стереотипы мышления, особенности поведения городе- Это обстоятельство усиливает новизну, актуальность кого населения Южного Урала на сегодняшний день нет. данной проблемы.
Библиографический список:
1 Щюц, А. Структура повседневного мышления / А. Щюц // Социологические исследования. — 1988. — №2. — С.127.
2 Семенов Тянь-Шанский, В.П. Россия. Полное географическое описание Нашего Отечества. Настольная и дорожная книга /
B.П.Семенов Тянь-Шанский. - СПб., 1914; Милюков, П.Н. Очерки истории русской культуры / П.Н. Милюков. — М., 1993.
3 Весновский, В.А. Весь Челябинск и его окрестности / В.А. Весновский. — Челябинск, 1909; Столпянский, П.Н. Город Оренбург. Материалы к истории и топографии города / П.Н. Столпянский. — Оренбург, 1908; Распопов, П.Н. Оренбургская губерния в современном ее состоянии: статистический очерк / П.Н. Распопов. — Оренбург, 1884; Архангельский, И.И. Материалы по истории г. Троицка / И.И. Архангельский // Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. — Оренбург, 1900. — Вып.6; Алек-торов, А. История Оренбургской губернии / А. Алекторов. — Оренбург, 1883; Райский, П.Д. Путеводитель по Оренбургу с очерком его прошлого и настоящего, иллюстрациями и планом / П.Д. Райский. — Оренбург, 1915.
4 Например, История СССР: в 12 т. — М., 1968; Муравьев, А.В., Сахаров, А.М. Очерки истории русской культуры !Х-ХУМ вв. /
А.В. Муравьев, А.М. Сахаров. — М., 1984.
5 Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища / А.Ф. Некрылова. — Л., 1984; Немиро, О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность / О.В. Немиро. — Л., 1987.
6 Заринская, И.З. Народная культура и предметный мир уральских рабочих / И.З.Заринская // Из истории художественной культуры Урала: сб.ст. — Свердловск, 1988. — С.77-83; Соковиков, С.С. Традиционные и популярные формы досуговой культуры Урала (начало XX в.) / С.С. Соковиков // Восьмые бирюковские чтения: тезисы докладов. — Челябинск, 1988. — С.176-178; Адукова, Т.Ю. Быт дореволюционного Челябинска / Т.Ю. Адукова // Седьмые бирюковские чтения: тезисы докладов. — Челябинск, 1987. — С.16-18.
7 Пушкарева, Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х-нач.Х1Х вв.) / Н.Л. Пушкарева. — М., 1997; Зброжек, Е.В. Викторианство в контексте культуры повседневности / Е.В. Зброжек // Вопросы культурологи. — 2006. — №2. —
C.41-48.
8 Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи: в 2 т. / Б.Н. Миронов. — СПб., 1999-2000.
9 Левина, Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-30-е гг. / Н.Б. Лебина. — СПб., 1999.
10 Например, Жулева, М.С. История повседневности жителей города Кургана в 1929-1941 гг. Автореф. дис...уч.ст. к.и.н. / М.С.Жу-лева. — Курган, 2004.; Нарский, И.В. Жизнь в катастрофе: будни населения Урала в 1917-21 гг. / И.В. Нарский. — М., 2001.; Павленко, В.Д., Павленко, Г.К. Огненный рубеж фронта и тыла / В.Д. Павленко, Г.К. Павленко. — Челябинск, 2005.
Mameрuaл пocmyпuл в peda^uio 09.02.07
УДК 75
Н.С. Мамырина
СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ КАК ЖАНРА СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ
Статья посвящена рассмотрению вопроса становления исторического жанра тесно в историческом развитии. Подчеркивается тот факт, что сюжетные границы исторической живописи должны быть поняты в соответствии с правилами того времени, когда создавалось художественное произведение, а также обращается внимание на то, что «Историческая память» концентрируется в художественном мышлении, художественном сознании, художественной памяти региона, является важной составляющей духовности народа.
Исторический жанр в России имеет сложный путь развития и становления. На протяжении двух столетий понятие «историческая живопись» наполнялось разным содержанием, это зависело от понимания истории в ту или иную эпоху. Становление исторического жанра имеет несколько этапов, тесно связанных с историей нашей родины. В начале XX века теоретики искусства делают попытки выработать универсальные определения портрета, натюрморта, пейзажа, исторической картины, опираясь на материалы живописи едва ли не с древнейших времен. Но эта задача оказывается неразрешимой в связи с тем, что старые понятия не охватывают новых явлений в изобразительном искусстве.
Понятие жанр в кратком словаре терминов изобразительного искусства определяется как «исторически сложившаяся, устойчивая форма организации художественного материала. Различают основные жанры: исторический, бытовой, батальный, жанр портрета, пейзажа, натюрморта» Исторический жанр посвящен «изображению конкретных исторических событий прошлого и современности...» [1, с. 45].
Столь широкое толкование термина «исторический жанр» ставит перед исследователями задачу определения границ исследуемого материала. Сюжетные и временные рамки исторического жанра то раздвигаются, то суживаются. В одних случаях понятие «исторические события» расширяется настолько, что включает современность и тогда к исторической живописи относят картины, изображающие современную жизнь. В других случаях напротив эти же рамки ограничивают историческую живопись одними лишь реально-достоверными сюжетами, а прошлое, преломленное в легендах и мифах (особенно библейских), остается вне пределов исторического жанра.
