УДК 947
КИНЕМАТОГРАФ - ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОВОЛЖСКИХ ГУБЕРНИЙ)
© 2007 ЕЮ. Семенова
Поволжский филиал Института российской истории РАН
В статье исследуется кинематографический репертуар периода Первой мировой войны, его специфика на территории губерний Поволжья (Самарской, Саратовской, Симбирской и Пензенской), особенности работы кинотеатров. Автор изучает влияние кинематографического искусства на общество в условиях военного времени
Одним из популярных и доступных художественных зрелищ в России, в частности на территории губерний Поволжья, перед Первой мировой войной был кинематограф. К началу 1914 года в России было выпущено 297 кинокартин двадцатью девятью кинофабриками. Наиболее известными являлись кино - производства Пате, Хан-жонкова, Тиман и Рейнгардта, Дранкова и Талды-кина, «Варяг», «Продафильм», принадлежавшие частным лицам. Статус государственного кино -производства закреплялся за военно-кинематографическим отделом Скобелевского комитета, образованном в 1904 году в целях идеологической пропаганды 1.
Около 30% российской кинематографической продукции предвоенного времени составляли художественные фильмы, а 70% - документальные. Третья часть документальных картин была представлена хроникой текущих событий. Наиболее популярными направлениями художественного кинематографа являлись инсценировки беллетристики, драматических произведений, исторические картины 2
На территории поволжских губерний собственных кинофабрик не было, поэтому владельцы местных электротеатров закупали кинопродукцию, изготовленную наиболее известными российскими и зарубежными кино- компаниями, через их представительства 3.
В поволжских синематографах существовал
1 Лихачев Б.С. История кино в России: В 3-х ч. (1896 -1926). Ч. 1. - М. - Л.: Академия, 1927. - С. 202; Росолов-ская В. Русская кинематография в 1917 году. Материалы к истории. - М. - Л.: Искусство, 1937. - С. 71 - 72.
2 Подсчитано по книге: Лихачев Б. С. История кино... - С. 96.
3 Вестник кинематографии. 1914. № 100(20) за 15 октября. - С. 1.
ряд форм организации кинематографических сеансов. Один вариант - представление программы из нескольких отделений (от 3 - 4 до 6 - 8), включал демонстрацию коротких произведений драматического и комедийного содержания, документальные сюжеты и даже исполнение концертных номеров. Другой предполагал просмотр одной киноленты, более содержательной и продолжительной по времени. Кроме того, в целях благотворительности (до войны связанной, в основном, с оказанием помощи нуждающимся учащимся, а с началом войны - фронтовикам и их семьям, раненым, беженцам) организовывались специальные программы как для самих нуждающихся, так и в целях оказания им помощи. Просветительские общества, привозившие кинематографические картины в населенные пункты сельской местности организовывали сеансы просмотра преимущественно просветительских кинолент (см. приложение № 1).
Большинство электротеатров России располагалось на территории городов. К началу войны в Симбирской и Пензенской губерниях работало около полутора десятков электротеатров (в том числе, не менее 7 в губернском городе Пензе и 4 в Симбирске). Только в губернском городе Саратовской губернии их было 17 и 16 - в Самарской (и еще не менее 17 биоскопов в уездных городах и сельской местности Самарской губернии). На территории уездных городов, в лучшем случае, действовали 1 - 2 кинотеатра (например, два - в Вольске, по одному в Краснослободске и Бузулуке). Четыре кинотеатра в уездном городе Царицыне или три в Сызрани были исключением. В сельской местности постоянный кинематограф являлся редкостью. Названия электротеатров
отражали сущность представляемого в них зрелища, («Прогресс», «Кино - Палас», «Бомонд -иллюзия», «Иллюзион», «Художественный», «Зеркало жизни», «Кинемо», «Кинема - Театр», «Эдисон»), или имели громкое звучание («Леопард», «Аванс», «Рекорд», «Спартак», «Олимп», «Колизей», «Фурор», «Вулкан», «Везувий», «Ампир», «Экспресс», «Слава», Модерн», «Парнас») 4 Сеансы были организованы в удобное для зрителя время, чтобы любой желающий мог посетить синематограф. Однако единого графика для всех кинотеатров не существовало. Например, в пензенском театре «Кинемо» сеансы давались по будням в 18, 20 и 22 часа, а по выходным в 14, 18 и 20 часов, в саратовском «Разумном кинематографе» - ежедневно с 12 до 23 часов. Кинематографы самарского Общества народных университетов и пензенского Общества содействия внешкольному образованию работали нерегулярно, ориентируясь на заказы учебных заведений, благотворительные нужды 5.
