УДК 008:14
М. В. Александрова
Пограничность творчества в провинции: Григорий Либкен и первые опыты ярославского кинематографа
Выполнено по гранту РФФИ - 15-03-00655
Статья посвящена исследованию деятельности ярославского предпринимателя и кинопрокатчика Г. И. Либкена -основателя ярославской киностудии «Г. И. Либкен», функционировавшей в 1914-1917 гг. В статье осуществлен анализ инициатив Г И. Либкена, выступавшего кинопрокатчиком, кинопродюсером, режиссером, изредка - актером. В статье рассматривается опыт кинопроизводства и кинопроката в провинции в аспекте пограничности между коммерческой деятельностью и творческой самореализацией личности рубежной эпохи.
Ключевые слова: Г. И. Либкен, пограничность, Ярославль, дореволюционный кинематограф, российская киноиндустрия, провинция, творческая личность.
M. V. Aleksandrova
Frontier of Creativity in the Province: Grigory Liebken and First Experiences of Yaroslavl Cinema
The article is devoted to the research of the activity of Yaroslavl businessman and film distributor G. I. Liebken, the founder of Yaroslavl film factory «G. I. Liebken», functioned in 1914-1917. The article analyzes the initiatives of G I. Liebken, who acted as a film distributor, film producer, director, and occasionally an actor. The article examines the experience of film production and film distribution in the province in the aspect of the borderline between commercial activity and creative self-actualization of the personality of the boundary era.
Keywords: G. I. Liebken, borderline, Yaroslavl, pre-revolutionary cinematography, Russian film industry, province, creative personality.
Кинематограф стал одним из самых ярких явлений массовой культуры России на рубеже XIX-XX вв. При этом кинопрокат, а также временные и стационарные кинотеатры достаточно быстро распространились не только в столичных городах, но и в провинции. В Россию кинематограф пришел в
1896 г. - через четыре месяца после парижских киносеансов братьев Люмьер, а в канун нового,
1897 г., «оживленные фотографии в натуральную величину» демонстрировались в ярославском городском театре [5]. Отечественная киноиндустрия начала XX в. балансировала на грани коммерции и искусства. До второй половины 1900-х гг. вклад российских предпринимателей в кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съемками документальных короткометражных лент. В связи с этим деятельность одного из первых апологетов кино в России Григория Либкена представляет особенный интерес, отражая черты и условия развития творческой личности в рубежную эпоху.
Григорий Иванович Либкен - коммерсант и киноман, многогранная личность, упоминаемая в анналах истории отечественного кино и в колонках криминальной хроники ярославской прессы. В био-
графии этого предпринимателя, основателя одной из первых отечественных кинофабрик, много неточностей и белых пятен. Неизвестны год и место рождения Либкена, но в Ярославле его считали выходцем из Одессы. Спорным остается и написание самой фамилии: в разных публикациях он упоминается как Либкен, Либкин, иногда Липкин. Будучи евреем, Григорий Либкен вынужден был принять крещение, чтобы покинуть предписанную законом черту оседлости [3, с. 304]. С начала XX в. он числится среди домовладельцев Ярославля, а пик его успеха в коммерческой и творческой деятельности приходится на предреволюционные годы. Поселившись в Ярославле, Григорий Либкен создал первую в городе сеть фирменных магазинов, открыв «образцовые колбасные» в самых престижных кварталах города: на Вла-сьевской улице (ныне - ул. Свободы), на Екатерининской «против Сиротского дома» (ул. Андропова), а также в собственном доме на Духовской (ул. Республиканской). Кроме торговых точек в Ярославле Либкену принадлежали колбасная фабрика и рыбокоптильня.
