Key words: culture, literature, A. Solzhenitsyn, A. Tvardovsky, Novy Mir (New World), perestroika
Kuznetsova Elena Ivanovna, doctor of historical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 94(470)"19/...
РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
И.В. Купцова
Посвящается роли российской художественной интеллигенции в сохранении исторической памяти о Первой мировой войне. Первой задачей интеллигенции была фиксирование современных событий. Ее решение рассматривается на примере деятельности военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета. Вторая задача определялась отражением не только событий, но и реакции общества и отдельных социальных групп на них через посредство произведений литературы и искусства. Третьей задачей было конструирование мифов о войне, что, как правило, являлось заказом властей и решалось средствами массовой культуры.
Ключевые слова: российская художественная интеллигенция, Первая мировая война, художественная жизнь, коллективные мифы о войне, историческая память.
Самосознание общества невозможно без знаний о прошлом и образов прошлого, живущих в исторической памяти общества [7, с. 6]. Историческая память понимается как совокупность знаний и массовых представлений социума об общем прошлом и выполняет важные социальные функции. Она способствует интеграции/дезинтеграции общества, является каналом передачи сведений о прошлом и «важнейшей составляющей самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо разделение оживляемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования и интеграции социальных групп в настоящем» [5, с. 23-24].
Историческая память представляет собой и совокупность образов и мифов. Именно образы событий и персонажей прошлого, созданные в произведениях художественной культуры, являются основой обыденных представлений. Мобилизующий, интегрирующий потенциал образного восприятия прошлого осознавался всеми идеологами, отсюда феномен «социального заказа» на художественную трактовку событий в «нужном» ключе [7, с. 11]. Семантическое наполнение этих образов позволяет многое понять о самом обществе. Миф в контексте исторической па-
мяти трактуется как механизм, обеспечивающий воспроизведение коллективной идентичности через постоянные отсылки к сюжетному повествованию об «общем прошлом», к его ключевым моментам и персонажам. В то же самое время понятие «миф» применяется и к отдельным сюжетам исторической памяти, особенно персонажам, вокруг которых сформировались устойчивые интерпретативные традиции и риторические шаблоны [7, с. 14].
Одним из основных источников реконструкции исторической памяти являются художественные произведения, созданные в рамках исторических жанров (исторический роман и повесть, историческая живопись, историческая драма и опера); публицистика и мемуаристика.
Исходя из указанных источников, очевидна значительная роль художественной интеллигенции в процессе формирования исторической памяти. Это социальная группа, занятая творческим трудом, направленным на создание, сохранение и распространение художественных ценностей. Благодаря роду деятельности, специфике менталитета и творчества деятели литературы и искусства сумели оставить «следы» исторической памяти, в нашем случае памяти о Первой мировой войне.
Одной из основных задач художественной интеллигенции стало фиксирование современных событий. Ключевую роль в ее решении играла периодическая печать. Отдельные литераторы и поэты принимали участие в военных действиях в качестве корреспондентов: В.Я. Брюсов, С.М. Городецкий, В.И. Немирович-Данченко, М.М. Пришвин, Б.В. Савинков, А.Н. Толстой и др. Двойственность положения корреспондентов заключалась в том, что они, с одной стороны, участвовали в военных действиях, а с другой, продолжали заниматься своим профессиональным делом. Кроме того, корреспонденты, прежде всего, выполняли государственный заказ на обеспечение строго фильтрованной информацией гражданского населения, поэтому свои субъективные оценки, как правило, они оставляли при себе, между строчками заметок. Темами статей становились, в первую очередь, события на фронте.
Оставшиеся в тылу писатели и художники также попытались внести свою лепту в написание летописи войны. Многие из них сотрудничали со специализированными журналами, освещавшими события художественной жизни («Аполлон», «Старые годы», «Артистический мир», «Архитектурно-художественный еженедельник», «Музыкальный современник», «Обозрение театров», «Проектор», «Рампа и жизнь», «Театр и искусство» и др.). Художественные отделы появились также во многих газетах («Биржевые ведомости», «Голос Москвы», «Утро России» и др.).