Цены на билеты в синематограф колебались в пределах 10 - 20 копеек в начальный период войны и возросли до 15 - 30 копеек к концу войны. Сеансы представляемых просветительскими обществами научно-популярных картин стоили значительно дешевле - 5 - 7 копеек 6
Данные о количестве кинотеатров, посетителей, отзывы о кинематографе из периодической печати позволяют утверждать, что киноискусство являлось популярным зрелищем у российской публики. Так, например, 23 августа 1914 года в саратовский кинотеатр «Слава» было продано 1010 билетов (причем, только 12 по низкой цене в 10 копеек, а остальные по 15 - 20 копеек).7 Одна
4 Выявлены по газетам: Волжские вести (Симбирск); Волжский день (Самара); Волжское слово (Самара); Вольская жизнь (Вольск); Пензенские губернские ведомости (Пенза); Саратовская почта (Саратов); Симбирянин (Симбирск); Сызранский курьер (Сызрань); Царицынский вестник (Царицын); работе А.А.Будановой «Развитие кинематографии в Самаоской губернии за 1898 - 1917 годы» // Краеведческие записки. Вып. VIII. - Самара: 1996. - С. 130 - 133.
5 Вестник внешкольного образования (Пенза). 1916. № 1. -С.6; Волжское слово. 1915. № 2368. - С. 3; Пензенский справочник. 1914. № 595. - С.1; Саратовская жизнь. 1914. № 1182. - С.2.
6 ГАСО (Саратов). Ф. 1. Оп. 1. Д. 9282. Л. 109 - 112; С. 2; Жизнь (Саратов). 1917. № 2. - С. 1; Известия Самарского общества народных университетов. - Самара: 1915. - С.2; Саратовская жизнь. 1914. № 1182; Симбирянин. 1914. № 1964. - С. 1.
7 ГАСО (Саратов). Ф. 1. Оп. 1. Д. 9282. Л. 109 - 112.
из средневолжских газет сообщала, что «в Симбирске в электротеатрах идет большая конкуренция, благодаря которой публика имеет возможность иметь развлечение и знакомиться с новинками одновременно со столицами...» 8.
Война изменила отношение государства к роли киноискусства. После закрытия границ импорт европейской и американской кинопродукции в Россию прекратился, что содействовало развитию отечественного кинематографа. Одновременно был усилен контроль за содержанием кинематографического репертуара. Данные тенденции проявились и на территории Поволжья. В Самарской губернии на основании «Положения о чрезвычайной охране для жителей Самарской губернии» 5 ноября 1914 года было издано постановление губернатора о запрете показа кинематографических картин без разрешения местной военной цензуры. В Саратовской губернии царицынский полицмейстер докладывал губернатору 30 ноября 1916 года, что «картины во всех кинематографах предварительно просматриваются местным приставом и оказавшиеся почему-либо неподходящими не допускаются к демонстрации» .
В годы войны киноиндустрия не была превращена в государственную монополию, хотя контроль силовых структур за кинопродукцией сохранялся до февральской революции и декретов Временного правительства об отмене цензуры. Один из жанров киноиндустрии периода Первой мировой войны, военная хроника, был все-таки в большей степени прерогативой государственного Скобелев-ского комитета, а не частных кинокампаний.
После февральской революции в разных городах России стали образовываться союзы деятелей кинематографии, а в Москве был создан временный комитет деятелей кинематографии, который предполагалось преобразовать в «Союз отечественной кинематографии». В поволжских городах подобных объединений не существовало. В июле 1917 года при Временном правительстве начало работу Политическое управление, при котором было образовано Культурно-просветительское бюро, рас-
8 Симбирянин. 1915. № 2225. - С. 4.
9 ГАСО (Саратов). Ф. 1. Оп. 1. Д. 9731. Л. 5; Самарские губернские ведомости. 1914. № 85. - С. 1.
сматривавшее и вопросы киноискусства.
Монополизирована государством киноиндустрия была лишь при власти Советов, когда 19 марта 1918 года Государственная комиссия по просвещению приняла решение о национализации кинематографических предприятий Скобелевско-го комитета и о передаче кинематографического отдела Моссовета, возникшего на основе Временного комитета деятелей кинематографии, в Нар-
компрос 10.
Позднее на данной основе были созданы Московский и Петроградский кинокомитеты, будущие студии «Мосфильм» и «Ленфильм».
Помещения электротеатров были довольно вместительны, поэтому в годы войны некоторые из них стали использовать под лазареты и казармы. В частности только в городе Саратове в начале февраля 1917 года ряд кинотеатров, в том числе «Зеркало жизни», «Мурава», «Радий», «Мишель», были заняты под казармы 11.