Не останавливаясь подробно на данной стороне коммерческой деятельности Либкена в Ярославле, отметим лишь некоторые ее черты. Одним из рыча-
© Александрова М. В., 2017
гов развития бизнеса для Либкена были рекламные акции, часто требовавшие солидных затрат, по-видимому, вполне окупавшихся. Реклама гастрономических магазинов Либкена регулярно печаталась на страницах практических всех периодических изданий Ярославля - «Ярославская колотушка», «Голос», «Северный край» и др. Либкен традиционно обращался к покупателю доверительно, «от первого лица»: «В колбасном моем магазине более 1 000 окороков приготовлены к празднику. Большой выбор пулярдок, каплунов, всевозможные паштеты. Только что получены омары. С почтением, Г. Либкен» [14]. В неспокойное время стачек и забастовок Либкену часто приходилось проявлять гибкость: в годы первой русской революции он вовремя шел на уступки персоналу, одним из первых в городе сократил часы работы в праздничные дни [15]. При этом о своих политических взглядах Григорий Либкен заявлял достаточно уверенно и не без эпатажа. 18 октября 1905 г. после принятия Николаем II «Октябрьского манифеста» в Ярославле получил широкую огласку «факт поругания святыни известным в городе торговцем и заводчиком евреем Либкеном, который, находясь на митинге в Земской управе, на глазах у многочисленной публики разорвал царский портрет, а также ругал императора» [10]. Подобные высказывания свидетельствовали о крайних монархических позициях, которые занимал Либкен, недовольный, как и большинство правых сил, уступками революционерам. Однако именно Григорию Либкену более всех досталось в жестоком еврейском погроме 25 октября 1905 г.: «один за другим магазины, фабрика и квартира Либкена были опустошены толпами хулиганов и черносотенцев, а затем и прибывшими для подавления беспорядков казаками, прихватившими в качестве улик массу окороков, колбас и икры» [16].
За факт поругания царского портрета Либкен привлекался к уголовной ответственности. Это был не первый случай его конфликтов с властями, но чаще дело касалось нарушений правил торговли и коммерческих махинаций. По воспоминаниям посвященных в дела Либкена ярославцев, не обходилось без жульничества и сокрытия доходов. Мемуарист С. В. Дмитриев писал о Либкене: «чистокровный Шкловский, еврей, первоклассный авантюрист, не имеющий ни копейки своих денег... Он предложил мне поставить у него бухгалтерию. начал требовать мошеннических записей в бухгалтерских книгах, за которые в случае, если б он попался, попало бы и мне. Кроме того, меня предупредили и приятели, что Либкен жулик» [3, с. 304].
В целом для провинциального Ярославля Либ-кен был достаточно заметной и противоречивой фигурой. Кинематограф, быстрыми темпами распространявшийся в России, стал для предпринимателя не только новым и выгодным направлением
бизнеса, но и сферой самореализации, объектом удовлетворения творческих амбиций. С 1905 г. (по другим данным - с 1907 г.) Либкен содержал в Ярославле кинематографическую прокатную контору. К июлю 1914 г. ее отделения действовали по всей России: головное отделение в Москве, отделения в Екатеринбурге, Иркутске, Ташкенте, Киеве, Ново-николаевске и на Дальнем Востоке [7]. Для показа картин в Ярославле Либкен поначалу арендовал здание цирка на Сенной площади. В 1907 г. он открыл стационарный кинотеатр «Волшебные грезы» в принадлежавшем ему трехэтажном здании на Власьевской улице. В том же здании располагался колбасный магазин Либкена, а также престижная частная гимназия Щеголева, арендовавшая помещения верхнего этажа [3, с. 349].
В начале 1910-х кинотеатр «Волшебные грезы» должен был конкурировать с другими успешными кинопрокатчиками Ярославля, в частности с московским предпринимателем И. М. Бобриновым, арендовавшим ряд кинотеатров города, в том числе - «Рекорд» на той же Власьевской улице. Либке-ну нередко удавалось первым получать новинки проката: в 1909 г. в «Волшебных грезах» была продемонстрирована первая русская цветная картина «Ухарь-купец» - одновременно со столичной премьерой [5]. Для привлечения внимания к своему кинотеатру Либкен использовал оригинальные рекламные акции. В частности, билеты в кино бесплатно получали постоянные клиенты колбасных магазинов, в людных местах города прибивались блокноты с расписанием киносеансов Либкена и надписью: «Просим оторвать один листок» [17].
