверстников. Поэтому значимой в эти периоды представляется проблема конфликтов и эмоциональной саморегуляции. При этом, несмотря на отнесение подростков и юношей к разным возрастным группам, исследования проводятся преимущественно в области различий данных групп с детской и взрослой группами, либо внутри подростковой и юношеской групп по половому признаку. Таким образом, актуальность исследования продиктована необходимостью выявления различий в характере эмоциональной саморегуляции подросткового и юношеского возрастов в ситуации конфликта.

Саморегуляция эмоций - это система осознаваемых и неосознаваемых психических процессов, направленных на управление качеством и интенсивностью эмоциональных реакций и эмоциональных состояний человека. Данный процесс может осуществляться с использованием различных стратегий регуляции, выбираемых индивидом исходя из ситуации, а также под влиянием эмоционального состояния [2].

Эмоциональная саморегуляция в конфликтной ситуации предполагает узкую трактовку данного понятия, то есть совладающего или копинг-поведении, поскольку наиболее часто связана со стрессовыми состояниями и окрашена негативными эмоциями. Возрастные особенности эмоциональной саморегуляции в ситуации конфликта связаны со степенью сформированности копинг-механизмов и зрелостью личности в целом.

В процессе перехода от подросткового возраста к юношескому, частота использования незрелых форм защиты уменьшается, равно как контроль над эмоциями при помощи вытеснения и отрицания, что обуславливает увеличение фактов использования проблемно-ориентированного копинга [1].

Для подростковой возрастной группы характерны стратегии: избегание, конкуренция и приспособление. А для юношей - компромисс и сотрудничество, то есть более сложные стратегии, которые требуют конкретных действий на основе выстроенной модели поведения [2].

Уровень конфликтности подростков выше, чем уровень конфликтности юношей. Это может быть связано как со степенью зрелости личности в целом, так и с физиологическими особенностями возраста [3].

Целью нашего исследования стало изучение особенностей эмоциональной саморегуляции в конфликтных ситуациях в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотезы исследования: 1) Предполагаем, что характер эмоциональной саморегуляции в ситуации конфликта имеет существенные различия в подростковом и юношеском возрасте; 2) Предполагаем, что существует взаимосвязь между стратегиями эмоциональной саморегуляции и стратегиями поведения в конфликте у подростков и юношей.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез были использованы методики:

1. Тест «Шкала дифференциальных эмоций» (ШДЭ) К. Изарда,

2. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Вассермана и соавторов,

3. Тест описания поведения в конфликте Томаса-Килманна (ТК1) в адаптации Н. В. Гришиной

Методы математической обработки результатов: и-критерий Манна - Уитни, непараметрический критерий г8-Спирмена.

В исследовании приняли участие 60 учащихся средней общеобразовательной школы (14-18 лет), из которых 28 - в группе подростков 14-15 лет, 32 - в юношеской группе 16-18 лет.

Методики, использованные нами при диагностике, направлены на выявление особенностей поведения подростков и юношей в ситуации конфликта, а так же предпочитаемых стратегий совладающего поведения и общего эмоционального самочувствия.

Для диагностики предпочитаемых стратегий совладающего поведения учащихся был использован Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Вассермана и соавторов. Обобщим полученные данные и представим их на рисунке 1.

Стратег ИИ Конфр онтаци онный коп Дистан цирова ние Самоко нтроль Поиск соц поддер жки Принят ие ответст венное ти Бегство избега ние План, реш. пробле мы Полож ИТ. переоц енка

Ы Юноши 49,9 57,08 48,9 42,2 46,6 55,6 43,8 45,7

н Подростки 48,71 55,68 46 40,75 44,71 55,96 43,36 43,29

Рис. 1. Средние значения стратегий совладающего поведения

В результате анализа установлено, что наиболее предпочитаемыми стратегиями у испытуемых являются «Дистанцирование» и «Бегство-избегание». Менее выражены стратегии «Конфронтация», «Самоконтроль», «Принятие ответственности». Большая часть названных стратегий не относится к конструктивным, однако различия в частоте употребления всего перечня стратегий не являются критическими. Это говорит о том, что выбор способов совладания данными испытуемыми не приводит к дезадаптации, равномерное распределение показателей позволяет сохранять эффективность применяемых копинг-стратегий. При этом, в юношеской группе интенсивность копинга в среднем несколько выше, чем в группе подростков.

Для диагностики особенностей поведения в конфликтной ситуации учащихся был использован Тест описания поведения в конфликте Томаса-Килманна (ТК1) в адаптации Н. В. Гришиной. Обобщим полученные данные и представим их на рисунке 2.

ё 1

Приспособлении

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание е

3,38 6,03 6,28 7,38 6,94

4,64 5,82 6,79 6,18 6,57

■ ЮНОШИ 3,38

■ Подростки 4,64

Сотрудничество Компромисс

Приспособлени

Рис. 2. Средние значения стратегий поведения в конфликте

Результат опроса показал, что наиболее предпочитаемыми стратегиями поведения в конфликте у юношей являются стратегии «Избегание», и «Приспособление». Несколько ниже уровень предпочтений у стратегий «Компромисс» и «Сотрудничество». Испытуемые из подростковой группы преимущественно предпочитают стратегии «Компромисс» и «Приспособление». Наибольшие различия имеются в выборе стратегий «Избегание» (юноши прибегают к ней чаще, чем подростки) и «Соперничество» (юноши используют ее реже, чем подростки).

При этом, стратегию «Соперничество» предпочитает наименьшее число

респондентов. Это означает, что большинство испытуемых в обеих группах склонны в ситуации конфликта жертвовать своими интересами или их частью.