Первая мировая война оказала влияние на кинематографический репертуар. На экранах российских, в том числе и поволжских электротеатров, появились картины, отражающие сущность происходящих событий. К их числу относились: «Цивилизованные варвары», «Война родит героев», «Ужасы Калиша», «Под пулями германских варваров», «Позор ХХ века», «За Царя и Отечество», «Слава нам, смерть врагам», «Ужасы Реймса», «Братоубийственная война», «Подвиг рядового Василия Рябова», «Наши войска на Кавказе», «Военная быль», «Вооруженный мир», «Лицо войны», «Тайна германского посла», «Энвер-паша
- предатель Турции», «Король - герой (Бельгия в
12
дни тяжелых испытаний» . Многие киноленты носили антигерманскую направленность.
Рассчитанные на подъем патриотического чувства, эти картины разжигали неприязнь к немцам, австрийцам, туркам, вплоть до формирования в обществе националистических и шовинистических настроений. Данная тенденция кинематографии нашла живой отклик в прессе. В рубрике «На экране кинематографа» одной из волжских газет от 27 июля 1914 года сообщалось: «Кинематографы спешат использовать момент и уже изготовили
10 История советского кино.1917 - 1967: в 4-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1969. - С.35; Росоловская В. Русская кинематография. - С. 52, 71 - 72.
11 Саратовский голос. 1917. № 79. - С. 3.
12 Вестник кинематографии. 1914. № 100 (20) за 15 октября. - С. 1; Саратовская почта. 1915. № 58. - С. 1; Царицын-
ский вестник. 1915. №№ 4778 - 4806.
несколько картин, изображающих по преимуществу ужасы немецкого варварства в нынешнюю войну. Сегодня одна такая картина, под названием «Цивилизованные зверства», пойдет в «Художественном театре». Плакаты со сценами этой картины, наклеенные на стенах кинематографа, привлекали вчера массу любопытных» 13.
Изображение немцев посредством отрицательных характеристик и завышенное восхваление действий российских войск зачастую было гипертрофированным и поэтому вызывало протест отдельных представителей российского общества, в частности даже из состава генералитета российской армии. Примером такой критики является открытое письмо полковника А.Прозорова, направленное в журнал «Вестник кинематографии»:
«Открытое письмо некоторым г.г. деятелям кинематографии.
Постыдитесь, г.г. деятели кинематографии... Подумайте, что вы делаете?? Ведь вы сознательно хотите погубить прекрасное, едва распускающееся дело отечественной кинематографии. Мало того, что вы смеетесь над зрителем. Он жаждет хлеба, а вы подносите ему змею, он ищет отражения своих чувств, он думает дополнить газетные сообщения экраном, а вы подносите ему ужасную, безграмотную, мерзкую стряпню наспех - «Ужасы Калиша», «Под пулями немецких варваров» и прочее.
Наконец, вы смеетесь над героями, над нашими чудо - богатырями. Ведь если бы Крючков, простой казак, увидел бы свой «подвиг», то он только бы удивился, как все его «дело» просто и глупо.
Ведь это же, Г.г., сплошная ходульность, бедность, насмешка над светлым подвигом людей, кладущих за ваше благополучие свою жизнь! Господа, играть на этом прямо-таки не честно.
Но самое дурное дальше.
Из больших театров, как я наблюдал это в Ярославле, эти «шедевры» переходят в театры для народа, так подумайте об этой массе. Ведь из этой массы народной много юношей пойдет, может - быть, на поле брани. С каким же сердцем пойдет эта молодежь, воспитанная на ваших зверских картинах?.. Будет вам, Г.г., спекулировать на наших врагах, оставьте его
13 Саратовская жизнь. 1914. № 1405. - С. 3.
зверства и низость и не глумитесь над русскими душами... Полковник А.Прозоров» 14
Негативное отношение ко всему австро-германскому на экране электротеатров содействовало ярким проявлениям антигерманизма в обществе. Так, статья «Бестактность кинематографа», опубликованная в газете «Симбирянин», сообщала: «Позавчера при демонстрировании в театре «Экспресс» текущей хроники, между прочим, проходила лента о перевезении тела убитой в Са-раеве австрийской эрцгерцогской четы. Единодушным желанием всех, присутствовавших в театре, картина была снята с экрана, как профанирующая в настоящее время патриотическое чувство русских» 15.
В 1914 - 1917 годах на территории поволжских губерний киноискусство распространяется как наиболее популярное средство развлечения.