Если в начале 1900-х гг. репертуар отечественных кинотеатров составляли преимущественно импортные фильмы, то в 1908-1913 гг. в России начинается выпуск полнометражных художественных кинолент, возникают киноателье Ханжонкова, Дранкина, Ермольева. Григорий Либкен включается и в этот процесс: в 1913 г. выходит первая снятая им картина - «Дочь купца Башкирова» (другое название - «Драма на Волге»). Режиссером фильма стал Николай Ларин, впоследствии прославившийся в эмиграции. В основу сценария легло подлинное уголовное дело. Журнал «Сине-Фоно» практически полностью пересказывает драматичный сюжет фильма, отмечая: «Это превосходная русская картина, прекрасно разыгранная и со вкусом поставленная. Фоном для нее послужила ширь Волги-матушки, и картины реки производят дивное впечатление. Прекрасно поставлена режиссерская часть г. Лариным. Лента произвела на всех превосходное впечатление и будет иметь огромный успех» [11]. При этом Либкен сознательно идет на скандал, создающий ажиотаж вокруг фильма. Фамилия в названии была выбрана неслучайно: в момент съемок в Нижнем Новгороде широко обсуждалось
громкое дело о любовных похождениях губернатора с участием дочери гласного Нижегородской думы купца Якова Башкирова. Уже после выхода в прокат газеты писали: «Нас просят сообщить, что лента "Дочь купца Башкирова" будет выпущена под названием "Драма на Волге"... Перемена названия ее произошла вследствие совпадения фамилии героини драмы с фамилией известных купцов одного из приволжских городов, совпадение, конечно, чисто случайное» [12].
В начале 1914 г. в ярославской газете «Голос» появилось объявление, где сообщалось, что Григорий Иванович Либкен «устраивает собственную фабрику картин для синематографа. Им сорганизована труппа из петербургских и московских артистов» [18]. Афиши свидетельствуют, что первые шаги фабрика Либкена делала под названием «Общество Волга». Позднее регистрируется акционерное общество «Г. И. Либкен» с основным первоначальным капиталом в полмиллиона рублей. Ярославская кинофабрика расположилась за Романовской заставой в Полушкиной роще. Ее базой стали деревянные павильоны, сохранившиеся после Показательной выставки Ярославской губернии, приуроченной к приезду императора Николая II в 1913 г. В свою труппу Либкен набирал и авантюристов, и «любителей и любительниц драматического искусства» [2]. В частности, Либкен часто снимал певицу шансонье Марию Петини. На студии Либ-кена начинал и А. И. Бек-Назаров - будущий советский актер, кинорежиссер, сценарист.
В 1914-1918 гг. главным режиссером студии Либкена часто выступал Сигизмунд Веселовский, приехавший из Львова. В 1918-1819 гг. он работал в киевском отделении акционерного общества «Либкен и Ко». Одним из режиссеров, занятых у Либкена был ярославец С. К. Митрич, окончивший факультет криминалистики Демидовского лицея, с 1918 г. ставший актером Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова. Оператором многих фильмов, снятых на ярославской киностудии, был П. В. Мосягин - сын ярославского хлеботорговца, художник, член Ярославского художественного общества. На киностудии Либкина он снял более десяти фильмов, а с 1923 г. продолжил кинематографическую карьеру в Москве [8]. Помимо талантливых любителей, Либкен привлекал к работе технические новинки: в 1915 г. он использовал «кинето-фон - симбиоз кинопроектора и фонографа» [4].
