ИСТОРИЯ
УДК 94 (47+ 57 ) 1914/ 1918
Борщукова Е.Д.
кандидат исторических наук Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
ПУБЛИЦИСТИКА ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Социально-политическая природа русского патриотизма связана с особенностями общественного сознания различных слоев российского общества. В статье раскрываются особенности выражения патриотических чувств в годы Первой мировой войны через использование средств массовой информации. Публицистика военных лет рассматривается как пример манипулирования общественным сознанием.
Ключевые слова: патриотизм, формы проявления патриотизма, средства массовой информации, периодические издания, партийный характер публицистики, способ манипулирования, общественное сознание, социальный и гендерный аспекты патриотизма.
Участие России в Первой мировой войне сопровождалось проявлением патриотизма подданных Российской империи. Этот патриотизм был динамичен и зависел от многочисленных обстоятельств. Качественное содержание российского патриотизма было обусловлено, с одной стороны, жизненным укладом людей и верностью традициям, утверждавшимся столетиями на бытовом уровне, а с другой стороны, влиянием государственных институтов, выполнявших своеобразный политический заказ и обслуживавших существовавшую власть в стране. Значительное влияние на патриотические настроения россиян оказывали отечественные газеты и журналы. В 1914-1917 гг. в стране действовало более 200 политических партий и движений, и далеко не все из них среди своих политических целей считали необходимой пропаганду российского патриотизма.
Периодические издания, поддерживавшие самодержавную власть, были самыми горячими сторонниками патриотизма, основанного на любви и преданности «царю и отечеству».
Издания либерально-демократического толка пропагандировали идеи патриотизма, ориентируясь на чувства преданности и любви российских народов к своей стране, существовавшей в географических рамках Российской империи.
Многочисленные политические партии и движения, выпускавшие свои газеты и журналы, относились к идее патриотизма по-разному: позиция одних была сходна с позицией либеральнодемократических изданий, позиция других, напри-
мер большевиков, состояла в том, что угнетенный народ не имеет своего отечества, а следовательно, идеи патриотизма должны быть ему чужды до тех пор, пока в стране существует эксплуатация человека человеком.
Все это публицистическое многоголосие находилось в непрерывном единстве и в состоянии внутриполитической борьбы. На разных этапах Первой мировой войны различные политические силы имели свои приоритеты и разную степень влияния на широкие слои населения страны.
На начальном этапе участия России в Первой мировой войне влияние царских и либеральнодемократических изданий на все слои общества было преобладающим, что обеспечивало высокий патриотический настрой большей части населения России.
Важно отметить, что влияние средств массовой информации на патриотическое сознание россиян началось еще до вступления России в Первую мировую войну. Это влияние осуществлялось под флагом сочувствия всем антигерманским силам. При этом использовался дифференцированный подход к утверждению в сознании людей патриотических настроений. Так, средства массовой информации нередко манипулировали общественным мнением, ссылаясь на настроения всех без исключения слоев общества, особенно крестьянства как наиболее многочисленной части населения Российской империи. В частности, обосновывая необходимость моральной и фактической поддержки Сербии, газеты и журналы делали акцент на фактах славянско-
© Борщукова Е.Д., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
103
го и религиозного единства народов Сербии и России. Учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав населения России, следует признать, что такой подход был недостаточно эффективен, поскольку он способствовал влиянию лишь на ту часть населения страны, которая исповедовала православие и принадлежала к славянским народам (великороссы, малороссы, белорусы).
И хотя Россия юридически еще не была участницей войны, российские публицисты писали о наступившей войне и об участии в ней России как о деле почти свершившемся. Патриотическая тональность отечественной публицистики была очевидной. Начало войны усложняло задачи русской печати. Спрос на информацию, связанную с войной, очень возрос. Деятельность газет и журналов в России вызвала сплочение значительной части общества на основе приверженности идеалам императорской власти и государственного традиционализма. Уже 2 августа
1914 г. сотни тысяч российских подданных - преимущественно жителей Петербурга и пригородов - собрались у стен Зимнего дворца, чтобы продемонстрировать монарху свои патриотические чувства. Признаками патриотизма всегда являлись преданность своей Родине и готовность служить интересам своего государства. В основе российского патриотизма лежали традиционные для страны и ее народов нравственные ценности - вера в будущее России, ее жителей, вера в Бога. Все это преломлялось в деятельности публицистических изданий, число которых с момента начала Первой мировой войны значительно возросло. Патриотизм посредством публицистики утверждался в сознании россиян не только через газеты и журналы, но и через книги и брошюры.