Для диагностики общего эмоционального самочувствия учащихся мы воспользовались методикой «Шкала дифференциальных эмоций» (ШДЭ) К. Изарда. Обобщим полученные данные и представим их в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение Коэффициента самочувствия (КС) в группах подростков и юношей

КС>1 КС<1

Подростки 28 0

Юноши 29 3

Согласно ключу к методике «ШДЭ», результат интерпретируется следующим образом, исходя из индекса коэффициента самочувствия (КС): если КС >;1 - положительное самочувствие;

если КС <;1 - отрицательное самочувствие, пониженная самооценка на данный период, следовательно, возможно депрессивное состояние - тоскливое настроение, апатия, резкое снижение работоспособности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом, эмоциональное состояние испытуемых положительное. В группе подростков все испытуемые находятся в хорошем эмоциональном состоянии; в группе юношей 3 респондента испытывают негативные эмоции.

Далее для проверки первой гипотезы о том, что характер эмоциональной саморегуляции в ситуации конфликта имеет существенные различия в подростковом и юношеском возрасте, мы воспользовались и-критерием Манна-Уитни. В результате проверки был сделан вывод, об отсутствии существенных различий в обеих выборках по всем исследованным признакам. Таким образом, первая гипотеза не подтвердилась.

С целью проверки второй гипотезы, о том, что существует взаимосвязь между стратегиями эмоциональной саморегуляции и стратегиями поведения в конфликте у подростков и юношей, мы соотнесли данные показателей совладающего поведения и показателей стратегий поведения в конфликте, воспользовавшись критерием Спирмена. В таблице 2 представим только те шкалы, по которым наличие корреляционной связи подтвердилось.

Таблица 2

Результаты расчетов по критерию Спирмена в группе юношей_

Шкалы опросника «Способы совладающего поведения» Тест описания поведения в конфликте Томаса-Килманна (ТК1)

Сопернич ество Сотрудни чество Компром исс Избегани е Приспосо бление Уровень значимос ти

Конфронтация 0,436 -0,465 р<0,05 / р>0,05

Поиск поддержки 0,475 р<0,05

Положительная переоценка 0,423 р<0,05

Имеется прямая значимая связь между такими показателями, как «Конфронтация» и «Соперничество», «Поиск социальной поддержки» и «Соперничество», «Положительная переоценка» и «Сотрудничество». Это может говорить о том, что испытуемые, предпочитающие копинг-стратегии «Конфронтация» и «Поиск социальной поддержки», в ситуации конфликта склонны прибегать к стратегии «Соперничество», а испытуемые,

предпочитающие копинг-стратегию «Положительная переоценка», чаще обращаются к стратегии «Сотрудничество».

Имеется обратная значимая связь между показателями «Конфронтация» и «Приспособление». Иначе говоря, испытуемые, предпочитающие копинг-стратегию «Конфронтация», не склонны в конфликтной ситуации приспосабливаться к потребностям оппонента, и жертвовать своими интересами.

При этом в группе подростков значимых связей между показателями двух тестов не выявлено. Это может говорить о том, что в подростковом возрасте указанные конструкты (копинг-механизмы и стратегии поведения в конфликте) находятся на более низком уровне сформированности, чем у юношей, и линия поведения в трудных ситуациях чаще выбирается импульсивно, с меньшей опорой на прошлый опыт

Таким образом, существует взаимосвязь между стратегиями совладающего поведения и стратегиями поведения в конфликтной ситуации у юношей, и отсутствует у подростков. То есть вторая гипотеза подтверждается частично.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (156). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/zaschitno -sovladayuschee-povedenie-retrospektivnaya-rekonstruktsiya-ponyatiya (дата обращения: 27.11.2021)

2. Кузнецова К. В. Возвратная динамика стратегий поведения при конфликте у подростков и юношей (на примере Белгородской области) [Электронный ресурс] // Форум молодежной науки, Выпуск 1, № 6, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozvratnaya-dinamika-strategiy-povedeniya-pri-konflikte-u-podrostkov-i-yunoshey-na-primere-belgorodskoy-oblasti (дата обращения: 21.10.2022)

3. Смирнова, Т. С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Т. С. Смирнова, А. А. Ручкина // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). URL: https://moluch.ru/archive/108/26212/ (дата обращения: 05.11.2021).

REFERENCES

1. Kory'tova G. S., Eremina Yu. A. Zashhitno-sovladayushhee povedenie: retrospektivnaya rekonstrukciya ponyatiya [E'lektronny'j resurs] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 3 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschitno-sovladayuschee-povedenie-retrospektivnaya-rekonstruktsiya-ponyatiya (data obrashheniya: 27.11.2021)

2. Kuzneczova K. V. Vozvratnaya dinamika strategij povedeniya pri konflikte u podrostkov i yunoshej (na primere Belgorodskoj oblasti) [E'lektronny'j resurs] // Forum molodezhnoj nauki, Vy'pusk 1, № 6, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozvratnaya-dinamika-strategiy-povedeniya-pri-konflikte-u-podrostkov-i-yunoshey-na-primere-belgorodskoy-oblasti (data obrashheniya: 21.10.2022)

3. Smirnova, T. S. Osobennosti konfliktnogo povedeniya v podrostkovom vozraste [E'lektronny'j resurs] / T. S. Smirnova, A. A. Ruchkina // Molodoj uchenyj 2016. № 4 (108). URL: https://moluch.ru/archive/108/26212/ (data obrashheniya: 05.11.2021).

Информация об авторах

Р.Т. Хабибуллина - студент;

Г.В. Митина - кандидат философских наук, доцент.

Information about the authors

R.T. Khabibullina - student;

G.V. Mitina - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.