В апреле - августе 1914 г. Либкен снимает в Ярославле художественный исторический фильм «Стенька Разин». Съемки проходили в окрестностях города - на Верхнем острове, у деревни Зма-ново [18]. В массовых сценах участвовало до тысячи ярославцев. Главные роли играли как актеры-любители, так и профессиональные артисты. В частности, роль Насти, жены Степана играла кня-
гиня Ольга Оболенская. Сам Либкен, выступая режиссером фильма, кроме того сыграл эпизодическую роль Менеды-хана, отца персидской княжны. Рекламная кампания «Стеньки Разина» осуществлялась с размахом. Журнал «Сине-Фоно» отмечал «великолепный рекламный материал - художественные многокрасочные плакаты, иллюстрированные брошюры-либретто, большие фототипии, открытки...» Афиши гласили: «Небывалая в России грандиозно-художественная постановка! Съемка производилась на Волге, на исторических местах! Специально выстроенные струги и челны. В массовых сценах участвуют тысячи народа. Великолепные костюмы костюмерной оперы Зимина. Захватывающий художественно правдивый сюжет Оживают легенды и песни народные о грозном атамане и его удальцах, о его грозной славе, могучей силе, великой любви и страшной смерти» [13]. Премьера «Стеньки Разина» состоялась 5 декабря 1914 г. в столичных электротеатрах, а в Ярославле - в начале 1915 г. в новом кинотеатре «Художественный» (в условиях Первой мировой войны кинотеатр «Волшебные грезы» был отдан под госпиталь) [5].
Среди имевших зрительский успех работ киностудии Либкена нередки отсылки к историческим событиям и литературной классике: исторический фильм «Капитанская дочка» (1914), «Человек из ресторана» по повести И. С. Шмелева (1916), «Ледяной дом» по роману И. И. Лажечникова (1916). Часть фильмов была снята на злобу дня, в частности посвящена антигерманской пропаганде: фильм «Прусский горе-Наполеон» (1916) представлял политический шарж на Вильгельма II. Востребованными и коммерчески успешными оказывались криминальные драмы, почерпнутые из реалий повседневной жизни провинции. В частности, фильм «Волгари», режиссером которого вместе с А. Аркатовым выступил сам Либкен, описывал темные страсти русского купечества: месть, поджог, ссылка на каторгу, любовь сына купца и дочери его врага, убийство невинной девушки и примирение сторон с мелодраматическим финалом. Реклама акцентировала внимание на близости сюжета провинциальному зрителю: «Родной сюжет! Родные снимки кормилицы-Волги! Волжская драма из жизни русского купечества старого закала. Смотрится с живым интересом». Журнал «Сине-Фоно» отмечал, что в «Волгарях» «показана жизнь матушки-Волги, перед зрителем проходят картины ледохода, открытия навигации, сцены бурлацкого быта» [6].
Драма «Дети купца Волжина» стала новым обращением к беспроигрышной для Либкена тематике. История вражды двух братьев - горбуна и красавца - разворачивается в Ростове, на берегу озера Неро. Как и в случае с «Драмой на Волге», фильм получил скандальную репутацию. На этот раз Либ-кен использовал однажды опробованную схему: по
воспоминаниям А. Бек-Назарова, втайне от всех он готовил фильм к выпуску под названием «Дети Петра Смирнова», шантажируя таким образом известного фабриканта, владельца водочных заводов. В итоге Смирнов заплатил за то, чтобы картина вышла под иным названием [1, с. 49].
С 1914 по 1917 г. акционерным обществом «Г. И. Либкен» было снято более 70 фильмов [18]. По воспоминаниям А. И. Бек-Назарова, негативно отзывавшегося о работе на ярославской студии, «глупую либкенскую стряпню» снимали в течение 1-2 недель, а сценария часто не существовало [1, с. 48]. Однако эта характеристика верна лишь отчасти - съемочный процесс исторических картин требовал огромных усилий. В частности, постановка картины «Ледяной дом» длилась два года: «в
1914 г. в Ярославле был выстроен ледяной дворец, но вследствие задержки в получении исторических костюмов из Москвы - прошла зима, и весной, под действием солнечных лучей, дворец рухнул. В
1915 г. пришлось снова строить ледяной дворец, на этот раз съемка благополучно была закончена. Немалых трудов стоило заполучить зимой требовавшихся по ходу пьесы живых зверей: львов, медведей» [7].
Значительное количество снятых на фабрике Либкена картин погибло в дни подавления ярославского восстания в июле 1918 г. До наших дней сохранилось лишь 13 фильмов, выпущенных фабрикой Г. И. Либкена [18]. В 1919 г. Либкен оказался в эмиграции. В Константинополе он открыл прокатную контору, но был арестован полицией за прокат германских и австрийских фильмов. О последних годах его жизни сведений практически нет [9].