Для реконструкции картины Первой мировой войны важную роль играют хроники. Особая роль в этом принадлежала военнокинематографическому отделу Скобелевского комитета, созданного в
марте 1914 г. Военное министерство поручило комитету производить кинематографические съемки в войсковых частях, отражая на пленке военный быт, состояние русских войск и т.п. Он был обязан также сам производить цензуру снятых им кинолент по военной тематике, обращая особое внимание на их содержание, которое должно было быть патриотического, а отчасти и шовинистического направления [6, с. 68]. В Ско-белевский комитет пришли многие мобилизованные в армию кинематографисты: А.А. Левицкий, Б.А. Михин, П.К. Новицкий, В.А. Старевич, с помощью которых комитет наладил производство документальных и художественных фильмов. Летом 1914 года комитет уже непрерывно снимал иллюстрированные ленты по применению воинских уставов, по строевой службе. В начале весны 1916 года он приступил к съемкам документальных картин научного плана по различным отраслям знаний, однако основным видом его деятельности была съемка именно хроники. С началом Первой мировой войны отдел стал выпускать хроникальные ленты о военных действиях на различных фронтах. Для этого привлекались призванные в войска лучшие кинематографические специалисты. Несмотря на свои возможности, комитет снимал не очень много. Наиболее известные фильмы: «Штурм и взятие Эрзерума», «Под русским знаменем. Вторая Отечественная война. 1914-1916 гг.», «Генерал-адъютант
А.А. Брусилов». В целом, деятельность кинематографического отдела Скобелевского комитета внесла немалый вклад в развитие отечественного хроникально-документального и игрового кинематографа. Именно благодаря ему мы можем увидеть многие уникальные документальные сюжеты событий Первой мировой войны.
Фиксированию и сохранению информации о войне была посвящена и деятельность художников, работавших на фронте. М.В. Добужин-ский отправился на фронт для натурных зарисовок по поручению общины Святого Георгия. В феврале - марте 1915 года он побывал в Галиции. В апреле того же года совместно с Е.Е. Лансере устроил выставку военных рисунков, на которой было представлено около 70 его работ.
Е.Е. Лансере 16 декабря 1914 года получил от начальника штаба Карской крепости удостоверение № 3326, согласно которому ему разрешалось «рисовать типы местных жителей, казаков и старую крепость, .. .производить рисунки с наших войск и занимаемых ими мест» [9, л. 2, 3]. В марте 1915 года он был зачислен в резерв чинов Кавказской армии [9, л. 4].
В 1915 года был сформирован специальный военнохудожественный отряд под начальством полковника Шенна, художественный руководитель - Н.С. Самокиш, участники отряда - студенты батальной мастерской: Г.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский и др. Согласно воспоминаниям П.Д. Покаржевского, инициатива создания такого отряда шла от Академии Художеств или от военного начальства
[10, л. 81]. Целью поездки объявлялось изучение военного дела, зарисовки поля сражений, трофеев, военнопленных, солдат. Маршрут был сначала короткий: германский фронт, конкретно - Белосток, Ломжа, Ки-сельница, Остроленка, Осовец и Барановичи. Наброски делались непосредственно на передовой. За время командировки было сделано большое количество зарисовок, организована выставка в Барановичах непосредственно в салоне вагона. Затем отряд направили по маршруту Киев - Севастополь - Кавказ.
В сентябре 1916 года на Юго-Западный фронт был командирован художник А.А. Рылов для сбора материала для батальной картины Брусиловского прорыва под Луцком, заказанной Военным музеем. Сам художник главной целью поездки считал «возможность увидеть своими глазами мировую войну. Картины военной жизни в тылу и на линии огня промелькнули мимо меня как на экране в кино, но впечатление от войны я все-таки получил» [11, с. 186].
Как уже указывалось выше, одной из задач исторической памяти является самоидентификация индивида, общества в целом на основе разделения ожидаемых образов исторического прошлого. Непосредственным откликом на войну стали дневники. Деятели литературы и искусства в своем большинстве вели дневники, не рассчитанные на читателя. В них встречаются и грустные мысли о бессмысленности войны, о трагедии народа и т.д. Опубликованы они были уже после войны и, как правило, подверглись корректировке самих авторов, а также издателей. Тем не менее, они представляют ценнейший источник по реконструкции настроений художественной интеллигенции в годы Первой мировой войны. Таковы мемуары Н.Н. Врангеля, А.А. Блока, Б.М. Кустодиева,
В.Я. Брюсова, З.Н. Гиппиус, Н.С. Гумилева, К.А. Сомова, Н.Я. Мясковского, Г.Г. Нейгауза, М.В. Нестерова, М.М. Пришвина и др.
Интересный материал в освещении эмоционального фона военной эпохи дают произведения литературы и искусства, созданные и вышедшие в свет в годы войны. В условиях военного времени функции искусства расширились, на него возлагалась задача формирования определенного общественного мнения и психологического настроя. Для достижения этого были созданы особые «патриотические» произведения. В силу повышенного внимания авторов к военному содержанию, как правило, они были невысокого эстетического уровня, но с точки зрения значимости для реконструкции исторической памяти их значение бесспорно.