Одним из любимых обществом жанров кинематографа с осени 1914 года и до окончания войны становится военная хроника, выпускавшаяся Скобелевским комитетом. В кинотеатрах поволжских губерний в 1914 - 1916 годах шли такие документальные ленты, как «Западный телеграф», «Войска нейтральных государств», «Бой в воздухе, на море и на суше», «Хроника текущих событий», «Пате - журнал. Мировая хроника», «Падение и взятие Перемышля», «Русско-германская война», «Журнал военных событий», «Саперы на фронте», «Наш Балтийский флот», хроника Хан-жонкова, «Вести с фронта», «Всколыхнулась Русь сермяжная» 16 Просмотр кинохроники давал обществу возможность наглядно знакомиться с событиями, происходящими на фронте, видеть разрушения, приносимые действиями войск противника, жизнь солдат и офицеров российской и союзных армий.
Популярным направлением российского кинематографа в 1915 году становится художественный фильм на сюжет военной тематики. Среди подобных картин выделялись «Сестра милосердия», «Наташа Ростова», «Война и мир», «Война родит героев», «Война», «Сквозь неприятельский
14 Вестник кинематографии. 1914. №100 (20) за 15 октября. - С. 10.
15 Симбирянин. 1914. № 2100. - С. 4
16 Волжский день. 1915. № 5. - С. 6; № 9. - С. 6; № 23. - С.
6; № 47. - С. 6; № 240. - С. 1; № 255. - С. 1; № 261. - С. 1;
№ 272. - С. 1; Жизнь (Саратов). 1916. №№ 14 - 41; Сыз-ранский курьер. 1915. №№ 71 - 96; Сызранский курьер. 1916. №№ 165 - 188; Пензенские губернские ведомости. 1915. №№ 264 - 285; Утро Сызрани. 1915. №№ 3 - 20.
огонь или подвиг бельгийской женщины», «Тайна германского шпиона», «Раненые вои-
17
ны Москвы», «Луч Солнца» . Основой сюжета данных фильмов стали новомодные работы Л.Андреева и М.Арцыбашева, произведения классической литературы о войне. Они содержали сюжеты разлуки влюбленных в связи с войной, подвига российского солдата, женщины на войне, разоблачения вражеских агентов на территории России и союзных государств. Такие фильмы являлись художественным воплощением реальной жизни, которая окружала людей, и была частью их собственной судьбы.
Значимым жанром кино на территории рассматриваемых губерний в годы войны продолжала оставаться драма, причем количество драматических картин, показанных в 1915 году, значительно превышало количество комедий 18. Данный факт свидетельствует о том, что большим спросом у массового зрителя пользовались киноленты, вызывающие яркие эмоциональные переживания. На экране люди видели чувства столь же сильные, как и их собственные, и это, очевидно, содействовало снятию стрессового состояния в большей степени, чем просмотр веселых комедий.
В 1916 году драмы, мелодрамы, трагедии представляли значительную часть репертуара поволжских кинотеатров, как и российской кинематографии в целом. Зачастую сюжеты картин повторялись, а сами киноленты являлись низкопробной продукцией, выпущенной на потребу дня для удовлетворения интересов публики, жаждущей острых ощущений и ярких впечатлений. Например, в сезон 1916 года среди новинок, снятых акционерным обществом кинемато-
17 Вестник кинематографии. 1915. № 109 (6 - 7). - С. 9; Волжский день. 1915. № 12. - С.1; Вольское слово. 1916. № 16. - С. 1; Голос Самары. 1915. № 53. - С. 4; Сызранский курьер. 1915. № 75. - С. 1; Утро Сызрани. 1915. № 1. - С. 1.
18 Подсчитано по репертуару кинотеатров города Сызрани за май 1915 года и апрель 1915 года, опубликованному в газетах: Утро Сызрани. 1915. №№ 3 - 20; Сызранский курьер. 1915. №№ 71 - 96; по репертуару кинотеатров города Пензы за декабрь 1915 года, опубликованному в газетах: Пензенские губернские ведомости. 1915. №№ 261 - 285; по репертуару кинопродукции января-февраля 1915 года, выпущенной акционерным обществом Ханжонкова, опубликованной в журнале: Вестник кинематографии. 1915. № 109 (6 -7). - С. 2 - 15.