Сюжетные границы исторической живописи должны быть поняты в соответствии с правилами того времени, когда создавалось художественное произведение. Здесь необходимо развить понятия жанровой классификации картины и их исторической значимости. Доктор искусствоведения, профессор А.Г. Верещагина в своей работе «Художник. Время. История.» определяет временные границы исторического жанра, подходя к этому
вопросу с учетом того, как решали его ведущие теоретики искусства второй половины XVIII—начала XIX века: «историзм явился признаком не только исторической, но и бытовой, и пейзажной, и даже портретной живописи» [2, с. 5]. В данном случае историческая живопись не превращается в некий жанр - гегемон, с присущей только ему высокой идейной ценностью.
Этой концепции близки взгляды исследователя
О.С. Семенова: «Искусство является историческим тогда, когда художник под воздействием мощного импульса, идущего к нему от реальной жизни, воссоздает образ Мира, в своих основных закономерностях, восходящих к закономерностям визуального восприятия самой этой реальности, взятой в определенных рамках и пределах. В этом случае образный мир его произведения должен жить в пространстве и времени, типологически близких реальным пространству и времени, а художественное время и пространство должны быть непрерывными и динамичными по своей структуре. Они должны быть со-организованы перспективной системой в пространственном аспекте. А во временном — категориями прошлого, настоящего и будущего, то есть теми моментами, благодаря которым человек воспринимает время как реальный временной поток, в котором он сам живет. [3, с. 37]. Изменение представлений об обществе и о личности, динамика соотношений социальной среды и человека стоят в центре внимания художника, претендующего на создание истинно исторического произведения.
В начале XVIII века историческим называли некий универсальный жанр, включавший в себя батальные, религиозные, мифические и аллегорические композиции и крайне редко - собственно исторические. В середине века, с момента организации Академии художеств, исторический жанр начал развиваться и занял ведущее положение, а мифологическая, религиозная и батальная живопись рассматривались как его разновидность. В начале XIX столетия понятие исторической живописи вновь претерпевает ряд перемен. Батальная живопись занимает приоритетное место и выделяется в самостоятельный жанр, обосабливается также религиозная живопись. В это время происходит размежевание исторической живописи на поджанры и возникают как самостоятельные ветви историко-бытовая картина, исторический пейзаж, исторический портрет. В то же время взаимовлияние и взаимопонимание этих поджанров было настолько велико, что трудно было отнести картину к точно обозначенной разновидности исторической живописи. В связи с развитием исторической науки стало меняться понимание исторической ценности явлений прошлого и настоящего. К историческим стали причислять общественно важные события современности, которые были связаны с жизнью народа и влияли на историческую судьбу всей страны, картины, отражающие эти события, приобрели черты историзма.
В разные эпохи по-разному понимали нравственновоспитательную роль исторической живописи, но никог-
да не отрицали ее чрезвычайной важности. В XVIII и в начале XIX века классицистическая живопись, в соответствии с этическими требованиями просветителей, воспитывала зрителя, показывая ему примеры благородных поступков героев прошлых веков. Исторические живописцы-романтики стремились к тому же, но их герой был эмоционально активнее, духовно богаче, чем герой классицистов.
Реалистическая историческая живопись второй половины XIX века открыла новые пути контакта со зрителем. «Воспитание примером» остается и здесь, но гораздо важнее становится другой путь нравственного воздействия на человека. Историческая живопись развивает его эстетически, обогащает знаниями, учит рассуждать, видеть исторические корни современных явлений. Через эстетическое наслаждение — к просвещению народа — вот лозунг второй половины XIX века. Отсюда обилие социальной, научной, психологической, художественной информации, обилие параллелей с самой злободневной действительностью [2, с. 120].
События Октябрьской революции принесли в жанр исторической картины широкий диапазон новых тем, связанных с революционными событиями и преобразованиями в стране. В связи с такими изменениями еще труднее стало провести точные границы между жанрами. Появилось новое направление, имеющее самостоятельное значение — историко-революционная картина. В советской картине сильно проявились идеологические требования власти, вызвав новые образы, новых героев, а также новые формы решения исторических полотен.
Исторический жанр всегда имел большое познавательное и воспитательное значение, обусловленное возможностью его духовно эстетического воздействия, историческая картина являлась также носителем духовных ценностей человечества. В эту систему ценностей входит «историческая память», которая находит воплощение в художественных образах, сюжетах, посвященных трагическим или радостным событиям жизни страны.
Историческая память, социальная память присуща народу, обществу в целом. Историческая память отражена в языке, истории, культуре, обычаях народа. Она передается от родителей к детям, от учителей к ученикам, образуя живую связь между ними, преемственность поколений. [4, с. 176.]
«Историческая память» концентрируется в художественном мышлении, художественном сознании, художественной памяти региона, является важной составляющей духовности народа.
Таким образом, «историческая картина» — сложное, многоплановое, динамично развивающееся понятие, имеющее глубокие исторические корни. Историческая станковая живопись, начиная с XVIII века, выступает хранителем исторической памяти и русской духовности, культурного наследия России.
Библиографический список:
1.Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М., 1965
2.Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи ХУ!!!—начала ХХ века. / А.Г. Верещагина.
3.Семенов О.С. О категории процесса как структуры временного потока / О.С. Семенов. // Взаимоотношения автора, произведения и зрителя (читателя, слушателя) в искусстве. // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. — М., 1978.
4.Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права. — М.: Просвещение, 1990.
Материал поступил в редколлегию 09.02.07