Независимо от оценки художественного уровня ярославских кинолент общества «Г. И. Либкен», первые опыты ярославского кинематографа имеют особую ценность - как с точки зрения интеграции местных талантов в развитие отечественного кинопроизводства, так и с точки зрения фиксации реалий Ярославля начала XX в., ставшего органичной декорацией для съемок исторических полотен. Сам Григорий Либкен, являя пример коммерсанта в искусстве, стал яркой личностью в истории предреволюционного Ярославля. Оказавшись на стыке эпох, он во многом уловил и отразил потребности массовой культуры рубежной эпохи, воспевая в «аляповато -оперных» картинах эпичность русской истории, размах купеческих страстей, тягу к красивой жизни и тревожную атмосферу последних лет Империи.
Библиографический список
1. Бек-Назаров, А. И. Записки актера и кинорежиссера [Текст] / А. И. Бек-Назаров. - М., 1965.
2. Голос [Текст]. - 23 апреля 1914.
3. Дмитриев, С. В. Воспоминания [Текст] / С. В. Дмитриев. - Ярославль, 1999. - 392 с.
4. Ерохина, С. В. Кинематограф в Угличе в начале XX в. / С. В. Ерохина // Великий волжский путь: человек, пространство, время, документ. - Ярославль, 2011. - C. 344.
5. Зубатенко, И. «Спешите видеть! Чудо века!»: Печатная кинореклама конца XIX - начала XX в. Из собрания Ярославского музея-заповедника [Электронный ресурс] / И Зубатенко // Ярославский музей-заповедник. - Режим доступа: http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/speshite-videt-chudo-veka
6. Иванова, В., Мыльникова, В. Волгари [Текст] /
B. Иванова, В. Мыльникова // Великий Кинемо: каталог сохранившихся игровых фильмов России: 19081919. - М., 2002. - С. 190-191.
7. Кино Журнал [Текст]. - 1916. - № 23/24. -
C. 143.
8. Майоров, Н. Григорий Иванович Либкен [Электронный ресурс] / Н. Майоров // «Первые в кино». -Режим доступа: http://cinemafirst.ru
9. Полывянная, М. Штрихи к портрету Петра Мо-сягина [Текст] / М. Полывянная // Северный край. - 23 октября 2001.
10. Последние новости [Текст]. - 29 июля 1920.
11. Русский народ [Текст]. - 14 января 1910.
12. Сине-Фоно [Текст]. - 1913. - № 25. - C. 32.
13. Сине-Фоно [Текст]. - 1913. - № 4. - С. 30.
14. Сине-Фоно [Текст]. - 1914. - № 3. - C. 35
15. Северный край [Текст]. - 15 декабря 1901.
16. Северный край [Текст]. - 15 февраля 1905.
17. Северный край [Текст]. - 25 октября 1905.
18. Смирнов, Р. О чем писали «северяне» 100 лет назад / Р. Смирнов // Ярославский регион. - 31 мая 2008.
19. Ярославское кино: история одной кинофабрики [Электронный ресурс] // Ярославский музей-заповедник. - Режим доступа: http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/yaroslavskoe-kino-istoriya-odnoj-kinofabriki/
Bibliograficheskij spisok
1. Bek-Nazarov, A. I. Zapiski aktera i kinorezhissera [Tekst] / A. I. Bek-Nazarov. - M., 1965.
2. Golos [Tekst]. - 23 aprelja 1914.
3. Dmitriev, S. V. Vospominanija [Tekst] / S. V. Dmitriev. - Jaroslavl', 1999. - 392 s.
4. Erohina, S. V Kinematograf v Ugliche v nachale XX v. / S. V. Erohina // Velikij volzhskij put': chelovek, prostranstvo, vremja, dokument. - Jaroslavl', 2011. -C. 344.