графических фабрик А.О.Дранкова, 80 % со- рите табл. № 1). ставляли драмы, мелодрамы и трагедии (смот-
Таблица № 1. Репертуар акционерного общества кинематографических фабрик А.О.Дранкова _на сезон 1916 года 21_
Название кинофильма Жанр
Эльзас драма
Неубий драма
Кровь драма
Омытые кровью драма
Чудовище с зелеными глазами драма
Вся в прошлом драма
Воскресшая легенда исторический
Алим, крымский разбойник исторический
В жизни все бывает драма
Тот, кто получает пощечины драма
Умница комедия
Мария вечера трагедия
Месть служанки трагедия
Преступление доктора Стокса драма
Напрасная красота мелодрама
Дочь Нана мелодрама
Дочь Анны Карениной драма
Злые духи драма
Гибель мира фантастика
Преступная богема драма
Вампиры ужасы
21 Составлено на основе материалов: Искусство. 1916. № 1. - С. 24; № 3. - С. 22.
Таблица № 2. Процентное соотношение кинолент различных жанров, шедших на экранах электротеатров по_волжских губерний в 1917 году 25_
Месяц Название кинотеатра, город % драм и трагедий % комедий % кинолент прочих жанров Общее кол-во картин
Январь - Художественный (Сызрань) 90 10 - 19
февраль Петроград (Сызрань) 61 39 - 13
Колизей (Самара) 80 20 - 15
Март Колизей (Самара) 30 30 30 9
Фурор (Самара) 85 - 15 7
Пате (Симбирск) 46 46 8 13
Ампир (Симбирск) 41 32 27 22
Зеркало жизни (Симбирск) 55 36 9 22
Май Колизей (Самара) 80 10 10 10
Фурор (Самара) 66 22 12 9
Июль Колизей (Самара) 45 39 16 22
Фурор (Самара) 85 15 - 9
25 Составлена на основе: Волжский день. 1917. №№ 3 - 164; Симбирянин. 1917. №№ 1 - 15, 2832 - 2840; Сызранский курьер. 1917. №№ 1 - 6.
В январском репертуаре симбирских кинотеатров «Ампир» и «Экспресс» из 61 представленной картины драмами являлись 41% 19 В апрельском и майском репертуаре сызранских кино
19 Подсчитано по репертуару, опубликованному в газете: Волжские вести. 1916. №№ 1954 - 1977.
театров «Петроград», «Зеркало жизни», «Художественный» из 31 показанной киноленты около 78% были драматического содержа-
ния20. В июньском репертуаре сызранских кинотеатров «Петроград» и «Зеркало жизни» из 43 демонстрируемых кинолент около 56% составляли драмы и мелодрамы22. Сентябрьский репертуар сызранских кинотеатров «Художественный», «Зеркало жизни» и «Петроград» включал 40 фильмов, в том числе 50% драм 23. В декабрьском репертуаре пензенских кинотеатров «Олимп», «Прогресс» и «Аванс» драмы в среднем занимали 61% репертуара, а в саратовских кинотеатрах «Зеркало жизни» и «Пробуждение» - 57% 24
В 1917 году в репертуарах поволжских кинотеатров среди прочих жанров лидировали киноленты с драматическим сюжетом (смотрите табл. № 2).
В 1917 году пика популярности за весь период развития кинематографии добились многосерийные фильмы - дьяволиады, фильмы ужасов. К числу таких кинокартин относились, например, «Вампиры», «Скальпированный труп», «Потомок дьявола»26. Они были настолько популярны, что одна из газет сообщала, что «если бы дьявола не было, его следовало бы выдумать»27.
Сложившаяся с кинематографическим репертуаром ситуация породила критику со стороны просвещенной части общества. В пензенской газете за 27 октября 1915 года под рубрикой «Кинематограф и дети» автор с душевной болью передавал картину современного киносеанса и производимого им эффекта: «Очень печальное явление можно наблюдать по праздникам в кинематографах. Около каждого главы семьи и его половины сидят и смотрят душераздирающие драмы, - дети, начиная от двухлетнего возраста, кончая ученическим. Что даст им современный кинематографический репертуар? Благодаря недостачи научных фильмов, кинематографы заполняют свой репертуар душещипательными драмами, хотя изредка проскальзывают дивные съемки, как, например, последняя картина по Тургеневу: «Песнь торжествующей любви» 28.
После февральской революции 1917 года
20 Подсчитано по репертуару кинотеатров, опубликован-
ному в газете: Сызранский курьер. 1916. №№ 72 - 114.
22 Там же. №№ 115 - 139.
23 Там же. №№ 165 - 188.
24 Подсчитано по репертуару, опубликованному в газетах:
Жизнь (Саратов). 1916. №№ 14 - 41; Пензенские губернские ведомости. 1916. №№ 108 - 248.
26 Волжский день. 1917. № 7. - С. 1; № 25. - С. 1.