Брошюры, как издания недорогие и не требующие длительной подготовки к печати, были особенно популярны. О патриотическом характере значительной их части говорят сами названия материалов: «Геройский подвиг русских полководцев и окончательный разгром австрийской миллионной армии», «Боевые подвиги прапорщиков», «Подвиги русских авиаторов», «Геройский подвиг сестры милосердия Елизаветы Бычковой», «Дети - герои на войне», «Геройский подвиг солдата-еврея», «Женщины - герои на войне» и т.д. Нетрудно заметить, что издания публицистического характера чаще всего были обращены к конкретной категории людей - пред-
ставителям одной социальной группы, национальности, конфессии, профессии и т.д.
Патриотическая публицистика часто имела ярко выраженное гендерное звучание. Авторы статей, посвященных женщинам на фронте и в тылу, видели в женщине символ любви и продолжения жизни, нередко отождествляли ее с родиной. Учитывалось также социальное положение и предназначение женщины. В первые дни войны со страниц периодических изданий публицисты обращались к женщинам России. Примером тому были статьи и заметки в разных газетах, где печатались различные «воззвания». Подъем патриотических чувств у российских граждан вызывали материалы печатных изданий, в которых рассказывалось о женщинах-героинях, воевавших на фронте. Во всей стране было хорошо известно имя Марии Бочкаревой - полного Георгиевского кавалера, создателя и командира первого женского ударного батальона смерти, которая пошла на войну из чувства патриотизма в 1914 году [1, с. 78 ].
Обращение к образу женщины как важному элементу патриотического воспитания часто в печати имело вполне адресный характер, способствовало, как сказали бы сейчас, формированию имиджа тех или иных женщин, участвовавших в общественной и культурной жизни страны. Как пишет И.В. Купцова, патриотизм стал формой существования общества и интеллигенции. Война повлекла переоценку ценностей, возникновение новых источников доходов. Настроения представителей интеллигенции отражали реакцию общества на войну. Призывники - поэт А.А. Блок; композитор А.Б. Гольденвейзер; художник М.Ф. Ларионов и другие - находили возможность заниматься своими профессиональными делами, что являлось средством выражения их гражданской позиции. Война определила тематику произведений, репертуар театров и кинематографа. В первые месяцы войны возникла военная тема, которая способствовала взрыву патриотизма и ненависти к врагам. Например: «Позор Германии» М. В. Дальского; «За кулисами войны» Б.С. Глаголина и другие .В литературе появилось много военных стихов и рассказов. Содержание их определялось патриотическими настроениями авторов; которые выражались в таких сюжетах, как героизм и мужество русских воинов; образ врага; страдания мирного населения [2, с. 31].
В изданиях того времени большое место уделялось описанию патриотизма военнослужащих
в боевой обстановке. Особенно ярко освещались героические подвиги казаков, поскольку именно они олицетворяли собой наиболее подготовленную к войне социальную группу. Статьи «Герои-донцы», «Казаки в бою», «Кубанцы», «Подвиги терских казаков» и многие другие, с одной стороны, символизировали народную любовь к России и государю, готовность умереть за них, а с другой - повышали авторитет самой власти. Например, частые публикации о терских казаках объяснялись не только их геройским поведением на фронте, но и тем, что именно терцы состояли в личной охране Николая II. Суть этого пропагандистского шага состояла в том, что Государь император видел и ценил подвиги своих подданных и лучшим из них доверял ответственные посты. В этом было некоторое лукавство, поскольку терские казаки состояли в личной охране государя еще задолго до начала войны. Например, в годы Первой мировой войны всем российским патриотам было хорошо известно имя героя-казака, полного Георгиевского кавалера Козьмы Крючкова, изображение которого часто украшало плакаты, призывавшие безжалостно уничтожать врага. Он олицетворял собой мужество и геройство российского защитника Отечества и прославился тем, что вместе с тремя товарищами отважно атаковал отряд из 27 врагов, который был полностью уничтожен. При этом Козьма Крючков лично зарубил 11 противников, получив в неравной схватке 16 боевых ранений.
О предметности и конкретности публикаций периодических изданий, брошюр свидетельствует и тот факт, что в них часто печатались фотографии героев войны с яркими и эмоциональными описаниями их подвигов. Д.В. Эйдук пишет, что «образ врага», формируемый военными корреспондентами, был переменной величиной и зависел от осведомленности автора, от ситуации на определенном участке фронта [4, с. 387]. Интересно трактует истоки российского патриотизма Ф. Степун, который в своей книге «Бывшее и не-сбывшееся» напишет: «Теоретически я за истекшие годы не переменил своих взглядов, но душою я за истекшие годы настолько отвернулся от них, что меня с каждою новою весною все сильнее и сильнее тянет в галицинские окопы» [3, с. 311].
Особое место в публикациях отводилось представителям самых современных по тем временам военных профессий. Часто издавались статьи и брошюры, посвященные героическим действи-
ям российских авиаторов. Например, широко ос-вешался подвиг летчика П.Н. Нестерова, совершившего воздушный таран. Российские летчики не только знали о подвиге П.Н. Нестерова, но и порой использовали его технический прием - стремились колесами собственного аэроплана сломать фюзеляж или крылья машины противника.