5. Zubatenko, I. «Speshite videt'! Chudo veka!»: Pechatnaja kinoreklama konca XIX - nachala XX v. Iz sobranija Jaroslavskogo muzeja-zapovednika [Jel-ektronnyj resurs] / I Zubatenko // Jaroslavskij muzej-zapovednik. - Rezhim dostupa: http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/speshite-videt-chudo-veka
6. Ivanova, V., Myl'nikova, V Volgari [Tekst] / V. Ivanova, V Myl'nikova // Velikij Kinemo: katalog
sohranivshihsja igrovyh fil'mov Rossii: 1908-1919. - M., 2002. - S. 190-191.
7. Kino Zhurnal [Tekst]. - 1916. - № 23/24. - S. 143.
8. Majorov, N. Grigorij Ivanovich Libken [Jel-ektronnyj resurs] / N. Majorov // «Pervye v kino». -Rezhim dostupa: http://cinemafirst.ru
9. Polyvjannaja, M. Shtrihi k portretu Petra Mosjagina [Tekst] / M. Polyvjannaja // Severnyj kraj. - 23 oktjabrja 2001.
10. Poslednie novosti [Tekst]. - 29 ijulja 1920.
11. Russkij narod [Tekst]. - 14 janvarja 1910.
12. Sine-Fono [Tekst]. - 1913. - № 25. - C. 32.
13. Sine-Fono [Tekst]. - 1913. - № 4. - S. 30.
14. Sine-Fono [Tekst]. - 1914. - № 3. - C. 35
15. Severnyj kraj [Tekst]. - 15 dekabrja 1901.
16. Severnyj kraj [Tekst]. - 15 fevralja 1905.
17. Severnyj kraj [Tekst]. - 25 oktjabrja 1905.
18. Smirnov, R. O chem pisali «severjane» 100 let nazad / R. Smirnov // Jaroslavskij region. - 31 maja 2008.
19. Jaroslavskoe kino: istorija odnoj kinofabriki [Jel-ektronnyj resurs] // Jaroslavskij muzej-zapovednik. -Rezhim dostupa: http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/yaroslavskoe-kino-istoriya-odnoj-kinofabriki/
Reference List
1. Bek-Nazarov A. I. Notes of the actor and film director. - M., 1965.
2. Voice. - April 23, 1914.
3. Dmitriev S. V Memoirs. - Yaroslavl, 1999. -392 p.
4. Erokhina S. V Cinematograph in Uglich at the beginning of the 20th century // the Great Volga way: person, space, time, document. - Yaroslavl, 2011. - P. 344.
5. Zubatenko I. «Hurry to see! Miracle of a century!»: Print film advertizing of the end of XIX - the beginning of the 20th century. From a meeting of Yaroslavl memorial estate [An electronic resource] // Yaroslavl memorial estate. - Access mode: http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/speshite-videt-chudo-veka
6. Ivanova V., Mylnikova V Natives of the Volga region/Great Cinemo: the catalogue of the remained fiction films of Russia: 1908-1919. - M., 2002. - P. 190-191.
7. Kino Zhurnal. - 1916. - № 23/24. - P. 143.
8. Maiorov N. Grigory Ivanovich Libken [An electronic resource] // «The first in cinema». - Access mode: http://cinemafirst.ru
9. Polyvyannaya M. Strokes to Pyotr Mosyagint // Severny Krai. - October 23, 2001.
10. Poslednie Novosti. - July 29, 1920.
11. Russiky Narod. - January 14, 1910.
12. Sine-Fono. - 1913. - № 25. - C. 32.
13. Sine-Fono. - 1913. - № 4. - P. 30.
14. Sine-Fono. - 1914. - № 3. - C. 35
15. Severny Krai. - December 15, 1901.
16. Severny Krai. - February 15, 1905.
17. Severny Krai. - October 25, 1905.
18. Smirnov R. What about do «northerners» write 100 years ago // the Yaroslavl region. - May 31, 2008.
19. Yaroslavl cinema: history of one film studio [An electronic resource] // Yaroslavl memorial estate. - Access mode: http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/yaroslavskoe-kino-istoriya-odnoj-kinofabriki/