27 История советского кино... - С. 36.
28 Чернозем. 1915. № 13. - С. 3.
изменилась внутриполитическая ситуация в стране и поволжский зритель смог увидеть на экране синематографа сюжеты, ранее запрещавшиеся к показу цензурой. К числу таких картин относились, например, «Темные силы. Григорий Распутин и его ставленники», «Позор дома Романовых», «Процесс Бейлиса», «Революционная русская армия», «Андрей
29
Кожухов» . Они освещали революционные события со времени народнического движения, осуждали великодержавный антисемитизм, потворство царской семьи действиям Распутина.
На протяжении войны кинозрителю поволжских губерний были доступны ленты комедийного, исторического жанров, экранизации известных романов российских и зарубежных авторов, детективы, водевили, фарсы. Популярными комедиями военных лет являлись фильмы «Вово в отпуску», «Жена на прокат», «Генеральша Матрена», «Лекарство от скуки», «На вкус и цвет товарища нет», «На что способен Макс», «Макс и таинственная рука», «Сочельник трех холостяков». Война содействовала развитию исторического жанра кинематографии, который воссоздавал на экране образы народных героев. Исторический жанр кинематографа периода войны был представлен кинолентами «Вдруг ударили в колокола», «Стенька Разин», «Орленок», «Мазепа», «Кабирия».
Захватывали зрителя остротой сюжета детективы «Сонька - золотая ручка», «Антон Кречет», «Червонные валеты», «Яшка - семинарист». В число любимых зрителем водевилей входили киноленты «Доживем ли мы до завтра», «Старички набедокурили», «Барин охотится», «Сердце женщины». Среди фарсов пользовались успехом картины «О, женщины!», «Испанское недоразумение», «Клуб нравственности», «Ночные приключения дарят нам наслаждения», «Продавец рабынь». Наиболее популярными авторами, произведения которых экранизировались, являлись Л.Андреев («Король, закон и свобода»), С.Юшкевич («Леон Дрей»), Д.Мережковский («Смерть богов»)30.
29 Волжский день. 1917. № 47. - С. 1; № 92. - С. 1.
30 Волжские вести (Симбирск). 1916. №№ 1954 - 1977; Волжский день. 1915. № 240. - С. 1; Волжский день. 1917. № 25. - С. 1; Жизнь (Саратов). 1916; Пензенские губернские ведомости. 1915; Пензенские губернские
С началом войны киносеансы превращаются, пожалуй, в самый популярный вид досуга поволжского общества, впрочем, как и вообще городского общества европейских государств, принимавших участие в Первой мировой войне. Один из критиков справедливо писал об этом: «Война была для моего поколения эпохой открытия ки-
но»31.
Современники отмечали, что прокат военного времени «мог поглотить любое количество картин и любого, в общем, качества», а «кинозалы были набиты битком - люди искали забвения, жаждали зрелищ»32.
Объяснение странного, на первый взгляд, роста популярности кино именно в военный период надо искать в сложности бытовой, социальной, психологической обстановки, в которой оказалось общество, в том числе поволжских губерний, в период войны. Изучаемые губернии относились к тыловому району, население которого не сталкивалось каждый день с многочасовой стрельбой и не видело полей, усеянных телами убитых воинов. Однако жители данных губерний в полной мере ощутили на себе тяготы военного времени - дороговизну продуктов, недостачу топлива, перебои с поставками продуктов питания и промышленных товаров, проблемы, связанные с прибытием раненых и беженцев. Часть мужского населения губерний ушла на фронт, оставив семьи без отцов, мужей, сыновей, являвшихся основными, а иногда и единственными кормильцами в доме. Кинофильмы превратились для людей, оставшихся в тылу, в отдушину, которая помогала перенести трудные бытовые условия, забыть хотя бы на время о жизненных невзгодах. Они стали, по словам журнала «Экзельсиор», «своеобразным наркотиком, противодействующим настроениям страха и беспокойства»33. Фильмы-хроники давали возможность увидеть своими глазами события, происходящие на фронте.
Отличалась от предвоенной и аудитория поволжских кинотеатров. Основными посетителями синематографа военных лет стали раненые лазаретов, беженцы - женщины и дети, одинокие жены, молодежь. Современники отмечали, что события
ведомости. 1916; Симбирянин. 1917. №№ 1 - 15; Сызран-ский курьер. 1916. №167. - С. 1.
31 Теплиц Е. История киноискусства.1895 - 1927/Е. Теплиц. - М.: «Прогресс», 1968. - С. 125.