Большое значение в формировании у российских подданных патриотических чувств сыграли публикации о подвигах российских детей. Им были посвящены многочисленные статьи в газетах и журналах, а также отдельные брошюры. Многие дети были награждены Георгиевскими крестами.
Значительную роль в издании литературы военно-патриотической направленности играли государственные, общественные и частные организации. Об этом свидетельствует, в частности, деятельность Скобелевского комитета, издательств А.С. Суворина, В.А. Березовского. Они были известны своими патриотическими работами по всей России. О широте издательской деятельности В.А. Березовского свидетельствует каталог его изданий, выпущенный в 1915 году. Литература издавалась по 33 направлениям: уставы, положения, правила, инструкции и наставления (по родам войск); обучение и полевая подготовка войск; стратегия; тактика; конница; артиллерия; военноинженерное дело, техника в применении к военному делу; военное искусство; военная история; военная администрация; довольствие войск; войсковое хозяйство; быт войск; топография, военная статистика и география; военно-морское дело; иностранные армии; программы и пособия для подготовки к экзаменам; подготовка населения к военному делу; справочные издания; переводчики и путеводители; словари; книги для чтения; настенные таблицы и рисунки; портреты, картины и художественные издания, призовые листы, свидетельства и бланки; издания, не подходящие под рубрики военного каталога; учебные материалы, приборы и пособия; издания, поступившие во время печатания каталога. Даже те книги и брошюры, которые, казалось бы, имели явную техническую и военно-техническую направленность, оказывали влияние на укрепление патриотических чувств у российских военнослужащих.
Вся издательская продукция рассылалась по всей стране, во все воинские части, дислоцировавшиеся как в тылу, так и на фронте, а также
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
105
направлялась по официальным каналам в германские и австрийские лагеря военнопленных, где беспрепятственно передавалась почти до конца 1916 г. российским солдатам и офицерам. Это оказывало влияние на поддержание их морального духа, укрепляло в них патриотические настроения. В публикациях военного времени много внимания уделялось освещению героизма и мужества российских военнопленных. Печать отмечала, что из германского плена бежал каждый седьмой военнопленный - российский военнослужащий. Такой массовости не было ни у одной другой европейской армии. Сам факт побега из неприятельского плена в соответствии с приказом главнокомандующего российской армии отмечался особыми нашивками на рукаве кителя и часто служил основанием для выдвижения военнослужащего на вышестоящую должность.
Во время Первой мировой войны широкое распространение в войсках и в тылу получили издания «Дешевой народной библиотеки», выходившие из печати под патронатом Скобелевс-кого комитета.
Важную роль в освещение подвигов Первой мировой войны играла Русская православная церковь. Ее публикации многочисленными тиражами распространялись как в боевых частях, так и в тылу.
С сентября 1914 г., то есть с момента начала учебных занятий в церковных школах, у ее учеников стало проявляться более разнообразное и прочувствованное переживание войны. Церковно-приходские школы стремились усилить в детях, а через них и у взрослого населения, религиозно-нравственное настроение, поддержать патриотический подъем и бодрость духа в период военных испытаний. В школах на ежедневных утренних молитвах о здравии царя, о даровании по-
беды, об упокоении погибших укреплялись патриотические чувства молившихся. По свидетельствам очевидцев, особой силой обладали молитвы об упокоении душ воинов из числа учителей или бывших воспитанников школ.
Очень часто газеты пропагандировали всевозможные выставки боевых трофеев, посещение которых россиянами значительно повышало их патриотический дух. Подобные выставки устраивались практически на протяжении всей войны. Уже в самом ее начале в зале телеграмм газеты «Вечернее время» для всех желающих были выставлены германские трофеи - гильзы от гаубиц, головные части бомб, элементы немецких орудий и т. д.
Таким образом, отечественная публицистика вносила свой заметный вклад в патриотическое воспитание населения России. Эта деятельность не являлась системной, однако велась непрерывно и целенаправленно, охватывая все социальные слои населения Российской империи. Она совпадала с интересами государственной внутренней политики и в силу этой причины пользовалась полной поддержкой власти.
Библиографический список
1. Андреев В. Кавалерист-девица из чека // Родина. - 1993. - №8-9.
2. Купцова И.В. Художественная интеллигенция в годы Первой мировой войны: Автореф. дис. ... д-ра истор. наук. - М., 2004.
3. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. - СПб., 2000. - Т. 1.
4. Эйдук Д.В. «Образ врага» и перспективы войны в русской периодической печати в 1914-
1915 гг. (по материалам газеты «Утро России»): Автореф. дис. . кандидата исторических наук. -СПб., 2008.