Реакцией на патриотические призывы властей стало появление злободневных произведений литературы и искусства. В первые месяцы войны возникла специфическая военная драматургия, представлявшая «барабанные пьесы, призванные будить патриотизм и ненависть к врагу» [1, с. 69]. Суворинский театр в Петрограде поставил «Позор Германии» М.В. Дальского, «За кулисами войны» Б.С. Глаголина, Малый те-
атр - одноактные пьесы А.Ф. Писемского «Ветеран и новобранец», «Луна - парк» предложил на суд зрителей мелодраму Г.Г. Ге «Реймсский собор». Патриотический репертуар, если отрешиться от эстетической меры, выражал чувства и мысли, созвучные эпохе. Ими хорошо или плохо были зарисованы персонажи военного времени, в них нередко наивно, неискусно, но непосредственно как бы переписывались передовицы газет и ораторских речей на банкетах и митингах. По этим пьесам можно изучить если не быт военного времени, то преобладающие настроения в обществе
Большой популярностью у читателей пользовалась беллетристика. Произведения этого жанра публиковались в газетах, толстых журналах, а также в виде специальных сборников и альманахов. За 1914 - 1917 гг. появилось 335 литературных альманахов без учета публицистических, религиозных и лубочных изданий. Все они издавались с благотворительной целью, доход от их продажи, как правило, шел на военные нужды. Их содержание определялось патриотическими настроениями авторов, которые выражались в нескольких сюжетах: героизм и мужество русских воинов, образ врага, страдание мирного населения, успешные военные действия России. «Чрезвычайно немного шаблонов существует для военного рассказа, - писал один из литературных критиков, - у любого портного больше выкроек, чем у марсианствующих беллетристов канвы выдумки. Если взять, например, жестокого немца, изнасилованную девушку, Реймсский собор, Лувен, Калиш, пожары и грабежи, то этим исчерпывается вся отрицательно - трагическая сторона войны, весь ее роковой пафос. Присоединив сюда любящую девушку или верную жену, веру, терпение, страдание, благородство, храбрость и простодушие, вы восполните положительную сторону войны, ее красивый и манящий пафос» [8, с. 156].
Военная поэзия отразила больший круг проблем, чем проза. Она являлась эмоциональным откликом на текущие события. Ни одно значительное событие на фронте не проходило мимо поэтов. Об этом, в частности, свидетельствовали разделы в тематическом сборнике «Современная война в русской поэзии» (Пг., 1915): Славянство, Галицкая Русь, Польша, Война, Родина, Казаки, Герои, Мать, Сестра милосердия, Англия, Бельгия, Франция, Враги, Юмор и сатира, Народное творчество, Добавление. По содержанию большинство стихов были близки к пропагандистским лозунгам. Ура-патриотическое, оптимистическое восприятие войны - их главная тема.
В живописи война нашла отражение в сюжетах картин и гравюр. Правда, как отмечали современники, стремление зафиксировать войну на полотне не увенчалось успехом. Наибольшую популярность приобрел жанр портрета. Художественные критики называли в качестве удачных примеров портреты И.Е. Репина «Король Бельгии Альберт I» и «Подвиг
сестры милосердия», молодого художника В.А. Зверева «Подвиг добровольца», в которых авторы сумели представить в сжатой психологической схеме образ переживаемого времени.
Не менее важной задачей художественной интеллигенции являлось создание мифов о войне. На эти мифы был социальный заказ.
Мифологизации повергся образ России. В годы Первой мировой войны деятелями литературы и искусства активно использовался прием вторичной исторической памяти, то есть освещение современных событий через посредство образов и персонажей более глубокого прошлого. Так в кинематографе определенным спросом пользовались исторические картины, воссоздававшие образы народных героев («Вдруг ударили в колокола», «Стенька Разин», «Орленок», «Мазепа», «Кабирия»). Большой любовью пользовались «песенные картины», снятые по мотивам народных или популярных в народе песен. Г.И. Либкен выпустил фильмы: «Мой костер в тумане светит», «Ах, да пускай свет осуждает», «Ванька - ключник», Скобелевский комитет показал «Бывали дни веселые, гулял я, молодец», «Когда я на почте служил ямщиком», «Умер бедняга в больнице военной», А.А. Ханжонков - «Ямщик, не гони лошадей». Наивные и сентиментальные, их зло высмеивали в газетных фельетонах, называя «лошадиными» по обилию экранизаций песен о разных почтовых тройках, но простой люд смотрел их с охотой. Обращение к историческим героям прошлого коснулось театра. Малый театр возобновил «Минина» А.Н. Островского, театр им. В.Ф. Комиссаржевской поставил «Дмитрия Донского» В.А. Озерова. А.К. Глазунов написал поэму «Илья - Муромец», А.Н. Скрябин - музыкальную картину «Воскрешение славян».