32 Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. - М.: Искусство, 1961. - С.43.
33 Теплиц Е. История киноискусства. - С. 127.
конца 1917 - начала 1918 года содействовали наполнению залов театра, кино и концертов военными 34. Формированию новой аудитории кинозалов содействовало развитие благотворительности. Например, владельцы самарских кинотеатров «Триумф», «Колизей», «Фурор» предложили одному из земских лазаретов направлять выздоравливающих раненых на просмотр научно-популярных картин. Владелец «Триумфа» помимо данной акции представил ряд киносеансов для беженцев35.
Большого разнообразия в показе кинолент в годы войны не наблюдалось. Одни и те же фильмы переходили с экранов одних на экраны других кинотеатров. Репертуар электротеатров включал в себя военную хронику, драмы, комедии, фарсы, водевили, исторические картины, показ которых чередовался. Хроника обычно предшествовала демонстрации художественного фильма. Ряд кинотеатров устраивали дневные и вечерние показы, а некоторые только вечерние. В летний сезон число показов несколько сокращалось. Во время Пасхи и Рождества электротеатры не могли представлять «непристойный» репертуар, содержащий комедии, ужасы, любовные драмы, водевили, поэтому временно приостанавливали активную работу.
Поскольку для детей в годы войны специальных художественных кинофильмов (в современном понимании «детского игрового кино») практически не снималось, они вынуждены были смотреть взрослый репертуар. Однако дети имели больше возможностей, чем взрослые, знакомиться с научно-популярными картинами, демонстрируемыми для учебных заведений. В Самарской губернии коллекция (около 90 кинолент на сентябрь 1914 года) научно-популярных фильмов имелась в распоряжении Самарского общества народных университетов, деятели которого организовывали показы фильмов в учебных заведениях, в лазаретах для раненых, во время просветительских чтений. Если в период 1 сентября 1912 - 1 сентября 1913 года кинофильмы увидели 6460 человек, причем специально для детей было
34 Кривоногов Н.И. По склону горы «Большой Посад». Из книги «Век ХХ. Война. Революция. Анатриды» // Земство. Альманах провинциальной истории России. 1994. № 3. - С. 172.
35 Волжский день. 1915. № 183. - С. 3; Волжский день. 1916. № 24. - С. 3.
организовано 13 сеансов, то в период 1913 - 1914 года число зрителей возросло до 8571 (в том числе 3410 - дети), а сеансов до 47 (в том числе 20 - детские). А в 1914 - 1915 году только для лазаретов было представлено 54 сеанса, которые просмотрели 7520 раненых. Почти ежедневно демонстрировались киноленты по географии, естествознанию, технике ремесел, о спорте. Значительные трудности в организации регулярных показов кинолент Обществу доставлял факт отсутствия до 1917 года собственного помещения 36. В Симбирской губернии документальные научно-познаватель-ные картины представляли симбирский научно-образовательный кинематограф - С.О.М. и передвижной научный кинематограф Шумовского
37
кредитного товарищества . В Пензе показы просветительских кинолент осуществляло Пензенское общество содействия внешкольному образованию. Только за сезон 1914 - 1915 годов научно-популярные фильмы посмотрели 24119 зрителей, преимущественно из числа учащихся (15722 человека), и только за первые четыре с половиной месяца 1915 года был представлен 71 сеанс. Стоит отметить, что около четверти зрителей, в том числе раненые, посетили кинематограф бесплатно. Однако только в 1916 году у общества появился киноаппарат, позволяющий вывозить продукцию научно-просветительского кинематографа за пределы губернского города.38 В поволжских электротеатрах в годы войны научно-популярные кинофильмы были единичным явлением. Исключением на фоне такой ситуации является деятельность саратовского «Разумного кинематографа», располагавшегося в помещении Народной аудитории. Здесь сеансы шли непрерывно с 12 до 23 часов, включая программу из нескольких отделений. До войны ее составляли забавные истории,
36 Земская жизнь (Самара). 1917. № 2-3. - С. 25; Известия Самарского Общества Народных Университетов. - Самара: 1915. - С. 1 - 3; Известия Самарского общества народных университетов. - Самара: 1916. - С. 1 - 2.
37 Вестник кинематографии. 1914. № 100 (20) за 15 октября. - С. 24; Симбирянин. 1914. № 1964. - С. 1; № 2009. - С. 2; № 2184. - С. 3.
38 Вестник внешкольного образования. Издание Пензенского общества содействия внешкольному образованию. -Пенза: 1916. № 1. - С. 3; Вестник Пензенского земства. 1915. № 23. - С . 406.