Важную роль в мифологизации образа России сыграло массовое искусство - плакат и особенно лубок. Знаковая система плаката концентрировалась вокруг «означаемого» Родина. Наиболее часто встречаемыми «означающими» выступали исторические персонажи, мифические и реальные. В.М. Васнецов обратился к богатырю, сражающемуся со змеем Горынычем, к Ермаку, собирающему войска, К.А. Коровин - к Дмитрию Донскому. Другим «означающим» Родины выступала национальная символика: герб, флаг, Георгий Победоносец, национальный костюм, русский пейзаж (Г.Д. Алексеев, Р.Н. Браиловская, П.Д. Бучкин, В.М. Васнецов, С.В. Виноградов, Б.В. Зворыкин, А.И. Кравченко, Б.М. Кустодиев).
Одним из наиболее распространенных мифов являлось восприятие событий как войны народной, отечественной, объединяющей все слои общества и национальности России в монолитную массу. «Настоящая война или, вернее, настоящее народное настроение, - писал А.И. Куприн в очерке 1914 года «О войне», - очень сильно напоминает Севастопольскую кампанию. Тот же подъем патриотизма, то же стремление стать в
ряды действующей армии, то же спокойствие и такая же трезвая мобилизация» [2, с. 11]. В этом спокойном деловитом отношении к войне писатель видел «дух, скрепивший в настоящее время нашу армию в единую, компактную массу» [2, с. 11-12]. Петр Герасимов в очерке «Дыхание войны» с восторгом рассказывал о единении солдат и офицеров. Случай, когда пожилой генерал на станции подошел к солдату и положил ему обе руки на плечи, позволил автору сделать заключение, что «война роднит высшего с низшим, мужика и барина, ровняет генерала и солдата» [4, с. 130].
Еще один миф - русский солдат - герой. Примером такого мифа является «кузьмокрючковство». В 1914 году в Москве появилась безымянная книжица «Г еройский подвиг донского казака Кузьмы Федоровича Крючкова», в которой повествовалось о том, как простой казак уничтожил вместе с четырьмя товарищами неприятельский разъезд из 27 драгун, причем 11 из них были убиты самим Крючковым. Герой получил в бою 16 ран и был награжден Георгиевским крестом 1 -й степени. «Кузьмокрючковство» получило в беллетристике широкое распространение. Легко и весело одерживали победу российские солдаты в рассказах Дмитрия Романова («В лесу»), Вадима Белова («Переправа», «При лунном свете»), Алексея Федорова («Отражения»). Центральной темой кинематографа также стал героизм русских воинов и жителей тыла: «Подвиг казака Кузьмы Крючкова», «Подвиг рядового Василия Рябова», «Геройский подвиг телефониста Алексея Манухи», «Геройский подвиг сестры милосердия Риммы Ивановой». В фильмах - лубках нередко трактовалась тема юных добровольцев, женщин - участниц войны («Всколыхнулась Русь сермяжная», «Слава нам, смерть врагам»). Русские воины изображались «живыми и непреклонными» в своей воле к победе, неприятель, как правило, бежал в паническом ужасе. «Наш солдат - это солдат удивительный, прямо-таки железной стойкости. Простой мужик, серый, необразованный, а если он понимает, что так нужно, он это сделает, совершенно забывая о личной опасности... Ни один солдат в мире не может в походе так долго ни есть, ни спать, так безропотно и даже весело мерзнуть под дождем в окопах... В этом тоже их непобедимая сила» [4, с. 128]. Русский солдат мужественен.