39 Составлено на основе: ГАСО (Саратов). Ф. 1. Оп. 1. Д. 9282. Л. 125 - 132; Саратовская жизнь. 1914. № 1173. - С. 1; Вольская жизнь. 1914. №№ 29 - 47; Волжское слово. 1915. № 2368. - С. 3.
40 Саратовская жизнь. 1914. № 1182. - С. 2; Жизнь (Саратов). 1917. № 2. - С. 1.
документальные научно-просветительские сюжеты, а в годы войны, в основном, научно-популярные фильмы и кинохроника современных событий (см. приложение № 2).
Превратившись в популярнейший вид досуга и развлечения в годы Первой мировой войны, кинофильмы, как массовое зрелище, способствовали формированию массовой культуры и массового сознания российского общества, с одной стороны, а с другой, сами являлись отражением специфики сознания общества военного времени. Кино содействовало развитию у общества чувства сопереживания, а залы электротеатров являлись местом, где эмоции людей могли найти себе выход.
Драмы, трагедии, фильмы ужасов стали, в определенной степени, отражением, подчас гипертрофированным, трагических событий военного времени. Одновременно они представляли источник разрядки для эмоциональной сферы человека. Стрессовые сюжеты кинокартин наряду с бедами окружающей жизни военного времени вырабатывали привычку к трагизму, происходящему вокруг людей, психологию военного времени. Под влиянием военной хроники, по крайней мере в первые годы войны, у общества формировалось чувство уверенности в успешности действий российских войск. Именно по причине возможности оказания сильнейшего воздействия на сознание общества посредством кино правительство неоднократно пыталось монополизировать права на киноиндустрию.
Приложение № 1.
39
Варианты кинематографических показов .
«Репертуар саратовского электротеатра «Везувий» на 3 - 4 января 1914 года:
1 - 2 отделения. «Ночь перед Рождеством».
3 отделение. Комические картины.
4 - 7 отделения. «Жрицы сладострастия» (драма).
8 отделение. «Почему Макс Линдер стал пьяницей» (комедия).
Играет оркестр.
Репертуар вольского кинотеатра Стелла» на период 5 - 28 февраля 1914 года:
1. «Камо грядеши» (драма);
2. «Чужой рукой» (драма);
3. «Макс сердцеед»;
4. Пате - журнал;
5. «Человек, который убил» (драма);
6. «Похождение жениха» (сатирическая);
7. «Культура яблок в Вашингтоне» (документальная).
Программа кинолент, представленных Самарским Обществом народных университетов в шести земских и одном городском лазарете 29 сентября 1915 года: «Комнатная муха и вред ею приносимый»;
«Сплав леса в Швеции»;
«Мальчик-нищий»;
«Пиренейские горы»;
«Праздник детской гимнастики в Стокгольме».
Программа благотворительного сеанса в саратовском кинотеатре «Огонек» в пользу семей запасных нижних чинов, организованного 30 августа 1914 года в 13 часов: 1 - 3 отделения. «Величие сердца или благородство любви»;
4 отделение. «Кровь и песок» (интересная драма);
5 отделение. «Ненависть к черным или воздушный полет» (комедия).
В перерывах концерт труппы московских
психофутуристов».
Приложение № 2.
Репертуар научно-просветительского «Разумного кинематографа» в городе Сара-
40
тове.
Программа на 12 января 1914 года:
Отделение 1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (картина в 2-х частях).
Отделение 2. «Светила вселенной и зоологический сад в Риме» (научная); «По Сиаму» (видовая); «Трио акробатов» (с натуры).
Отделение 3. «Гимнастические упражнения в Англии и охота на летчих собак» (научная); «Скорбный путь» (видовая); «Гантрану и закуски не по вкусу» (комедия).
Дополнительное отделение сверх программы. «Боба негритенок», «Боба судья», «Волшебная удочка» (комедии для детей).
Программа на 1 января 1917 года:
Отделение 1. «Возвращение Улисса» (историческая пьеса).
Отделение 2. «В Китае» (документальное кино о жизни китайцев).
Отделение 3. «Хроника мировых событий».
CINEMA - THE PHENOMENON OF RUSSIAN СULTURE IN THE YEARS OF THE FIRST WORLD WAR (ON MATERIALS OF THE VOLGA PROVINCES)
© 2007 E.Y.Semenova
Volga Branch of Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Samara
In the paper the cinematographic repertoire in the period of the First World War is researched as well as its specificity in the Volga provinces territory (Samara, Saratov, Simbirsk and Penza) and the way cinemas worked. The author analyzes the influence of cinematography on the society in conditions of wartime.