Примером создания мифа может являться и комбинированный образ врага, представлявший собой собирательный отрицательный тип, появившийся в массовом искусстве (беллетристике и лубке). Владимир Борисов сравнивал пруссаков со скотом: «Десять здоровенных, жирных пруссаков, гремя оружием и звеня шпорами, ввалились в комнату с видом непобедимых героев. Немцы жрали, как голодные скоты, сопя и звонко чмокая, а вино хлебали, как воду» [3, с. 13]. Алексей Будищев рисовал их сухими и длинными, с колючими усами и в каске, прикрытой чехлом [3, с. 30]. В.И. Немирович-Данченко в рассказе «Слово Нибелун-
га» передал историю о том, как захваченный в плен германский инструктор в турецкой армии, дав слово немецкого дворянина и офицера не пытаться бежать и обласканный нашими воинами, зарезал ночью русского офицера и убежал. О мародерстве неприятеля, отравлении колодцев, немецком шпионаже писали тогда Вадим Белов («Рузя», «Под личиной», «Мародер»), Федор Фальковский («Немка»), Михаил Кузмин («Реплика») и др.
Большую роль в формировании образа врага сыграл лубок. Как правило, при изображении врага использовались следующие приемы: масштабное приуменьшение фигур немецких, австрийских и турецких солдат («Беседа под Царьградом», «Удаль казака» и др.); частое изображение сцен бегства врага («Поражение немцев под Неманом», «Гибель германского крейсера Магдебург» и др.); изображение противника раненым или убитым («Бой у Владимира Волынского», «Осада Перемышля» и др.); изображение врага в виде животных: псов, боровов, ослов, баранов, волков («Волк и ягненок», «Вильгельмовы скоты», «Европейские воры, пойманные с поличными» и др.); утрированное изображение Вильгельма (часто в виде исчадья ада - «Враг рода человеческого», «Азартные игроки», «Вильгельм в преисподней» и др.) Основная задача лубка - поддерживать уверенность в победе.
Таким образом, художественная интеллигенция сыграла важную роль в создании источников реконструкции исторической памяти. Во многом благодаря ей мы можем не только воспроизвести конкретные события, но и увидеть реакцию на них в обществе, отдельных социальных групп, а также знаковых фигур российской истории. Кроме того, анализ созданных ею мифов позволяет увидеть и взаимоотношения власти и общества.
Список литературы
1. Ашкинази З.Г. Московские театры // Аполлон. 1915. № 1.
С. 68-70.
2. Война. Пг.: Меч, 1915.
3. Война в произведениях прозаиков и поэтов. М.: Московское издательство, 1915.
4. Герасимов П. Дыхание войны //Около войны. Отражения. М.: Мысль, 1915. С. 128-132.
5. История и память / под ред. Л.П. Репиной. М., 2006.
6. Кальянов А.Ю. Воочию увидеть на экране правдивое воплощение подвигов наших героев, наших чудо-богатырей. История создания и деятельность Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета //Военно-исторический журнал. 2001. № 9. С. 69-72.
7. Леонтьева О.Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала ХХ вв. Самара: ООО «Книга», 2011.
8. Ожигов А. О беллетристической мобилизации //Современный мир. 1915. № 9. С. 155-157.
9. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1982. Оп. 1. Е.х.9. Л. 2, 3
10. РГАЛИ. Ф.3003. Оп. 1. Е.х. 24. Л. 81.
11. Рылов А.А. Воспоминания. М., 1954.
Купцова Ирина Валентиновна, д-р ист. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова.
THE ROLE OF THE RUSSIAN ARTISTIC INTELLIGENTSIA IN PRESERVING HISTORICAL MEMORY ABOUT THE 1st WORLD WAR
I.V. Kuptsova
The article is devoted to the role of the Russian Artistic Intelligentsia in preserving Historical Memory about the 1st World War. Its first task was to fix contemporary events. Skobelev Cinematographic Committee did it. The second task was to reflect events and reactions of different social groups in works of literature and art. The third task was to create myths about the war. It was an order of Russian Authorities.
Key words: Russian Artistic Intelligentsia, 1st World War, Skobelev Cinematographic Committee, artistic life, collective myth, Historical Memory.
Kuptsova Irina Valentinovna, doctor of historical science, professor, [email protected], Russia, Moscow, M. Lomonosov Moscow State University.
УДК 94(47).084.8
КАРДИНАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА К РПЦ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
М.В. Никулин
Посвящена Русской православной церкви, которая внесла важный вклад в дело мобилизации верующих на борьбу с захватчиками, оказала посильную материальную помощь фронту и населению как неоккупированной, так и оккупированной территории, своей международной деятельностью способствовала оказанию нашему Отечеству моральной и материальной помощи со стороны различных религиозных организаций за рубежом.
Ключевые слова: РПЦ, Русская православная церковь, СССР, война и церковь, Православие в СССР, Государственно-Религиозные отношения, Религия, Патриарх.
По теме нашего исследования написано много, очень много. Однако эта тема является, пожалуй, самым «белым пятном» в истории советского